ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА полномочного
ПРЕДСТАВИТЕЛЯ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ФЕДЕРАЛЬНОМ
ОКРУГЕ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах 8
1.1 Исторические и управленческие особенности полномочных представителей Главы Российского государства 8
1.2 Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе в системе органов государственного управления 17
1.3 Правовые основы управленческой деятельности полномочного представителя
Президента Российской Федерации в федеральном округе 30
2. Формы реализации управленческих функций полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе 39
2.1 Аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе на примере Сибирского федерального округа 39
2.2 Участие полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в реализации кадровой политики 59
2.3 Формы взаимодействия полномочного представителя Президента Российской
Федерации в федеральном округе с органами государственной власти 63
3. Перспективы развития института полномочных представителей Президента Российской
Федерации в федеральном округе 90
Заключение 103
Список использованной литературы и источников 107
Президент Российской Федерации занимает особое место в системе органов государственной власти. Согласно Конституции Российской Федерации он является гарантом основного закона, прав и свод человека и гражданина и обязан принимать меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти и определять основные направления внутренней и внешней политики государства [1].
В целях оказания содействия Президенту Российской Федерации в выполнении им конституционных полномочий создаются различные органы и назначаются должностные лица. Важное место в этой системе занимает институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
В соответствии Конституцией Российской Федерации и Указом Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года №849 на базе реорганизованного института полномочных представителей Президента Российской Федерации в регионах был учрежден институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах [1, 32].
Целью преобразования стало обеспечение реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений.
Актуальность исследования связана с тем, что полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах принимают непосредственное практическое участие во всех основных процессах, происходящих в настоящее время в России, а накопленный за 20 лет опыт их деятельности требует обобщения и совершенствования института полномочных представителей. Это и работа по приведению регионального законодательства в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, и реализация принципа разграничения компетенции федеральных и региональных органов власти. Важное место в деятельности полномочных представителей занимает построение гражданского общества, проведение инновационной политики, укрепление межнационального согласия, организация контроля за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений, поручений и указаний Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации. В последние годы полномочные представители Президента в федеральных округах обеспечивают реализацию Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». В настоящее время они принимают активное участие в подготовке общероссийского голосования по поводу внесения поправок в Конституцию Российской Федерации и реализации мер, направленных на борьбу с распространением новой коронавирусной инфекции.
Проблема исследования заключается в том, что на эффективность функционирования полномочных представителей негативно сказывается неопределенность статуса, неразграниченность полномочий и соподчиненности в рамках президентской «системы государственного управления». Следовательно, в настоящее время назрела необходимость принятия федерального закона «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», где необходимо юридически определить правовой статус полномочных представителей Президента в федеральных округах в системе государственного управления.
Объектом исследования является является деятельность института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах как механизма укрепления вертикали власти в системе государственного управления, а также их организационно-правовое обеспечение.
Предметом исследования является оргнизационно-правовое регулирование вопросов организации и деятельности полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, практические формы реализации и пути дальнейшего эффективного развития в современных условиях.
Целью данной работы является определение путей развития и эффективности функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, совершенствование правовой базы данного института.
Для достижения цели в работе были поставлены и решены в следующие задачи:
1. Рассмотреть эволюцию становления института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах. Изучить российский опыт представления интересов центрального правительства на местах, критический анализ данного опыта.
2. Определить место полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в системе органов государственного управления, Обоснование зависимости деятельности полномочных представителей от Президента Российской Федерации.
3. Рассмотреть правовой статус полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе как федерального государственного гражданского служащего. Оценка результативности института полномочных представителей Президента в федеральных округах, мониторинг и анализ мнения экспертов, официальных документов и публикаций в СМИ.
4. Изучить структуру аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, рассмотреть основные направления деятельности, внести предложения по наиболее оптимальной работающей модели ее организации.
5. Изучить формы взаимодействия полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, особенно с правоохранительными органами .
6. Определить перспективы развития и эффективности функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Гаджиева А.К., Кандалова П.М., Коваль С.П., Муравьева А.А., Саурина А.А., Федорец М.Н., Цветкова М.Ю., Черкасова К.В., Юсубова Э.С., Ященкова В.А.
При написании работы были использованы следующие методы: анализ нормативноправовых актов, анализ научной литературы, сравнительный анализ материалов официальных сайтов.
Эмпирическую базу исследования составляют статистические, аналитические и практические материалы, полученные автором при выполнении своих должностных обязанностей, архивные материалы, стенограммы совещаний, заседаний совещательных органов, информация, размещенная в средствах массовой информации, Интернет-ресурсы.
Научная новизна исследования заключается в том, что предложены пути развития института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
В частности, в работе автором предложено:
1. Ввести оценку эффективности участия полномочного представителя
Президента Российской Федерации в реализации полномочий Президента в федеральном округе.
2. Принять федеральный закон «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» с обязательным регулированием структуры аппарата с учетом особенностей федерального округа, решаемых задач и проблем.
3. Необходимо объединить различные общественные приемные федеральных органов в целях устранения дублирования работы этих структур, дистанционный формат работы как вспомогательный, дополнительный, но не основной.
4. Классифицировать заместителей, помощников полномочного представителя в зависимости от возложенных на них обязанностей и выполняемых функций.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты проведенного исследования, а также предложения по развитию института полномочных представителей Президента в федеральных округах могут быть востребованы при совершенствовании статуса и деятельности полномочных представителей Президента, их аппаратов и совещательных органов.
Основные научные результаты, полученные автором, заключаются в следующем:
- сформирована эмпирическая база изучения института полномочных представителей Президента в федеральных округах;
- определены перспективы развития института полномочных представителей Президента в федеральных округах, а также совершенствования его деятельности и повышения эффективности.
Структура выпускной квалификационной работы представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы.
В первой главе рассматриваются исторические особенности становления института полномочных представителей Главы Российского государства, место в системе органов государственной власти и управления, правовые основы их деятельности.
Во второй главе представлен анализ деятельности полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе, главного федерального инспектора по Томской области. Внесены предложения по совершенствованию управленческой деятельности полномочных представителей, по определению иерархии заместителей, помощников полномочного представителя, представлена их классификация по возложенным на них обязанностям и выполняемым функциям. Проанализированы сайты всех федеральных округов на предмет открытости и гласности в работе.
В третьей главе представлены предложения по перспективам развития и эффективности функционирования института полномочных представителей Президента российской Федерации в округах. Проанализирована координирующая функция главного федерального инспектора по Томской области, его взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, Администрацией Томской области Томской области по реализации национальных проектов и борьбе с распространением коронавирусной инфекции.
По теме магистерской диссертации подготовлена статья: Семеняк Н.А. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в федеральном округе в системе органов государственного управления // Тенденции развития науки и образования. - 2020. № 62 (в печати).
Институт представительства главы Российского государства был востребован исторически и это обусловлено особенностями российской государственности.
В современной России полномочные представители Президента в федеральных округах обладают статусом личных представителей главы государства и подчиняются ему непосредственно.
Полномочный представитель назначается на срок, определяемый Президентом и не превышающий срока полномочий Президента. Это дает главе государства возможность самостоятельно решать вопрос о своих представителях в любых государственных органах и территориальных образованиях, в том числе и в федеральных округах.
Далее подробно изучены функции, выполняемые полномочным представителем, поставленные перед ним задачи. Сделан вывод о том, что их полномочия обладают признаками межведомственного управления и администрирования. Например, он координирует деятельность всех федеральных органов исполнительной власти в соответствующем округе, организует их взаимодействие с органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, дает им поручения. А одна из основных задач, поставленных перед полномочным представителем - это организация в соответствующем федеральном округе работы по реализации направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Президентом.
Проанализирована деятельность, состав аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации на примере Сибирского федерального округа. Аппарат представлен пятью заместителями, тремя помощниками, восемью департаментами. Особое место в структуре занимают главные федеральные инспекторы по субъектам, их десять. Аппараты полномочных представителей Президента Российской Федерации входят в состав Администрации Президента Российской Федерации. Структура и штатная численность утверждается Руководителем Администрации Президента Российской Федерации по представлению полномочных представителей. Проведен сравнительный анализ структур аппаратов в разных федеральных округах, который говорит о неоднородности их структуры. Также наблюдаются серьезные различия в направлениях деятельности заместителей в разных федеральных округах, это обусловлено как спецификой каждого из них, так и личными воззрениями полномочных представителей. Так, в одних федеральных округах заместители полномочных представителей курируют определенные направления работы аппаратов полномочных представителей (т.е. основные векторы их работы построены преимущественно по отраслевому принципу), в других - группы субъектов Российской Федерации (т.е. основные векторы их работы построены преимущественно по территориальному принципу). Из восьми федеральных округов только в Северо-Западном федеральном округе деятельность двух заместителей построена по территориальному принципу. Данные заместители занимаются вопросами Калининградской области, Санкт- Петербурга и Ленинградской области соответственно. В остальных семи работа заместителей выстроена по отраслевому принципу. Это реализация в федеральном округе экономической, социальной политики государства, контрольной деятельности, внутренней политики, общественных проектов, вопросы правоохранительной деятельности, обороны, безопасности, природоохранная деятельность, транспорт.
Изучены формы взаимодействия полномочного представителя Президента в Сибирском федеральном округе с органами государственной власти субъектов по средствам совещательных и координационных органов.
Уделено внимание участию полномочного представителя Президента в федеральном округе в реализации кадровой политики. Оно затрагивает большую часть областей государственного управления, это все территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, суды общей юрисдикции. Главные федеральные инспекторы также принимают участие в реализации кадровой политики на территории конкретного субъекта Российской Федерации.
Была проанализирована координирующая функция главного федерального инспектора по Томской области, его взаимодействие с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти Томской области, Администрацией Томской области и органами местного самоуправления по реализации указов и поручений Президента, по проведению проверок, по ситуации с распространением коронавирусной инфекции. Отмечается, что основной задачей главного федерального инспектора является результативное взаимодействие с органами власти.
В качестве примера развития института полномочных представителей в федеральном округе обозначено соединение его с правительственными структурами. Так, в 2010 году в ФКЗ от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» были внесены изменения и создана возможность совмещения заместителями Председателя Правительства Российской Федерации и федеральными министрами должностей полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах.
В результате исследования выявлены отдельные недостатки, которые могут негативно сказываться на эффективности функционирования института полномочных представителей Президента в федеральных округах:
1. Анализ информации, представленной на сайтах федеральных округов, свидетельствует о том что, ни в одном федеральном округе нет должности первого заместителя полномочного представителя.
2. Анализ сайтов также показывает, что только Сибирский федеральный округ содержит информацию о направлении деятельности заместителей и помощников полномочного представителя Президента, а их функционал конкретизуется распоряжением полномочного представителя, который является локальным нормативным актом и нигде не публикуется в официальных источниках информации.
3. Проведен анализ кадрового обеспечения аппаратов главных федеральных инспекторов по субъектам. Обозначена проблема в том, что сотрудники не входят в штатную численность аппаратов полномочного представителя Президента.
4. Оценка эффективности присуща всем сферам государственного и муниципального управления. А деятельность полномочных представителей Президента Российской Федерации остается не затронутой.
На основании выявленных недостатков автором сформулированы предложения по совершенствованию эффективности деятельности института полномочных представителей Президента в федеральных округах:
1. Разработаны показатели для оценки эффективности деятельности полномочных представителей, которые исходят из задач, возложенных на полномочных представителей.
2. С целью повышения эффективности функционирования института полномочных представителей Президента, федеральных округов как территориальных систем принять федеральный закон «О федеральных округах в Российской Федерации», «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе». Это обусловлено тем, что за двадцать лет существования данного института так четко и не был определен их правовой статус.
3. Для более четкого и результативного взаимодействия необходимо юридически закрепить порядок и формы взаимодействия полномочного представителя Президента и его аппарата, главных федеральных инспекторов по субъектам Российской Федерации с органами власти.
4. Ввести в структуру и штатную численность аппарата должность первого заместителя полномочного представителя Президента в федеральном округе, фактически транслировав на федеральные округа структуру Администрации Президента. Возложив на него обязанности по особо важным поручениям, реализуемым в пределах федерального округа, а также руководство главными и федеральными инспекторами по субъектам.
5. Определить иерархию заместителей полномочного представителя,
классифицировать их по возложенным на них обязанностям и выполняемым функциям. Внести изменения в штатное расписание, добавив к названию должности курируемое направление. Например, заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации: по вопросам обороны, правоохранительной деятельности, обороны и
безопасности; по экономической и социальной политике; по контрольно-аналитической деятельности; по кадровой и наградной политике; по внутренней политике.
6. Ввести в штатную численность аппарата полномочного представителя должности, которые будут обеспечивать деятельность главных федеральных инспекторов в соответствии с особенностями региона.
7. Определить иерархию помощников полномочного представителя,
классифицировать их по возложенным на них обязанностям и выполняемым функциям. Внести изменения в штатное расписание, добавив к названию должности курируемое направление.
8. Разместить на официальных сайтах федеральных округов информацию о направлениях деятельности заместителей и помощников полномочного представителя Президента в федеральном округе.
Таким образом, реализация обозначенных предложений внесет понимание в существование и функционирование института полномочных представителей Президента Российской федерации в федеральных округах. А введение оценки их деятельности поможет повысить качество проведения в соответствующем федеральном округе работы по реализации органами государственной власти, относящимися к различным ветвям власти, основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых Главой государства
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. Голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.04.2020).
2. О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образование в
составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 21.03.2014 № 6-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. -
Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2020).
3. О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе
нового субъекта Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный
конституционный закон от 17.12.2001 № 6-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2020).
4. О Правительстве Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2-ФКЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.04.202020).
5. Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления [Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 09.02.2009 № 8-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2020).
6. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 02.05.2006 № 59-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2015. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 15.04.2020).
7. О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: Федеральный закон
Рос. Федерации от 06.03.2006 № 35-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой
информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2020).
8. О государственной службе российского казачества [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 05.12.2005 № 154-ФЗ // Официальный интернет- портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 14.04.2020).
9. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации округе [Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос.Федерации от 30.12.2004 № 214-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 16.04.2020).
10. О государственной гражданской службе Российской Федерации [Электронный
ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации 27.07.2004 г. № 79-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL:
http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 12.04.2020).
11. О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 25.07.2003 № 114-ФЗ // Официальный интернет- портал правовой информации. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2020).
12. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 06.10.2003 № 131- ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 17.04.2020).
13. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон Рос. Федерации от 06.10.1999 года № 184-ФЗ // Официальный интернет-портал правовой информации. - Электрон. дан. - М., 2020. - URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 10.04.2020).
14. Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 29.12.2018 № 151-ОЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. Дан. - М., 2020 - URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2020).
15. О земельных отношениях в Томской области [Электронный ресурс] : Закон Томской области от 09.07.2015 № 100-ОЗ // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2020 - URL:http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.04.2020).
..106