Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РЕФЛЕКСИЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ

Работа №191897

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы111
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
2
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 5
Глава 1 Готовность к использованию психологической информации как показатель открытости педагога к профессиональному развитию 11
1.1. Готовность к деятельности как психологический феномен 11
1.2. Готовность к использованию психологической информации -
значимая профессиональная компетентность педагогов дошкольного образования 18
1.3. Психологические характеристики рефлексивных компетенций
педагога дошкольного образования и специфика их проявлений в профессиональной деятельности 25
Глава 2 Сформированность готовности к принятию и использованию психологической информации в
профессиональной деятельности у педагогов дошкольного образования: феноменологический анализ и особенности
взаимосвязи с рефлексивным развитием 35
2.1. Обоснование исследовательской выборки и описание программы исследования 35
2.2. Уровни готовности педагогов дошкольного образования к
принятию и использованию психологической информации в профессиональной деятельности 48
2.3. Особенности рефлексивного развития у педагогов с разным
уровнем готовности к принятию и использованию психологической информации 57
Глава 3 Рефлексивная направленность психологических практик, направленных на развитие готовности педагогов к принятию и использованию психологической информации 64
3.1. Описание тренинговой программы «Актуализация и развитие
готовности педагогов к принятию и использованию психологической информации». 64
3.2. Анализ результатов апробации тренинговой программы 71
Заключение 82
Список литературы 85
Приложения 93


Исследование, посвященное рефлексии как условию развития готовности педагогов дошкольного образования к использованию психологической информации в профессиональной деятельности имеет большое значение на сегодняшний день. Если раньше регламентацией профессиональной деятельности педагогов были только должностные обязанности, то сейчас актуальны Закон об образовании, требования Федерального государственного образовательного стандарта, а также профессиональный стандарт, который обновится к 2019 году и будет учитывать требования не только к содержанию образовательного процесса, но и к форме подачи информации. В профессиональном стандарте одним из важнейших положений, наряду с обучением и воспитанием, является развитие ребенка, в которое входит не только отслеживание физического состояния ребенка, а так же наблюдение за его эмоциональным состоянием, и помощь в решение проблем ребенка, беседы и др. [44]. Такие требования обуславливают необходимость психологических знаний общих закономерностей развития личности и умение использовать в практике психологические методы и подходы.
Следующим пунктом важно подчеркнуть, что личность педагога является «инструментом» его профессиональной деятельности, педагогу необходима саморегуляция педагогической деятельности и ее
структурных компонентов (этапов реализации целей и задач с учетом новых профессиональных стандартов, адекватная мотивация, необходимый и достаточный уровень теоретических знаний, практических умений и навыков) и другие [37]. Совокупность перечисленных аспектов представляет собой профессиональную компетентность педагога, исследованию которой посвящен ряд работ таких ученых, как: В.Н. Введенский, В.Г. Воронцова, Е. Вторина, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, С.Г. Молчанов, Л.А. Петровская, Г.С. Сухобская, Т.И. Шамова, A.M. Новиков и другие[73].
Выявляя психологические закономерности профессионального развития человека одним, из фундаментальных аспектов ученые выделяют рефлексивное развитие. Важность рефлексии в качестве профессионально значимой характеристики педагога неоднократно подчеркивалась в отечественной педагогической и психологической науке, рассматривали данную проблему в психологической литературе такие ученые как Н.В. Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, И.А. Стеценко, Г.Г. Ермакова, Е.В. Пискунова, В.П.Зинченко, Степанов С.Ю. и Семёнов И.Н., А.В.Карпов . В.В.Знаков, В.Н. Введенский, А.К. Маркова ,Н.В. Кухарев, Н.Н. Тарасевич и другие.
В своих исследованиях Ю.Н. Кулюткин, И.А. Стеценко, Г.Г. Ермакова неоднократно обосновывали необходимость совершенствования рефлексии педагога, выделяя ее, как детерминанту успешного осуществления педагогической деятельности и отмечали рефлексивную компетентность как ведущую, в профессиональной деятельности педагога, обнаруживая ее корреляцию с профессиональной успешностью [1,8].
Очевидно, что в профессиональной деятельности педагога становится необходимым взаимодействие с источниками психологической информации, особенно педагогом - психологом в дошкольных образовательных учреждениях. Однако, опираясь на личный опыт работы с детскими садами, важно отметить, что взаимодействие педагогов с психологами, остается фрагментарным, ситуативным, проявляющимся по необходимости и определяется установками по отношению к психологической информации. Уровень психологической готовности педагога дошкольного образования к профессиональной педагогической деятельности обосновывает направленность и избирательность действий педагога по отношению к взаимодействию с психологом дошкольного образования [37].
Таким образом, актуальность проблемы обусловлена необходимостью перехода от фрагментарного взаимодействия педагогов с психологом к систематическому, через развитие готовности к принятию и использованию психологической информации.
Цель исследования заключается в выявлении возможностей психологических практик формирования готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к принятию и использованию психологической информации.
Объект исследования: готовность педагогов дошкольных
образовательных учреждений к принятию и использованию психологической информации.
Предмет исследования: рефлексивное развитие как условие формирования готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к принятию и использованию психологической информации.
Гипотеза исследования: актуализация рефлексивных возможностей педагогов дошкольного образования в специально организованных образовательных форматах выступает значимым условием
формирования готовности к принятию и использованию психологической информации.
Для достижения поставленной цели и доказательства выдвинутой гипотезы, были определены следующие задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа выделить значимые
психологические показатели рефлексивного развития педагога
дошкольного образования
2. Выявить уровни готовности педагогов дошкольного образования к принятию и использованию психологической информации;
3. Установить характер взаимосвязей особенностей рефлексивного развития педагогов дошкольного образования и готовности к принятию и использованию психологической информации;
4. Определить психологические условия, обеспечивающие формирование готовности педагогов дошкольного образования к принятию и использованию психологической информации;
5. Разработать и апробировать программу по развитию готовности к принятию и использованию психологической информации педагогами дошкольного образования.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют
- представления отечественных психологов о феномене рефлексии (Рубинштейн С.Л., Слободчиков В.И., Зинченко В.П., Степанов С.Ю., Семенов И.Н. и др.). Деятельностный подход (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, В. Н. Мясищев, Д. Б. Эльконин и С. Л. Рубинштейн.);
- культурно-историческая теория Л.С. Выготского (о системном и смысловом строении сознания) и концептуальные разработки ее последователей (Асмолов А.Г. Зинченко В.П., Эльконин Д.Б., Эльконин Б.Д., В.Е.Клочко и др.).
Существенное значение в концептуальном плане имеют психологические концепции, рассматривающие различные аспекты психологической готовности (А.Г. Асмолов, Д.Н.Узнадзе, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Алаторцев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, A.A. Деркач, М.И. Дьяченко, Е.А. Ильин, Л.А. Кандыбович, Е.А. Климов, Н.Д. Левитов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Нерсесян, А.Ц. Пуни, В.Н. Пушкин, С.Л. Рубинштейн, В.В. Согалеев);
Психодиагностические и исследовательские методы
Для решения поставленных задач и проверки исходного
предположения использовался комплекс методов и методик исследования, включающий: анкетирование и тестирование, метод наблюдение,
экспертная оценка, феноменологический анализ. Использовались такие опросники, как методика определения уровня рефлексивности (УР); тест смысложизненных ориентаций (СЖО); опросник уровня субъективного 8
контроля (УСК). Для статистической обработки информации был использован пакет прикладных программ «SPSS: одно факторный дисперсионный анализ Краскела - Уолесса, статистическая обработка данных.
Выборка исследования
В соответствии с целью и задачами в выборку исследования вошли 102 педагогических работника (96 воспитателей, 3 учителя-логопеда, 3 педагога- психолога) дошкольных образовательных учреждений города Томска. Все испытуемые женского пола, 38 педагогов со средне - специальным образованием, 64 с высшим образованием. По стажу работы в выборку включены как молодые специалисты от полугода работы, так и педагоги со стажем до 43 лет, возраст испытуемых от 23 до 65 лет.
Этапы исследования:
1) Теоретический анализ современных подходов к изучению феномена готовности педагогов дошкольного образования к принятию и использованию психологической информации.
2) Проведение пилотажного исследования готовности педагогов дошкольного образования к принятию и использованию психологической информации;
3) Разработка и апробация тренинговой программы «Актуализация и развитие готовности педагогов дошкольного образования к принятию и использованию психологической информации».
Научная новизна исследования заключается в том, что:
- результаты исследования вносят вклад в представления о возможностях расширения профессионального взаимодействия педагогов с педагогом - психологом:
- определены условия формирования готовности педагогов
дошкольного образования к использованию психологической информации в профессиональной деятельности;
- описаны приемы психологической практики (тренинговой работы) актуализации рефлексивных возможностей педагогов как необходимого условия формирования готовности к использованию психологической информации.
Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в работе дошкольных образовательных структур разного уровня. Разработана тренинговая программа психолого - педагогического взаимодействия, направленная на совершенствование процесса
подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений к профессиональному взаимодействию с психологом, принятию психологической информации.
Положения, выносимые на защиту:
- особенность рефлексивного развития педагогов дошкольного образования выступает значимым фактором сформированности готовности к принятию и использованию психологической информации в профессиональной деятельности;
- рефлексивная направленность психологических практик обеспечивает эффективность актуализации и развития готовности педагогов к принятию и использованию психологической информации.
Структура магистерской диссертации. Магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, 5
приложений. Общий объем работы составляет 111 страниц. Список литературы включает 80 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная магистерская диссертационная работа посвящена изучению возможностей психологических практик формирования готовности педагогов дошкольных образовательных учреждений к принятию и использованию психологической информации.
В соответствии с поставленной целью, в ходе исследования были решены следующие задачи: проанализированы современные подходы к изучению феномена готовности к принятию и использованию психологической информации педагогами дошкольного образования (обзор литературы); выявлены уровни готовности педагогов дошкольного образования к принятию и использованию психологической информации; установлен характер взаимосвязей особенностей рефлексивного развития педагогов дошкольного образования и готовности к принятию и использованию психологической информации; определены
психологические условия, обеспечивающие формирование готовности педагогов дошкольного образования к принятию и использованию психологической информации; разработана и апробирована программа по развитию готовности к принятию и использованию психологической информации педагогами дошкольного образования.
Выводы, полученные в результате проведенного исследования:
1. Уровень компетентности педагогов, их успешности практического
применения специальных педагогических технологий и
психологических практик в дошкольном образовании, взаимосвязан с готовностью педагога к принятию и использованию психологической информации в профессиональной деятельности.
2. Выявлено, что значительная часть педагогов (62%), принявших участие в исследовании, имеют средний уровень готовности к принятию и использованию психологической информации и взаимодействию с педагогом - психологом в детском саду; только 13% педагогов максимально открыты к взаимодействию с педагогом - психологом в рамках профессиональной деятельности.
3. Открытость педагогов к получению психологической информации обусловливается неосознаваемыми стереотипами в отношении к психологической информации.
4. Рефлексивное развитие является определяющим условием
формирования готовности педагогов дошкольных
образовательных учреждений к принятию и использованию психологической информации.
5. Эффективность психологических практик по развитию готовности к
принятию психологической информации доказана проведением тренинговой программы, позволяющей актуализировать
рефлексивные возможности педагогов дошкольного образования, которые выступают как определяющие в процессе развития готовности педагогов к использованию психологической информации в профессиональной деятельности.
6. Реализация программы актуализации развития готовности к принятию и использованию психологической информации позволит зафиксировать изменения, произошедшие с педагогами дошкольного образования с разным уровнем готовности к использованию психологической информации, а именно изменение направленности локус контроля в сторону интернальности, изменение уровня открытости и установок по отношению к психологической информации и педагогу - психологу.
7. Тренинговая практика является эффективной формой развития
готовности педагогов к взаимодействию с психологами как носителями психологической информации. Показано, что в ходе совместных рефлексивно-коммуникативных действий и
взаимодействий особой результативностью отличаются анализ действий и предшествующих им установок; помощь в постановке новых целей и задач в воспитании и развитии детей с учетом психологических особенностей; обучение психологическим практикам, для применения их в профессиональной педагогической деятельности.



1. Алиева, Т.М. О необходимости формирования рефлексивных способностей будущих воспитателей ДОУ // Психолого-педагогический журнал ГАУДЕАМУС. 2016. № 2, Т. 15.
2. Амосова, Т.В. Основные подходы к определению понятия готовности к профессиональной деятельности // Вестник КГПИ. 2011. № 9, с 65-69.
3. Асмолов А. Г. Деятельность и установка / А. Г. Асмолов. - М. : Изд- во Моск. ун-та, 1979. - 150 с.
4. Асмолов, А. Г. Об иерархической структуре установки как механизма регуляции деятельности.
5. Асмолов, А.Г. По ту сторону сознания. Методологические проблемы неклассической психологии/ А. Г. Асмолов-М.: Смысл, 2002, - 480 с.
6. Асмолов, А. Г. Психология личности: Принципы
общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. - М. : Смысл, 2001. - 416с.
7. Асмолов, А.Г. На перекрестке путей к изучению психики человека: бессознательное, установка, деятельность. В кн.: Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под общей редакцией А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия, Ф.В.Бассина. Тбилиси: Издательство «Мецниереба», 1985. Т. 4, с. 77- 78.
8. Бехоева, А.А. Психолого-педагогическая характеристика уровней профессиональной рефлексии у студентов - будущих учителей // Национальный психологический журнал. 2015. - № 1(17). - С. 105-110.
9. Белкина, В. Н. Ревякина, И. И.. Возрастная динамика развития рефлексии на разных стадиях педагогической профессионализации // Ярославский педагогический вестник. 2003. № 1 (34).
10. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 1 : Вопросы теории и истории психологии / под ред. А. Р. Лурия, М. Г. Ярошевского. - 487 с.
11. Выготский, Л. С. Собрание сочинений : в 6 т. / Л. С. Выготский ; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 3 : Проблемы развития психики / под ред. А. М. Матюшкина. - 367 с.
12. Выготский, Л. С. Психология развития человека : сб. статей / Л. С. Выготский. - М.: Смысл : ЭКСМО, 2003. - 1136 с.
13. Грачев, Ю.А «Понятие «готовности к деятельности» в системе психолого-педагогического знания» // Вестник Санкт-петербургского университета МВД России №4 (52) 2011- 172-175с.
14. Гусев, А.Н., Садовская Е.А. Влияние установок разного уровня на выраженность феномена слепоты к изменению //. Психологические исследования.2015.Т.8.№40
15. Дьяченко, М. И., Кандыбович, Л. А. Психологические проблемы готовности к деятельности. - Минск: БГУ, 1976...80



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ