СУБЪЕКТИВНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ШКОЛЬНИКОВ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ТРАДИЦИОННОМ И
ДИСТАНЦИОННОМ ФОРМАТАХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Введение 7
1 Субъективное благополучие, как обобщенный показатель здоровья и развития
школьников подросткового возраста в условиях использования цифровых технологий 14
1.1 Психологические особенности школьников подросткового возраста 14
1.2 Основные направления становления личности школьника: творчество,
социальные компетенции, саморазвитие 19
1.3 Контексты взаимосвязей развития и здоровья школьников в условиях
использования цифровых технологий 24
1.3.1 Место информационных технологий в развитии полноценной,
творческой личности в школьные годы 24
1.3.2 Влияние информационных технологий на психологическое и
социальное здоровье школьников 29
1.4 Субъективное благополучие школьников подросткового возраста, как
интегральная характеристика психологического и социального здоровья личности... 32
1.4.1 Понятие субъективного благополучия в современной психологии 32
1.4.2 Особенности субъективного благополучия современных подростков. 34
Выводы по первой главе 38
2 Факторы, определяющие субъективное благополучие подростков в условиях
использования цифровых технологий 40
2.1 Современные требования к оптимальной организации использования
цифровых технологий школьниками подросткового возраста 40
2.2 Условия творческого развития подростков с применением возможностей
цифровых технологий 42
2.3 Модель психологического благополучия в связи с развитием школьников подросткового возраста в условиях использования цифровых технологий 45
Выводы по второй главе 49
3 Эмпирическое исследование субъективного благополучия школьников
подросткового возраста в связи с использованием цифровых технологий 51
3.1 Программа исследования 51
3.1.1 Методологический раздел программы 51
3.1.2 Методический раздел программы: описание психодиагностического
комплекса методик эмпирического исследования 53
3.1.3 Особенности организации эмпирического исследования 57
3.2 Результаты эмпирического исследования 58
3.3 Анализ результатов исследования 79
3.4 Проект программы развития личностных и цифровых компетенций
подростков в связи с использованием ими цифровых технологий «Позитивное мышление в цифровом мире» 82
Выводы по третей главе 90
Заключение 93
Список использованной литературы 97
Приложение А Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению. Модификация А.Д. Андреевой 106
Приложение Б Бланк методики скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л.Н. Юрьевой и Т.Ю. Больбот 109
Приложение В Бланк методики изучения тревожности у детей и подростков А.М. Прихожан 112
Приложение Г Бланк методики Э. Вартегга «Круги» 115
Актуальность данного исследования определяется тем, что глобальная цифровизация является вызовом для человечества, меняя как объективную, так и субъективную реальность. Всеобщая доступность и распространенность интернет- технологий качественно меняет коммуникационные возможности современной молодежи, формы и способы формирования человеческого потенциала. Сам процесс получения новых знаний в молодежной среде становится все в большей степени зависимым от цифровых технологий (И. Е. Медведева [45]).
Для целей образования информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) могут дать очень многое. Термин ИКТ является широким понятием, включающим в себя глобальную информационную сеть, мультимедийную технологию, компьютерное моделирование, акустоэлектронику, нанотехнологии, микроэлектронику,
оптоэлектронику. На занятии или уроке они могут быть представлены в различном виде: мультимедийные обучающие системы, видеоуроки, мультимедийные презентации, виртуальные экскурсии, демонстрации сложных или опасных опытов, электронные учебники, интерактивные энциклопедии, словари, справочники и др. (А. Л. Димова [27]).
Технологии e-learning создают открытую и интерактивную среду обучения, привычным стал термин «цифровая образовательная среда».
В настоящий момент растет первое поколение, воспринимающее мир во-многом с помощью цифровых технологий. Но дополнительное «закрытие» реального мира в эпоху пандемии как дало импульс интенсивному развитию дистанционных форм образования на базе информационных технологий, так и обострило гуманитарную проблематику.
Актуальным направлением в науке стало исследования влияния цифровизации на физиологическое и психологическое здоровье (О. В. Соловьева, С. Д. Кокорова, С. С. Воложанина, К. В. Лоханева, А. Е. Войскунский, Т. О. Боброва, Г. У. Солдатова). Информатизация несет в себе многочисленные риски для общества, требуя своеобразной «платы» в виде ухудшения физиологических функций взрослеющего организма (осанка, зрение, физические качества, например, базовое из них - выносливость), интеллектуальных возможностей (получение мгновенно любой информации, но при этом снижение когнитивных функций в виде критического ее осмысления), коммуникативных умений и навыков («одиночество в сети», рост депрессий по причине сравнивания себя с картинками в инстаграмме), развитие компьютерной зависимости, отмечаемое у большинства школьников. Замена реальной жизни на виртуальную меняет не только восприятие, но и, возможно, человеческую природу и пока нет признаков того, что в лучшую сторону.
Выводы исследователей (А. Е. Войскунский, Г. У. Солдатова, О. В. Митина, Л. Н. Юрьева, А. Д. Андреева, Б. С. Волков, А. Л. Димова) свидетельствуют, что современная информационная среда небезопасна, она может тормозить развитие детей и подростков, отрицательно влияя на здоровье и снижая его потенциалы. Чрезмерное использование цифровых технологий вызывает множество комплексных нарушений личностной сферы, как и любая зависимость, вредя здоровью, особенно психоэмоциональной сферы.
По мнению ряда отечественных и зарубежных авторов (М. М. Безруких [9], А. Е. Войскунксого [15], И. Ш. Мухаметзянова [50], Y. Uhls, M. Michikyan, J. Morris [92] и др.), негативное влияние компьютеров существует и непосредственно действует на органы и ткани человека, меняет психику и стереотипы поведения. По мнению Ю. Г. Григорьева [24], A. Ellahi, F. Akram, J. Wahlstrom [88] и др., в образовательную среду внедряются технические средства и технологии со слабоизученным или неизученным влиянием на здоровье пользователя, что происходит на фоне запаздывания санитарных норм, применяемых в отношении технических средств обучения.
Здоровье на личностном уровне воспринимается как благополучие - физическое, социальное и психологическое. Благополучие отражается в гармонизации, благоприятном балансе ресурсных возможностей организма, в котором не существует внутренних ограничений для реализации личностного потенциала. Психологическое благополучие сопровождается положительными эмоциями, мотивацией к деятельности и обучению, вдохновением к творческому созиданию (С. А. Водяха, Р. М. Шамионов, Н. М. Брэдберн,
Э. Динер, К. Рифф).
Развивающиеся и трансформирующиеся образовательные системы требуют исследований проблематики влияния цифровизации на субъективное благополучие школьников. Цифровизация не является модным трендом, цифровизация является нашей реальностью, которая, в идеале, не должна искажать реальный мир, а способствовать его гармоничному улучшению, в субъектно-объектном понимании. Вопрос, активно обсуждающийся в различных науках, прежде всего, гуманитарных - в педагогике, медицине, психологии: не несет ли погружение современных детей и подростков в виртуальный мир гораздо больше опасностей для их здоровья (физического, психического и социального), не перевешивает ли вред от ИКТ всю возможную пользу от них, сохраняют и действительно развивают ли ИКТ в подрастающем человеке то подлинно человеческое, к которому относится свойственное только человеку активно-познавательное и преобразовательно-творческое начало?
образовательный процесс может неоднозначно влиять как на учебную деятельность, так и на субъективное благополучие школьников. По нашему мнению, субъективное благополучие является интегральной характеристикой здоровья, ценность которого сомнению не подвергается.
Проблемная ситуация, связанная с исследованием, заключается в противоречии между интенсивным использованием новых цифровых технологий во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании, и не разработанностью психологических технологий поддержки деятельности человека в этих условиях, направленных на сохранение и повышение уровня его субъективного благополучия, - с учетом возраста, типа ведущей деятельности, индивидуальных особенностей и других факторов.
Проблема исследования связана с необходимостью изучения субъективного благополучия школьников, как интегрального показателя их здоровья, в различных форматах обучения с учетом интенсивности использования ими цифровых технологий. Нарастающие противоречия, многочисленные научные исследования, свидетельствующие о негативных тенденциях в здоровье подрастающего поколения, определили тему исследования: «Субъективное благополучие школьников подросткового возраста,
использующих цифровые технологии в традиционном и дистанционном форматах учебной деятельности».
Объект исследования: субъективное благополучие школьников.
Предмет исследования: отличия субъективного благополучия школьников подросткового возраста, связанные с форматами традиционного и дистанционного обучения с учетом интенсивности использования ими цифровых технологий, гендерных и возрастных особенностей.
Цель: изучение различий субъективного благополучия подростков, связанных с форматами традиционного и дистанционного обучения, а также с интенсивностью использования школьниками цифровых технологий, гендерными и возрастными особенностями.
Задачи исследования:
1. Изучить особенности влияния цифровых технологий на здоровье, безопасность и развитие современных школьников.
2. Изучить понятие субъективного благополучия, как интегрального критерия здоровья и развития современного человека.
3. Разработать программу исследования особенностей субъективного благополучия подростков в условиях традиционного и дистанционного обучения с учетом интенсивности использования ими цифровых технологий.
4. Провести исследование субъективного благополучия подростков в условиях традиционного и дистанционного обучения, проанализировать его результаты и разработать проект программы по улучшению субъективного благополучия школьников с учетом использования ими цифровых технологий.
Гипотезы исследования:
1. Для школьников подросткового возраста характерны гендерные и возрастные различия субъективного благополучия в традиционном и дистанционном форматах обучения.
2. Для школьников подросткового возраста характерны гендерные и возрастные различия субъективного благополучия в связи с интенсивностью использования ими цифровых технологий.
Теоретической основой данного исследования являются:
- принципы и подходы современной психологии - единства сознания, деятельности, личности (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), социального развитии личности в процессе ведущей деятельности (К. А. Абульханова-Славская, А. Г. Асмолов, И. А. Зимняя, В. В. Рубцов, Р. М. Шамионов и др.); принцип системности (С. Л. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, В. П. Зинченко);
- труды исследователей в сфере психологии, социологии, педагогики: посвящённые изучению влиянию компьютера и фактора компьютерной зависимости на психологические характеристики и поведение человека (Т. Ю. Больбот; А. Е. Войскунский; А. Ю. Егоров; А. Е. Жичкина; А. В. Котляров; Н. А. Кузнецова; В. А. Лоскутова; Л. Н. Юрьева; Г. У. Солдатова; М. Dery; I. Goldberg; M. D. Griffiths; Y. A. Hamburger; F. Hammet; E. Hirsch; K. S. Young и др.); раскрывающие особенности влияния информационных технологий на развитие личности занимались (О. И. Агапова, Г. Р. Громов, В. И. Гриценко, О. А. Кривошеев, М. Ю. Опёнков, Г. Клейман, С. Пейперт, Э. Тоффлер, Б. Хантер и др.); изучающие специфику субъективного благополучия современного человека (С. А. Водяха, Н. Ф. Голованова, И. Б. Дерманова, О. А. Идобаева, Л. В. Карапетян, С. Н. Нартова-Бочавер, Е. И. Рассказова, Р. М. Шамионов, Н. М. Брэдберн, Э. Динер, К. Рифф и др.).
Методы исследования: общетеоретические (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, индукция, дедукция), эмпирические (с использованием опросников и
проективных тестов), методы обработки данных с применением математической статистики.
Методики исследования включают:
- методику скрининговой диагностики компьютерной зависимости Л. Н. Юрьевой и Т. Ю. Больбот;
- методику диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы (Ч. Д. Спилбергер - А. Д. Андреева);
- шкалу личностной тревожности учащихся А. М. Прихожан;
- методику Э. Вартегга «Круги».
Статистическая обработка результатов исследования проводилась с применением методов описательной статистики, критерия нормальности Шапиро-Уилкса, корреляционного анализа по Спирмену, использованием критериев различия U-Манна- Уитни и T-Вилкоксона, а также Н-критерия Крускала-Уоллиса. В качестве программ статистической обработки использовались пакеты STATISTICA 13.3 и Microsoft Excel 2016.
База исследования: Выборка респондентов представлена 78 школьниками в возрасте 12-14 лет (13,0±0,7 лет), обучающихся в 6-8 классах двух школ г. Томска.
Апробация результатов исследования:
Международная научно-практическая конференция «Проблемы психологического благополучия», Екатеринбург - Фергана, 2021 (19.03.2021).
Опубликована статья «Связь эмоционального благополучия подростков с компьютерной зависимостью и особенностями современных образовательных технологий» в материалы международной научно-практической конференции «Проблемы психологического благополучия». Екатеринбург - Фергана, 2021.
Научная новизна и теоретическая значимость - расширены представления о факторах субъективного благополучия подростков, связанных с использованием цифровых технологий; выявлены особенности изменения субъективного благополучия школьников подросткового возраста в условиях дистанционного обучения с применением цифровых технологий по сравнению с традиционными форматами обучения; показано, что специфика субъективного благополучия школьников подросткового возраста взаимосвязана с интенсивностью использования ими цифровых технологий, гендерными и возрастными особенностями, личностными характеристиками, связанными с познавательной активностью, мотивацией и креативностью личности.
Практическая значимость исследования: Полученные результаты являются основой для дальнейшего исследования достаточно актуальной на сегодняшний день 11
проблемы использования цифровых технологий подростками. Результаты исследования могут быть использованы педагогами, психологами и другими специалистами, проводящими работу с подростками в условиях учебной и вне учебной деятельности в связи с профилактикой компьютерной зависимости, а также для оптимизации форм учебной деятельности, использующих цифровые технологии, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.
Положения, выносимые на защиту:
1. Цифровые технологии, которые стали неотъемлемой частью окружающего мира, могут оказывать как существенное позитивное воздействие на функционирование, здоровье и развитие современного человека, так и негативное, в связи с чем возникает проблема оптимизации взаимодействия личности и информационных технологий, которая должна решатся комплексно, с привлечением не только специалистов в области ИКТ, но также гуманитарных специальностей - педагогов, психологов, социологов, что позволит установить оптимальные критерии, связанные с форматами использования данных технологий, а также повысит личностные ресурсы человека, поддерживающие его здоровье, безопасность, гармоничное развитие в цифровом мире.
2. Субъективное благополучие человека, рассматриваемое как обобщенная характеристика его физического, психологического и социального здоровья, является многомерным конструктом, связанным с многогранными жизненными проявлениями личности, основу которого составляет эмоциональное благополучие, отражающее достаточно устойчивые эмоциональные реакции человека, проявляющихся в балансе позитивных и негативных эмоций.
3. Разработанная концептуальная модель субъективного благополучия подростков, рассматривающая данное явление с позиций преимущественного анализа эмоциональных состояний (что связано с психологическими особенностями развития представителей данной возрастной группы), анализируется нами с учетом базового фактора, обуславливающего ее особенности - учебной деятельности, которая является ведущей для данного возраста. Данная модель позволяет вывить особенности эмоционального благополучия школьников подросткового возраста в связи с интенсивностью использования ими цифровых технологий, их гендерными и возрастными различиями, особенностями развития творческих способностей, а также с учетом форматов учебной деятельности и организационных условий реализации педагогических технологий.
4. Обнаруженные в исследовании специфические закономерности эмоционального благополучия подростков связаны с их гендерными и возрастными особенностями, в частности: у девочек уровни эмоционального благополучия ниже, чем у мальчиков; у школьников возраста 13 лет наблюдаются наименьшие уровни эмоционального благополучия по сравнению со смежными возрастными группами; уровни эмоционального благополучия подростков ниже в общеобразовательной школе в сравнении со специализированной школой; эмоциональное благополучие ниже для школьников, интенсивно использующих цифровые технологии; школьники, обладающими повышенными уровнями развития творческих способностей характеризуются более низкими уровнями эмоционального благополучия в сравнении с менее творческими школьниками; совместные эффекты, обусловленные форматами обучения и интенсивностью использования школьниками цифровых технологий, проявляются в сниженных уровнях субъективного благополучия подростков с высокими уровнями компьютерной зависимости в дистанционных и традиционных форматах обучения по сравнению с другими группами школьников.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 95 источников, и приложений. Общий объем диссертации составляет 115 страниц.
По результатам проведенного исследования, посвященного изучению особенностей влияния современных информационных технологий на субъективное благополучие школьников подросткового возраста в связи с процессом обучения, были сделаны следующие выводы:
1. Выполнен теоретический анализ особенностей влияния цифровых
технологий на современного человека, в ходе которого:
1.1. Выявлена и описана специфика основных направлений, по которым изучается воздействие цифровых технологий на человека. Это - здоровье, безопасность и развитие подрастающего поколения. Показано, что результаты многочисленных исследований подтверждают негативное воздействие на человека компьютеров, смартфонов, планшетов и других цифровых устройств. Описаны следующие неблагоприятные эффекты для здоровья, связанные с этими факторами: формирование повышенной тревожности и депрессивных состояний; проявления гиподинамии, отражающиеся на мышечной системе человека, его опорно-двигательном аппарате; снижение зрения; возникновение состояний хронического утомления, усталости, стресса; нарушение сна, изменение взаимоотношений с окружающими людьми, деформация личностных характеристик и др.
1.2. Показано, что современный ребенок вовлечен в подобные взаимодействия с цифровым миром с младенческого возраста, в связи с чем кумулятивные эффекты накопления неблагоприятных изменений на протяжении периодов детства, подросткового и юношеского возрастов могут существенно отражаться на здоровье и общем самочувствии человека, снижать его личностный потенциал.
1.3. Отмечено, что безопасность человека в информационных системах также является критическим фактором его развития и благополучия, поскольку современные технологии привели к появлению таких негативных явлений как кибербуллинг, троллинг, фишинг, распространение негативного контента и др., создающих риски для повседневной жизнедеятельности молодежи и ее полноценного развития.
1.4. Выявлены и позитивные эффекты цифровых технологий, обуславливающие потенциально возможное гармоничное развитие современного человека. К ним относятся: создание новых цифровых образовательных платформ, позволяющих повысить качество образования; разработка технологий, позволяющих человеку реализовывать и развивать свой творческий потенциал цифровыми средствами в виртуальных средах; возможности
совершенствования когнитивных функций человека, его регуляторных ресурсов с помощью систем биологической обратной связи, технологий виртуальной реальности, игровых компьютерных технологий и др. Цифровые технологии также кардинально перестаивают системы управления и поддержания жизнедеятельности человека, улучшают качество их функционирования, освобождают человека от рутинной, непродуктивной деятельности, значительно расширяют возможности его коммуникаций. Такое неоднозначное влияние современных информационных разработок на самочувствие, жизнь и деятельность наших современников порождает необходимость в дальнейших исследованиях сложных вопросов, связанных с данным проблемным полем.
2. В работе проведен теоретический анализ понятия «субъективное благополучие», с позиций современных психологических концепций.
2.1. Показано, что в связи с изучением человека в современных гуманитарных и общественных науках усиливается внимание к качеству его жизни. В этом плане становятся значимыми такие понятия, как счастье, удовлетворенность жизнью, психологическое и субъективное благополучие, которые начинают рассматриваться как интегральные характеристики его повседневного функционирования. В частности, в работах современных исследователей понятие субъективного благополучия рассматривается как обобщенный критерий физического, психологического и социального здоровья личности.
2.2. Субъективное благополучие, несмотря на различные подходы к его изучению (эвдемонистический и гедонистический), описывается большинством ученых как многомерный конструкт, формирующийся с учетом многогранности проявлений человека. На его характеристики оказывают влияние различные аспекты жизни - ведущая деятельность, семейное и социальное окружение, устойчивые личностные черты, интересы, потребности, ценности и смыслы личности, гендерные и возрастные особенности.
3. Разработана концептуальная модель исследования эмоционального благополучия подростков, которое в значительной степени обуславливает их субъективное благополучие и которое находит свое отражение в достаточно устойчивых эмоциональных реакциях человека, проявляющихся в балансе позитивных и негативных эмоций.
3.1. Показано, что для подростков - целевой группы нашего исследования - эмоциональные реакции имеют ярко выраженный характер, и эмоциональная сфера в ее развитии в данном возрасте опережает формирование когнитивных процессов. Поэтому имеет смысл говорить об эмоциональном благополучии, как ведущем компоненте 94
субъективного благополучия подростков. В нашем исследовании мы выделяем в качестве главного фактора, влияющего на эмоциональное благополучие подростков, - ведущую деятельность, то есть учебную деятельность, которая может осуществляться в различных форматах, а также может различаться в связи с организационными особенностями педагогических систем.
3.2. Показана необходимость учета интенсивности использования школьниками цифровых технологий в связи с изучением их эмоционального благополучия. Это связано с тем, что направленности и интересы подростков, связанные с внешним миром, в значительной степени опосредованы современными информационными технологиями. Учитывая динамичные процессы развития школьников в подростковом возрасте, наличие ярко выраженного «кризиса подросткового возраста» - мы изучали и возрастные аспекты субъективного благополучия, а также и гендерные различия, которые во время пубертатного периода могут становиться уже достаточно существенными. Влияние личностных характеристик на субъективное благополучие подростков было нами учтено в связи с включением в поле зрения проведенного исследования фактора творческих способностей подростков. Именно наличие творческих способностей и возможности их практической реализации существенно ускоряют развитие молодого человека и влияют на динамику его дальнейшей жизненной траектории.
3.3. Разработанная концептуальная модель изучаемого феномена стала той основой, которая позволила нам создать дальнейшую программу эмпирического исследования и сформировать психодиагностический комплекс методик, направленный на изучение субъективного благополучия подростков.
4. Исследование, проведенное на базе двух школ г. Томска -
общеобразовательной и специализированной и охватывающее 78 школьников, позволило выявить специфику различий их субъективного благополучия в связи с условиями образовательного процесса, а также в связи с интенсивностью использования ими цифровых технологий.
4.1. Результаты исследования позволили сделать вывод о том, что гендерные особенности подростков возраста 12-14 лет связаны с различиями их субъективного (эмоционального) благополучия в условиях дистанционного и традиционного обучения, что проявляется в более высоких его уровнях у мальчиков в сравнении с девочками.
4.2. Выявлено, что возрастные различия подростков возраста 12-14 лет характеризуются наличием кризисного периода - 13 лет, во время которого показатели субъективного (эмоциональном) благополучии в условиях дистанционного и традиционного обучения оказываются более низкими, чем для смежных возрастных групп. Также для возраста 13 лет характерно более сильное снижение как позитивных, так и негативных эмоций при переходе в дистанционный формат обучения по сравнению с другими возрастными группами.
4.3. Особенности организации форматов дистанционного и традиционного обучения находят отражение в субъективном (эмоциональном) благополучии подростков, в частности, в специализированной школе данный показатель фиксируется на более высоком уровне.
4.4. Интенсивность использования цифровых технологий по результатам нашего исследования имеет гендерные различия - в частности, у девочек зафиксированы более высокие уровни компьютерной зависимости.
4.5. Возрастные особенности субъективного (эмоционального) благополучия подростков в связи с интенсивностью использования ими цифровых технологий характеризуются пониженными по сравнению с другими возрастными группами уровнями эмоционального благополучия в возрасте 13 лет, для которого также характерны наибольшие значения компьютерной зависимости.
4.6. Качественные отличия, связанные с использованием цифровых технологий, проявляются в том, что школьники, обладающие выраженными творческими способностями и реализующие свой творческий потенциал с помощью цифровых технологий, характеризуются пониженными уровнями субъективного благополучия в сравнении с менее творческими школьниками.
4.7. Различия в субъективном благополучии подростков возраста 12-14 лет, связанные с совместными эффектами, обусловленными форматами обучения и интенсивностью использования ими цифровых технологий, проявляются в сниженных уровнях субъективного благополучия подростков с высокими уровнями компьютерной зависимости в дистанционных и традиционных форматах обучения по сравнению с другими школьниками.
4.8. На основе анализа результатов проведенного исследования был разработан проект развивающей программы для школьников «Позитивное мышление в цифровом мире», направленной на повышение эмоционального благополучия подростков, снижение общей агрессивности и тревожности учащихся, формирование позитивных эмоций, профилактику компьютерной зависимости, развитие цифровых компетенций.
1. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : федер. закон от 21 нояб. 2011 г. № 323-ФЗ : (ред. от 30 апр. 2021 г.) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2020. - URL: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 18.05.2021).
2. Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям
в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников : приказ Минобрнауки Рос. Федерации от 28 дек. 2010 г. № 2106 // Законы, кодексы, нормативно-правовые акты Российской Федерации. - [Б. м.], 2015-2021. - URL: http://legalacts.ru/doc/prikaz-
minobrnauki-rf-ot-28122010-n-2106 (дата обращения: 18.05.2021).
3. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» : постановление Главного государственного санитарного врача Рос. Федерации от 29 дек. 2010 г. № 189 // Электронный фонд правовой и нормативно -технической информации. - [Б. м.], 2021. - URL: http://docs.cntd.ru/document/901865498 (дата обращения: 18.05.2021). - Утратил силу.
4. Андреев В. И. Педагогика : учебный курс для творческого саморазвития / В. И. Андреев. - 2-е издание. - Казань : Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
5. Андреева А. Д. Диагностика эмоционального отношения к учению в среднем и старшем школьном возрасте // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик : сб. науч. тр. / отв. ред. И. В. Дубровина. - М. : АПН СССР, 1988. - С. 129-146.
6. Байрамян Р. М. К проблеме соотнесения творческого мышления и
субъективного благополучия в младшем школьном возрасте / Р. М. Байрамян, К. С. Чулюкин // Психологические исследования. - 2020. - Т. 13, № 71. - C. 1 - 14. - URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2020v 13n71/1775 -bairamyan71. htm (дата обращения:
01.06.2021).
7. Балаш А. В., Топоева Е. Ю. Особенности психологического благополучия старших подростков с признаками одаренности // Вестник науки и образования. - 2020. - № 1 (79). - С. 101-105. doi: 10.24411/2312-8089-2020-10104/
8. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - М. : Искусство, 1979. - 424 с.
9. Безруких М. М. Школьные и семейные факторы риска, их влияние на физическое и психическое здоровье детей // Вестник практической психологии образования. - 2011. - № 1. - С. 16-21.
10. Бердяев Н. А. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев Н. А. Философия свободы. Смысл творчества. - М. : Правда, 1989. - 346 с.
11. Боброва Т. О. Влияние компьютерных и информационных технологий на
познавательно-интеллектуальные способности детей // Экономика и социум. - 2016. - № 3 (22). - URL: https://readera.org/v1ijanie-kompjuternyh-i-informacionnyh-tehno1ogij-
паро/пауа1е1по-т1е11ек1иа1пуе-140118554_(дата обращения: 18.05.2021).
12. Ваничкин В. Г. Особенности творческого воображения подростков // Образование в современном мире: новое время - новые решения : Осовские педагогические чтения. - Саранск, 2014. - С. 623-626.
13. Водяха С. А. Психологическое благополучие креативных старшеклассников / С. А. Водяха // Педагогическое образование в России. - 2013. - № 5. - С. 113-116.
14. Водяха С.А. Современные концепции психологического благополучия личности / С. А.Водяха // Дискуссия. - 2012, №2 (20) Февраль. - С. 132-138.
15. Войскунский А. Е. Актуальные проблемы психологии зависимости от интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, № 1. - С. 90-100...95