Аннотация
Введение 4
Глава 1. Визуальная антропология как научное направление 10
1.1. Определение научной дисциплины и предметное поле визуальной
антропологии 10
1.2. Становление и развитие визуальной антропологии в России (СССР),
основные этапы 15
1.3. Концепция «научной рациональности» и её применение к
периодизации истории визуальной антропологии на материалах Западной Сибири 25
Глава 2. Различные аспекты аутентичности фотографии и особенности анализа и интерпретации снимков 35
2.1. Этнографический рисунок как предшественник фотографии и
аутентичность фотоснимка в его различных аспектах 35
2.2. Анализ и интерпретация этнографического фотоснимка 41
Глава 3. История фотофиксации через призму развития фототехники 43
3.1. Первое научное фотографическое исследование Западной Сибири и
особенности первых этнографических фотоснимков 43
3.2. Фотофиксация среди методов визуальной антропологии 47
3.3. Периоды развития фотофиксации и применение периодизации к
исследованиям Западной Сибири 55
Заключение 66
Список источников и литературы 68
Приложения 74
Актуальность темы. Фотография появилась относительно недавно, и вошла в нашу повседневную жизнь, успев проделать достаточно большой путь, став доступным и понятным визуальным языковым средством, а также инструментом визуализации. За свою сравнительно малую историю процесс фотографирования претерпел немало изменений, благодаря техническому прогрессу, различным подходам.
Также фотографии обязана своим появлением дисциплина, сформировавшаяся внутри социальной антропологии - визуальная антропология, которая сместила фокус внимания с текстоцентричности науки, и обратила его на визуальную составляющую, тем самым сформировав новые принципы и подходы в своей области гуманитарного знания. К настоящему времени дисциплина визуальной антропологии оформила свою теорию и методологию, где ядром данной науки, безусловно, выступает процесс видеосъёмки, но также включает в себя и другие инструменты, которые используют для трансляции и репрезентации культуры, чем и является фотография, которой порой уделяют меньше должного ей внимания.
Объект исследования - фотофиксация как метод визуального исследования.
Предмет - особенности фотофиксации как метода визуальной антропологии.
Цель исследования - выявление специфики и развития фотофиксации как метода визуальной антропологии на материалах Западной Сибири.
В за дачи исследования входят:
— Дать научное определение и определить предметное поле визуальной антропологии.
— Установить период, предшествующий фотографии, а также этап становления и развития этнографической фотографии как метода исследования.
— Раскрыть суть и специфику метода фотофиксации, и его отличие от других визуальных методов.
— Рассмотреть различные аспекты аутентичности фотографии и способы её анализа и интерпретации.
— Представить авторскую периодизацию метода фотофиксирования через призму развития фототехники.
— Применить представленную периодизацию материалам исследователей Западной Сибири.
Хронологические рамки. Вторая половина XIX - XXI вв. - хронологические рамки исследования, которые обусловлены появлением фототехники и визуальных материалов, снятых с её помощью.
Территориальные рамки. В данном исследовании были использованы в периодизации визуальные материалы, которые относятся к территории Западной Сибири.
Источниковая база исследования выпускной квалификационной работы включает в себя:
В качестве визуальных источников для данного исследования были фотографии, имеющие этнографическую ценность, отснятые на территории Западной Сибири в конце XIX - второй половине XX вв.
Фотографии из экспедиций А. П. Дульзона (5 шт.; фото 1950-х гг.) 1, которые находятся в фондах ОГАУК «ТОКМ им. М. Б. Шатилова», были использованы для апробации авторской периодизации.
Кроме того, часть фотографий и атрибуционная информация к ним была получена из публикаций, которые также явились источниками для данной работы. Эти материалы были взяты из следующих публикаций:
1 Архив ТОКМ. Ф. 3, оп. 9 д. 1 - 46.
«Каталог этнографических фотографий И.С. Фатеева с р. Тым 1938 и 1940 гг. из фондов Колпашевского и Томского краеведческих музеев» Ю. К. Рассамахина, «Путешествие к хантам» У.Т. Сирелиуса,
«У самоедов в Сибири» К. Доннера и статьи Е. Б. Толмачёвой про экспедицию в Сибирь И. С. Полякова
Характеристика использованной литературы. В ходе проведенного поиска литературы по теме исследования были выявлены следующие публикации, которые можно разделить на несколько групп.
Ко первой группе относятся работы, в которых заключены общие сведения о визуальной антропологии, такие как понятие (научное определение), базовая терминология, объект, предметное поле, анализ и интерпретация фото содержатся в работах - Е. В. Александрова,
A. В. Головнёва, Е. С. Данилко, А. Х. Зиннатовой, Н. П. Копцевой,
B. Л. Круткина, С. Пинк и Е. Б. Толмачевой
Вторая группа - содержит общие сведения о развитии и становлении этнографического кинематографа на Западе и в России (СССР) содержатся в статьях - Е. В. Александрова , А. В. Головнёва, Е. В. Головнёвой, Е. В. Жердева, М. И. Ильбейкиной, Н. П. Копцевой, В. Л. Круткина и П. В. Романова .
Теоретическую основу выпускной квалификационной работы составил ряд концептуальных работ по истории визуальной антропологии и педагогике. К ним относятся работы - Е. В Александрова22,23, А. А. Бирюковой, И. А. Головнёва, Е. В. Головнёвой, Е. С. Данилко;, М. И. Ильбейкиной, Н. П. Копцевой, К. А. Сагалаева, К. А. Струк, Е. Ю. Трушкиной;, В. О. Чистяковой, в которых освещена история становления и развития антропологического (этнографического) кино и фотографии, эволюция фото- и видеотехники, а также формулируется исследовательская проблематика и определяется специфика исследовательских методов данного направления.
Наиболее важными публикациями, где изложены теоретические основы исторической части работы, составили статья Е. Ю. Трушкиной «Визуальная антропология: этапы становления и развития», в ней подробно рассматривается концепция академика В. С. Стёпина, в которой была выдвинута периодизация трёх этапов развития науки - классического, неклассического и постнеклассического, а также статья Е. С. Данилко «”Казымский переворот”: к истории первого визуальноантропологического проекта в России», которая, в частности, детально рассмотрела первый визуально-антропологический проект, который позже получил название «Казымский переворот».
Также стоит отметить публикации, которые связаны с историографией понятия и поиска предметного поля визуальной антропологи — статьи Е. В. Александрова «В поисках предмета визуальной антропологии», Е. С. Данилко «Визуальная антропология в России. Анализ истории и терминов», М. И. Ильбейкиной и Н. П. Копцевой - «Визуальная антропология как актуальная область культурных исследований», С. Пинк - «Визуальная антропология», и
А. Х. Зиннатовой «История возникновения и развития визуальной антропологии».
Теоретические подходы к использованию фотофиксации как метода визуальной антропологии представлены в работах «Пять координат визуальной антропологии» Е. В. Александрова, «О киноантропологии» А. В. Головнёва, «Из истории дизайна фототехники на ее ранних этапах развития» Е. В. Жердева, статья Е. В. Головнёвой и «особенности визуально-антропологических исследований индигенных народов» М. И. Ильбейкиной.
Методы исследования. В процессе написания выпускной работы были использованы как исторические методы, так и общенаучные.
Историко-сравнительный метод, который основывается на сравнениях, в процессе которых открывается возможность для объяснения исторических фактов и раскрытия их сущности, который применялся для сравнения пути становления и развития, а также некоторых черт и закономерностей общемировой и российской визуальной антропологии.
Критический и контекстуальный анализ, который дал возможность рассмотреть фотоматериалы в контексте конкретной событий как это было с влиянием портретного снимка на этнографический в конце XIX в.
Кроме того, использовался историко-эволюционный метод, который позволил создать периодизацию западносибирских исследовательски х визуальных материалов в рамках концепции «научной рациональности» В. С. Стёпина, рассмотренной для общемировой истории визуальной антропологии Е. Ю. Трушкиной, а также применялся для разработки авторской периодизации развития методов визуальной антропологии через призму фототехники.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложений.
В работе было раскрыто возникновение термина «визуальная антропология», история обособления направления из документальной кинематографии, антропологии и этнографии, проиллюстрированы основные этапы зарубежной и российской визуальной антропологии, характерные для классической историографии данной дисциплины.
Помимо этого, была представлена периодизация, на основе опробованной Е. Ю. Трушкиной схемы смены типов научной рациональности, за авторством академика В. С. Стёпина - классической, неклассической и постнеклассической, а также применена для исследователей из Западной Сибири, в сравнительном контексте с общемировой историей визуальной антропологии.
Были выделены три основных этапа, на протяжении которых сменялись типы научной рациональности, нормы исследования и идеалы, в сравнении с общемировым движением истории. Для России, и Западной Сибири, в частности, на материалах которой и были сделаны сравнения, выделяется небольшое отставание по времени в классическом, весомое отставание в неклассическом периоде, а также достаточно сильное по времени в постнеклассическом периоде, около двух с половиной десятилетий. Было определено, что аутентичность фотографии включает в себя не только ее техническую правдивость, но и контекстуальное понимание ее создания и использования. Анализ и интерпретация фотографий являются важными этапами визуального исследования для антрополога, позволяющими раскрыть различные аспекты культуры, инсайдерская перспектива исследователя и последующая интерпретация авторов неравнозначны, но логично зависимы. Без первого сложно выстраивать и интерпретировать снимки.
Также в рамках исследования была представлена разработанная периодизация, в которую вошли три периода - ранний или «боксовый» (1876 - 1936), промежуточный или «телемерно-зеркальный» (1936 - 1988) и текущий «цифровой» (1988 - по настоящее время) для выделения их ключевых характеристик и развития метода фотофиксации. Классификационным в периодизации был взят технологический маркер: ключевые моменты развития фототехники и их влияние на процесс на процесс фотофиксации. На основе этого критерия были выявлены главные характеристики, соответствующие периодам, а также были выявлены исследователи Западной Сибири, в периодизации описано влияние фототехники на процесс фотофиксации и главные характеристики периодов, а также были выявлены исследователи Западной Сибири, которые соответствовали раннему и промежуточному периоду, исследователи раннего периода соответствовали характеристикам и времени своего периода, но в промежуточном периоде наметилось временное и количественное в исследованиях также. Перспективы изучения Сибирских фотодокументов далеко не исчерпаны и следует отметить, что для более детального изучения первых двух периодов недостаточно материалов и источников в свободном доступе, и требуется дополнительное исследование по периодам.
1. Александров Е. В. Предыстория визуальной антропологии: первая половина xx в / Е. В. Александров // Этнографическое обозрение. - 2014. - № 4. - С. 127-140.
2. Александров Е. В. Пять координат визуальной антропологии / Е. В. Александров // ПРАЕНМА. Проблемы визуальной семиотики. - 2014.
- № 2. - С. 55-64.
3. Александров Е. В. Центростремительный вектор в безграничьи визуальной антропологии / Е. В. Александров // Сибирские исторические исследования. - 2017. - №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsentrostre mitelnyy-vektor-v-bezgranichi-vizualnoy-antropologii (дата обращения: 15.03.2023).
4. Александров Е. В. Вместо рецензии. В поисках предмета визуальной антропологии / Е. В. Александров // Антропологический форум. - 2007. - № 7. - С. 9-20.
5. Асмолов А. Г. Историко-эволюционная парадигма конструирования разнообразия миров: деятельность как существование / А. Г. Асмолов // Вопросы психологии. - № 5. - 2008. - С. 6.
6. Блур Д. Сильная программа в социологии знания / Д. Блур //Логос. - 2002. - Т. 5. - №. 6. - С. 35.
7. Бирюкова А. А. История развития фототехники / Бирюкова А. А., Кондратьев В. Ю. , // Сборник материалов I всероссийской студенческой научно-практической конференции. - 2019. - С. 92-96.
8. Головнёв А. В. О киноантропологии / А. В. Головнёв // Антропологический форум. - 2007. - № 7. - С. 21-32.
9. Головнёв И. А. «Сибирь советская»: образ региона в культурфильме Александра Литвинова / И. А. Головнёв, Е. В. Головнёва // Сибирские исторические исследования. - 2016. - № 4. - C. 57-82.
10. Головнев И. А. Национальная политика на экране: становление советского этнографического кино в 1920-х - начале 1930-х гг. / И. А. Головнев // Вестник Российской нации. - 2018. - № 1. - C. 97-104.
11. Головнева Е.В. Визуализация региона средствами кинематографа (на примере «Киноатласа СССР») / Е.В. Головнева, И. А. Головнев // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2016. - Т. 22, - № 3. - С. 146151.
12. Головня И.А. С чего начиналась фотография / Головня И.А. - Москва. - Знание. - 1991. - 176 с.
13. Данилко Е. С. Визуальная антропология как особый способ коммуникации: введение к специальной теме номера / Е. С. Данилко // Сибирские исторические исследования. - 2017. - №3. - С. 6-10.
14. Данилко Е.С. «Казымский переворот»: к истории первого визуально-антропологического проекта в России / Е. С. Данилко // Сибирские исторические исследования. - 2017. - № 3. - С. 93-112.
15. Данилко Е.С. Визуальная антропология в России. Анализ истории и терминов / Е. С. Данилко // Феномен междисциплинарности в отечественной этнологии / Отв. ред. и сост. Г. А. Комарова. - Москва : ИЭА РАН, - 2016. - С. 197-209....51