Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сравнительный анализ экспорта услуг высшего образования Республики Беларусь и Российской Федерации

Работа №191914

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

экономика

Объем работы147
Год сдачи2023
Стоимость5940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
Введение 3
1 Особенности мирового рынка образовательных услуг 7
1.1 Специфика торговли услугами высшего образования 7
1.2 Характеристика мирового рынка услуг высшего образования 14
2 Особенности экспорта услуг высшего образования Республикой Беларусь и Российской Федерацией 28
2.1 Особенности экспорта услуг высшего образования Республикой Беларусь 28
2.2 Особенности экспорта услуг высшего образования Российской Федерации 51
3 Оценка эффективности экспорта услуг высшего образования Республики Беларусь и
Российской Федерации 79
3.1 Методика оценки эффективности экспорта услуг высшего образования 79
3.2 Конкурентные преимущества каждой страновой модели 91
Заключение 99
Список использованных источников и литературы 104
Приложение А Показатели студенческой мобильности в Республике Беларусь и Российской Федерации (по данным ЮНЕСКО) в 1999-2021 гг 123
Приложение Б Распределение иностранных студентов по субъектам РФ, лидирующим в приёме иностранных студентов, 2022 г 124
Приложение В Показатели экспорта услуг высшего образования Томского государственного университета за 2012-2021 гг 125


Актуальность исследования особенностей экспорта услуг высшего образования Республикой Беларусь и Российской Федерацией обусловлена исторически родственным характером систем высшего образования России и Белоруссии, которые развивались в рамках одного государства на протяжении большей части XIX-XX вв. В советское время обе системы служили кузницей кадров для всего пространства СССР и иностранных студентов из дружественных стран. В 1990-е гг. обе системы высшего образования оказались перед схожими проблемами, обусловленными сменой политического, экономического, социального строя соответствующих стран. В XXI в. системы высшего образования России и Белоруссии вступили в Европейское пространство высшего образования и провозгласили аналогичные цели по интернационализации высшего образования и стимулированию роста количества иностранных студентов в своих вузах в частности.
Россия вынуждена во многом восстанавливать свои позиции на мировом рынке услуг высшего образования и противостоять возросшей конкуренции, однако именно она получила в наследство от СССР сильнейшие вузы постсоветского пространства. Во многом благодаря этому Россия сохранила статус одного из мировых лидеров по абсолютному количеству иностранных студентов. Белоруссия поставила амбициозные цели, имея гораздо меньший потенциал, учитывая количество имеющихся вузов, но смогла в последние годы достичь значительных результатов, в частности, увеличив количество иностранных студентов за последние 15 лет почти в 4 раза. В этой связи переосмысление опыта обеих стран может помочь им в совершенствовании политики привлечения иностранных студентов и развития экспорта высшего образования.
Сравнение двух моделей экспорта услуг высшего образования - российской и белорусской - обусловлено как исторически сложившимся сходством их систем высшего образования, так и схожими амбициями по экспорту услуг высшего образования. При этом две страны автоматически становятся конкурентами на мировом рынке услуг высшего образования, поскольку обе ориентируются пока на экспорт высшего образования на русском языке и, соответственно, конкурируют в приоритетном для обеих стран регионе - на постсоветском пространстве.
Цель - оценить эффективность моделей экспорта услуг высшего образования Российской Федерации и Республики Беларусь.
Задачи:
- определить особенности экспорта услуг высшего образования Российской Федерацией и Республикой Беларусь;
- сравнить модели экспорта услуг высшего образования Российской Федерации и Республики Беларусь;
- выявить конкурентные преимущества и недостатки каждой из этих моделей;
- сформулировать рекомендации по повышению эффективности экспорта услуг высшего образования Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Объект исследования - мировой рынок услуг (высшего) образования
Предмет - экспорт услуг высшего образования Российской Федерацией и Республикой Беларусь.
Методы исследования: анализ страновых кейсов; моделирование; сравнительный анализ; статистический метод; факторный анализ; историко-генетический метод; прогнозирование.
Источники по теме исследования включают статистические данные национальных статистических ведомств и профильных министерств анализируемых стран - России (Росстата, Минобрнауки России) и Белоруссии (Белстата, Министерства образования), а также международных организаций (ЮНЕСКО); нормативно-правовую базу анализируемых стран - России и Белоруссии - по вопросам регулирования сферы высшего образования, а также стратегические документы в сфере образования обеих стран.
Понятие экспорта услуг высшего образования зачастую обсуждается в контексте более широкого понятия интернационализации высшего образования. Большинство публикаций по теме интернационализации принадлежит ученым из англоязычных стран, лидирующих по экспорту высшего образования, включая Дж. Найт [185] и Х. де Вита [92], Ф. Дж. Альтбаха [167, 67], Б. Лиск [188], С. Робсон [197]. Анализ особенностей
интернационализации российского высшего образования проводился такими российскими исследователями, как Г.А. Краснова [105-109], О.Н. Олейникова [128], А.Л. Арефьев [69]. С.В. Рязанцев с соавторами [145, 84], В.И. Скоробогатова [143], П.С. Голомидова [88], Т.А. Дорошенко [95] освещают вопросы образовательной миграции в Россию. Особенности интернационализации высшего образования в других странах и регионах мира затрагиваются в работах Л.Г. Гарусовой [85], Е.Н. Никоновой [123], Е.В. Пономаренко [136].
Зарубежные публикации по тематике экспорта высшего образования часто базируются на национальных кейсах. Таковы, например, работы, посвященные особенностям экспорта высшего образования Польши [181], Австралии [172], Финляндии [184, 198, 199], однако таких работ по России мало [186]. Чаще всего российский кейс рассматривается в контексте изучения трансформации образования на всём постсоветском пространстве [166, 100]. Отдельные исследования посвящены роли экспорта высшего образования в развитии государств [180].
Тематика экспорта российских образовательных услуг разрабатывается такими авторами, как Г.А. Краснова, А.А. Байков и Е.Я. Арапова [109], П.С. Голомидова [87], А.В. Меликян [117, 189]. Е.И. Васильева и Т.Е. Зерчанинова рассматривают кейсы экспорта образования зарубежными странами [79]. Тем не менее, публикаций по результатам сравнительного анализа экспорта образования в российской науке пока мало, за исключением отдельных работ Г.А. Красновой [107], Т.С. Немчиновой и А.А. Музалёва [122], А.В. Должиковой и М.И. Тисленко [94], Панковой Н.В. и Курочкиной О.В. [130]
Проблеме реформирования белорусского высшего образования и его интернационализации посвящены работы таких белорусских авторов, как С. Ветохин [80], А.В. Рытов [144], Л.Г. Титаренко [158], В. Можейко [120], П. Петровский [133]. Однако работ, посвященных сравнительному анализу систем высшего образования России и Белоруссии, относительно мало, за исключением отдельных работ Бесоловой З.Т. и Халатенковой Е.Ю. [73], Абрамова Р.А. [66], В.В. Комлевой [104].
Очень небольшое количество работ посвящено особенностям измерения эффективности экспорта образования. Наиболее значимыми в свете предлагаемого исследования выглядят недавние работы А. Калинина и А.В. Меликян. В частности, А. Калинин на основе анализа экспертных оценок предлагает авторский перечень критериев оценки эффективности экспорта образовательных услуг и вводит специфические определения для терминов, использованных в этом перечне [102]. В работе А.В. Меликян описаны результаты факторного анализ, позволившего автору сформировать перечень внутренних факторов, связанных с экспортной деятельностью вуза, и предложить индикаторы для каждого из них [117].
В свете достигнутых российскими и зарубежными авторами результатов, актуальным представляется сравнительное исследование особенностей экспорта услуг высшего образования Республики Беларуси и Российской Федерации.
Гипотеза, лежащая в основе исследования, состоит в следующем: Россия и Белоруссия не используют в полной мере свой потенциал по экспорту образовательных услуг ввиду непрозрачного планирования государственной политики по содействию экспорту высшего образования, ограниченной диверсификации географических направлений экспорта и форматов предоставления услуг высшего образования, отсутствия надлежащего подхода к исследованию рынков и как следствие - неэффективного продвижения национальных систем высшего образования за рубежом.
Элементы научного вклада:
- разработаны модели экспорта услуг высшего образования России и Белоруссии;
- проведен сравнительный анализ моделей экспорта услуг высшего образования России и Белоруссии;
- выявлены и систематизированы факторы, влияющие на экспорт услуг высшего образования;
- предложена методика оценки эффективности экспорта услуг высшего образования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- разработаны рекомендации органам власти, нацеленные на повышение привлекательности получения высшего образования иностранными студентами в России, которые могут быть использованы в том числе в практике Администрации Томской области и г. Томска;
- разработаны рекомендации для повышения привлекательности услуг высшего образования за рубежом, которые могут быть использованы в практике привлечения иностранных студентов российскими вузами, в частности, Томским государственным университетом.
Магистерская диссертация состоит из трёх глав. Первая глава посвящена характеристике особенностей мирового рынка услуг высшего образования. Во второй главе проанализированы особенности экспорта услуг высшего образования Республикой Беларусь и Российской Федерацией. Третья глава содержит описание авторской методики оценки эффективности экспорта услуг высшего образования, на основе которой в качестве примера проведена сравнительная оценка эффективности экспорта услуг высшего образования Белоруссии и России, а также оценка эффективности экспорта услуг высшего образования отдельным вузом - Национальным исследовательским Томским государственным университетом.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Мировой рынок услуг высшего образования на сегодня характеризуется растущим спросом на услуги высшего образования, связи с чем на нём наблюдается многоуровневая конкуренция: между странами, их объединениями и между вузами. Хотя большинство стран мира являются как экспортёрами, так и импортёрами услуг высшего образования, в качестве экспортёров на мировом рынке услуг высшего образования доминируют англоязычные страны, какие как США, Великобритания, Австралия, Канада, и их университеты.
По абсолютному числу иностранных студентов в мире лидируют также такие страны, как Германия, Франция, Китай, ОАЭ. По доле иностранных студентов в общем контингенте обучающихся вузов лидируют малые страны - Сан-Марино, Лихтенштейн, ОАЭ. Белоруссия значительно отстаёт от лидеров мирового рынка образовательных услуг, хотя ей и удалось значительно нарастить экспорт услуг высшего образования в последние годы. России пока удаётся сохранять одну из ведущих позиций по количеству иностранных студентов в мире. Однако позиции России и Белоруссии на мировом рынке высшего образования находятся под давлением усиливающейся конкуренции. Кроме того, они пошатнулись в свете создавшейся международной ситуации, которая лишила их возможности полноценно участвовать в интеграции в сфере высшего образования, а также в некоторых международных рейтингах университетов.
Особенностями экспорта услуг высшего образования Республики Беларусь являются доминирование внешней интернационализации высшего образования над внутренней; систематическое государственное стимулирование экспорта высшего образования; доминирование государства в сфере высшего образования и централизация управления высшим образованием, в том числе руководства его интернационализацией; акцент на привлечении иностранных студентов непосредственно для обучения в вузах на территории Белоруссии, в меньшей степени - на базе совместных структурных подразделений и филиалов и совместных/ сетевых образовательных программ. Кроме того, отмечается сосредоточение основного образовательного потенциала в столице страны и относительно невысокий уровень конкуренции среди белорусских вузов, среди которых выделяется несколько сильных, включая ключевой для страны вуз - Белорусский государственный университет.
Недостатками модели экспорта услуг высшего образования Белоруссии являются ограниченная диверсификация географических направлений экспорта услуг высшего образования Белоруссии и отсутствие реальной автономии вузов, что является в том числе формальным нарушением стандартов Болонского процесса.
Особенностями экспорта высшего образования России являются наличие относительно продолжительного опыта приёма иностранных студентов; смена приоритетов в развитии системы высшего образования: от внутренней
интернационализации высшего образования к стимулированию внешней интернационализации; выборочное стимулирование лидирующих вузов страны, в том числе их интернационализации, ввиду большой дифференциации вузов; численное доминирование среди контингента иностранных студентов граждан стран СНГ; использование широкого круга способов торговли услугами высшего образования, включая филиалы, совместные программы и т.п., но доминирование такого формата как очное обучение иностранных студентов на базе российских вузов.
Экспорт услуг высшего образования России отличается рядом недостатков, включая недостаточную географическую диверсификацию экспорта услуг высшего образования; неравномерное распределение иностранных студентов по российским регионам и вузам, что усиливает неравномерность в распределении доходов среди вузов и их дальнейшую дифференциацию; некоторые противоречия в государственной политике по стимулированию экспорта услуг высшего образования. Например, при требованиях повышения доходов от экспорта высшего образования государство одновременно значительно расширило за 2020-2023 гг. количество квот, позволяющих иностранцам обучаться в российских вузах за счет российского бюджета.
Анализ особенностей экспорта услуг высшего образования показал, что Россия и Белоруссия испытывают определённые сложности, вызванные как внутренними противоречиями планирования поддержки экспорта услуг высшего образования и непрозрачностью системы его оценки, так и внешними обстоятельствами, включая неурегулированный статус в Европейском пространстве высшего образования, санкциями, сложностями с прибытием из-за рубежа и т.п. Кроме того, их экспорт услуг высшего образования характеризуется ограниченной диверсификацией географических направлений экспорта и форматов предоставления услуг высшего образования, отсутствием надлежащего подхода к исследованию рынков, отсутствием таргетированного продвижения национальных систем высшего образования за рубежом.
При этом сравнительный анализ эффективности экспорта услуг высшего образования двух стран по ограниченному количеству заявленных показателей, в силу отсутствия многих числовых данных в открытом доступе, свидетельствует о том, что при несопоставимости абсолютных характеристик систем высшего образования, им во многом удалось добиться схожих параметров по среднему количеству иностранных студентов в расчёте на один вуз и по доле иностранных студентов в общем контингенте. При этом Россия, обладающая значительно большим потенциалом для экспорта услуг 100
высшего образования, на фоне Белоруссии имеет относительно более диверсифицированный набор форматов экспорта услуг высшего образования и отчасти - географических направлений.
Общими для России и Белоруссии факторами притяжения иностранных студентов служат возможность получения высшего образования на русском языке, всё ещё пользующемся популярностью в СНГ; относительная дешевизна обучения и жизни (кроме Москвы/ Санкт-Петербурга в России); до недавнего времени - политическая и экономическая стабильность.
Факторами, негативно сказывающимися на перспективах экспорта услуг высшего образования России и Белоруссии, служат недофинансирование систем высшего образования по сравнению с лидерами мирового рынка образовательных услуг; ограниченный выбор англоязычных программ; положение фактически за пределами таких интеграционных проектов в сфере высшего образования, как Европейское пространство высшего образования (участие заблокировано с 2022 г.) и Центрально - Азиатское пространство высшего образования; рост конкуренции за абитуриентов во всем мире и в СНГ в частности; ограниченное количество и устаревание договоров о взаимном признании дипломов/ квалификаций с другими государствами; санкции, затрудняющие с 2022 г. оплату обучения и проживания в России, а также негативно сказывающиеся на имидже государств.
Факторами выталкивания иностранных студентов с родины зачастую служат ограниченные возможности в получении высшего образования, трудоустройстве, повышении уровня жизни и т.п., однако полагаться на такие обстоятельства в долгосрочной перспективе не стоит, поскольку они не формируют стратегического конкурентного преимущества белорусской или российской систем высшего образования.
Одним из привлекающих в Россию иностранных студентов факторов служит возможность получения высшего образования за счёт государства: на бюджетных местах (для граждан государств СНГ) или за счёт квоты (для граждан стран дальнего зарубежья), чего Белоруссия себе позволить не может.
Учитывая неблагоприятную международную обстановку, можно прогнозировать небольшой спад численности иностранных студентов в России и более серьёзный в Белоруссии в среднесрочной перспективе, что потребует от стран поиска новых рынков сбыта. При этом маловероятно, чтобы отказ от международных стандартов, в том числе Болонских принципов, и переход на самобытную систему высшего образования, к мысли о которой периодически возвращается высшее руководство этих стран, могли бы предотвратить такой спад.
Рекомендации для белорусской стороны включают следующие:
- стоит добиваться реальной, а не только формальной интернационализации высшего образования в стране, в том числе в части соответствия международным стандартам;
- важно добиваться диверсификации географических направлений и форматов экспорта услуг высшего образования, в том числе на основе маркетинговых исследований новых перспективных рынков высшего образования за пределами СНГ;
- обеспечить последовательность и обоснованность, а также прозрачность планирования и отчетности в области экспорта услуг высшего образования.
Рекомендации для российской стороны следующие:
- следует устранить противоречия в государственной политике по экспорту высшего образования, обеспечить её планирование на основе релевантных и обоснованных показателей;
- необходимо изучать и проводить мониторинг ключевых и перспективных рынков сбыта услуг высшего образования силами федеральных ведомств, например, Россотрудничества при поддержке вузов для актуализации государственной политики по поддержке экспорта услуг высшего образования;
- следует добиваться диверсификации географических направлений и способов экспорта услуг высшего образования на основе результатов маркетинговых исследований потенциальных рынков сбыта;
- важно продолжать внутреннюю интернационализацию высшего образования в части соответствия международным стандартам, что в среднесрочной перспективе необходимо для сохранения прежних объёмов экспорта услуг высшего образования;
- стоит поддерживать адекватное соотношение цены и качества российского высшего образования, ориентируясь на лидеров мирового рынка услуг высшего образования, заимствуя и адаптируя их лучшие практики, но без преувеличения значимости международных рейтингов;
- важно обеспечивать продвижение российского высшего образования за рубежом, как минимум за счёт развития и постоянной актуализации официальных сайтов вузов на иностранных языках, а также сайтов ключевых ведомств и профильных сайтов по набору абитуриентов.
На основе анализа результатов экспорта высшего образования Томским государственным университетом, рекомендации по повышению эффективности его экспортной деятельности следующие:
- следует расширять географию стран, из которых можно привлечь платёжеспособных студентов. Однако для этого необходимо сначала исследовать
102
потенциальные рынки сбыта на предмет востребованности высшего образования, признания российских квалификаций, платежеспособности населения, предпочитаемых способов получения образовательных услуг и т.п.
- стоит рассмотреть возможности организации филиалов на наиболее перспективных рынках сбыта, оценив предварительно соотношение затрат и ожидаемой прибыли;
- следует предоставить необходимую организационную поддержку совместным и сетевым образовательным программам для расширения набора на них, в том числе определив список приоритетных стран и партнёров для ведения такой деятельности.



1 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 14.07.2022) "Об
образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // Консультант Плюс. [Б.м.], 2012. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 15.03.2023).
2 Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» // Российская Газета. [Б.м.], 09.05.2012. URL: https://rg.ru/2012/05/09/nauka-dok.html (дата обращения: 06.05.2023).
3 Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 декабря 2020 г. № 1579 «О комплексном плане привлечения иностранных граждан для обучения в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, с целью их последующего трудоустройства в российских и транснациональных компаниях за рубежом на 2021-2024 годы» // Министерство науки и высшего образования, 2020. URL: https://minobrnauki.gov.ru/upload/iblock/f2c/f2c42a6cad02dc1b9189092814758e59.pdf (дата обращения: 18.06.2023).
4 Постановление Правительства РФ от 20 июня 2014 г. N 568 "О мерах по социальной поддержке граждан Российской Федерации, самостоятельно поступивших в ведущие иностранные образовательные организации и обучающихся в них по специальностям и направлениям подготовки, качество обучения по которым соответствует лучшим мировым стандартам, и по обеспечению их трудоустройства в организации, зарегистрированные на территории Российской Федерации, в соответствии с полученной квалификацией" (с изменениями и дополнениями) // Гарант. [Б.м.], 2014. URL: https://base.garant.ru/70682288/ (дата обращения: 18.06.2023).
5 Постановление Правительства РФ от 18 декабря 2020 г. № 2150 "Об
установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" // Гарант. [Б.м.], 2020. URL:
https://base.garant.ru/75091924/#block_2 (дата обращения: 10.05.2023).
6 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 октября 2016
года № 2309-р «О подписании Соглашения об учреждении и функционировании
Университета Шанхайской организации сотрудничества» // Электронный фонд правовых
и нормативно-технических документов, 2016. URL:
https://docs.cntd.ru/document/456022984 (дата обращения: 21.05.2023).
7 Паспорт национального проекта «Образование» // Правительство РФ, 2018.
URL: http://static.government.ru/media/files/UuG1ErcOWtjfOFCsqdLsLxC8oPFDkmBB.pdf
(дата обращения: 15.03.2023).
8 Паспорт приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской
системы образования» // Правительство РФ. Москва, 2017. URL: http://static.government.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf (дата
обращения: 06.05.2023).
9 Паспорт федерального проекта «Экспорт образования» // РГУ им. нефти и
газа им. Губкина. Москва, [б.д.] URL: https://www.gubkin.ru/education-
2019/base_doc/5_fed_projects.pdf (дата обращения: 06.05.2023).
10 Приказ от 27 декабря 2018 г. № 1321 «Об утверждении устава федерального государственного бюджетного учреждения «Центр развития образования и международной деятельности («Интеробразование»)» // Министерство науки и высшего образования. Москва, 2018. URL: https://gzgu.ru/doc/ustav/Ustav2018.pdf (дата обращения: 31.05.2023).
11 Письмо Заместителя министра образования Российской Федерации С.В. Кузьмина Об установлении стоимости платных образовательных услуг № МН-94/СК от 06.02.2019. Москва, 2019. URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/MONpisma/2019_02_06_MN- 94-SK.pdf (дата обращения: 14.05.2023).
12 Краткие выводы по итогу мониторинга хода реализации отдельных национальных проектов в 2019 - 2020 годах // Совет Федерации. Москва, 2023. С.1-11. URL: http://council.gov.ru/media/files/S9VoCEQB37XXxBQWGgP9LXecQFaJgdfy.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
13 Положение о Федеральном агентстве по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству // Россотрудничество. Москва, 2021. URL: https://rs.gov.ru/app/uploads/2023/04/polozhenie-o-rossotrudnichestve.pdf (дата обращения: 10.05.2023).
14 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Киргизской Республики об условиях деятельности Киргизско- Российского Славянского университета // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. [Б.м.], 2008. URL: https://docs.cntd.ru/document/902121024 (дата обращения: 31.05.2023).
15 Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях учреждения и деятельности в городе Ереване Российско- Армянского университета // Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Российско-Армянский (Славянский) университет. Москва, 1997. URL: https://rau.am/uploads/post/editor_image/ocherk_soglash1_1608541646.pdf (дата обращения: 31.05.2023)...206



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ