Введение 3
1 Теоретические аспекты международных стратегий 7
1.1 Определение международных стратегий 7
1.2 Виды международных стратегий как формы выхода 12
1.3 Факторы, влияющие на выбор международных стратегий 30
2 Анализ международных стратегий российских компаний 48
2.1 История развития международной деятельности российских компаний 48
2.2 Текущее состояние и особенности международных стратегий российских
компаний 54
2.3 Методы оценки эффективности формата выхода как международной стратегии 59
Заключение 84
Список использованных источников и литературы 86
Приложение А Соотношение авторов и их определений международной стратегии ...98 Приложение Б Финансовый анализ компании НО «Фонд развития бизнеса» 99
Приложение В Алгоритм процессов НО «Фонд развития бизнеса» 100
Приложение Г Обзор финансовых результатов компании «Эко-фабрика «Сибирский кедр» 101
Приложение Д SWOT-анализ компании «Эко-фабрика «Сибирский кедр» 103
Приложение Е Матрица факторов SWOT-анализа 106
Приложение Ж Проблемные поля 107
Приложение И PESTEL-анализ компании «Эко-фабрика «Сибирский кедр» 109
Приложение К Расчёты PESTEL-анализа в матричном виде 110
Приложение Л Тепловая карта рисков 111
Приложение М Дерево решений выбора международной стратегии 113
Актуальность темы магистерской диссертации «Международные стратегии российских компаний в современных условиях» обусловлена рядом факторов, которые определяют развитие глобальной экономики и место России в ней. В связи с нарастающей геополитической напряженностью, изменением глобальных цепочек поставок и усилением протекционистских мер российские компании сталкиваются с новыми вызовами и возможностями при реализации своих международных стратегий. Изучение особенностей их адаптации к меняющимся условиям, выбора рынков, инструментов и моделей интернационализации представляет собой крайне важную задачу, имеющую как теоретическую, так и практическую значимость.
Современная глобальная среда является изменчивой, что требует от компаний гибкости и адаптивности. Поэтому привычные методы и стратегии могут оказаться неэффективными в новых условиях. Российские компании должны разрабатывать международные стратегии, учитывающие специфику деятельности и уникальные особенности каждой компании.
Существует множество работ, посвящённых рассмотрению международных стратегий. В данной диссертации особое внимание было уделено классическим текстам по стратегическому управлению и деятельности компаний на международной арене и наиболее актуальным и современным работам, учитывающим рыночную конъюнктуру. Стоит отметить, что, хотя существует множество работ по международным стратегиям, изучение реализации международных стратегий российскими компаниями осуществляется в основном российскими исследователями и в рамках небольших работ, статей.
Книга «Конкуренция», написанная Портером М. - это фундаментальная работа в области стратегического управления и конкуренции. Автор анализирует стратегии устойчивого конкурентного преимущества и предлагает инструменты его реализации. Согласно утверждениям автора, целью любой конкурентной стратегии является создание устойчивого конкурентного преимущества, которое позволяет компании вести более успешную деятельность по сравнению с конкурентами. Данная работа является крайне полезным трудом для понимания сути любой стратегии, в том числе международной, и рекомендации Портера М. могут быть использованы для разработки более эффективного выхода.
Статья Плетнёва Д.А., Николаевой Е.В., и Козловой Е.В. (2022) «Реальные стратегии российских компаний и их финансовые результаты» является интересным трудом с точки зрения науки, так как освещает связь между стратегиями и результативностью. Особенно ценным является тот факт, что авторами было уделено особенное внимание именно деятельности российских компаний, что ценно в рамках данной диссертации. В рамках данного исследования проводится сравнительный анализ эффективности различных стратегий российских компаний, для чего были сопоставлены заявленные компаниями планы развития и практическую деятельность, кроме того, данные компании были классифицированы. Авторы работы имеют и другие работы по данной тематике, что означает целостность анализа и является полезным источником для анализа существующих исследований, реальных практик компаний, и может быть использовано для разработки собственных классификаций и рекомендаций.
Кроме того, стоит выделить работу Диврик Б. «Стратегии выхода на международный рынок» , написанная на английском языке. В работе рассматривается выбор способа выхода на рынок как ключевой стратегический аспект международного бизнеса, что является ценным материалом в рамках данной работы. Решение о стратегии выхода на международный рынок включает выбор целевого рынка, способа выхода, маркетинговой стратегии и системы управления, и правильный выбор позволяет компаниям эффективно задействовать ресурсы для выхода на зарубежные рынки. Автор разделяет способы выхода на три категории: экспорт, контрактные методы и инвестиционные методы. В данной работе детально рассматриваются внутренние и внешние факторы, а также стратегически важные факторы, влияющие на выбор, и анализируются основные особенности каждого способа выхода.
Таким образом, можно сказать, что, несмотря на высокую актуальность, тема «Международные стратегии российских компаний в современных условиях» имеет ряд аспектов, которые изучены недостаточно, что открывает возможности для научного исследования. Существующие классические теории международного бизнеса (например, концепция Даннинга Дж. ) представляют собой ценность сегодня, однако требуют адаптации к современным реалиям, как мировым, так и российским в частности. Кроме того, работы по международным стратегиям и выходам компаний на международные рынки имеют либо общий описательный характер всех возможных форм выходов, либо узкоспециализированный анализ и рассмотрение его на практике. Имеет место недостаточность изученности практического применения выбора данных концепций. Теория о международных стратегиях является ценной в рамках научного знания, однако на практике у компании возникают сложности с выбором международной стратегии, так как теория не может учесть все факторы, влияющие на выбор.
Таким образом, тема данной диссертации обладает высокой степенью актуальности и имеет значительный исследовательский потенциал. Несмотря на наличие исследований по данному вопросу, существуют аспекты, требующие дополнительного внимания. Благодаря более детальному и узкому исследованию можно достичь более конкретных и применимых рекомендаций для компаний малого и среднего бизнеса Томской области, что значимо с практической точки зрения.
Объект исследования - процессы формирования и реализации международных стратегий российских компаний в современных условиях.
Предмет исследования - организационно-управленческие отношения, формирующие международные стратегии компании.
Целью данной магистерской диссертации является теоретико-прикладное исследование международных стратегий российских компаний и оценка международной экспансии компаний малого и среднего бизнеса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Определение международных стратегий, их видов и факторов, влияющих на выбор международных стратегий.
2. Исследование международных стратегий российских компаний
3. Изучение истории развития международной деятельности российских компаний.
4. Определение факторов и методов оценки эффективности международных стратегий.
5. Теоретико-прикладное исследование международных стратегий российских компаний и оценка международной экспансии томской компании при поддержке ФРБ.
6. Разработка мероприятий по усилению международной экспансии томских компаний с учётом деятельности ФРБ.
В современных условиях (санкционное давление, переориентация на новые рынки, цифровизация и другие) выбор формата международного выхода российскими компаниями малого и среднего бизнеса определяется не только классическими факторами (ресурсы, опыт, характеристики продукта/услуги, целевой рынок), но и принципиально новыми критериями адаптивности и устойчивости к внешним вызовам. Эффективный алгоритм выбора формата выхода для предприятий малого и среднего должен интегрировать оценку этих рисков и возможностей.
Гипотеза - разработанный в исследовании алгоритм выбора формата выхода для предприятий малого и среднего бизнеса может позволить томским компаниям снизить риски выхода.
Научный вклад диссертации - разработка и обоснование комплекса практических рекомендаций по выбору оптимальных международных стратегий для малого и среднего бизнеса в современных условиях. В рамках исследования предложен алгоритм выбора формата выхода на международные рынки для компаний малого и среднего бизнеса .
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении теоретической базы в области международных стратегий. Исследование вносит вклад в развитие теорий международного бизнеса, адаптируя их к современным условиям деятельности российских компаний с учётом специфики компании, а также влияния санкций, геополитической нестабильности, цифровизации и ESG-повестки на стратегии выхода на зарубежные рынки. Разработанный алгоритм может быть применён в дальнейших исследованиях.
Практическая значимость исследования состоит в применении выводов исследования российскими компаниями для выбора оптимальных стратегий интернационализации. Разработанный алгоритм выбора формата выхода на международные рынки может быть использован компаниями малого и среднего бизнеса или экспортно-ориентированными компаниями.
В диссертации используются такие методы как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, кейс-стади, библиографический анализ литературы и материалов сети Internet, SWOT-анализ, PESTEL-анализ, тепловая карта рисков.
Информационной базой исследования послужили законодательные документы Российской Федерации, данные Российского экспортного центра и Фонда развития бизнеса, сайты российских предприятий малого и среднего бизнеса, данные из системы Интерфакс СПАРК, Росстата, аналитические обзоры Центрального банка России, доклады и статистические данные Организации экономического сотрудничества и развития, ЮНКТАД и Всемирной торговой организации, финансовая отчётность компаний, материалы официальных сайтов в сети Интернет, деловых и экономических новостных порталов.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Проведенное исследование, посвященное анализу текущего состояния и особенностей международных стратегий российских компаний в современных условиях, позволило достичь поставленной цели - провести теоретико-прикладное исследование международных стратегий российских компаний и оценку международной экспансии компаний малого и среднего бизнеса.
В ходе исследования были рассмотрены определения международных стратегий разных авторов и сравнение их. Было принято решение использование для данной работы определения международных стратегий как зонтичного термина и как синонима форм выхода на международный рынок, так как в данной диссертации делается фокус на деятельности компаний малого и среднего бизнеса, а определения международной стратегии других авторов подходят скорее для крупных компаний, имеющих значительный опыт в международном оперировании и рассматривающих международную стратегию только как первый этап международного присутствия. Кроме того, были рассмотрены их виды и определён перечень форм выхода с учётом фокуса данной работы на предприятиях малого и среднего бизнеса. В качестве форм выхода были рассмотрены экспорт, франчайзинг, лицензирование, проекты «под ключ», совместные предприятия и прямые иностранные инвестиции, однако последний формат был исключён из обзора в связи с слишком большими капиталовложениями и рискованностью. Кроме того, были определены факторы, влияющие на выбор международных стратегий.
Во 2 главе внимание было сконцентрировано на российских компаниях - истории развития и текущем состоянии. Были рассмотрены данные с начала 1990-ых по настоящее время и выделены 5 ключевых этапов, через которые прошли российские компании: с начала 1990-ых, конец 1990-ых - 2000-ые, 2010 - 2013, 2014 - 2020, 2020 - настоящее время. Каждый этап знаменовался изменениями в деятельности компаний вследствие влияния внешних факторов. Российские компании прошли путь от стихийности в начале 1990-ых до вынужденной гибкости и адаптивности. Вместе с тем были рассмотрены методы оценки эффективности формата выхода, так как правильный выбор позволит снизить риски при выходе. Каждый формат выхода имеет свои особенности и ограничения, поэтому нет однозначного ответа о предпочтительности того или иного формата выхода для российских компаний. Для определения наиболее подходящего и эффективного формата выбора для каждой конкретной компании должен быть проведён анализ внутренних и внешних факторов.
В 3 главе была детально рассмотрена деятельность Фонда развития бизнеса Томской области и проведено исследование деятельности Фонда на примере одного из крупнейших партнёров Фонда, «Эко-фабрики «Сибирский кедр», которые начали и продолжают свою плотную работу с Фондом развития бизнеса. Было выявлено, что компания «Сибирский кедр» успешно проводит экспортную деятельность. Согласно финансовым отчётам, компания имеет устойчивое положение на рынке, стабильный рост экономической рентабельности и положительную чистую прибыль.
В рамках работы, Фонд проводит маркетинговое исследование, помогает с выбором рынка, поддерживает компанию в подготовке к экспортной деятельности, помогает искать партнёров, например, путём участия в выставках, и другое. Однако деятельность Фонда в большей степени направлена на внешние факторы, более того, многие форматы выхода не рассматриваются, что ограничивает возможности компаний. В следствие недостаточного анализа некоторые риски могут быть неучтены.
На примере компании «Эко-фабрика «Сибирский кедр» было подтверждено, что разработанный алгоритм способствует снижению рисков выхода, так как в ходе анализа проводится комплексная аналитика компании с учётом финансово-хозяйственных показателей компании, внутренних и внешних факторов, рисков компании при выходе на определённые рынки и форматов выхода. Данный многофакторный анализ позволяет учесть основные аспекты, влияющие на выбор международной стратегии и результативность деятельности компании. Дополнительно был разработан алгоритм принятия решения при выборе международной стратегии для малого и среднего бизнеса. Он позволяет компаниям с помощью дерева решений и простых вопросов определить вероятный наиболее подходящий формат выбора.
В ходе анализа гипотеза - разработанный в исследовании алгоритм выбора формата выхода для предприятий малого и среднего бизнеса может позволить томским компаниям снизить риски выхода - была подтверждена.
Фонд развития бизнеса (ФРБ) Томской области играет важную роль в поддержке компаний, однако его деятельность в настоящее время в основном сосредоточена на экспортных инициативах. Для более эффективного развития международной деятельности компаний рекомендуется внедрять инструменты поддержки других форм международной деятельности. Это позволит томским предприятиям минимизировать риски, повысить конкурентоспособность и добиться устойчивого роста в долгосрочной перспективе.
1) Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах
государственного регулирования внешнеторговой деятельности» : (с учетом поправок от 18 марта 2023 г. № 60-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2023. - № 12 (часть I). - Ст. 1885.
2) Федеральный закон «Об экспортном контроле» от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ : (в ред. от 14 июля 2022 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 30. - Ст. 3774.
3) Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 № 173-ФЗ : (ред. от 14.08.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 50. - Ст. 4859.
4) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2022 г. № 1652 // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2022. - № 39. - Ст. 6725.
5) Аккую // Русатом Энерджи Интернешнл. - [Б. м.], 2024 - URL:
https://rusatom-energy.ru/projects/akkuyu/(дата обращения: 14.01.2025).
6) Бухгалтерская отчетность ООО "Эко-фабрика Сибирский кедр" // Audit-IT. - [Б. м.], 2024. - URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/7017166529_ooo-eko-fabrika-sibirskiy- kedr(дата обращения: 17.11.2024).
7) Внешние связи Томской области // ВКонтакте. - [Б. м.], 2025. - URL: https://vk.com/wall-69283563_2221(дата обращения: 13.05.2025).
8) Внешняя торговля Российской Федерации: статистический сборник / Росстат. - [Б. м.], 2023. - URL: https://rosstat.gov.ru/folder/11191(дата обращения: 13.05.2025).
9) В Новосибирске концентрируется 79% складских комплексов класса «А» и
«В» в Сибири / ATI.SU: [транспортный портал]. - [Б. м.], 2023. - URL:
https://news.ati.su/article/2023/07/05/v-novosibirske-kontsentrirujutsja-79-skladskih- kompleksov-klassa-a-i-b-v-sibiri-823345/(дата обращения: 14.05.2025).
10) В Томской области утвердили программу развития промышленности до 2030
года / Интернет-портал Администрации Томской области. - [Б. м.], 2024 - URL:
https://tomsk.gov.ru/news/front/view?id=148045(дата обращения: 12.05.2025).
11) Для бизнеса / Официальный сайт компании «Сибагро». - [Б. м.], 2024. - URL: https://sibagrogroup.ru/business/export/
12) Вдохновляющие кейсы выпускников программы «Экспортеры 2.0» /
Российский экспортный центр. - Режим доступа:
https://www. skolkovo. ru/programmes/eksportery-2-
0/?bulk_email_rid=15922&utm_source=crm_sk&utm_medium=email&utm_campaign=put-k- mirovym-rynkam-specproekt-programmy-eksportery-2-
0&utm_content=fu5&bpmtrackid=7&bpmreplica=0&contactId=babd9b5e-929f-4fcd-b6a5- 01e10c9b5374&bulkEmailRecipientId=1f65fe54-36ad-41ca-9e27-573e7c01c195 (дата
обращения: 13.01.2025).
13) Истории успеха томских экспортеров (МСП) // Центр поддержки экспорта
Томской области. [Б. м.], 2025. - URL:
https://ved.tomsk.ru/istorii_uspekha_tomskikh_eksporterov msp/ (дата обращения:
01.04.2024).
14) История компании / ПАО «Лукойл». - [ м.], 2025. - URL:
https://lukoil.ru/Company/history(дата обращения: 14.03.2025).
15) Как российские компании выходят на новые рынки/ Harvard Business Review Россия. - [Б. м.], 2024. URL: https://hbr-russia.ru(дата обращения: 13.05.2025).
16) Кафе «33 пингвина» открылось в Китае / Сайт сети кофеен «33 пингвина». - [Б. м.], 2024. - URL: https://33pingvina.ru/novosti/dostizheniya/kafe-33-pingvina-otkrylos-v- kitae(дата обращения: 25.05.2025)
17) Международная торговля и логистика / Информационный портал о внешнеэкономической деятельности. - URL: https://rusexportimport.ru/(дата обращения: 30.03.2025).
18) Новые рубежи российского агроэкспорта. Стоимостной объем отгруженного
за рубеж продовольствия в 2023 году превысит $45 млрд / Агроинвестор. - [Б. м.], 2024. - URL: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/41657-novye-rubezhi-rossiyskogo-
agroeksporta-stoimostnoy-obem-otgruzhennogo-za-rubezh-prodovolstviya-v-202/ (дата
обращения: 18.12.2024).
19) Обзор деятельности Центра поддержки экспорта Томской области / Центр
поддержки экспорта Томской области. - [Б. м.], 2025. - URL:
https://ved.tomsk.ru/presscentr/review/52216/(дата обращения: 01.04.2025).
20) О Центре внешнеэкономической деятельности / Сайт Центра ВЭД. - [Б. м.], 2025. URL: https://ved.chalkova.ru/about/(дата обращения: 29.03.2025)
21) По азиатским ценам / Российская электроника. - [Б. м.], 2024. - URL: https://russianelectronics.ru/2024-05-14-po-aziatskim-czenam/(дата обращения: 10.05.2025).
22) Положение о предоставлении услуг Центра поддержки экспорта / Центр ВЭД
Томской области. - Томск, 2024. - URL:
https://ved.tomsk.ru/upload/%D0%9F%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B6%20%D0%BF% D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D1%81%D1%82%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D 1%83%D0%B3%20%D0%A6%D0%9F%D0%AD%20%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B0 %D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8F% D0%B1%D1%80%D1%8C%2024.pdf (дата обращения: 01.04.2025).
23) Продукция томской эко-фабрики «Сибирский кедр» покоряет Европу и соблазняет Китай / Комсомольская правда: томское издание. - [Б. м.], 2024. - URL: https://www.tomsk.kp.ru/daily/28367/4515757/(дата обращения: 14.06.2025).
24) Прямые и портфельные инвестиции: аналитический обзор / Центральный банк Российской Федерации. - [Б. м.], 2024. - URL: https://cbr.ru/statistics/macro_itm/svs/(дата обращения: 13.05.2025).
25) Российские компании завоевывают рынок Африки / РБК. - [Б. м.], 2016. -
URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/56e929539a7947199558523c(дата обращения:
05.05.2025).
26) Россия и мир: 2025. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский; отв. ред.: И.Я. Кобринская, Г.И. Мачавариани. - Москва: ИМЭМО РАН, 2024. - 213 с.
27) Россия на мировом рынке удобрений: ведущие производители, экспорт и прогнозы / ePolymer. - [Б. м.], 2024. - URL: https://epolymer.ru/article/rossiya-na-mirovom- rynke-udobreniy-vedushchie-proizvoditeli-eksport-i-prognozy(дата обращения: 19.04.2025).
28) Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций / Forbes. - [Б. м.], 2025. - URL: https://www.forbes.ru/society/458287-rossia-stalamirovym- liderom-po-kolicestvu-vvedennyh-protiv-nee-sankcij(дата обращения: 7.04.2025).
29) Секрет успеха томского экспорта: как в «сибирских Афинах» развивают
экспорт / Администрация Томской области. - [Б. м.], 2025. - Режим доступа:
https://foreign.tomsk.gov.ru/news/front/view7idM47100(дата обращения: 15.04.2025).
30) Тренды развития бизнеса: какие ИТ-решения востребованы российскими
компаниями / Сбербанк Pro. - [Б. м.], 2025. - URL: https://sber.pro/publication/trendi-razvitiya- biznesa-kakie-it-resheniya-vostrebovani-rossiiskimi-kompaniyami/ (дата обращения:
16.05.2025).
31) Тренды экспорта 2025 / Блог компаний Т-Банка. - [Б. м.], 2025. - URL:
https://secrets.tbank.ru/blogi-kompanij/trendy-eksporta-2025/(дата обращения: 12.05.2025).
32) Федеральные меры господдержки пром. предприятий на 2025 год: информационно-аналитические материалы / Минпромторг России. - Россошь, 2025. - URL: https://rossosh.gosuslugi.ru/netcat_files/46/469/Federal_nye_mery_gospodderzhki_prom._predp riyatiy_na_2025_god.pdf (дата обращения: 23.04.2025).
33) Финансовые показатели НО «ФРБ» / Мой бизнес. - [Б. м.], 2024. - URL:
https://mb.tomsk.ru/(дата обращения: 01.04.2025).
34) Центр поддержки экспорта / Официальный сайт МБ «Томск». - [Б. м.], 2025.
- URL: https://mb.tomsk.ru/poluchit-podderzhku/tsentr-podderzhki-eksporta/(дата обращения: 30.03.2025).
35) Центр поддержки экспорта Томской области оказал поддержку более 250 субъектам МСП в 2023 году / сайт ГТНН Томской области. - [Б. м.], 2023. - URL: https://gt- tomsk.ru/news/v-2023-godu-centr-podderzhki-eksporta-tomskoj-oblasti-okazal-podderzhku- bolee-250-subektam-msp/(дата обращения: 31.03.2025).
36) ЮНКТАД. Доклад о торговле и развитии, 2024 год: Глобальная экономика в
условиях раздробленности : обзор / ООН. - Женева : ЮНКТАД, 2024. - URL:
https://unctad.org/system/files/official-document/tdr2024overview_ru.pdf(дата обращения: 12.05.2025).
37) About Us / Doroteya. - URL: https://doroteya.com/page/about-us(дата обращения: 12.05.2025)
38) OECD-FAO Agricultural Outlook 2022-2031 / OECD Publishing. - [Б. м.], 2024.
- URL: https://openknowledge.fao.org/server/api/core/bitstreams/f0ae2b1e-f24c-4847-b1d5-
0ce182b298f1/content/cd2616en.html#gsc.tab=0 (дата обращения: 13.12.24).
39) FDI Statistics / Organisation for Economic Co-operation and Development. - [Б.
м.], 2023. - URL: https://www.oecd.org/investment/fdi-statistics.htm(дата обращения:
12.05.2025).
40) WTO Trade Outlook 2024 / WTO. - Geneva : UNCTAD, 2024. - URL:
https://unctad.org/system/files/official-document/tdr2024ch2_en.pdf(дата обращения:
12.05.2025).
41) World Trade Report 2024 - Trade and inclusiveness: How to make trade work for
all / World Trade Organization. https://unctad.org/system/files/official-
document/tdr2024ch2_en.pdf 2024. - URL:
https://www.wto.org/english/res_e/publications_e/wtr24_e.htm(дата обращения: 13.05.2025).
42) Иванов И. Н. Производственный менеджмент. Теория и практика: учебник для бакалавров / И. Н. Иванов, А. М. Беляев [и др.] ; под ред. И. Н. Иванова. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 574 с.
43) Ип Д.С. Total Global Strategy: Managing for Worldwide Competitive Advantage / George S. Yip. - Englewood Cliffs : Prentice Hall, 1992. - URL: https://archive.org/details/totalglobalstra000yipg(дата обращения: 10.11.2024).
44) Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. Экс пресс-курс. 2-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. Г. Божук. - СПб.: Питер, 2006. - 464 с.
45) Захарова Т. В. Мировая экономика : учебно-методическое пособие / [сост. Т.
В. Захарова] ; Том. гос. ун-т, Экон. фак. - Томск : [б. и.], 2008. - URL:
http://vital.lib.tsu.rU/vital/access/manager/Repository/vtls:000344866 (дата обращения:
13.12.24).
46) Портер М. Конкуренция / М. Портер. - Москва: Вильямс, 2005. - 608 с.
47) Пэн М.В. Global Strategy / Mike W. Peng. - 3rd ed. - Boston : Cengage Learning, 2014. - URL: https://archive.org/details/globalstrategy0000peng(дата обращения: 14.10.2024).
48) Hill Ch. W. L. International Business: Competing in the Global Marketplace / Ch. W. L. Hill, G. Tomas M. Hult. - 12-е изд. - Нью-Йорк : McGraw-Hill Education, 2019. - 720 с.
49) Mintzberg H. The Strategy Process / H. Mintzberg, J. B. Quinn. - 3-е изд. - Энглвуд Клиффс, Нью-Джерси : Прентис Холл, 1996. - 800 с.
50) Snow C. C. Organizational Strategy, Structure, and Process/ C. C. Snow, R. E. Miles. - Стэнфорд : Stanford Business Classics, 2003. - 384 с.
51) Адоньева В. Д. Франчайзинг как эффективный инструмент выхода фирмы на
международный рынок / В.Д. Адоньева, А.С. Зимарев // Colloquium-journal.
Голопристанский районный центр занятости. - 2018 - № 6. - С. 102-104. - URL:
https://colloquium-journal.org/wp-content/uploads/2022/05/Colloquium-journal-2018-17-5.pdf(дата обращения: 12.12.2024).
52) Андрианов А.Ю. Партнерство (совместный экспорт) как инструмент компании при выходе на внешний рынок / А.Ю. Андрианов // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2019. - № 3-1. - С. 5-9.
53) Бартлетт К. Managing Across Borders: The Transnational Solution / Christopher A. Bartlett, Sumantra Ghoshal. - 1st ed. -Boston: Harvard Business School Press, 1989. - URL: https://archive.org/details/managingacrossbo00chri(дата обращения: 14.12.2024).
54) Бухелал Ф. Why do we consider Miles and Snow’s model’s one of the most important strategic ones? / Бухелал Ф., Кербуш М. // Maghreb Review of Economic and Management. - 2016. - № 3. - С. 23-34.
55) Вассилева В. Проекты «под ключ» как стратегия преодоления барьеров в
доступе на развивающиеся рынки / В. Вассилева, М. Николов // Торговая политика. - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/proekty-pod-klyuch-kak-strategiya-preodoleniya-
barierov-v-dostupe-na-razvivayuschiesya-rynki (дата обращения: 16.05.2024).
56) Виноградова, К. В. Разработка международной стратегии развития компании в условиях санкций / К. В. Виноградова // Актуальные проблемы авиации и космонавтики: сборник материалов VIII Международной научно-практической конференции, посвященной Дню космонавтики. - 2022. - Т. 3. - С. 496-498.
57) Володина, А. Д. Роль цифровых технологий в восстановлении мировой экономики после пандемии COVID-19 / А. Д. Володина, Т. В. Подольская // Экономика высокотехнологичных производств. - 2021. - Т. 2, № 4. - С. 359-368.
58) Григорьев Р. Ждем большого скачка / Р. Григорьев // Агроэкспорт. - 2024. -
URL: https://aemcx.ru/2024/02/29/rostislav-grigorev-zhdem-bolshogo-skachka/ (дата
обращения: 18.12.2024).
59) Гурков, И. Б. Новая волна глобализации, параметры государственной политики и возможный диапазон индивидуальных и коллективных действий российских компаний / И. Б. Гурков // Экономическая наука современной России. - 2020. - № 1(88). - С. 41-54.
60) Давыдов А. М. Актуальные проблемы стратегического развития международных компаний в условиях глобализации/ А.М. Давыдов // Аналитика и управление рисками, 2020. - № 3 (57). - С. 112-119.
61) Егоров А. Ю. Тенденции стратегического развития международных компаний в условиях глобализации / А. Ю. Егоров // Инновационная экономика и современный менеджмент. - 2015. - № 4. - С. 41-48.
62) Зданавичус Ю. С. Стратегии выхода российских компаний на международные рынки в новых экономических реалиях / Ю. С. Зданавичус, Ю. Д. Еремина // Электронный научный архив УрФУ. - URL: https://elar.urfU.ru/handle/10995/125474(дата обращения: 20.12.2024).
63) Иванов Е.Н. Инновационные компании и их роль в экспорте: современные тенденции и перспективы/ Е.Н. Иванов // Молодой учёный. - 2023. - Т. 24, № 2. - С. 48-55.
64) Иванов С. Самые перспективные сферы сотрудничества с Турцией для
российского бизнеса/ С. Иванов // Российский совет по международным делам. - 2024. - URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/samye-
perspektivnye-sfery-sotrudnichestva-s-turtsiey-dlya-rossiyskogo-biznesa/ (дата обращения: 10.06.2025).
65) Иванова Е.И. Франчайзинг как один из перспективных видов бизнеса /Е.И.
Иванова, М.Н. Безуглова // Молодой исследователь Дона. - 2020. - № 4 (25). - URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/ franchayzing-kak-odin-iz-perspektivnyh-vidov-biznesa (дата
обращения: 20.04.2025).
66) Игнатова М. Транснациональные компании: как завоевать мир/ М. Игнатова
// РБК - 2016 - № 6. - URL:
https://www.rbc.ru/magazine/2016/06/574dd8eb9a794781cdb17768 (дата обращения:
29.02.2025).
67) Каневский П.С. Продвижение интересов российских бизнес-групп за рубежом в условиях геополитических рисков/ П.С. Каневский // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. - 2023. Т. 29, № 2. - С. 86-102 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prodvizhenie-interesov-rossiyskih-biznes-grupp-za-rubezhom-v- usloviyah-geopoliticheskih-riskov(дата обращения: 12.12.2024).
68) Карпов П. Н. Идентификация типа финансовой стратегии коммерческой организации / П. Н. Карпов // n-Economy. - 2012. - № 6 (161). - С. 173-177.
69) Клочко О. А. Роль эклектической теории Даннинга в выборе способа
проникновения на рынки зарубежных стран / О. А. Клочко // Современная конкуренция. - 2013. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-eklekticheskoy-teorii-danninga-v-vybore-
sposoba-proniknoveniya-na-rynki-zarubezhnyh-stran-1 (дата обращения: 21.12.2024).
70) Костров А. Самые перспективные сферы сотрудничества с Турцией для
российского бизнеса / А. Костров // Российский совет по международным делам. - 2023. - URL: https://russiancouncil. ru/analytics-and-comments/columns/asian-kaleidoscope/samye-
perspektivnye-sfery-sotrudnichestva-s-turtsiey-dlya-rossiyskogo-biznesa/ (дата обращения: 14.06.2025).
71) Краюшкина Е. А. Алгоритм разработки эффективной стратегии выхода
компании на зарубежные рынки / Е. А. Краюшкина, А. Н. Кусков // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2022. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-razrabotki-
effektivnoy-strategii-vyhoda-kompanii-na-zarubezhnye-rynki (дата обращения: 23.02.2025).
72) Кузнецов А. В. Самые перспективные сферы сотрудничества с Турцией для
российского бизнеса/ А.В. Кузнецов // Российский совет по международным делам (РСМД). - 2023. - URL: https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/asian-
kaleidoscope/samye-perspektivnye-sfery-sotrudnichestva-s-turtsiey-dlya-rossiyskogo-biznesa/ (дата обращения: 12.05.2025).
73) Литвинцева Г.П. Стратегии выхода российских организаций на
международные рынки в изменившихся внешнеэкономических условиях / Г.П. Литвинцева, А.А. Иващенко //Идеи и идеалы. - 2024. Т. 16, № 2. - С. 332-351. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-vyhoda-rossiyskih-organizatsiy-na-mezhdunarodnye- rynki-v-izmenivshihsya-vneshneekonomicheskih-usloviyah(дата обращения: 12.12.2024).
74) Лыпина К. А. Стратегии предприятия при выходе на внешний рынок / Лыпина
К. А. // Вестник науки. - 2022. - № 6 (51), т. 2. - С. 99-105. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-predpriyatiya-pri-vyhode-na-vneshniy-rynok (дата
обращения: 21.12.2024).
75) Ляликова А. Госкомпании везут в Африку локомотивы и удобрения / А. Ляликова // РБК. - 2018. - URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5b2168389a79471a39721f61(дата обращения: 14.06.2025).
76) Мадера А. Г. Бизнес-процессы и процессное управление в условиях неопределенности. Количественное моделирование и оптимизация / А. Г. Мадера. - Москва : Ленанд, 2019. - 157 с.
77) Митягина П.Е. Исследование рынков как основа стратегии выхода
российских предприятий на внешние рынки / П.Е. Митягина // Аллея науки: Научно-практический электронный журнал. - 2017. - №16. - URL:
http://alleyscience.ru/domains_data/files/4December17
78) Мозговой А.И. Формирование конкурентных преимуществ российских транснациональных корпораций в условиях глобализации/ А.И. Мозговой - DOI: 10.26425/2309-3633-2019-3-2-30-37 // Управление. - 2019. Т. 7, № 3. - С. 30-36 - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-konkurentnyh-preimuschestv-rossiyskih- transnatsionalnyh-korporatsiy-v-usloviyah-globalizatsii(дата обращения: 12.12.2024).
79) Моисейчев Д. А. Стратегические фонды развития в современной глобальной экономике / Д. А. Моисейчев // Российский внешнеэкономический вестник. - 2025. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-fondy-razvitiya-v-sovremennoy-globalnoy- ekonomike(дата обращения: 01.05.2025).
80) Мокропуло А. А. Конкурентоспособность как фактор устойчивого развития предприятия / А. А. Мокропуло // Научный вестник Южного института менеджмента. - 2017. - № 3. - С. 57-62.
81) Нами, Ф. Факторы, влияющие на развитие внешнеэкономической
деятельности предприятий / Ф. Нами // ИдаТен. Интернетжурнал. - 2007. - URL: https://idaten.ru/economic/factori-vliyaushie-navneshneeconimicheskoi-deyatelnosti (дата
обращения: 18.12.2024).
82) Николаева Е.В. Экономические факторы стратегий крупнейших российских корпораций в ведущих отраслях промышленности/ Е.В. Николаева // Вестник Челябинского государственного университета, 2022 - Т. 76. - № 4. - С. 113-112.
83) Николаева Е. В. Идентификация стратегий российских корпораций: маркеры и результаты / Николаева Е. В., Плетнёв Д. А., Козлова Е. В. // Научно -технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. - 2021. - Т. 14, № 3. - С. 73-85.
84) Нурмухаметов Н. Н. International market entry strategy industrial enterprises in the context of the globalization of the economy / Н. Н. Нурмухаметов, Т.К. Куангалиева, Ж.Ж. Габбасова, А.Е. Таласпаева, И. Маслова // Bulletin of Karaganda University. Economy Series. - 2022. - № 3 (107). - С. 119-128.
85) Плетнёв Д.А. Факторы формирования и реализации стратегий компаний в условиях 2022 года / Д.А. Плетнёв, Е.А. Степанов, Н.Х Буй, Е.В. Козлова// Вестник Челябинского государственного университета - 2022. - Т. 76. - № 4. - С. 90-101.
86) Плетнёв Д.А. Реальные стратегии российских компаний и их финансовые результаты/ Д.А. Плетнёв, Е.В. Николаева, Е.В. Козлова // n-Economy - 2022. - Т. 15. - № 2. - С. 102-104.
87) Плетнёв Д. А. Типология официальных стратегий крупных российских корпораций / Плетнёв Д. А., Николаева Е. В., Козлова Е. В. // Устойчивое развитие цифровой экономики и кластерных структур: теория и практика: монография. - СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. - С. 300-321.
88) Решетникова И. Новый SHIVA-мир. Реалии. Что делать? / И. Решетникова // International Business Support Group. - 2023. - URL: https://ibslean.ru/shiva_ mir?ysclid=lrbql5c0ho664519015 (дата обращения: 11.05.2025).
89) Россохина В. Величайшие провалы в истории маркетинга // ЛайкниРу:
интернет издание / Федер. агентство по печати и массовым коммуникациям. - Б.м., 2014. - URL: https://www.likeni.ru/analytics/velichayshie-provaly-v-istorii-marketinga/ (дата
обращения: 18.12.2024).
90) Сеитов С. К. Развитие экспорта продукции российского агропромышленного комплекса в условиях членства в Евразийском экономическом союзе. / С.К. Сеитов, С.В. Киселев // Вестник Московского университета. - 2022. - Т. 6. - № 3. - С. 84-106. - URL: https:// doi.org/10.38050/01300105202235. (дата обращения: 01.12.2024).
91) Сергеева, А. А. Стратегические альянсы как форма международного
экономического сотрудничества / А. А. Сергеева, Е. И. Козлова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2023. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/strategicheskie-alyansy-kak-forma-mezhdunarodnogo- ekonomicheskogo-sotrudnichestva(дата обращения: 16.02.2025).
92) Сидоров Ю.А. Стратегии и инструменты поддержки экспорта / Ю.А. Сидоров. - М. : Инфра-М, 2022. - 248 с.
93) Синицына, Я. Б. Проблемы применения крупными компаниями стратегий проникновения на международный рынок и пути их совершенствования / Я. Б. Синицына
// Вестник евразийской науки. - 2022. - Т. 14. - № 5. - URL:
https://esj.today/PDF/13ECVN522.pdf(дата обращения: 12.12.2024).
94) Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф; пер. с англ. Л. И. Евенко.