Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБУЧЕНИЕ ЦИФРОВОМУ ЧТЕНИЮ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РКИ: ПРИЕМЫ И ФОРМЫ

Работа №192146

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы109
Год сдачи2022
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
7
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Специфика цифрового чтения как вида речевой деятельности 9
1.1 Цифровизация образования как современная тенденция развития общества 9
1.2 Чтение как вид речевой деятельности в цифровой реальности 12
1.3 «Традиционное» и цифровое чтение в практике преподавания РКИ ... 16
1.4 Организация обучения чтению в практике преподавания РКИ в
«традиционном» аспекте 26
1.5 Цифровые тексты и цифровое чтение в научно-методической рефлексии
30
1.6 Когнитивные процессы, реализующие цифровое чтение 38
1.7 Цифровое чтение в аспекте РКИ: специфика, методическая
оснащенность 43
Выводы по главе 1 49
2 Научно-методическое обоснование форм и приемов обучения цифровому чтению в практике преподавания РКИ 51
2.1 Ресурсная база для обучения цифровому чтению в РКИ 51
2.2 Основные компоненты электронного образовательного ресурса,
направленного на обучение цифровому чтению. Критерии оценки 64
2.3 Цифровой образовательный ресурс «Хрестоматия текстов для обучения
цифровому чтению» в практике преподавания РКИ 69
2.3.1. Предисловие 70
2.3.2. Личный кабинет преподавателя и студента 70
2.3.3. Работа с лексикой. Словарь 72
2.3.4. Тематические блоки ресурса 73
2.3.5. Учебный текст ЦОР: организация работы по обучению цифровому
чтению 74
Текст №1 74
A) Работа с содержанием текста 77
Б) Лексические задания 79
B) Грамматические задания 82
Текст №2 85
А) Работа с содержанием текста 85
Б) Лексические задания 88
В) Грамматические задания 88
Выводы по главе 2 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 92
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 96


В жизни современного образованного человека чтение занимает значительное место, поскольку является важнейшим средством получения информации. Чтение - это отдельный, самостоятельный вид коммуникативной деятельности, направленный на удовлетворение потребности в информации, заключенной в тексте. Познавательная, эстетическая, производственная, бытовая деятельность человека непосредственно связана с чтением.
Исключительная особенность чтения заключается в том, что это очень сложный психический и умственный процесс, в основе которого лежит извлечение информации из письменного фиксированного текста. Данная деятельность включает в себя такие важные психические функции, как внимание, память, мышление и смысловое восприятие, а также понимание информации, закодированной графическими знаками.
Чтение с момента своего появления было средством расшифровки написанного. Функция декодирования изначально определялась способом представления информации (текста), социальной базой письменности и особенностями его носителя. Эволюционные изменения элементов чтения, происходящие в течение длительного времени, привели к неизбежному развитию его моделей, практик и технологий. В эпоху глобальной цифровизации и «информационно-медийной» письменности совершенно закономерным стал процесс развития «цифрового чтения» (далее - ЦЧ) [Мелентьева 2018, 48].
Обучение чтению играет важнейшую роль в системе обучения иностранным языкам, поскольку рассматривается как самостоятельный вид речевой деятельности и занимает одно из главных мест по своей важности и доступности. Принципиальные изменения в подходах к процессу обучения чтению обуславливают поиск новых технологий и в обучении русскому языку как иностранному (далее РКИ).
Появление нового формата чтения запустило процесс пристального изучения его специфики. Исследователи феномена цифрового чтения уделяют особое внимание как его достоинствам, так и рискам, связанным с пониманием и усвоением прочитанного, что является основным показателем успешности чтения. Изучение данного вопроса актуально для зарубежных и российских ученых. Например, А. Dillon, обобщая исследования, проводимые в 1980-1990 гг., утверждает, что нет значительной разницы в качестве понимания текста с цифрового и бумажного носителя [Tawil 2020, URL]. В то же время Ю. П. Мелентьева в своих работах утверждает, что для прогнозирования последующего развития процесса чтения необходимо изучить его многоаспектную природу, понять его сущность и осмыслить масштаб изменений, происходящих на данном этапе развития цивилизации.
Четвертая информационная революция, прежде всего, связана с распространением новых технологий, коньком которых является ЦЧ, под которым стоит понимать «чтение в электронной среде текстов (в самом широком смысле), прошедших цифровую обработку» [Мелентьева 2018, 48]; «процесс извлечения смысла из текста, представленного в цифровом формате» [Glossary of Grammatical and Rhetorical Terms, URL]. Исследователи отмечают, что печатные носители информации закономерно вытесняются цифровыми, и в дальнейшем этот процесс будет только усиливаться. Таким образом, можно сделать вывод, что ЦЧ непосредственно связано с понятием «электронный текст», то есть текст, произведенный с помощью электронного носителя информации. Чтение с экрана отличается рядом особенностей зрительного восприятия и специфичностью его обработки на когнитивном уровне.
Чтение - основополагающий источник информации и средство обучения, поэтому изучение его трансформации, смещения в сторону цифрового формата актуально в настоящее время, в него вовлечены специалисты из разных научных областей: когнитивной психологии, психологии чтения, социологии и педагогики чтения.
Актуальность. Учитывая глобальную тенденцию смещения чтения в сторону цифрового формата, необходимо в процессе обучения РКИ активно использовать ЦЧ и его уникальные возможности.
В настоящее время в научных кругах активно обсуждается вопрос эффективности использования ЦЧ в обучении РКИ в свете перехода на полную цифровизацию образования. Результаты исследований показывают, что ЦЧ имеет бесспорные преимущества, но, в то же время, есть ряд проблем, связанных с особенностями восприятия цифровых текстов.
В преподавании РКИ чтение и работа с текстом - это основной вид речевой деятельности в разных целевых аудиториях. Цифровой текст занимает центральное место, так как дает возможность обучать иностранных студентов на современном актуальном материале и требует от них формирования и развития определенных навыков, необходимых для обработки данных, представленных в цифровом формате. Этот вопрос стоит остро, поскольку иностранные студенты в процессе обучения чаще всего сталкиваются именно с цифровыми текстами на русском языке. По мнению Т.С. Веселовской, использование таких текстов - ключевой компонент коммуникативного метода, основанного на применении аутентичных текстов в процессе обучения РКИ [Веселовская 2021, 83]. Таким образом, вопрос о методах, форматах и приемах обучения ЦЧ в практике РКИ является одним из наиболее актуальных.
Цель данной магистерской диссертации: определить специфику форм и приемов обучения цифровому чтению в практике преподавания РКИ.
Выполнение поставленной цели предполагает выполнения ряда задач:
1. Изучить теоретические и методические основы обучения чтению в практике преподавания РКИ.
2. Выявить специфику цифрового чтения как вида речевой деятельности.
3. Исследовать научно-методические возможности обучения
цифровому чтению в аспекте РКИ.
4. Представить особенность электронно-образовательного контента, основанного на использовании цифрового чтения в практике РКИ.
5. Создать цифровой образовательный ресурс «Хрестоматия текстов для обучения цифровому чтению» в практике преподавания РКИ.
Объект исследования: методические аспекты обучения цифровому чтению в практике РКИ.
Предмет исследования: средства, приемы обучения цифровому чтению в рамках создания хрестоматии дидактического типа.
В ходе работы над магистерской диссертацией использованы теоретические и эмпирические методы исследования: метод научнометодического описания, классификация и обобщение научно-методической информации; моделирование цифровой среды, апробация цифрового ресурса.
Гипотезы:
- когнитивные механизмы, используемые для осуществления ЦЧ, имеют ряд особенностей, отличающих его от традиционного;
- ЦЧ в процессе обучения РКИ является одним из основных современных аспектов качества образования;
- использование цифровых текстов в практике РКИ требует дополнительного их анализа и создания комплекса заданий, учитывающих особенности его методического содержания.
Теоретической базой магистерской диссертации стали работы результаты исследований группы ученых под руководством Н. А. Борисенко, К. В. Мироновой, С. В. Шишковой, Г. Г. Граника, проводивших эксперимент по изучению эффективности восприятия и понимания традиционного и цифрового текста; научные труды доктора педагогических наук, профессора, члена-корреспондента РАО Ю.П. Мелентьевой, по вопросам цифровизации образовательного процесса и роли цифрового чтения в обучении РКИ. В ходе работы над магистерской диссертацией изучены материалы VIII научнопрактической конференции Российской ассоциации дислексии «Чтение в цифровую эпоху» (2018, Москва), а также проанализированы научные статьи кандидата филологических наук Т.С. Веселовской в области исследования мультимодального анализа электронного текстового материала.
Новизна исследования. Активное использование цифровых технологий оказывает существенное влияние на высшее образование, кардинально трансформирует его ландшафт. ЦЧ в настоящее время выступает в качестве основного источника знаний и средства общественной коммуникации. Следовательно, вопросы сохранения общечеловеческих ценностей, обеспечения качества образования и его гуманизации имеют непосредственное отношение к ЦЧ.
Изучение механизмов и особенностей обучения ЦЧ в настоящее время представляют большой интерес. В данной работе проведен системный анализ имеющихся исследований по этому вопросу.
Формирующаяся цифровая образовательная среда дает возможность доступа к любым цифровым образовательным ресурсам. Однако, для их эффективного использования требуются определенные умения и навыки, поэтому подготовка специалистов, способных обучить ЦЧ, является важнейшей задачей. В магистерской диссертации проанализированы механизмы ЦЧ, а также ходе работы автором создан собственный образовательный сайт для обучения ЦЧ в рамках преподавания РКИ, на котором размещены учебные тексты, с комплексом упражнений.
Практическая значимость магистерской работы определяется ее практико-ориентированным характером. Разработанный автором фрагмент цифрового образовательного ресурса (ЦОР) «Хрестоматия текстов для обучения цифровому чтению» соответствует требованиям времени, является открытым и может широко использоваться в процессе обучения РКИ, в перспективе может быть дополнен новыми учебными материалами.
Структура работы определяется ее целями и задачами. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованных источников и литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, описаны объект и предмет, цели и задачи, практическая и теоретическая значимость, научная новизна, представлены методы исследования.
В первой главе рассмотрен вопрос цифровизации образования, места чтения в цифровой реальности, отличия цифрового и «традиционного» чтения в практике преподавания РКИ, а также изучена специфика цифрового чтения как вида речевой деятельности и его методическая оснащенность.
Во второй главе описаны основные компоненты электронного образовательного ресурса и критерии его оценки, проведен анализ существующей ресурсной базы по обучению цифровому чтению в РКИ, а также описан опыт по созданию собственного цифрового образовательного ресурса.
В заключении обобщаются результаты, формируются основные выводы. Список литературы в конце работы содержит 70 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цифровая революция обусловила развитие процесса глобальной цифровизации и информатизации всех сфер жизнедеятельности общества. В связи с этим в образовании взят курс на создание полноценной информационно-образовательной среды, способной обеспечить высокий уровень образования и культурного развития населения. Эта тенденция является основополагающим фактором, обуславливающим концентрацию внимания исследователей в области внедрения информационнокоммуникативных технологий в образовательный процесс и актуализации электронного образования, которое на данный момент является основным средством воплощения в жизнь открытого образования в рамках создания информационно-образовательной среды.
Чтение - основополагающий аспект обучения. Цифровая эволюция привела к модификации носителей текстовой информации, ее хранению. Произошло смещение самого процесса чтения от традиционного к цифровому. Новый, цифровой формат чтения обладает рядом свойств, которые полностью еще не изучены.
Магистерская диссертация посвящена изучению форм и приемов обучения цифровому чтению в практике РКИ.
Точкой отсчета для осуществления такого речевого действия, как чтение, необходим источник информации, т.е. текст. В ходе работы над диссертацией был проведен сравнительный анализ текстового материала, расположенного на бумажном и электронном носителе и рассмотрены особенности восприятия информации с листа (печатный формат) и экрана (электронный формат).
Содержание понятия «текст» не претерпело эволюционных изменений. В любом формате хранения или чтения текст - это человеческая мысль, закодированная в виде полной и связной последовательности символов. Главная цель процесса чтения заключается в извлечении информации, т.е. в дешифровке этого кода.
Филологи, в зависимости от целеполагания чтения, выделяют следующие его виды: ознакомительное, просмотровое, поисковое и изучающее. Все эти виды могут быть использованы в работе с текстовым материалом, независимо от формата чтения (традиционный или цифровой).
Глобальные изменения цифрового формата чтения в сравнении с традиционным связаны, прежде всего, с появлением электронных носителей информации, приспособлений для воспроизведения цифрового текстового материала (компьютер, планшет, телефон и пр.) и возможностей интернет- пространства, в котором этот текст существует. Так как текст - это базовый компонент ЦОР и учебно-методических комплексов, необходимо понимать его устройство и особенности процесса чтения в виртуальной среде.
Во-первых, при цифровом чтении кардинально меняется взаимодействие текст- читатель, в нашем случае обучающийся. Читатель становится пользователем, членом огромного виртуального пространства, где он может самостоятельно выстраивать траекторию получения информации.
Во-вторых, цифровой текст в силу цифровой природы имеет определенные особенности. Самыми важными из них являются:
-гипертекстуальность (способность перенаправлять читателя на другие контенты;
-интерактивность (возможность манипуляций при работе с текстом);
-мультимодальность (совокупность различных вербальных и невербальных систем).
Эти свойства цифровых текстов увеличивают мотивацию обучающегося, способствую разностороннему развитию, а также обеспечивают обратную связь или взаимодействие нескольких человек в сетевой образовательной среде. Кроме того, сам процесс чтения становится более индивидуальным - обучающийся самостоятельно определяет использование гиперссылок в зависимости от необходимости актуализировать какие-либо навыки, что позволяет выстраивать собственную, комфортную, учитывающую все познавательные потребности и способности, образовательную траекторию.
Природа цифрового чтения отличается от природы чтения с листа, поэтому чтение цифровых текстов требует от обучающегося развития определенных умений и навыков. Чтение текста в разных форматах опираются на разные когнитивные механизмы. При информационном анализе текста применяются разные стратегии. Например, при цифровом чтении активизируются стратегии поиска новой информации, проверки достоверности и актуальности данных, что не характерно для традиционного чтения с листа.
Цифровая природа делает цифровой текст мощным инструментом образовательного процесса, но в то же время цифровая природа существенно модифицирует механизм чтения. Цифровое чтение, в отличие от традиционного, характеризуется нелинейностью, фрагментарностью и отсутствием глубокого осмысления, так как снижается концентрация внимания. Эти свойства можно объяснить особенностями психофизического восприятия цифрового текста. Если при чтении с листа работает механизм последовательного прочитывания, то при чтении цифрового текста включается механизм сканирования. Тем не менее такие особенности могут быть оправданы, поскольку в настоящее время человек сталкивается с большим потоком информации, в котором необходимо быстро ориентироваться, не углубляясь в смысл той информации, которая в данный момент не является актуальной.
Обучение цифровому чтению в аспекте РКИ сегодня актуально, потому что цифровое чтение позволяет создавать виртуальную языковую реальность, ускоряющую процесс обучения и делая его достаточно эффективным.
Конструирование цифровых текстов требует более высокой профессиональной подготовки преподавателей. Нельзя стать частью цифровой образовательной среды, не владея навыками работы в интернет- пространстве и пользования компьютером. Цифровой текст должен соответствовать всем критериям, которые к нему предъявляются, то есть отвечать методическим, образовательным, воспитательным, моральнонравственным и техническим требованиям, поскольку он станет источником формирования мировоззрения обучающегося.
Полноценная работа с текстом предполагает наличие разноплановых и разноуровневых заданий, направленных на формирование и закрепление умений, знаний и навыков обучающихся во всех областях овладения РКИ. Поэтому процесс создания цифрового текста должен осуществляться параллельно с конструированием заданий к нему. В идеале, задания к тексту должны быть вариативными, что сделает процесс чтения и работы с ним более эффективным.
Не менее актуален вопрос создания ЦОР. К сожалению, качественных электронных учебников, электронных пособий, порталов, сайтов и других контентов для обучения цифровому чтению в рамках преподавания РКИ в настоящее время мало. На наш взгляд, наиболее эффективно создание индивидуальных сайтов преподавателем или группой преподавателей. Это позволит индивидуализировать процесс обучения, своевременно обновлять и пополнять контент, вносить корректировку в задания, делая их более эффективными. Однако в этом случае возникает целый ряд проблем, связанных с техническим обслуживанием, дизайном и экспертизой электронного ресурса для осуществления образовательной деятельности.
В ходе работы над магистерской диссертацией был создан фрагмент авторского образовательного сайта для обучения цифровому чтению в практике РКИ, где размещены учебные тексты и комплекс заданий для работы с ними в цифровом формате. Данный ресурс планируется использовать в последующей педагогической деятельности, а также развивать и совершенствовать его с учетом требований цифровой образовательной среды.



1. Ackerman R., Goldsmith M. Metacognitive regulation of text learning: On screen versus on paper //Journal of Experimental Psychology: Applied. - 2011. - №17 (1). - P. 18.
2. Chen G., Cheng W., Chang T., Zheng X., Huang R. A comparison of reading comprehension across paper, computer screens, and tablets: Does tablet familiarity matter? // Journal of Computers in Education. - 2014. - Vol. 1. - P. 213225. - URL: https://doi.org/10.1007/s40692-014-0012-z (дата обращения: 15.04.2022)
3. Coiro J., Dobler E . Exploring the online reading comprehension strategies used by sixth-grade skilled readers to search for and locate information on the Internet // Reading Research Quarterly. - 2007.- №42 (2). - P. 214-257.
4. Gascoigne C., Parnell J. Returning to reading: An online course in French off ers a snapshot of L2 reading habits and trends // The Reading Matrix- 2016. - №16 (2). - P. 37-47.
5. Mangen А., Walgermo B., Bronnick K. Reading linear texts on paper versus computer screen: Effects on reading comprehension // International Journal of Educational Research. - 2013. - Vol. 58. - P. 61-68.
6. Online reading. Glossary of Grammatical and Rhetorical Terms. -
URL: https://www.thoughtco.com/what-is-online-reading-1691357 (Дата
обращения: 13.03.2022)
7. Qayyum A., Williamson K. The online information expe-riences of news-seeking young adults // Information Re-search. - 2014. - Vol. 20 (2). - URL: http://www.informationr.net/ir/19-2/paper615.html#.V2p9oaJXJh4(Дата обращения: 20.03.2022)
8. Rothman D. A Tsunami of Learners Called Generation Z. - URL:http://mdle.net/Journal/A Tsunami of Learners Called Generation Z.pdf (дата обращения: 23.04.2022).
9. Tawil J., Haddad C., Farchakh Y., Sacre H., Nabout R., Obeid S., Salameh P., Hallit S. Tablet vs book learning: Impact on memory, attention and learning skills. - 2020. - URL: https://doi.org/10.21203/rs.3.rs-15843/v1(gaTa обращения: 23.04.2022).
10. Абрамова М. В. Интерактивность учебного текста в контексте формирования коммуникативной компетенции иностранных учащихся. Образовательные технологии и общество. - 2015. - №18 (4). - С. 529-539.
11. Абу Эль-Иля М. А. Ф. Применение системы дистанционного обучения Moodle в преподавании русского языка как иностранного // Электронные ресурсы открытого образования по русскому языку: лучшие практики: сб. статей междунар. научно-практической конференции, Москва, 07-08 декабря 2017 года / Ответственный редактор В.Н. Климова. - Москва: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, - 2018. - С. 810.
12. Акишина А.А., Тряпельников А.В. Кибертекст как новый вид учебного текста в цифровой среде обучения РКИ // CCS&ES. - 2018. - №3. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kibertekst-kak-novyy-vid-uchebnogo-teksta- v-tsifrovoy-srede-obucheniya-rki (дата обращения: 16.06.2022).
13. Анисимов А.М. Работа в системе дистанционного обучения Moodle: учебное пособие. - Харьков, ХНАГХ, 2008. - 275 с.
14. Артюшенкова Е.В. Теоретические основы исследования вопросов
мышления и чтения в контексте социогуманитарного знания // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-issledovaniya-voprosov- myshleniya-i-chteniya-v-kontekste-sotsiogumanitarnogo-znaniya (дата
обращения: 15.03.2022).
15. Белозерова Л. А., Поляков С. Д. Трансформация когнитивной сферы детей «цифрового поколения»: опыт анализа // Изв. Сарат. ун-та Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2021. - №1 (37). - С. 22-32.
..70


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ