Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АНАЛИЗ СЕТЕВОЙ СТРУКТУРЫ И КОНТЕНТА СООБЩЕСТВ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ», ПОСВЯЩЕННЫХ ПРАВОСЛАВИЮ И ИСЛАМУ

Работа №191942

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы99
Год сдачи2025
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
Введение 6
1 Теоретические основания изучения религии в цифровом пространстве 10
1.1 Обзор литературы по теме исследования 10
1.2 Исторические этапы изучения религии и религиозных практик в интернете 12
1.3 Понятие религии и религиозных практик в интернет-пространстве 14
1.4 Теоретико-методологически подходы к изучению цифровой религии 19
1.5 Ключевые темы в исследованиях цифровой религии 22
1.6 Возможности использования теоретических подходов к «цифровой религии» в
рамках исследования контента и сетевой структуры религиозных сообществ в социальных 23
2 Изучение контента и сетевой структуры сообществ социальной сети «вконтакте»,
посвященных православию и исламу 25
2.1 Сбор данных из социальной сети «Вконтакте» 25
2.2 Анализ текстов названий, описаний и постов сообществ из социальной сети
«Вконтакте» 28
2.3 Сетевой анализ связей между сообществами социальной сети «Вконтакте» 48
Заключение 57
Список литературы 60
Приложение А Таблицы результатов текстовой аналитики 66
Приложение Б Графы связей между терминами 77
Приложение В Связи между участниками сообществ 82
Приложение Г Таблицы статистических метрик связей между участниками сообществ 86 Приложение Д Списки ID сообществ

Значимость исследований цифрового пространства и, в частности, социальных сетей, определяется рядом факторов. Интернетом пользуются миллиарды людей по всему миру, в том числе по данным озвученным вице-премьером Российской Федерации Дмитрий Григоренко более 100 миллионов в России. [64] Официальные ресурсы наиболее популярной в России социальной сети «Вконтакте» заявляют о посещении данной платформы 90-ста миллионами пользователей в месяц. [63] По разным данным более 70% людей присутствующих в интернете в той или иной степени присутствуют и в социальных сетях. [65] В этой связи, различные онлайн площадки можно рассматривать как уникальный по своим особенностям источник информации о ряде форм человеческого поведения, в особенности если учитывать характер интернет-среды, в рамках которой фиксируются и хранятся большие объемы данных о действиях пользователей. Более того, социальные сети предоставляют возможность практически любому человеку с минимальными по сравнению с большинством оффлайн-форматов инфраструктурными и иными затратами самостоятельно становиться производителем контента, широта возможностей подобного рода закономерно порождает сложный и насыщенный формат взаимодействий в сети, в рамках которого, помимо прочего, могут находить отражение такие представления и интенции людей которые могли бы быть значительно менее явными в оффлайн-контексте. [1]
Вместе с тем, необходимость решения сложных и комплексных задач в различных сферах, обусловленных новыми реалиями, с которыми столкнулась Россия, требует не только материальных ресурсов и соответствующего уровня администрирования, но и понимания различных аспектов текущего состояния российского общества, в том числе идеологических, культурных, а значит и религиозных реалий, ведь религия является значимым элементом идентичности различных народов и некоторых социальных групп, в силу чего их изучение в религиозном контексте видится обоснованным. [19] [15]
Проблемная ситуация:
Ряд научных работ фокусируются на возможности выявлять цели и мотивы людей, благодаря исследованию, распространяемого и потребляемого ими контента в социальных сетях. Некоторые лингвистические особенности коммуникации в социальных сетях могут отражать характер связей между людьми. [21] Нивелирование значения ряда ограничивающих факторов, например, географического, осложняющего или делающего невозможным, кооперацию и интеграцию некоторых индивидов и социальных групп предоставляет широкие возможности для объединения людей на основе общности взглядов и интересов именно в рамках пространства социальных сетей. Некоторые научные работы подчеркивают стремительное повышение значимости социальных сетей как источника информации, которое происходит в том числе, за счет снижения значимости традиционных СМИ, причем для ряда социальных групп они превратились в основной канал получения новостей. [8] Возникающие в рамках социальных сетей, связи и формы влияния на аудиторию могут в значительной степени определять поведение пользователей, в особенности исследование различных компонентов онлайн поведения актуально для изучения социализации молодежи, ведь для значительной части, в первую очередь подростков, социальные сети и онлайн пространство выступают в качестве одного из основных каналов социализации. [32] Все перечисленное раскрывает интернет-пространство и социальные сети, как исключительно важные контексты для понимание широкого спектра процессов в современном обществе. [29]
Накопление цифровой информации проистекает не только из технических, научные данных и продуктов, но и во-многом выражается в бурном накоплении личной информации людей, создаваемого ими контента и оставляемых цифровых следов, данных различных объединений и сообществ присутствующих в интернет-пространстве. Эта информация представляют собой ценный ресурс для изучения различных явлений и процессов в обществе. [30] [62]
В то же время и религиозность на современном этапе представлена различными формами от традиционных систем верований и конфессий, до новых религиозных движений. Религия также не остаётся нетронутой глобальными трендами, будь то глобализация или цифровизация, которая особенно важна в рамках этой работы. [3] Несмотря на то, что исторически снижение роли религии в определении взглядов на жизнь большинства людей, является данностью для многих современных обществ, полностью умолять её роль видится опрометчивым. [26] [4]
Религия подвержена изменениям в зависимости от социальных, культурных и исторических условий, одним из наиболее заметных из которых в последние десятилетия выступает развитие социальных сетей, которые могут как выступать площадкой воздействия на пользователей, так и служить инструментом для мониторинга динамики ряда представлений и особенностей их поведения. В этой связи видится перспективным изучение онлайн поведения, в том числе в контексте религиозных онлайн-сообществ, [24]
Проблема: Как соотносятся сетевая структура и контент сообществ социальной сети «Вконтакте», посвященных Православию и Исламу?
Объект: Сообщества социальной сети «Вконтакте», посвященные Православию и Исламу.
Предмет: Контент и связи между участниками сообществ социальной сети «Вконтакте», посвященных Православию и Исламу.
Цель: Выявить особенности сетевой структуры и контента сообществ социальной сети «Вконтакте», посвященных Православию и Исламу.
Задачи:
1) Формулирование понятия цифровой религии как феномена, удовлетворяющего специфике исследования, на основе анализа тематической литературы.
2) Формирование перечня терминов/имен/наименований специфичных для православной и исламской лексики, в целях их последующего использования в качестве поисковых запросов в ходе поиска соответствующих сообществ в социальной сети «Вконтакте».
3) Поиск сообществ в социальной сети «Вконтакте» посвященных православию и исламу с использование сформированных перечней терминов/имен/наименований, их фильтрация, сбор их контента.
4) Поиск и сбор информации о участниках выбранных сообществ социальной сети «Вконтакте».
5) Поиск связей между участниками выбранных сообществ социальной сети «Вконтакте».
6) Изучение контента выбранных сообществ социальной сети «Вконтакте» с применением методов анализа естественного языка (с использованием функций аналитического пакета «PolyAnalyst»).
7) Построение графа связей между участниками выбранных сообществ социальной сети «Вконтакте», сетевой анализ связей между ними (с использование специализированного ПО «Gephi»).
8) Сравнительный анализ специфики контента выбранных сообществ социальной сети «Вконтакте», а также связей между их участниками.
Гипотезы:
1) Между основными тематиками контента религиозных сообществ, будут обнаружены различия, которые не будут ограничиваться лишь понятийным аппаратом Ислама и Православия или их догматикой и будут выражаться в соотношении значимости значимость ряда тематик в общем объеме контента сообществ.
2) Участники сообществ, посвященных Исламу в среднем будут иметь больше связей друг с другом, нежели участники сообществ, посвященных Православию.
3) В рамках контента сообществ социальной сети «Вконтакте» посвященных Исламу, будет наблюдаться большее внимание к теме семейных ценностей.
4) Контент сообществ социальной сети «Вконтакте», посвященных Православию
окажется более разнообразным с точки зрения освещаемых тем.
Теоретически основания написания работы:
В качестве теоретической рамки данной работы используются концепции «Религии онлайн» Кристофера Хэлланда, а также «Социального формирования технологий» Хэйди Кэмбэлл. [49] [39]
Новизна: Новизна работы заключается изучении того как соотносятся сетевая структура и контент сообществ социальной сети «Вконтакте», тематически связанных с различными религиозными конфессиями, на примере таковых посвященных Православию и Исламу.
Методология и методы: Методология данного исследования основана на изучение свободно распространяемых в медиа форм религиозности, посредством методов анализа естественного языка NLP (англ. - «Natural Language Processing»), а также метода сетевого анализа, которые соответствуют количественной методологии.
Источники данных: Данные о сообществах и пользователей социальной сети «Вконтакте» были получены через официальный API (англ. - «Application Programming Interface») данной социальной сети с использованием платной версии сервиса предназначенного для парсинга (сбора и структурирования) данных социальных сетей «https://vk.barkov.net».
Практическая значимость: Религия и религиозность остаются значимым фактором, оказывающим влияние на все сферы общественной жизни. Однако с течением времени многие практики могут претерпевать изменения, а такие феномены как религиозность в процессе социальных и прочих трансформаций могут получать новые формы проявления. В конце концов цифровизация - глобальный и объективный процесс, который затрагивает всё большее количество людей. Социальные сети и современные медиа - важный канал коммуникации и их значимость возрастает, в этой связи проработка методов исследования социальных, культурных и иных феноменов, в том числе и религиозности, является полезной и значимой. Результаты могут быть использованы представителями различных религиозных конфессий в целях аналитики взаимодействия с паствой и проповеди в сети Интернет. Также результаты исследования могут представлять интерес для представителей государственных, некоммерческих и прочих организаций, заинтересованных в анализе социокультурных процессов в обществе, в том числе и в интернет-среде, в целях просвещения, социального прогнозирования, предотвращения межконфессиональной напряженности и конфликтов. [31] [18]


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщая анализ тематической научной литературы, проведенный в рамках первого этапа проведения данного исследования, можно отметить, что изучение религиозности в пространстве новых медиа и интернета в частности, прошло значительный путь от простого описания разнообразных ее форм. до их категоризации с последующим обобщением полученных данных и формулированием концепций, рассматривающих функционирование такого феномена как «цифровая религия» с разных сторон. В течении тех нескольких десятилетии, в ходе которых происходили обозначенные процессы, имела место научная дискуссия, касающаяся вопросов характера взаимодействия новых форм религиозности, а также тех технических возможностей и инструментов, которые сделали возможным их существование, данная дискуссия во-многом была обусловлена фокусировкой исследователей на различных аспектах изучаемого феномена. Упомянутые процессы вылились в формулирование нескольких зачастую противоречащих друг другу концепций, таких как технологий детерминизм, фокусирующийся определяющем влиянии особенностей цифровых технологий, выступающих не только средствами для передачи сообщений, но и полноценными элементами этих сообщений на проявления религиозности в интернет-среде, и концепция социального формирования технологий, которая артикулирует преобразование и адаптацию технологических возможностей под ценности, принципы, цели и задачи социальных групп. Не смотря на наличие разнообразных мнений касательно упомянутой проблемы, можно говорить о достижении консенсуса в академической среде относительно комплексного и двойственного характера «цифровой религии» как феномена не тождественного, но и не противоположного традиционным религиозным проявлениям.
Результаты анализа особенностей контента и связей между администраторами и их подписчиками религиозных сообществ социальной сети «Вконтакте»:
1) Работа с данными религиозных сообществ социальной сети «ВКонтакте»,
продемонстрировала такую функцию цифровой религии, выявленную в ходе анализа тематической литературы, как предоставление верующим доступа к различной религиозной информации через онлайн-платформы. Более того, в ходе исследования подтверждение нашли тезисы об активной интеграции традиционных религий в цифровое пространство, о взаимодействии церковнослужителей с паствой в социальных сетях. Также ряд проанализированных особенностей контента сообществ, посвященных различным конфессиям позволяет подтвердить тезис об активном привнесении представителями различных социальных групп своих убеждений, представлений и интересов в цифровую среду (а конкретно в пространство социальных сетей) из офлайн-пространства. Релевантность данного тезиса помимо прочего подтверждает адекватность использования теоретического подхода Х. Кэмбел в целях трактовки возможных причин различий в содержании контента сообществ разных конфессий.
2) Гипотеза о том, что между основными тематиками контента религиозных сообществ, посвящённых православию и исламу, будут обнаружены значимые отличия, не ограничивающиеся лишь понятийным аппаратом Ислама и Православия, а также их догматикой, подтвердилась. К таким отличиям можно отнести, например, большее внимание к темам политики, истории, благотворительности в рамках контента сообществ, посвящённых Православию.
3) В определённой степени была подтверждена гипотеза о большем внимании к теме семейных ценностей среди сообществ, посвящённых Исламу. Однако оснований для классификации такого отличия как однозначного оказалось недостаточно. В то же время гипотеза о большем разнообразии тематик, освещаемых в сообществах, посвящённых Православию, подтвердилась полностью. Данный вывод имеет обоснование как на этапе анализа названий и описаний сообществ, то есть того, как сами авторы видят их содержание, так и на этапе анализа их контента, причем заметные различия объясняются ни только большим вниманием, уделяемым в сообществах, посвященных Православию темам, напрямую не связанным с вопросами вероучения, но и в большем разнообразии значимых тематик касающихся религиозных вопросов, выявленном в результате проведения кластеризации текстов.
4) В рамках проведённого сетевого анализа связей между администраторами сообществ, а также их друзьями гипотеза о том, что участники сообществ, посвящённых Исламу, будут демонстрировать большее число связей между собой, оказалась опровергнута. Рассмотренные участники сообществ, посвящённых Исламу, с точки зрения сетевого анализа связей между ними, в большей степени, нежели участники сообществ, посвящённых Православию, представляют собой изолированные сообщества, связи между которыми осуществляются через ключевых их членов. Однако нельзя не заметить, что проведенный сетевой анализ, главным образом ввиду технических ограничений отражает характер связей представителей «административного ядра» рассмотренной сети, а также «приближенных» представителей этого ядра. в качестве которых выступают их друзья и подписчики. Уверенно экстраполировать выводы, сделанные для данных категорий пользователей на всю совокупность связей между подписчиками рассматриваемых сообществ некорректно. Ввиду этого обстоятельства, также был проведен анализ тех подписчиков рассматриваемых сообществ, которые подписаны сразу на несколько из них, по результатам проведенного сравнения зависимости количества одновременных подписок пользователей и количества таких пользователей от общего числа, был сделан вывод о менее высокой степени связанности мусульманских сообществ друг с другом через общих подписчиков. Данный вывод также говорит в пользу тех наблюдений, которые были сделаны по результатам анализа графов связей.
Рекомендации по проведению дальнейших исследований:
1) Изучение меньших по масштабам локальных сообществ в и анализа их специфики, а также возможного описания менее формализованных практик.
2) Сравнительных анализ рассмотренных особенностей сообществ социальной сети «Вконтакте», с схожими по тематике сообществами из других социальных сетей, например - «Telegram».
3) Применение качественных методов исследования для более глубокой интерпретации особенностей контента изучаемых сообществ, объяснения причин их возникновение.
4) Применение продвинутых методов машинного обучения, а также более специализированных библиотек данных, в целях повышения уровня детализации анализа тем и прочих особенностей религиозных сообществ.
5) Проведения исследований обозначенной проблематики с учетом региональной специфики (например, регионы с доминирующей долей Ислама в общем количестве верующих), а также временной динамики с привязкой к новостному фону.



1. Абдуллаева Р. А. Анализ влияния социальных сетей на жизнь современного общества // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2015.
- №. 9-3. - С. 542-546.
2. Алексеева М. О. Термины русского православия в семасиологическом и ономасиологическом аспектах : дисс.... канд. филол. наук / М. О. Алексеева. - Москва, 2009.
- 262 с.
3. Афанасьева М. А. Цифровизация религиозного сознания: проблемы и перспективы // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2023. - Т. 23, №. 4. - С. 114-122.
4. Багаева К. А. Социальные функции религии и специфика их реализации в условиях современности / К. А. Багаева, Д. Ш. Цырендоржиева // Вестник Бурятского государственного университета. Философия. - 2023. - №. 1. - С. 18-30.
5. Балил ‘Абд ал-Карим. Терминология Корана: лингвистический и семантический анализ / Балил ‘Абд ал-Карим ; пер. с англ. С. М. Коваленко. — СПб. : Петербургское Востоковедение, 2022. — 216 с.
6. Богачёв М. И. Воцерковленность и политические предпочтения православных верующих: поиск взаимосвязи // Научный результат. Социология и управление. - 2014. - №.
2. - С. 18-30.
7. Бугаева И. В. Язык православной сферы: современное состояние, тенденции развития : дис. ... д-ра филологических наук / И. В. Бугаева. - Москва, 2010. 454 с.
8. Волков Д. А. Российский медиа-ландшафт 2019: телевидение, пресса, интернет и социальные сети / Д. А. Волков, С. В. Гончаров // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. - 2019. - №. 3-4 (129). - С. 42-56.
9. Гасанова М. А. Исламский дискурс в России: специфика функционирования и ключевые концепты / М. А. Гасанова, А. П. Магомедова // Россия и современный мир. - 2023.
- №. 3 (120). - С. 89-100.
10. Гасанова М. А. Этноспецифическая лексика в русскоязычном исламском дискурсе / М. А. Гасанова, Муртазалиева Н. И. // Мир науки, культуры, образования. - 2021. - №. 3 (88). - С. 554-556.
11. Говердовская Е. В. Взаимные референции между реальным и виртуальным пространством: новая коммуникационная среда / Е. В. Говердовская, Н. В. Добычина // Социально-гуманитарные знания. - 2014. - №. 7. - С. 118-124.
12. Гришаева Е. И. Теория медиатизации и анализ репрезентации религий в секулярных обществах: пример скандинавских стран // Медиатизация культуры: конструирование новых текстов и практик: сб. тр. Международная научная конф., Москва, 30 ноября-02 дек. 2018 г. - С. 31.
13. Гришаева Е. Теории среднего уровня в исследовании религии и медиа: медиатизация, медиация и RSST / Е. Гришаева, В. Шумкова // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2020. - Т. 38, №. 2. - С. 7-40.
14. Гувер С. Медиация религиозных смыслов и новая религиозная чувствительность // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. - 2020. - №2. - С. 159-183.
15. Гусарова О. М. Цифровые трансформации современного общества: отечественный и зарубежный опыт. / О. М. Гусарова, В. М. Кондрашов, Е. В. Ганичева // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2022. - №. 6-1. - С. 44-53.
..65


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ