Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Дидактические возможности изучения пословиц русского языка (на материале учебников нового поколения для узбекских школ)

Работа №191931

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы80
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1. Учебники русского языка нового поколения для узбекских школ. Современная концепция изучения русского языка в Узбекистане 10
1.1. Концепция учебников нового поколения: методический и
теоретический аспект 11
1.2. Русские пословицы на страницах учебников нового поколения.
Методический аспект 15
1.2.1. Дидактические цели использования пословиц и поговорок 22
1.2.2. Тематическая отнесенность пословиц и поговорок 22
1.2.3. Грамматическая приуроченность пословиц в учебнике 7 класса (на
основе тем, изучаемых в 7 классе) 24
1.2.4. Пословицы в учебниках 10 класса нового поколения 25
2. Глава 2. Дидактические возможности изучения русских пословиц на
уроках русского языка как иностранного в узбекских школах 35
3. 2.1. Теоретические основания исследования 35
4. 2.2. Пословица как жанр фольклора 35
2.3. Потенциал пословиц в обучении РКИ 40
5. 2.4. Использование пословиц при обучении русскому языку носителей
узбекского языка 42
6. 2.4.1. Привлечение пословиц при изучении фонетики 42
2. 4. 2. Привлечение пословиц при изучении грамматики 47
2. 4. 3. Привлечение пословиц для развития мыслительной деятельности.53
Выводы 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 66

На сегодняшний день весьма значимой является проблема сохранения русского языка как средства межнационального общения в странах постсоветского пространства, в том числе в Узбекистане, Кыргызстане, Армении, Азербайджане, т.к. «Русский язык как иностранный занимает особое место в современном мире, становится отправной точкой не только в преподавании русского языка как иностранного, но и в создании особой атмосферы межкультурной коммуникации, в основе которой лежат знание русского языка и русской культуры, интерес к стране изучаемого языка» [Грицкевич, 2021. - URL: https://obr. so/wp-content/uploads/2021/07/Statya-2.pdf (дата обращения: 17.10.2022)].
В 2020 - 2023 гг. по поручению Министерства народного образования Узбекистана и Министерства просвещения России в рамках проекта «Класс!» разработана линейка новых учебников по русскому языку. Она предназначена для учащихся школ с узбекским языком преподавания.
Реализация проекта осуществляется при финансовой поддержке благотворительного фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Он направлен на повышение качества преподавания русского языка, а также других общеобразовательных предметов на русском языке в образовательных учреждениях разного профиля Республики Узбекистан. Реализация проекта «Класс!» осуществлялась Российским государственным педагогическим университетом им. А. И. Герцена и Международным центром образования «Интердом» имени Е. Д. Стасовой.
С узбекской стороны - участники проекта Национальный исследовательский институт изучения проблем и определения перспектив народного образования имени А. Авлони. [https://classzur.ru/o-proekte/] (дата обращения: 20.05.2024)].
Проект "Класс!" направлен на улучшение преподавания русского языка в Узбекистане. С 2021 по 2022 гг. в стране работало более 90 российских учителей, задачей которых была апробация материалов, которые легли в основу создаваемого комплекса учебников. Они работают в средних школах в разных районах республики, это было условием проекта - охватить, в основном, окраинные территории республики. Также было проведено тестирование учителей русского языка - более 10 000 учителей приняли участие в этом мероприятии, многие получили сертификаты высокого уровня владения русским языком. Для учащихся школ, принимающих участие в программе, было проведено входное тестирование. По результатам тестирования велась корректировка программы. Проект продолжает работать в стране. В ближайшее время в Узбекистан приедут 153 специалиста из России: 104 учителя русского языка, 35 учителей других предметов (химии, биологии, физики, математики), 14 методистов, которые будут проводить курсы повышения квалификации для узбекских учителей.
В настоящее время создаются видеоуроки для школьников Узбекистана. Они помогут организовать самостоятельную работу учеников по русскому языку (о концепции комплекса учебников нового поколения см. главу 1 «Учебники русского языка нового поколения для узбекских школ. Дидактическая концепция изучения русского языка в Узбекистане»).
Традиционно русские пословицы всегда включались в учебники по русскому языку для национальных школ. Пословицы представлены и в учебниках нового поколения. Однако пословичный фонд русского языка представлен непоследовательно. Также не разработаны специальные методические разработки, где были бы описаны приемы изучения пословиц русского языка.
Таким образом, актуальность исследования определяется поиском методических решений для изучения такого значимого языкового и культурного пласта, как русские пословицы, в связи с поддержанием межкультурной коммуникации и необходимостью исследования различных ресурсов и дидактических источников, привлекаемых для обучения, для совершенствования методов и приёмов преподавания русского языка как иностранного.
Актуальность работы также связана с исследованием дидактических возможностей пословичного фонда русского языка и разработкой серии заданий, реализующих концепцию учебников для узбекских школ нового поколения.
Объектом исследования в данной работе является русские пословицы, представленные в учебниках нового поколения для школ Узбекистана.
Предмет исследования - дидактические возможности использования пословиц при обучении русскому языку как иностранному в узбекских школах с использованием учебников нового поколения.
Цель исследования: выявить возможности пословиц как дидактического ресурса на уроках русского языка, проводимых на основе материалов учебников нового поколения.
Выполнение поставленной цели предполагает выполнения ряда задач.
1. Представить дидактическую концепцию учебников нового поколения по русскому языку для узбекских школ.
2. Обозначить дидактические возможности учебников русского языка для изучения пословичного фонда русского языка.
3. Описать теоретические установки исследования дидактических возможностей пословиц русского языка на материале учебников нового поколения.
4. Выявить дидактические возможности привлечения пословиц в обучении русскому языку как иностранному в узбекских школах.
5. Проанализировать тексты пословицы с точки зрения особенностей языковой системы русского языка (фонетики, лексики, грамматики), разработать систему заданий на основе выявленной специфики.
6. Выявить место пословиц русского языка в учебниках нового поколения.
7. Представить способы использования пословиц в процессе изучения русского языка в учебниках нового поколения.
8. Разработать систему упражнений с пословичным материалом при обучении русскому языку узбекских школьников.
Источники материала. Основой анализа являются: Учебники нового поколения: 1) Абдураимова З. Х. Русский язык. 2 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским языком обучения /
З. Х. Абдураимова, С. Ю. Исламбекова, У. С. Караматова, К. В. Старыгина [и др.]; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2021. — 120 с.
2) Абдураимова З. Х. Русский язык как иностранный. 3 класс: учебник
для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / З. Х. Абдураимова, С. Ю. Исламбекова, У. С. Караматова, Л. М. Саматова; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 136 с.
3) Абдураимова З. Х. Русский язык. 4 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения /
З. Х. Абдураимова, С. Ю. Исламбекова, У. С. Караматова, Е. В. Павлова; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 136 с.
4) Исакжанова З. А. Русский язык как иностранный. 5 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения /З. А. Исакжанова, М. К. Шаряева, Т. А. Шорина; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 136 с.
5) Бобоева Д. Р Русский язык как иностранный. 6 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / Д. Р. Бобоева, Н. М. Муллаахунова, О. Ю. Ряузова; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 144 с.
6) Карпеченкова Ю. Г. Русский язык как иностранный. 7 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / Ю. Г. Карпеченкова, Г. М. Саримсакова, М. Х. Узакова; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 144 с.
7) Веч О. Я. Русский язык как иностранный. 8 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / О. Я. Веч, Е. В. Ардатова, Н. Т. Юлдашева; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 144 с.
8) Веч О. Я. Русский язык как иностранный. 9 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / О. Я. Веч, М. Ю. Иванцова, Н. Т. Юлдашева; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 144 с.
9) Коношонок М. Н. Русский язык как иностранный. 10 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / М. Н. Коношонок, Ю. Ю. Мусурманова, М. К. Суванов, М. М. Хакимова; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 144 с.
10) Габдулхаков Ф. А. Русский язык. 11 класс: учебник для школ среднего общего образования с узбекским и другими языками обучения / Ф. А. Габдулхаков, Р. Ф. Габдулхакова, Ю. Ю. Мусурманова, Е. А. Сальман, Е. А. Хамраева; под науч. ред. Е. А. Хамраевой. — Ташкент: Республиканский центр образования, 2022. — 144 с.
Б. Учебный словарь «Русские пословицы и поговорки» [Зимин,1994]. Выбор этого лексикографического труда определяется значительным объемом материала (около 2500 пословиц и поговорок), информативностью (даны пояснения их смысла, раскрываются ситуации употребления, этимологические справки и лингвокультурологический комментарий), ориентацией на учебную деятельность, в том числе для изучающих русский язык как иностранный.
Методы исследования. В работе использовался описательный метод, включающий приемы наблюдения, анализа и синтеза лингвистических и методических публикаций по теме работы и сопоставительный метод при сравнении особенностей русского и узбекского языков.
Гипотеза работы: изучение дидактических возможностей пословичного фонда русского языка позволит создать методическую базу для обучения русскому языку на материале учебников нового поколения для узбекских школ.
Новизна исследования предполагает в перспективе системное выявление возможностей использования русских пословиц как источника при обучении русскому языку как иностранному с привлечением в обучении учебников нового поколения.
Практическая значимость магистерской работы определяется ее практико-ориентированным характером. Разработанная автором система заданий на материале пословиц русского языка может применяться на уроках в узбекских школах.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, проанализированная в работе линейка учебников нового поколения дает возможность утверждать, что пословицы последовательно привлекаются в материале учебников. Авторы учебников нового поколения утверждают, что коммуникативная цель обучения русскому языку как иностранному является ведущей в Узбекской республике. На протяжении всего периода обучения со 2 по 11 класс у учащихся формируются навыки общения на русском языке в устной и письменной форме. Естественно, что для достижения этой цели привлекаются все виды речевой деятельности: чтение, письмо, аудирование, говорение. Авторы подчеркивают, что обучение должно происходить в деятельностной форме, что позволит учащимся усвоить основы коммуникации. Вместе с тем необходимо решать задачи по, развитию, воспитанию основ интернационализма и пр. Для того чтобы процесс обучения не замыкался на изучении определенного круга языковых явлений, учителю необходимо расширять работу с материалом, который позволит совершенствовать коммуникативную компетенцию обучающихся. Эту задачу возможно решить, привлекая богатейший арсенал русских пословиц. В учебниках нового поколения пословицы представлены системно, последовательно. Работа с ними разнообразна. Русские пословицы представлены в учебниках наравне с узбекскими (несколько примеров из других языков), переведенными на русский язык. Таким образом, работа с пословицами на уроках русского языка как иностранного в узбекских школах являются ценным материалом. Использование пословиц помогает учащимся осваивать нормы русского языка в сфере фонетики и грамматики. Виды фонетических упражнений помогут иностранных студентам правильно произносить звуки и ставить правильные ударения. Упражнения по грамматике помогают осваивать некоторые грамматические категории в русском языке, составляющие трудности для узбекских учеников. Пословицы на занятиях русского языка как иностранного дают возможность обогащения словарного запаса студентов, приобщения их к истории и культуре народа. Работа с этим жанром фольклора возможна в разных видах речевой деятельности–аудировании, говорении, чтении и письме. Освоение пословиц учащимися позволяет сделать их речь более эмоциональной и естественной, а самое главное, знание пословиц помогает снять барьеры в общении с носителями языка, что очень важно для узбекских школьников. В данной работе рассмотрены только некоторые аспекты работы с пословицами при обучении узбекских учащихся на занятиях РКИ(освоение фонетики и грамматики). В перспективе исследования планируется изучение более широкого круга вопросов, связанных с возможностями использования пословиц для освоения русского языка в иностранной аудитории


1. Абдуллаева С.Н. Сопоставительный анализ фонологических систем русского и узбекского языков в методических целях // Преподаватель ХХ1 век. 2017. № 1. С. 317-335.
2. Абрамкина Т.А. К вопросу о сравнении с родным языком при обучении иностранному // Вопросы лингвистики и методики преподавания иностранного языка. М.: 1968. - Вып.1. - С.4-15.
3. Азизходжаева Н.Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. Ташкент, 2003. - 265 с.
4. Аникин, В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор / В.П. Аникин. - М.: Учпедгиз, 1957. - 240 с.
5. Бабакулова М.Т. Развитие речи и методика преподавания русского языка в узбекской школе Международный научный журнал № 6 (100), часть 2 «Новости образования: исследование в XXI веке» январь, 2023 г.
6. Бахронова К. Я. Типологические особенности глагола в русском и узбекском языках / К. Я. Бахронова // Славянская культура: истоки, традиции, взаимодействие. XXIII Кирилло-Мефодиевские чтения: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 24 мая 2022 года. - М.: Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, 2022. - С. 132-137.
7. Большой толковый словарь по культурологии / Сост. Б.И. Кононенко. 2003 г. - URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/culturology-dictionary/index.htm (дата обращения: 20.04.2023).
8. Вятютнев М.Н. Теория учебника русского языка как иностранного. М., 1984. - 156 с.
9. Грицкевич Ю.Н. Русский язык как иностранный в образовательном, научном и культурно-просветительском пространстве региона / Грицкевич Ю.Н., Лукьянова С.В., Молчанова Н.С. - URL: https://obr.so/wp- content/uploads/2021/07/Statya-2 .pdf (дата обращения: 17.10.2023).
10. Даль В.И. Напутное // Пословицы и поговорки русского народа. М., 1957. - 358 с.
11. Деменева К.А. Пословицы и поговорки на уроках РКИ // Русский язык за рубежом. 2013. № 6. С. 38-44.
12. Жуков В.П. Словарь русских пословиц и поговорок. М.: Русский язык, 2000. - 544 с.
13. Зарипова Д. Современные методы обучения русскому языку Tashkent State University of Uzbek Language and Literature named after Alisher Navoi, 2021. -132 с.
14. Зимин В.И. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь / В.И. Зимин, С.Д. Ашурова, В.Н. Шанский, З.И. Шаталова. - М.: Школа- Пресс, 1994. - 320 с.
15. Зинин С.И. Русский язык в Узбекистане. [Электронный ресурс] /
Зинин С.И. Режим доступа: http://www.russkie.org/index.
php?module=fullitem&id=2955...39


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ