АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ 11
1.1 История развития наличных средств 11
1.2 Наличные денежные средства как законное средство платежа 37
2 ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ... 49
2.1 История развития безналичных денежных средств 49
2.2 Безналичные денежные средства как законное средство платежа... 65
3 ЭВОЛЮЦИЯ РАЗВИТИЯ ЦИФРОВОГО РУБЛЯ 82
3.1 История развития цифрового рубля 82
3.2 Цифровой рубль как будущее средство платежа 98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 114
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 1
Деньги — одно из величайших изобретений человечества, которое во многом предопределило современную цивилизацию. При этом деньги не являются застывшим во времени явлением: они эволюционируют вместе с обществом, его производительными силами и технологиями. Появление новых форм денежных знаков и расчетов — объективный процесс, на который влияет множество факторов. Неизменным остается стремление государства, с одной стороны, обеспечить стабильность денежной системы страны, а с другой — сделать процесс организации денежного обращения более дешевым, а расчеты удобнее для населения. Появление цифровой национальной валюты в полной мере вписывается в контекст указанного исторического процесса.
Необходимость разработки и внедрения цифровых валют центральных банков стала широко обсуждаться в связи с появлением криптовалют, которые составили серьезную конкуренцию деньгам. Если до этого суррогаты денег могли существовать только в наличной форме, то теперь появились и частные безналичные средства платежа. При этом в силу ограниченности инструментов правового регулирования обращения криптовалют государствам пришлось предложить населению альтернативу — цифровые валюты центральных банков (Central bank digital currency (CBDC)), процесс выпуска и обращения которых контролируется со стороны публично - правовых образований. Не стала исключением и Россия.
Актуальность исследования. В современных развитых государствах и обществах всё большее распространение получают новые цифровые технологии и производные от них цифровые объекты. Одним из наиболее интенсивно развивающихся цифровых объектов являются цифровые валюты.
По данным Bloomberg1 за 2022 год рынок криптовалют в России оценивается в 16,5 триллионов рублей, что пропорционально 65 процентам федерального бюджета на тот год.
Всё большее число стран рассматривают возможность использования цифровой валюты в качестве дополнительной формы существования своей национальной валюты. Восемь стран уже создали в той или иной форме свои цифровые валюты центральных банков. К числу таких стран относится Нигерия, Камбоджа, Багамские острова и ещё пять стран Карибского бассейна.
В связи с этим законодатель существенным образом активизировал свою работу в сфере создания полноценной правовой основы для правового регулирования общественных отношений, осложнённых применением цифровой валюты в целом, и установления правового режима цифровой валюты, в частности. Вместе с набирающей обороты законотворческой деятельностью по правовому регулированию общественных отношений, осложнённых применением цифровой валюты, всё большую актуальность набирают и научные исследования в соответствующей области. При этом на первом месте стоит вопрос о правовом режиме цифровой валюты.
Актуальность цивилистического исследования правового режима цифровой валюты проявляется в следующих взаимосвязанных аспектах.
Правотворческий аспект. 31 июля 2020 года был принят Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 3 (далее - Закон о ЦФА). Исходя из смысла этого закона, а также Концепции законодательного регламентирования механизмов организации оборота цифровой валюты4 следует, что должны быть приняты: отдельный федеральный закон, которым будет регулироваться «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты»; некоторые соответствующие изменения в многочисленные законы и кодексы, а также некоторые изменения в подзаконные нормативно-правовые акты и отдельные нормативно-правовые акты.
При этом общая направленность правотворческой работы носит ярко выраженный публично-правовой характер, уделяя частноправовому регулированию соответствующих отношений недостаточно внимания, а помимо этого, порой полностью нивелируя частноправовые средства разного рода запретами, предписаниями и иными правовыми средствами публично - правового характера.
Недостаток правовых средств гражданско-правового характера, а также их слабая проработанность негативно сказывается на обеспечении баланса интересов между конкретными участниками оборота цифровой валюты, с одной стороны, и интересов участников оборота цифровой валюты в целом и публичных интересов, с другой.
Правореализационный аспект. Поскольку складывающаяся нормативно - правовая база регулирования общественных отношений в сфере оборота цифровой валюты отличается фрагментарностью, большим числом правовых пробелов, текстуальной сложностью, межотраслевой размытостью и несогласованностью ключевых понятий и норм, перед субъектами правореализации возникают многочисленные проблемы юридического и практического характера, что в свою очередь усложняет гражданский оборот цифровой валюты для добросовестных участников.
Сложилось положение, при котором создаётся всё больше препятствий для эффективного гражданско-правового оборота цифровой валюты в рамках правового поля. При этом для добросовестных участников оборота цифровой валюты проблемы начинаются с доказывания перед третьими лицами фактов наличия или передачи цифровой валюты. В частности, в судебной практике имеются многочисленные случаи, когда суд отказывался признавать факты перечисления или наличия цифровой валюты ссылаясь на необходимость предоставления соответствующего документа. Помимо этого, и сам оборот цифровой валюты существенно затруднён запретами на совершение почти всех сделок с цифровой валютой, а судебная защита прав добросовестных участников оборота цифровой валюты ограничена средствами публично - правового характера.
Остаются до конца не решёнными и вопросы в сфере смежных правовых отраслей и институтов: арест, изъятие и реализация цифровой валюты в рамках исполнительного производства; бухгалтерский учёт цифровой валюты экономическими субъектами; включение в конкурсную массу и дальнейшая реализация цифровой валюты в рамках процедур, применяемых в деле о банкротстве; налогообложение цифровой валюты и (или) сделок с применением цифровой валюты.
Доктринальный аспект. Научный анализ правового режима цифровой валюты с позиции цивилистики позволяет не только осуществить систематизацию конкретных знаний в этой области, но и выявить некоторые проблемы практического и доктринального значения. Такого рода научные исследования могут способствовать изменению вектора развития в данной области в пользу минимизации и преодоления скептического отношения к цифровой валюте как к потенциально криминально-ориентированному объекту, приводящему к маргинализации всё увеличивающейся сферы оборота цифровой валюты; путём установления гражданско-правового регулирования оборота цифровой валюты на основе баланса частных и публичных интересов.
Цель и задачи работы. Цель настоящего научного исследования состоит в том, чтобы основываясь на действующем законодательстве России и научных трудах, рассмотреть и раскрыть финансово-правовую сущность цифрового рубля, правовую природу, и определить его место среди объектов гражданских прав.
Достижение поставленной цели предопределило необходимость решения следующих задач:
1) Рассмотреть историю развития денежных средств;
2) Необходимо проанализировать финансово-правовую природу наличных, безналичных, электронных денег, криптовалюты и цифрового рубля;
3) Определить правовой статус наличных, безналичных, электронных денег, криптовалюты;
4) Определить сущность наличных, безналичных, электронных денег и криптовалюты и цифрового рубля. Рассмотреть эти явления в соотношении друг с другом;
5) Проанализировать особенности цифрового рубля как новой формы денежных средств в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные, частно-правовые и связанные с ними отношения, складывающиеся на всех стадиях экономического оборота цифрового рубля.
Предметом исследования выступает совокупность норм, регулирующие общественные отношения, складывающиеся на всех стадиях экономического оборота цифрового рубля, а также научные результаты, полученные ранее другими исследователями в данной области.
Теоретической основой данной работы стали труды С.С. Алексеева, А.П., В.С. Белых, Л.Ю. Василевской, В.В. Витрянского, М.А. Егоровой, М.И. Иноземцева, С.А. Карелиной, Е.А. Кирилловой, А.В. Малько, А.А. Максурова, Н.И. Матузова, А.В. Минбалеева, А.В. Михайлова, И.В. Михеевой, Л.А. Новоселовой, О.А. Полежаева, Ю.С. Решетова, Р.Н. Салиевой, Л.В. Санниковой, П.В. Самолысова, А.А. Ситника, и др.
Правовой основой послужили Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, иные действующие нормативно¬правовые акты, а нормы законодательства об исполнительном производстве, о несостоятельности (банкротстве).
Методологическую основу исследования составляет комплексное применение общенаучных и частноправовых методов.
Общенаучными методами исследования являются диалектический и логический методы (идеализация, абстрагирование, формализация, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение), системно-структурный, а также лингвистический методы.
Частноправовыми методами исследования являются формально-логический, историко- и сравнительно-правовой методы, а также методы толкования правовых норм и правового моделирования.
Степень разработанности темы исследования. Цифровая валюта, являясь относительно новым объектом действительности, лишь недавно получила нормативное закрепление некоторых необходимых ключевых положений для формирования полноценного правового режима, по причине чего соответствующие научные исследования в юридической науке не получили достаточного распространения. В основном правовые аспекты, связанные с правовой природой цифровой валюты, затрагивались в рамках исследований в сфере гражданского и финансового права. В этой связи можно особо отметить работы А.П. Алексеенко, В.С. Белых, М.О. Болобоновой, М.А. Егоровой, Л.Г. Ефимовой, А.А. Максурова, И.И. Кучерова, Л.В. Санниковой, Ю.С. Харитоновой, И.А. Цинделиани.
Весомая роль в развитии цивилистического учения о правовом регулировании в сфере отношений по обращению цифровой валюты принадлежат Л.В. Санниковой и Ю.С. Харитоновой, которые в совместной монографии «Цифровые активы: правовой анализ»? предложили авторский подход к классификации цифровых валют и выявлению правовых признаков и свойств цифровых объектов, в том числе и в отношении цифровых валют.
Научная новизна исследования заключается в исследовании природы цифрового рубля как новой формы денежных средств, а также в определении правового режима цифровой валюты с позиции науки гражданского права. В рамках данного подхода предложены квалифицирующие признаки цифровой валюты как обособленного объекта права, исходя из специфических характеристик процесса создания и оборота цифровой валюты, а также круга субъектов оборота цифровой валюты. Большое значение в настоящей работе имеет выработка самостоятельных авторских предложений по тому или иному дискуссионному вопросу.
Полученные в процессе исследования результаты позволили вынести на защиту следующие положения.
1. Цифровая валюта по своей правовой природе не является единичным, монолитным объектом, а подразделяется на виды по признаку наличия и характеристик эмитента на три группы: цифровые валюты частных лиц, децентрализованные цифровые валюты и цифровые валюты центральных банков. Выбор критерия для классификации обусловлен тем, что в зависимости от того, существует ли эмитент и обладает ли он государственно - властными полномочиями, будет меняться конкретный набор средств правового регулирования отношений в соответствующих областях.
2. Правовой режим цифрового рубля — это комплекс норм, правил и механизмов, установленных Банком России и законодательством РФ, которые регулируют создание, выпуск, обращение и использование цифрового рубля как формы национальной валюты. Цифровой рубль эмитируется исключительно Банком России и является обязательством ЦБ РФ. При этом, все операции осуществляются исключительно на платформе Центробанка, что позволяет достаточно полно контролировать денежные массы. Правовой режим включает в себя и интеграцию в финансовую систему, что позволяет говорить о существовании цифрового рубля как третье форме денежных средств наравне с наличными и безналичными деньгами. Однако, важным является отличие от режима криптовалют, а именно: централизованность, гарантированность Банком России, как законное платежное средство и отсутствие анонимности.
3. Автором рассматриваются особенности становления денежных средств законными средствами платежа. Таким образом, выделяется значение публичного элемента в отношениях, создающих товарооборот и определяющих, что именно следует считать денежными средствами и какую стоимость данные объекты приобретают. В следствие чего, рассматривается закрепление государством статуса «законное платежное средство», за определенными родовыми вещами— а именно деньгами.
4. Эффективным средством обеспечения баланса частных и публичных
интересов в области оборота цифрового рубля может служить лицензирование, применяемое как специальный правовой приём, определяющий правоспособность посредников, осуществляющих деятельность в данной области. При этом к числу лицензионных требований целесообразно отнести следующие: требование об обязательном страховании гражданской ответственности, а также требования к организационно - правовой форме, величине и структуре активов таких субъектов.
Деньги прошли достаточно долгий путь в своем развитии и становлении. В ходе проделанной работы были проанализированы особенности развития денежных средств в Российской Федерации. Были рассмотрены основные функции денег, их формы, а также затронуто понятие «законного платежного средства». Благодаря чему можно судить, почему деньги являются столь важным ресурсом в жизни общества, и почему они оказывают такое влияние на мировую экономику, и в том числе на гражданский оборот. Эволюция денежных средств, от наличных форм до цифрового рубля в нашем отечестве, представляет собой закономерный процесс, который обуславливается прогрессом технологий, глобализацией финансовых систем и необходимостью повышения эффективности экономических отношений. В работе систематизированы ключевые этапы развития денег, выделены их функции и правовые особенности. Рассмотренные функции денег—проявление их сущности, как всеобщего эквивалента товаров и услуг. Указанные функции тесно связаны между собой, и их существование и толкование, невозможно в разрыве друг от друга. Обращаясь к экономическому воззрению на понятие денег, стоит сказать, что деньги общепризнанное воплощение стоимости, которое позволяет производить оценку товара, работы или услуги. Историческое развитие денег в рассмотренных странах было достаточно разнообразным, однако сводилось примерно к одним и тем же действиям со стороны государств. Во-первых, несмотря на разнообразность наименований монет, а также материалов их производства, в конце концов, в каждой правовой семье происходил переход на модель золотого стандарта и выпуск кредитных билетов. Первая мировая война показала отсутствие ликвидности и надежности в привязке национальных валют к золотому стандарту. В Англии, к примеру, присутствовала попытка привязки фунтов к национальным валютам иных государств. Во-вторых, важным аспектом исторического развития наличности стоит отметить появление бумажных денежных средств, несмотря на их значительные отличия от современных бумажных знаков, нельзя отрицать важность такого видоизменения денег. В процессе изменения своей привязки, наименования, а также состава, деньги по всему земному шару обретали и раскрывали свои функции, выстраивая экономику. Независимо от происходящего в разных частях света, деньги оставались важнейшим средством для развития общества, от простого товарооборота и до мировой торговли между государствами.
Анализ правовой природы безналичных денег позволил не только рассмотреть их как объект гражданских прав, но и также сравнить безналичные денежные средства с другими правовыми категориями, такими как ЭДС и криптовалюта. Были названы отличительные черты данных категорий, а также схожие особенности. Безусловно, безналичные денежные средства имеют некоторые сходства как с электронными деньгами, так и с криптовалютой. Однако, учитывая рассмотренные особенности данных категорий, можно сделать вывод о том, что безналичные деньги являются именно формой денежных средств, а ЭДС стоит признать механизмом расчетов. Конечно, говоря о сравнении электронных денег и безналичных, обязательственные отношения присутствуют в данных категориях, но ставить между ними знак равенства, или определять ЭДС как вид безналичных денег не представляется возможным. В то время как криптовалюта, скорее относится к категории «иных вещей». Поэтому, также нельзя сказать и о схожести криптовалюты и безналичных денег. Разнообразные попытки распространить на криптовалюту и ЭДС правовой режим вещного или обязательственного права скорее обречены на провал, по причине правовой природы данных явлений. Безналичные денежные средства появились не так давно в рамках истории, но прошли достаточно большой и тернистый путь своего развития. Так, изначальные безналичные средства были плохо защищенными от неправомерных действий третьих лиц. На данном же этапе, безналичные деньги обладают определенными достоинствами, это и перечисленная выше защищенность, и возможность быстрых расчетов и переводов, более удобная конвертация из одних национальных валют в другие. В то же время, стоит отметить, что безналичные деньги не последний этап развития денежных средств как явления. Так, на современном этапе, общество стремительно переходит к национальным цифровым валютам.
При рассмотрении цифрового рубля, дана характеристика данного явления, а также определено его место в системе объектов гражданских прав. Независимо от формы денег как объекта гражданского права, имеется единство двух начал—вещного и обязательственного. Эти начала проявляются в большей или меньшей степени в каждой из форм денежных средств, будь то наличные деньги, безналичные деньги или новая их форма—цифровой рубль. Поэтому, для определения правовой природы цифровой валюты Центрального Банка, доктрине и законодателю необходимо исходить из этой двойственности и механизмов эффективной реализации и защиты прав. В настоящий момент, можно сказать, что не столь важно выработать дефиниции цифровых объектов, а также не столь значимо к какому виду имущества относить данные объекты. Стоит обратить внимание на развитие механизма, который позволит внедрить новые в объекты в систему отечественного законодательства, и прекратить попытки к внедрению новых и совершенно не вписывающихся явлений в устоявшуюся систему гражданского законодательства.
Стоит понимать, что цифровой рубль— действительно новая форма денежных средств на территории России, наравне с наличными и безналичными денежными средствами. Он обладает определенными отличиями от привычных нам форм, но в то же время во многом вобрал в себя «лучшие» их черты. Имеются точки зрения, которые не лишены смысла, о том, что цифровой рубль тождественен ЭДС и криптовалюте, или даже является видом последней. Однако, рассматривая законодательство, становится совершенно очевидно, что хоть цифровой рубль и тяготеет к цифровой валюте, таковой он не является и ставить знак тождественности неправомерно с точки зрения отечественного законодательства. Цифровой рубль— результат цифровизации экономики, ответа государства на появление частных эмитентов, выпускающих криптовалюту. Законодатель стремится преподнести гражданам такой же удобный финансовый инструмент, но с большей степенью защиты, обеспеченности и контроля с его стороны. Безусловно, цифровая валюта центральных банков не лишена проблем, в том числе и цифровой рубль. Однако необходимо подходить комплексно и постепенно к попыткам урегулирования нового явления. Вероятно, пора оставить попытки «втиснуть» новые цифровые объекты в существующую систему гражданских прав. На данном этапе, более важным видится формирование определенных нормативных положений, позволяющих эффективно осуществлять и защищать права на такие объекты. При этом, важно учесть их признаки и роль, которую они несут для гражданского оборота.
Тем не менее, ряд исследователей высказывается о необходимости цифровизации экономики и внедрения цифрового рубля, к примеру «Несмотря на существующие недостатки введения цифрового рубля, необходимость цифровизации экономической сферы России, и, в частности, ее денежно¬финансовой системы, не оставляет выбора, чтобы не остаться на обочине мирового прогресса» .
Цифровизация денежной системы — неизбежный этап развития современной экономики. Цифровой рубль, как инновационная форма денег требует комплексного подхода, объединяющего усилия законодателей, регуляторов и научного сообщества. Дальнейшие исследования и законодательные правки в этой области должны быть направлены на устранение и снижение правовых рисков, а также на увеличение преимуществ цифровых технологий для общества.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар.
голосованием 12 дек. 1993 г.: (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. — Версия Проф. — М., 2025. — Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 08.08.2024 с изм. от 31.10.2024) // Собрание законодательства РФ. — 05.12.1994. — № 32. — Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14- ФЗ (ред. от 12.12.2024) // Собрание законодательства РФ. — 29.01.1996. — № 5. — Ст. 410.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Собрание законодательства РФ. — 03.12.2001. — № 49.— Ст. 4552.
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 23.11.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996 — № 1 — Ст. 16.
6. О внесении изменений в федер. закон «О национальной платежной системе» и федер. закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»: федер. закон от 02.08.2019 № 264-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 31.07.2020 г. № 259-ФЗ (ред. от 25.10.2024) // Собрание законодательства РФ. — 03.08.2020. — № 31 (часть I). — Ст. 5018.
8. О валютном регулировании и валютном контроле: федер. закон от 10.12.2003 г № 173-ФЗ (в ред. от 08.08.2024 г.) // Собрание законодательства РФ. — 15.12.2003. — № 50. — Ст. 4859.
9. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ (в ред. от 28.02.2025 г.) // Собрание законодательства РФ. — 15.07.2002. — № 28. — Ст. 2790.
10. О внесении изменений в статьи 128 и 140 части первой, часть вторую и статьи 1128 и 1174 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2023 № 339-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 31.07.2023. — № 31. (Часть III). — Ст. 5765.
11. О внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации: федер. закон от 24.07.2023 № 340-ФЗ (ред. от
26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. —31.07.2023. — № 31. — (Часть III). — Ст. 5766.
12. Регламент по операционно-техническому взаимодействию Финансового посредника и Банка России при осуществлении операций на Платформе цифрового рубля (утв. Банком России) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. О платформе цифрового рубля (вместе с «Порядком
урегулирования споров и разногласий»): положение Банка России от 03.08.2023 № 820-П (ред. от 12.07.2024) (Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2023 № 74716) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025) //
КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2025. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
14. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 г. № 395-1-ФЗ (в ред. от 30.12.2021 г.) // Собрание законодательства РФ. — 05.02.1996. — № 6. — Ст. 492.
15. О несостоятельности (банкротстве): федер. закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ (ред. от 26.12.2024) // Собрание законодательства РФ. — 28.10.2002. — № 43. — Ст. 4190.
..84