Аннотация 2
Глава 1 «Сервисное» управление 11
1.1. Концепция «сервисного» публичного управления 11
1.2. Развитие сервисного публичного управления в Российской Федерации .. 25
1.3. Технологии «сервисного» государственного управления в Российской
Федерации 31
Глава 2 Теория и практика градостроительной деятельности в органах местного самоуправления 39
2.1. Анализ функционирования системы предоставления муниципальных
услуг в сфере градостроительства 39
2.2. Информационная система градостроительной деятельности как
«сервисная» структура для реализации полномочий в сфере градостроительной деятельности 44
2.3. Проблемы в системе градостроительного регулирования в органах
местного самоуправления 58
Глава 3 Совершенствование механизмов «сервисности» в процессах регулирования градостроительной деятельности 63
3.1. Методология и методика проведения мониторинга организации
«сервисной» деятельности органов местного самоуправления 63
3.2. Анализ результатов исследования 66
3.1 Предложения по повышению «сервисности» в системе управления градостроительной деятельности 77
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЕ 101
В условиях постиндустриального общества, реформы государственного управления привели к реализации построения в России реформы «сервисного» (сервисно-ориентированного) государства. В новой парадигме социального управления основным принципом принятия решений является патисипативность. Идеология «сервисной» модели государства состоит в том, что граждане больше не являются объектом управления, а участвуют в процессе определения и содержания услуг, оказываемых государством.
Органы государственного и муниципального управления стремятся именно к такой системе управления в Российской Федерации, в которой взаимодействие граждан с органами власти выводит управление на совершенно иной уровень, где интересы и потребности общества являются главной ценностью и главным ориентиром при принятии управленческий решений.
Современное общество включилось в глобальный процесс интенсивной информатизации и на сегодняшний день, система публичного управления проходит этап «цифровизации», будучи отличительным признаком «сервисного» государства. В период различных информационных потоков, которые постоянно расширяют сферы своего применения, органами власти активно используются современные информационно-коммуникационные технологии в целях осуществления коммуникаций, как между собой, так и с гражданами и иными субъектами гражданского общества.
Таким образом, в управленческой деятельности, развивается внедрение сетевых и электронных технологий, благодаря которым жизнеобеспечение человека реализуется путем получения публично-правовых услуг. Также данный подход дает возможности политической активности населения и осуществления властно-правовой коммуникации, позволяющей контролировать и управлять государством, путем выражения общественного мнения.
Важным аспектом в повышении качества жизни человека является градостроительная деятельность, которая стоит в основе развития любой территории. Такая деятельность неразрывно связана с анализом и обработкой пространственных данных, с необходимостью повышения эффективности принимаемых решений в сфере градорегулирования и управления в целом. Все это определяет необходимость модернизации единой автоматизированной системы управления градостроительным развитием территории, которая позволит улучшить взаимодействие органов власти как межведомственно, так и с населением.
Актуальность данного исследования обусловлена необходимостью совершенствования системы сервисного взаимодействия органов публичного управления и граждан, путем развития индивидуальных услуг для граждан в цифровом формате, так как Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» говорит о совершенствовании, а также скорейшем внедрении информационных технологий и платформенных решений в области оказания государственных услуг. Решение проблем эффективного взаимодействия органов местного самоуправления с населением, в целях повышения качества предоставления муниципальных услуг, является одним из ключевых направлений развития экономики страны.
Востребованность «сервисной» модели возрастает с каждым годом, в связи с чем повышается актуальность задачи построения «сервисного» государства и мероприятий по ее реализации.
Несмотря на многообразие форм и технологий взаимодействия государства и общества, именно принципы «сервисности» решают множество актуальных проблем в предоставлении муниципальных услуг, а также формируют основу для благоприятного развития государства в целом.
В диссертационном исследовании ставится целью совершенствование технологий предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности.
Решению поставленной цели служат следующие задачи:
1. Исследовать особенности концепции «сервисного» управления на территории Российской Федерации;
2. Проанализировать особенности функционирования системы предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительства;
3. Выявить проблемы, связанные с оказанием муниципальных услуг в сфере градостроительства на территории муниципального образования «Город Томск»;
4. Провести анализ удовлетворенности получателей муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности на территории муниципального образования «Город Томск»;
5. Дать рекомендации по совершенствованию предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности в департаменте архитектуры и градостроительства администрации Города Томска.
Объектом исследования является реализация сервисной модели публичного управления в органах местного управления в сфере градостроительства.
Предметом исследования является технологии деятельности предоставления муниципальных услуг как способ реализации сервисной модели публичного управления в сфере градостроительства.
Методы исследования данной работы:
- анализ научных источников;
- анализ официальных документов;
- сравнительный анализ;
- социологическое исследование: массовый анкетированный опрос и
глубинное интервью.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Реализация механизма предоставления муниципальных услуг в системе органов местного самоуправления должно включать в себя комплексное применение информационных технологий;
2. Внедрение современных информационных ресурсов и цифровых
сервисов в сфере градостроительной деятельности органов местного самоуправления требует глубокой проработки нормативно-правовой базы.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования, выводы и предложения по совершенствованию механизмов регулирования градостроительной деятельности могут быть использованы органами местного самоуправления в целях улучшения качества предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности, тем самым улучшая «сервисную» ориентацию.
Новизна данного исследования обусловлена тем, что исследователи сервисной модели управления, такие как Коженко Я.В., Зайковский В.Н., Фалина А.С., Воробьев В.П., Мурзина И.А., Санжаревский И.И., Карловская Е.А., и др. рассматривают муниципальные услуги, довольно поверхностно, как удовлетворение потребностей населения. Новизна заключается в разработке технологий улучшения «сервисной» направленности органов местного управления, основанной на взаимодействии информационных технологий с потребителем услуги.
Полученные автором основные результаты исследования заключаются в следующем:
1. Выявлены особенности функционирования системы предоставления муниципальных услуг в сфере градостроительной деятельности, что позволило дополнить структуру государственного регулирования посредством внесения предложений по проработке нормативно-правовой базы.
2. Определены направления организации управленческой среды в сфере развития цифровых сервисов в органах местного самоуправления в решении вопросов градостроительной деятельности.
3. Предложены векторы развития цифровых сервисов в системе градостроительной деятельности органов местного самоуправления.
По теме магистерской диссертации опубликована статья: Шаншашвили Н.С. «Сервисная» ориентация органов муниципального управления в решении вопросов градостроительной деятельности // Наука среди нас 2019. Выпуск № 10(26). С. 13-18.
Подводя итоги проведенного исследования, следует отметить, что муниципальные услуги, являясь важной составляющей концепции «сервисного» управления, в полной степени могут удовлетворить интересы и потребности граждан в сфере градостроительной деятельности.
Предоставление качественных муниципальных услуг населению является важнейшим условием прогрессивного развития экономики страны и общества. В целях определения и формулирования наиболее эффективных управленческих решений в градостроительной области следует основываться на широком использовании главного ресурса современного общества - информации. Чем теснее государство взаимодействует с обществом, тем больше процент удовлетворенности граждан получаемыми публичными услугами и выше качество предоставление таких услуг.
Концепция внедрения цифровых технологий при формировании государственной политики может привести к увеличению конкурентных преимуществ на мировом рынке.
Являясь перспективным направлением, разработка технологий обработки открытых данных дает государству увеличение эффективности работы и повышение качества жизни населения, за счет предоставления актуальной и своевременной информации из интернет-сервисов с хранящимися в них пространственными данными.
В результате перехода к цифровизации в управлении городом, эффективность управления на государственном и муниципальном уровнях возрастает, за счет использования пространственных данных при принятии решений и осуществления контрольных мероприятий.
Так анализ существующей практики внедрения цифровых сервисов с позиции «сервисной» модели публичного управления свидетельствует о ее наличии, а также о необходимости ее совершенствования.
Что касается существующей цифровизации в системе градостроительной деятельности органов местного самоуправления, то на данном этапе можно 82
отметить начало перехода к «умному» управлению городом, чем быстрее мы найдем применение механизмов электронизации в управлении государством в Российской Федерации как на государственном, так и на муниципальном уровне, тем быстрее будет происходить развитие общества в нашей стране. Тем не менее, данный механизм требует внедрения как новых форм вовлечения населения, так и совершенствование технологий принятия управленческих решений.
При разработке комплексного подхода к решению технических, финансовых, организационно-правовых вопросов в области создания и ведения информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, при регулярном обмене опытом и достижениями в этой области, через некоторое время работа органов архитектуры и градостроительства сможет выйти на качественно новый технический и профессиональный уровень.
В данной работе автором были предложены направления совершенствования системы управления в сфере градостроительства на уровне муниципального образования. Предложенные решения затрагивают как сам управленческий аппарат, так и активное население.
Практическое применение основных результатов магистерского исследования, заключается в следующем:
Выявив особенности функционирования системы предоставления муниципальных услуг с участием цифровых сервисов в сфере градостроительной деятельности, позволит органам местного самоуправления повысить качество разрабатываемой градостроительной документации, исключить частые корректировкам документации территориального планирования, что дает предпосылки обдуманного прогнозирования развития территории, сформировать прогрессивные эффективные методы ведения информационного обеспечения градостроительной деятельности.
Таким образом, практическая ценность данного исследования заключается в возможности применения подобной методики исследования в структуре органов местного самоуправления и их подведомственных учреждениях, оказывающих муниципальные услуги во всех сферах жизнедеятельности.
Разработанные рекомендации по применению цифровых сервисов в градостроительной деятельности органов местного самоуправления с целью реализации «сервисной» модели, приведут к снижению неудовлетворенности населения качеством предоставляемых услуг за счет улучшения качества самих услуг и совершенствования применения современных технологий.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения:
17.10.2019) .
2. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 02.08.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040/ (дата обращения: 24.09.2019).
3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 02.08.2019) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/ (дата обращения: 20.09.2019).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.11.2019, с изм. от 12.11.2019) [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/ (дата обращения: 24.09.2019).
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения:
20.09.2019).
6. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103023/ (дата обращения: 19.09.2019).
7. Федеральный закон от 20 июля 2010 г. N 193-ФЗ «Об
альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_103038/ (дата обращения: 19.09.2019).
8. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2006 года N 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_60852/ (дата обращения: 20.09.2019).
9. Постановление Правительства РФ от 24 октября 2011 г. N 861 «О
федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)» [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_120963/ (дата обращения: 05.10.2019).
10. Постановление Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N 697 «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия» [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_104665/ (дата обращения:
07.10.2019).
11. Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 601 «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления» [Электронный ресурс]. URL:
http ://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_129336/ (дата обращения: 19.09.2019).
12. Приказ Министра регионального развития Российской Федерации от 30 августа 2007 г. N 85 «Об утверждении документов по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_72198/ (дата обращения:
14.09.2019).
13. Закон Томской области от 09.07.2015 г. N 100-ОЗ «О земельных
отношениях в Томской области» (с изменениями на 10 апреля 2019 года) [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/467921799 (дата
обращения: 20.09.2019).
14. Закон Томской области от 04.10.2002 N 74-ОЗ «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» от 02.06.2009 N 452 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW091;n=93589 (дата обращения: 13.11.2019).
15. Устав Города Томска, утвержденный Решением Думы Города Томска от 04 мая 2010 года N 1475 [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/regbase/cgi/online.cgi?req=doc;base=RLAW091;n=50607# 06236996796004799 (дата обращения: 20.09.2019)...101