Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВЯЗЬ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПРОКРАСТИНАЦИИ С МЕТАКОГНИТИВНЫМИ ПРОЦЕССАМИ У СТУДЕНТОВ (В ПРИМЕРЕ УЗБЕКСКИХ И РУССКИХ СТУДЕНТОВ)

Работа №191928

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы143
Год сдачи2025
Стоимость4860 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1. Теоретические аспекты изучения взаимосвязи между академической прокрастинацией и
метакогнитивными процессами у студентов 16
1.1. Изучение прокрастинации в контексте психологических исследований 16
1.2. Феномен академической прокрастинации 21
1.3 Когнитивные факторы прокрастинации 27
1.4. Роль мотивации в проявлении прокрастинации 39
Выводы о главе 45
2. Роль метакогнитивных процессов в образовательной среде 48
2.1. Феномен метапознания 48
2.2. Метакогнитивные процессы в учебной деятельности студентов 52
2.3. Определение сущности метакогнитивных процессов личности 59
2.4. Взаимосвязь метакогнитивных процессов у студентов с академической прокрастинацией 64
Вывод о главе 70
3. Эмпирическое исследование взаимосвязи академической прокрастинации и метакогнитивных процессов у студентов 74
3.1. Постановка проблемы, целей, задач и гипотез исследования 74
3.2. Методы сбора данных и перечень обоснования методик 77
3.3. Процедура и методы статистической обработки данных 87
3.4. Результаты эмпирического исследования 92
Выводы о главе 117
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 124
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 126
ПРИЛОЖЕНИЯ А 138
ПРИЛОЖЕНИЯ Б 141


Актуальность исследования. Прокрастинация — это откладывание выполнения задач или целей на потом, неспособность приступить к работе (учебе) своевременно. Это поведенческий образец, при котором человек сознательно или бессознательно откладывает задачи, несмотря на их важность или «экстренность». Прокрастинация может возникнуть из-за различных причин, таких как отсутствие, страх неудачи, лень, перфекционизм, недостаточное планирование и управление временем, а также недостаток самоконтроля. Прокрастинация может иметь негативные последствия для развития, эмоционального состояния и общего благосостояния человека. Эффективное преодоление прокрастинации требует глубокого понимания лежащих в её основе психологических механизмов. Такой анализ позволяет разрабатывать целенаправленные стратегии, которые могут включать как развитие навыков саморегуляции и планирования (в том числе управления временем), так и работу с мотивационными, когнитивными и эмоциональными факторами. [1]. Проблема академической прокрастинации является актуальной для образовательных систем многих стран. Согласно ряду исследований, уровень распространенности академической прокрастинации варьируется: в Китае он составляет от 4 % до 19 %, в США — до 46 %, тогда как в России достигает 70 % [94; 95, с. 410]. Важно отметить, что, несмотря на высокий уровень распространенности данного феномена в российском студенческом сообществе, меры по его преодолению реализуются недостаточно эффективно, несмотря на возрастающий научный интерес к данной проблематике в отечественной психологии. Исходя из этого, нами было изучено связь академической прокрастинации с метакогнитивными процессами (навыками) у студентов. Современные студенты сталкиваются с огромной свободой, которая требует от них самостоятельной организации времени для подготовки к учебе. Однако недостаток навыков планирования и управления временем приводит к прокрастинации - откладыванию задач до последнего момента. Это не только влияет на качество работы и оценки, но и на самочувствие студентов, вызывая внутреннее напряжение и негативные эмоции. Несмотря на то, что академическая прокрастинация обусловлена множеством факторов, включая личностные особенности, мотивационные установки и эмоциональные состояния, именно метакогнитивные процессы представляют собой ключевое звено в механизме саморегуляции учебной деятельности. Метакогнитивные умения, такие как планирование, мониторинг и оценка собственного учебного поведения, обладают высокой степенью пластичности и могут быть целенаправленно развиты в ходе психолого-педагогических интервенций. В отличие от личностных черт, которые имеют относительно устойчивый характер, метакогнитивные процессы выступают как потенциально изменяемая мишень для профилактики и коррекции академической прокрастинации. Наше исследование связи метакогнитивных процессов в контексте академической прокрастинации поможет разработать эффективные стратегии преодоления этой проблемы. Несмотря на многообразие факторов, влияющих на академическую прокрастинацию, именно метакогнитивные процессы, отвечающие за планирование, мониторинг и регуляцию учебной деятельности, представляют собой потенциально модифицируемое звено, открывающее перспективы для целенаправленной психолого-педагогической коррекции. В отличие от относительно стабильных личностных черт, таких как добросовестность или нейротизм, метакогнитивные процессы представляют собой поддающиеся развитию психические механизмы, обеспечивающие эффективное управление собственной учебной деятельностью. Их центральная роль в формировании и поддержании прокрастинационного поведения обуславливается рядом теоретических и эмпирических предпосылок.
Во-первых, метакогнитивные процессы имеют непосредственное отношение к управлению действиями во времени — основному механизму откладывания, лежащему в основе академической прокрастинации. Так, планирование позволяет студенту выстраивать последовательность учебных действий, распределять время и ресурсы; его дефицит (например, неумение определить начало работы или оценить необходимое время) нередко ведет к систематическому откладыванию выполнения заданий. Мониторинг обеспечивает отслеживание хода учебной деятельности, адекватность понимания материала и эффективность используемых стратегий. При этом неадекватный мониторинг - например, переоценка собственного прогресса или игнорирование отставания - препятствует своевременной корректировке учебного поведения. Регуляция (или контроль) включает в себя выбор, применение и изменение учебных стратегий, распределение усилий, преодоление отвлекающих факторов. Нарушения на этом уровне - такие как неспособность приступить к задаче, склонность к отвлечению, избегание сложных аспектов - представляют собой сущностные проявления прокрастинации на поведенческом уровне. Следовательно, метакогнитивные процессы являются не просто сопутствующими переменными, а составляют исполнительное ядро прокрастинационного поведения.
Во-вторых, метакогнитивные процессы могут опосредовать влияние других, более дистальных факторов прокрастинации. Эмоциональные и личностные особенности, такие как тревожность, перфекционизм или низкая самоэффективность, часто реализуют свое влияние не напрямую, а через нарушение механизмов саморегуляции. Так, студент, испытывающий страх неудачи, может избегать планирования или осознанного мониторинга своей деятельности, что в итоге приводит к откладыванию. Хотим отметить, что анализ метакогнитивных процессов позволяет проследить пути, через которые эмоционально-личностные детерминанты трансформируются в прокрастинирующее поведение.
Наконец, ключевым преимуществом метакогнитивных процессов как объекта изучения и коррекции выступает их относительная обучаемость и пластичность. В отличие от личностных черт, изменение которых требует продолжительной и глубокой психотерапевтической работы, метакогнитивные знания и навыки (например, целеполагание, декомпозиция задач, оценка временных затрат, ведение рефлексивных журналов, выбор стратегий обучения и контроля внимания) могут быть эффективно сформированы посредством образовательных и тренинговых программ. Таким образом, развитие метакогнитивных способностей студентов открывает путь к созданию практико-ориентированных интервенций, направленных на профилактику и снижение академической прокрастинации.
Вывод. Метакогнитивные процессы занимают центральное место в механизме академической прокрастинации, поскольку обеспечивают операциональную основу саморегуляции учебной деятельности, опосредуют влияние других факторов и, что особенно важно для психолого¬педагогической практики, обладают высоким потенциалом для целенаправленного развития. Таким образом, наше исследование является важным шагом в понимании и решении проблемы академической прокрастинации среди студентов, и может способствовать разработке целенаправленных стратегий для улучшения образовательного процесса.
Проблема данного исследования. Метакогнитивные процессы позволяют человеку эффективно управлять и контролировать свои мыслительные процессы [12, с. 129], включая планирование, мониторинг и регулирование своей когнитивной деятельности, это так или иначе связано с принятием решения отложить дела или выполнить их сейчас. В случае откладывания дел у человека, который обучается в школе или ВУЗе, может развиваться академическая пракрастинация. Направление изучение академической пракрастинации в контексте метакогнитивной регуляции выглядит перспективно, в научной литературе крайне мало публикаций, раскрывающих специфику связи между метакогнитивными процессами и академической пракрастинацией. Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности теоретических моделей и эмпирических данных, комплексно описывающих специфику и механизмы взаимосвязи между различными компонентами метапознания (знаниями, мониторингом, регуляцией) и проявлениями академической прокрастинации у студентов. Существующие исследования часто рассматривают эти феномены изолированно или фокусируются на отдельных аспектах, что затрудняет создание научно обоснованных программ профилактики и коррекции академической прокрастинации, учитывающих роль метакогнитивной регуляции. Особую актуальность проблема приобретает в контексте поликультурной образовательной среды, где могут проявляться специфические паттерны взаимодействия метакогнитивных процессов и прокрастинации, требующие дифференцированного подхода к исследованию и вмешательству. Метакогнитивные процессы относятся к осознаванию, контролю и регуляции когнитивных процессов, таких как планирование, мониторинг и оценка собственного мышления в учебной деятельности. С одной стороны, теоретически признается ключевая роль метакогнитивных процессов в саморегуляции учебной деятельности и преодолении трудностей. С другой стороны, эмпирические данные о конкретных механизмах взаимосвязи различных компонентов метапознания (знаний, мониторинга, регуляции) и академической прокрастинации у студентов остаются фрагментарными и недостаточными для разработки научно обоснованных программ коррекции.
Объект исследования: Академическая прокрастинация у студентов ВУЗа.
Предмет исследования: Взаимосвязь характеристик академической прокрастинации и показателей развития метакогнитивных процессов у студентов.
Цель исследования: является исследовать и охарактеризовать взаимосвязь между уровнем развития метакогнитивных процессов (включая их структурные компоненты) и степенью выраженности академической прокрастинации у студентов-психологов, а также выявить возможные этнокультурные особенности данной взаимосвязи.
Для достижений данной цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературные источники по проблеме академической прокрастинации.
2. Прояснить личностные факторы формирования академической прокрастинации.
3. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение
связи академической прокрастинации с метакогнитивными процессами у студентов.
4. Проанализировать полученные данные и соотнести их с имеющимися в научной литературе.
Задачи исследования.
1. Провести теоретический анализ подходов к изучению феноменов академической прокрастинации и метакогнитивных процессов.
2. Проанализировать современные исследования роли метакогнитивных процессов в возникновении и преодолении академической прокрастинации.
3. Подобрать (или разработать) и обосновать комплекс психодиагностических методик для измерения академической прокрастинации и метакогнитивных процессов у студентов.
4. Провести эмпирическое исследование для выявления уровня академической прокрастинации и развития метакогнитивных процессов у студентов.
5. Осуществить статистический анализ данных с целью выявления взаимосвязей между изучаемыми феноменами.
6. Проанализировать и интерпретировать полученные результаты в контексте поставленной проблемы и существующих теорий.
7. Сравнить показатели прокрастинации и метакогнитивных процессов у студентов разных этнокультурных групп.
Гипотеза исследования. «Предполагается, что существует статистически значимая отрицательная взаимосвязь между уровнем развития метакогнитивных процессов (включая метакогнитивные знания и регуляцию) и уровнем выраженности академической прокрастинации у студентов: чем ниже уровень развития метакогнитивных процессов, тем выше склонность к академической прокрастинации.
Теоретико-методологическую основу настоящего исследования составили: теория метапознания (Дж. Флейвелл, А. Браун, М.А. Холодная), теория саморегуляции учебной деятельности (В.И. Моросанова, Б. Циммерман), когнитивные подходы к прокрастинации (Дж. Феррари, П. Стил), концепция когнитивных стилей (М.А. Холодная)
Выборку данного исследования составили 120 студентов Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (филиал в Ташкенте, Узбекистан) и Самаркандского государственного университета имени Шарофа Рашидова (Самарканд, Узбекистан).
Научная новизна данного исследования заключается в комплексном подходе к анализу взаимосвязи между академической прокрастинацией и метакогнитивными процессами у студентов. В рамках работы были выявлены следующие аспекты, обладающие новаторским характером:
1. Установлены особенности взаимосвязи уровня академической прокрастинации с различными компонентами метапознания, включая как метакогнитивные знания, так и регуляторные механизмы (мониторинг, контроль, оценка).
2. Выявлена этнокультурная специфика прокрастинационного поведения и его когнитивных детерминант на примере выборки студентов из России и Узбекистана, что позволило расширить представления о влиянии социокультурных факторов на механизмы саморегуляции учебной деятельности.
3. Уточнена роль дополнительных психологических переменных - таких как учебная мотивация и склонность к рефлексии - во взаимосвязи между академической прокрастинацией и метакогнитивными процессами, что позволило дифференцировать вклад различных психических структур в формирование прокрастинационного поведения.
Теоретическая значимость работы состоится в...
углублении научных представлений о роли метакогнитивных процессов в детерминации академической прокрастинации;
эмпирическом обосновании положений теорий саморегуляции и метапознания применительно к проблеме откладывания учебных задач студентами;
получении новых данных о возможных этнокультурных вариациях в проявлении и взаимосвязи изучаемых феноменов, что вносит вклад в кросс - культурную психологию.
Практическая значимость исследования определяется тем, что его результаты могут быть использованы:
при разработке и апробации тренингов и психокоррекционных программ, направленных на развитие метакогнитивных навыков у студентов с целью снижения академической прокрастинации;
в психологическом консультировании студентов по вопросам организации учебной деятельности;
для подготовки методических рекомендаций преподавателям ВУЗов по формированию метакогнитивной компетентности обучающихся;
при разработке диагностических комплексов для выявления студентов группы риска.
Положения, выносимые на защиту:
1. Существует статистически значимая отрицательная взаимосвязь между уровнем развития метакогнитивных процессов (особенно метакогнитивной регуляции) и частотой академической прокрастинации у студентов.
2. Структура взаимосвязи между метакогнитивными процессами и академической прокрастинацией имеет этнокультурную специфику: у студентов из России академическая прокрастинация в большей степени связана с метакогнитивной регуляцией (например, саморегуляцией и контролем понимания), тогда как у студентов из Узбекистана прокрастинация теснее связана с уровнем метакогнитивных знаний (например, представлениями о собственном мышлении и стратегии обучения).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе написания магистерской работы было установлено, что прокрастинация рассматривается в современной психологии как сознательное или бессознательное откладывание субъектом запланированных дел, несмотря на понимание негативных последствий, возникающих из-за такой отсрочки. Особое внимание в исследовании было уделено академической прокрастинации как одной из наиболее распространенных форм проявления прокрастинационного поведения у студентов.
В первой главе был проведен теоретический анализ феномена академической прокрастинации. Изучены различные подходы к определению прокрастинации в рамках когнитивной, мотивационной и личностно-ориентированной парадигм. Особое внимание уделено описанию поведенческих и психологических характеристик академической прокрастинации, ее классификации, а также роли мотивационных и когнитивных факторов в ее формировании. Также были рассмотрены механизмы саморегуляции и значимость личностных характеристик в проявлении склонности к откладыванию учебных задач.
Во второй главе внимание было сосредоточено на феномене метапознания и специфике метакогнитивных процессов в учебной деятельности студентов. Были раскрыты структура и компоненты метакогнитивных процессов, такие как метакогнитивные знания, мониторинг, контроль и регуляция. Установлено, что развитие метакогнитивных умений способствует повышению уровня осознанной саморегуляции и может играть ключевую роль в управлении учебной активностью. Отдельное внимание было уделено возможности целенаправленного формирования метакогнитивных процессов в образовательной среде, особенно у студентов, склонных к академической прокрастинации.
В третьей главе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи между уровнем выраженности академической прокрастинации и развитием метакогнитивных процессов у студентов-психологов. Были описаны цели, гипотеза и задачи исследования, обоснован выбор диагностических методик, приведена процедура сбора и статистической обработки данных.
По результатам проведенного корреляционного и сравнительного анализа не было выявлено статистически значимой отрицательной связи между уровнем развития метакогнитивных процессов (включая метакогнитивные знания и регуляторные механизмы) и уровнем выраженности академической прокрастинации. Таким образом, выдвинутая гипотеза о наличии обратной взаимосвязи между данными феноменами не подтвердилась.
Полученные результаты свидетельствуют о более сложной и, возможно, опосредованной природе взаимодействия между метакогнитивными механизмами и прокрастинационным поведением. Это может говорить о наличии скрытых переменных (например, уровня тревожности, учебной мотивации, уровня самоконтроля и личностных установок), которые могут модифицировать влияние метакогнитивных процессов на склонность к откладыванию выполнения учебных задач.
Следовательно, академическая прокрастинация у студентов не может быть объяснена исключительно дефицитом метакогнитивных умений. Перспективным направлением будущих исследований представляется более глубокий анализ опосредующих и модераторных переменных, а также проведение лонгитюдных и межкультурных исследований.



1 Королева А. С. Феномен прокрастинации в отечественной и
зарубежной литературе / А. С. Королева, А. Ю. Клейменова. // Вестник магистратуры. - 2020. - № 10 (73). - С. 50-54. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-prokrastinatsii-v-otechestvennoy-i- zarubezhnoy-literature(дата обращения: 10.06.2025).
2 Новосельцева Д. В. Феномен прокрастинации в социально -
гуманитарном знании / Д. В. Новосельцева, М. Р. Валиуллин // Актуальные исследования. -2021. - №31 (58). - С. 29-31. - URL:
https://apni.ru/article/2762-fenomen-prokrastinatsii-v-sotsialno-gumanitar (дата обращения: 10.06.2025).
3 Калинина Т. В. Феномен прокрастинации : современные
исследования // Приволжский научный вестник. - 2016. - № 11. - С. 58-61. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-prokrastinatsii-sovremennye-
issledovaniya/viewer (дата обращения: 10.06.2025).
4 Варваричева Я. И. Феномен прокрастинации : проблемы и
перспективы исследования // Вопросы психологии. - 2010. - № 3. - С. 121¬130. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18931766(дата обращения:
10.06.2025).
5 Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена
прокрастинации // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2. - С. 22-41. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-osnovy-izucheniya-fenomena- prokrastinatsii(дата обращения: 10.06.2025).
6 Колесниченко М. Б. Социологический подход к студенческой
прокрастинации // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. - 2018. - № 2. С. 17-26. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsiologicheskiy-podhod-k-studencheskoy- prokrastinatsii(дата обращения: 10.06.2025).
7 Сманов Д. А. Когнитивные особенности и предикторы
прокрастинации. Научный результат // Педагогика и психология образования. - 2023. - Т. 9, № 2. - С. 97-109. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/kognitivnye-osobennosti-i-prediktory- prokrastinatsii(дата обращения: 10.06.2025).
8 Ellis A. Overcoming procrastination / A. Ellis, W. Knaus. - New York : Signet Books, 1977. - 192 p.
9 Milgram N. Procrastination : A Malady of Modern Time // European Journal of Personality. - 1993. - № 14. - P. 141-156.
10 Lay C. Explaining lower-order traits through higher order factors : the case of trait procrastination, conscientiousness, and the specificity dilemma // European Journal of Personality. - 1997. - № 11. - P. 267-278. - URL: https://psycnet.apa.org/record/1997-43720-002 (access date: 10.06.2025).
11 Steel P. The Nature of Procrastination : A Meta-Analytic and Theoretical
Review of Quintessential Self-Regulatory Failure // Psychological Bulletin. - 2007. № 133. - P. 65-94. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/6598646_The_nature_of_procrastination _a_metaanalytic_and_theoretical_review_of_quintessential_selfregulatory_failure _Psychol_Bull_133_65-94 (access date: 10.06.2025).
12 Ковалевич И. А. Развитие метакогнитивных процессов у студентов в профессиональном оброзовании / И. А. Ковалевич, М. М. Манушкина, Л. А. Дьяченко // Проблемы современного педагогического образовании. - 2022. - № 75-4. - С. 128-131. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49119604(дата обращения: 10.06.2025).
13 Beswick G. Psychological antecedents of student procrastination / G.
Beswick, E. D. Rothblum, L. Mann. - DOI: 10.1080/00050068808255605 // Australian Psychologist. - 2007. - № 23 (2). - P. 207-217. - URL:
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/00050068808255605 (access date: 10.06.2025).
14 Zarin А. Prediction of academic procrastination by fear of failure and seld-regulation / A. Zarin, E. Garcia, M. Pixao // Educational Sciences : Theory and Practice. - 2020. - № 20 (3). - P. 34-43.
15 Park S. Academic procrastinators and their self-regulation // Psychology.
- 2012. - № 3 (1). - P. 12-13. - URL:
https://www.scirp.org/journal/paperinformation?paperid=17051 (access date: 10.06.2025).
16 Попова Д. И. Влияние смысловой установки как причина
академической прокрастинации студентов высших учебных заведений // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2020. - № 18 (1). - С. 5-19. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vliyanie-smyslovoy-ustanovki-kak-prichina- akademicheskoy-prokrastinatsii-studentov-vysshih-uchebnyh-zavedeniy (дата
обращения: 10.06.2025).
17 Zhu D. P. Feeling of academic success, learning adaptability and academic procrastination of the college students major. - DOI: 10.1007/978-1- 4614-3872-4_30 // Lecture Notes in Electrical Engineering. - 2015. - Vol. 163. - P. 231-237. - URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-1-4614-3872- 4_30 (access date: 10.06.2025).
18 Попова Д. И. Академическая прокрастинация : аспекты
откладывания выполнения учебных заданий студентами / Д. И. Попова, М. Е. Беликова // Северо-Кавказский психологический вестник. - 2021. - № 19 (1).
- С. 61-77. - URL: https://skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/513(дата обращения: 10.06.2025).
19 Malik J. A. Akademic stress predicted by academic procrastination among young adults : Moderating role of peer influence resistance // Journal of Liaquat University of Medical & health Sciences. - 2019. - № 18 (1). - P. 65-70.
- URL: https://www.researchgate.net/publication/332718859_Academic_Stress_Predicted _by_Academic_Procrastination_among_Young_Adults_Moderating_Role_of_Peer _Influence_Resistance (access date: 10.06.2025).
20 Tice D. M. Longitudinal study of procrastination, performance, stress,
and health : The cost and benefits of dawdling / D. M.Tice, R. F. Baumeister // Psychological Science. - 1997. № 8. - P. 454-458. - URL:
https://journals.sagepub.com/doi/10.1111/j.1467-9280.1997.tb00460.x (access
date: 10.06.2025).
21 Katz I. “I’ll do it later” : Type of motivation, self-efficacy and homework procrastination / I. Katz, K. Eilot, N. Nevo // Motivation and Emotion. - 2014. - № 38. - P. 111-119. - URL: https://link.springer.com/article/10.1007/s11031-013- 9366-1 (access date: 10.06.2025).
22 Пушкина А. В. Взаимосвязь показателей перфекционизма и прокрастинации // Вестник Брянского государственного университета. - 2015. - № 3. - С. 71-74. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZvzaimosvyaz- pokazateley-perfektsionizma-i-prokrastinatsii(дата обращения: 10.06.2025).
23 Zacks S. Academic interventions for academic procrastination : A review
of the literature / S. Zacks, M. Hen // Journal of Prevention & Intervention in the Community. - 2018. - № 46 (2). - P. 117-130. - URL:
https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/29485384/ (access date: 10.06.2025).
24 Solomon L. Academic procrastination : Frequency and cognitive-
behavioral correlates / L. Solomon, E. D. Rothblum // Journal of Counseling Psychology. -1984. - № 31 (4) - P. 503-509. - URL:
https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0022-0167.31.4.503 (access date: 10.06.2025).
25 Карпов А. А. Общие способности в структуре метакогнитивных качеств личности : монография / А. А. Карпов. - Ярославль : Ярославский государственный университет, 2014. - 272 с.
26 Кашапов М. М. Творческая деятельность профессионала в контексте когнитивного и метакогнитивного подхода / М. М. Кашапов. - Ярославль : Ярославский государственный университет, 2012. - 384 с.
27 Flavell J. H. Cognitive Development / J. H. Flavell, P. H. Miller, S. A. Miller. - 4th ed. - River : Pearson Education Inc, 2002. - 432 p. - URL:
https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=2800554 (access
date: 10.06.2025).
28 Brown A. L. Metacognition, executive control, self-regulation, and other more mysterious mechanisms / Metacognition, Motivation, and Understanding / A. L. Brown ; ed. F. E. Weinert, R. H. Kluwe. - Hillsdale, 1987. - P. 65-116. - URL: https://www.scirp.org/reference/referencespapers?referenceid=2132939 (access date: 10.06.2025).
29 Tobias S. Knowing what you know and what you don’t : further research on metacognitive knowledge monitoring : College Board Research Report № 2002-3 / S. Tobias, H. T. Everson. - New York : College Board, 2002. - 31 p. - URL:
https ://www.academia.edu/84542633/Knowing_what_you_know_and_what _you_dont_Further_research_on_metacognitive_knowledge_monitoring (access date: 10.06.2025).
30 Taylor S. Better Learning through Better Thinking : Developing Students
Metacognitive Abilities // Journal of College Reading and Learning. - 1999. - Vol. 30, is. 1. P. 34-45. - URL:
https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/10790195.1999.10850084 (access date: 10.06.2025).
31 Шартье Д. Обучение и перенос когнитивных и метакогнитивных стратегий / Д. Шартье, Э. Лоарер // Когнитивное обучение : современное состояние и перспективы. -М., 1997. - С. 201-216.
32 Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена
прокрастинации // Личность в меняющемся мире : здоровье, адаптация, развитие. - 2013. - № 2. - С. 22-41. - URL:
http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=41(дата обращения: 10.06.2025).
33 Барабанщикова В. В. Феномен прокрастинации в деятельности
спортсменов индивидуальных и командных видов спорта / В. В. Барабанщикова, М. В. Останина, О. А. Климова. - DOI:
10.11621/npj.2015.0310 // Национальный психологический журнал. - 2015. -
№ 3. - С. 91-104. - URL: https://cyberleninka.ru/articleZn/fenomen-
prokrastinatsii-v-deyatelnosti-sportsmenov-individualnyh-i-komandnyh-vidov- sporta/viewer (дата обращения: 10.06.2025).
34 Ellis A. Overcoming procrastination / A. Ellis, W. J. Knaus. - New York : Signet Books, 1977. - 192 p.
35 Burka J. Procrastination : Why you do it, what to do about it / J. Burka, L. Yuen. - Cambridge : Da Capo, 1983. - 336 p.
36 Egoidentity and academic procrastination among university students / J. R. Ferrari, R. N.Wolfe, J. C.Wesley [et al.] // Journal of College Student Development. - 1995. - Vol. 36, № 4. - P. 361-367.
37 Bezci F. Academic procrastination and gender as prediction of science achievement / F. Bezci, S. Vural // Journal of Education and Instructional Studies in the World. - 2013. - Vol. 3, № 2. - P. 64-68.
38 Understanding the Cognitive and Genetic Underpinnings of Procrastination : Evidence for Shared Genetic Influences With Goal Management and Executive Function Abilities / D. E. Gustavson, A. Miyake, J. K. Hewitt [et al.]. - DOI: 10.1037/xge0000110 // Journal of Experimental Psychology : General Journal. - 2015. - Vol. 144, № 6. - P. 1063-1079. - URL: https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2Fxge0000110 (access date: 10.06.2025).
39 Chun C. A. H. Rethinking of Procrastination : Positive Effects of «Active» procrastination behaviour on attitudes and performance / A. H. C. Chun, J. N. Choi // The Journal of Social Psycology. - 2005. - Vol. 145, № 3. - P. 245¬264.
40 Канеман Д. Думай медленно... решай быстро / Д. Канеман. - М. : АСТ, 2023. - 656 с.
41 Канеман Д. Принятие решений в неопределенности : правила и предубеждения / Д. Канеман. - Харьков : Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2021. - 540 с.
42 Бек А. Когнитивная психотерапия расстройств личности : Практикум по психотерапии / А. Бек, А. Фримен. - СПб. : Питер, 2002. - 544 с.
43 Cognitive Therapy of Depression / A. Beck, A. Rush, B. Shaw, G. Emery. - New York : Guilford, 1979. - 425 p.
44 Роджерс К. Р. Становление личности. Взгляд на психотерапию / К. Р. Роджерс. - М. : Эксмо-Пресс, 2001. - 416 с.
45 Фестингер Л. Современная зарубежная социальная психология / Л. Фестингер. - М. : Издательство Московского университета, 1984. - 256 с.
46 Jansen E. Sexual arousal in men : a review and conceptual analysis / E. Jansen, W. Ivrard ; ed. D. N. Isaev. - Saint-Petersburg : Peter, 2002. - P. 67-90.
47 Pratkanis A. R. Attitude structure and function / A. R. Pratkanis, S. J. Breckler, A. G. Greenwald. - Abingdon : Taylor & Francis Inc, 1989. - 472 p.
48 Леонтьев Д. А. Тест жизнестойкости / Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.
49 Maddi S. The Hardy Executive : Health under Stress / S. Maddi, S. Kobasa. - Homewood : Irwin Professional Pub, 1984. - 131 p.
50 Cognitive control : A study of individual consistencies in cognitive
behavior / R.W. Gardner, P. S. Holzman, G. S. Klein [et. al.]. - DOI:
10.1037/11216-000. - 1959. - № 1. - P. 1-186. - URL:
https://www.amazon.com/Cognitive-Control-Individual-Consistencies- Psychological/dp/0823610004 (access date: 10.06.2025).
51 Холодная М. А. Когнитивные стили : О природе
индивидуальногоума / М. А. Холодная. - СПб. : Питер, 2004. - 384 с.
52 Кормачева И. Н. Эмоциональные, волевые и мотивационные детерминанты прокрастинации личности (на примере учебной активности) : дис. ... канд. психол. наук / И. Н. Кормачева. - СПб., 2021. - 210 с.
53 Рызова С. В. Влияние прокрастинации на психологическую адаптацию учащейся молодежи и ее психологическая коррекция методами когнитивно-поведенческой психотерапии : дис. . канд. мед. наук / С. В. Рызова. - М., 2019. - 142 с. - URL: https://cmrvsm.ru/wp- content/uploads/2019/04/Dissertatsiya-Ryzovoj-S.V.-na-sajt.pdf(дата обращения: 10.06.2025).
54 Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации / Е. В. Веденеева, Е. В. Забелина, И. А. Трушина [и др.] // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2018. - Т. 6, № 4. - С. 289-292.
55 Ясин М. И. Концепция когнитивной закрытости : история и
смежные понятия. - DOI: 10.34216/2073-1426-2020-26-1-174-181 // Вестник Костромского государственного университета. - 2020. - Т. 26, № 1. - С. 174¬181. - URL:
https://www.researchgate.net/publication/342611287_KONCEPCIA_KOGNITIV NOJ_ZAKRYTOSTI_ISTORIA_I_SMEZNYE_PONATIA_COGNITIVE_CLOS URE_CONCEPT_HISTORY_AND_RELEVANT_NOTIONS (дата обращения: 10.06.2025).
56 Ивутина Е. П. Академическая прокрастинация как проявление защитносовладающего поведения у студентов / Е. П. Ивутина, Е. С. Шуракова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. - 2013. - № 4 (1). - С. 146-151.
57 Зарипова Т. В. Взаимосвязь академической прокрастинации и учебной мотивации студента / Т. В. Зарипова, Н. А. Данилова // Омский научный вестник. - 2015. - № 4 (141). - С. 122-126.
58 Солынин Н. Э. Особенности защитного и совладающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / Н. Э. Солынин, А. В. Лингурарь // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 184¬188.
59 Ларских М. В. Взаимосвязь между перфекционизмом и
прокрастинацией у студентов / М. В. Ларских, Н. Г. Матюхина // Universum : Психология и образование. - 2015. - № 7 (17). - С. 1-7. - URL:
http://7universum.com/ru/psy/archive/item/2370(дата обращения 01.05.2024).
60 Особенности психологического времени личности студентов, склонных к прокрастинации / Е. В. Веденеева, Е. В. Забелина, И. А. Трушина [и др.] // Азимут научных исследований : педагогика и психология. - 2017. - Т. 6, № 4 (21). - С. 289-292.
61 Wolters C. A. Understanding procrastination from a self-regulated
learning perspective. - DOI: 10.1037/0022-0663.95.1.179 // Journal of Educational Psychology. - 2003. - № 95 (1). - P. 179-187. - URL:
https://psycnet.apa.org/doiLanding?doi=10.1037%2F0022-0663.95.1.179 (access date: 10.06.2025).
62 A Metacognitive model of procrastination / B. A. Fernie, Z. Bharucha, A.
V. Nikcevic [et. al.] // Journal of Afective Disorders. - 2017. - № 210. - P. 196¬203. - URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0165032716
315051?via%3Dihub (access date: 10.06.2025).
63 Corkin D. M. Comparing active delay and procrastination from a self¬
regulated learning perspective / D. M. Corkin, L. Y. Shirley, S. F. Lindt. - DOI: 10.1016/j.lindif.2011.07.005 // Learning and Individual Diferences. - 2011. - № 21 (5). - P. 602- 606. - URL:
https ://www. sciencedirect.com/science/article/pii/S 1041608011000823 ?via%3Dih ub (access date: 10.06.2025).
64 Cao L. Diferences in procrastination and motivation between undergraduate and graduate students // Journal of the Scholarship of Teaching and Learning. - 2012. - № 12 (2). - P. 39-64.
65 Zhou M. Trait procrastination, self-efcacy and achievement goals : The mediation role of boredom coping strategies / M. Zhou, C. C. S. Kam. - DOI: 10.1080/01443410.2017.1293801 // Educational Psychology. - 2017. - № 37 (7). - P. 854-872. - URL: https://www.tandfonline.com/doi/full/10.1080/01443410.201 7.1293801 (access date: 10.06.2025).
66 Decisional procrastination in academic settings : The role of metacognitions and learning strategies / V. De Palo, L. Monacis, S. Miceli [et. al.].
- DOI: 10.3389/fpsyg.2017.00973 // Frontiers in Psychology. - 2017. - № 8. - P. 1-8. - URL: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2017.00973 (access date: 10.06.2025).
67 Park S. Academic procrastinators and their self-regulation // Psychology.
- 2012. - № 3 (1). - C. 12-23.
68 Schraw G. Promoting self-regulation in science education :
Metacognition as part of a broader perspective on learning / G. Schraw, K. J. Crippen, K. Hartley. - DOI: 10.1007/s11165-005-3917-8 // Research in Science Education. - 2006. - № 36 (1-2). - P. 111-139. - URL:
https://link.springer.com/article/10.1007/s11165-005-3917-8 (access date:
10.06.2025).
69 Matthews G. Attention and emotion : A clinical perspective / G. Matthews, A. Wells. - London : Psychology Press, 1995. - 416 p.
70 Huntley C. D. Examining the role of positive and negative metacognitive beliefs in depression / C. D. Huntley, P. L. Fisher // Scandinavian Journal of Psychology. - 2016. - № 57 (5). - P. 446-452.
71 Кобзева О. В. Поведенческий компонент в структуре Я-концепция студентов с нарушением развития // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 4 (194). - С. 485-489.
72 Steel P. Integrating theories of motivation / P. Steel, C. J. Konig // Academy
of management review. - 2006. - № 31 (4). - P. 889-913.
73 Lord R. G. Self-regulation at work / R. G. Lord, J. M. Dienfendorf, A. M. Schmidt // Annual review of psychology. - 2009. - № 61 (1). - P. 543-568.
74 Рожков Е. М. Мотивация достижения успеха и избегания неудач в работах отечественных и зарубежных ученых // Современная наука. - 2014.- № 3. - С. 1-3.
75 Солынин Н. Э. Особенности защитного и совпадающего поведения студентов с разным уровнем прокрастинации / Н. Э. Солынин, А. В. Лингурарь // Ярославский педагогический вестник. - 2017. - № 3. - С. 184¬188.
76 Марьина М. Н. Особенности прокрастинации у подростков с разным уровнем мотивации достижения и избегания неудач / М. Н. Марьина, О. П. Гурова // Вестник науки. - 2022. - Т. 3, № 11 (56). - С. 146-151.
77 Митина Л. М. Смысложизненные ориентации субъектов образования в условиях радикальных социокультурных и технологических перемен // Психологические проблемы смысла жизни и акме. - 2021. - № 1. - С. 108-112.
78 Леонтьев Д. А. Психология саморегуляции в XX веке / Д. А. Леонтьев; под ред. В. И. Моросановой. - СПб. ; М. : Нестор-История, 2011. - 467 с.
79 Gray W. S. The twenty-fourth yearbook of the National Society for the Study of Education / Gray W. S. - Bloomington : Public School Publishing, 1925. - 410 p.
80 Hart J. T. Memory and the feeling-of knowing experience / J. T. Hart, R. G. Kuhlen // Journal of Educational Psychology. - 1965. - № 56. - P. 208-216.
81 Flavell J. H. Metacognition and cognitive monitoring a new area of cognitive developmental Inquiry // American Psychologist. - 1979. - № 34 (10). - P. 906-911.
82 White B. Y. Inquiry, Modeling, and Metacognition : Making Science Accessible to All Students / B. Y. White, J. R. Frederiksen // Cognition and Instruction. - 1998. - Vol. 16, № 1. - Р. 3-118.
83 Моросанова В. И. Саморегуляция и индивидуальность человека / В. И Моросанова. - М. : Институт психологии РАН, 2010. - 519 с.
84 Чернокова Т. Е. Метапознание : проблемы структуры, типологии, развития / Т. Е. Чернокова. - Архангельск : Издательство САФУ, 2014. - 168 с.
85 Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования / М. А. Холодная. - СПб. : Питер, 2002. - 272 с.
86 Карпов А. В. Метасистемная организация индивидуальных качеств личности / А. В. Карпов. - Ярославль : ЯрГУ, 2018. - 744 с.
87 What brings intentions to mind? An in situ study of prospective memory / A. J. Sellen, G. Louie, J. E. Harris, A. J. Wilkins // Memory. - 1997. - № 5. - P. 483-507.
88 Wilson N. The relationships and impact of teachers’ metacognitive knowledge and pedagogical understandings of metacognition / N. Wilson, H. Bai // Metacognition Learning. - 2010. - № 5 (3). - P. 269-288.
89 Бызова В. М. Психология метакогнитивизма: вызовы
современности : монография / В. М. Бызова, Е. И. Перикова. - СПб. : Скифия-Принт, 2020. - 140 с.
90 Карпов А. А. Дифференциальные аспекты структурной организации метакогнитивных качеств личности // Ярославский психологический вестник. - 2016. - № 35. - С. 17-21
91 Zimmerman B. J. Handbook of Self-Regulation of Learning and Performance / B. J. Zimmerman, D. H. Schunk. - New York : Routledge, 2011. - 530 р.
92 Kallio H. Modelling the Components of Metacognitive Awareness / H. Kallio, K. Virta, M. Kallio // International Journal of Educational Psychology. - 2018. - № 7 (2). - Р. 94-122
93 Моросанова В. И. Диагностика саморегуляции человека / В. И. Моросанова, И. Н. Бондаренко. - М. : Когито-Центр, 2015. - 304 с.
94 Moonaghi H. Academic procrastination and its characteristics : A Narrative Review / H. Moonaghi, T. Beydokhti. - DOI: 10.22038/FMEJ.2017.9049 // Future of Medical Education Journal. - 2017. - Vol. 7, is. 2. - P. 43-50. - URL: https://www.semanticscholar.org/paper/Academic- procrastination-and-its-characteristics%3A-A-Moonaghi-Beydokhti/1648051631f5 9f4e445591e69e79ccf078aebd19 (access date: 10.06.2025).
95 Далаев С. Б. Факторы возникновения и способы преодоления прокрастинации в студенческой среде / С. Б. Далаев, Н. Б. Бальжинимаева // Медицина завтрашнего дня : материалы XVII межрегиональной науч. практ. конф., Чита, 17-20 апр. 2018 г. - Чита, 2018. - С. 409-410.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ