Введение 3
1. Теоретические аспекты становления современных экосистем в бизнесе 6
1.1 Предпосылки создания и основные характеристики экосистем 6
1.2 Экосистемы в современных условиях 11
1.3 Условия формирования экосистем и тенденции в их развитии 21
2. Международный и российский опыт формирования экосистем 32
2.1 Примеры становление успешных экосистем: зарубежный опыт 32
2.2 Становление экосистем в РФ: перспективы и проблемы 39
3. Переход к экосистеме на примере ПАО «Сбербанк» 50
3.1 Этапы перехода и характеристика действующей модели 50
3.2 Преимущества и риски применения новой модели 69
3.3 Пути развития действующей экосистемы 74
Заключение 83
Литература 87
Приложение А. Структура экосистемы ПАО Сбербанк 95
Приложение Б. Путеводитель по экосистеме Сбербанка 96
Приложение В. Состав экосистемы Сбербанка
В настоящее время отмечается тенденция перехода к экосистемам - что является закономерной реакцией на изменение потребностей различных участников рынка и ответом на интенсивное развитие технологий.
Бизнес-экосистема - это сеть из организаций, которая включает в себя: поставщиков, конкурентов, клиентов, дистрибьюторов, правительственные учреждения и прочих лиц - заинтересованных и принимающих участие в производстве, создании, а следом - поставке конкретного продукта или услуги, совмещая сотрудничество и конкуренцию.
Здесь основная идея заключается в том, что каждая организация в бизнес- экосистеме оказывает свое влияние и подвержена воздействию других при создании постоянно изменяющихся отношений, в которых каждый бизнес должен быть адаптируемым и гибким, чтобы выжить, как в биологической системе.
Актуальность темы исследования заключается в том, что для компаний, стремящихся достичь стабильного роста, важным фактором является следование современным тенденциям. Единичным организациям теперь практически невозможно в одиночку составлять конкуренцию экосистемам, которые стремительно расширяются, внедряют все новые инновации, обретают дополнительные ресурсы. Компании вынуждены либо присоединяться к существующим гигантам, либо создавать вокруг себя новую экосистему, либо уйти с рынка. Тенденция развития экосистем в значительной мере поменяла взгляды на такие понятия, как конкуренция, клиентский опыт, инновации в бизнесе. Их зарождение повлекло за собой изменения во многих сферах, а, кроме того, возникновение определенных сложностей и рисков.
Целью исследования является оценка формирования и развития экосистем в бизнесе на современном этапе и определение возможных путей развития на примере системы, сформированной ПАО «Сбербанк».
В связи с этим были поставлены следующие задачи:
1) Рассмотреть теоретические аспекты становления современных экосистем в бизнесе;
2) Изучить международный и российский опыт формирования экосистем;
3) Предложить пути развития функционирующей экосистемы.
В качестве объекта исследования выступают современные экосистемы в бизнесе. Предметом являются преимущества формирования экосистем в бизнесе.
Существенные результаты, полученные в ходе исследования и содержащие элементы научного вклада, состоят в следующем:
1. Определены потенциальные возможности для развития на примере действующей экосистемы, которые позволяют в перспективе использовать этот инструментарии” для достижения конкурентных преимуществ и другими экосистемами.
2. Проведен анализ существующей экосистемы, сформированной лидером, рассмотрена действующая структура, выявлены достоинства и недостатки системы.
Выпускная квалификационная работа выполнена на основе системного подхода, а также сравнительного анализа и классификации. Это обусловлено необходимостью комплексного рассмотрения разносторонних аспектов становления экосистем компаний.
Элементы научного вклада исследования состоят в систематизации и анализе теоретических и практических сведений об экосистемах, которых в научной литературе достаточно мало.
Научной базой данной работы послужили исследования и разработки российских и зарубежных компании, ученых, экономистов и менеджеров: Андросик Ю.Н., Вайл П., Ворнер С., Гейдж П., Шипилов А., Линц К., Циммерман А., Моазед А., Цзэн М., Остервальдер Л., Попов С.А. и др. В процессе работы над диссертацией были использованы материалы научно-практических конференции” и семинаров и информационных ресурсов как размещенных в Интернет, так и опубликованные в виде монографии” и статеи”.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в оценке действующей экосистемы, сформированной одни из лидеров - ПАО «Сбербанк».
Структура работы соответствует поставленным задачам исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.
Во введении описана актуальность темы выпускной квалификационной' работы, цели и задачи, объект, предмет и методология исследования, сформулированы элементы новизны, описана практическая значимость, приведена структура работы.
В первой главе представлены теоретико-методологические аспекты экосистем в бизнесе, предпосылки их возникновения, основные характеристики, условия формирования экосистем, а также тенденции в развитии.
Во второй главе исследованы международный и отечественный опыт перехода к экосистемам в деятельности компаний, а также рассмотрены перспективы и сложности при их формировании.
И наконец, в третьей главе рассмотрена специфика становления экосистемы на примере ее формирования вокруг ПАО «Сбербанк», предложены дальнейшие пути развития действующей экосистемы.
В заключении приводятся выводы о достижении поставленных цели и задач выпускной квалификационной' работы, подтверждение актуальности и востребованности проведенного исследования.
Во всем мире ценится значимость экосистем в бизнесе, как для экономики стран, в которых они действуют, так и для самих компаний, перешедших к этой модели построения бизнеса.
Компании ведут свою деятельность в очень изменчивой, труднопредсказуемой среде, выживать в которой бывает непросто, это подтверждает тот факт, что средний срок жизни компаний в мире значительно сократился.
Опыт показывает, что те компании, которые в условиях современной среды придерживаются устаревших стратегий, во главу ставят максимизацию краткосрочной прибыли, не могут получить в итоге долголетнего и жизнеспособного бизнеса.
Компании - это сложные системы, которые постоянно эволюционируют, как биологические виды. Подстраиваясь под внешнее воздействие, выживаемость таких компаний повышается.
Относительно недавно начал формироваться тренд на переход к экосистемам в бизнесе, однако с каждым годом он становится все отчетливей.
Сейчас построение экосистемы вокруг основной сильной организации - главная тенденция развитых крупных компаний. Так получили свое развитие интернет-гиганты Яндекс и Google, маркетплейсы Alibaba и Amazon, банки Сбербанк и Тинькофф Банк, а также телекоммуникационные компании и прочие.
Решение о формировании экосистемы обеспечивают автоматизацию множества процессов, увеличивают конкуренцию, а также оно призвано соединять множество продуктов и услуг в рамках одного проекта.
Среди важных аспектов можно выделить возможность расширения функционала организации, упрощение деловых процессов, повышение качества обслуживания клиента.
Экосистемы сокращают дистанцию между производителями и продавцами с одной стороны и потребителями товара или услуги - с другой, тем самым сокращается время поставки, ожидания и поиска варианта, удовлетворяющего всем критериям.
В ходе работы было рассмотрено становление экосистем: от предпосылок их возникновения до тенденций в их дальнейшем развитии. Следование тенденциям развития экосистем позволит компаниям сохранить и увеличить свои конкурентные преимущества.
Рассмотренные международные и отечественные практики говорят о том, что наиболее развиты экосистемы зарубежных компаний, их развитие там началось раньше. Как правило, успешные экосистемы в бизнесе получают свое начало у компаний таких направлений деятельности, как: финансовые организации, телекоммуникационные, торговые компании и прочие.
Основным итогом работы является предложение шагов для совершенствования и развития экосистем компании. При разработке предложений проведен анализ применяемых зарубежными компаниями методов, выявлены недостатки действующей системы, требующие проработки. Следовательно, грамотно доработанная стратегия развития сформированной экосистемы организации поможет существенно приблизить ПАО «Сбербанк» к организации слаженной экосистемы, способной противостоять внешним угрозам и постоянно развивающимся конкурентам.
В соответствии с поставленной целью выпускной квалификационной работы, которая заключалась в разработке комплекса мероприятии” в рамках повышения эффективности деятельности экосистемы компании были решены следующие задачи:
1. Определены потенциальные возможности развития экосистемы на примере действующей компании;
2. Проведен анализ существующей экосистемы компании, рассмотрена действующая структура, выявлены достоинства и недостатки системы;
3. Предложены мероприятия, направленные на развитие экосистемы, существующей на основании ПАО «Сбербанк».
Зачастую бывает сложно выбрать пути дальнейшего развития не только отдельным компаниям, но и огромным экосистемам, которые обладают ресурсами и способны предложить выгодные условия для сотрудничества многим компаниям. Проблема состоит в том, что в мире сейчас оказывают услуги широчайшего спектра - на любой запрос потребителя найдется компания, способная исполнить заказ: выполнить работу или поставить товар. Это свидетельствует о высокой конкуренции в большинстве сфер бизнеса. Современные компании и экосистемы должны оставаться гибкими, вовремя реагировать на внешние изменения, тенденции и тренды.
Зачастую важные нововведения, которые пользуются спросом в дальнейшем, заимствуются российским бизнесом у иностранных коллег. Также необходимо следить за ситуацией внутри страны - малейшие изменения могут привести к нужде населения в определенной услуге. Это могут быть как законодательные нововведения, так и новые тренды в определенных сферах. Еще одной важной причиной, способной привести к появлению новой услуги, способной привлечь клиентов в экосистему является анализ внутренних проблем компании, которые влияют на клиентский опыт. На основании этих факторов в работе были предложены пути развития экосистемы, образованной на основании ПАО «Сбербанк».
Кадровая проблема особенно ощутима в высокотехнологичных компаниях. Не так просто найти настоящего профессионала, способного вывести компании экосистемы на уровень выше конкурентов. Еще одна проблема, связанная с кадрами состоит в том, что они имеют доступ к огромным объемам данных - самому важному ресурсу современных экосистем. Решить проблему кадров можно при помощи внедрения на базе экосистемы учебного заведения, способного подготовить человека к работе именно в экосистеме ПАО «Сбербанк». Обучение здесь и практика в одной из сильнейших экосистем России позволит сразу отбирать сильнейших специалистов и обучать их целенаправленно, ориентируясь на критерии, которые важны в рамках конкретной экосистемы.
Ориентируясь на постоянные изменения возможно предложить раньше своих конкурентов очень ценные услуги. Так, изменение налогового законодательства в части сдачи отчетности индивидуальными предприятиями, позволяет предложить клиентам удобную услугу, способную упростить налоговый учет этих лиц. Число индивидуальных предпринимателей с годами растет, это связано с направленной политикой налоговых органов на то, чтобы сделать бизнес прозрачным. Однако, не каждый индивидуальный предприниматель быстро сможет разобраться в сроках и отчетности, которую им необходимо сдать. В структуре экосистемы Сбербанка действуют две компании, способные значительно упростить эту задачу для своих клиентов. Одна из них - занимается поставкой кассовых аппаратов, вторая - ведением учета и предоставлением отчетности, сам Сбербанк владеет информацией обо всех платежах, прошедших по расчетному счету. Информация, собранная в рамках одной платформы может позволить проводить процесс сдачи отчетности без участия индивидуального предпринимателя, что будет очень интересным предложением для клиентов, желающих заниматься ведением своей деятельности без страха пропустить сроки сдачи отчетности и не уплатить причитающиеся суммы.
Важным источником идей для предоставления новой услуги является следование трендам. Так, в настоящее время отмечается следование людей пути поддержки экологии. В связи с этим экосистема может предложить на выгодных условиях приобрести экологичный автомобиль, произведенный российской компанией. Так, присоединение новой компании в общую экосистему позволит также привлечь клиентов к пользованию и другими услугами системы: автокредитование на выгодных условиях. Важным фактором тут является поддержка такого актуального движения как защита экологии, к которой многие стремятся. Для клиентов, государства и сторонних лиц, еще не являющихся потребителями услуг ПАО «Сбербанк» это позволит в позитивном ключе взглянуть на деятельность экосистемы и поднимет ее имидж.
Таким образом, формирование экосистем приносит много возможностей тем, кто в нее входит. Однако, чтобы оставаться эффективной, ей необходимо быть гибкой, вовремя реагировать на внешние изменения и внутренние проблемы.
1. Федеральный” закон «О применении контрольно-кассовой техники» от
22.05.2003 № 54-ФЗ // [Электронный ресурс] //СПС «КонсультантПлюс» URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_42359/ (дата обращения:
02.12.2019)
2. Алибаба покупает британского гиганта WorldFirst за 700 миллионов долларов [Электронный ресурс] URL: https://hitechglitz.com/russia/antibs-alibaba- покупает-британского-гиганта^огШАтСпр/ (дата обращения: 18.11.2019)
3. Андросик Ю.Н. Бизнес-экосистемы как форма развития кластеров // Общие вопросы экономики и управления. 2016. - №7. - С. 39-42
4. Афанасьев В.Я. Человеческий капитал для цифровой модернизации экономики / В.Я. Афанасьев, Е.П. Грабчак, М.А. Корытный, С.В. Мищеряков, А.В. Черезов // Управление. - 2019. - № 4. - С. 104-115
5. Банковские экосистемы услуг [Электронный ресурс] URL: https://frankrg.com/wp-content/uploads/2019/08/4d3b90efc780.pdf(дата обращения:
17.11.2019)
6. Вайл П., Ворнер С. Цифровая трансформация бизнеса. Изменение бизнес-модели для организации нового поколения. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 258 с.
7. Ведомости.ру - Сбербанк объявил о создании компании для развития
беспилотников [Электронный ресурс] URL:
https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2019/11/28/817379-bespilotnikov(дата обращения: 03.12.2019)
8. Ведомости.ру - Сбербанк сменил руководителя своей экосистемы
SberX [Электронный ресурс] URL:
https://www.vedomosti.ru/finance/news/2019/07/03/805704-sberbank-smenil- rukovoditelya-ekosistemi_(дата обращения: 03.12.2019)
9. Власова М.С. Организационно-экономический механизм вовлечения субъектов малого бизнеса в программы развития инновационных экосистем // Петербургский экономический журнал. - 2018. - № 3. - С. 53-69
10. ВТБ не планирует создавать экосистему для электронной торговли [Электронный ресурс] URL: https://finance.rambler.ru/business/39160024-vtb-ne- planiruet-sozdavat-ekosistemu-dlya-elektronnoy-torgovli/(дата обращения: 17.11.2019)
11. Газета.ру - Как Сбербанк строит экосистему на все случаи жизни.
[Электронный ресурс] URL:
https://www.gazeta.ru/business/2019/06/11/12408139.shtmPupdated(дата обращения: 02.12.2019)
12. Гассман О, Франкенбергер К., Шик М. Бизнес-модели. 55 лучших шаблонов. М.: Альпина, 2016. - 500 с.
13. Гейдж Д. Партнерское соглашение. Как построить совместный бизнес на надежной основе. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 253 с.
14. Грив Г., Роули Т., Шипилов А. Преимущество сетей. Как извлечь максимальную пользу из альянсов и партнерских отношений - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 259 с.
15. Дубинина И.Н. Инновационно-предпринимательские экосистемы как фактор устойчивости регионального развития / И. Н. Дубина, О.В. Кожевина, А.А. Чуб // Экономический анализ: теория и практика, 2016. - №4. - С. 4-19
16. Зайченко И.М. Анализ инновационных стратегий в условиях цифровой трансформации бизнеса / И.М. Зайченко, А.М. Смирнова // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2019. - №2. - С. 12-17
17. Ильин И.В. Цифровая трансформация как фактор формирования архитектуры и ИТ-архитектуры предприятия / И.В. Ильин, А.И. Лёвина, А.С. Дубгорн // Научный жкрнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент». - 2019. - №3. - С. 50-55
18. Иоффе Д., Кусумано M. Искусство стратегии. Уроки Билла Гейтса, Энди Гроува и Стива Джобса. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. - 240 с.
19. Итоги работы ПМЭФ-2018 [Электронный ресурс] URL:
https://forumspb.com/news/news/itogi-raboty-pmef-2018/ (дата обращения:
16.11.2019)
20. К 2020 году Сбербанк перестанет быть «просто банком» [Электронный ресурс] URL: http://investorday.rbc.ru/article?id=1(дата обращения:
27.11.2019)
21. Как Сбербанк строит экосистему на все случаи жизни. [Электронный
ресурс] URL: https://www.gazeta.ru/business/2019/06/11/12408139.shtml7updated
(дата обращения: 29.11.2019)
22. Карта инновационной экосистемы России [Электронный ресурс] URL: http://www.innovation-ecosystem.org(дата обращения: 20.11.2019)
23. Карцева А.К. Цифровая экономика России: сущность и структура // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2019. - №9. - С.96-99
24. Кисляков А.С. Влияние VI промышленной революции на экономику экосистем и ее воздействие на потребительские тенденции / А.С. Кисляков, А.Д. Ищенко // Власть. - 2019. - № 4. - С. 110-116
25. Кузин Д.В. Проблемы цифровой зрелости в современном бизнесе // Мир новой экономики. - 2019. - №3. - С.89-99
26. Кузнецова С.А. Проблемы формирования бизнес-экосистемы на основе цифровой платформы: на примере платформы компании 1С / С.А. Кузнецова, В.Д. Маркова // Инновации. - 2018. - №5. - С. 55-61
27. Кузнецова С.А. Цифровая экономика: новые аспекты исследований и обучения в сфере менеджмента / С.А. Кузнецова, В.Д. Маркова // Инновации. - 2017. - №7. - С. 20-25
28. Линц К., Мюллер-Стивенс Г., Циммерман А. Радикальное изменение
бизнес-модели. Адаптация и выживание в конкурентной среде. - М.: Альпина
Паблишер, 2019. - 311 с.
29. Маркова В. Д. Бизнес-модели малых инновационных компаний // Инновации, 2014. - № 10 - С.38-43
30. Маркова В.Д. Современные формы партнерства в бизнесе / В.Д. Маркова, И.С. Трапезников // Мир экономики и управления. - 2016. - №4. - С. 110¬121
31. «Мегафон», Газпромбанк, «Ростех» и USM создали совместное
предприятие на базе Mail.ru [Электронный ресурс] URL:
https://www.vedomosti.ru/technology/news/2018/06/09/772419-sovmestnoe-predpriyatie(дата обращения: 17.11.2019)
32. Миневрин И.Г. Бизнес-модели: возникновение, развитие и
перспективы исследования // Проблемы управления. - 2017- №1. - С. 105-109
33. Моазед А., Джонсон Н. Платформа. Практическое применение революционной бизнес-модели. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 288 с.
34. Морева Е.Л. К вопросу о роли науки и технологий в обеспечении конкурентных преимуществ / Е.Л. Морева, Л.В. Оболенская // Государственное управление. Электронный вестник. - 2019. - № 76. - С.243-257
35. Навальная Е.Г. Инновации бизнес-моделей // Творчество молодых ученых. - 2015. - №2. - С. 147-149
36. Николаев И.Г. Современные теоретические подходы к развитию организации: эволюционные теории // Проблемы современной экономики. 2006. - № 1-2. - С. 17-24
37. Операторы децентрализованных экосистем. Новая бизнес-модель [Электронный ресурс] https://lanit.ru/press/smi/18117/(дата обращения: 13.10.2019)
38. Орехова В.А. Стратегия развития Сбербанка России до 2014 года и возможность ее реализации // Вестника Омского университета. 2009. - № 3. - С. 180-182
39. Остервальдер А. Построение бизнес-моделей. - М.: Альпина
Паблишер, 2019. - 288 с.
40. Официальный сайт Сбербанка: Экосистема. [Электронный ресурс] URL: https://www.sberbank.ru/ru/ecosystem_(дата обращения: 03.12.2019)
41. Палей Т.Ф. Инфраструктурные инструменты формирования экосистемы бизнеса в регионе // Общий менеджмент. - 2017. - № 3. - С. 67-76
42. Паркер Дж., Альстин M., Чаудари С. Революция платформ. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017. - 440 с.
43. Попов С.А. Актуальный стратегический менеджмент. - М.: Юрайт, 2015. - 448 с.
44. Попов С.А. Развитие мировых концепций современного стратегического менеджмента // Менеджмент и бизнес-администрирование, 2016. - № 1. - С. 96-106
45. Предпринимателей освободят от отчетности в 2020 году [Электронный ресурс] URL: https://www.glavbukh.ru/news/30031-predprinimateley- mogut-osvobodit-ot-otchetnosti(дата обращения: 02.12.2019)
46. Ведомости.ру - Президент МТС: Завтра мы станем конкурентами
Сбербанка и «Яндекса» [Электронный ресурс] URL:
https://www.vedomosti.ru/technology/characters/2019/07/30/807568-prezident-mts_(дата обращения: 03.12.2019)
47. Росинская Н.Ю. Тенденции развития финансового сектора, показатели устойчивости бизнес-экосистем и новые требования к менеджменту // Московский экономический журнал. - 2019. - № 3. - С. 301-320
48. Сандермоен Ш. Организационная структура. Реализация стратегии на практике. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 224 с.
49. Сбербанк и «Яндекс» создадут «российский Amazon» стоимостью 60
млрд руб. [Электронный ресурс] URL:
https://www.rbc.ru/finances/27/04/2018/5ae332279a79477da3f810a1(дата обращения:
25.11.2019)
50. Сбербанк купил контрольные пакеты в Platius и Segmento
[Электронный ресурс] URL: https://www.forbes.ru/news/282523-sberbank-kupil-
kontrolnye-pakety-v-platius-i-segmento (дата обращения: 27.11.2019)
51. Сбербанк получил премию «Время инноваций» сразу в трех
номинациях // Официальный сайт ПАО Сбербанк. 09.12.2019. Режим доступа: URL: https://www.sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID=932ba72d-ae8a-4a28- 9d84-d5222fa44dc7&blockID=1303®ionID=77&lang=ru&type=NEWS (дата
обращения 10.12.2019)
52. Седаков Д. М. Государственное финансирование бизнес-инкубаторов в России // Интернет-журнал Науковедение - 2014 - № 2 - С.79
53. Сибирский банк Сбербанка России сотрудничает с Томским
государственным университетом, отметившим 130-летие [Электронный ресурс] URL: https://www. sberbank.ru/ru/press_center/all/article?newsID=3662-1 -
1&blockID=1303®ionID=50&lang=ru&type=NEWS (дата обращения: 02.12.2019)
54. Сидоров Д.В. Исследование эфолюции охвата конкурсов инновационных проектов в инновационных экосистемах Москвы, Лондона, Сингапура и Кремниевой долины / Д.В. Сидоров, И.Н. Соколов, Э.Я. Фияксель // Инновации. - 2018. - № 37-46
55. Тапскотт Д., Уильямс Э. Викиномика. Как массовое сотрудничество изменяет все. - СПб.: Бест Бизнес Букс, 2016. - 392 с.
56. Тапскотт А., Тапскотт Д. Технология блокчейн. - M.: Эксмо, 2017. - 448 с.
57. Тинькофф объединил все сервисы в одном окне [Электронный ресурс] URL: https://frankrg.com/9536(дата обращения: 17.11.2019)
58. Трефилова И.Н. Бизнес-модели открытых инноваций // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2016. - №12. - С. 288¬291
59. Трефилова И.Н. Тенденции и проблемы развития инновационной активности компаний в России: от инновационных бизнес-моделей к деловым экосистемам // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2017. - № 1. - С. 16- 21
60. Угольникова О.Д. Проблемы развития реальной экономики в современных условиях и пути решения // Технико-технологические проблемы сервиса. - 2017. - № 13. - С. 69-75
61. Ферр И., Даер Дж., Кристенсен К. Создавая инновации. - М.: Эксмо, 2017. - 304 с.
62. Хейг П. Управленческие концепции и бизнес-модели. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 370 с.
63. Цзэн М. Alibaba и умный бизнес будущего. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 320 с.
64. Цифровые экосистемы [Электронный ресурс] URL:
https://oborot.ru/articles/cifrovye-ekosistemy-i104218.html (дата обращения:
18.11.2019)
65. Цителадзе Д.Д. Методология создания самоорганизуемой российской экосистемы инновационного бизнеса // Инновационная Россия. - 2015. - № 5. - С. 9-10
66. Шевченко Д.Д. Время инновации? / Д.Д.Шевченко, Дзенко В.И. // Современные инновации, 2016. № 6(8). С. 48 -50
67. Шиляев А.В. Экосистема как механизм организации бизнеса на мировом рынке телекоммуникаций // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. - 2013. - № 12. - С. 144-149
68. Шляхтиченко Ю. В. Бизнес модели в инноватике / Ю.В. Шляхтиченко,
М.П. Галимова // Инновационная экономика: перспективы развития и
совершенствования, 2018. № 8(34). С. 393-398
69. Эльвира Набиуллина рассказала о бизнес-моделях на основе цифровых технологий [Электронный ресурс] URL: https://ria.ru/20171005/1506234347.html(дата обращения: 18.11.2019)
70. 10 трендов в развитии маркетплейсов и экосистем [Электронный ресурс]
URL: https://www.if24.ru/10-trendov-marketplejs-ekosistema/(дата обращения:
20.11.2019)
71. Alibaba and the rise of China’s Internet giants [Electronic resource]: https://www.gemconsortium.org/about/news (access date: 17.11.2019)
72. ASPs - Creating a New Business Ecology [Электронный ресурс] https://web.archive.org/web/20020605194904/(дата обращения: 14.10.2019)
73. Banki.ru: Mass media: Sberbank is working on creation of Russian
analogue of Alibaba. [Electronic resource]:
https://www.banki.ru/news/engnews/?id=933690 (access date: 28.11.2019)
74. Candy Crush Saga: The science behind our addiction, [Electronic resource]: http://business.time.com/2013/11/15/ candy-crush-saga-the-science-behind-ouraddiction (access date: 28.11.2019)
75. China's e-commerce market in 2018: the logistics challenges. [Electronic resource]: https://www.atkearney.com/ (access date: 17.11.2019)
76. Dobbs R., Chen Y., Chang E. China’s e-tail Revolution Asian Social Science. 2015. - Vol. 11, no. 1. - P. 258-260.
77. Eggers W., Macmillan P. The Solution Revolution: How Business, Government, and Social Enterprises Are Teaming Up to Solve Society’s Toughest Problems // The Review of Economics and Statistics. 2017. - P. 107-138.
78. Gartner says the Internet of Things will transform the data center // Infrastructure Complexity. 2015. - Vol. 2, No 1. - P. 14-23.
79. Google could start shuttling people around in its self-driving cars this year [Electronic resource]: http://qz.com/354434/ google-could-start-shuttling-people-around- inits-self-driving-cars-this-year/ (access date: 23.11.2019)
80. Moritz M. Alibaba and the rise of China’s Internet giants // World
Economic Forum, 2016. [Electronic resource] URL:
https://agenda.weforum.org/2014/09/ alibaba-ipo-china-us-internet/ (access date:
01.12.2019)
81. Merced M. Investor activism, already robust, expected to rise in next year // Scientomet-rics. 2017. - Vol. 12, No 2. - P. 325-342.
82. Mirva P., Vuori E. Business Ecosystem as the New Approach to Complex Adaptive Business Environments. // Proceedings of EBusiness Research Forum, 2016. No 1 P. 15-21
83. Moore J. New evolution of competition // Harvard Business Review, 1993. No 14(2) P. 67-73
84. Sberbank is working on creation of Russian analogue of Alibaba. [Electronic resource] URL: https://www.banki.ru/news/engnews/?id=9336900_(access date: 01.12.2019)
85. Shanzhai: China’s collaborative electronicsdesign ecosystem [Electronic
resource]: http://www.theatlantic.com/technology/ archive/2014/05/chinas-mass-
productionsystem/370898/ (access date: 23.11.2019)
86. Taylor V. Supply chain management: The next big thing, 2017. - 115 p.
87. Telecom Daily: Сбербанк сделал «Виртуальный ЦОД». [Электронный ресурс] URL: http://tdaily.ru/news/2019/02/15/sberbank-sdelal-virtualnyy-cod(дата обращения: 01.12.2019)
88. The burdens of the past [Electronic resource] URL: http://dupress.com/articles/the-burdens-of-the-past/, (access date: 28.11.2019)
89. Twentieth century revolutions. Digital History [Electronic resource]: http://www.digitalhistory.uh.edu/disp_textbook.cfm?smtID=2&psid=3176, (access date:
28.11.2019)
90. 4 things Alibaba’s IPO tells us about a changing world economy [Electronic resource]: http://time.com/3401924/china-alibabaipo-world-business-trade- internet-economy/, (access date: 29.11.2019)