АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Теоретические основы исследования особенностей восприятия категории
эмоциональности в условиях праймирования 15
1.1 Эмоции как объект психологии 15
1.2 Психолингвистический подход к рассмотрению эмоциональности ... 17
1.3 Факторы, влияющие на восприятие эмоциональных слов 19
1.4 Экспериментальные исследования особенностей когнитивной
обработки эмоциональных слов 22
1.5 Понятие прайминга и его классификации 24
1.6 Экспериментальные исследования эмоциональности с
использованием праймирования 26
1.7 Понятие полимодальности 29
1.8 Экспериментальные исследования эмоциональных стимулов в
условиях полимодальности 31
1.9 Экспериментальные методы исследования эмоциональных слов 34
Выводы по главе 1 36
2 Экспериментальное исследование особенностей восприятия
эмоциональных стимулов под влиянием разных видов праймов 38
2.1 Эксперименты, направленные на исследование влияния
полимодального прайминга на восприятие эмоциональных слов 39
2.1.1 Описание предшествующих экспериментов 39
2.1.2 Материал 40
2.1.3 Дизайн 43
2.1.4 Участники 43
2.1.5 Процедура 43
2.1.6 Результаты первого эксперимента 44
2.1.7 Результаты второго эксперимента 46
2.1.8 Результаты третьего эксперимента 48
2.1.9 Сопоставление полученных результатов 50
2.1.10 Обсуждение результатов 54
2.2 Окулографический эксперимент, направленный на исследование влияния прайминга на восприятие эмоциональных слов 55
2.2.1 Материал 55
2.2.2 Дизайн 57
2.2.3 Участники 57
2.2.4 Процедура 58
2.2.5 Результаты 59
Выводы по главе 2 71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
Данная выпускная квалификационная работа посвящена исследованию влияния праймирования на восприятие эмоциональных слов русского языка.
Эмоции всегда играли ключевую роль в жизни человека, на протяжении длительного времени они изучаются в психологии, социологии, этике, философии, медицине и других научных дисциплинах. Лингвистика же обратилась к эмоциям гораздо позже - во второй половине XX века, так как долгое время считалось, что эмоции не являются объектом ее изучения, так как выражаются невербально или имплицитно, являются субъективными и не поддаются структурному анализу.
С развитием когнитивной лингвистики стало ясно, что эмоции принимают участие в формировании языковой картины мира, влияя на то, как человек осмысляет себя и выражает это в языке. В современной психолингвистике особое внимание уделяется изучению механизмов обработки эмоциональной лексики, поскольку это помогает глубже понять воздействие эмоций на когнитивные функции, в том числе восприятие и память.
Данное направление тесно связано с феноменом имплицитной памяти, которую иногда называют «скрытой памятью», поскольку она позволяет использовать информацию, получаемую на основе неосознаваемого прошлого опыта. В качестве исследовательского инструмента в рамках исследования данной проблематики часто используется прайминг, позволяющий анализировать, как ранее полученная информация способна повлиять на процесс запоминания и воспроизведения информации, в том числе эмоциональной.
Таким образом, актуальность данной работы заключается в ее вкладе в исследование когнитивных механизмов обработки информации, включая изучение бессознательных процессов восприятия и принятия решений.
Кроме того, в большинстве работ, связанных с использованием прайминга при анализе специфики обработки эмоциональных вербальных единиц, описываются исследования, проведенные на материале английского языка. Однако восприятие эмоциональных слов может отличаться в зависимости от привлекаемого языка, что говорит о необходимости рассмотрения данной проблематики на материале других языков, в том числе и русского.
Также актуальность данной работы объясняется и возможностью использования результатов исследования не только в психологии или лингвистике, но и в маркетинге и коммуникации, так как позволяет улучшить процесс обучения и убеждения людей.
Степень разработанности темы выпускной квалификационной работы.
Несмотря на то, что дать точное определению термину «эмоции» довольно сложно, существует большое количество работ, посвященных данной проблематике (например, А. В. Морозов, К. Изард, Е. П. Ильин и др.). В том числе предлагаются классификации эмоций по различным параметрам - по степени силы и устойчивости (А. Н. Леонтьев, Ю. Е. Кравченко и др.), по модальности (В. Д. Небылицын, К. Изард и др.) и другим признакам.
В лингвистике рассмотрению эмоций и эмоциональности, в том числе подходам к их изучению, также уделяется внимание в работах многих исследователей (например, Ш. Балли, Ю. Д. Апресян, В. И. Шаховский и др.). Изучаются и смежные эмоциональности категории - эмотивность, оценочность, экспрессивность (Е. М. Вольф, В. Н. Телия, Л. Г. Бабенко, Н. А. Лукьянова и др.). Кроме того, проводятся психолингвистические исследования эмоциональности (E. A. Kensinger, O. Turgeman, A. H. Fischer и др.), в том числе на материале русского языка (К. С. Иванкова, А. В. Васильева, А. А. Горбунова).
Также рассматриваются факторы, которые могут влиять на восприятие эмоциональной лексики. Например, характеристики респондентов: гендер (К. С. Иванкова, O. Turgeman, L. Weller и др.), билингвизм (А. В. Васильева, Л. В. Щерба, А. А. Залевская и др.), возраст (П. Экман, Л. Карстенсен и др.).
Кроме того, на восприятие эмоциональности могут влиять характеристики слов, такие как частотность, возраст усвоения, валентность и другие (M. Bradley, P. Lang, S. Corkin и др.). Отдельное внимание уделяют контекстуальным факторам - например, настроению респондента (S. C. Sereno, S. Graham, Y. Bo и др.).
Одним из инструментов исследования восприятия эмоциональных слов является прайминг, который рассматривается в трудах как зарубежных, так и отечественных ученых (Д. Майер, Д. А. Норман, К. И. Форстер, М. В. Фаликман, А. Я. Койфман и др.). Ученые описывают существующие виды прайминга и возможные классификации на разных основаниях (М. В. Фаликман, Е. М. Лаптева, Е. А. Валуева и др.). Также рассматривается прайминг-эффект - результат оказываемого воздействия (А. Ю. Агафонов, В. Ю. Карпинская и др.), описываются его классификации (Е. М. Лаптева, Е. А. Валуева, С. С. Белова и др.).
Экспериментальные исследования с использованием прайминга направлены на изучение его влияния на самоощущение (M. W. Baldwin, S. E. Carrell, D. F. Lopez и др.), вопросу выявления эффекта фасилитации или ингибиции в случаях совпадения эмоциональной валентности прайма и таргета (P. Avero, M. Calvo, J. Focker и др.). Помимо измерения скорости реакции, в таких работах может применяться метод окулографии (W. Schutack, P. Carroll, M. L. Slowiaczek и др.).
В последнее время возрастает интерес к мультимодальным подходам в исследовании эмоций. Психолингвисты изучают модальности в разных аспектах: например, создаются базы данных с рейтингами слов по различным модальностям (З. И. Резанова, В. Е. Владимирова, Т. Е. Машанло и др.). Также актуальны работы по обработке эмоциональных стимулов с применением полимодального прайминга (B. Kreifelts, T. Ethofer, M. Erb и др.), исследованию избирательного внимания при мультисенсорной стимуляции (J. Vroomen, B. Driver и др.) и анализу влияния конгруэнтности/неконгруэнтности эмоциональной валентности праймов разных модальностей (F. Hermans, P. Eelen, N. C. Carroll и др.).
Несмотря на значительное количество исследований, посвящённых изучению восприятия эмоциональной лексики под влиянием прайминга, большинство из них основаны на англоязычном стимульном материале. При этом важно учитывать, что выражение эмоций в языке обладает национально-культурной спецификой, которая может существенно влиять на интерпретацию и обработку эмоциональных стимулов носителями разных языков. Как уже было отмечено выше, на русском языке все же имеются работы, посвященные данной теме, однако проводятся они преимущественно на материале эмоциональных существительных и глаголов. В связи с этим возникает необходимость в проведении аналогичных исследований на материале эмоциональных прилагательных русского языка. Мы считаем, что их изучение может способствовать более глубокому пониманию того, какие факторы влияют на восприятие эмоциональной лексики.
Объектом исследования данной работы является категория эмоциональности.
Предметом исследования данной работы является особенности восприятия эмоциональных слов респондентами, находящимися под воздействием праймирования.
Целью данной работы является исследование влияния праймов на восприятие эмоциональных слов.
На основе имеющихся в литературе данных была выдвинута следующая гипотеза: восприятие эмоциональных и неэмоциональных прилагательных русского языка с положительной, отрицательной и нейтральной валентностью под воздействием конгруэнтных и неконгруэнтных им праймов будет отличаться, что проявится в: а) в различиях скорости реакции респондентов; б) в различиях в окуломоторной активности респондентов.
В соответствии с целью работы было решено поставить следующие задачи:
1. Сформировать теоретические основы исследования, изучив актуальную литературу по праймированию, эмоциональности, экспериментальным исследованиям восприятия эмоциональности с применением различных методов.
2. Сформулировать гипотезу на основе проанализированной литературы.
3. На основе поставленной гипотезы отобрать стимульный материал.
4. Разработать и провести серию экспериментов для определения влияния праймирования на когнитивную обработку эмоциональных слов в условиях конгруэнтности и неконгруэтности прайма и таргета.
5. Сделать выводы о соответствии полученных данных выдвинутой гипотезе.
Данное исследование было выполнено на следующем материале:
1) 90 слов прилагательных русского языка, разделенные на следующие группы:
А) 30 неэмоциональных прилагательных с нейтральной валентностью (тканевый, плоский, боковой);
Б) эмоциональные прилагательные:
- 30 с положительной валентностью (нежный, ласковый, забавный);
- 30 с отрицательной валентностью (гадкий, лживый, вредный).
2) Визуальные праймы, которые были взяты из открытой базы данных , содержащей фотографии мужчин и женщин разных возрастов, разделенных авторами по типу валентности в соответствии с проведенными ими претестами.
3) Аудиальные праймы, записанные самостоятельно и далее отобранные с помощью онлайн анкетирования. Представляют собой невербальные звуки человеческой речи, длина аудиозаписей не превышает 5 секунд.
4) 135 стимульных пар предложений, сконструированных в соответствии с девятью возможными комбинациями разных эмоциональных валентностей (по 15 пар на одну комбинацию).
5) 7008 наблюдений, полученных в ходе проведения эксперимента, использующего визуальные праймы (23 участника);
6) 6403 наблюдения, полученных в ходе проведения эксперимента, использующего аудиальные праймы (25 участников);
7) 2091 наблюдение, полученная в ходе проведения эксперимента, не использующего праймов (25 участников);
8) 6102 наблюдения, полученных в ходе проведения эксперимента в условиях полимодальности (24 участника);
9) 41492 наблюдения, полученных в ходе проведения эксперимента с использованием метода окулографии (48 участников).
Теоретическими основами исследования послужили работы по следующим направлениям:
1. Категория эмоциональности в лингвистике и подходы к ее рассмотрению (Аванесова Н. В., Васильева А. В, Прудникова И. А., Шаховский В. И., Ш. Балли и пр.);
2. Экспериментальные исследования, посвященные изучению природы эмоциональности и механизмам ее проявления в языке (Corkin S., Fischer A. H., Kensinger E. A., Kret M. E. и пр.);
3. Понятие праймирования и его классификации (Валуева Е. А., Лаптева Е. М., Фаликман М. В., Федорова О. В. и пр.);
4. Экспериментальные исследования, посвященные изучению природы эмоционального прайминга и эффекта праймирования (Mark W., Yuan Z., Zhang J. и пр.).
5. Экспериментальные исследования, посвященные изучению эмоциональности в условиях полимодальности (Ананьев Б. Г., Carter R., Focker, J., Gondan M., Thierry G. и пр.).
В данной работе были использованы следующие методы исследования:
1. Психолингвистическое анкетирование с использованием методики шкалирования Ликерта;
2. Поведенческий эксперимент с использованием программного обеспечения E-prime, позволяющего фиксировать скорость реакции;
3. Поведенческий окулографический эксперимент с использованием программного обеспечения SR Research Experiment Builder;
4. Статистические методы (проверка распределения на нормальность, дисперсионный анализ, критерий Краскела-Уоллиса).
Все эксперименты проводились на базе Лаборатории лингвистической антропологии (Томский государственный университет).
Новизна нашего исследования заключается в том, что впервые на материале русского языка был проведен эксперимент, исследующий влияние прайминга на восприятие эмоциональных слов с помощью окулографического метода, а также в условиях полимодальности. В результате анализа полученных в ходе поведенческих экспериментов данных, было доказано, что восприятие стимулов с негативной, положительной и нейтральной валентностями под влиянием прайминга отличается, что проявляется в скорости реакции и окуломоторной активности респондентов. Кроме того, было установлено, что обработка стимулов отличается под влиянием разных видов праймов.
Теоретическая значимость работы заключается в возможности использования полученных выводов в учебных курсах по психолингвистике, когнитивной лингвистике, экспериментальной лингвистике. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования шаблонов дизайнов экспериментов в подобных исследованиях на другом материале, база данных отобранных слов-стимулов и отобранные праймы могут быть использованы для проведения дальнейших исследований. Кроме того, результаты исследования могут помочь при создании или улучшении инструментов воздействия, которые используются в маркетинге и коммуникации.
Апробация работы
Результаты исследования были апробированы на:
1. Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, 2025); «Восприятие эмоциональных вербальных единиц под воздействием прайминга разного вида».
2. International Conference «Experimental Studies of Language and Speech
(E-SoLaS)» (Международная конференция «Экспериментальные
исследования языка и речи») (Томск, 2023); «The role of priming in the perception of Russian emotional words» (Роль праймирования при восприятии эмоциональных слов русского языка).
Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения и приложения. В первой главе рассматриваются основные теоретические положения, на которых базируется данное исследование. Во второй главе описывается процесс и результаты проведенных психолингвистических экспериментов. Приложение А включает в себя список слов-стимулов и их характеристики; приложение Б включает в себя список стимульных предложений.
Прайминг - феномен, который может встречаться во многих сферах нашей жизни. Однако влияние разных видов прайминга и особенности полимодального прайминг-эффекта на материале эмоциональной лексики русского языка остаются малоизученными. В настоящей работе мы поставили перед собой следующую цель: исследовать влияние праймов на восприятие эмоциональных слов русского языка, используя визуальные и аудиальные праймы отдельно и одновременно. Реализация поставленных задач позволила успешно достичь этой цели.
В ходе работы нами была изучена литература, которая раскрывала актуальное состояние проработанности данной темы. Были рассмотрены разные подходы к классификации эмоций, эмоциональности и прайминга, описаны методы окулографии и измерения скорости реакции.
На основе имеющихся в литературе данных нами была выдвинута следующая гипотеза: восприятие эмоциональных и неэмоциональных прилагательных русского языка с положительной, отрицательной и нейтральной валентностью под воздействием конгруэнтных и неконгруэнтных им праймов будет отличаться, что проявится в: а) в различиях скорости реакции респондентов; б) в различиях в окуломоторной активности респондентов.
Для подтверждения поставленной гипотезы нами было проведен ряд экспериментов с использованием праймов разных типов для установления особенностей обработки эмоциональных прилагательных русского языка: 1) изучение влияния визуальных праймов; 2) изучение влияния аудиальных праймов; 3) изучение реакции респондентов на слова-стимулы без использования праймов (для подтверждения наличия прайминг-эффекта); 4) изучение влияния аудиальных и визуальных праймов одновременно, т.е. в условиях полимодальности; 5) изучение влияния праймов с помощью окулографического метода.
В результате были проведены эксперименты, анализ данных которых подтвердил нашу гипотезу: разные виды праймов действительно оказывают разное влияние на восприятие эмоциональных прилагательных русского языка, что проявлялось в скорости реакции и окуломоторной активности. Конгруэнтные связки праймов и таргетов распознаются быстрее, чем неконгруэнтные. Однако их обработка все равно требует больше времени, чем обработка слов без воздействия какого-либо прайминга.
Результаты экспериментов, использовавших метод измерения скорости реакции, показали, что положительный стимульный материал обрабатывается быстрее, чем отрицательный или нейтральный. В противовес этому, результаты окулографического эксперимента показали, что отрицательный стимульный материал воспринимается легче, чем положительный.
Перспективы исследования видятся в следующем:
Во-первых, так как, как было показано, эффект праймирования может различаться по своему уровню интенсивности (некоторые праймы вызывают более яркую, долгосрочную реакцию, чем другие), манипулирование дополнительными факторами может оказать влияния на полученные результаты. В связи с этим, на наш взгляд, в анализ возможно ввести дополнительную независимую переменную - расстояние между праймом и таргетом, которая бы позволила углубить понимание механизма работы прайминга при восприятии эмоциональных слов.
Во-вторых, как было отмечено, существуют данные, которые говорят о том, что мужчины и женщины по-разному воспринимают и распознают эмоциональные слова, кроме того, в ряде работ показано, что способность к обработке эмоциональных слов может варьироваться и в зависимости от возраста. Поэтому при дальнейшей работе с темой праймирования нам представляется интересным рассмотреть также влияние факторов гендера и пола респондентов на обработку эмоциональных сов.
1. Abrams R. L. Unconscious semantic priming in the absence of partial awareness. / R. L. Abrams, J. Grinspan // Conscious Cogn. - 2007. - Vol. 6. №4. - P. 942-958.
2. Avero P. Affective Priming with Pictures of Emotional Scenes: The Role of Perceptual Similarity Category Relatedness. / P. Avero, M. Calvo // The Spanish journal of psychology. - 2006. - №9. - P. 10-18.
3. Baldwin M. W. Priming relationship schemas: My advisor and the pope are watching me from the back of my mind / M. W. Baldwin, S. E Carrell, D. F. Lopez, // Journal of Experimental Social Psychology, - 1990. - Vol. 26, №5. - P. 435-454.
4. Baumgartner T. From emotion perception to emotion experience: emotions evoked by pictures and classical music. / T. Baumgartner et al. // International journal of psychophysiology: official journal of the International Organization of Psychophysiology. - 2006. - Vol. 60. №1. - P. 34-43.
5. Bradley M. M. Affective norms for English words (ANEW): Instruction manual and affective ratings (Technical Report C-1) / M. M. Bradley, P. Lang // Gainesville, FL: The Center for Research in Psychophysiology, University of Florida. - 1999. - 49 p.
6. Brysbaert M. Power analysis and effect size in mixed effects models: A tutorial / M. Brysbaert, M. Stevens // Journal of cognition. - 2018. - Vol. 1. №1. P. 1-20.
7. Calvo, M. G. Gaze Patterns When Looking at Emotional Pictures: Motivationally Biased Attention. / M. G. Calvo, P. J Lang // Gaze. Motivation and Emotion- 2004. - №28. - P. 221-243.
8. Carroll J. B. Word frequency and age of acquisition as determiners of picture-naming latency / J. B. Carroll, M. N. White // The Quarterly Journal of Experimental Psychology. - 1973. - Vol. 25 №1. - pp. 85-95.
9. Carroll N. C. Priming of Emotion Recognition / N. C. Carroll, A. W. Young // The Quarterly Journal of Experimental Psychology Section. - 2005. - Vol. 58. №7. - P. 1173-1197.
10. Carroll P. Constraints on semantic priming in reading: A fixation time analysis / P. Carroll, M. L. Slowiaczek. // Mem Cogn. - 1986. - №14. - Р. 509522.
11. Ekman P. Are there basic emotions? / P. Ekman // Psychological Review. - 1992. Vol. 99 №3. - P. 550-553.
12. FACES: A database of facial expressions in young, middle-aged, and
older women and men (publicly available datasets) [Электронный ресурс]- URL: https://faces.mpdl.mpg.de/imeji/collection/IXTdg721TwZwyZ8e (дата
обращения: 20.06.2024)
13. Fischer A. H., Gender differences in emotion perception and selfreported emotional intelligence: A test of the emotion sensitivity hypothesis / A. H. Fischer, M. E. Kret, J. Broekens // PLoS One. - 2018. - Vol. 13. №1.
14. Focker J. Preattentive processing of audio-visual emotional signals. / J. Focker, M. Gondan, B. Roder. // Acta Psychol. - 2011. -. 137. - P. 36-47.
15. Hermans F. Odours as Affective-processing Context for Word Evaluation: A Case of Cross-modal Affective Priming. / F. Hermans, P. Eelen // Cognition - 1998. - P. 601-613.
..55