ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ У СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ И СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ: ФАКТОРЫ РИСКА И СПЕЦИФИКА (НА МАТЕРИАЛАХ ЗАТО СЕВЕРСК ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ)
Введение 6
1 Синдром эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий 11
1.1 Основные теоретические подходы к определению синдрома эмоционального выгорания 11
1.2 Профессиональные и личностные факторы, влияющие на формирование синдрома эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе 22
1.3 Методы профилактики профессионального и эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе 38
2 Уровень и формы проявления эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе ЗАТО Северска 46
2.1 Описание выборки исследования и методик, используемых для определения уровня эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе 46
2.2 Анализ результатов исследования уровня эмоционального выгорания работников социальной сферы ЗАТО Северск 54
Заключение 80
Список использованных источников и литературы 84
Приложение А. Программа социологического исследования 88
Приложение Б. Бланк анкеты для участников исследования 92
Эмоциональное выгорание - это особый вид профессиональной деформации работников, чья профессиональная деятельность связана с повышенным использованием эмоциональных, когнитивных и физических ресурсов, истощение которых проявляется в физическом утомлении, деперсонализации и снижения удовлетворения исполнением работы. Впервые этот термин был использован в науке в середине 70-х годов прошлого века и начал более активно исследоваться за рубежом. Для российских ученых эмоциональное выгорание стало предметом исследования с начала 2000-х годов, в связи с чем в России изученность данного феномена находится на более низком уровне.
Социальная работа, относящаяся к роду профессий «человек-человек», зачастую предполагает специфику, связанную с регулярным взаимодействием специалиста с различными категориями населения, нуждающимися в помощи и поддержке государства. Нередко представители той или иной категории проявляют, с одной стороны, агрессивность и злобу (как из-за трудных жизненных ситуаций, так и в связи с ментальными нарушениями, аддикциями), с другой стороны, вызывают у работников чувство сопереживания и ощущения несправедливости в жизни. Достаточно часто в ходе работы специалистам и социальным работникам приходится наблюдать неудовлетворительные условия жизни своих клиентов, что также негативно отражается на состоянии работников. Такого рода профессиональная деятельность предполагает высокую эмоциональную включенность специалистов и социальных работников, что, в свою очередь, приводит к развитию синдрома эмоционального выгорания и негативному влиянию на психическое здоровье социальных работников и специалистов по социальной работе.
В исследовательской среде приято считать, что феномен эмоционального выгорания изучен во многих профессиональных областях достаточно глубоко и многократно, в связи с чем многими учеными не наблюдается острой необходимости в более глубоком изучении названного феномена. Автор данной диссертационной работы полагает, что только лишь научное исследование феномена само по себе не решает проблему его существования. На сегодняшний день достаточно мало внимания в практике социальной работы уделяется проблеме эмоционального выгорания. Стресс или эмоциональное выгорание в сфере социальной работы принимается как часть профессии, соответственно, на организационном уровне в учреждениях, органах социальной сферы практически не представлен управленческий подход, который учитывал бы специфику социальной работы, внимание руководства к психологическому состоянию своих сотрудников остается довольно низким. Особая кадровая политика в социальной работе существует в отдельных организациях, и 6
реальные меры по превенции и снижению стресса, эмоционального выгорания кадров в сфере социальной работы применяются в единичных случаях. В связи с этим также недостаточно внимания уделяется подготовке будущих кадров в сфере социальной работы к реальному уровню стресса, психологического дискомфорта, с которым по факту сталкиваются новые работники в социальной сфере.
Вопрос эмоционального выгорания в целом, и в частности в рамках социальной работы, до сих пор остается изученным достаточно поверхностно, при этом актуальность данной проблемы только возрастает. В связи с этим появляется необходимость научного исследования синдрома профессионального (эмоционального) выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе, а также связанных с ним последствий.
Таким образом, проблема заключается в изучении вопроса: какие факторы обусловливают появление и развитие синдрома эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе?
Целью изучить особенности формирования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе.
Для того чтобы достигнуть поставленной цели, автором данной работы были определены следующие задачи:
1. проанализировать научную литературу отечественных и зарубежных авторов по проблеме феномена эмоционального выгорания;
2. изучить особенности развития синдрома эмоционального выгорания
у специалистов помогающих профессий;
3. определить факторы, влияющие на появление и развитие синдрома
эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе;
4. определить уровень эмоционального выгорания социальных работников и специалистов по социальной работе;
5. рассмотреть методы профилактики синдрома эмоционального выгорания
и смягчения его последствий у социальных работников и специалистов;
6. выяснить, каким образом решают проблему эмоционального выгорания практикующие социальные работники и специалисты по социальной работе.
Объект исследования - феномен эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе.
Предмет исследования - условия и факторы формирования синдрома эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе.
Актуальность темы базируется на том, что эмоциональное выгорание приводит к значительному ухудшению физического и психического здоровья, снижению качества жизни специалистов, а также отрицательно влияет на эффективность их работы, этим объясняется актуальность исследования факторов риска формирования синдрома эмоционального выгорания у специалистов помогающих профессий, к которым относятся специалисты по социальной работе и социальные работники.
Новизна данного исследования заключается в том, что в данной работе изучены не только факторы риска развития синдрома эмоционального выгорания, но и индивидуальный опыт решения этой проблемы у практикующих социальных работников и специалистов по социальной работе ЗАТО Северск Томской области.
Методологической основой данной диссертационной работы стали научные труды отечественных и зарубежных ученых в области психологии, социальной работы, менеджмента, а также личный перевод автора зарубежных англоязычных источников по теме работы. Теоретические основы феномена эмоционального выгорания изучались в трудах отечественных ученых, таких как Бойко В. В. «Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других», Ермаковой Е. В. «Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект)», Бусовиковой О. П., Мартыновой Т. Н. и их научной статье «Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников»1, Л. А. Китаева-Смыка и его публикации «Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души», Саньковой М. И. и ее работе «Синдром «эмоционального выгорания» у социальных работников: теоретический анализ понятия», статье Сидорова П. «Синдром эмоционального выгорания», а также Ронгинской Т. И. и ее статье «Синдром выгорания в социальных профессиях». Также автором напрямую была изучена оригинальная статья американского психотерапевта, социального работника СараКейСмалленс «WhatIWishlHadKnown: BurnoutandSelf-CareinOurSocialWorkProfession». В своей статье С. Смалленс рассмотрела нетривиальные факторы формирования эмоционального выгорания у социальных работников США.
В рамках данной диссертационной работы в 2017 году автором было проведено исследование, в котором приняли участие специалисты по социальной работе и социальные работники следующих учреждений, организаций и органов власти: ОГАУ «Центр социальной поддержки населения ЗАТО Северск, ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания ЗАТО Северск», МКУ ЗАТО Северск «Ресурсный центр образования», структурные подразделения Администрации ЗАТО Северск: Отдел опеки и попечительства, Отдел социальной поддержки населения, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав. Исследование было направлено на выявление уровня эмоционального выгорания социальных работников и специалистов по социальной работе, их субъективное восприятие наличия или отсутствия стресса и личные способы профилактики или устранения последствий стресса, связанного с профессиональной деятельностью, а также необходимость оказания им помощи со стороны.
Гипотезы, которые были поставлены перед началом проведения исследования:
1. В связи с большой эмоциональной нагрузкой и ответственностью среди специалистов по социальной работе и социальных работников часто встречаются лица с синдромом эмоционального выгорания;
2. Уровень эмоционального выгорания у социальных работников выше от уровня выгорания у специалистов по социальной работе;
3. Специалисты по социальной работе и социальные работники нуждаются в оказании им посторонней помощи, направленной на профилактику развития или снижения уровня эмоционального выгорания.
Исследование было проведено методом анкетирования, тестирования с использованием методик, позволяющих определить наличие синдрома эмоционального выгорания. Для исследования уровня эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе была использована «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко1 для определения степени выраженности фаз эмоционального выгорания «напряжение», «резистенция», «истощение» у социальных работников и специалистов по социальной работе, а также опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач для выявления общего уровня эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе, а также фаз «деперсонализация», «эмоциональное истощение». Данные методики были сформированы в единую анкету, в которую также был добавлен блок с открытыми вопросами с целью выяснить, замечают ли сами работники у себя признаки выгорания, каким образом они самостоятельно решают проблему эмоционального выгорания на практике и нуждаются ли в дополнительной, посторонней помощи. Всего в исследовании приняло участие 58 человек.
Первая глава диссертационной работы посвящена исследованию теоретических подходов к изучению феномена эмоционального выгорания. В первом параграфе рассмотрены основные концепции, определяющие сам термин «эмоциональное выгорание», подходы к рассмотрению выгорания как процесса и как синдрома. Эмоциональное выгорание как синдром определяется через симптоматику: исследованы различные концепции, включающие в себя те или иные симптомы выгорания по различным основаниям, в тех или иных группах. Рассматривая эмоциональное выгорание как процесс, автором были исследованы многоступенчатые, многофазные модели развития эмоционального выгорания, в которых для каждого отдельного этапа существуют свои особые признаки.
Во втором параграфе первой главы работы были изучены многофакторные модели эмоционального выгорания, описывающие основные причины формирования феномена. В дополнение к данным моделям, были изучены точки зрения различных исследователей, выделяющие отдельные факторы (группы факторов), которые как сами по себе, так и в совокупности с другими причинами способствуют формированию у человека эмоционального выгорания.
Третий параграф представляет собой исследование методов превенции и работы с последствиями эмоционального выгорания как в зарубежной, так и в отечественной практике. Изучены как личностные методы, так и организационные.
Во второй главе произведено описание исследования, проведенного в рамках написания данной работы, которое было направлено на выявление уровня эмоционального выгорания социальных работников и специалистов по социальной работе. В первом параграфе второй главы описаны используемые валидизированные методики, а также вопросы анкеты для респондентов, представлена информация о выборке и способах подсчета конечных результатов. Во втором параграфе представлены результаты проведенного исследования как в рамках каждой структуры, принимавшей участие в исследовании, так и в целом обобщенные данные по всем участникам.
На сегодняшний день проблема эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе является актуальной. Специфика социальной работы предполагает непрерывное взаимодействие работника с клиентами, относящимися к особым группам: неблагополучные семьи, дети-сирот и несовершеннолетние делинквенты, пожилые граждане, инвалиды, ветераны и участники боевых действий и другие категории. Взаимодействие с клиентами данных групп зачастую требует повышенную эмоциональную включенность специалиста, вызывает чувство несправедливости, порой ожесточает работника. В связи с этим в науке необходимо уделять внимание вопросу исследования феномена эмоционального выгорания.
Среди проведенных исследований, опубликованных научных работ различными учеными выделяются концепции, парадигмы изучения эмоционального выгорания. Данные концепции рассматривают само определение феномена, сопровождающие его симптомы, рассматривая эмоциональное выгорание как синдром. Также представлены некоторые подходы к рассмотрению эмоционального выгорания как процесса. В таких подходах представлены многоступенчатые, многофазные парадигмы, описывающие развитие эмоционального выгорания, учитывая те или иные этапы.
Одним из важнейших аспектов синдрома эмоционального выгорания являются те факторы, предпосылки, которые ведут к появлению и развитию синдрома. На основании изученной литературы, результатов исследований выделяются следующие факторы: душевное переутомление (усталость от профессионально вынужденного общения с клиентами), хронический дистресс (воздействие различного рода раздражителей в течение длительного периода), стрессогенным фактором может являться сам клиент (его специфичность, психологически трудный контингент), однообразная работа и специфический склад характера человека (стремление к перфекционизму), неопределенность роли и функциональных обязанностей, рабочие перегрузки, конфликтная обстановка в коллективе, завышенные ожидания относительно самого себя и окружающих, склонность к самопожертвованию, ярко выраженное чувство несправедливости, повышенная ответственность за исполняемые функции и операции, большой вклад в работу личных ресурсов человека и недостаточность положительной оценки и признания этого вклада, неудовлетворенность работой, являющаяся следствием осознания ошибочного выбора профессии, несоответствия своих навыков и способностей требованиям работы, низкие результаты своего труда, невозможность реализовать те или иные амбиции, связанные с профессией, работая в данной должности, фактор того, что специалист по социальной работе (социальный работник) относится к типу профессий, в которых работник является «эмоциональным донором».
Тем не менее, исследованность темы не устраняет саму проблему эмоционального выгорания, так как большинство исследований представлены в теории (статистические данные) и не имеют дальнейшей практической пользы для снижения уровня эмоционального выгорания. Для того, чтобы данная проблема могла решаться, как минимум, локально, учеными предлагаются самые различные способы, позволяющие предупредить или снизить последствия эмоционального выгорания. Все методы делятся на две общие группы: личностные и организационные. К первой группе относятся методы, которые субъект, имеющий синдром выгорания или выраженный стресс, может использовать самостоятельно: как в организации рабочего процесса, так и своего досуга. Организационные методы предполагают их использование руководством органа социальной сферы и направлены на превенцию эмоционального выгорания у работников группы риска, а также на ликвидацию последствий стресса. Основная проблема заключается в том, что активно применяются лишь методы индивидуальные - работник сам выявляет у себя уровень стресса и самостоятельно пытается его снизить или устранить. Организационные методы зачастую существуют исключительно в теории и не имеют практического использования в сфере социальной работы в России. В связи с чем автор данной магистерской диссертации полагает, что к решению проблемы эмоционального выгорания среди социальных работников и специалистов по социальной работе приведет комплексный подход - использование методов и личностных, и организационных.
В рамках данной диссертационной работы автором было проведено исследование уровня эмоционального выгорания у социальных работников и специалистов по социальной работе ЗАТО Северск Томской области. В исследовании приняли участие работники областных учреждений, находящихся на территории ЗАТО Северск, и органа местного самоуправления (Администрация города). Целевой группой исследования были специалисты (58 человек), чья работа подразумевает контакт с клиентами социальной работы, занимающий большую часть рабочего времени и имеющий эмоциональную подоплеку. Для определения уровня эмоционального выгорания были использованы валидизированные методики: «Методика диагностики уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко и опросник «Профессиональное (эмоциональное) выгорание» К. Маслач. Также в дополнение к вопросам тестов респондентам были предложены открытие вопросы, в которых им предлагалось дать собственную оценку уровню своего стресса (или выгорания), перечислить, какие способы, методы они используют для того, чтобы снизить или предотвратить повышенный стресс, а также указать на личную нуждаемость в помощи специалиста.
Результаты исследования показали, что уровень эмоционального выгорания в целом достаточно высок - более 70% респондентов имеют эмоциональное выгорание на среднем или высоком уровне. Аномально низкие результаты по уровню выгорания были получены после обработки анкет работников ОГАУ «Комплексный центр социального обслуживания населения ЗАТО Северск». В названном учреждении абсолютное большинство (более 80%) имеют низкий уровень эмоционального выгорания. Объективных причин данного факта не установлено, в связи, с чем данные приняты к использованию в обобщенном виде.
Из всех фаз синдрома эмоционального выгорания наиболее выраженной является фаза «резистенции», проявление которой заключается в попытках облегчения своих трудовых обязанностей, которые требуют повышенного эмоционального реагирования, ограничении эмоциональных контактов с окружающими, проявлении оценочного восприятия клиентов.
Таким образом, в ходе анализа результата было выявлено, что уровень эмоционального выгорания специалистов по социальной работе значительно выше уровня выгорания социальных работников. Лишь малая часть опрошенных отметила, что нуждается в посторонней помощи в преодолении стресса, причем все эти участники имели либо низкий, либо средний уровень эмоционального выгорания.
Также были выявлены наиболее выраженные симптомы синдрома эмоциональное выгорание: «расширение сферы экономии эмоций» (ограничение эмоциональных контактов с членами семьи, близкими людьми из-за переизбытка такого рода общения с клиентами на работе), «редукция профессиональных обязанностей» (работник ограничивает или полностью отказывается от эмоциональных контактов с клиентами при исполнении своих профессиональных обязанностей), «загнанность в клетку» (чувство безысходности, бессилия, постоянное обдумывание аспектов работы, которые не удовлетворяют работника, усталость от ежедневной рутинности), «переживание психотравмирующих обстоятельств» (работник слишком эмоционально воспринимает ситуации своих клиентов, которые кажутся ему несправедливыми и неразрешимыми, в связи с чем у работника накапливается чувство отчаяния и негодования), «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (переход работника от умеренного проявления эмоций к выборочному эмоциональному реагированию, что со стороны клиента воспринимается как проявление равнодушия, черствости, нравственного оценивания).
Для того, чтобы внести реальный вклад в решение проблемы эмоционального выгорания в сфере социальной работы автором данного исследования был разработан методический материал для направления руководителям тех структур, работники которых принимали участие в исследовании. Методический материал включал в себя общую информацию об уровне выявленного выгорания по ЗАТО Северск и в конкретной структуре, было предложено обратить более пристальное внимание проблеме эмоционального выгорания: к профилактике эмоционального выгорания и устранение его негативных последствий. В рекомендациях также было указано на значимость роли руководства в работе с феноменом эмоционального выгорания у подчиненных.
Таким образом, тема эмоционального выгорания в социальной работе не теряет своей значимости и актуальности, что подтверждено результатами проведенного исследования, в связи, с чем необходимо уделять особое внимание теоретическим концепциям, которые предлагают конкретные шаги, способы решения данной проблемы.
1. SaraKaySmullens. What I Wish I Had Known: Burnout and Self-Care in Our Social Work Profession. : [Электронный ресурс] : The Social Worker Careers Magazine. URL: http://www.socialworker.com/feature-articles/field- placement/What_I_Wish_I_Had_Known_Burnout_and_Self- Care_in_Our_Social_Work_Profession/(дата обращения: 02.04.2017).
2. Асеева И.Н. Взаимосвязь синдрома эмоционального выгорания и стратегий преодоления стресса у педагогических работников. Самарск. гос. пед. ун-т. Самара. 2007. 42 с.
3. Беребин М. А. Факторы риска психической дезадаптации и ее распространенность у педагогов общеобразовательных школ Автореф. канд. дисс, СПб 1996.
4. Бобровская А.Н. Модель развития и профилактики синдрома эмоционального выгорания специалистов социально-культурного сервиса // Сибирский психологический журнал. № 44. Томск. с. 36-46.
5. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Наука. 1996. 154 с.
6. Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. № 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. С. 8-10.
7. Бусовикова О. П., Мартынова Т. Н. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности социальных работников. // Сибирская психология сегодня: сборник научных трудов. № 2. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 410 с.
8. Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. 2-е изд. Доп. Н. Издательство: Питер. Спб. 2005. 336 с.
9. Водопьянова Н.Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психологическое здоровье. Санкт-Петербург. 2000. 315 с.
10. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология: методология и методы:
интерактивное учебное пособие М.: ФГАНУ «Центр социологических
исследований», Институт социологии РАН, 2012. 404 c.
11. Ермакова Е. В. Изучение синдрома эмоционального выгорания как нарушения ценностно-смысловой сферы личности (теоретический аспект) // Культурно-историческая психология. 2010. № 1. С. 27-39.
12. Каташинская К.В. Факторы, влияющие на развитие синдрома профессионального
выгорания у специалистов по социальной работе : [Электронный ресурс] : Материалы VII Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум - 2015». URL:
http://www.scienceforum.ru/2015/827/13128(дата обращения: 19.03.2017).
13. Киршин П.А. Опыт изучения и профилактики синдрома эмоционального сгорания педагогов. // Актуальные вопросы образования. № 4. 2007. С. 102.
14. Китаев-Смык Л. А. Выгорание персонала. Выгорание личности. Выгорание души. // Психопедагогика в правоохранительных органах № 2 (33), 2008, С. 41-50.
15. Кондратьев М. Ю., Зубкова А. К. Исследование «профессионального выгорания» школьников-подростков и юношей. // Социальная психология и общество. 2012. №
4. С. 85-93.
16. Коновалова В.А. Организационные симптомы и факторы профессионального выгорания // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2010. № 5.
17. Кузьмина Ю.М. Умения предупреждать профессиональную деформацию как
обязательное условие профессионального развития специалиста социальной работы : [Электронный ресурс]. URL: http://do.teleclinica.ru/184340/(дата обращения:
02.04.2017).
18. Лекция А. Лэнгле на тему «Эмоциональное выгорание - пепел после фейерверка.
Экзистенциально-аналитическое понимание и предупреждение». Тезис.ру. Источник: http://thezis.ru/emotsionalnoe-vyigoranie-chto-delat-i-kto-vinovat.html(дата
обращения: 03.04.2017).
19. Леонова А.Б. Основные подходы к изучению профессионального стресса. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2001. № 1. С. 9.
20. Марков А.К. Психология профессионализма. М: Изд. центр ВЛАДОС. 1996. 224 с.
21. Норкросс Джон К., Лоберг К. Прокачай себя! Научно доказанная система по приобретению и закреплению полезных привычек. Москва. Манн, Иванов и Фербер. 157 с.
22. Овдей С. В. Феномен профессионального «выгорания»: источники возникновения, диагностика, профилактика. // Социальная работа, № 6. Минск. 2010. С. 38-41.
23. Орел В. Е. Синдром психического выгорания личности. Москва. Изд-во «Институт психологии РАН». 2005. 330 с.
24. Орел В.Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76-97.
25. Орел В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. // Психологический журнал. 2001. №1. С. 90-101.
26. Профессиональное выгорание : [Электронный ресурс] : «ПСИ-ФАКТОР».
URL: http://psyfactor. org/personal/personal15-12.htm. (дата обращения: 02.04.2017).
27. Райкова Е. Ю. Терапия и профилактика профессионального выгорания у представителей помогающих профессий. // Молодой ученый. 2011. № 5. Т. 2. С. 92-97.
28. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях. // Психологический журнал № 3. Т. 23. Москва. 2002. С. 85-95.
29. Рытенкова Ю.Н. Теоретический анализ синдрома эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной литературе. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. № 3, 2013 с. 312-316.
30. Санькова М. И. Синдром «эмоционального выгорания» у социальных работников: теоретический анализ понятия. // Человек. Сообщество. Управление. № 2. 2004. С. 30-43.
31. Сидоров П. Синдром эмоционального выгорания : [Электронный ресурс] :
Медицинская газета. 2005 г. № 43. URL http://medgazeta. rusmedserv.
com/2005/43/article_1322.html. (дата обращения: 02.04.2017).
32. Сиротина Т. В., Тавлетчина И. С. Синдром профессионального эмоционального сгорания среди специалистов по социальной работе. // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2014. С. 314-321.
33. Скугаревская М.М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. № 7. С. 3-9.
34. Стресс : [Электронный ресурс] : «ПСИ-ФАКТОР». URL:http://psyfactor.org/lib/stress2.htm. (дата обращения: 20.03.2017).
35. Терехова А. С. Теоретическая модель профессионального выгорания сотрудников полиции // Молодой ученый №1. 2016. С. 659-661.
36. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Диагностика профессионального
выгорания (К.Маслач, С.Джексон, в адаптации Н.Е.Водопьяновой) / Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., 2002. C.360-362.
37. Хавыло А.В. Психологический контракт в процедуре отбора персонала :
[Электронный ресурс] : «Психология и бизнес» 1992-2017. URL:
https://www.psycho.ru/library/3194(дата обращения: 20.03.2017).
38. Чичерина А.В. Эмоциональное выгорание медицинских работников. // Научный альманах № 9-2 (23). 2016. С. 341-345.
39. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. клинические и психологические аспекты. Москва. Изд-во: «МЕДпресс-информ». 2015. 238 с.
40. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. СПб.: Питер, 2008. 256 с.