ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА ИНОСТРАННОМ ЯЗЫКАМ У УЧАЩИХСЯ С ПРИЗНАКАМИ ДИСЛЕКСИИ (НА ПРИМЕРЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕЙ ШКОЛЫ)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ НАВЫКОВ ЧТЕНИЯ И
ПИСЬМА В СИТУАЦИИ ДИСЛЕКСИИ 5
Раздел 1.1. Чтение и письмо как виды речевой деятельности 5
Раздел 1.2. Дислексия как причина ограниченной обучаемости 15
Раздел.1.3.Особенности речевой деятельности
дислективных учащихся 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ
ШКОЛЬНИКОВ С ПРИЗНАКАМИ ДИСЛЕКСИИ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ НА АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 29
Раздел 2.1.Особенности обучения чтению и письму на иностранном языке учащихся с признаками дислексии 29
Раздел 2.2. Разработка модели формирования навыков чтения и письма у учащихся в ситуации дислексии 40
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В современном мире проблемы обучения приобретают все большее значение для развития общества. Целью современного школьного образования является создание условий для развития личности ребенка, его активная интеграция в мир социального опыта. Способность ребенка свободно использовать навыки чтения и письма для получения и передачи информации в реальном обществе является основной характеристикой функциональной грамотности ребенка.
Однако существуют категории учащихся, индивидуальные показатели скорости и качества, усвоения знаний которых находятся ниже среднего уровня. Одной из распространенных причин ограниченной обучаемости учащихся является дислексия.
Безразличное отношение учителей к детям, страдающим дислексией, наносят непоправимый ущерб личности ребенка, и влечет за собой психологические проблемы. Процесс обучения иностранному языку должен опираться на индивидуальные особенности ребенка и учитывать личностный аспект овладения языком.
Актуальность нашего исследования обусловлена недостаточным учетом индивидуальных особенностей учащихся с признаками дислексии в процессе обучения иностранному языку.
Новизна нашей работы заключается в уточнении основных проблем обучения чтению и письму на иностранном языке учащихся с признаками дислексии.
В основе исследования лежит гипотеза о том, что формирование навыков чтения и письма на иностранном языке у учащихся с признаками дислексии будет происходить эффективнее, если последовательно учитывать особенности дислективных учащихся при организации образовательного процесса.
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку в ситуации дислексии.
Предмет исследования: формирование навыков чтения и письма на английском языке у учащихся младшего школьного возраста с признаками дислексии.
Цель данного исследования состоит в анализе особенностей формирования навыков чтения и письма у учащихся младшей школы в ситуации дислексии.
Задачи исследования:
• рассмотрениечтения и письма как видов речевой деятельности
• изучение особенностей речевой деятельности дислективных учащихся;
• выявление основных особенностей обучения чтению и письму учащихся с признаками дислексии;
• разработка модели обучения чтению и письму учащихся с признаками дислексии.
Для достижения поставленных целей и решения задач исследований использовались методы: анализ, наблюдение, моделирование.
Теоретическим основанием исследования послужили труды таких авторов как А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, О.А. Токарева, Рональд Д. Дейвис, А.Г. Иншакова и др.
Практическая значимость исследования заключается вразработке модели обучения иностранному языку для детей с признаками дислексии. Эта модель может быть применяться для организации образовательного процесса по иностранному языку в специализированных школах и классах для учащихся с речевыми проблемами.
Цель данного исследования состояла в анализе особенностей формирования навыков чтения и письма у учащихся младшей школы в ситуации дислексии.
Для достижения данной цели мы решили следующие задачи. Во- первых была дана характеристика чтению и письму как видам речевой деятельности. Рассмотрена их специфика и упражнения для освоения чтения и письма.
Во-вторых была изучена дислексия, как феномен ограниченной обучаемости иностранному языку учеников начальных классов. Были изучены особенности речевой деятельности дислективных учащихся на различных примерах.
В-третьих были выявлены основные особенности обучения чтению и письму учащихся в ситуации дислексии. Были предложены способы для более эффективного усвоения материала, так как учащиеся, страдающие дислексией, имеют мало шансов на успех в изучении иностранных языков в условиях традиционного учебного процесса и требуется специальная организация процесса обучения для эффективного формирования навыков чтения и письма на иностранном языке.
В-четвертых, для успешного преодоления проблемы обучения чтению и письму детей с признаками дислексии нужен комплексный подход к развитию личности ребенка. Поэтому была разработана модель обучения чтению и письму учащихся дислексиков. В модели были предложены дополнительные упражнения и даны методические рекомендации для применения учебно-методического пособия «Spotlight 2» при обучении детей с признаками дислексии во втором классе.
В связи с проведенными исследованиями встает задача ранней дошкольной диагностики дислексии и совершенствование способов диагностики в системе дошкольного обучения. Диагностирование проблемы на этапе приобретения начальных читательских навыков позволит детям приходить в школу более подготовленными, а педагогам грамотно решать задачи обучения детей с признаками дислексии.
Таким образом, в нашей работе обобщены теоретические исследования, а так же практический опыт обучения чтению и письму на иностранном языке учащихся с дислексией. В результате, были сделаны выводы о том, что учащиеся с речевыми отклонениями, в нашем случае учащиеся в ситуации дислексии, могут успешно овладеть навыками чтения и письма, если при организации учебного процесса по иностранному языку последовательно учитываются их особенности восприятия.