Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ- ЛИНГВИСТОВ ПОСРЕДСТВОМ ТАНДЕМНОГО МЕТОДА

Работа №192019

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

лингвистика

Объем работы117
Год сдачи2022
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
12
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития иноязычных коммуникативных умений 9
1.1. Тенденции современного иноязычного образования 9
1.2. Психолого-педагогические особенности студентов старших курсов 15
1.3 Специфика развития иноязычных навыков и умений у студентов- лингвистов 22
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 36
Глава 2. Дидактический потенциал тандемного метода обучения и его апробация в развитии иноязычных коммуникативных умений 39
2.1. Дидактический потенциал тандемного метод обучения 39
2.2 Апробация технологии развития иноязычных коммуникативных умений
студентов-лингвистов посредством тандемного метода и анализ результатов исследования 56
2.3 Технология развития иноязычных коммуникативных умений студентов-
лингвистов посредством тандемного метода 78
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
Список использованных источников и литературы 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А 98
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 109
ПРИЛОЖЕНИЕ В 110


Данное исследование направленно на изучение специфики применения тандемного метода в обучении французскому языку студентов-лингвистов. Выбор темы работы обусловлен развитием и совершенствованием методик и технологий преподавания иностранных языков. Благодаря расширению международных контактов повысилась потребность в специалистах, которые владеют иностранными языками. В нашем время знание иностранных языков демонстрирует образованность человека, а также является показателем дальнейшей успешной профессиональной деятельности специалиста. Доступность к поиску информации, развитие современных технологий представляют возможность к новым условиям для сферы лингвистического образования. Возможность приобретения качественного образования заметно повышает вероятность благополучное трудоустройство студентов. Как правило, успешный, грамотный студент после окончания обучения без затруднений находит работу. Коммуникативные навыки студента позволяют ему быть уверенным в своих лингвистических способностях.
В настоящее время актуальна тема образования на расстоянии, при котором студенты имеют возможность общения не только со студентами, но и с преподавателями иностранных учебных заведений. Современные технологии предоставляют возможность в реализации международных обменов не покидая страны. Общение студентов из разных стран очень благоприятно сказывается на их лингвистических способностях. В процессе общения с иностранными студентами реализуется непринуждённое изучение языка, при этом каждый студент оказывают собственное влияние на своего собеседника. Данное общение отсылает к тандемному методу обучения иностранному языку. Метод изучения иностранного языка в тандеме впервые был письменно зафиксирован и использован только в 19 веке английскими учителями Джозефом Ланкастером и Эндрю Беллом. Они разработали «систему взаимного обучения» или Белл-Ланкастерскую систему. Данная система предполагала стимулирование учеников в помощи друг другу.
В условиях растущей европейской интеграции и мировой глобализации простота и эффективность языкового обмена способствовала быстрому распространению данного метода на многие языковые школы и ВУЗы мира. В отечественной методике и педагогике оперируют такими терминами как обучение в тандеме, тандем-метод, тандемное обучение, причисляя его к интенсивным методам обучения. Дидактический потенциал тандемного метода уже успел продемонстрировать значительные результаты в плане развития иноязычной и межкультурной компетенции, которые являются основополагающими компетенциями личности ХХ1в., согласно стандартам ФГОС ВО 3++. Изучением тандемного метода обучения иностранному языку занимались ряд ученых таких как О.О. Амерханова [5], М.О. Волошко [16], Н.Р. Напольских [37], Е.С. Полат [50], которые в своих исследованиях и работах дали положительную оценку его применению в преподавании. Ученые утверждали, что в основе метода, представленного в форме партнёрского обучения, лежит коммуникативное взаимодействие, в рамках которого партнеры по очереди овладевают языком своего напарника в условиях аутентичного диалога. В рамках ВУЗа преподаватели зачастую используют традиционные методики преподавания, не прибегая к инновационным форматам. Однако, реализация тандемного метода не предполагает каких-либо трудностей. Благодаря современным технологиям, которые позволяют вести коммуникацию на расстоянии (Skype, ZOOM, Discord, WhatsApp) внедрение данного метода в учебный процесс становится реальным. Несмотря на то, что телетандем является одним из результативных методов обучения иностранному языку, его дидактический и лингвадидактический потенциал до сих пор не нашел широкого применения в практике. Исходя из этого, актуальность данной темы обусловлена необходимостью использовать инновационные и актуальные методы обучения иностранным языкам; методам, стимулирующим познавательную активность и мотивацию обучающихся в процессе изучения иностранных языков.
Целью данного исследования является выявление дидактического потенциала тандемного метода в развитии иноязычных коммуникативных умений студентов-лингвистов.
В основу исследования положена гипотеза о том, развитие коммуникативных умений будет проходить успешно, если:
1) используется тандемный метод обучения как стратегия интенсификации процесса развития коммуникативных умений;
2) студенты выступают в качестве активных участников коммуникации и процесса обучения иностранным языкам.
Проблема исследования Каковы теоретико-методологические основы эффективного применения тандемного метода обучения для развития коммуникативных умений студентов-лингвистов?
Объектом исследования выступает процесс развития иноязычных коммуникативных умений студентов -лингвистов.
Предметом исследования является применение тандемного метода обучения иностранному языку для развития иноязычных коммуникативных умений.
В связи с поставленной целью предполагается выполнение следующих задач:
1. Рассмотреть и выявить современные тенденции иноязычного образования с учетом требований образовательных стандартов.
2. Проанализировать коммуникативный метод в обучении иностранному языку
3. Выявить психолого-педагогические особенности обучения студентов- лингвистов.
4. Определить специфику развития иноязычных навыков и умений у студентов-лингвистов.
5. Раскрыть суть тандемного метода в развитии коммуникативных умений.
6. Описать содержание эксперимента по применению тандемного метода обучения.
7. Сформулировать дидактические рекомендации по применению тандемного метода обучения.
Теоретико-методологическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей:
1) теория коммуникативного иноязычного образования: (Н. В. Баграмова [8], И.И. Барахович [9], Е.И Пассов [41], О.Ю. Сурженко [59], Л.В. Щерба [66]);
2) современные тенденции преподавания иностранных языков: (С. К. Гураль [56], Н.И. Замерченко [22], Р.П. Мильруд [33], В. М. Смокотин [56], П. В. Сысоев [60], Г. Г. Фатхулина [62]);
3) теоретическое описание психолого-педагогических особенностей студентов лингвистов: (О.А. Абдулина [3], Б.Г. Ананьев [6], И.А. Зимняя [24], В. Т. Лисовский [31], Л.Д. Столяренко [58], E. H. Erikson [68], J. W. Piaget [47]);
4) теоретическое описание специфики развития иноязычных умений: (Н. В. Баграмова [8], К. Э. Безукладников [10], И. А. Зимняя [23], П. Дуайе [21], Г. Райл [53], Н. Хомский [64]);
5) теория тандемного метода обучения иностранным языкам: (С.С. Ковальчук [25], В.А. Леонтьева [30], К. А. Мельникова [32], А.Л. Назаренко [36], Т.С. Финаева [63], E. Chachkine [71]).
На разных этапах написания данной работы были применены следующие научные методы:
- теоретические: анализ, обобщение;
- эмпирические: опрос, тестирование, изучение письменных продуктов студентов, изучение и обобщение педагогического опыта, педагогический эксперимент;
- метод количественной обработки данных и их интерпретация.
Теоретическая значимость исследования заключается в раскрытии представления о возможностях и достоинствах использования тандемного метода обучения иностранным языкам студентов-лингвистов.
Практическая значимость исследования заключается в формулировке дидактических рекомендаций по использованию тандемного метода обучения, которые могут быть использованы преподавателями иностранных языков.
Достоверность и воспроизводимость полученных выводов и результатов исследования обеспечивается адекватностью использованного корпуса общенаучных и частнонаучных методов поставленным целям и задачам, непротиворечивостью и воспроизводимостью полученных выводов и результатов исследования, а также использованием в работе апробированного научно-понятийного аппарата, сопоставимостью полученных результатов с имеющимися исследованиями в данной научной сфере.
Структуру данной работы составляют введение, две главы, выводы к главам, заключение, библиографический список. Во введении дается обоснование актуальности, определяются объект, предмет, цели, задачи и методы исследования.
В первой главе рассматриваются тенденции современного иноязычного образования. Описываются психолого-педагогических и возрастные особенности студентов старших курсов обучения. Излагается специфика развития иноязычных навыков и умений у студентов -лингвистов, которые являются особенно важными для нашего исследования. Выдвигается предположение о том, развитие коммуникативного умения будет продуктивнее за счет внедрения тандемного метода.
Во второй главе излагается дидактический потенциал тандемного метода обучения в развитии коммуникативных навыков. На примере совместного тандем-проекта с Парижским университетом Cnam - Conservatoire national des arts et metiers («Национальная консерватория искусств и ремесел») рассматривается потенциал данной методики. Описываются результаты, полученные в ходе исследования. Предоставляется дидактическая технология развития иноязычных коммуникативных умений студентов-лингвистов посредством тандемного метода.
В заключении подводятся итоги проведенного исследования.
Библиографический список включает 74 наименований на русском, английском и французском языках.
В приложениях представлены эссе студентов, видеозапись занятия, входной и контрольный тест участников тандем-проекта.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящей магистерской диссертации был рассмотрен дидактический потенциал тандемного метода в развитии иноязычных коммуникативных умений студентов-лингвистов.
В главе 1 диссертации были изложены теоретические основы развития иноязычных коммуникативных умений, а именно:
1. Были рассмотрены тенденции современного иноязычного образования. Современные образовательные процессы обусловлены требованиями и запросами общества и времени. В соответствии с ФГОС ООО и ВО 3++, целью обучения иностранному языку является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Следовательно, коммуникативность необходима в процессе обучения, поскольку служит для того, чтобы общение происходило в адекватных условиях, таких как учет индивидуальности учащихся, речевая направленность процесса обучения, функциональность обучения, ситуативность общения и постоянная новизна процесса обучения.
2. Были описаны психолого-педагогические особенности студентов старших курсов. Этот возраст является периодом наиболее благоприятным для развития интеллектуальных способностей. Правильная с учетом социально¬психологических характеристик студенческого возраста организация учебного процесса в вузе позволит сформировать коммуникативные умения. По нашему мнению, тандемный метод обучения может быть применен в работе с данным возрастом.
3. Была рассмотрена специфика развития иноязычных навыков и умений у студентов-лингвистов. Формирование данных умений у будущего специалиста такого профиля должно происходить всесторонне, затрагивая каждую сферу его жизни, и только так возможно достичь требуемого уровня сформированности компетенции, опираясь на основные положения федерального государственного образовательного стандарта.
4. Были рассмотрены основные формы оценивания коммуникативных умений: тестирование, эссе, индивидуальные и письменные задания,
самоконтроль. Форма самооценивания может быть применена для оценивания коммуникативных умений, поскольку одним из основных показателей коммуникативной компетентности считается коммуникативный
самоконтроль.
В главе 2 диссертации была изложена суть тандемного метода обучения и анализ его применения:
1. Был описан дидактический потенциал тандемного метода обучения иностранным языкам. Данный метод является эффективным для развития коммуникативных умений, отвечает педагогическим требованиям и стандартам обучения, позволяет создать аутентичный формат обучения иностранному языку, что способствует развитию коммуникативных умений студентов. Было выдвинуто предположение, что применение тандемного метода обучения способствует развитию коммуникативных умений студентов-лингвистов.
2. Был проведен анализ тандем-проекта между ТГУ и университетом CNAM (Париж, Франция). Для анализа нами были использованы следующие формы оценивания: эссе, видеозапись занятий тандемов, входное и контрольное тестирование участников. Также, оценку эффективности и результативности тандем проекта мы проводили с использованием параметра «Удовлетворенность студента», данный параметр базируется на академических успехах студента и степени позитивности оценки собственного академического опыта. Было установлено, что участие студентов в тандем проекте привело к развитию их коммуникативных умений, межкультурной компетенции, потере языкового и психологического барьера и повышению мотивации к обучения иностранного языка.
3. Были описаны дидактические рекомендации к применению тандемного метода обучения на практике. Данные рекомендации были представлены с учетом преимуществ и недостатков проанализированного нами проекта.
Таким образом, в настоящем исследовании был теоретически обоснован потенциал тандемного метода обучения иностранным языкам в развитии коммуникативных умений и представлены дидактические рекомендации к его применению. Было установлено, что тандемный метод является эффективным для развития коммуникативных умений студентов лингвистов, однако требует длительной и тщательной подготовки.



1. Приказ Минобрнауки России от 12.08.2020 N 969 (ред. от 26.11.2020) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 45.03.02 Лингвистика" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2020 N 59448) // КонсультантПлюс: справ.правовая система. - Версия Проф. - М., 2022. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. - М., 2003.
3. Абдулина О.А. Личность студента в процессе профессиональной подготовки // Высш. образование в России. 1993. No 3.
4. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий. М.: Изд-во ИКАР, 2009. 98 с.
5. Амерханова О.О. Особенности обучения иностранному языку в аспирантуре на основе тандем-метода // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2016. Т. 21. Выпуск 11.
6. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. Бодалева и др. М., 1980.
7. Бабаян В. Н. Об использовании информационных технологий на практических занятиях иностранного языка в высшем военном образовательном учреждении / В. Н. Бабаян, О. Ю. Богданова // Лингводидактика в неязыковом вузе: традиционные и инновационные подходы: сборник научных статей по материалам Международной научно - практической конференции, 17-18 мая 2019 г., Ярославль. - Ярославль: Изд- во ЯГТУ, 2019. - С. 168-176.
8. Баграмова, Н. В. Методика обучения иностранным языкам в свете теории глобализации образования / Н.В.Баграмова// Иностранные языки и технологии обучения в 21 веке: материалы всерос. науч. метод. конф. - 22 - 23 янв., 2001 - СПб.: СПб гос. ун-т экономики и финансов, 2001. - С. 6-12.
9. Барахович, И.И. Формирование коммуникативной компетентности в деятельности творческих коллективов колледжа. Компетентностно- ориентированный подход к образованию. Вопросы к обсуждению [Электронный ресурс].ПВГ: http://test.alledu.ru/forum (дата обращения 23.04.2016).
10. Безукладников, К. Э. Формирование лингводидактических компетенции” будущего учителя иностранного языка: концепция и методика: дис. д- ра пед. наук: 13.00.02 / К. Э. Безукладников. - Пермь, 2009. - 403 с.
11. Богданова Н.В. Обучение иностранному языку с помощью видеоконференции” в рамках тандем-метода // информационно-коммуникационные технологии в лингвистике, лингводидактике и межкультурной коммуникации: сб. ст. / под ред. а.Л. Назаренко. вып. 7. М.: университетская кн., 2016. с. 91-97.
12. Богданова Н.В. Формирование межкультурной компетенции в рамках тандем-проектов // научно-технические ведомости сПбГПу. Гуманитарные и общественные науки. 2017. т. 8, No 1. с. 152-162. doi: 10.18721/Jhss.8118
13. Бодалев А. А. Психология межличностного общения. - Рязань, 1994.
14. Бим И.Л. Основные направления организации обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. - 2002. - №5. - с.7-8.
15. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие / М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с...74



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ