Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Деятельность Томского медицинского института в историко-культурном контексте (1945-1992 гг.)

Работа №192024

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

культурология

Объем работы135
Год сдачи2025
Стоимость5910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
5
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3-8
Глава 1. Становление и эволюция медицинского образования
1.1. Становление и эволюция медицинского образования в историко¬культурной ретроспективе (от античности до Нового времени) 9-32
1.2. Становление и развитие медицинского образования в Российской
империи 33-55
1.3. Становление медицинского образования в Томске: от медицинского
факультета до института 56-73
Глава 2. Общая характеристика образовательной, научной и культурно-просветительской деятельности профессорско-
преподавательского состава ТМИ
2.1. Общие принципы организации учебной работы в ТМИ 74-87
2.2. Научно-исследовательская деятельность ТМИ в контексте социально-экономического развития СССР 88-96
2.3. Культурно-просветительская деятельность профессорско-преподавательского и студенческого состава ТМИ 97-117
Заключение 118-119
Список использованных источников и литературы 120-127
Приложения


Томский медицинский институт является важным центром медицинского образования и науки как для Томска, так и регионов Западной и Восточной Сибири. Деятельность ТМИ не только способствовала развитию медицины, но и оказывала значительное влияние на социальные, культурные и образовательные процессы в городе Томске и близлежащих регионах. Институт стал площадкой для формирования новых научных идей и подходов, а также центром притяжения для студентов и преподавателей, стремящихся к высоким стандартам образования и научных исследований.
С момента своего основания в качестве медицинского факультета в стенах Императорского Томского университета, будучи затем преобразованным в самостоятельный институт, ТМИ активно участвовал в решении актуальных проблем здравоохранения, что способствовало развитию медицинской науки и практики в условиях специфики регионов Сибири. Переименование института в Сибирский государственный медицинский университет в 1992 году стало отражением изменений в образовательной политике и стремления к мультидисциплинарности, что позволило более полно учитывать культурные и социальные аспекты здравоохранения. Деятельность Томского медицинского института представляет собой многогранный процесс, в котором переплетаются образовательные достижения, научные исследования и влияние на общество. Это позволяет рассматривать институт не только как учебное заведение, но и как важный культурный и научный центр, способствующий развитию региона и страны в целом.
Актуальность выбранной темы для магистерской диссертации связана с фактом, что медицина представляет собой не узко специализированную отрасль, обеспечивающую физическое здоровье человека. Она напрямую связана как с развитием общефилософских и научных представлений, так и с социокультурными процессами, происходящими в обществе. Изучение исторических предпосылок формирования медицинской науки помогает понять, какие принципы и методы лечения были использованы в разные периоды времени, и как они влияли на культуру и общество в целом. Влияние медицины на культуру также проявляется во влиянии медицинских знаний на здоровье, поведение и представления людей, формирование культурных стереотипов, традиций и ценностей, связанных со здоровьем и болезнями.
В качестве модели развития медицинского образования выбран Томский медицинский институт. Изучение истории ТМИ, его развития в области науки, учебной работы, культурной составляющей может помочь пониманию сегодняшней ситуации в системе высшего медицинского образования в России.
Степень разработанности проблемы
Существует обширное количество работ, посвященных вопросам развития медицины и медицинского образования, в частности, деятельности Томского медицинского института. Для выявления ключевых особенностей и этапов становления и развития медицины был проведен подробный анализ неопубликованных источников, литературы, научных трудов, отечественных и зарубежных авторов, научно-популярной литературы. В ходе работы были рассмотрены труды древнегреческих философов Гиппократа , Платона , Аристотеля . Проведенный анализ позволяет выявить ключевые идеи и принципы, которые легли в основу медицинской практики и философии того времени, а так же их влияние на развитие медицины в последующие эпохи. Период Средневековья славится именами таких выдающихся светил в медицине, как Ибн Сина (Авиценна) , чей труд «Канон врачебной науки» на протяжении нескольких веков оставался основным настольным учебником по медицине в медицинских учебных заведениях. В работах Галена рассказывается о его вкладе в развитие медицины, анатомии и физиологии, а так же о его философских взглядах, которые оказали значительное влияние на медицинскую науку в течение многих веков. Арнольд из Виллановы представил научный трактат о практической терапии, диететике, гигиене «Салернский кодекс здоровья» получивший свою популярность в Европе. В эпоху Возрождения в роли медиков проявляют себя художники и архитекторы: Леонардо да Винчи , предстает перед нами как «человек-титан», продемонстрировав нам свои анатомические рисунки, в дальнейшем это способствует развитию анатомических атласов по анатомии. Работы Парацельса , отражающие его взгляды на медицину, повлияли на новые подходы к лечению и использованию химических веществ в терапии.
Для исследования в области развития медицины были проанализированы работы российских авторов (В. А. Любарский и Б. Е. Гершуни) , охватывающие развитие медицины от древних времен до начала ХХ века. В исследовании (Мультановского М. П.) охвачены ключевые этапы развития медицины от древних времен до современности, представив систематизированный обзор медицинских знаний и практик в различные исторические эпохи, особое внимание уделяется изменениям в медицинской практике, научным открытиям и социальным аспектам медицины.
Вопросы становления, эволюции и вклада Томского медицинского института в развитие медицинского образования и науки также неоднократно становились предметом исследовательского интереса (Новицкий В.В., Некрылов С.А.) .
Начиная с конца 1950-х годов стали активно появляться научные работы, детально рассматривающие формирование, развитие и социальную роль советской интеллигенции в контексте развития системы образования. В исследовании Чанбарисова Ш.Х. «Формирование советской университетской системы (1917-1938)» исследуется процесс становления и развития университетской системы в Советском государстве в период с 1922 по 1938 годы, анализируется влияние исторических, социальных и политических факторов на реформирование высшего образования в стране после Октябрьской революции. Особое внимание уделяется изменениям в учебных планах, структуре университетов и методах преподавания, а также роли государства в регулировании образовательного процесса.
Информация о развитии Томского медицинского института была опубликована в материалах по истории медицины и здравоохранения Сибири , которые были совместным трудом большого коллектива научных сотрудников кафедр медицинских институтов Сибири, Урала, Московского института организации здравоохранения и истории медицины, практических врачей и ряда медицинских учреждений.
Важная информация, касающаяся научных работ, отражена в различных сборниках «Кафедры педиатрического факультета», «Томская школа патофизиологов», «Сборник трудов, посвященный ХХ-летию фармацевтического факультета». По рассмотренным и анализируемым сборникам можно проследить историю открытия и развития факультетов ТМИ. В монографии «Томский Медицинский институт - сто лет со дня основания» прослежена деятельность ТМИ в подготовке врачей и ученых за 100 лет его существования.
Сведения о профессорах медиках были обобщены в биографическом словаре в двух томах: «Профессора медицинского факультета Императорского (государственного) Томского университета - Томского медицинского института - Сибирского государственного медицинского университета (1878-2013)» , который содержит данные о профессорах и их вкладе в развитие медицинского образования и науки в Сибири. Словарь служит важным ресурсом для изучения истории медицинского факультета и его преподавательского состава за более чем столетний период.
Диссертационное исследование Грибовского М.В. «Профессорско-
преподавательский состав Томского медицинского института (1931-1945 гг.)», посвящено исследованию профессорско-преподавательского состава, кадровых изменений и профессиональной деятельности преподавателей Томского медицинского института в указанный период. В работе обобщена и обозначена роль профессоров и преподавателей в развитии медицинского образования и рассмотрены их взаимоотношения с властью .
Источниковая база магистерской диссертации сформировалась в процессе изучения широкого круга неопубликованных материалов, выявленных в фондах архива СибГМУ и Центра документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ) : Книги приказов с 1944 г. до конца 1993 г. (в книге приказов содержатся документы, в которых отражены: причины создания факультетов, кафедр, формирование профессорско-преподавательского штата института), годовые и полугодовые отчеты института (в них содержится различный материал с заседаниями и протоколами кафедр, увеличение штатного состава, разработка и внедрение новых планов, основные проблемы оборудования, увеличение состава коечных мест на различных базах кафедр), личные дела профессоров, преподавателей института. Архивные данные помогли выяснить фамилии и личности первых профессоров, преподавателей, их социальное происхождение, научную деятельность и проследить их дальнейший жизненный путь.
Автором был применён и такой способ сбора информации как «устная история». Важную информацию удалось получить в ходе бесед с людьми, чья деятельность непосредственно была связана с СибГМУ: Гореловым В.В., Новицкой В.Д., Антоновой В.А. Полученные в беседах дополнительные данные помогли осветить имеющуюся печатную информацию по истории развития культурной деятельности института.
Научная новизна:
В работе прослеживается влияние медицинских достижений на формирование развития социального, культурного и научного потенциала общества, анализирует, как медицинские практики и образовательные программы способствовали развитию общественного здоровья, улучшению жизненных условий и повышению уровня сознания населения. Подчеркивается влияние медицины на социальные изменения, культурные традиции и формирование ценностей общества, что позволяет глубже понять их взаимосвязь с историческим развитием страны.
Целью выявление роли и места Томского медицинского института в социокультурной и общественно-политической жизни г. Томска в период 1945-1992 гг.
В рамках поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проследить основные принципы становления европейского и российского медицинского образования с момента их возникновения по новое время в его взаимосвязи с общекультурными тенденциями.
2. Выявить ключевые факторы, определявшие развитие медицинского образования в Томске.
3. Выявить и обобщить материалы, касающиеся научной и образовательной деятельности ТМИ.
4. Выявить и проанализировать материалы, касающиеся культурной и просветительской деятельности ТМИ и их влияние на культурную жизнь г. Томска.
Объект: медицинское образование в России.
Предмет: деятельность Томского медицинского института в период с 1945 по 1992 гг. в социокультурном контексте.
Проблема диссертационного исследования заключается выявлении, в ходе комплексного анализа деятельности Томского медицинского института в формировании важных образовательных, научных, и культурных потребностей, способствующих развитию г. Томска и регионов Сибири в период с 1945 по 1992 годы.
Гипотеза: деятельность Томского медицинского института выходит за рамки собственно лечебной практики и оказывает значительное влияние на культурный облик г.Томска и регионов Сибири.
Методология исследования. Культурно-исторический метод позволяет показать взаимосвязь медицинского образования с конкретными социокультурными процессами, происходящими в обществе, проследить роль и значение Томского медицинского института в развитии российской медицины и других сферах общественной жизни.
Историко-сравнительный метод позволяет сопоставить место медицинского образования в различные исторические периоды и показать влияние исторических факторов на содержание образовательных программ и приоритетов научных исследований.
Положения, выносимые на защиту:
- медицинские идеи во все исторические периоды были тесно связаны с общефилософскими концепциями;
- медицинская практика и медицинское образование оказывают значительное влияние на общекультурное развитие общества;
- медицинское образование в ТМИ во все моменты своего существования отвечало насущным потребностям общества;
- деятельность сотрудников и студентов ТМИ оказывала существенное влияние на формирование высоких научных, образовательных и культурных стандартов Томской области и Сибири в целом.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении опубликованных и выявлении и введении в научный оборот архивных и устных источников по различным аспектам медицинского образования в ТМИ в послевоенный период. Был проведен анализ формирования педагогического состава, научных направлений в их взаимосвязи с культурно-просветительской деятельностью профессорско- преподавательского состава.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов магистерской диссертации для подготовки учебных курсов как по истории медицинского образования в Томске, так и по истории культурной жизни города.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Подводя итог проведённого исследования, следует отметить, что поставленные цели и задачи работы, обозначенные во введении, выполнены, а главный результат, заключавшийся в осуществлении комплексного анализа деятельности ТМИ в историко-культурном контексте в период с 1945 -1992 годы достигнут.
Проведенный в первой главе обзор развития медицинского образования в разные эпохи своего исторического развития (от Античности до Нового времени), а также развитие медицинского образования в Российской империи показывают, что они находились в тесной взаимосвязи с общефилософскими тенденциями каждой эпохи. Несмотря на то, что задачи медицины неизменны во все периоды, взгляды на природу человека, причины и суть заболеваний, подходы к лечению и профилактике определялись как в целом общефилософскими концепциями, так и задачами общества. Однако медицина не только реагировала на запросы, но и вносила свой вклад как в развитие науки, так и общества в целом, включая сферу культуры. Изучение анатомии человека и развитие искусства эпохи Возрождения неразрывно связаны.
Медицина не только изменялась под влиянием периодов эпидемий, войн и катастроф, но и вносила свой вклад в их преодоление, способствовала просвещению общества, распространению медицинских знаний.
Особое внимание уделено становлению медицинского образования в России, включая роль Томского университета и медицинского института в развитии здравоохранения и подготовки специалистов для г. Томска, Томской области, для Западно¬Восточных регионов Сибири.
Анализ деятельности Томского медицинского института, проведенный во второй главе, показывает, что в рассматриваемый период ТМИ прошел сложный путь становления и трансформации, превратившись из регионального учебного заведения в один из ведущих центров медицинского образования и научных исследований. Особое значение имело то, что институт не ограничивался лишь традиционными методами подготовки высококвалифицированных кадров. ТМИ постоянно изменялся, оперативно реагируя на возникающие в обществе запросы, будь это потребности военного времени или необходимость медицинского обслуживания отдаленных регионов Сибири, а также активно способствовал формированию и развитию научных школ, что позволило внедрять инновационные методы диагностики и лечения, отвечающие вызовам времени.
Важным аспектом в деятельности института стало умение адаптироваться к сложно¬политическим условиям послевоенного и постсоветского периода, что обеспечивало стабильность и динамичное развитие образовательного процесса и научных исследований.
Институт выступал не только как образовательное учреждение, но и как значимый культурный и общественный центр региона, взаимодействуя с местным обществом, поддерживая культурные инициативы и формируя профессиональные и этические стандарты медицинской ассоциации.
Переход томского медицинского института в статус Сибирского государственного медицинского университета (СибГМУ) в 1992 году стал важной вехой, отражающей расширение спектра образовательных программ, углубление научных исследований и стремление к интеграции в международное научное пространство. Это преобразование символизировало стратегическое развитие учреждения, направленное на повышение качества образования, расширение междисциплинарных связей и укрепление позиций в системе высшего медицинского образования России.
Зародившись в недрах классического университета, ТМИ сохранил и приумножил классические университетские традиции с их обязательной общегуманитарной составляющей. В его стенах шла бурная культурная жизнь, включая литературную, музыкальную, театральную и спортивную деятельность. Это, в свою очередь, влияло на уровень культурных запросов Томска в целом.
Таким образом, деятельность Томского медицинского института в исследуемый период является ярким примером успешного сочетания традиций и инноваций, что способствовало не только укреплению его научного и образовательного потенциала, но и внесло значительный вклад в развитие медицинской науки здравоохранения Западно-Восточных регионов Сибири. Полученные в ходе исследования результаты открывают новые перспективы для дальнейших историко-культурных и научных изысканий, способствуя более глубокому пониманию процессов развития медицинского образования и науки в России ХХ века.



1. Августин Аврелий. Исповедь / Блаженный Августин ; в пер. М. Е. Сергеенко ; отв. ред. Н. Н. Казанский ; [Рос. акад. наук]. - Санкт-Петербург : Наука, 2013. - 371, [1] с. - ( Литературные памятники ).
2. Агриппа Г. К. Оккультная философия / Г. К. Агриппа. - Москва: Контекст, 1993. - 115 с.
3. Аристотель. О душе / Аристотель ; предисл. В. К. Сережникова ; пер. и примеч. П. С. Попова. - Москва : Соцэкгиз, 1937. - 178, [1] с., [1] л. портр.
4. Арнольд из Виллановы. Салернский кодекс здоровья / Арнольд из Виллановы; пер. с лат. и примеч. Ю. Ф. Шульца, вступ. ст. В. Н. Терновского и Ю. Ф. Шульца. - Москва: Медицина, 1964. - 135 с.
5. Балыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. Гален: врач и философ. - М.: Весть, 2014. - 416 с.
6. Афонасин Е.В., Афонасина А.С. Античная медицина: текущее положение дел и будущие задачи». «Общие вопросы истории и философии науки». Философия науки № 2 (61). 2014. 152 с.
7. Балыкин Д.А., Щеглов А.П. Гален: врач и философ. Москва. 2014. 416 с
8. Байков А.Н., Медведев М.А., Новицкий В.В. Медико-биологические аспекты нейро - гуморальной регуляции. Сб. Томск 1997. 392 с.
9. Бехтерев В.М. Задачи Психоневрологического института. СпБ.,1908, С. 6-7.
10. Валафрид Страбон.. Садик : [Поэма] / Валафрид Страбон; О свойствах трав : [Поэма] / Одо из Мена. Салернский кодекс здоровья : [Мед. поэзия средневековья] / Арнольд из Виллановы; [К сб. в целом]: Сост. , пер. с латин. и примеч. Ю. Ф. Шульца; [Вступ. статьи В. Н. Терновского, Ю. Ф. Шульца]. - М. : СП "Интербук", 1992. - 222,[2] с.: ил.
11. Вернадский В.И. Письма о высшем образовании в России // Вестник воспитания. М., 1913. №5. С. 1-17.
12. Виллановы А. и. Салернский кодекс здоровья. - М. : Медицина, 1964. 135 с.
13. Врачи-христиане в эпоху поздней античности: культурно-исторический портрет // О.А. Джарман. Ж. Христианское чтение. Санкт-Петербургская духовная академия Русской православной церкви. № 2. 2011. С. 15-53.
14. Гарвей В. Анатомическое исследование о движении сердца и крови животных. 1984. С. 161.
15. Гартман Ф. Жизнь Парацельса и сущность его учения. М. Новый Акрополь. 1997. 288 с.82



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ