СВОЁ/ЧУЖОЕ В ПОВЕСТИ Л. ЛЕОНОВА «EVGENIA IVANOVNA»
|
Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Глава 1 6
1.1. Творчество Л. Леонова и его повесть «Evgenia Ivanovna» в современном
литературоведении 6
1.2. Оппозиция свой/чужой в языке и культуре 12
2. Глава 2. Оппозиция свой/чужой в системе персонажей повести Л. Леонова
«Evgenia Ivanovna» 16
2.1. Евгения Ивановна - Стратонов 16
2.2. Евгения Ивановна - Пикеринг 22
3. Глава 3. Оппозиция свой/чужой в пространстве-времени повести Л.
Леонова «Evgenia Ivanovna» 27
3.1. Внешнее и внутреннее пространство героев 27
3.1.1. Евгения Ивановна 29
3.1.2. Стратонов 34
3.1.3. Пикеринг 37
3.2. Географическое пространство 40
3.3. Историческое пространство 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Соотношение пути героев и имени главной героини 56
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Глава 1 6
1.1. Творчество Л. Леонова и его повесть «Evgenia Ivanovna» в современном
литературоведении 6
1.2. Оппозиция свой/чужой в языке и культуре 12
2. Глава 2. Оппозиция свой/чужой в системе персонажей повести Л. Леонова
«Evgenia Ivanovna» 16
2.1. Евгения Ивановна - Стратонов 16
2.2. Евгения Ивановна - Пикеринг 22
3. Глава 3. Оппозиция свой/чужой в пространстве-времени повести Л.
Леонова «Evgenia Ivanovna» 27
3.1. Внешнее и внутреннее пространство героев 27
3.1.1. Евгения Ивановна 29
3.1.2. Стратонов 34
3.1.3. Пикеринг 37
3.2. Географическое пространство 40
3.3. Историческое пространство 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ А Соотношение пути героев и имени главной героини 56
Леонид Максимович Леонов (1899 - 1994) - русский советский
писатель и драматург, сыгравший большую роль в формировании литературного процесса своего времени. Его называют продолжателем социально-реалистических традиций русской классической литературы (таких писателей, как Гоголь, Толстой, Чехов, Горький), а интерес к нравственной проблематике и гуманистическим ценностям роднит его творчество с произведениями Достоевского.
Степень разработанности темы. Повесть Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» о судьбе русской женщины, оказавшейся в эмиграции, начата в 1938 и опубликована в 1963 году. В работах исследователей 1970-80-х годов (В. А. Ковалев, Т. М. Вахитова и др.) интерпретация ее сводилась к тезису: «только у себя на родине может быть счастлив человек». В последние годы повесть «Evgenia Ivanovna» все чаще называют «загадкой», до конца не прочитанным «маленьким романом», но реально к ней обращается только Н. Л. Лейдерман в статье «Соцреалистический модернизм» Леонида Леонова» (Учебник Русская литература ХХ века. 1930-е - середина 1950-х годов. В двух томах. Том 1. Под редакцией Н. Л. Лейдермана, М. А. Липовецкого, М. А. Литовской)1 и Н. А. Непомнящих в своей монографии («Замятинский текст» в произведениях Л. М. Леонова: повесть «Evgenia Ivanovna») в связи с «замятинским текстом»2.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью интерпретации содержания повести через анализ её поэтики.
Основная проблема повести - тайна связи человека со своей землей. Её решению подчинена главная сюжетная линия, воссоздающая историю скитаний и самоопределения Евгении Ивановны в чужом социальном и культурном пространстве, трагедию «русской души» героини. По-разному поворачивается эта тема в судьбах бывшего русского офицера Стратонова и английского археолога Пикеринга, в изображении современности и исторических экскурсах повествователя. Всё это определяет значимость оппозиции «свой/чужой» в художественном мире повести. Она реализуется на разных уровнях структуры произведения: в сюжетно-композиционной организации, в системе персонажей, в художественном пространстве- времени. Задача данной работы - выявить сущностное воплощение этих категория на данных уровнях произведения.
Объект исследования - повесть Л. Леонова «Evgenia Ivanovna».
Предмет исследования - система персонажей, художественное пространство и время, нарративная структура повести.
Цель исследования - анализ повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» в аспекте бинарной оппозиции «свой/чужой».
Методы исследования: метод целостного анализа художественного текста, а также структурно-семиотический (выявление знаковой стороны образной системы) и интертекстуальный (выявление культурных аллюзий).
Задачи:
1. Изучить научную и критическую литературу по повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna»;
2. Выявить семантику бинарной оппозиции «свой/чужой» в языке и культуре;
3. Проследить воплощение оппозиции «свой/чужой» в со- и противопоставлениях образов героев и в динамике их взаимоотношений;
4. Рассмотреть реализацию категорий «свой/чужой» в структуре художественного пространства и времени повести;
5. Определить значение и роль категорий «свой/чужой» в создании авторской модели человека и мира.
...
писатель и драматург, сыгравший большую роль в формировании литературного процесса своего времени. Его называют продолжателем социально-реалистических традиций русской классической литературы (таких писателей, как Гоголь, Толстой, Чехов, Горький), а интерес к нравственной проблематике и гуманистическим ценностям роднит его творчество с произведениями Достоевского.
Степень разработанности темы. Повесть Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» о судьбе русской женщины, оказавшейся в эмиграции, начата в 1938 и опубликована в 1963 году. В работах исследователей 1970-80-х годов (В. А. Ковалев, Т. М. Вахитова и др.) интерпретация ее сводилась к тезису: «только у себя на родине может быть счастлив человек». В последние годы повесть «Evgenia Ivanovna» все чаще называют «загадкой», до конца не прочитанным «маленьким романом», но реально к ней обращается только Н. Л. Лейдерман в статье «Соцреалистический модернизм» Леонида Леонова» (Учебник Русская литература ХХ века. 1930-е - середина 1950-х годов. В двух томах. Том 1. Под редакцией Н. Л. Лейдермана, М. А. Липовецкого, М. А. Литовской)1 и Н. А. Непомнящих в своей монографии («Замятинский текст» в произведениях Л. М. Леонова: повесть «Evgenia Ivanovna») в связи с «замятинским текстом»2.
Актуальность темы работы обусловлена необходимостью интерпретации содержания повести через анализ её поэтики.
Основная проблема повести - тайна связи человека со своей землей. Её решению подчинена главная сюжетная линия, воссоздающая историю скитаний и самоопределения Евгении Ивановны в чужом социальном и культурном пространстве, трагедию «русской души» героини. По-разному поворачивается эта тема в судьбах бывшего русского офицера Стратонова и английского археолога Пикеринга, в изображении современности и исторических экскурсах повествователя. Всё это определяет значимость оппозиции «свой/чужой» в художественном мире повести. Она реализуется на разных уровнях структуры произведения: в сюжетно-композиционной организации, в системе персонажей, в художественном пространстве- времени. Задача данной работы - выявить сущностное воплощение этих категория на данных уровнях произведения.
Объект исследования - повесть Л. Леонова «Evgenia Ivanovna».
Предмет исследования - система персонажей, художественное пространство и время, нарративная структура повести.
Цель исследования - анализ повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» в аспекте бинарной оппозиции «свой/чужой».
Методы исследования: метод целостного анализа художественного текста, а также структурно-семиотический (выявление знаковой стороны образной системы) и интертекстуальный (выявление культурных аллюзий).
Задачи:
1. Изучить научную и критическую литературу по повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna»;
2. Выявить семантику бинарной оппозиции «свой/чужой» в языке и культуре;
3. Проследить воплощение оппозиции «свой/чужой» в со- и противопоставлениях образов героев и в динамике их взаимоотношений;
4. Рассмотреть реализацию категорий «свой/чужой» в структуре художественного пространства и времени повести;
5. Определить значение и роль категорий «свой/чужой» в создании авторской модели человека и мира.
...
В ходе исследования через оппозицию «свой/чужой» в повести Л. Леонова «Evgenia Ivanovna» были рассмотрены разные уровни текста: система персонажей, пространство-время, сюжетная и нарративная структуры.
Противопоставление «своего» и «чужого» в повести выступает, прежде всего, как сфера субъективного восприятия - чёткое разделения данных категорий не всегда возможно, в результате чего формируется сложная система оценок по разным основаниям.
Анализ системы персонажей сквозь призму бинарной оппозиции «свой/чужой» обнаруживает сложность внутреннего мира героев и их взаимоотношений. Со- и противопоставление персонажей в художественном пространстве повести представляет собой многоуровневую систему, включающую как физические данные, возраст, социальный статус, национальность, так и нравственно-этические качества. Восприятие Стратонова и Пикеринга героиней определяется сначала ее чувствами и эмоциями, а затем и сознанием.
В системе художественного пространства-времени также значимы «координаты» «свой/чужой», как в линейном событийном движении, так и в сфере сознания и психологии героев, их душевных движениях. Так, для Евгении Ивановны прежней родины нет, новая Россия - другая, в ней нет места для нее. Стратонов - чужой. Ее попытка обрести новый «дом» в Англии, «пустить корешки в чужой почве» ни к чему не привела. Не удалось заменить «свое» «чужим», заполнить пустоту. Стратонов пытается выжить, реализуясь в социальной сфере действительности. Но, не имея внутренних опор, приспосабливаясь к обстоятельствам, живет не своей жизнью, оказывается «чужим среди чужих». Жизненный путь Евгении Ивановны и Стратонова соотносится с образом круга, замкнувшегося кольца. Образы героев постоянно сопровождает мотив смерти. А путь Пикеринга можно определить как выход на новый виток спирали, как поступательное движение. И не только потому, что он способен осмыслять происходящее в современности и в бытии, но потому, что он в любви и в стремлении понять Женни - русскую, «другую» - пробуждается душой. Пикерингу предстоит создать настоящий «дом» для английского ребенка русской матери.
Временной пласт произведения является сферой господства нарратора, воплощает свойственную Леонову позицию «вида сверху». Повесть Л. Леонова неразрывно связана не только со временем своего создания, характеризующегося сложной политической ситуацией, но и с движением времени вообще. Автор осмысляет явление истории, моделирует на примере своих героев пути людей, их поиски своего места в неумолимом историческом движении. В связи со временем в повесть входит мотив природного круговорота, который реализуется в повести через образы дома, дерева, рода; движения истории как повторения циклов расцвета и крушения цивилизаций и круговорота некой метафизической энергии. Для личности у Л. Леонова выход из круговорота, природного и исторического движения невозможен, потому исход его героев, несмотря на разные пути, одинаково трагичен.
Противопоставление «своего» и «чужого» в повести выступает, прежде всего, как сфера субъективного восприятия - чёткое разделения данных категорий не всегда возможно, в результате чего формируется сложная система оценок по разным основаниям.
Анализ системы персонажей сквозь призму бинарной оппозиции «свой/чужой» обнаруживает сложность внутреннего мира героев и их взаимоотношений. Со- и противопоставление персонажей в художественном пространстве повести представляет собой многоуровневую систему, включающую как физические данные, возраст, социальный статус, национальность, так и нравственно-этические качества. Восприятие Стратонова и Пикеринга героиней определяется сначала ее чувствами и эмоциями, а затем и сознанием.
В системе художественного пространства-времени также значимы «координаты» «свой/чужой», как в линейном событийном движении, так и в сфере сознания и психологии героев, их душевных движениях. Так, для Евгении Ивановны прежней родины нет, новая Россия - другая, в ней нет места для нее. Стратонов - чужой. Ее попытка обрести новый «дом» в Англии, «пустить корешки в чужой почве» ни к чему не привела. Не удалось заменить «свое» «чужим», заполнить пустоту. Стратонов пытается выжить, реализуясь в социальной сфере действительности. Но, не имея внутренних опор, приспосабливаясь к обстоятельствам, живет не своей жизнью, оказывается «чужим среди чужих». Жизненный путь Евгении Ивановны и Стратонова соотносится с образом круга, замкнувшегося кольца. Образы героев постоянно сопровождает мотив смерти. А путь Пикеринга можно определить как выход на новый виток спирали, как поступательное движение. И не только потому, что он способен осмыслять происходящее в современности и в бытии, но потому, что он в любви и в стремлении понять Женни - русскую, «другую» - пробуждается душой. Пикерингу предстоит создать настоящий «дом» для английского ребенка русской матери.
Временной пласт произведения является сферой господства нарратора, воплощает свойственную Леонову позицию «вида сверху». Повесть Л. Леонова неразрывно связана не только со временем своего создания, характеризующегося сложной политической ситуацией, но и с движением времени вообще. Автор осмысляет явление истории, моделирует на примере своих героев пути людей, их поиски своего места в неумолимом историческом движении. В связи со временем в повесть входит мотив природного круговорота, который реализуется в повести через образы дома, дерева, рода; движения истории как повторения циклов расцвета и крушения цивилизаций и круговорота некой метафизической энергии. Для личности у Л. Леонова выход из круговорота, природного и исторического движения невозможен, потому исход его героев, несмотря на разные пути, одинаково трагичен.





