Введение 3
ГЛАВА 1. Цивилизационный и историко-культурный контекст итальянского Возрождения, как среды формирования личности и взглядов Макиавелли 11
§ 1.1. Общая характеристика эпохи Возрождения: культурологические, политические, экономические и религиозные особенности 13
§ 1.2. О гуманизме, индивидуализме и статусе личности в эпоху Возрождения 30
ГЛАВА 2. Формирование, эволюция и специфика этической составляющей учения и взглядов Никколо Макиавелли 48
§ 2.1. Основные аспекты ценностных и этических воззрений Никколо Макиавелли через призму его творческой судьбы 49
§ 2.2. Максимы Макиавелли как самобытная нравственная концепция: их структура и типы 62
ГЛАВА 3. Посмертное восприятие личности Макиавелли, восприятие его взглядов и феномен макиавеллизма 69
§ 3.1. Восприятие фигуры Макиавелли и его наследия в различные времена 70
§ 3.2. Отражение образа Никколо Макиавелли и его учения в некоторых художественных произведениях 81
ГЛАВА 4. Значение идей и взглядов Никколо Макиавелли для современности и для будущего 90
§ 4.1. Вопросы цикличности истории и исторические параллели между Возрождением и современностью 91
§ 4.2. Практическая значимость изучения студентами-юристами и студентами- философами политической практики, творчества и взглядов Макиавелли 102
Заключение 110
Список источников 113
Приложения 119
Актуальность темы настоящего исследования: Среди мыслителей минувших дней найдется немало таких, чьи труды и концепции по сей день вызывают жаркие споры. Найдется немало и таких, чей необычайный жизненный путь вызывал бы восхищение, удивление и участие. Однако, мало кто из них снискал столь неоднозначную славу при жизни и после смерти, мало чье имя стало нарицательным для целого образа человеческого поведения, мало кто был так несправедливо порицаем и необоснованно возносим и, наконец, мало у кого порожденное личным опытом и усилиями разума учение до такой степени начинало жить собственной жизнью, что менялось до неузнаваемости, меняя заодно и портрет своего автора. Но всё это в высшей степени справедливо, когда речь идет о Никколо ди Бернардо Макиавелли - секретаре Флорентийской республики (как он сам себя обыкновенно называл).
Однако же в нашей работе мы попытаемся развеять многие предрассудки и опровергнуть, уличив в необъективности, многие от века устоявшиеся представления, чтобы развеять плотный туман, которым от нашего взора отделен выдающийся флорентиец. Пламенный певец республиканского строя, ставший, волею судеб, автором самой известной «инструкции для тиранов» всех времен, выдающийся советник, который сам не сумел воспользоваться своими советами, человек, который хотел искренне служить своему городу и всей Италии, а запомнился потомкам как лицемер и подхалим, пытавшийся услужливостью добиться личных выгод. Противоречивость натуры Макиавелли и трагизм его личной и творческой судьбы проявляются в каждой детали, если мы переходим к деталям от общего плана.
Среднестатистическая статья о Макиавелли в учебнике по истории философии или истории политических учений занимает пару страниц и выражена в некритичном репродуцировании одних и тех же мифов и штампов про то, что Макиавелли был беспринципным наставником тиранов типа Чезаре Борджиа, ловким дипломатом средней руки и (с этим не поспоришь) талантливым писателем. Суть же его учения - «цель оправдывает средства». Это, разумеется, несколько утрированное и гротескное изложение, но суть параграфов, посвященных мессеру Никколо и его идеям, как правило, именно такова. Узкоспециализированных же исследований по этой теме, как в России, так и за рубежом катастрофически мало (хотя те, что имеются - заслуживают внимания).
Редко кого смущает тот факт, что Макиавелли не статичный исторический персонаж, а личность, непрерывно развивающаяся на протяжении своей политической карьеры и последующий творческой деятельности. Следовательно, ему, как и любому человеку, свойственны внутренние противоречия, искания и сомнения. Следовательно, в разные периоды его жизни, его взгляды не были тождественными и гомогенными. Кроме того не учитывается влияние культурного и исторического контекста Италии эпохи Ренессанса на суждения Макиавелли, не учитываются его разносторонние научные познания и интересы (особенно в области истории древнего мира) и другие факторы делающие интеллектуальный портрет мыслителя многогранным, неоднозначным, не терпящим пошлого и поверхностного отношения к себе лично и к исторической судьбе своих трудов.
В данной работе предпринимается попытка устранить существующую в науке и обыденном сознании недосказанность и конфликтный характер восприятия личности Макиавелли, ибо для нас, людей имеющих дело с его опытом и творческим наследием, нет более важной задачи, чем максимально сблизить того Макиавелли, которого мы знаем, с тем, который был на самом деле.
Так же актуальность темы связана с высокой теоретической значимости процесса историко-философского и политико-философского осмысления роли и места учения Никколо Макиавелли, (а так же этического аспекта этого учения) в системе современных представлений о политике, морали и фортуне. Кроме того актуальность обусловлена (как уже упоминалось) недостаточной разработанностью и противоречивостью данной темы в научной доктрине, а так же наличием частных научных вопросов, удовлетворительный ответ на которые ещё не получен.
Кроме того, вещи, о которых писал Макиавелли, носят во многом не ситуативный, а концептуальный, универсальный характер. Следовательно, многие его суждения и выводы не устаревают, а лишь обзаводятся новыми историческими декорациями. Сам Макиавелли блестяще изложил это в одной из своих знаменитых максим:
«Мудрые люди очень справедливо и не зря говорят, что желающий предвидеть будущее должен обратиться к прошлому, потому что все события в мире во всякое время могут быть сопоставлены с подобными же им в старину. Происходит это оттого, что действуют в них люди и прежде и ныне обуреваемые одними и теми же страстями, и это с неизбежностью приводит к одинаковым результатам. Познание будущего через прошедшее облегчается еще и тем, что отдельные народы, как можно убедиться, на протяжении длительного времени сохраняют одни и те же нравы, проявляя постоянную скупость или постоянное коварство, или выказывая другие подобные пороки или добродетели...». Как бы то ни было высвеченные великим флорентийцем нравственные и правовые дилеммы остаются актуальными, чем обусловлена непосредственная связь его судьбы и творчества с объективной реальностью сегодняшнего дня
Степень разработанности выбранной темы можно охарактеризовать следующим образом. За почти пять столетий, прошедших с момента смерти Макиавелли, было великое множество людей, которые самым разным образом, хотя больше негативно, высказывались о нём. Однако, несмотря на то, что ещё начиная с ХУХвека было сделано много высказываний и написано много мнений (Бэкон, Юм, Наполеон и т.д.), тем не менее, лишь начиная с ХХХвека стали появляться не пропагандистские, а действительно в большей или меньшей степени научные исследования, авторы которых честно ставили перед собой задачу разобраться в личности Макиавелли и интерпретировать его труды. В России отдельные труды, посвященные Макиавелли появились ещё до революции (тогда же были сделаны использовавшиеся долгое время переводы его трудов). В советское время из отечественных авторов о нём писали М.А. Юсим, Ф.М. Бурлацкий, а так же признанные специалисты по истории Ренессанса (В.И. Рутенбург, Л.М. Баткин). Из доступной на русском языке современной литературы можно отметить работу «Макиавелли» Жана Ив. Борьо - французского профессора-макиавеллиста и «Гений политических интриг» итальянца Н. Каппони. Так же ценны для нас художественные источники («Тогда и теперь» Уильяма Сомерсет Моэма, «Ренессанс» и «Братство» О. Боудена), поскольку художественная интерпретация личности Макиавелли наглядно являет нам всю морфологию и мифологию, бытующих суждений. В этом же ключе представляют интерес некоторые современные кинопостановки, раскрывающие дух эпохи Ренессанса, например, телесериал «Борджиа». Так же при проведении исследования нами использовались классические советские учебники истории Средних веков (двухтомник 1952-54 гг.) и некоторая переводная литература по истории Средневековья и эпохи Возрождения («Осень Средневековья» Й. Хёйзинга, «Грамматика цивилизаций» и «Структуры повседневности» Ф. Броделя), работы школы мир -системного анализа (И. Валлерстайн), классическая марксистко-ленинская литература, достаточно большое количество статей, тематических сборников Академии наук, а так же видеоматериалы и тексты из сети Интернет. Необходимо отметить, что различными авторами в их работах затрагивались различные аспекты воззрений Макиавелли. Так, М.А. Юсим концентрировался на этической составляющей учения Макиавелли, Л.М. Баткин преимущественно писал о влиянии гуманизма и индивидуальности Ренессанса на взгляды Макиавелли, Ф.М. Бурлацкий старался сделать социологический срез и проследить генезис творчества Макиавелли через призму его социального положения и факты биографии.
Долгие века работы Макиавелли были запретными (вносились в папский индекс запрещенных книг - Index librorum prohibitorum, подвергались обструкции абсолютных монархов, таких как Фридрих II). За это время сформировались устойчиво негативные установки в отношении его учений. Недостатком многих работ является восприятие этих установок без должного критического их осмысления. Бытовавшие в советское время марксистко-ленинские установки были хороши, но через их призму высвечивалась (как максимум) лишь одна грань учения Макиавелли, а так же ситуация перехода от одной общественной формации к другой. Эти причины так же не способствовали полноте и объективности создававшихся исследований, хотя работы Ф. Бурлацкого и М.А. Юсима хочется отметить особенно высоко, как в содержательном смысле, так и в том, что касается его стиля.
Объектом исследования является учение и взгляды Никколо Макиавелли.
Предметом исследования является этическая составляющая учения и взглядов Никколо Макиавелли.
Целью данной работы является выявление самобытности и новизны анализируемой нами этической составляющей учения и социально-политических взглядов Никколо Макиавелли, а так же условий их формирования.
Во имя достижения указанной цели будут решаться следующие задачи:
1) Критический анализ отечественных и зарубежных источников, касающихся исследований Макиавеллизма в целом и этики Макиавелли, в частности. Отделение мифа о Макиавелли от реальности, сопоставление Макиавелли такого, каким он был и такого, каким его сделали потомки
2) Выявление социально-культурного и цивилизационного контекста формирования взглядов Никколо Макиавелли (включая их этическую составляющую)
3) Выявление в учении и во взглядах Макиавелли ценностного и этического аспектов, раскрытие их специфики и актуальности для сегодняшнего дня, злободневности и непреходящем значении выводов флорентийского автора.
4) Всесторонний анализ эпохи Макиавелли с точки зрения на неё как на зазор - слом между классическим средневековьем и Модерном, со всеми вытекающими отсюда последствиями для философии, мировоззрения и культуры (коллективный человек vs человек отчужденный из Гоббсовского Левиафана, отделенный от общности и противопоставленный ей).
5) Обнаружение и наглядная иллюстрация аналогий и параллелей между эпохой Макиавелли и современностью, цикличности исторических процессов, а так же востребованности идей и выводов Макиавелли в наши дни.
Структура работы: обусловлена логикой исследования и решаемыми при его проведении задачами. Работа состоит из введения, четырех глав, восьми параграфов и заключения. К работе имеются приложения и список литературы.
Методология исследования:
Для решения первой задачи нами будут применены следующие методы: Метод сопоставления, метод абстрагирования, метод исторического обобщения, метод систематизации, диалектический метод и метод метафорических сравнений. При решении данной задачи мы преимущественно будем опираться на работы Ф.М. Бурлацкого, У. С. Моэма и М.А. Юсима, а так же на работы самого Макиавелли.
Для решения второй задачи нами будут применены следующие методы: Метод причинно-следственного анализа, классовый метод, метод типологизации, сравнительноисторический метод. При решении данной задачи мы будем преимущественно пользоваться подходами И. Валлерстайна, Ф. Броделя и К. Маркса, а так же опираться на статьи, посвященные генезису и природе гуманизма (Л.М. Баткин) и работы, посвященные анализу исторического контекста (Й. Хёйзинга и др.).
Для решения третьей задачи нами будут применены следующие методы: методы концептуального анализа, дедукционный метод, компаративистский метод, метод структурно-диахронного анализа. При решении данной задачи мы будем
преимущественно пользоваться идеями и выводами Ж. Борьо, Н. Каппони и М. Юсима
Для решения четвертой задачи нами будут применены следующие методы: метод системного междисциплинарного анализа, метод обобщений, методы эволюционизма и систематизации. При решении данной задачи мы будем преимущественно опираться на классические учебники по истории Средних веков, а так же на идеи и взгляды таких мыслителей как Гроций, Боден, Вебер, Шмидт и других.
Для решения пятой задачи нами будут применены следующие методы: Эмпирический метод, метод аналогии, метод обобщения, метод сравнения, метод индукции (конструирования теоретического вывода на основе частных примеров), а так же метод прогностического моделирования. При решении данной задачи мы будем преимущественно ссылаться на идеи Н.Д. Кондратьева о цикличности социальноэкономических процессов, идеи Вебера о судьбе морали в эпоху Модерна, и воззрения А. Елбаева на принципы развитиях городских сред.
Положения, выносимые на защиту:
- Степень разработанности круга вопросов, связанных с жизнью и творчеством Макиавелли недостаточна. Существующие разработки зачастую недостаточно объективны, что является следствием пребывания авторов в плену устоявшихся негативных воззрений, а так же чрезмерной концентрации на событийных моментах и недостаточной концентрации - на концептуальных (историко-культурный контекст Ренессанса). Макиавелли и как человек, и как политик, и как писатель-исследователь является не столь однозначной фигурой, как принято считать. Более того, его глубина, внутренняя противоречивость и трагизм (а так же влияние этих субъективных моментов на творчество и взгляды) являются зачастую непонятными и недооцененными. Проистекающие из всего этого взаимозависимости, корреляции и тенденции (например, тенденции в генезисе взглядов и творческой биографии) остаются неучтенными.
- Личность и эпоха неотделимы друг от друга. Всякая выдающаяся личность влияет на своё время (возможно даже становится его лицом, выразителем его сути перед лицом потомков), но и сама личность является продуктом своей эпохи, следствием тех нравов, и общественных отношений, которые в это время имеют место. Формирование взглядов Макиавелли было результатом его образования, политической жизни и тех реалий, которые он наблюдал, путешествуя по Европе и участвуя в опасных закулисных интригах. Горизонт миросозерцания философа соответствовал запросам, чаяниям и переломному характеру эпохи, а так же тем объективным процессам (зарождение буржуазных отношений) и явлениям (гуманизм), которые имели место на тот момент. Обычно же влияние эпохи (Ренессанса) на личность (Макиавелли) недооценивается. Слишком часто попытки анализа личности предпринимаются вне контекста, без учета детерминированности воззрений мыслителя социальной средой. Это, кстати говоря, тот нюанс, которым грешат многие исследования (не только посвященные Макиавелли, но и посвящаемые иным исследователям). Тем не менее, учитывать эту детерминированность важно, а применительно к Макиавелли - важно в особенности, т.к. ввиду практической ориентированности его размышлений и ввиду вовлеченности его в социальную активность, в отношении него тезис о влиянии эпохи на личность справедлив вдвойне.
- Макиавелли является автором самобытной, оригинальной и сильно выступающей за пределы своей эпохи (и одновременно хорошо вписывающиеся в неё и органично сочетающейся с ней) этико-политической концепции. Эта самобытность обусловлена неразрывной связью теоретизирования Макиавелли с его практическим опытом, тогда как общим правилом для того времени было разделение теории и практики. Оригинальность же заключаются в выработке новаторского метода изучения и анализа исторических событий и закономерностей развития человеческих обществ. Её всестороннее изучение необходимо в силу недостаточной разработанности (см. выше), для адекватного и объективного понимания описываемой эпохи, существовавших традиций, взглядов на вещи, в частности на такие не утрачивающие актуальность вопросы, как выбор между большим и меньшим злом, внушение окружающим страха и любви, соотношения частного и общего блага, мягкости и суровости наказаний, концепции справедливой войны и ещё многие вопросы человеческой морали, психологии и общественной жизни. Самобытная этико-политическая концепция Макиавелли так же сложна и неоднозначна, как и личность автора. Она являет собой взгляд на жизнь (причем реальную, а не воображаемую и упрощенно разделенную на черное и белое) во всей её многообразии и сложности. Она синтезирует в себе оправдание жесткой тирании и одновременно восхищается духом римской свободы. Лучше всего она сквозит в известной максиме «Князя» о том, что правящий мудро будет стремиться к добру, но в случае необходимости не чураться и зла.
- Творчество и взгляды Макиавелли являются замечательным подтверждением факта уникальности Ренессанса. Того факта, что эпоха Возрождения была как бы эпохой вневременья, промежутком, когда Средневековье уже ушло, а Новое время ещё не наступило. Наиболее ярко эта ситуация замирания перед лицом тектонических изменений, проявляется в преобладающем отношении к личности, как индивидуальности, как к субъекту политического процесса, как к целому или как к части целого. Эта, как бы сказали психологи, пограничная ситуация, имела самые серьезные последствия для европейской философии и культуры, она освободила от оков прежних воззрений человеческую индивидуальность вместе с её огромными творческими силами, синтезировала в новом качестве античный и христианский идеал личности, отличным подтверждением чему являются работы многих авторов-гуманистов, в т.ч. и Макиавелли.
- История, в известной мере, носит цикличный характер. Представления о том, что понимать под этой цикличностью и как она проявляется, менялись в разные периоды истории и, конечно же, Макиавелли понимал под этой цикличностью не то же самое, что исследователи более позднего времени (например, Н.Д. Кондратьев), однако мы будем настаивать на том, что между эпохой Ренессанса и XXI веком прослеживаются параллели. Учение и взгляды Н. Макиавелли имеют не только большое теоретическое значение для исторической и философской науки, но и несут в себе конкретную пользу в плане их прикладного изучения, в особенности изучения студентами юридических и философских направлений, а так же преподавателями, педагогами и руководителями всех профилей. Вооруженный пророк (в нашем случае вооруженный теориями Макиавелли) имеет куда больше шансов понять, как функционирует общество и добиться успеха.
Новизна данного исследования обусловлена тем, что наличествующие исследования схожей тематики (в т.ч. монографические) концентрируются на этической стороне Макиавеллизма, при этом упуская из виду вопросы генезиса личности мыслителя, а так же уникальную специфику историко-культурного контекста, в лоне которого этот генезис имел место, либо наоборот - пространно описывают эпоху, упуская из виду механизмы её влияния на личность, тогда как личность и эпоха неотделимы. В моем исследовании я намерен преодолеть эту половинчатость и вытекающую из неё недосказанность, которая упорно преследует авторов, пишущих по тематике, и представить предмет в его цельности.
На этом наше исследование подходит к завершению. Мы возвращаемся из путешествия по различным векам истории человечества и различным хитросплетениям истории (и историографии) одного конкретного человека. Подводя итоги, необходимо отметить нижеследующие существенные, на наш взгляд, моменты.
Несмотря на сложность и многоплановость объекта и предмета данной диссертации, нам, как представляется, удалось решить основные задачи, которые мы ставили перед собой в начале. В частности мы раскрыли личность Никколо Макиавелли в историческом контексте итальянского Ренессанса, продемонстрировали актуальность и злободневность многих вопросов макиавеллиситки для реальности сегодняшнего дня, сказали многое о роли и месте человека в макиавеллической политической философии и о том, как это соотносится с античными, средневековыми, ренессансными и модернистскими представлениями и, в целом, высказались по всем положениям, которые в начале работы нами были заявлены, как выносимые на защиту.
Разумеется, любое серьезное исследование самим своим ходом вносит коррективы в процесс его осуществления. Представления автора о цели и ценности настоящей работы в начале её написания и в конце не тождественны. Представления автора претерпели в процессе написания работы серьезную эволюцию. Тем более, является знаковым тот факт, что подобные ощущения знакомы не только мне, но и куда более выдающимся исследователям. Вот, к примеру, что писал М.А. Юсим: «История «макиавеллизма» и то, что под ним понималось, - вопрос особый, малоизученный, к творчеству Макиавелли относящейся лишь косвенно, но каждый, кто изучает историческую судьбу Макиавелли, не может не спросить себя, чем вызвано и нужно ли постоянное «первооткрывательство» этого писателя? Почему, когда впервые читаешь его сочинения, кажется, что никто из комментаторов его не понял, зато потом, когда углубляешься в книги о нём, кажется, что всё возможное уже сказано? Как отыскать истину в разноголосице мнений об этом многостороннем и оригинальном мыслителе, и будет ли эта истина «научно» обоснованной?» Именно так и произошло с автором настоящего исследования: сначала осуществляешь исследования Макиавелли с твёрдой убежденностью в том, что никто до тебя его толком не понял, потом же, по ходу исследования, понимаешь, что сказано было всё возможное, включая противоположные оценки и суждения. Но именно в этот момент, когда кажется, что ответы на вопросы вот- вот будут найдены, начинаешь понимать, что искать верное суждение среди всех прочих - это всё равно что искать нужную книгу в целой библиотеке... притом, что данной книги в библиотеке может и не быть.
Во всей этой разноголосице, истина будто бы растворяется, будто бы ускользает от нас. А это значит, что изыскания должны быть продолжены. Полагаем, что в будущем, по мере накопления и сопоставления больших объемов данных по исследуемой проблематике, отдельные вопросы будут проясняться, количественные изменения будут переходить в качественные (в виде нового знания). Исследования, так или иначе упирающиеся в личность (хотя и не сводящиеся к ней) характерны тем, что при работе с ними, лучшего эффекта можно достичь не линейной дискриптивностью изложения, а применением, если угодно, метода слоев, когда абзац за абзацем, глава за главой как бы набрасываются мазки и личность проступает все четче, глубже и многограннее. За этими слоями цельную картину можно увидеть, лишь отойдя на какое-то расстояние, (что и делают, обыкновенно, художники, то и дело критически оценивая нанесенные мазки) или, если пользоваться словами Макиавелли, обращенными к Лоренцо деи Медичи: «Чтобы обозреть долину - нужно подняться на гору».
10 декабря 1513 года Макиавелли пишет одно из самых известных своих писем - письмо своему другу (на тот момент послу при папском дворе) Франческо Веттори. В письме Макиавелли описывает тягостность своего бездействия в изгнании и те мелкие хлопоты по хозяйству, которыми насыщены его будни. Однако мы помним, что политическое бездействие обернулось созданием шедевров: «.С наступлением вечера я возвращаюсь домой и вхожу в свой кабинет; у дверей я сбрасываю будничную одежду, запылённую и грязную, и облачаюсь в платье, достойное королевского или папского двора. Так, должным образом подготовившись, я вступаю в старинный круг мужей древности и, дружелюбно ими встреченный, вкушаю ту пищу, для которой единственно я рождён. Здесь я без стеснения беседую с ними и расспрашиваю о причинах их поступков, они же с присущим им человеколюбием отвечают. На четыре часа я забываю о скуке, не думаю о своих горестях, меня не удручает бедность и не страшит смерть: я целиком переношусь к ним».
Есть легенда, что перед смертью, находясь в кругу близких и желая их утешить, Макиавелли сказал им, что ему приснился сон. Во сне ему явились сонмы сгорбленных монахов и отшельников в рубище и голос возвестил, что это праведники, пребывающие в раю. Затем явился сонм величественно выглядящих мыслителей и военачальников древности, и голос возвестил, что это тени, пребывающие в аду. Затем голос спросил, к какому сонму Макиавелли предпочтет присоединиться? На что Макиавелли ответил: «В раю слишком скучно, нет ничего интересного в том, чтобы пребывать в обществе младенцев, апостолов и монахов. Уж лучше попасть в ад и иметь возможность беседовать там с выдающимися мужами минувших эпох».
Нам не дано знать, исполнилось ли желание Макиавелли, зато дано с умом распорядиться его интеллектуальным наследием. Для этого у нас есть всё необходимое, поскольку, как бы ни менялись исторические реалии и какие бы оценки творчества великого флорентийца не преобладали в тот или иной момент, одно оставалось, остается и останется неизменным - тексты трудов, обессмертивших его имя.
1. Апресян Р.Г. Философия любви. Выступление на передаче «Родина слонов». Электронный ресурс. URL: https://youtu.be/abm6tahhPLY
2. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. - М.: Наука, 1989. - 272 с.
3. Баткин Л.М. К истолкованию итальянского Возрождения: Антропология Фичино и Пико делла Мирандолы // Из истории классического искусства Запада. М., 1980. С. 31 - 70.
4. Бенедикт Спиноза. Богословско-политический трактат. (1677 г.) Глава V, §7.) Цитирую по: Электронный ресурс. URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Spinoza_P_tr.pdf
5. Боргош Ю. Фома Аквинат. М., 1975.
6. Борьо Ж.-И. Макиавелли. пер с фр. Г. Шумиловой, И. Шумиловой, М. Троицкой. - М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2016. - 320 с.
7. Боуден О. Assasin’s Creed. Братство: роман / Оливер Боуден; пер. с англ. И.
Иванова. - Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016 - 480 с.
8. Боуден О. Assasin’s Creed. Ренессанс: роман / Оливер Боуден; пер. с англ. И.
Иванова. Спб.: Азбука, Азбука-Аттикус, 2016. - 512 с.
9. Бочаров А.В. Основные научные методы в историческом исследовании. Учебное пособие. Томск. 2006. - 190 с.
10. Бродель Ф. Материальная цивилизация. Т.3. Время мира. / Пер. с фр. Л. Е. Куббеля Вступ. статья и ред. Ю. Н. Афанасьева М.: Прогресс, 1992.
11. Бродель Ф. Грамматика Цивилизаций / Фернан Бродель; Вступ. слово Д.П. Бака, Предисл. М. Эмара / 2-е изд.; Пер. с фр. Б.А. Ситникова / Государственный Литературный музей. - М.: Издательство «Весь мир», 2014. - 560 с.
12. Бродель Ф. Материальная цивилизация, Т.1. Структуры повседневности, М.: Прогресс, 1986 .
13. Бродель Ф. Очерки истории / Пер. с фр. Э. Орловой. - 2-е изд. - М.: Академический проект, 2017. - 223 с.
14. Бурлацкий Ф.М. Загадка и урок Никколо Макиавелли. М., Молодая гвардия, 1977. - 256 с.
15. Бэкон Ф. Сочинения // Соч. В 2-х т. Т.1. М., 1971.
..78