Введение 10
1 Теоретические основы адаптации и развития перевива 13
1.1 Адаптация, как ключевой элемент эффективной системы развития
персонала 13
1.2 Виды адаптации сотрудников 19
1.3 Разработка системы адаптации и развития персонала 24
2 Зарубежные опыт и российская практика адаптации и развития персонала
2.1 Японский опыт адаптации и развития сотрудников 43
2.2 Американский опыт адаптации и развития сотрудников 52
2.3 Российский опыт адаптации и развития сотрудников 61
2.4 Модель адаптации как ключевого элемента, эффективной системы
развития персонажа 65
3 Совершенствование адаптации, как основного элемента в процессе развития персонала ООО «Лента 72
3.1 Анализ системы развития персонала ООО «Лента 7 6
3.2 Анализ процесса адаптации ООО Лента 84
3.3 Предложения по совершенствованию адаптации персонала ООО Лента
Заключение
Литература
С активным развитием рыночной экономики, большую роль в любой организации играет адаптация персонала. Включение системы адаптации в организацию является достаточно серьёзным и сложным процессом. Однако именно на этом этапе важно понимать, что управлению адаптацией необходимо уделить должное внимание, так как от этого зависят многие процессы. Например, при правильном подходе к разработке системы адаптацией можно уменьшить стартовые издержки, уменьшить текучесть кадров, увеличить рабочие показатели эффективности.
В погоне за быстрым результатом, путём введения системы адаптации в организацию, важно понимать, что неэффективная программа адаптации может только усугубить положение в компании. Зачастую, руководитель, убедившись в том, что в его организации была введена система адаптации персонала, начинает думать, что функция менеджера по персоналу выполнена успешно и новые сотрудники одинаково успешно будут обучены и адаптированы к процессам организации. Однако, важно понимать, что на протяжении всего периода адаптации, менеджеру по персоналу необходимо «вести» и координировать нового сотрудника, во избежание конфликтных ситуаций или же нерешённых вопросов у кандидата.
В наше время, многие крупные организации уже внедрили систему адаптации персонала и успешно пользуются её процессами. Но даже при правильном подходе, система адаптации может давать сбой по причине устаревания некоторых процессов для организации или неправильного использования методов адаптации.
Каждый руководитель хотел бы иметь для своей организации идеальную систему адаптации, даже если уже имеет не самую эффективную. Именно поэтому, данная тема очень актуальна на сегодняшний день. Развивая и совершенствуя систему адаптации, можно ускорить и упростить многие рабочие процессы в организации и увеличить показатели эффективности.
Актуальность темы исследования. Ежегодно корпорации увеличивают сумму инвестиций в развитие и обучение персонала. Это говорит о том, что руководители осознают значимость человека в компании, как ресурс. Как показывают исследования, именно в процессе адаптации у новичка закладывается фундамент отношений с работодателем и коллегами. Пустив данный процесс на самотек, работодатель лишается возможности заложить правильное видение дальнейшей работы с новичком и его местом в компании. Ведь именно эффективный процесс адаптации помогает снизить дальнейшие издержки компании, касающиеся развития персонала. Как показывает практика, 85% уволившихся сотрудников в первый год работы, принимают это решение на этапе адаптации. Поэтому важно именно на этапе адаптации начинать выстраивать отношения с новым сотрудником.
Целью диссертационного исследования является разработка модели адаптации, как основного элемента эффективной системы развития персонала на предприятии. В соответствии с основной целью поставлены и обоснованы следующие задачи:
1. Исследовать теоретические основы адаптации и развития персонала
2. Провести сравнительный анализ зарубежного и российского опыта адаптации и развития персонала
3. Провести анализ адаптации, как основного элемента процесса развития персонала ООО «Лента»
Объектом исследования в данной работе является процесс адаптации и развития персонала.
Предметом исследования является адаптация, как ключевой элемент эффективной системы развития персонала.
Элементом научного вклада диссертационного исследования является разработка модели адаптации, как ключевого элемента эффективной системы развития персонала на предприятиях.
Теоретической и методологической базой исследования послужили работы зарубежных и российских специалистов в сфере предпринимательства и обеспечения конкурентоспособности компании на основе решения проблем развития и адаптации персонала. Данные проблемы изучались в работах таких экспертов, как Т. Ю. Базаров, М. М. Гоихман , B. И. Герчиков, А. П. Егоршин, Я. Кибанов, Й. Метцнер, Р. А. Фатхутдинов, Й. Хентце, Т. В. Чиркова. Теоретические и практические вопросы в управлении и регулировании системы развития персонала на предприятиях рассмотрены в работах Ю. С. Алферова, Букович У., A. JI. Гапоненко, О. В. Голодовок, В. Ю. Диановой, А. П, Дж. Робинсона, Р. Уилльямса и др.
Практическая значимость работы состоит в том, что были разработаны предложения по улучшению качества развития и адаптации персонала.
Магистерская диссертация состоит из введения, 3-х глав (включающих в себя 4 таблицы и 6 рисунков), заключения и списка литературы (содержащего 100 наименований).
Проанализировав собранный материал, а также проведя практическое исследование можно сформулировать следующие выводы по поставленным задачам:
1. Ежегодно на рынок труда в России выходят все больше людей из нового поколения, с новыми установками, касающимися работы, с новыми идеями и предложениями, с новыми видениями графика и условий труда. Ежегодно работодатели сталкиваются с проблемой восприятия и «обуздания» таких сотрудников, ведь они олицетворяют новое поколение, которое не всегда готово мириться с неудовлетворением своих потребностей на все 100%. В рамках появления новых возможностей заработка у молодежи (блогерство, интернет заработок, сетевой маркетинг), молодежь не всегда готова к иной работе на производствах и заводах, к их условиям. По этой причине нынешнее поколение не часто задерживается на таких местах работы на продолжительное время, в поисках более легкой работы
2. Был проведен анализ понятийного аппарата системы адаптации и развития персонала на предприятиях, была определена сущность данных понятий. Адаптация является обоюдным процессом приспособления сотрудника к организации и наоборот. В процессе адаптации и развития сотрудников необходим постоянный контроль над соблюдением правил и процедур новичком, для успешного и комфортного прохождения периода адаптации
3. Были рассмотрены различные виды, функции и инструменты адаптации и развития персонала. Также были выявлены наиболее распространенные инструменты для удобного использования предприятиями в своей работе. Ими являются система наставничества, специальная карта адаптации сотрудника, грамотное психологическое ведение новичка отделом персонала на протяжении срока адаптации и внутреннее ненавязчивое обучение, которое должно проходить своевременно
4. Был проведен сравнительный анализ американской, японской и русской систем адаптации и развития персонала. Были выявлены недостатки каждой из систем, проведено сравнение этих систем в рамках адаптации в российских компаниях. Выявлена область возможного применения данных методов на предприятиях России
5. На основе предложений по улучшению качества развития и адаптации персонала на предприятии ООО «Лента» был изменен подход к данным системам. Обязательные электронные курсы в день приема новичка сократили до двух ознакомительных. Остальное обучение новичок должен проходить в течение двух недель после приема. Также была проведена беседа с руководителями и действующими наставниками для повторения азов наставничества. С руководителями была дополнительно проведена беседа по мотивации сотрудников и по этапам обратной связи, после чего руководители поняли свои возможные ошибки и начали устранять их. Отделом персонала усилен контроль сдачи итогового тестирования, теперь сдача проходит в отделе персонала под присмотром сотрудника ОП и в строго назначенное время. В связи с этим наставники начали больше времени уделять проблемным зонам стажеров, чтобы те смогли сдавать тестирование самостоятельно без их помощи.
1. Аллин, О. Н. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала / О.Н. Аллин, Н.И. Сальникова. - М.: Генезис, 2017. - 248 с.
2. Антосенкова Е.Г. Мотивация и поведение человека в сфере труда / под ред Е. Г. Антосенкова. -М., 1990.-268 с.
3. Армстронг, Майкл Оплата труда. Практическое руководство по построению оптимальной системы оплаты труда и вознаграждения персонала / Майкл Армстронг , Тина Стивенс. - М.: Баланс Бизнес Букс, 2014. - 512 с.
4. Аширов Д. А. Управление персоналом : учеб.пособие / А. Д. Аширов. - М., 2005. - 432 с.
5. Базаров Т. Ю., Еремин Б. Л. Управление персоналом: учеб. для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000. 423 с.
6. Базаров Т.Ю. Управление персоналом : учебник для вузов / под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. - М. : Банки и биржи, ЮНИТИ, 2003. - 423 с.
7. Балашенко, В. Как воспитать идеального менеджера?//Справочник по управлению персоналом. - 2004. - №2.
8. Баранов, А. А. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева. - М.: ГЭОТАР- Медиа, 2016. - 352 с.
9. Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика : учебник / В. Р. Веснин. - М., 2007. - 688 с.
10. Веснин, В.Р. Практический менеджмент персонала. Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2001. 490с.
11. Винокурова В.А. Система управления трудом в условиях институциональных преобразований / под ред. М. А. Винокурова. Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2007. - 544 с.
12. Войкова М.И. Мотивационный механизм формирования трудовой активности / под ред. М. И. Войкова, Т. Я. Четверниной. М. : Ин-т экон., 1989. - 278 с.
13. Володина Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Володина, Наталья. - М.: Эксмо, 2015. - 240 с.
14. Гаудж, Питер Исследование мотивации персонала / Питер Гаудж. - Москва: Огни, 2014. - 272 с.
15. Гордиенко, Ю.Ф., Обухов, Д.В., Самыгин, С.И. Управление персоналом. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. 512с.
16. Горлов В.А. Книга директора магазина : практ. рекомендации / Владислав Горлов и др. ; под. ред. С. Сысоевой. - СПб. : Питер : Питер Принт , 2005. - 380 с.
17. Гречиков В.И. Мотивация труда и трудовые отношения на промышленных предприятиях в переходный период / В. И. Герчиков и др.. Новосибирск : ИЭиОПП СО РАН, 1993.-30 с.
18. Губанов С.Г. Система организации и поощрения труда (опыт методической разработки). С. Губанов // Экономист. - 1997. - №3.
19. Денинг, В. Диалоговые системы "человек - ЭВМ". Адаптация к требованиям пользователя / В. Денинг, Г. Эссиг, С. Маас. - М.: Мир, 2014. - 112 с.
20. Джерри, Р. Уилсон 151 быстрая идея. Как вдохновить персонал на работу / Джерри Р. Уилсон. - М.: Диля, 2016. - 256 с.
21. Дудина О. И. Карьерный рост и адаптация молодых специалистов // Кадры предприятия. - 2007. - N 12. - С. 69-85.
22. Дуракова И. Б. Управление персоналом организации : учеб. пособие для вузов / И. Б. Дуракова, О. А. Родин, С. М. Талтынов. - Воронеж, 2006. - 100 с.
23. Дятлов В. А., Кибанов А. Я., Пихало В. Т. Управление персоналом: учебное пособие для вузов. М.: ПРИОР, 1998. 512 с.
24. Егоршин А.П. Управление персоналом: учебник для студ. вузов, обуч. по специальностям "Управление персоналом" и "Менеджмент организации" / А.П. Егоршин .— 5-е изд., доп. и перераб. — Н. Новгород: НИМБ, 2005.— 713, 1. с.: ил., табл., портр. — Рез. англ.
25. Егоршин, А. П. Организация труда персонала / А.П. Егоршин, А.К. Зайцев. - Москва: Машиностроение, 2017. - 320 с.
26. Емекеев А. А. Адаптация молодого специалиста на предприятии : проблема и решения // Регионология. - 2004. - N 4. - С. 171-180.
27. Жукова А. Адаптация по компетенциям // Справочник по управлению персоналом. - 2009. - N 10. - С. 54-62.
28. Журавлев, П. В. Менеджмент персонала / П.В. Журавлев. - М.: Экзамен, 2015. - 448 с.
29. Иванов Н. Человеческий капитал и глобализация / Н. Иванов // МэиМО. 2004. - №9. - С. 19-31.
30. Иванова С. Сотрудник отдела продаж - глазами HR-менеджера // Справочник по управлению персоналом. - 2006. - N 1. - С. 78-82.
31. Ивченко А. П. Построение системы адаптации торгового персонала // Управление продажами. - 2009. - N 6. - С. 366-376.
32. Искусство подбора персонала. Как оценить правильно человека за час. - М.: Харвест, 2015. - 192 с.
33. Кабаченко Т.С. Психология в управлении человеческими ресурсами: Учебное пособие / Т.С. Кабаченко. СПб.: Питер, 2003. - 400 с. - (Серия «Учебное пособие»).
34. Кибанов А.Я. Основы управления персоналом Учебник / А.Я. Кибанов. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 638с.
35. Кибанов, А.Я. Организация профориентации и адаптации персонала / А.Я. Кибанов. - М.: Проспект, 2017. - 645 с.
36. Коджаспирова, Г.М., Коджаспиров, А.Ю. Педагогический словарь
для студентов высших и средних педагогических заведений. - М.:
издательский центр Academia, 2002. 176с.
37. Комарова, Н. Мотивация труда и повышение эффективности работы. // Человек и труд. - 1997. - №10.
38. Коновалов, А. Корпоративный тренинг: скрытая
угроза//й0р: //www.hr-j ournal .ru/archive/articl e. shtml ?ugroza
39. Коновалова А. Текучесть кадров : причины и последствия // Современная торговля. - 2004. - N 11. - С. 88-94.
40. Крымов, А.А. Вы - управляющий персоналом. - М.: Вершина, 2008.
41. Кузнецова Н. Особенности национального продавца // Новости торговли. - 2007. - N 11. - С. 66-67.
42. Курс для высшего управленческого персонала. - М.: Экономика, 2013. - 808 c.
43. Лаврина, Т.В., Тютин А.А., Богомолова Н.В. Системный подход в обучении// Справочник по управлению персоналом. - 2003. - №4.
44. Литвиненко В. Проверка персонала торгового предприятия // Современная торговля. - 2008. - N 6. - С. 72-75.
45. Лобанова, Т.Н. Банки: организация и персонал. Современная концепция управления. Специализированный обучающий кейс-курс / Т.Н. Лобанова. - М.: БДЦ-пресс, 2014. - 108 c.
46. Лукассен Я. Мотивация труда в исторической перспективе : некоторые предварительные заметки по терминологии и принципам классификации / Я. Луксссен. М., 2000. - 325 с.
47. Лукаш, Ю.А. Мотивация и эффективное управление персоналом. - М:. «Финпресс», 2007. 318с.
48. Лукашевич В. В. Управление персоналом (предприятий торговли и общественного питания) / В. В. Лукашевич. - М., 2001. - 253 с.
49. Лукашевич, В.В. Основы менеджмента в торговле. - М.: Экономика,
1996. 256с.
50. Майкова, Светлана Эдуардовна Адаптация Персонала Как Одна Из Ключевых Социальных Детерминант Внутриорганизационных Изменений / Майкова Светлана Эдуардовна. - Москва: СИНТЕГ, 2015. - 637 с.
51. Майорова Е. Адаптация персонала : тренинг "на выживание" // Секретарское дело. - 2005. - N 10. - С. 86-90.
52. Макарова И. К. Управление персоналом : учебник / И. К. Макарова. - М., 2002. - 303 с.
53. Максимова М. Испытательный срок не прошла, потому что... // Современная торговля. - 2006. - N 12. - С. 53-54.
54. Манаев C.B. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение / C.B. Манаев, Ю.Л. Горковенко // Управление персоналом. 2001. -№11-12.-С. 57-58.
55. Марченко О.И. Управление персоналом : учеб. пособие / под ред.О. И. Марченко. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 224 с.
56. Маслов Е. В. Управление персоналом предприятия: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2000. 312 с.
57. Мерманн, Элизабет Мотивация персонала. Инструменты мотивации для успеха организации / Элизабет Мерманн. - М.: Гуманитарный центр, 2013. - 184 с.
58. Мескон, М., Альберт, М., Хедоури, Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992. 187с.
59. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала : учеб.-практ. пособие / И. В. Мишурова, П. В. Кутелев. М. : ИКЦ МарТ, 2003. - 224 с.
60. Молодчик, А. В. Менеджмент. Стратегия, структура, персонал, знание / А.В. Молодчик, М.А. Молодчик. - М.: ГУ ВШЭ, 2013. - 296 с.
61. Никитина Е. В закоулках торговой души // Новости торговли. -
2004. - N 3. - С. 52-54.
62. Новиков Д. А. Стимулирование в социально-экономических системах (базовые математические модели) / Д. А. Новиков. М. : ИПУ РАН, 1998. -216 с.
63. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики / Д. Норт. — М. : Фонд экон. книги «Начала»,
1997. 190 с.
64. Одегов Ю. Г., Руденко Г. Г., Апенько С. Н., Мерко А. И. Мотивация персонала: учебное пособие. M.: АльфаПресс, 2010. 640 с.
65. Отрошенко, Владислав Персона вне достоверности / Владислав Отрошенко. - М.: АВТОР, 2016. - 926 с.
66. Панфилова, А. П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала / А.П. Панфилова. - М.: ИВЭСЭП, Знание, 2014. - 536 с.
67. Петрова, Л. И. Детская психология. Адаптация ребенка в современном мире / Л.И. Петрова. - М.: Феникс, 2017. - 336 с.
68. Пискарева Ю. В. Соционика в адаптации персонала // Менеджмент и кадры : психология управления, соционика и социология. - 2009. - N 12. - С. 8-14.
69. Полещук, Николай AutoCAD 2004. Разработка приложений и адаптация. Наиболее полное руководство / Николай Полещук. - М.: БХВ- Петербург, 2017. - 624 с.
70. Пугачев В.П.Мотивация трудовой деятельности / под ред. В. П. Пугачева. М. : Гарда-рики, 2008.-413 с.
71. Растригин, Л.А. Адаптация сложных систем. Методы и приложения / Л.А. Растригин. - М.: [не указано], 2015. - 268 с.
72. Ромашов О. В. Социология труда : учеб. пособие / О. В. Ромашов. М. : Гардарика, 2001. - 320 с.
73. Садовский В. Н. Основания общей теории систем / В. Н. Садовский. — М. : Наука, 1974.-289 с.
74. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении / Г. Саймон. — СПб., 1995. — 312 с.
75. Самборская Т. Г. Экономическое поведение работников / Т. Г. Самбор-ская. — М. : Экономика, 1988. 268 с.
76. Самоукина Н. Эффективная мотивация персонала при минимальных финансовых затратах / Н. Самоукина. — М. : Вершина, 2008. — 223 с.
77. Самыгин С. И. Менеджмент персонала / С. И. Самыгин, Л. Д Столяренко. Ростов н/Д : Феникс, 1997. - 480 с.
78. Сафьянов Д. А. Исследование мотивации и совершенствование стимулирования труда работников (на примере предприятий хлебопекарной промышленности Кемеровской области) : автореф. дис. . канд. экон. наук. / Д. А. Сафьянов. — Кемерово, 2000. 22 с.
79. Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2263978-КХ
80. Сиван, Бриджитт Аттестация персонала - путь к взаимопониманию (на спирали) / Бриджитт Сиван. - М.: Претекст, 2017. - 892 с.
81. Симаков А. Г. Трудовое поведение промышленных рабочих России: закономерности и перспективы : автореф. дис. . докт. соц. наук / А. Г. Симаков. -М., 1998.-39 с.
82. Синк Д. С. Управление производительностью: планирование, измерение и оценка, контроль и повышение : пер. с англ. / Д. С. Синк М. : Прогресс, 1989. -528 с.
83. Соловьева, В. А. Магнитные бури. Защита и адаптация / В.А. Соловьева. - М.: АСТ, Астрель-СПб, 2015. - 160 с.
84. Турчинова А.И. Управление персоналом : учебник / общ. ред. А. И. Турчинова. - М., 2002. - 488 с.
85. Тынянов, Юрий Кюхля. Подпоручик Киже. Восковая персона. Малолетний Витушишников / Юрий Тынянов. - М.: Советская литература, 2017. - 480 с.
86. Тюкин, И. Ю. Адаптация в нелинейных динамических системах / И.Ю. Тюкин, В.А. Терехов. - М.: ЛКИ, 2014. - 384 с.
87. Федорова, Н.В. Управление персоналом организации: учебное пособие. М.: Конкурс, 2007. 316с.
88. Федосеев, В.Н., Капустин, С.Н. Методы управления персоналом. - М., 2002. 375с.
89. Федюкин, И., Шмаров, А. Годный, но необученный // Эксперт. -
2005. - №6 (453) от 14.02.2005 - http://www.expert.ru/expert/current/data/6e- obraz.shtml?_medvs
90. Хруцкий, В. Е. Оценка персонала. Критика теории и практики применения системы сбалансированных показателей / В.Е. Хруцкий, Р.А. Толмачев. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 224 c.
91. Шаталова Н.И. Управление персоналом организации : учеб. пособие для вузов / под ред. Н. И. Шаталовой, Н. М. Бурносова. - М., 2003. - 381 с.
92. Экономическая библиотека - http://economy-lib.com/razvitie-
motivatsii-truda-personala-promyshlennogo-predpriyatiya-na-osnove- individualizatsii-instrumentov-stimulirovaniya#ixzz66CXT865WТравин, В.В.,
Дятлов, В.А. Менеджмент персонала предприятия. 2-е изд. - М.: Финпресс, 2000.
93. Atkinson J. W. An introduction to motivation / J. W. Atkinson. Princeton : Van Nostrad Reinhold, 1964. - 405 p.
94. Berthel, Jurgen. Personalmanagement: Grundzuege fuer Konzeptionen betrieblicher Personalarbeit / Jurgen Berthel. 3., korrigierte Aufl. Stuttgart: Poeschel, 1991.-426 p.
95. Breisig, Thomas. Personalcntwicklung und Qualifizierung als Handlungsfeld des Betriebsrats: Grundlagen Massnahmen - Betriebs- und Tarifvereinbarungen/ Baden-Baden: Nomos reit. 1997 — 238 p.
96. Campbell, D., Stonehouse, G. and Houston, B. Business Strategy: An introduction. Oxford: Butterworth-Heinemann. 1999. 268p.
97. Maslow A. H. A theory of human motivation / A. H. Maslow // Psychological Rewiew. 1943. - № 50. - P. 396p
98. Mintzberg, H., Quinn, J., Ghoshal, S. The strategic process. European Edition. 1995. 548p.
99. Quinn, J.B., (1999) Strategic Outsourcing: Leveraging Knowledge
Capabilities, Harvard Business Review, Summer, pp. 345p.
100. Skinner B. Science and Human Behavior / B. Skinner //Journal of the Experimental Analysis of Behavior. — New York : Macmillan Company, 1953. — Vol. 268p.