Введение 11
1 Форсайт в деятельности органов публичного управления 15
1.1 Партисипативность как ведущий принцип
современного публичного управления 15
1.2 Форсайт как партисипативная технология 33
1.3 Нормативно-правовые акты РФ, касающиеся территориального стратегирования, с позиций отражения в них принципа партисипативности
72
2 Анализ практики использования форсайта в публичном управлении 78
2.1 Зарубежный опыт использования технологии Форсайт 78
2.2 Отечественный опыт регионального стратегирования с использованием технологии Форсайт 86
3 Анализ практики и перспектив использования форсайта на территории г. Томска 93
3.1 Анализ документов Думы г. Томска, определяющих методики разработки стратегий 93
3.2 Программа и результаты глубинного интервью с представителями Думы г. Томска 102
3.3 Предложения по использованию форсайт-технологий городского стратегирования 127
Заключение 136
Список использованной литературы 138
Для повышения устойчивости регионального развития необходимо качественное изменение подхода в области принятия решений органами власти и, прежде всего, совершенствование системы управления этим развитием путем проведения грамотной политики. Одной из партисипативных технологий позволяющих применяемой в данном направлении является Форсайт.
Партисипативность предусматривает активное участие граждан, их вовлеченность в управление общественными и государственными делами [1]. Основой такого подхода является социальное партнёрство и сотрудничество, которые подразумевают совместную деятельность органов власти и граждан в части формирования среды жизнедеятельности и реализации прав человека [2, с.30]. Такой стиль управления предполагает использование социальных технологий для вовлечения граждан в процесс принятия государственных решений.
«Под социальной технологией подразумевается совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых для достижения поставленных целей в процессе социального планирования и развития, решения разного рода социальных проблем» [3].
Актуальность исследования обусловлена потребностью в применения таких технологий в силу роста заинтересованности граждан в участии и управлении общественными делами, их способностью самостоятельно находить решения в значимых для них вопросах. Развитие демократических институтов является оной из предпосылок сокращения дистанции между гражданином и властью, а развитие институтов гражданского общества к поиску различных форм и методов взаимодействия государства и общества.
Антропосоциетальные тенденции в общественных отношениях ускоряются [9, с.25]. Сильный и независимый гражданин, обладающий
производственными силами постиндустриальной эпохи в виде знаний
центральную позицию в социуме[1,67]. Государства в ответ на подобные трансформации, выстраивают политику «сервисности» и рассматривают деятельность государства, как субъекта предоставляющего услуги населению, а население в свою очередь вправе требовать их надлежащего качества. В государствах активно развиваются партисипативные управленческие технологии и практика со-управления [2, с.178], где
граждане встают в один ряд с органами власти и социальными институтами [3, с.60].
В Российской Федерации, активно перестраивается культура государственного и муниципального управления, создаются и развиваются управленческие технологии, которые вовлекают в процессы управления граждан. По причине отсутствия нормативно-правовой базы, регулирующей использование партисипативных технологий, создаётся разная практика использования данных технологий в разных субъектах Российской Федерации. На подобного рода дифференциацию также имеют влияние различные обстановки в субъектах РФ.
«В настоящее время большинство развитых и развивающихся демократических стран накопили достаточный опыт взаимодействия власти и населения. Опыт многих из них показал, что патисипативное управление в публичной сфере влечет за собой множество положительных эффектов: повышение качества жизни населения, сокрашение издержек связанных с содержанием государственного аппарата, повышение уровня доверия в власти и т.д.»[1].
Цель исследования - разработать предложения по использованию метода форсайта с участием представительного органа муниципального образования.
Для изучения поставленной цели необходимо выполнить ряд взаимосвязанных задач:
- Проанализировать научные взгляды на партисипативность как ведущий принцип современного публичного управления
- Выявить научные подходы к определению форсайта как партисипативной технологии
- Проанализировать нормативно-правовые акты РФ, касающиеся территориального стратегирования, с позиций отражения в них принципа партисипативности
- Выявить лучшие практики стратегирования с использованием технологии Форсайт с позиций партисипативности принятия решений
- Провести глубинные интервью с представителями Думы г. Томска на тему практик и перспектив использования форсайта в городском стратегировании
- Сформулировать предложения по использованию форсайта с участием представительного органа.
Объект исследования - технология стратегирования в регионах РФ Предмет исследования - форсайт как партисипативная технология.
Новизна исследования заключается в формулировании механизмов участия представительного органа в городском стратегировании с использованием форсайта.
Практическая значимость состоит в том, что предложения могут быть использованы при разработке и актуализации стратегии г. Томска и других муниципальных образований.
Методы исследования: анализ научной литературы, анализ нормативно-правовых актов, глубинное интервью.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения. В главе 1 раскрываются основные теоретические положения, связанные с основными принципами современного публичного управления и методологией форсайта. В главе 2 анализируется лучшая практика использования форсайта в публичном управлении. Глава 3 посвящена анализу практики и перспектив использования форсайта на территории г. Томска.
По теме диссертации опубликовано 2 статьи:
• Чебан В.А. Общественное участие в стратегическом планировании. Роль партисипативности в вопросе становления Российской модели публичного управления // Вестник Московского гуманитарно¬экономического института. -2020. -№ 1. -С. 247-263.
• Чебан В.А. Форсайт как технология современного публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. -2021. -№1. -С. 296-299.
В настоящее время Форсайт в России развивается, к нему проявляется интерес со стороны государства. Тем не менее, опыт проведения Форсайт- исследований в России пока не очень велик. В то же время во многих зарубежных странах уже успешно реализовано достаточно большое число проектов. Поэтому необходимо адаптировать иностранные разработки в этой области к российским условиям с учетом отечественной практики подобных исследований.
Анализ существующих исследований дает основания полагать, что, несмотря на значительное внимание к отмеченной проблематике, многие вопросы остаются нерешенными как в теоретическом, так и в практическом плане. Прежде всего, это касается вопросов встраивания Форсайта и дорожных карт в разработку государственной политики, формирования стратегий на их основе, а также недостатка детальных методических подходов к разработке Форсайт-исследований в отечественной и зарубежной научной литературе.
Партисипативность в технологии Форсайта на примере рассмотренных стран проявляется в вовлечении большого числа граждан и организовывается диалог и дискуссии в обществе по проблемам видения будущего.
Для достижения более эффективного результата при проведении Форсайта в России может быть применены следующие элементы технологии:
- задействование участники разных сфер;
- составление сценариев и дорожных карт;
- публичное освещение результатов проекта;
- организация диалога и дискуссии в обществе по проблемам видения будущего;
- стало информирование общественности о его результатах с тем, чтобы, каждый житель региона смог бы планировать свою жизнь и действовать, опираясь и ориентируясь на выделенные тренды регионального развития;
- Широкое освещение в региональных СМИ.
Поскольку пока в России нет достаточно разработанного механизма формирования научно-технологических приоритетов, увязанных с социально-экономическими и общественными приоритетами, то Форсайт может стать тем необходимым инструментом, который позволит выявить приоритеты, являющиеся «сквозными» для всей системы принятия решений и реализации государственной политики Главное отличие Форсайт-проектов в том, что они ориентированы не только на определение возможных вариантов будущего, но в большей степени на активное формирование его наиболее предпочтительных сценариев с участием граждан. А поскольку будущее мы формируем сегодня (пассивно или активно), выбор наиболее предпочтительных сценариев следует подкрепить адекватными мерами, которые обеспечат наиболее благоприятную траекторию развития.
1. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 20.05.2020).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития
Российской Федерации на период до 2024 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL:
http://www.consultant.ru(дата обращения: 20.05.2020).
3. О стратегическом планировании в Томской области [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 12.03.2015 N 24-ОЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2018. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 20.05.2020).
4. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития муниципального образования "Город Томск" до 2030 года [Электронный ресурс]: принято Решением Думы города Томска 27 июня 2006г №224. // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2006. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 22.03.2021).
5. Об утверждении Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономического развития РФ от 16 сентября 2016 года N 582 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 22.03.2021).
6. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке, реализации и оценке эффективности государственных программ субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономического развития РФ от 26 декабря 2012 года N 817 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2012. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 22.03.2021).
7. Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и корректировке стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации и плана мероприятий по ее реализации [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономического развития РФ от 23 марта 2017 года N 132 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2017. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 22.03.2021).
8. Методические рекомендации по разработке органами местного самоуправления стратегий социально-экономического развития городских округов и муниципальных районов Красноярского края на период до 2030 года [Электронный ресурс]: Приказ Министерства экономического развития РФ от 03.09.2015 №85-1681 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2015. - URL: http://www.consultant.ru(дата обращения: 22.03.2021).
9. Отчет о реализации публичной декларации целей и задач
Минэкономразвития России за 2019 год [Электронный ресурс] // Минэкономразвития России: официальный сайт. - Электрон.дан. - М., 2019. - URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/4ab7bd61c9e6564b9a03876cf9c7a5ce/r eport2019.pdf (дата обращения: 22.04.2020).
10. Агеева А.Н. Партисипативные социальные технологии принятия муниципальных управленческих решений в зарубежных странах // Juvenis scientia. - 2017. - №. 8. С. 38-41.
11. Афанасьев Г.А. Что такое форсайт? Попытки определения [Электронный ресурс] // Стратег: официальный сайт. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://stra.teg.ru/ library/global/Prognoz/foresight/4. (дата обращения: 22.04.2020).
12. Афанасьев В. Г. Общество: системность, познание, управление. - М., - 1983. - С. 369.
13. Бабосов Е. М. Социальное управление // Социология:
энциклопедия. -Минск, -2003. -С. 977-981.
14. Браймен А. Интервью в качественных исследованиях 1 //
Социология власти. -2007. -№ 4. -С. 15-32.
15. Бруммер В., Коннола Т., Сало А. Многообразие в Форсайт-
исследованиях: практика отбора инновационных идей // Форсайт. -2010. - №4. -С. 56-68.
16. Биккулов А.С., Салазкин М.Г. Форсайт в Канаде: два уровня // Форсайт. -2007. -№2. -С. 68-77.
17. Бурмыкина И. В. Социально-технологическая культура как
феномен общественного развития XXI века: постановка проблемы
[Электронный ресурс] // Электронная библиотека Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. - Электрон. дан. - М., 2003-2004. - URL: http:ZZlib.socio.msu.ru/lZ library?e=d-000-00—0kongress--00-0-0-0prompt- 10—4—stx--0-1l--1-ru-50—20-about-%e1%f3% дата обращения: 19.04.2020)
18. Бурмыкина И.В. Методологические основания теории социальных технологий современности // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. -2013. -№ 4. -С. 151¬161.
19. Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. - Санкт-Петербург: Университетская книга, -2001. -416 с.
20. Вишневский К.О. Форсайт как инструмент государственной политики // Человеческий капитал. -2010. -№5. -С. 124-127.
21. Вишневский К.О., Карасев О.И. Прогнозирование развития перспективных материалов с использованием методов Форсайта // Форсайт. - 2010. -№ 2. -С. 58-67.
22. Вишневский К.О., Карасев О.И., Веселитская Н.Н. Применение методов Форсайта для выявления приоритетов технологического развития авиационно-промышленного комплекса // Труды МАИ. -2012. -№53. С. 53¬67.
23. Волкова В.Н., Денисов А.А. Теория систем. -М.: Высшая школа, -2006. -511с.
24. Глубокое интервью: Учебное пособие. -М.: Никколо-Медиа, - 2001. -320 с.
25. Глотова Е. Ю. Социальные технологии регулирования мотивации трудовой активности: автореф. дис. ... канд. социол. наук / Е. Ю. Глотова. - Саратов, -2009. -21 с.
26. Грачева О.Е. Социологический мониторинг: оценки и мнения, реальность и перспективы // Теории и проблемы политических исследований. -2018. -№ 1А. -С. 186-194.
27. Генкин А., Михеев А. Блокчейн. Как это работает и что ждет нас завтра. -М.: Альпина Паблишер, -2017. -592 с.
28. Гэлбрейт Д. Экономические теории и цели общества
[Электронный ресурс] // Электронная библиотека bookZ.ru/ П. Ларионов, А. Жулин. - URL: http://bookz.ru/authors/djon-kennet-gelbreit/gelbrejt01/1-
gelbrejt01.html (дата обращения: 10.01.2011).
29. Давидов Ю.Н. Современная западная социология: словарь. -М.: Политиздат, -1990. -432 с
30. Ефременко Д. В. // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература: РЖ. Сер.11, Социология. -2008. -№ 3. -С. 5-11. -Реф. ст.: Touraine A. Sociology after sociology // European j. of social theory. - Brighton, -2007. -№ 10. -P. 184-193.
31. Епинина В.С. Партисипативный механизм в публичном управлении: системный подход // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. -2012. -№ 4. -С. 180-184.
32. Иванов В.В., Коробова А.Н. Муниципальный менеджмент. -М.: ИНФРА-М, -2002. -718 с.
33. Из выступлений на семинаре по теме «Возможно ли использование инструмента технологического форсайтинга в России?» [Электронный ресурс] // Стратег: официальный сайт. - Электрон.дан. - М., 2018. - URL: http://stra.teg.ru/library/global/ Prognoz/foresight/11. (дата обращения: 22.04.2020).
34. Иконникова Г. И. О понятии социальной технологии // Философские науки. -1984. -№ 5. -С. 27.
35. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся
общества [Электронный ресурс] // Сетевой портал журнала «Полис»: официальный сайт. - Электрон. дан. - М, 2020. - URL:
http://www.polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/I/1997-4- 2-Ingleheart_Postmodern.pdf(дата обращения: 16.10.2020).
36. Использование качественных методов научных исследований в библиотеке: практ. пособие для библиотекарей / Т. А. Ромашкина, Л. Ю. Данилова; М-во культуры Хабаровского края; КГБНУК «Дальневост. гос. науч. б-ка». -Хабаровск: ДВГНБ, -2014. - 64 с.
37. Кошарная Г.Б. Методика проведения глубинного интервью // Университетское образование : XVIII Международная научно-методическая конференция, посвященная 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова, Пенза, 10-11 апреля 2014 года / под редакцией А. Д. Гулякова, Р. М. Печерской. -Пенза: Пензенский государственный университет, -2014. -С. 374-375.
38. Кайль Я.Я., Епинина В.С. Актуализация партисипативного подхода к формированию системы публичной власти в современной России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. -2012. -№33. -С. 57¬63.
39. Крюков С.В. Форсайт: от прогноза к формированию будущего // Тела Economicus. -2010. -№ 3. -С. 7-17.
40. Кукушкина С.Н. Метод Дельфи в Форсайт-проектах // Форсайт. -2007. -№1. -С. 68-73.
41. Коробова А.А. Краудсорсинг для государственного управления // Технологии и средства связи. -2012. -№6. -С. 45-54.
42. Копыченко Г.С. Стратегия социально-экономического развития как инструмент развития конкурентного потенциала города // Актуальные проблемы экономики, социологии и права. -2014. -№1. -С. 50-53.
43. Калюжнова Н.Я., Верхотурова Е.В. Способы влияния форсайта на развитие инновационной деятельности // Вестник Иркутского государственного технического университета. -2014. -№4. -С. 186-191.
44. Карлина А.А., Рязанов Д.И. Партисипативные принципы публичного управления социально-экономическим развитием города // Вестник Самарского муниципального института управления. -2016. -№ 4. - С. 44-51.
45. Мартынова С.Э. «Сервисная» модель муниципального управления в социологической интерпретации: Монография. -СПб.: Социально-гуманитарное знание, -2015. -348 с.
46. Майлс И. Разработка сценариев и дорожных карт для ключевых технологий: предупреждение наводнений и защита береговых территорий Великобритании // Форсайт. -2008. -№4. -С. 50-59.
47. Михайлов В.О. Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации: автореф. дис. ... канд. соцол. наук / В. О. Михайлов. -M, -2006. -24 с
48. Мерзляков А.А. Гражданское социальное участие как
универсальная технология социального управления: на материалах
разработки и реализации градостроительных проектов: автореф. дис. ... канд. социол. наук / А. А. Мерзляков. - М., - 2007. -25 с.
49. Надуткина И.Э., Конев И.В. Стратегия информационной
поддержки инновационных процессов в регионе // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Философия.
Социология. Право. -2010. -№ 2. -С. 77-84.
50. Попов Е.А. Социальное благополучие человека в научном дискурсе // Социология в современном мире: наука, образование, творчество -2010. -№ 2. -С. 16-23.
51. Потехин В.А. Развитие взаимодействия государства и гражданского общества как условие модернизации управленческой деятельности // Власть. -2010. -№ 8. -С. 59-64.
52. Пушкарёва Г.В. Менеджмент публичных ценностей: можно ли говорить об аксиологическом повороте в государственном управлении // Государственное управление. Электронный вестник. -2018. -№ 68. -С. 312¬329.
53. Плотников М.В., Смельцова С.В. Социальные технологии как объект социологического исследования // В мире научных открытий. -2012. - № 28. -С. 169-187.
54. Региональный Форсайт: выбор приоритетов инновационного
развития Республики Башкортостан [Электронный ресурс] // Foresight-Russia: официальный сайт. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://foresight- russia. ru/portal/faces/public/infoiqmview? global: metaId=iqm: 695560. (дата
обращения: 22.04.2020).
55. Российский средний класс в условиях стабильности и кризисов / Горшков М.К., Тихонова Н.Е., Аникин В.А., Латова Н.В., Лежнина Ю.П., Мареева С.В., Петухов В.В., Седова Н.Н., Тюрина И.О. Информационно-аналитическое резюме по результатам многолетнего мониторинга. -М., - 2016.
56. Сергей Панов принял участие в подведении итогов конкурса на
звание лучшего педагога дополнительного образования Томска [Электронный ресурс] // Единая Россия: официальный сайт. - Электрон.дан. - М., 2021. - URL: https://tomsk.er.ru/activity/news/sergej-panov-prinyal-
uchastie-v-podvedenii-itogov-konkursa-na-zvanie-luchshego-pedagoga- dopolnitelnogo-obrazovaniya-tomska (дата обращения: 22.03.2021).
57. Сентоме И., Херцберг К., Рёке А., Аллегретти Дж.. Партисипативный бюджет: разнообразие форм и моделей // Муниципалитет: экономика и управление. -2013. -№2. -Р. 5-23.
58. Сотов В.Б., Голованов В.И. Система муниципального управления в схемах: учебное пособие: изд. 4-е, доп. и перераб. -М.: Юстицинформ, - 2018. -166 с.
59. Серегина С.Ф., Барышев И.А. Закономерно ли появление форсайта? // Форсайт. -2008. -№2. С. 4-12.
60. Тавокин Е. Социология управления и социальное управление: проблемы взаимодействия // Гос. служба. -2008. -№2. -С. 55-60.
61. Тихонов А.В. Российское общество как новая социальная реальность и метапроект отечественной социологии // Россия реформирующаяся. -2009. -№ 8. -С. 14-36.
62. Туманян Г.В. Современные партисипативные технологии принятия решений в законодательных и представительных органах власти // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. -2019. -№ 5А. -С. 26¬33.
63. Технологические пакеты: краткое описание [Электронный ресурс] // Foresight-Russia: официальный сайт. - Электрон.дан. - М., 2020. - URL: http://foresight-russia.ru/portal/ faces/public/info/view?global:metaId=3583. (дата обращения: 22.04.2020).
64. Лапин Н.И. Антропосоциетальный подход // Журнал социологии и социальной антропологии. -2006. -№ 3. -С.25-42.
65. Лапин Н.И. Как чувствуют себя, к чему стремятся граждане России // Социологические исследования. -2003. -№ 6. -С. 78-87.
66. Форсайт-сессия «Наставничество в образовании: смысл и
действия» [Электронный ресурс] // ТОИПКРО: официальный сайт. - Электрон.дан. - М., 2021. - URL:
https://toipkro.ru/index.php?act=news&id=3455(дата обращения: 22.03.2021).
67. Чебан В.А. Общественное участие в стратегическом планировании. Роль партисипативности в вопросе становления Российской модели публичного управления // Вестник Московского гуманитарно¬экономического института. -2020. -№ 1. -С. 247-263.
68. Чебан В.А. Форсайт как технология современного публичного управления // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. -2021. -№1. -С. 296-299.
69. Чеховский И.В. Интервью как способ получения информации в качественной стратегии исследовательского поиска // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. -2009. -№ 4. -С. 20-25
70. Шадрина Л. Ю. Социологический мониторинг как средство информационного сопровождения оценки эффективности социальных технологий // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. -2010. -№126. -С.319-325.
71. Шмарион Ю.В. Особенности социальных алгоритмов // Гуманитарные исследования Центральной России. -2018. -№ 8. -С. 88-97.
72. Щербина В.В. Рационализирующие социальные технологии // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2016. -№1. -С. 141-162.
73. Allen B., Tamindael L., Bickerton S., Cho W. Does citizen coproduction lead to better urban services in smart cities projects? An empirical study on e-participation in a mobile big data platform // Government Information Quarterly. -2020. -№1. -Article № 101412.
74. Burinskiene M., Rudzkiene V. Future insights, scenarios and expert method application in sustainable territorial planning // Technological and Economic Development of Economy. -2009. -№1. -Р. 10-25.
75. Bryson J.M., Crosby B.C., Bryson J.K. Understanding strategic planning and the formulation and implementation of strategic plans as a way of knowing: The contributions of actor-network theory // International Public Management Journal. -2009. -№2. -Р. 172-207.
76. Cantoni F., Mori E., Veneziani R., Zuffada E. Strengthening resilience through participatory development of “life and social skills” in flood management // City Cult Soc. -2020. -Article №100358.
77. Cordella A., Iannacci F. Information systems in the public sector: The e-government enactment framework // The Journal of Strategic Information Systems. -2010. -№1. -Р. 52-66. doi:10.1016/j.jsis.2010.01.001.
78. Durst C., Durst M., Kolonko T., Neef A., Greif, F. A holistic approach to strategic foresight: A foresight support system for the German Federal Armed Forces // Technological Forecasting and Social Change. -2015. -№97. -Р.91-104.
79. Filippi de F, Coscia C, Cocina G.G. European digital platforms for the care of public space and co-design // Techne. -2020. -№19. -Р. 134-141.
80. Habegger B. Strategic foresight in public policy: Reviewing the experiences of the UK, Singapore, and the Netherlands // Futures. -2010. -№1. -Р. 49-58.
81. Inayatullah S. Foresight in challenging environments // Journal of Futures Studies. -2018. -№4. -Р. 15-24.
82. Janzwood S., Piereder J. «Mainstreaming» foresight program development in the public sector // Foresight. -2019. -№5. -Р. 605-624.
83. Kassen M. Open data in Kazakhstan: incentives, implementation and challenges // Information Technology & People. -2017. -№2. -Р. 301-323.
84. Kersting, N. Participatory turn? Comparing citizens and politicians perspectives on online and offline local political participation // Lex Localis. - 2016. -№2. -Р. 251-263.
85. Klierova M., Kutik J. One Stop Government - Strategy of Public Services for Citizens and Businesses in Slovakia // Administratie si Management Public. -2017. -№ 28. -Р. 66-80.
86. Komp-Leukkunen, K. What life-course research can contribute to futures studies // Futures. -2020. -№124. -Article №102651.
87. Magnusson S. Constructing young citizens’ deontic authority in participatory democracy meetings // Discourse and Communication. -2020. -№6. -P. 600-618
88. Murphy P. Design Capitalism: Design, Economics and Innovation in the Auto-Industrial Age // The Journal of Design, Economics, and Innovation. - 2015. -№2. -P. 1-10.
89. Miller R. Futures literacy: A hybrid strategic scenario method // Futures. -2007. -№4. -Р. 341-362.
90. Naranjo-Zolotov M., Oliveira T., Casteleyn S. E-participation adoption models research in the last 17 years: A weight and meta-analytical review// Computers in Human Behavior. -2018. -№81. -P. 350-365.
91. Pauline Veron Why Paris is Building the World’s Biggest Participatory Budget [Электронный ресурс] // NewCities: официальный сайт. - Электрон.дан. - USA., 2020. - URL:https://newcities.org/why-paris-is-building-the-worlds-biggest-participatory-budget.(дата обращения: 20.05.2021).
92. Royo S., Yetano A. «Crowdsourcing» as a tool for e-participation: two experiences regarding CO2 emissions at municipal level // Electronic Commerce Research. -2015. - №3. -Р. 323-348.
93. Roberge I., Dinning B. Foresight: Constructing futures in public administration. In C. Conteh and I. Roberge (eds.) Canadian Public Administration in the 21st Century. -Boca Raton, FL: CRC Press, -2013. -240р.
94. Ratcliffe J., Ratcliffe L. Anticipatory leadership and strategic foresight: Five 'linked literacies'// Journal of Futures Studies. -2015. -№1. -P. 1¬18.
95. Reez N. Foresight-based leadership // Decision-making in a growing AI environment. -2021. -№1. -P. 323-341.
96. Raunio M., Nordling N., Kautonen M., Rasanen P. Open innovation platforms as a knowledge triangle policy tool - evidence from Finland // Foresight and STI Governance. -2018. -№ 2. -Р. 62-76.
97. Sabag Ben-Porat C, Lev-On A, Lehman-Wilzig S. Silent partners: How politicians' facebook communication with constituents is mediated // Polit Policy [Internet]. -2020. -№3. -P. 550-569.
98. Sadovnikova N., Klochkova E., Dobrolyubova E., Alexandrov O. Basic trends of information society development in Russia compared to world’s leading countries // International Review of Management and Marketing. -2015. - №5. -P. 18-29.
99. Schulz K.A., Gstrein O.J., Zwitter A.J. Exploring the governance and implementation of sustainable development initiatives through blockchain technology // Futures. -2020. -№122. -Р. 32-49.
100. Vargas-Lama F., Osorio-Vera F. The Territorial Foresight for the construction of shared visions and mechanisms to minimize social conflicts: The case of Latin America // Futures. -2020. -№123. -Р. 101-112.
101. Vella A., Nicole C. Creating Public Value Through Collaborative Governance - Case Study: The Strategic Development of the Bays Precinct, Sydney Transformation Plan // World Sustainability Series. -2018. -№1. -P. 305¬325.