Введение 6
1 Лингвистические корпуса как источник для изучения языка: общий обзор возможностей 9
1.1 Электронные ресурсы для обучения языкам 12
1.2 Томский диалектный корпус как источник для изучения русского языка и
его диалектного варианта 24
1.3 Изучение форм русского национального языка в иностранной аудитории 27
Выводы 36
2 Методические разработки с использованием корпусных ресурсов 38
2.1 Методические разработки на основе Томского диалектного корпуса и их
применение в преподавании лингвистических дисциплин иностранным студентам 38
2.2 Грамматические задания по диалектологии на материале Томского диалектного корпуса 47
2.3 Функционирование лексико -тематической группы «Человек» в различных
типах дискурсов и подсистемах русского языка 54
Выводы 61
Заключение 63
Список использованных источников и литературы 65
Приложение А 76
Приложение Б
В настоящее время информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) охватывают практически все сферы деятельности и активно входят в науку и образование. Введение ИКТ в образовательную деятельность значительно ускоряет поиск необходимой информации, делает процесс получения знаний и обмен учебными материалами более доступными.
В последние десятилетия интенсивно развивается и такой раздел языкознания, как корпусная лингвистика, которая с изобретением электронно - вычислительных машин и появлением компьютерных способов обработки информации переходит от доцифрового этапа развития к цифровому, открывающему новые возможности и перспективы. Зарубежные специалисты активно используют электронные ресурсы (в том числе корпуса) при создании учебных пособий, обращаются к ним как к источнику материалов для проведения различных образовательных курсов. В отечественной образовательной практике корпус и разработки на его основе пока используются не так интенсивно.
Актуальность работы обусловлена низким количеством отечественных учебно-методических разработок с использованием корпусных технологий и необходимостью обращения к лингвистическому корпусу как к источнику, отражающему реальную языковую практику и обладающему высоким лингвометодическим потенциалом в обучении языку.
Целью исследования является демонстрация лингвометодических возможностей электронных ресурсов при изучении русского языка и его вариантов, в особенности в иностранной аудитории. Единицами анализа являются фрагменты диалектных текстов, взятые из Томского диалектного корпуса (далее ТДК), текстовые фрагменты из художественной литературы и СМИ, а также лексические единицы из диалектных словарей. На основе 140 текстовых фрагментов и 12 лексических единиц составлено 23 задания по различным темам, проанализировано 7 электронных ресурсов. Основным источником для составления заданий послужил ТДК, содержащий более 2,6 млн словоупотреблений, 2546 текстов.
Цель исследования определила следующие задачи:
1. Представить теоретические основания исследования и описать существующие разработки по изучению языков с использованием электронных ресурсов;
2. Охарактеризовать функциональные свойства некоторых из существующих электронных ресурсов;
3. Выявить их источниковедческие возможности при обучении русскому языку;
4. Представить существующие методические разработки в области изучения русского языка и его национальных форм;
5. Разработать собственные варианты заданий по различным лингвистическим дисциплинам на основе электронных ресурсов.
Объектом исследования являются лингвистические корпуса и электронные ресурсы на их основе. Предмет исследования - лингвометодический потенциал корпусов в преподавании русского языка в иностранной аудитории.
Новизна заключается в обращении к корпусным ресурсам, ранее не анализируемым в качестве возможных средств обучения языку. Так, ТДК впервые рассматривается как потенциальный источник материалов для составления заданий и упражнений при изучении иностранными студентами диалектологии.
Используемые методы - аналитико-описательный метод (при изучении и анализе литературы по теме исследования), методы сравнения и описания (при проведении сравнения и описания функционала электронных ресурсов соответственно), корпусный метод.
Теоретическая значимость работы заключается в определении лингвометодического потенциала ряда электронных ресурсов для обучения языку, а также в представлении обзора и характеристики работ, освещающих проблему преподавания национальных форм русского языка в иностранной аудитории.
Практическая значимость диссертации состоит в том, что комплекс разработанных заданий может быть использован в процессе обучения русскому языку и изучению его национальных форм. Предполагается, что лингвистические корпуса способны обеспечить преподавателя необходимым материалом для организации различных учебных курсов и разработки отдельных тем.
Материалы работы апробированы на следующих конференциях:
1. VII (XXI) Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (2020);
2. VIII (XXII) Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (2021).
Результаты исследования представлены в двух статьях:
1. Зюзькова Н.А. Возможности использования Томского диалектного корпуса в преподавании РКИ // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов VII (XXI) Междунар. конф. молодых ученых / под ред. А.Г. Кожевниковой. - Томск, 2020. - Вып. 19. - С. 208-211.
2. Зюзькова Н.А. Грамматические задания по диалектологии в иностранной аудитории (на материале Томского диалектного корпуса) // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов VIII (XXII) Междунар. конф. молодых ученых / под ред. А.Г. Кожевниковой. - Томск, 2020. - Вып. 20. [В печати]
С помощью электронных ресурсов можно организовать работу по изучению как диалектных единиц, так и общерусских. Применять их в обучении может как преподаватель, так и студент: как в целях поиска необходимого языкового материала, так и в научно-исследовательских изысканиях. На базовом пользовательском уровне (как преподавателя, так и студента) корпус выступает как инструмент для поиска материала и одновременно как его источник. Для продвинутого уровня пользователей применение корпусных технологий - это возможность проводить собственные исследования.
Электронные ресурсы могут быть использованы при составлении учебных материалов, тестов, упражнений, организации самостоятельной учебной и научной работы обучающихся. Их материалы могут быть полезны при преподавании широкого ряда дисциплин, как лингвистического, так и литературоведческого цикла.
Национальные формы языка требуют большей степени освещенности в учебных пособиях, предназначенных для иностранных студентов. Имеющиеся методические разработки, посвященные данной теме, затрагивают в первую очередь вопросы и задания, связанные с фонетической и лексической системой языка и практически не содержат упражнений и информации о его грамматической стороне.
Предложенные примеры различных типов заданий, разработанных с использованием ТДК, содержат материалы лингвострановедческого характера, отражающие особую языковую картину мира диалектоносителя, культуру и быт русского народа. Разработанные грамматические задания требуют сравнения специфических черт диалектов и проведения постоянных параллелей с литературным языком при работе с иностранной аудиторией. Необходимо учитывать уровень подготовки обучающихся, так как некоторые из материалов, содержащихся в корпусе, могут быть предложены к изучению только на более высоких уровнях владения языком.
В перспективах данного исследования - разработка упражнений по другим фонетическим, грамматическим, лексическим и прочим темам, которыми иностранным студентам необходимо овладеть в процессе прохождения курса по «Русской диалектологии». Как следует из приведенных примеров практических заданий, корпуса способны обеспечить преподавателя необходимым материалом для организации учебного курса и разработки отдельных тем.
1. Блинова О.И. Практикум по русской диалектологии / О.И. Блинова, О.И. Гордеева, Л.Г. Гынгазова. - 3-е изд., испр. и доп. - Томск : Изд- во Том. ун-та, 2010. - 144 с.
2. Блинова О.И. Русская диалектология. Лексика: учеб. пособие / О.И. Блинова. - Томск : Изд-во Том. ун-та, 1984. - 133 с.
3. Ван Л. Лингвометодическое проектирование учебных терминологических баз данных: для иностранных учащихся педагогических специальностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. Ван. - М., 2014. - 28 с.
4. Васильковская А.А. Методические возможности текста традиционной культуры в практике преподавания РКИ: дис. ... магистра филологии. - Томск, 2018. - 78 с.
5. Виноградова Н.В. Обновление лексико-грамматического наполнения учебных пособий по РКИ (на материале русского компьютерного жаргона) // Молодой ученый. - 2013. - № 5 (52). - С. 445-450.
6. Воркачев С.Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.
7. Ворожбитова А.А. Теория текста: антропоцентрическое
направление / А.А. Ворожбитова. - М. : Высш. шк., 2005. - 365 с.
8. Гвоздева Е.В., Журавлёва Н.С. Изучение художественных произведений, содержащих диалектную лексику, на занятиях по русскому языку как иностранному // Вестник КГУ. - 2017. - №2. - С. 142-146.
9. Горина О.Г. Использование технологий корпусной лингвистики
для развития лексических навыков студентов -регионоведов в
профессионально-ориентированном общении на английском языке : дис. ... канд. пед. наук / О.Г. Горина. - М., 2014. - 321 с.
10. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Т.А. Иванова, Т.И. Попова, К.А. Рогова, Е.Е. Юрков. - М. - СПб. : Златоуст, 1999. - 40 с.
11. Гришина Е.А. Мультимедийный русский корпус (МУРКО): проблемы аннотации // Национальный корпус русского языка: 2006 - 2008. Новые результаты и перспективы. - СПб., 2009. - С. 175-214.
12. Грудева Е.В. Корпусы ошибок: целевая аудитория, возможная архитектура корпуса / Е.В. Грудева, И.А. Бучилова, Н.А. Волкова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2018. - №5 (86). - С. 63-72.
13. Демешкина Т.А. Лексика как основа дискурсивного взаимодействия в русском языковом пространстве // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей IV Международного симпозиума: в 2 томах, Симферополь, 09-11 июня 2020 года. - Симферополь, 2020. - С. 181-187.
14. Дмитриев А.В. Потенциал корпусной лингвистики в подготовке специалистов в области компьютерной лингводидактики / А.В. Дмитриев, М.С. Коган // Общество. Коммуникация. Образование. - 2019. - №4. - С. 69¬85.
15. Добрушина Н.Р. Как использовать Национальный корпус русского языка в образовании? // Национальный корпус русского языка: 2003-2005: результаты и перспективы. - М., 2005. - С. 308-329.
16. Добрушина Н.Р. Корпусные методики преподавания - начало пути (от редактора и составителя) [Электронный ресурс]. - URL: https: //studiorum-ruscorpora. ru/text/dobrushina n teaching/(дата обращения: 12.05.2021).
17. Добрушина Н.Р. Информационные технологии в гуманитарном образовании: Национальный корпус русского языка / Н.Р. Добрушина, А.И. Левинзон // Вопросы образования. - 2006. - №4. - С. 163-179.
18. Дорофеев Ю.В. Антропоцентризм в лингвистике и предмет когнитивной грамматики // Актуальные проблемы современной когнитивной лингвистики: мат. XV Междунар. лингвистической конф. «Язык и мир». - Симферополь, 2008. - С. 302-309.
19. Ерофеева Е.В. Структура семантического поля «Человек» в сознании носителей русского языка / Е.В. Ерофеева, Е.А. Пепеляева // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. -2011. - №1. - С. 7-19.
20. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: учебник / В.П. Захаров, С.Ю. Богданова. - 3-е изд., перераб. - СПб. : - Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2020.
- 234 с.
21. Захаров В.П. Корпусная лингвистика: учебник для студентов гуманитарных вузов / В.П. Захаров, С.Ю. Богданова. - Иркутск: ИГЛУ, 2011.
- 161 с.
22. Земичева С.С. Проект создания Томского диалектного корпуса в свете тенденций развития корпусной лингвистики / С.С. Земичева, Е.В. Иванцова // Сибирский филологический журнал. - 2018. - № 3. - С. 192-205.
23. Земичева С.С. Тематическая разметка диалектного корпуса: опыт томских диалектологов / С.С. Земичева, Е.В. Иванцова // Вестн. Том. гос. ун¬та. Филология. - 2020. - №67. - С. 45-61.
24. Золотов П.Ю. Методика формирования прагматической компетенции студентов на основе корпусных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / П.Ю. Золотов. - Тамбов, 2020. - 25 с.
25. Зюзькова Н.А. Возможности использования Томского диалектного корпуса в преподавании РКИ // Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения: сб. материалов VII (XXI) Междунар. конф. молодых ученых / под ред. А.Г. Кожевниковой. - Томск, 2020. - Вып. 19. - С. 208-211.
26. Карамнов А.С. Методика экспертной оценки языка учебных пособий на основе корпусного подхода: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.С. Карамнов. - Тамбов, 2015. - 27 с.
27. Катинская А. Упражнения на основе текста: как компьютер помогает преподавателю / А. Катинская, Х. Жуэ, Р. Янгарбер // Русский язык за рубежом. - 2020. - № 6(283). - С. 50-57.
28. Качинская И.Б. О корпусе диалектных текстов в национальном корпусе русского языка / И.Б. Качинская, Д.В. Сичинава // Вопр. лексикографии. - 2017. - №11. - С. 71-85.
29. Квашнина О.С. Вопросы использования корпусных данных и методов в обучении иностранным языкам // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2013. - № 8-2(26). - С. 81-83.
30. Клепикова Т.А. Технологии синтеза речи в обучении лексике английского языка / Т.А. Клепикова, Е.М. Чухарев-Худилайнен // Известия СПбГЭУ. - 2013. - №2 (80). - С. 76-79.
31. Клочихин В.В. Этапы формирования коллокационной компетенции студентов на основе лингвистического корпуса // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2020. - Т. 25, № 186. - С. 14-24.
32. Кокорева А.А. Методика обучения студентов профессиональной лексике на основе корпуса параллельных текстов : английский язык, направление подготовки "Экономика" : автореф. дис. ... канд. пед. наук / А.А. Кокорева. - М., 2013. - 25 с.
33. Копотев М. Revita: изучение языка на основе корпусных подходов / М. Копотев, А. Катинская, С. Иванова, Р. Янгарбер // Корпусная лингвистика - 2019 : труды международной конференции, Санкт-Петербург, 24-28 июня 2019 г. - СПб., 2019. - С. 30-39.
34. Корнилова Т.В. Компоненты лингводидактической системы обучения иностранных филологов национально-окрашенной лексике с использованием аудиосредств / Т.В. Корнилова, В.Э. Матвеенко, О.С. Фисенко, Н.В. Чернова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. - 2015. - № 3. - С. 73-79.
35. Крючкова О.Ю. Место русских народных говоров в языковой политике современной России / О.Ю. Крючкова, В.Е. Гольдин // Славянские языки и культуры в современном мире : Труды и материалы, Москва, 21-24 марта 2012 г. - М., 2012. - С. 369.
36. Крючкова О.Ю. Русские народные говоры как национальное богатство и необходимость культурно -языковой политики в России / О.Ю. Крючкова, В.Е. Гольдин // Инновационная Россия. Сборник работ лауреатов и дипломантов Всероссийского конкурса интеллектуальных проектов «Держава-2009». - М., 2010. - С. 187-198.
37. Кубрякова Е.С. Об установках когнитивной науки и актуальных проблемах когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. - 2004. - № 1. - С. 6-17.
38. Кутузов А.Б. Курс «Корпусная лингвистика» [Электронный ресурс]. - URL: http://lab314.brsu.by/kmp-lite/kmp-video/CL/CorporeLingva.pdf(дата обращения: 27.04.2021).
39. Лебедева М.Ю. Дано мне тело - что мне делать с ним? Применение корпусных технологий в лингводидактике РКИ // Русский язык за рубежом. - 2020. - № 6 (283). - С. 4-13.
40. Левинзон А.И. Использование Национального корпуса русского языка в обучении русскому языку англоязычных студентов // Русский язык за рубежом. - 2007. - № 4. - С. 64-73.
41. Левинзон А.И. Использование НКРЯ в преподавании русского языка иностранным студентам, специализирующимся в области экономики и финансов // Национальный корпус русского языка и проблемы гуманитарного образования: материалы международной научной конференции. Москва, 19¬20 апреля 2007 г. - М., 2007. - С. 47-48.
42. Левинзон А.И. Корпусное преподавание в российской школе // Труды института русского языка им. В.В. Виноградова. - 2015. - № 6. - С. 641-658.
43. Левинзон А.И. Стратегии коммуникации с учеником в автоматически проверяемых образовательных онлайн -курсах для детей // Педагогика и психология образования. - 2020. - № 3. - С. 21-39.
44. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Базовый уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова. -СПб. : Златоуст, 2006. - 116 с.
45. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Второй сертификационный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, И.Н. Афанасьева, Г.А. Битехтина [и др.]. - 5-е изд. - СПб. : Златоуст, 2015. - 164 с.
46. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Первый сертификационный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Г.А. Битехтина, Л.П. Клобукова [и др.]. - 10-е изд. - СПб. : Златоуст, 2019. - 200 с.
47. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшина, Т.В. Козлова. - 5-е изд. - СПб. : Златоуст, 2015. - 80 с.
48. Лошакова Е.Л. Художественный текст, содержащий элементы народного языка, как средство формирования коммуникативной компетенции, лингвострановедческой и лингвокультурологической компетентностей иностранцев - будущих лингвистов, изучающих русский язык как иностранный / Е.Л. Лошакова, Е.А. Зозуля, Е.В. Гвоздева // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 3. - Ч. 2. - С. 208-210.
49. Лю С. Региональный текст как объект изучения в иностранной аудитории: магистерская диссертация по направлению подготовки: дис. ... магистра филологии. - Томск, 2020. - 96 с.
50. Малахов А.С. Русская диалектология: теория и практика : учеб. пособие / А.С. Малахов. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2013. - 111 с.
51. Маркина Е.И. Лингводидактические основы разработки лексических минимумов по русскому языку как иностранному: для разных уровней и профилей обучения: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.И. Маркина.
- М., 2011. - 25 с.
52. Мордовин А.Ю. Лингвистическое исследование как неотъемлемая часть применения национальных корпусов текстов в обучении иностранным языкам // Гуманитарный вектор. - 2012. - № 4 (32). - С. 274-279.
53. Нагель О.В. Корпусная лингвистика и ее использование в компьютеризированном языковом обучении // Язык и культура. - 2008. - № 4.
- С. 53-59.
54. Ольховская А.И. Корпусное преподавание русского языка // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2019. - №2. - С. 98-107.
55. Ольховская А.И., Парамонова М.К. Корпус в преподавании русского языка и литературы // Рема. - 2019. - №1. - С. 93-123.
56. Осипова Е.С. Формирование идиоматической компетенции на основе ресурсов корпусной лингвистики в процессе подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации : дис. ... канд. пед. наук / Е.С. Осипова. - СПб., 2017. - 216 с.
57. Переход О.Б. Особенности преподавания диалектологии
иностранным студентам-филологам [Электронный ресурс]. - URL: https://essuir.sumdu.edu.ua/handle/123456789/28222 (дата обращения:
10.05.2021).
58. Рахилина Е.В. О новых инструментах описания русской грамматики: корпус ошибок // Русский язык за рубежом. - 2016. - № 3. - С. 20-25.
59. Рудыкина Е.С. Диалектная лексика донских говоров на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. - 2011. - № 1 (224). - С. 40-46.
60. Рудыкина Е.С. Художественная проза как источник для изучения диалектной лексики донских говоров Волгоградской области // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 2: Языкознание. - 2008. - № 1 (7). - С. 17-21.
61. Рязанова Е.А. Методика формирования грамматических навыков речи студентов на основе лингвистического корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.А. Рязанова. - М., 2012. - 25 с.
62. Савчук С.О. Обучающий корпус русского языка и его использование в преподавательской практике / С.О. Савчук, Д.В. Сичинава // Национальный корпус русского языка: 2006-2008. Новые результаты и перспективы. - СПб., 2009. - С. 317-334.
63. Сёмич Ю.И. Методика обучения студентов направления подготовки «Журналистика» иноязычному письменному высказыванию на основе корпусных технологий : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Ю.И. Сёмич. - Тамбов, 2019. - 24 с.
64. Сергеев Л. Заколдованная [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.hrono. ru/libris/lib_s/ser1 rassakaz0 8. php. (дата обращения:
02.04.2021).
65. Сибирцева В. Г. Национальный корпус русского языка как основа новаторских электронных учебников / В.Г. Сибирцева, А.Ю. Хоменко, Ю.Н. Баранова // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16, № 3. - С. 508-520.
66. Сибирцева В.Г. Автоматическая адаптация текстов для электронных учебников. Проблемы и перспективы (на примере русского языка) / В.Г. Сибирцева, Н.В. Карпов // Новая русистика. - 2014. - № 1. - С. 19-35.
67. Сидорова Е.В. Принципы создания мультимедийного корпуса с прагматической разметкой эмоциональной составляющей речи и его использование при искусственном билингвизме (на материале английского и русского языка) : дис. ... канд. филол. наук / Е.В. Сидорова. - Белгород, 2015. - 276 с.
68. Сичинава Д.В. Корпус диалектных тестов в национальном корпусе русского языка: сегодняшнее состояние и перспективы / Д.В. Сичинава, И.Б. Качинская // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: По материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 4¬8 июня 2014 г.). - М., 2014. - Вып. 13 (20). - С. 593-600.
69. Соснина Е.П. К анализу лингвистических ошибок учащихся на базе учебного корпуса текстов // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико¬биологические науки. - 2017. - № 19 (5). - С. 39-44.
70. Старикова Г.Н. Региональный компонент тематики научных работ иностранцев-филологов (проблемы организации исследовательской деятельности инофонов) // Международная научно-практическая конференция «Русский язык в наше время». - Хошимин, 2018. - С. 193-199.
71. Сысоев П.В. Лингвистический корпус в методике обучения иностранным языкам // Язык и культура. - 2010. - № 1. - С. 99-111.
72. Фидчук М.Ю. К вопросу о модели обучения аудированию на материалах Национального корпуса русского языка // Высшее образование сегодня. - 2021. - № 2. - С. 59-62.
73. Фидчук М.Ю. Мультимедийный русский корпус Национального корпуса русского языка как компонент аутентичной среды обучения инофонов русскому языку и культуре // Высшее образование сегодня. - 2020. - № 8. - С. 39-43.
74. Фидчук М.Ю. Специфика корпуса на фоне традиционных учебных пособий и словарей // Фундаментальные и прикладные аспекты развития современной науки : Сборник трудов по материалам Международного конкурса научно-исследовательских работ, Уфа, 20 мая 2020 г. - Уфа, 2020. - С. 177-185.
75. Чернякова Т.А. Методика формирования лексических навыков студентов на основе лингвистического корпуса : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.А. Чернякова. - М., 2012. - 24 с.
76. Шкапенко Т.М. Русский "тусовочный" как иностранный: учеб. пособие / Т.М. Шкапенко, Ф. Хюбнер. - Калининград : ФГУИПП Янтарный сказ, 2005. - 200 с.
77. Юрина Е.А. Проект диалектного корпуса старожильческих говоров Среднего Приобья / Е.А. Юрина, М.А. Толстова // Русская устная речь: материалы междунар. науч. конф. «Баранниковские чтения. Устная речь: русская диалектная и разговорно-просторечная культура общения» и межвуз. совещания «Проблемы создания и использования диалектологических корпусов». Саратов, 15-17 ноября 2010 г. - Саратов, 2011. - С. 269-276.