🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЦЕПЯМИ ПОСТАВОК

Работа №192004

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

менеджмент

Объем работы98
Год сдачи2022
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
30
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 4
1 Современное состояние и тенденции развития рынка грузоперевозок и
транспортно-экспедиционных услуг 10
1.1 Общая характеристика рынка грузоперевозок в России 10
1.2 Организационные аспекты рынка грузоперевозок в России 17
1.3 Выводы по первой главе 20
2 Теоретические основы повышения эффективности транспортно-экспедиционной деятельности организации 22
2.1 Понятие и сущность транспортно-логистических систем 22
2.2 Основные модели систем управления цепями поставок и цифровизация
управления цепями поставок 25
2.3 Анализ факторов эффективности организации системы цепи поставок 33
2.4 Заключение по второй главе 36
3 Анализ эффективности взаимодействия участников в цепях поставок
ООО «Томскнефтехим» 38
3.1 Общая характеристика ООО «Томскнефтехим» и его транспортно-экспедиционной составляющей 38
3.2 Анализ модели транспортно-экспедиционного обслуживания
ООО «Томскнефтехим» 45
3.3 Анализ эффективности взаимодействия участников в цепях поставок
ООО «Томскнефтехим» 52
3.4 Совершенствование модели управления цепями поставок
ООО «Томскнефтехим» 55
Заключеник 59
Список использованных источников и литературы 63
Приложение А Цифровые концепции в современной системе управления цепями поставок 71
Приложение Б Схема бизнес-процесса «Отгрузка готовой продукции» 72
Приложение В Алгоритм «Отгрузки готовой продукции» 73
Приложение Г Карта процесса отгрузки автомобиля в ООО «Томскнефтехим» 77 Приложение Д Сравнение текущего алгоритма «Отгрузки готовой продукции» и потенциального 78


Современный рынок, характеризующийся клиентоориентированностью в условиях усиливающейся конкуренции, выдвигает перед производителями необходимость непрерывного повышения эффективности. Конкурентная борьба идет в том числе за счет снижения затрат на логистику (транспортировку и складские операции). В то же время являясь не основной сферой деятельности, логистическая деятельность товаропроизводителем выносится за пределы компании. Инструментом повышения эффективности работы компании, сокращения логистических затрат в настоящее время во всем мире, и все более завоевывающим популярность в России стал логистический аутсорсинг («outsourcing» - сокращение от словосочетания «outside resource using», что означает «использование внешних ресурсов»).
Актуальность темы диссертационной работы обусловлена, тем, что управление бизнес-процессами в цепях поставок в таких условиях становится все более сложным и дорогостоящим, поскольку усложняет систему взаимоотношений участников логистического рынка.
За последнее время в этой сфере происходит значительная трансформация, связанная с цифровой революцией, и скорость изменений постоянно увеличивается. Цифровая трансформация требует перестройки бизнес-модели, которые открывают новые возможности отрасли, увеличению спектра аутсорсинговых услуг, ускорению их предоставления. В этих условиях принципиально важен комплексный подход и внимание ко всем элементам системы, поскольку функция логистики основывается на процессном подходе. При сбое в одном звене нарушается вся конструкция поставки, от чего страдает каждый ее участник.
Поэтому современный бизнес ставит высокую планку для логистических услуг, к их качеству, объему и доступности. Собственно, эти критерии определяют готовность грузовладельцев к долгосрочному сотрудничеству в сфере грузоперевозок с компаниями - перевозчиками.
Грузоотправители стремятся сэкономить на таких статьях расхода, которые не связаны с основной деятельностью, например, транспортные расходы, складские помещения, зарплата сезонным сотрудникам. Это позволит высвободить дополнительные ресурсы, как финансовые, так и временные. Обращение к логистическому аутсорсингу решает эту задачу, поскольку позволяет сэкономить на логистической службе компании, а кроме того, логистический оператор, специализирующийся на определенном виде деятельности, выполнит работу профессионально и высококачественно.
Для транспортно-экспедиционных компаний, являющихся
логистическим оператором в цепочке «грузоотправитель-грузополучатель» и имеющих долгосрочные договора сотрудничества с грузоотправителями, является приоритетной задача предложить высокий уровень сервиса по разумной цене. При этом логистический рынок России экспертами оценивается достаточно пессимистично: отмечается недостаточный перечень оказываемых услуг, низкое качество, высокие затраты, неудовлетворенность потребителя и тяжело прогнозируемые финансовые затраты на длительный период.
Проанализировать опыт организации транспортно-экспедиционного обслуживания в современных условиях, возможностей повышения эффективности всей цепочки поставки мы предлагаем на примере крупной российской компании, поставляющей свою продукцию как на внутренний, так и на внешний рынок - ООО «Томскнефтехим».
ООО «Томскнефтехим» - дочернее предприятие СИБУРа, одного из лидеров нефтехимической отрасли России, крупнейшего российского производителя полимеров. «Томскнефтехим» занимает одно из ведущих мест в России по производству полипропилена и второе место - по производству полиэтилена высокого давления. Производственная мощность предприятия составляет 130 тысяч тонн полипропилена в год и 245 тысяч тонн полиэтилена. Для транспортировки продукции используется подвижной состав в количестве 7 300 контейнеров, 10 950 машин, 6 500 цистерн, 1 095 крытых вагонов [56].
Организация транспортно-экспедиционного обслуживания на этом ведущем предприятии в своей отрасли, одновременно являющегося крупным игроком логистического рынка России, представляет большой научный интерес.
Теоретическую основу работы составили труды отечественных и зарубежных исследователей. В силу актуальности вопросов совершенствования организации транспортных грузоперевозок, тема достаточно широко представлена в научной литературе на уровне организации международной логистики. Меньше внимания уделяется организации региональной логистики, которая в общем-то определяет уровень оказываемых логистических услуг внутри страны. И, с учетом введенных экономических санкций со стороны иностранных государств, которые значительно сократили международные перевозки, региональный сегмент логистического рынка будет представлять для исследования особый интерес.
Вопросы транспортно-экспедиционного обслуживания и логистики рассматриваются в работах российских и зарубежных ученых и специалистов, в числе которых: Аникина Б.А., Апатцев В.И., Афанасьев М.В., Багинова В.В., Баскаков П.В., Батурин А.П., Виноградов В.В., Галабурда В.Г., Галахов В.И., Герами В.Д., Горев А.Э., Григорьева М.Н., Дмитриев А.В., Дыбской В.А., Калиниченко А.Я., Канке В.А., Кириллова А.Г., Козлов П.А., Козырев В.А., Левин Б.А., Морозов В.Н., Неруш Ю.М., Николашин В.М., Пазойский Ю.О., Персианов В.А., Попова О.В., Прокофьева Т.А., Резер А.В., Резер С.М., Сергеева В.И., Струкова Е.В., Сханова С.Э., Шаров В.А., Шеремет Н.М., Шмулевич М.И. и др.
В качестве источников информации также использовались нормативные акты государственной власти: федеральный закон «О транспортно¬экспедиционной деятельности», Постановление Правительства РФ «Об одобрении концепции государственной транспортной политики Российской Федерации» и другие.
Цель исследования: разработка направлений повышения эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания в системе управления цепями поставок на ООО «Томскнефтехим».
Задачи исследования:
1. Проанализировать состояние и тенденции развития рынка транспортно-экспедиционных услуг в России и за рубежом на основе статистических данных основных показателей эффективности.
2. Изучить особенности концепции управления цепями поставок в современных реалиях.
3. Проанализировать процесс транспортного-экспедиционного
обслуживания в управлении цепями поставок на примере ООО «Томскнефтехим».
4. Изучить систему взаимодействия ООО «Томскнефтехим» и его логистических операторов в системе управления цепями поставок и выявить основные направления/возможности повышения эффективности.
5. Разработать модель транспортно-экспедиционного обслуживания в системе управления цепями поставок на ООО «Томскнефтехим» в условиях цифровой экономики.
Объектом исследования является система управления цепями поставок на предприятии в условиях современного развития рынка.
Предметом исследования является совершенствование транспортно-экспедиционного обслуживания в системе управления цепями поставок ООО «Томскнефтехим».
Содержание исследования основано на теории управления цепями поставок, ключевыми понятиями которой выступают: транспортно¬
экспедиционное обслуживание, логистические услуги, цепь поставок, управление цепями поставок.
Транспортно-экспедиционное обслуживание - деятельность в области перевозок, охватывающая весь комплекс операций и услуг по доставке товара от производителя продукции к потребителю [5, с. 454].
Логистические услуги, при разнообразии существующих в литературе формулировок, в целом означают обширный набор операций, процессов, которые направлены на реализацию запроса получателя услуг, подразумевая: хранение;
- транспортировка;
покупка;
доставка;
- планирование;
оптимизация перевозки;
- обработка;
- сертификация;
документальное сопровождение и другие.
Цепь поставок в современной экономической теории - деятельность по управлению потоками информации, денег и материальных ценностей, проходящие от поставщика к потребителю [61, с. 329].
По мнению Е.В. Будриной, «система управления процессами требует взаимодействия контрагентов по следующим направлениям:
- функциональное взаимодействие;
правовое взаимодействие;
информационное взаимодействие;
- организационно-техническое взаимодействие» [60, с. 369].
Методы диссертационного исследования: теоретический анализ работ по логистике и управлению цепями поставок, а также аналитических статей и обзоров по использованию цифровых технологий в управлении цепями поставок и их влияния на обеспечение логистических процессов и эффективность функционирования процессов, системный анализ, статистико¬экономические методы, методы моделирования.
Гипотеза исследования заключается в том, что ключевые бизнес- процессы, включающие всех контрагентов цепи поставок (начиная от конечного пользователя и охватывая всех поставщиков товаров, услуг и информации), могут быть интегрированы в единое информационное пространство посредством информационных технологий. Это обеспечит компании повышения эффективности функции логистики и оптимизацию логистических процессов. Кроме того, применение этих решений позволит повысить уровень сотрудничества и прозрачности в цепи поставок. Это создает основу, на которой могут быть реализованы современные логистические технологии и стратегии и созданы дополнительные преимущества для эффективного управления и развития цепей поставок.
Элементом научного вклада является проведение системного анализа модели транспортно-экспедиционного обслуживания на
ООО «Томскнефтехим» с точки зрения управления цепями поставок в условиях цифровой экономики.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе изучены особенности складывания рынка логистических услуг в России, его современное состояние, выявлены основные характеристики разных видов грузового транспорта, влияющие на эффективность обслуживания грузовладельцев.
Во второй главе рассмотрены теоретические основы повышения эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания организации, включая использование цифровых инструментов.
В третьей главе проведен анализ модели транспортно-экспедиционного обслуживания ООО «Томскнефтехим» и предложена модель оптимизации процессов транспортно-экспедиционного обслуживания в цепи поставок через внедрение современных технических решений. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате исследования мы проанализировали становление и развитие логистического рынка России, выявив чрезвычайную значимость транспортно-экспедиционного обслуживания в обеспечении российской экономики на разных этапах ее развития. Развитая транспортная инфраструктура в любой стране отражает уровень экономического развития, но в условиях огромных пространств России приобретает решающее значение. Показатели эффективности транспортно-экспедиционной деятельности, отраженные в данных статистики о динамике грузооборота за период с 1940 по 2021 гг., представили состояние отрасли и ее организационную структуру. Они свидетельствуют, что с середины 20 в. и до сегодняшнего дня в России сменились три модели организации грузоперевозок: от централизованной государственной системы в СССР, развивающейся достаточно стабильно до к.80-х гг., к рыночной и плохо организованной системе частных перевозок в период 90-х - нач. 2000-х гг., но с постепенным включением в общую мировую, ориентированную, главным образом, на экспорт систему грузоперевозок. И, наконец, переживаемая сегодня трансформация, связанная с цифровизацией логистических процессов и их большей переориентацией на внутренний рынок.
Организационная структура российского логистического рынка складывалась исторически и включает железнодорожный, водный, трубопроводный, воздушный и автомобильный транспорт. Рынок грузоперевозок автомобильным транспортом сегодня полностью ориентирован на заказчика, который имеет возможность выбрать наиболее выгодные условия, пользуясь электронными сервисами. Ситуация пандемии 2020-2022 гг. ускорила цифровую трансформацию отрасли.
Цифровое управление цепями поставок соответствует современным общемировым тенденциям развития отрасли. Современные логистические бизнес- модели связаны именно с цифровыми инструментами, которые способны создать дополнительные преимущества для эффективного управления и развития цепей поставок.
В исследовании на основе научной литературы проанализированы теоретические основы повышения эффективности транспортно-экспедиционной деятельности через системный подход. Транспортно-логистическая система включает субъектов и объектов, взаимодействующих между собой, транспортную и логистическую инфраструктуру, и систему управления, ориентированную на эффективное перемещение грузов. Субъектами управления транспортно-логистической системы являются грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик. Они управляют материальными, информационными, финансовыми потоками, являющимися объектами. Современные технологические решения, основанные на цифровых инструментах, способствуют повышению эффективности управления процессами, позволяя компаниям сокращать затраты, повышать качество сервиса, приобретать другие конкурентные преимущества. В исследовании подробно описано, как цифровые технологии совершенствуют бизнес- процессы и формируют новые логистические бизнес-модели, главным образом, переводя цепь поставок в единое цифровое пространство.
Для оценки эффективности логистической системы используют многофакторный подход, который зачастую не позволяет оценить эффективность системы в целом, поскольку в большей степени они направлены на оценку эффективности транспортировки грузов. При оценке модели логистической деятельности следует уделить внимание таким показателям, как продолжительность каждого логистического процесса и система обмена информацией, которые отражают скоординированность и отлаженность управления всей цепи поставок.
В работе проанализирована организационная структура ключевого «игрока» логистического рынка Томской области - ООО «Томскнефтехим», его логистическая служба. Организация транспортно-экспедиционного обслуживания на предприятии заслуживает высокой оценки, представляя собой пример активного применения самых передовых цифровых технологий, например, штриховое кодирование, автоматизация сбора данных, широко используется программа TRANSPOREON, с помощью нее производится аренда подвижного состава автомобильного транспорта. В свою очередь, специально созданная дочерняя компания ООО «НХТК» бесперебойно обеспечивает железнодорожным транспортом.
На основе анализа логистической модели ООО «Томскнефтехим» выявлены пути повышения эффективности транспортно-экспедиционного обслуживания и предложена модель цифровой сети в условиях цифровой экономики, основанная на информационной интеграции контрагентов с учетом российских реалий.
Для сравнения эффективности разработанной логистической модели и действующей логистической модели на предприятии используется метод сервиса, выделив его ключевой компонент, имеющий решающее значение в логистике - время, затраченное на один логистический цикл, и дополнив его обменом информацией. При соблюдении всех прочих стандартов качества логистических услуг сокращение времени на логистическую операцию за счет технологичной системы обмена информацией создает конкурентное преимущество компании, демонстрируя отлаженность и
скоординированность всей цепи поставок. Повышение данных показателей эффективности логистической деятельности сегодня в первую очередь связывают с внедрением цифровых технологий.
Среди положительных последствий цифрового модели управления цепями:
оптимизация принятия решений;
- улучшение архитектуры поставки;
- рост оборота продукции;
за счет информированности уменьшение «эффекта хлыста».
Единое цифровое пространство в цепи поставок открывает возможности по анализу данных, содержащихся в системе, это улучшает всю управленческую модель логистики. Кроме того, анализ больших данных позволяет компаниям выйти на новый уровень как по сервису, так и по объемам предоставления товаров и услуг.
В настоящий момент времени подобные модели, которые ориентируются на особенности российского логистического рынка, в литературе отсутствуют. Практическая значимость работы состоит в том, что предложенная модель может быть использована компаниями, работающими на российском рынке, для повышения эффективности управления цепями поставок.



1. О транспортно-экспедиционной деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 30.06.2003г. N 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) г. // Рос. газ. - 2003. - 03 июля. - С. 5-6.
2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности: постановление Правительства Рос. Федерации от 08 сент. 2006 г. № 554//Рос. газ. - 2006. - 13 сент. - С. 2-4.
3. Александров, О. А. Логистика : учебное пособие / О. А. Александров.
- Москва : ИНФРА-М, 2020. - 217 с.
4. Алклычев А.М., Зоидов К.Х., Медков А.А., Зоидов З.К. Трансазиатские транспортные коридоры и развитие транспортной системы России//Региональные проблемы преобразования экономики. -2017. -№3. -С. 55-63.
5. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. А. Волочиенко, Р. В. Серышев ; отв. ред. Б. А. Аникин. - М. : Издательство Юрайт, 2019. - 454 с.
6. Аникин, Б. А. Логистика производства: теория и практика : учебник и практикум для вузов / Б. А. Аникин, Р. В. Серышев, В. А. Волочиенко ; ответственный редактор Б. А. Аникин. - Москва : Издательство Юрайт, 2021.
- 454 с.
7. Бизнес-модель СИБУР. Основные процессы производства [Электронный ресурс] - URL: https://www.sibur.ru/about/products/production/ (дата обращения: 02.12.2021).
8. Бочкарев, А. А. Логистика городских транспортных систем : учебное пособие для среднего профессионального образования / А. А. Бочкарев, П. А. Бочкарев. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 150 с.
9. Бубнова Г.В. Цифровая логистика - инновационный механизм развития и эффективного функционирования транспортно-логистических систем и комплексов [электронный ресурс]: Г.В. Бубнова, Б.А. Лёвин. URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/tsifrovaya-logistika-innovatsionnyy-mehanizm- razvitiya-i-effektivnogo-funktsionirovaniya-transportno-logisticheskih-sistem- i/viewer
10. Галимова Е.О. Куда уходят деньги, или Логистика для предпринимателей: практическое пособие/Е.О. Галимова. -М.: КНОРУС, 2019. -214 с
11. Герами, В. Д. Городская логистика. Грузовые перевозки : учебник для вузов / В. Д. Герами, А. В. Колик. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 343 с.
12. Голубчик А.М. Транспортно-экспедиторский бизнес: создание, становление, управление/А.М. Голубчик. -М.: ТрансЛит, 2020. -320 с.
13. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для вузов / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 507 с.
14. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 472 с.
15. Григорьев, М. Н. Логистика. Продвинутый курс. В 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / М. Н. Григорьев, А. П. Долгов, С. А. Уваров. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Издательство Юрайт, 2022. - 341 с...76



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ