Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГАЗООБРАЗНЫХ ПОТОКОВ ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ СО СТЕНКАМИ СОПЛОВЫХ БЛОКОВ

Работа №192029

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

физика

Объем работы69
Год сдачи2022
Стоимость5690 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И СИМВОЛОВ 7
ВВЕДЕНИЕ 8
1 Обзор литературы 10
2 ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ТЕЧЕНИЯ
ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ В СОПЛОВОМ БЛОКЕ РД 14
2.1 Методика расчета идеального течения в квазиодномерной
постановке 14
2.1.1 Метод Годунова для решения одномерной задачи 15
2.1.2 Точное решение задачи Римана 17
2.2 Методика расчета толщины пограничного слоя 19
2.2.1 Математическая постановка 19
2.3 Методика решения задачи теплопереноса в критическом сечении
соплового блока 22
2.3.1 Конечно-разностные преобразования для тепловой задачи .... 24
2.4 Термодинамический метод расчета энерготяговых характеристик
соплового блока 25
3 ПРОГРАММНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ РАСЧЕТА
ВНУТРИБАЛЛИСТИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ТЕЧЕНИЯ В
СОПЛОВЫХ БЛОКАХ 27
3.1 Описание алгоритма решения комплексной задачи 27
3.2 Параметрические расчеты в квазиодномерной постановки 28
3.3 Параметрические расчеты теплового состояния стенки 32
4 МАТЕМАТИЧЕСКОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
ОСЕСИММЕТРИЧНЫХ ТЕЧЕНИЙ С ПРИМЕНЕНИЕМ ANSYS
FLUENT 40
4.1 Описание вычислительного пакета 40
4.2 Численные исследования 40
4.2.1 Физическо-математическая постановка 40
4.2.2 Расчетные данные 45
4.2.3 Результаты численного расчета осесимметричного течения 49
4.2.4 Определение составляющих потерь удельного импульса .... 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59


При конструировании перспективных ракетных двигателей (РД) важной задачей является повышение энергетических характеристик двигательной установки, в особенности, удельного импульса тяги. Трудность проектирования процесса истечения газа заключается в том, что реальный процесс истечения газа в сопловом блоке значительно отличается от принятой в термодинамическом расчете идеальной модели. Действительный процесс истечения сопровождается потерями энергии, что приводит к снижению (потерям) энерготяговых характеристик, таких как: удельный импульс и тяга. Потери в сопле обусловлены различными газодинамическими и физико¬химическими процессами. Основополагающими из них являются потери:
• из-за рассеяния, вызванные неравномерностью параметров потока в выходном сечении сопла, включая непараллельность вектора скорости оси сопла;
• трения, возникающие вследствие возникновения пограничного слоя, который препятствует движению вязкого, теплопроводного потока в проходных сечениях сопла;
• химической и энергетической неравновесности, возникающие с тем, что время протекания физико-химических превращений становится соизмеримо со временем пребывания продуктов сгорания в сопле;
• многофазности, возникающие вследствие наличия в продуктах сгорания конденсированной фазы, приводящей к необратимым процессам ускорения жидких или твердых частиц, теплообмена между фазами, неравновесности фазовых переходов;
• других причин, таких как: отличие действительного геометрического контура сопла от расчетного (идеального), особенностей технологического процесса производства, разгара сопла в процессе работы [1, с.112].
Как правило, исключительное внимание уделяют потерям на рассеяние, на трение и потерям, связанным с неравновесным протеканием физико - химических процессов в газовой динамике. Эти три вида потерь обычно являются основными и тесно связаны с газодинамическими и физико¬химическими явлениями, имеющими место при течении газа в сопле. В связи с вышеизложенным, моделирование течения газообразных продуктов сгорания с учетом потерь удельного импульса является актуальной задачей при проектировании сопловых блоков ракетного двигателя.
Цель работы: Разработать программный комплекс для моделирования взаимодействия газообразных потоков продуктов сгорания со стенками сопловых блоков и расчета составляющих потерь удельного импульса.
Задачи:
1. Изучить методики расчета внутрибаллистических параметров в сопловом блоке ракетного двигателя на твердом топливе (РДТТ) с целью выявления преимуществ и недостатков.
2. Реализовать методику расчета внутрибаллистических параметров квазиодномерного течения продуктов сгорания в соплах различных типов с течением по времени по схеме Годунова и полуэмпирическую методику В.С.Авдуевского для учета пограничного слоя вблизи стенки.
3. Реализовать программу расчета для определения
внутрибаллистических характеристик соплового блока с учетом потерь удельного импульса на трение и теплового состояния стенки.
4. Провести численные исследования в осесимметричной постановке с помощью программного комплекса Ansys Fluent для определения составляющих потерь удельного импульса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


1. Разработана методика расчета внутрибаллистических параметров в сопловом блоке ракетного двигателя с учетом составляющих потерь удельного импульса и теплового состояния стенки.
2. Проведены расчеты по определению толщины пограничного слоя в сопле при различных моделях турбулентности и построена сравнительная характеристика со значениями, полученными в ходе реализации полуэмпирической методики В.С Авдуевского.
3. Реализована модель движения невязкого и вязкого газов в осесимметричных соплах РД и проведены параметрические расчёты в программном пакете Ansys Fluent.
4. Показано, что значения пограничного слоя В.С Авдуевского близки к значениям, полученным с использованием модели k-ш SST и k-ш Standart, что обосновано описанием пристеночных функций, в отличии от k-e модели.
5. Выявлено, что относительная погрешность в определении составляющих потерь удельного импульса на трение составляет 1,52 - 9,25% относительно инженерной методики расчета
6. Из оценки теплового состояния критического сечения соплового блока следует, что наличие вкладыша толщиной в 5 мм из углерод - углеродного композиционного материала в критическом сечении позволяет обеспечить необходимую тепловую защиту критического сечения сопла для предотвращения разгара критической области



1. Егорычев B.C. Теория, расчёт и проектирование ракетных двигателей: [Электронный ресурс]: электрон, учеб. пособие / B.C. Егорьиев; Минобрнауки России, Самар, гос. аэрокосм, ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т). - Электрон, текст, и граф. дан. (3,25 Мбайт). - Самара, 201Е - 1 эл. опт. диск (CD-ROM).
2. Яскин А.В. Теория устройства ракетных двигателей: учебное пособие / А.В. Яскин; Алт. гос. техн. ун-т, БТИ. .- Бийск: Изд-во Алт. гос.техн. ун-та, 2013. - 262 с.
3. Ю. И. Агеенко, Исследование энергетических параметров ЖРДМТ с геометрической степенью расширения сопла, Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета/ В.Е. Нигодюк, В.В Рыжков, А.В. Сулинов, С.А.Шустов// Самар. гос. аэрокосм. ун-т им. С. П. Королева (нац. исслед. ун-т). - Самара, 2012.
4. Миньков Л.Л., Шрагер Э.Р. Основные подходы к численному решению одномерных уравнений газовой динамики : учеб. пособие. - Томск : STT, 2016. - 136 с.
5. Французов М. С., Кузенов В. В. Модификация метода коррекции потоков для задач газовой динамики // Физико-химическая кинетика в газовой динамике. 2008. Т. 7. С 1-5.
6. MacCormack R.W. The effect of Viscosity in Hypervelocity Impact Cratering // AIAA Paper. 1969. V. 69. P. 354 - 361 c.
7. Годунов С.К., Забродин А. В., Численное решение многомерных задач газовой динамики. - М.: Главная редакция физико-математической литературы изд-ва «Наука» 1976 г.- 395 с.
8. Cebeci T.,Smith A.M.O. Analysis of turbulent boundary layers.
N.Y.:Acad.Press, 1974. 404 p.
9. Секундов А.Н. Применение дифферениального уравнения для турбулентной вязкости к анализу плоских неавтомодельных течений // Изв. АН СССР. МЖГ. 1971 . N*. 5. С. 114—1 27.
10. Chien K.Y. Predictions of channel and boundary-layer with a low-Reynolds- number turbulence model // AIAA Journal. 1982. V. 20. N 1. Р. 33—38. (Pyc. перев.: Джен К.Ю Расчет течений в каналах и пограничных слоя х на основе модели а турбулентности, применимой при низких числах Рейнольдса// Ракетная техника и космонавтика. 1982. Т. 20). №2. С. 30-37.)
11. Лущик В.Г., Павельев А.А., Якубенко А.Е. Трехпараметрическая модель сдвиговой турбулентости//Изв. АН СССР. МЖГ. 1986. №2. С. 40-52.
12. Основы теплопередачи в авиационной и ракетно-космической технике: Учебник для авиационных специальностей вузов/ В.С. Авдуевский, Б.М. Галицейский, Г.А. Глебов и др.; Под общ. ред. В.С. Авдуевского, В.К. Кошкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Машиностроение, 1992. — 526 с.: ил.
13. Кузьмина Л.Ф., Мельников Д.А., Никулин Г.З. Потери удельного импульса тяги из-за трения в соплах// Ракетно-космическая техника. М.: НИИТП, 1992, Вып. 2(135).С.21-34.
14. Launder В.Е., Sharma D.I. Application of the energy-dissipation model of turbulence to the calculation of flow near а spinning disc // Lett. Heat and Mass Transfer. 1974. V. I . N 2. Р. 131— 138
15. Wilcox D.C. Reassessment of the scale determining equation for adwanced turbulence models // AIAA Journal. 1988. V. 26. N 11. P. 1299—1310. (Pyc. пepeв.: Уолкокс Д.К. Уточнение уравнения для масштаба турбулентности в перспективных моделях турбулентности // 1989. N 11. C. 30-46.)...40



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ