Введение 6
1 Теоретическая часть. Методологические аспекты расширения
ассортимента для производства изделий 8
1.1 Ассортимент: сущность, понятие, принципы 8
1.2 Технико-экономическое обоснование расширения ассортимента 15
1.3 Повышение эффективности путем расширения ассортимента 21
2 Аналитическая часть. Анализ финансово-хозяйственной
деятельности ООО «Сибэлектрод» 28
2.1 Характеристика предприятия 28
2.2 Анализ активов баланса 31
2.3 Анализ пассивов баланса 36
2.4 Показатели ликвидности и финансовой устойчивости предприятия 38
2.5 Оценка эффективности деятельности предприятия 41
2.6 Управленческий анализ 44
2.7 Заключительная оценка деятельности предприятия 51
2.8 Вопросы экологии 53
3 Проектная часть. Рекомендации по развитию и укреплению
финансовой деятельности ООО «Сибэлектрод» 55
3.1 Анализ ассортимента товарной продукции предприятия 55
3.2 Формирование ассортиментной политики предприятия 60
3.3 Расчет основных экономических показателей 63
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложения А-Е 74
Финансовая деятельность - это система форм и методов, используемых для финансового обеспечения функционирования предприятий и достижения ими поставленных целей, то есть это практическая финансовая работа, обеспечивающая жизнедеятельность предприятия и способствующая улучшению ее результатов, она направлена на решение следующих задач:
- финансовое обеспечение текущей производственной деятельности;
- поиск резервов увеличения доходов, прибыли, повышения рентабельности и платежеспособности;
- выполнение финансовых обязательств перед субъектами хозяйствования, бюджетом, банками;
- мобилизация финансовых ресурсов в объеме, необходимом для финансирования производственного и социального развития, увеличения собственного капитала;
- контроль за эффективным, целевым распределением и использованием финансовых ресурсов.
Для улучшения своей финансовой деятельности, предприятия должны уметь выявлять все недостатки технологического и организационного процесса и устранять их. Предприятия не могут полагаться на существующее состояние технологического и организационного процесса, то есть он должен постоянно совершенствоваться. Одним из составляющих этого процесса является:
- формирование ассортимента товарных запасов;
- разработка и выпуск новой продукции для удовлетворения рыночного спроса;
- экономия производственных ресурсов;
- улучшение качества продукции;
- совершенствования производства выпускаемой продукции на базе использования более совершенных технологий и оборудования.
Актуальность проблемы улучшения финансовой деятельности и повышения экономической эффективности производства состоит в том, чтобы на каждую единицу трудовых, материальных и финансовых ресурсов добивать ея существенного увеличения объема производства продукции.
Целью работы является разработка направлений расширения ассортиментной политики с целью улучшения финансовой деятельности предприятия.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие основные задачи:
- рассмотреть методологические аспекты расширения ассортимента для производства изделий;
- провести оценку финансовой деятельности производственного предприятия;
- осуществить технико-экономическое обоснование расширения ассортимента выпускаемой продукции;
- провести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Предмет исследования - финансовая деятельность как система планомерно организованных экономических, технических и организационных мероприятий, направленных на достижение поставленной цели и согласованных по целям и ресурсам, увязанных во времени и в пространстве.
Объектом исследования является финансовая деятельность ООО «Сибэлектрод».
Теоретической основой работы послужили разработки отечественных и зарубежных экономистов-теоретиков, учебные пособия и учебники, монографии и научные статьи в периодических изданиях.
В ходе работы были использованы следующие методы: общенаучные методы (анализ и синтез, обобщение, индукция и дедукция, аналогия); методы сравнительного и статистического анализа.
Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три взаимосвязанных части, заключение, список использованных источников и приложения.
Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга. В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве, постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача — принятие принципиальных решений относительно ассортимента.
Эффективность функционирования предприятия и его экономический рост во многом зависят от способов совершенства управления и организации всех сторон его деятельности. Само по себе использование того или иного фактора вне связи с другими еще не означает, что будет обеспечено должное экономическое и техническое развитие предприятия. Нужна интеграция всех факторов. Эта функция принадлежит управлению производством в условиях рыночных отношений.
Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности — научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели — оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием.
В ходе практического исследования результатов финансово¬хозяйственной деятельности предприятия выявлено следующее:
Деятельность организации за 2016 год на 5,9 % обеспечена собственными источниками финансирования. Сумма заемных обязательств ООО «Сибэлектрод» носит краткосрочный и долгосрочный характер. Банковские кредиты предприятия в составе краткосрочной задолженности в анализируемом периоде составили 5 762,0 тыс. руб. Основную долю в структуре кредиторской задолженности занимает, задолженность поставщикам - 50,0 %. В структуре кредиторской задолженности положительным является то, что вся сумма кредиторского капитала не является просроченной.
На предприятии наблюдается соответствие структуры имущества и обязательств, но следует отметить, что ликвидность активов снижают большие остатки производственных запасов и наиболее ликвидных активов недостаточно для покрытия наиболее срочных обязательств.
Выявлено нормальное состояние текущей платежеспособности и ликвидности ООО «Сибэлектрод», если реализовать все свои оборотные активы , можно было бы покрыть 1,63 текущих обязательств.
В 2016 году предприятие получило чистой прибыли в размере 2 866,0 тыс. руб. по сравнению с 2015 годом сумма прибыли снизилась на 1 089 тыс.руб. за счет повышения себестоимости продукции.
Предприятию в качестве направления улучшения финансовой деятельности предложено использовать стратегию расширения ассортимента чугунного литья бытового назначения: печного чугунного литья для печей, каминов и барбекю.
Применив предложенные мероприятия по совершенствованию показателей ассортимента, предприятие может значительно повысить спрос, уровень рентабельности реализации товаров, увеличить объем продаж, улучшить свое экономическое состояние.
Таким образом, разработка ассортиментного перечня товаров и осуществление контроля за его соблюдением способствуют лучшему обслуживанию целевого рынка и созданию устойчивого ассортимента.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51 - ФЗ (ред. от 23.05.2016)
2. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135 - ФЗ (ред. от 13.07.2015).
3. Еремин, В. Н. Маркетинг : основы и маркетинг информации : учебник / В. Н. Еремин. - М. : КНОРУС, 2014. - 656 с.
4. Сергеев, И. В. Экономика организации (предприятия) : учебное пособие / И. В. Сергеев. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 573 с.
5. Лихачева, О. Н, Финансовое планирование на предприятии : Учебно-практическое пособие. - М. : ТК Велби, Изд-во проспект, 2015. - 264 с.
6. Любушин, Н. П. Экономика организации : учебник под ред Н. П. Любушина. - М. : КноРус. - 2013. - 220 с.
7. Любушин, Н. П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. - М. : ЮНИТИ - Дана, 2013. - 750 с.
8. Кандалинцев, В. Г. Сбалансированное управление предприятием : учеб. пособие для вузов / В. Г. Кандалинцев. - М. : КНОРУС, 2015. - 224 с.
9. Когденко, В. Г. Экономический анализ : учеб. пособие для студентов вузов/ В. Г. Когденко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 390 с.
10. Лапыгин, Ю. Н. Планирование на предприятии : практич. пособие / Ю. Н. Лапыгин. - М. : Омега-Л, 2015. - 92 с.
11. Морозова, Т. Г. и др. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Учебное пособие для ВУЗов. - Москва : ЮНИТИ, 2015. - 318 с.
12. Печенкин, А. В. Оценка конкурентоспособности товаров и товаропроизводителей / А. А. Печенкин. — Москва : МГЭИ, 2016. - 123с.
13. Прыкин, Б. В. Экономический анализ предприятия [Текст] : учебник /Б. В. Прыкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА. - 2015. - 552с.
14. Сергеев, И. В. Экономика предприятия: Учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2015.
15. Селезнева, Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами : Учеб. пособие для вузов. - 2-е изд., перераб и доп. - М. : ЮНИТИ- ДАНА, 2013. - 639 с.
16. Сысоева, С. В. Управление ассортиментом. Категорийный менеджмент / С. В. Сысоева, Е. А. Бузукова. - СПб. : Питер, 2013. - 288 с.
17. Чернышев, Б. Н. Экономика организации (предприятия, фирмы) : учебник / Б. Н. Чернышев, В. Я. Горфинкель. - М. : Вузовский учебник, 2015. - 536 с.
18. Шохин, Е. И. Финансовый менеджмент : учебник для вузов. / под ред. Е. И. Шохина, Е. В.Серегина, М. Н. Гермогентова. КноРус, - 2015. - 480 с.
19. Чаадаева, Л. А. Экономика предприятия : учебник / Л. А. Чаадаева. - Москва : Юрайт, 2015. - 347 с.
20. Чувакова, С. Г. Управление ассортиментом : Практическое пособие / С. Г. Чувакова. - М. : Дашков и К, 2012. - 260 с.
21. Шепеленко, Г. И. Экономика, предприятие и планирование производства на предприятии : учебное пособие / Г. И. Шепеленко. - Ростов-на-Дону: МарТ, 2013. - 600 с.
22. Экономика предприятие и управление на предприятии: учебное пособие / А. В. Тичинский и др.. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 475 с.
23. Экономика отрасли : учебное пособие / В. Я. Поздняков, С. В. Казаков. - Москва : ИНФРА-М, 2015. - 307 с.
24. Экономика предприятия : учебник / И. Н. Чуев, Л. Н. Чуева. - Москва: Дашков и К, 2012. - 414 с.
25. Экономика предприятия: учебник / В. Д. Грибов, В. П. Грузинов. - Москва : Финансы и статистика, 2015. - 334 с.
26. Экономика предприятий (организаций): учебник / А. И. Нечитайло, А. Е. Карлик. - Москва : Проспект : Кнорус, 2013. - 304 с.
27. Экономика предприятия : учебник / В. М. Семенов и др. - Санкт- Петербург : Питер, 2013. - 416 с.
28. Экономика предприятия : учебник / А. П. Аксенов и др. - Москва: КноРус, 2015. - 346 с.
29. Экономика фирмы : учебник для вузов / В. Я. Горфинкель и др. - Москва: ИД Юрайт, 2015. - 678 с
30. Калужский, М. Товарная политика в маркетинге / М. Калужский// Центр
дистанционного образования «Элитариум». Режим доступа:
http://www.elitarium.ru.
31. Щербакова С. А. Пути повышения эффективности деятельности предприятия // Молодой ученый. - 2016. - №9.2. - С. 63-65.
32. Нестеров, А.К. Ассортимент продукции и ассортиментная политика предприятия [Электронный ресурс]/А.К. Нестеров // Образовательная энциклопедия ODiplom.ru- Режим доступа: http://odiplom.ru/lab/assortiment- produkcii-i-assortimentnaya-politika-predpriyatiya.html- (Дата обращения: 07.05.2017)