Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


НОВОМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ПРОФЕССИИ УЧЁНОГО В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ INSTAGRAM (НА ПРИМЕРЕ ИНСТАГРАМ-АККАУНТА ЛАБОРАТОРИИ ГУМАНИТАРНЫХ НОВОМЕДИЙНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НИ ТГУ)

Работа №191953

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

реклама & PR

Объем работы81
Год сдачи2020
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Вводная часть 3
1. Концепция проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ» 10
1.1. Современная коммуникативная практика по использованию
новомедийных технологий популяризации профессии учёного 10
1.2. Характеристики поколения Z в контексте популяризации профессии
учёного 18
1.3. Концепция проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ»: идея, цель, задачи,
ресурсы, бюджет, продукт 25
2. Механизм реализации проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории
гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ» 30
2.1. Поэтапный план реализации проекта 30
2.2. Возможные риски проекта и способы их нейтрализации 40
3. Отчёт о реализации проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории
гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ» 45
3.1. Критерии оценки эффективности проекта 45
3.2. Промежуточные результаты проекта 47
Заключение 52
Список использованных источников и литературы 54
Приложение А. Новомедийные технологии популяризации профессии учёного, применяемые научными коммуникаторами 60
Приложение Б. Аудит научного инстаграм-аккаунта НИ ТГУ 71
Приложение В. Бланк опроса для студентов НИ ТГУ, обучающихся на направлении «Реклама и связи с общественностью» 73
Приложение Г. Результаты опроса студентов НИ ТГУ, обучающихся на направлении «Реклама и связи с общественностью» 75
Приложение Д. Посты, опубликованные в рамках проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ» 79


В 2018 году в Российской Федерации началась работа над национальными проектами. Один из нацпроектов — «Наука», — предполагает в том числе такую цель: повышение привлекательности работы в РФ для учёных и перспективных молодых исследователей.
Привлекательность работы — сложносоставное явление, включающее в себя условия труда, уровень оплаты, а также престижность выбранной профессии — то есть её оценку членами общества в контексте доминирующей системы ценностных ориентаций. Сейчас в России профессия учёного занимает некое промежуточное положение: её считают уважаемой, а родители и старшие родственники положительно относятся к решению молодых людей строить научную карьеру. Одновременно с этим лишь 3% трудоспособного населения считают профессию учёного престижной. Молодёжь также не отдаёт предпочтения этой сфере деятельности: согласно бюллетеню Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в науке работает 17,4% исследователей в возрасте до 29 лет, и это число ежегодно снижается. Имеющееся противоречие между желаемым и действительным известно Министерству науки и высшего образования РФ: периодически в СМИ появляются сообщения о том, что орган исполнительной власти считает важной задачей повышение престижа профессии учёного.
Одной из аудиторий, с которой необходимо работать в области повышения престижа профессии, являются студенты старших курсов бакалавриата и специалитета, а также магистранты. В скором времени именно эти люди выйдут на рынок труда и будут искать рабочие места. Одновременно с этим нынешние старшекурсники-бакалаврианты и магистранты принадлежат к поколению Z — поколению, которое родилось с «пальцем на кнопке». «Зеты» обладают специфическими чертами, такими как отсутствие интереса (или слабый интерес) к карьерному росту; желание работать не за большую зарплату, а на интересном месте; заинтересованность в творческой деятельности и самостоятельности; стремление трудиться на благо страны и приносить пользу. Всё это в совокупности делает их подходящими кандидатами на роль научных сотрудников.
Повышения уровня престижа профессии учёного и привлекательности работы в науке можно добиться с помощью социально-коммуникативных технологий. В контексте популяризации профессии учёного речь идёт не о выгодах для покупателя, а о профессии с сопутствующими ей возможными материальными трудностями и сложностями научного поиска — таким образом, тот стиль жизни, что нужно «продать» аудитории, является намного более сложным и неоднозначным объектом, чем товар или услуга. Кроме того, «зеты» одно из самых искушённых поколений в области коммуникаций: они уже не воспринимают откровенно маркетинговые посылы, не доверяют рекламе и предпочитают, когда бренды «общаются» с ними, давая возможность высказаться и самовыразиться. Таким образом, можно предположить, что «жёсткие» и «прямолинейные» технологии не будут эффективны, и следует обратить внимание на «мягкие» технологии, позволяющие ненавязчиво рассказать о преимуществах профессии и убедить «зетов» в том, что им нужно выбрать научную карьеру.
Также популяризация профессии будет гораздо эффективнее, если выбирать технологии, релевантные аудитории. Например, в случае поколения Z необходимо обратить внимание на новейшие цифровые платформы, так как центениалы проводят своё время преимущественно в социальных сетях и в мессенджерах. И именно информация, обрамлённая стилистикой Instagram или ВКонтакте, вызывает у них наибольшие интерес и доверие. Таким образом, актуальность данного проектного исследования обосновывается следующим противоречием: у профильного ведомства имеется запрос на молодых исследователей, а у студентов-старшекурсников, принадлежащих по российской классификации к поколению Z, имеется запрос на творческую работу, однако с каждым годом всё меньше молодых людей выбирают карьеру учёного.
Проблема, исследуемая в настоящей магистерской диссертации — неполнота знаний у научных коммуникаторов о новомедийных технологиях популяризации профессии учёного среди студентов, принадлежащих к поколению Z, что приводит к запуску научно-популярных проектов, не способных заинтересовать студентов бакалавриата и магистрантов, вовлечь их в научную деятельность или удержать в сфере научного поиска.
Данная проблема исследуется на примере контент-плана для лаборатории гуманитарных новомедийных технологий Национального исследовательского Томского государственного университета, цель которого — привлечение внимания студентов к профессии учёного. Контент-план будет реализовываться в общеуниверситетском «научном» инстаграм-аккаунте, где размещают свои посты и другие научные лаборатории ТГУ.
Некоторые аспекты темы исследования освещены в научных работах. Так именно популяризация профессии учёного представлена в основном в отдельных научных статьях — им посвящены работы Татьяны Павелевой, учёных Томского политехнического университета и других. Однако широкая тема научных коммуникаций, включающая в том числе популяризацию науки и профессии, освещается как в многочисленных статьях, так и в работах российских и зарубежных авторов — пособия по научным коммуникациям созданы Эдуардом Скибицким и Мэттью Шипманом. Поколение Z, напротив, изучено достаточно подробно — толчком этому изучению послужили работы Нила Хоува и Уильяма Штраусса, основоположников поколенческой теории как таковой. Также проводились коммерческие исследования компаниями Google и Сбербанк. Однако тема восприятия профессии учёного и научной карьеры поколением Z представлена в основном в опросах РБК, ВЦИОМ и других организаций.
Объект — актуальные новомедийные технологии популяризации профессии учёного среди студентов — представителей поколения Z.
Предмет — новомедийные технологии популяризации профессии учёного среди студентов, представителей поколения Z, в социальной сети Instagram (на примере контент-плана для страницы лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ).
Гипотеза — использование таких новомедийных технологий как выстраивание личного бренда ученого; сторителлинг; блоггинг; технология создания юмористического контента с применением референсов («отсылок») к элементам популярной культуры, ряд других позволит добиться наибольшего эффекта при популяризации профессии учёного среди такой аудитории как поколение Z, так как соответствует их контентным предпочтениям.
Целью исследования является выявление наиболее эффективных новомедийных технологий популяризации профессии учёного среди студентов, принадлежащих поколению Z, и разработка контент-плана для страницы в социальной сети Instagram (на примере контент-плана для страницы лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ).
Для достижения цели запланирован ряд задач:
1. Описать современную коммуникативную практику по использованию новомедийных технологий популяризации профессии учёного.
2. Проанализировать характеристики поколения Z в контексте образа жизни и деятельности научных сотрудников и культуры потребления контента в новых медиа.
3. Разработать концепцию проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ»: идея, цель, задачи, ресурсы, бюджет, продукт.
4. Создать поэтапный план реализации проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ».
5. Определить критерии оценки эффективности реализации проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ».
6. Оценить промежуточные результаты проекта.
Практическая часть данной ВКР представлена проектом «Научный инстаграм лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ». Его цель — создание контент-плана для страницы лаборатории, представляющего её в общеуниверситетском «научном» инстаграм-аккаунте, учитывающего особенности поколения Z как аудитории проекта и решающего такие задачи присутствия в социальных сетях как повышение престижа профессии учёного.
Аудитория проекта — студенты 3-4 курсов бакалавриата и 1-2 курса магистратуры.
Ресурсы проекта — информационные («научные» аккаунты в Instagram, информационные ресурсы лаборатории, включая сайты НИ ТГУ и лабораторий университета, видеоролики, статьи, интернет-ресурсы и литературные источники, посвящённые поколению Z, научной коммуникации и новомедийным технологиям, результаты опроса) и временные. Бюджет проекта — нулевой. Продукт проекта — контент-план, разработанный для лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ.
Этапы реализации проекта:
1. Анализ существующих практик самопрезентации лабораторий НИ ТГУ в общеуниверситетском научном инстаграме.
2. Проведение опроса среди студентов НИ ТГУ, относящихся к поколению Z, для выявления карьерных и контентных предпочтений.
3. Создание контент-плана для лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ с учётом результата анализа аккаунтов, популяризирующих профессию учёного.
4. Разработка постов для контент-плана, посвящённых лаборатории и подготовленных для публикации в общеуниверситетском инстаграм-аккаунте, созданных для студентов поколения Z, находящихся в поиске будущего места работы, и учитывающих их характеристики как «зетов» и современных потребителей контента.
5. Реализация созданного контент-плана.
6. Оценка промежуточных результатов реализации проекта.
Ожидаемый результат проекта — повышение уровня престижа профессии учёного и научной карьеры у студентов поколения Z, обучающихся в ТГУ.
Риски проекта:
1. «Непопадание» тем разработанных постов в целевую аудиторию инстаграм-аккаунта лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ.
2. Игнорирование невыявленной специфики аудитории, что может привести к низкому показателю вовлечённости и заинтересованности.
3. Появление негативных комментариев, низко оценивающих разработанный контент.
Корректировать негативные последствия можно путём взаимодействия с целевой аудиторией курса на всех этапах работы над проектом. Проведение своевременных опросов и фокус-групп поможет выбрать релевантные формы подачи информации и отработать необходимые паттерны.
Методологическая база фундаментального уровня представлена концепцией «четвёртой промышленной революции» Клауса Шваба. В его одноимённой книге описывается этап развития общества, для которого характерна высокая значимость профессии учёного. Также фундаментальный уровень представлен концепцией Hi-Hume Елены Жуковой. Согласно работам исследовательницы, наступление постиндустриального этапа способствовало развитию высоких социогуманитарных технологий, представляющих собой синтез науки, искусства и технологического знания и направленных на изменение человеческого сознания.
Общенаучный уровень представлен теорией стереотипов, впервые описанной в монографии Уолтера Липпмана.
Методологической основой специально-научного уровня стала монография Ирины Петровны Кужелевой-Саган, посвящённая вопросам становления научного знания о связях с общественностью.
Прикладной уровень методологии представлен моделями поведения «зетов» в социальных сетях и на работе, предложенные учёными кафедры социальных коммуникации НИ ТГУ и Дэвидом Стиллманом соответственно. Кроме того, были использованы практические алгоритмы, описанные в работе Томаса Вандербильта, обосновывающей важной целевой аудитории для успешной реализации проекта на социальных платформах; в пособии университета ИТМО, посвящённого научным коммуникациям; в книгах SMM-специалиста Дамира Халилова и коммуникационного агентства INGATE, работающего в Instagram. Также в ВКР используется работа «Проектирование в сфере рекламы и связей с общественностью», с помощью которой была выстроена структура реализации проекта.
В качестве дополнительных источников информации используются сайт «Киберленинка», открытые данные фонда «Общественное мнение» и портала Think with Google, блог Евгении Шамис на портале «Теории и практики», сайты НИ ТГУ и научных лабораторий, научно-популярные аккаунты в социальных сетях.
В данной выпускной работе применяются следующие общенаучные методы исследования: анализ и систематизация. Также используются такие социологические методы как опросы и полуструктурированное интервью. В качестве социальногуманитарного применяется проектный метод.
Данная работа имеет практическую ценность для PR-специалистов, работающих в сфере науки и образования. Прикладные результаты ВКР применимы в разработке контент-планов для аккаунтов университетов, лабораторий, научно-производственных фирм и научно-исследовательских институтов, ставящих своей целью привлечение молодых сотрудников из числа студентов старших курсов бакалавриата и магистратуры. Практическая часть данной работы разрабатывалась под конкретный базисный субъект — лабораторию гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ, — и её реализация не только повысила узнаваемость подразделения среди студентов-«зетов», но и вызвала интерес к исследованиям у других аудиторий.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Современный этап развития общества можно охарактеризовать «постиндустриальный»: несмотря на сохранение некоторых черт индустриального общества, растёт количество людей с высоким уровнем образования и квалификации, развивается юридический аспект защиты интеллектуальной собственности, а в рыночных отношениях теперь преобладают знания, а не ресурсы. В таком обществе возрастает значимость науки и научных исследований, что связанно прежде всего со стремлением к экономическому превосходству и к повышению качества жизни.
Однако, несмотря на рост значимости науки в жизни современного общества, в России наблюдается следующее противоречие: престиж профессии учёного остаётся низким, хотя запрос на его повышение поступает в том числе от властных институтов РФ. Работа над престижем профессии входит в пул задач пресс-служб и пресс-секретарей НИИ и вузов, которые занимаются научными коммуникациями, но неполнота знаний в области эффективных новомедийных технологий популяризации не позволяет им достичь результата среди такой аудитории как поколение Z. Тем временем к «зетам» относятся нынешние студенты вузов, которые в ближайшие годы приступят к поиску работы — и именно этот пласт аудитории мог бы сделать выбор в пользу научной карьеры.
В первой главе данной диссертации были выявлены новомедийные технологии популяризации профессии учёного, которыми пользуются научные коммуникаторы: это выстраивание личного бренда коммуникатора; создание обобщённого персонажа-учёного; сторителлинг; блоггинг; технология создания контента с использованием референсов к элементам современной поп-культуры. Кроме этого, в части, посвящённой проектному исследованию, были проанализированы особенности «зетов» как поколенческой когорты. Центениалов отличают стремление приносить пользу обществу, интерес к нетривиальным задачам и творческой работе, а также низкие требования к заработной плате и стабильности рабочего места. Среди их предпочтений в потреблении контента можно отметить короткие и наглядные формы представления информации с использованием юмора и отсылок к актуальным вопросам, которые сейчас обсуждаются в медиасфере.
Во второй главе, посвящённой реализации проекта «Научный инстаграм-аккаунт лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ», была проведена верификация положений, выявленных ранее. Так анализ опубликованного контента других лабораторий позволил выяснить, что «очеловечивание» постов с помощью имитации диалога и использования фотографий учёных вызывает более позитивную реакцию подписчиков. Проведённые опросы и интервью с «зетами» подтвердили их 52 поколенческие особенности и помогли выявить стереотипы, связанные с научной деятельностью. Так более юные представители поколения Z считают, что учёный занимаются исключительно кабинетной работой, оторванной от реальных потребностей людей. У таких студентов требования к профессии учёного выше, чем у тех, кто знаком с научной деятельностью. Интервьюируемые из числа старших «зетов», которые уже учились в университете и имеют опыт написания ВКР, относились к карьере учёного позитивно, однако у них появилось дополнительное требование к работе: развитый университет с сильными научными школами.
В ходе реализации проекта для лаборатории гуманитарных новомедийных технологий НИ ТГУ было разработано пять постов, последовательно раскрывающих деятельность данного научного подразделения. При разработке использовались следующие новомедийные технологии популяризации профессии учёного: блоггинг, сторителлинг, технология создания контента с применением референсов к элементам популярной культуры. Кроме выявленных технологий, в постах учитывались контентные предпочтения «зетов», изученные в ходе проектного исследования и подтверждённые во время опросов и интервью.
Опубликованные посты были проанализированы в соответствии с обозначенными критериями эффективности. Показатель вовлечённости этих публикаций был выше, чем усреднённый ER других лабораторий — 10,57% и 8,95% соответственно. Качество комментариев к постам лаборатории гуманитарных новомедийных технологий также отличалось: если публикации других подразделений почти не получали отзывов, то в данном случае в Instagram развернулось бурное обсуждение кампуса и будущего «Большого университета». Третий показатель эффективности — прирост подписчиков из числа поколения Z, — остался на прежнем уровне, что, вероятно, связано с неучтённой в проекте дистрибуцией контента. Детальный анализ откликов на каждую публикацию показал, что среди оценивающих преобладают «зеты», что подтверждает выдвинутую гипотезу. Так как выявленные во время проектного исследования новомедийные технологий популяризации профессии учёного доказали свою эффективность в ходе реализации проекта, цель магистерской диссертации можно считать достигнутой.


1. «Аудитория социальных сетей в России 2019» [Электронный источник] // URL: https://popsters.ru/blog/post/auditoriya-socsetey-v-rossii (дата обращения — 23.10.2019).
2. Белл Д. «Грядущее постиндустриальное общество». — М : Академия, 1999.
3. Брандт Е. «Научная коммуникация в России. Запись лекции в ИТМО» [Электронный источник] // URL: https://youtu.be/egfGb-m5iWc (дата обращения — 22.10.2019).
4. «В Минобрнауки намерены повысить престиж профессии учёного»
[Электронный источник] // URL: https://www.pnp.ru/economics/v-
minobrnauki-namereny-povysit-prestizh-professii-uchyonogo.html (дата
обращения — 22.09.2019).
5. Вандербильт Т. «ЦА: как найти свою целевую аудиторию». — М : Бомбора, 2019. — 304 с.
6. Внебрачных Р. Троллинг как форма социальной агрессии в виртуальных
сообществах // Вестник Удмуртского университета. Философия.
Социология. Психология. Педагогика. — Ижевск: Удмуртский
государственный университет, 2012. — Вып. 1. — С. 48-51.
7. «Врачи на смену юристам: что умеют миллениалы и чего хочет поколение
Z» [Электронный источник] // URL:
https://plus.rbc.ru/news/5aa57a717a8aa9079d67f75b (дата обращения —
11.10.2019) .
8. Гербер А. «Научная коммуникация в Европе. Запись лекции в ИТМО»
[Электронный источник] // URL: https://youtu.be/0-l8pi4Dap8 (дата
обращения — 22.10.2019).
9. Жукова Е. Профессионализм в сфере Hi-Hume // Высшее образование в России. 2007. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalizm-v- sfere-hi-hume (дата обращения: 22.06.2020).
10. «Искренность — в списке трендов российских соцсетей» [Электронный источник] // URL: https://www.computerworld.ru/news/Iskrennost--v-spiske- trendov-rossiyskih-sotssetey (дата обращения — 16.03.2020).
11. «Исследование АНКОРа и Randstad: содержание работы важнее карьерного
роста» [Электронный источник] // URL:
https://expert.ru/siberia/2019/25/issledovanie-ankora-i-randstad-soderzhanie- rabotyi-vazhnee-karernogo-rosta/ (дата обращения — 29.01.2020).
12. «Исследование: миллениалы хотят быть врачами, а поколение Z готовится поднимать науку и культуру» [Электронный источник] // URL: http://www.taday.ru/text/2224625.html (дата обращения — 22.09.2019).
13. «История ассоциация коммуникаторов в сфере образования и науки АКСОН» [Электронный источник] // URL: https://akson.science/about/history/ (дата обращения — 22.10.2019).
14. «Как бороться с негативом в интернете и не испортить себе репутацию» [Электронный источник] // URL: https://texterra.ru/blog/kak-borotsya-s- negativom-v-internete-i-ne-isportit-sebe-reputatsiyu.html (дата обращения — 28.04.2020).
15. «Карьерные ожидания поколения Z» / Олимпиада «Я — профессионал» [Электронный источник] // М : Яндекс, 2019....60


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ