ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ БЕГА И ЕГО СПЕЦИФИКА 6
1.1 История возникновения бега 6
1.2 Легкоатлетический бег 13
1.3 Оздоровительный бег 18
ГЛАВА 2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 30
2.1 Объект исследования 30
2.2 Организация исследования 31
2.3 Методы исследования 33
2.3.1 Изучение функционального состояния нервной системы 33
2.3.2 Изучение функционального состояния вегетативной нервной
системы 34
2.3.3 Изучение функционального состояния дыхательной системы 35
2.3.4 Изучение физической работоспособности 36
2.3.5 Изучение физического качества выносливость 36
2.3.6 Методика тренировки оздоровительным бегом 37
2.3.7 Методы математической статистики 39
ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 40
3.1 Результаты исследования функционального состояния организма,
уровня физической работоспособности и выносливости школьников до эксперимента 40
3.2 Результаты исследования функционального состояния организма,
уровня физической работоспособности и выносливости школьников после эксперимента 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
ВЫВОДЫ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 50
Оздоровительный бег является наиболее простым и доступным (в техническом отношении) видом циклических упражнений (к ним относят бег, спортивную ходьбу, плавание и т.п.). Он легко дозируется, заниматься можно при любой погоде, а также в любое время года, для этого не надо иметь особенного снаряжения, бегать можно самому, без помощи компетентного и опытного тренера. Бег и спортивная ходьба обладают уникальными особенностями, которые практически невозможно повторить другими видами физической деятельности. Прежде всего, это положительное влияние на вегетативную, дыхательную и нервно-мышечную системы .
Кроме основополагающих оздоровительных действий, связанных с влиянием на такие системы как гемодинамика (кровообращение), дыхание и нервно-мышечную систему, важно обозначить и его благотворное воздействие на углеводный обмен, функционирование печени и желудочнокишечного тракта, костную систему. Оздоровительный бег представляет собой уникальный способ разрядки негативных эмоций, которые способствуют возникновению хронического нервного перенапряжения .
Таким образом, положительные изменения в результате занятий оздоровительным бегом способствуют укреплению здоровья и повышению сопротивляемости организма действию неблагоприятных факторов внешней среды.
К сожалению, в данное время большинство школьников не придерживаются даже наиболее простых, но в то же время важнейших норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности (гиподинамии), вызывающей преждевременное снижение физических и функциональных возможностей, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, третьи не умеют отдыхать.
Актуальность темы заключается в том, что малоподвижный образ жизни большинства школьников в наше время приводит к большому количе- 3
ству заболеваний, а самым простым и универсальным способом для борьбы с этой проблемой является именно занятие оздоровительным бегом, которое положительно влияет на все системы организма занимающихся.
Объект исследования: дети 11 - 12 лет занимающихся и не занимающихся оздоровительным бегом.
Предмет исследования: программа тренировочных занятий оздоровительным бегом.
Таким образом, целью исследования является изучить оздоровительное влияние занятий бегом на функциональное состояние школьников 11-12 лет
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи исследования:
Изучить функциональное состояние нервной, дыхательной и вегетативной нервной системы у школьников 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся оздоровительным бегом.
Определить уровень физической работоспособности и уровень развития физического качества - выносливость у школьников 11-12 лет, занимающихся и не занимающихся оздоровительным бегом.
Провести анализ оздоровительного влияния занятий бегом у школьников 11-12 лет.
Гипотеза: предполагается, что школьницы 11-12 лет получат оздоровительный эффект от занятий бегом по специально разработанной программе.
Планируется, что занятия оздоровительным бегом позволят улучшить функциональное и физическое состояние организма школьников 11 -12 лет, так как оздоровительный бег оказывает благоприятное влияние на нервную, вегетативную, дыхательную системы организма. Способствует повышению иммунной системы, благодаря чему увеличивается сопротивляемость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Занятия оздоровительным бегом способствуют гармоничному развитию мускулатуры, улучшению подвижности в суставах и совершенствуют нервно-мышечную координацию.
Структура и объем дипломной работы: Работа состоит из введения, первой главы: «Особенности бега и его специфика», второй главы «Методы и организация исследования», третьей главы «Результаты исследования», заключения, выводов и списка использованной литературы.
Материал дипломной работы изложен на 52 страницах машинописного текста, содержит 4 таблиц, 7рисунков. Библиографический указатель содер- жит36 источников.
Оздоровительный бег имеет полезные свойства, которые трудно воспроизвести какими-либо другими видами физической нагрузки. В первую очередь, это благотворное влияние на сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную системы. Недостаток движений у современного человека приводит к нарушению многих систем организма.
От того, как и сколько мы двигаемся, в значительной степени зависит состояние нашего здоровья. Кроме того, влияние двигательной активности на наше настроение и умственную работоспособность часто бывает больше, чем это кажется на первый взгляд. Минздрав определил минимальную норму недельного объема двигательной активности школьника - десять часов.
В настоящее время, программой по физическому воспитанию в школах для занятий физической культурой предусмотрено количество часов меньше нормы недельной двигательной активности. Таким образом, для нормального функционирования организма школьникам необходимы дополнительные систематические занятия физической культурой и спортом. В общеобразовательных школах эти занятия проводятся в виде внеурочной деятельности по дисциплине «Физическая культура». Однако необходимо помнить о том, что они должны приносить пользу организму школьника и о том, что занятия физической культурой это не разовое мероприятие, а регулярное физическое самовоспитание на протяжении всей жизни.
Таким образом, подводя итог всему выше изложенному можно заключить, что при правильно подобранной методике, оптимальной дозировке, выполнении самоконтроля, использовании правильной техники и самое главное при желании заниматься, оздоровительный бег оказывает только положительное влияние на организм школьников 11-12 лет.
1. Алексеева Е.Н. Валеологическая подготовка студентов в процессе физического воспитания / Е.Н. Алексеева. - Москва : Ди- рект - Медиа, 2015 - 116с.]
2. Апанасенко Г.Л. Об оценке состояния здоровья человека / Г.Л. Апанасенко, Г.Г. Науменко, Т.Н. Соколовец. - Москва : Изд - во Врачебное дело, 1998. - 328с.
3. Вавиловские чтения:материалы постоянно действующей всероссийской междисциплинарной научной конференции, Том 13 - Марий Эл. : Изд - во Марийский государственный технический университет, 2010 - 345 с.
4. Валик Б.В. Тренерам юных легкоатлетов / Б.В. Валик. - Москва : Изд - во Физкультура и спорт, 1994. - 253 с.
5. Васильев Г.В. Легкая атлетика / Г.В. Васильев, Н.Г. Озо- лин. - Москва, 1952. - 852 с.
6. Верещагин Л.И. Оздоровительный бег: с чего начинать? / Л.И.Верещагин. - Москва : Изд - во Текст, 1998. - 60с.
7. Волков В.М. Бег и здоровье. Физкультура и спорт. / В.М. Волков, Е.Г. Мильнер. - Москва : Изд - во Физкультура и спорт, 1988.
• 147с
8. Ворошин И.Беговые виды лёгкой атлетики / И. Ворошин.
• СПб : Изд - во СПбГУФК им. Лесгафта, 2008.— 30 с.
9. Газенко О.Г. Физиология адаптационных процессов / О.Г. Газенко, Ф.З. Меерсона. - Москва : Изд - во Наука, 2006. - 635 с
10. Гутос Т. История бега / Т. Гутос. - Москва : Изд - во Текст, 2011. - 256 с.
11. Егер К. Юным спортсменам о тренировке / К. Егер, Г. Оельшлегель. - Москва : Изд - во Физкультура и спорт, 2005. - 129 с.
12. Ефронова А.Г. Бегание / А.Г. Ефронова. - Москва : Изд - во Эксмо, 1989. - 95с.
13. Ильин Е.П. Психология спорта / Е.П Ильин. - СПб : Изд - во Питер, 2012 - 110 с.
14. Коваль Л.Н. Физическая культура : учебно - методическое пособие для студентов 1 курса очной формы обучения / Л.Н.Коваль,
A. В.Коваль. - Москва : Изд - во Берлин - Директ - Медиа, 2015. - 97с.
15. Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре /
B. И. Ковалько. - Москва : Изд - во ВАКО, 2005. - 248 с.
... всего 36 источников