Аннотация 2
Введение 3
1 Теоретический обзор отечественных и зарубежных подходов к
исследованию межполушарного взаимодействия у билингвов 11
1.1 Межполушарное взаимодействие 11
1.2 Характеристика билингвизма 22
1.3 Современные представления о проблеме межполушарного
взаимодействия у билингвов 26
1.4 Выводы по первой главе 36
2 Организация и методы исследования особенностей межполушарного
взаимодействия у билингвов 42
2.1 Участники исследования 42
2.2 Методы исследования 46
3 Результаты исследования 58
3.1 Результаты 58
3.2 Выводы по третьей главе 68
Заключение 70
Список использованной литературы 72
Актуальность исследования. Международная кооперация в образовании является причиной возникновения большого количества студентов билингвов. Это ведет к необходимости глубокого исследования состояния когнитивных процессов функциональной асимметрии и межполушарного взаимодействия у билингвов.
Изучение когнитивных функций билингвов важно для понимания особенностей обработки и организации языковой информации. Постоянное переключение между языками в иноязычной образовательной среде у студентов билингвов требует участия мозговых структур в межполушарном взаимодействии в когнитивном процессе.
Когнитивные различия между би- и монолингвизмом могут помочь понять когнитивные преимущества билингвизма.
Когнитивные функции, функциональное разделение и взаимодействие полушарий мозга в изучении языка и его использовании билингвами являются важными темами когнитивной нейронауки.
Изучение нейропсихологических функций и межполушарного взаимодействия в процессе изучения языка и его использования билингвами в интенсивной образовательной среде требует дальнейшего исследования.
Постановка проблемы исследования. Существует нерешенная проблема влияния эффективности двуязычия на взаимодействие левого и правого полушарий мозга. Это связано с утверждением того, что у билингвов существуют присущие только им особенности функционирования мозга и более выраженная мозговая активность, чем у монолингвов.
Цель исследования характеристика организации и развития латеральных когнитивных функций субъекта в билингвальном состоянии.
Объект исследования латеральные когнитивные функции в билингвальной среде.
Предмет исследования особенности латерализации когнитивных функций у китайских студентов в билингвальной среде образовательного процесса.
Гипотеза исследования. У китайских студентов с более высоким уровнем владения второго (русского) языка наблюдается особенности функционирования когнитивной сферы и межполушарного взаимодействия.
Выборка исследования. В исследовании приняли участие 43 человека, в том числе 19 женщин и 24 мужчин. Крайние данные была исключены при анализе выбросов, в конечном итоге было включено 43 индивидуальных достоверных данных в набор. Средний возраст участников составил 24.9 года. Среди испытуемых контрольной группы 16 человек владели только одним языком (монолингвы). Во экспериментальной группе уровень владения вторым иностранным языком не ниже А1 (SEFR).
Методы исследования.
1. Использовать нейропсихологическую батарею, которая включает следующие методики: опросник Л.В. Яссмана и В.Н. Данюкова, тест Аннет (для определения функциональной асимметрии); стереограмма Белы Юлеша (определять интенсивность межполушарного взаимодействия); методика «Компасы», тест «Ханойская башня» (когнитивные тесты).
2. Провести статистический анализ с помощью статистических пакетов SPSS; STATISTIOA 12.0.
Задачи исследования.
1. Определить переменные, тестирующие латеральные когнитивные функции у китайских студентов в зависимости от уровня билингвального развития.
2. Установить связи между переменными, характеризующие латеральные когнитивные функции в зависимости от уровня билингвального развития.
3. Выяснить, могут ли переменные модели дискриминировать уровень билингвального развития в зависимости от состояния латеральных когнитивных функций.
Теоретико-методологическимоснованиемисследования.
1. Функциональная межполушарная асимметрия (ФМА). Левое полушарие доминирует в обработке речи, логических операций, аналитическом мышлении. Правое полушарие отвечает за пространственное восприятие, эмоциональные реакции, целостное мышление. Морфофункциональные различия включают нейрохимическую асимметрию (например, дофамин в левом полушарии, серотонин в правом). Теории динамической латерализации (Лурия) подчеркивают пластичность ФМА под влиянием онтогенеза и опыта.
2. Межполушарное взаимодействие. Обеспечивается комиссуральными структурами (мозолистое тело), передающими информацию между полушариями (до 1 млрд бит/сек). Интенсивность взаимодействия возрастает при выполнении сложных когнитивных задач. Повреждение мозолистого тела приводит к нарушениям интеграции информации (синдром «расщепленного мозга»).
3. Билингвизм и нейрокогнитивные эффекты. Ранний билингвизм способствует симметричной активации полушарий при обработке языков. Двуязычие усиливает исполнительный контроль, внимание, рабочую память за счет постоянного переключения между языками. Нейропластичность: увеличение плотности серого вещества в префронтальной коре и передней поясной извилине.Защитный эффект: отсрочка нейродегенеративных заболеваний (болезнь Альцгеймера).
Выборку исследования формируют 43 участника (19 женщин и 24 мужчины) со средним возрастом 24.9 года. Участников разделяют на две группы: экспериментальную группу (*n=27*) составляют китайские студенты, обучающиеся в Российской Федерации с уровнем владения русским языком не ниже A1 по шкале CEFR, стратифицированные по уровням языковой компетенции (A1: 16 человек, A2: 9 человек, B1: 7 человек, B2: 10 человек); контрольную группу (*n=16*) представляют китайские студенты, обучающиеся в Китайской Народной Республике и владеющие только китайским языком (монолингвы). После исключения выбросов в анализ включают все 43 достоверных индивидуальных данных с сохранением исходного группового распределения.
Статистический анализ. Для статистической обработки данных используют пакеты SPSS и STATISTICA 12.0, а также алгоритм CART (Classification And Regression Trees) для построения иерархических деревьев классификации. Анализ включает следующие методы: сравнение групп (монолингвы vs. билингвы) по показателям латеральности и когнитивных функций проводят с помощью U-критерия Манна-Уитни; внутригрупповой анализ билингвов с учетом уровня владения языком (A1, A2, B1, B2) осуществляют с применением H-критерия Крускала-Уоллиса с последующим попарным сравнением LSD; исследование взаимосвязей между переменными выполняют методом ранговой корреляции Спирмена; прогностическое моделирование взаимного влияния профиля латеральной организации (ПЛО) и уровня языковой компетенции на когнитивную эффективность реализуют через алгоритм CART. Порог статистической значимости устанавливают на уровне p < 0.05. Ключевыми анализируемыми переменными выступают: показатели функциональной асимметрии мозга (тест Аннет, опросник Л.В. Яссмана и В.Н. Данюкова), интенсивность межполушарного взаимодействия (ИМПВ, стереограмма Белы Юлеша), эффективность пространственного представления (тест "Компас"), а также параметры логического мышления и памяти (тест "Ханойская башня" - количество перемещений колец и время выполнения).
Научная новизна
1. Динамическая оценка влияния двуязычия на работу мозга. Впервые проведено комплексное исследование динамики взаимодействия левого и правого полушарий мозга китайских студентов с разным уровнем владения русским языком. Это позволяет нам выявить изменяющиеся характеристики взаимодействия левого и правого полушарий мозга, связанные с уровнем билингвизма, и заполняет пробел в изучении двуязычных когнитивных искажений в работе мозга.
2. Интеграция нейропсихологических и когнитивных методов. В исследовании использован комплексный подход, сочетающий нейропсихологические методы (например, стереограмму Юлеша, тест Корси) и когнитивные тесты (Ханойская башня, методика «Компасы»). Это позволило получить более полную картину влияния двуязыияч на когнитивные функции и межполушарное взаимодействие.
Теоретическая значимость
1. Развитие теории функциональной межполушарной асимметрии. Исследование дополняет теорию функциональной межполушарной асимметрии, демонстрируя, как двуязычие влияет на динамику взаимодействия левого и правого полушарий. Это способствует углублению понимания механизмов пластичности мозга и адаптации к новым когнитивным нагрузкам.
2. Вклад в теорию двуязычия и нейрокогнитивных эффектов. Полученные данные подтверждают и расширяют теорию о том, что двуязычие усиливает исполнительный контроль, внимание и рабочую память, а также способствует симметричной активации полушарий. Это позволяет лучше понять механизмы нейропластичности и защитного эффекта двуязычия.
Практическая значимость
1. Оптимизация двуязычного образования.Результаты исследования могут быть использованы для разработки индивидуализированных программ обучения второму языку, учитывающих когнитивно-билатеральные характеристики студентов. Это позволит повысить эффективность двуязычного образования и снизить когнитивную нагрузку на студентов.
2. Применение в когнитивной нейронауке.Полученные данные могут быть использованы для создания диагностических инструментов, оценивающих уровень двуязычного развития и когнитивные функции. Это позволит более точно прогнозировать успехи в обучении второму языку и разрабатывать рекомендации для оптимизации учебного процесса.
Положения, выносимые на защиту.
1. Билингвальная образовательная среда не изменяет базовые профили латеральной организации мозга, но значимо влияет на когнитивные нейропсихологические функции
2. Уровень владения вторым языком (русским) коррелирует с нелинейной динамикой когнитивно-латеральных функций, с пиком эффективности на уровне B1 (CEFR).
Структура работы представлена следующим образом: введение, три
главы, заключение, Список использованной литературы. Список литературы и использованных источников содержит 81 наименование, из которых 39 - англоязычные источники.
Исследования межполушарных взаимодействий, представленных ФАМ и ИМПВ помогают понять, как левое и правое полушария мозга работают вместе проясняют связь с когнитивными и психологическими функциями. Асимметрия полушарий проявляется в латеральности когнитивных функциях и варьируется в зависимости от задач и индивидуальных различий. При этом следует учитывать фактор пластичности межполушарных взаимодействий, который связан с индивидуальным опытом, обучением и тренировкой.
В понимании индивидуальной изменчивости и системной интеграции факторов когниции и латерализации остаются нерешенные проблемы. В первую очередь это касается неполного понимания природы межполушарной коммуникации, механизмов передачи информации
Остается актуальной проблема индивидуальных различий в межполушарных взаимодействиях в когнитивных процессах. В связи с этим важное значение для исследований имеет естественная модель билингвизма, где переплетаются проблемы латеральности и когниции. Как и в любом исследовательском поле в изучение билингвов существуют проблемы, связанные необходимостью формирования более крупных выборок и применение строгих методов исследования
Данное исследование представляет пример междисциплинарных исследований, направленных на расширение понимания системной природы билингвизма и мозговых механизмов обеспечения с учетом межполушарной асимметрии. Представляется перспективным изучение влияния межполушарных взаимодействий на творческое мышление, принятие решений и социальное взаимодействие.
В этом исследовании раскрывается комплексное влияние владения вторым языком (русским) на когнитивные функции и межполушарные взаимодействия китайских студентов.
Показана двойственность эффективности двуязычия, с одной стороны, высококвалифицированные в овладении иностранного языка русскоязычные студенты демонстрируют когнитивные преимущества при выполнении конкретных задач (например, в оптимизации стратегии), с другой стороны, усиление межполушарного взаимодействия может сопровождаться конкуренцией за нейронные ресурсы, что в ряде случаев приводит к снижению эффективности при выполнении некоторых задач. Это закономерность проявила себя в дифференциальной изменчивости показателей латеральности и когнитивных функций.
Инновация данного исследования заключается в выявлении нелинейной связи между эффективностью двуязычия и интенсивностью взаимодействия полушарий, что ставит под сомнение упрощенное представление о том, что «улучшенное взаимодействие означает повышенную эффективность», и предоставляет новую теоретическую перспективу для изучения двуязычных когнитивных нейронных механизмов.
Предоставить теоретическую основу и рекомендации для будущего развития, и практики кросс-культурного образования.
1. Александров С.Г. Функциональная асимметрия и межполушарные взаимодействия головного мозга: учебное пособие для студентов / С.Г. Александров; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра нормальной физиологии. - Иркутск: ИГМУ, 2014. 62 с.2
2. БудыкаЕ. В. Лекции по основам нейропсихологии. -2014.6
3. Бизюк А. П., Барич И. В. Особенности полушарной латерализации понятийного и образного мышления у больных с право- и левосторонней локализацией очага ишемического инсульта //Евразийский союз ученых. Серия: педагогические, психологические и философские науки. - 2021. - №. 5.-С. 54-62. 19
4. Балыхина Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007.49
5. Богус М. Б. Подходы к комплексному исследованию билингвизма //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2014. - №. 3.-С. 150-152. 54
6. Берлов Д. Н., Кануников И. Е., Павлова Л. П. Бинокулярная конкуренция и функциональная межполушарная асимметрия: от асимметрии к взаимодействию полушарий //Функциональная межполушарная асимметрия. М. - 2004. - С. 258-286. 88
7. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учеб. для вузов / Т. Г. Визель.
— М., 200 15
8. Воронова Н.В., Климова H.M., Менджерицкий А.М. Анатомия центральной нервной системы: учебное пособие для студентов вузов. - М.: Аспект Пресс, 2005. 24
9. Визель Т. Основы нейропсихологии. Теория и практика. - Litres, 2021. 25
10. Воронин А. Н., Рафикова А. С. Исследование структуры представлений об искусственном билингвизме методом репертуарных решеток //Педагогика и психология: от вопросов к решениям. - 2016. - С. 65-68. 47
11. Васильева Ю. С., Колесникова Е. И., Хафиятуллина Э. Р Индивидуальные и личностные факторы формирования билингвизма студентов вуза //Педагогика и просвещение. - 2018. - №. 2. - С. 8-21.]. 86
12. Геодакян В.А. Асинхронная асимметрия // Журнал высшей нервной деятельности. 1993. Т. 43. No 3. 21
13.Запесоцкая И. В. Системно-динамический анализ межполушарной организации на морфофункциональном, нейропсихологическом и деятельностном уровнях //Региональный вестник. - 2020. - №. 4. - С. 69-71.26
14.Знаменская Т. А. Проблемы билингвизма и его влияния на языковую личность //Инновационные проекты и программы в образовании. - 2014. - №. 3.-С. 42-46 61
15. Игнатова Ю. П. и др. Современные аспекты изучения функциональной межполушарной асимметрии мозга (обзор литературы) //Экология человека. - 2016. - №. 9. - С. 30-39.12...81