Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ И САМОТРАНСЦЕНДЕНЦИИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Работа №191869

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы265
Год сдачи2021
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация на английском языке 4
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Теоретический анализ взаимосвязи феноменов копинг-стратегий и
самотрансценденции в зрелом возрасте 10
1.1 Копинг-стратегии как психологический феномен 10
1.2 Копинг-стратегии в зрелом возрасте 16
1.3 Взаимосвязь копинг-стратегий и феномена самотрансценденции в зрелом
возрасте 20
1.4 Применение копинг-стратегий и самотрансценденции преподавателями
высших учебных заведений 26
Резюме по первой главе 29
2 Исследование копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте среди
преподавателей высших учебных заведений 31
2.1 Методологические и методические основания исследования 31
2.2 Результаты исследования копинг-стратегий и самотрансценденции в
зрелом возрасте у преподавателей высших учебных заведений 40
2.3 Результаты исследования копинг-стратегий и самотрансценденции у
преподавателей вузов-участников проекта «5-100» и перспективных для стратегических программ вузов 64
2.4 Результаты исследования копинг-стратегий и самотрансценденции у
преподавателей, занимающихся грантовой деятельностью, и не занимающихся грантовой деятельностью 101
2.5 Результаты исследования копинг-стратегий и самотрансценденции у
преподавателей с разным видом ресурсной деятельности: учебная и грантовая деятельность 131
2.6 Результаты факторного анализа в исследовании копинг-стратегий и
самотрансценденции у преподавателей высших учебных заведений 157
2.7 Результаты исследования копинг-стратегий и самотрансценденции в
зрелом возрасте преподавателей средних учебных заведений 166
Резюме по второй главе 181
3 Рекомендации по практическому использованию полученных результатов 189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 193
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 198
ПРИЛОЖЕНИЕ А 208
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 210
ПРИЛОЖЕНИЕ В 213
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 214
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 217
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 218
ПРИЛОЖЕНИЕ И 220
ПРИЛОЖЕНИЕ К 222
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 249
ПРИЛОЖЕНИЕ М 264
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 269


Актуальность. Проблема стресса, стрессогенных факторов и способов совладания с ними в настоящее время является по-прежнему актуальной не только для психологической науки, но и для общества в целом. Динамичный темп современной жизни, обилие информации, отсутствие возможности реализовать себя (в семье, профессии) в соответствии со своими ожиданиями, нестабильность социально-экономического положения — стресс становится неотъемлемой частью нашей жизни, а уровень порожденных им заболеваний только возрастает (А.А. Баранов, 2002, С.Б. Величковская, 2011, Х.А. Алижанова, 2017, Д.О. Марков, 2019). Повышается чувствительность к стрессу (Л.М. Митина, 2014), и особенно к стрессу, рожденному в сфере взаимодействия «человек- человек» (С.А. Филиппова, 2020). В частности, беря во внимание профессию преподавателя, нельзя не обратить внимание на своеобразие факторов стресса, которые создаются современными образовательными вызовами: требования, которые ставит руководство, влияние образовательной политики государства, многозадачность, постоянное взаимодействие с большим потоком людей (M.K. Идрис, 2011, И.К. Шац, 2014), стабильность которых может препятствовать конструктивному взгляду на ситуацию стресса и готовности поиска выхода из нее (В. Франкл, 1997, Т. Г. Бохан, 2007).
Напряженный ритм работников вузов, интенсивность труда порождают диссонанс между требованиями, предъявляемыми образовательными и организационными вызовами, и ресурсными запасами организма. Закономерным результатом этого становятся повышенное напряжение, неумение расслабляться, снижение остроты психических процессов (И.А. Давыдова, 2014). Согласно исследованиям, общий уровень стрессоустойчивости снижается у преподавателей по мере увеличения возраста и стажа (А.С. Сказко, 2018), и повышается частота возникновения невротических и психосоматических расстройств, связанных с профессией (Г.С. Никифоров, 2015).
Так, профессия преподавателя являет собой психически напряженную и
стрессогенную деятельность, что требует высокого уровня совладания для минимизации негативного воздействия современных образовательных и организационных вызовов на психосоматическое здоровье личности (Э.Ф. Зеер, 2006, В.Р. Манукян, 2010, Н.А. Пашкус, 2014). К таким составляющим стресса в профессии как: физические, сенсорные и эмоциональные перегрузки, организационные условия, информационная интенсивность, добавляется внедрение в профессиональную деятельность преподавателя (и в систему высшего образования в целом) новых требований, которые диктуют проекты по наращиванию конкурентоспособности российских вузов, в частности Проект «5-100» (2012-2020 гг.), на смену которому осенью 2020 г. пришла программа стратегического 6
академического лидерства «Приоритет-2030». К характерным требованиям программ, углубляющим общий стресс в жизни человека, относятся: уменьшение объема учебных часов по дисциплинам с одновременным увеличением аудиторной нагрузки; современные тенденции к повышению требований со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе; изменение системы оценивания студентов и оценивания студентами преподавателей, требований относительно степеней и должностей профессорско-преподавательского состава; регулярный контроль качества высшего образования; необходимость разработки новых программ и учебных курсов, повышения индекса цитирования (Г.С. Никифоров, 2015).
Одним из важных механизмов разрешения стресса в профессиональной жизни преподавателя высшей школы являются копинг-стратегии, и анализ различных способов совладания со стрессом в профессиональной жизни, все возрастающим в жизни преподавателя, показывает преобладание когнитивных копинг-стратегий («планирование решения проблемы») в жизни преподавателя вуза (Н.Ю. Дмитриева, 2013, М.М. Кашапов, 2017, С.М. Момбей-оол, 2019), и позволяет предположить наличие другого механизма для преодоления стресса в современных условиях, который выражается в готовности к выходу к новым возможностям и ориентации в действиях на личный смысл, а не только на цель (В. Франкл, 1997, Т.Г. Бохан, 2005). Мы считаем важным понять, в какой мере выбираемые копинг-стратегии определяются такой значимой и ранее не рассматриваемой характеристикой как самотрансценденция, поскольку у нас есть предположение, что она обеспечивает наиболее эффективные стратегии преодоления стресса.
Состояние разработанности проблемы исследования. В разные периоды времени и феномену копинг-стратегий и феномену самотрансценденции уделялось достаточное внимание. Феномену копинг-стратегий посвящались труды многих авторов: Ф.Е. Василюка (1984) о продуктивности копинг-стратегий, Р. Лазаруса и С. Фолкман (1988), которые ввели само определение копинга, Л. Фрайденберга (2002) о классификации и эффективности копингов, Л.И. Габдулиной (2008) по изучению применения копинг-стратегий среди женщин и мужчин в зрелом возрасте. О применении копинг-стратегий преподавателями высшей школе писали Н.Ю. Дмитриева (2013), Г.С. Никифоров (2015), М.М. Кашапов (2017), С.М. Момбей-оол, (2019). О феномене самотрансценденции писали такие авторы как: В. Франкл (1967), автор термина и основоположник описания феномена
самотрансенденции, А. Маслоу (1997) в трудах о способности к самотрансценденции, А.А. Реан (2008) в своих работах о зрелости личности. Однако вопрос о совмещении копинг- стратегий и самотрансценденции в период зрелости и среде высшего образования представляется малоизученным на сегодняшний день.
Таким образом, актуальность проблемы предопределили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.
Объект: копинг-стратегии и самотрансценденция в зрелом возрасте.
Предмет: взаимосвязь копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте у преподавателей высших учебных заведений.
Цель - изучить взаимосвязь копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте у преподавателей высших учебных заведений.
Задачи:
1. Изучить взаимосвязь феноменов копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте в процессе теоретического анализа.
2. Проанализировать феномен копинг-стратегий и феномен
самотрансценденции в зрелом возрасте на примере преподавателей высших учебных заведений.
3. Исследовать взаимосвязь копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте у преподавателей высших учебных заведений.
4. Разработать методические рекомендации по практическому использованию полученных результатов.
Гипотеза исследования:
Существует взаимосвязь между копинг-стратегиями и самотрансценденцией в зрелом возрасте у преподавателей вузов: существуют преподаватели, у которых в условиях образовательного вызова копинг-стратегия «Планирование решения проблемы» вступает во взаимосвязь с самотрансценденцией, и существуют преподаватели, у которых в условиях образовательного вызова копинг-стратегия «Положительная переоценка» вступает во взаимосвязь с самотрансценденцией.
Теоретико-методологическими основаниями исследования стали определение «копинга», данное Р. Лазарусом и С. Фолкман, разработанная ими «Стрессоориентированная теория», определение «самотрансценденции», описанное в работах В. Франкла и в трудах А. Лэнгле и К. Орглер.
Методическая база исследования. Методами сбора информации выступили методы опроса и авторская анкета. Сбор респондентов осуществлялся разными способами, в том числе онлайн через социальные сети «ВКонтакте» и «Facebook», а также посредством рассылки по электронной почте.
Обработка полученных данных производилась с помощью методов статистической обработки данных IBM SPSS Statistics 23: методы описательной статистики, корреляционный анализ, u-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Пирсона, факторный анализ методом главных компонент с ротацией факторов «varimax normalized».
Эмпирическая база исследования. Общую выборку преподавателей вузов составили респонденты в количестве 319 человек в возрасте от 25 до 59 лет. Все респонденты являются преподавателями (преподаватели, научные сотрудники, административно-управленческий персонал) различных высших учебных заведений России, включая ведущие вузы России, которые на момент сбора данных являлись участниками программы «5-100». Сроки реализации программы: с 2012 года по 2020 год.
Дополнительно на раннем этапе исследования, для сравнения способов совладания со стрессом в условиях модернизации системы образования была собрана выборка педагогов томских средних учебных заведений. Выборку составили 63 человека в возрасте от 22 до 46 лет (учителя, педагоги-психологи, психологи, тьюторы).
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в практике трансформации университетов и, в том числе, в системе управления и психологического сопровождения процессов внедрения изменений, апробации стратегических программ развития образования в вузах (программа стратегического академического лидерства «Приоритет-2030»).
Положения, выносимые на защиту:
1. Существует взаимосвязь между феноменами копинг-стратегий и самотрансценденции при преодоления образовательных вызовов.
2. Взаимосвязь копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте у преподавателей высших учебных заведений обеспечивает эффективность преодоления стрессовых ситуаций, а также самодетерминацию личности в осуществлении деятельности.
3. Существуют преподаватели, у которых в условиях образовательного вызова копинг-стратегия «Планирование решения проблемы» вступает во взаимосвязь с самотрансценденцией, и существуют преподаватели, у которых в условиях образовательного вызова копинг-стратегия «Положительная переоценка» вступает во взаимосвязь с самотрансценденцией.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В современной России процессы нововведений во многих сферах общества (экономическая, социальная, духовная и т. п.) диктуются мировыми трендами. В связи с этим, отдельного внимания заслуживает сфера образования. Среди характерных современных особенностей этой сферы стоит выделить постоянную модернизацию системы образования, повышение требований к профессиональным и личностным качествам, изменение должностных обязанностей, работу на повышение конкурентоспособности своего вуза, введение учета показателей академических и научных достижений и многое другое. Все это создает для преподавателей еще неизведанные образовательные вызовы, преодоление которых можно считать стрессогенной деятельностью, что требует от преподавателей вузов высокого уровня совладания и самообладания для сохранения своего психосоматическое здоровья. Актуальность и недостаточная изученность данной проблемы побудили нас заняться ее исследованием.
Целью исследования являлось изучение копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте у преподавателей высших учебных заведений.
В соответствии со сформулированными задачами, нами была проанализирована в процессе теоретического анализа взаимосвязь феноменов копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте нами было выявлено, что, во-первых, в целях снижения остроты стрессовых ситуаций или их устранения применяются различные копинг-стратегии (когнитивные, поведенческие, эмоциональные). При этом можно выделить наиболее востребованные стратегии - «Избегание», «Поиск социальной поддержки», «Решение проблемы». Выбор какой-либо стратегии определяется индивидуальными особенностями человека, личностной зрелостью, а также ценностносмысловой составляющей ситуаций. Во-вторых, в период зрелости способы преодоления выходят на другой уровень эффективности. Это обусловливается увеличением осознанности человека по отношению к происходящему в его жизни. В-третьих, применение копинг-стратегии «Разрешение проблем» - анализ ситуации, сопоставление своих ресурсов и условий среды, разработка тактик - влечет за собой обращение внутрь себя, пересмотр жизненного замысла, переосмысление своих действий и их последствий на дальнейшую жизнь. Так, применение данной копинг-стратегии, по нашему предположению, можно считать «началом» самотрансценденции - «выхода за пределы себя», позиции «над» собой и обстоятельствами.
Анализируя результаты, полученные в процессе изучения копинг-стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте среди преподавателей высшего звена образования, отметим, что было выявлено преобладание использования стратегий «Решение проблемы», 193
«Избегание», «Положительная переоценка». Дополнительно для сравнения способов совладания со стрессом в условиях модернизации образования были рассмотрены исследования копинг-стратегий, применяемые представителями среднего звена образования: «положительное истолкование и рост», «планирование», «поиск активной общественной поддержки», «сдерживание», «поиск эмоциональной общественной поддержки». На выборке преподавателей вузов и преподавателей средних образовательных учреждений не было обнаружено исследований, посвященных изучению взаимосвязи копинг-стратегий и самотрансценденции, что еще раз доказывает малую изученность этой проблемы.
Переходя к описанию результатов эмпирической части исследования копинг- стратегий и самотрансценденции в зрелом возрасте у преподавателей университетов прежде отметим, что методологическими основаниями выступили «Стрессоориентированная теория» Р. Лазаруса и С. Фолкман, основы логотерапии В. Франкла.
Методами сбора информации выступили авторская анкета и пакет методик: «Опросник способов совладания» (Р. Лазарус, С. Фолкман; в адаптации Т.Л. Крюковой, Е.В. Куфтяк, М.С. Замышляевой), Шкала экзистенции (А. Лэнгле; в адаптации И.Н. Майниной), «Шкала самодетерминации личности» (Б. Шелдон; в адаптации Е.Н. Осина), модифицированный опросник ценностей Р. Инглхарта (в модификации Р.К. Хабибулина, 2015), «Шкала удовлетворённости жизнью» (Э. Диннер; в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина). Анкета и методики были предоставлены в Google форме. Сбор респондентов осуществлялся различными способами, в том числе онлайн через социальные сети «ВКонтакте» и «Facebook». В качестве методов обработки данных были использованы: методы описательной статистики, корреляционный анализ, u-критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ с применением коэффициента ранговой корреляции Пирсона, факторный анализ методом главных компонент с ротацией факторов «varimax normalized».
Общую выборку преподавателей вузов составили респонденты в количестве 319 человек в возрасте от 25 до 59 лет. Все респонденты являются преподавателями (преподаватели, научные преподаватели, административно-управленческий персонал) различных высших учебных заведений России, включая ведущие вузы России, которые на момент сбора данных являлись участниками программы «5-100» (2012-2020 гг.).
Дополнительно на раннем этапе исследования, для сравнения способов совладания со стрессом в условиях модернизации системы образования была собрана выборка преподавателей томских средних учебных заведений. Выборку составили 63 человека в возрасте от 22 до 46 лет (учителя, педагоги-психологи, психологи, тьюторы).
Выяснено, педагоги имеют связку избегающих копинг-стратегий и самотрансценденции. Они склонны к переосмыслению возникших трудностей с целью поиска возможностей избегания с проблемой.
Результаты проверки на достоверность различий, как и корреляционный анализ на выборке преподавателей вузов n=319, позволили сделать ряд предположений, в результате которых были обозначены 6 выборок.
Для преподавателей вузов-участников проекта «5-100» характерна взаимосвязь копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» и самотрансценденции. Преподаватели вузов «5-100» разделяют ценности самовыражения. Основываясь на том, что в культуре, где преобладают ценности самовыражения, респонденты находятся в состоянии постоянной напряженности и стремятся к улучшению своего материального положения, у них может преобладать направленность на поиск новых возможностей для удовлетворения потребности в безопасности через материальную защищенность. Все это, по нашему мнению, обусловлено составляющими процесса внедрения изменений в систему высшего образования. Отметим подтверждение ранних исследований о преобладании для выборки преподавателей копинг-стратегии «Планирование решения проблемы» (Г.Ж. Болотова, 2013).
Для преподавателей вузов, не включенных в проект «5-100», характерны копинг- стратегия «Положительная переоценка» во взаимосвязи с самотрансценденцией и традиционные ценности, которые характеризуют респондентов как ставящих в приоритет семью и общество.
Далее мы проанализировали преподавателей, включенных в разные виды деятельности. Для респондентов, руководящих грантами, свойственна копинг-стратегия «Планирование решения проблемы» во взаимосвязи с самотрансценденцией и приверженность традиционным ценностям. Для респондентов этой выборки, включенных в систему Эффективного контракта, характерно умение дистанцироваться от проблемы, взглянуть на нее в более широком контексте, а также отсутствие ригидности. Также, научным преподавателям данной выборки, в сравнении с преподавателями, свойственно использование стратегии «Бегство-избегание», это может быть обусловлено тем, что в выборке научные преподаватели представлены сравнительно молодыми респондентами.
Для респондентов, не руководящих грантами, свойственна копинг-стратегия «Положительная переоценка» во взаимосвязи с самотрансценденцией и ценности самовыражения.
Далее мы рассмотрели преподавателей с разными видами субъективно ресурсной деятельностью. Респонденты, которые учебную деятельность считают ресурсной, демонстрируют копинг-стратегии «Поиск социальной поддержки», «Положительная переоценка» во взаимосвязи с самотрансценденцией и традиционные ценности. Традиционные ценности характеризуют респондентов как ставящих в приоритет институт семьи, социальный конформизм, общество.
Респонденты, которые грантовую деятельность считают ресурсной, также демонстрируют взаимосвязь копинг-стратегий «Поиск социальной поддержки», «Положительная переоценка» с самотрансценденцией и традиционные ценности. Они считают, что имеют выбор в жизни и выстраивают свои действия в опоре на ценности.
По итогам корреляционного анализа во всех шести выборках были выявлены значимые связи, согласно которым существует стабильная связь между копинг- стратегиями «Бегство-избегание» (отрицательная), «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка» и всего блока самодетерминации личности, в том числе самотрансценденции, и удовлетворенности жизнью. Стоит отдельно отметить снижение выраженности стратегии «Бегство-избегание» при повышении других характеристик.
Результаты факторного анализа, который мы провели на общей выборке респондентов (n=319), не показывал наличие выраженной структурной связи между копингами и показателями самотрансценденции, что, отчасти, побудило нас провести деление выборки на группы и далее обнаружить специфику структурных связей. Так, в каждой выборке наиболее значимым компонентом становится фактор, включающий в себя показатели копингов «Планирование решения проблемы», «Положительная переоценка», показатели самодетерминации личности (в том числе самотрансценденция), показатели ценностей и показатель субъективной оценки удовлетворенности жизнью. Мы можем говорить, что для преподавателей выбор копинг-стратегий существенно определяется ценностно-смысловой базой самой личности, следование которой способствует эффективности способов совладания со стрессом и большей степени удовлетворенности жизнью.
Таким образом, мы говорим о наличии взаимосвязи между копинг-стратегиями и самотрансценденцией у преподавателей вузов, которая актуализируется в процессе преодоления стресса.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердились: существует взаимосвязь между копинг-стратегиями и самотрансценденцией в зрелом возрасте у преподавателей вузов: существуют преподаватели, у которых в условиях образовательного вызова копинг-стратегия «Планирование решения проблемы» вступает во взаимосвязь с самотрансценденцией, и существуют преподаватели, у которых в условиях образовательного вызова копинг- стратегия «Положительная переоценка» вступает во взаимосвязь с самотрансценденцией.
Опыт проведенного нами исследования позволяет нам выдвинуть методические рекомендации на двух уровнях: для административно-управленческого блока организации и для непосредственно преподавателей организации по развитию копинг-поведения и актуализации самотрансценденции.
Эффективное управление стрессом может осуществляться с помощью различных копинг-стратегий, выбор которых будет обусловлен осознанным пониманием необходимости в конкретных действиях в соответствии с жизненным и смысловым контекстом личности, но при условии рассмотрения стресса как возможности для выхода на новые ценностно-смысловые параметры развития (Т. Г. Бохан, 2006). Запуск внутренней поисковой активность, которая обеспечивает другой уровень решения трудных проблем, есть задача для управленческого блока вуза по созданию таких элементов в организации деятельности и взаимодействии, которые будут актуализировать самотрансценденцию преподавателей: через разъяснение значимости его деятельности в реализации
поставленной задачи, через предоставление преподавателям информации о глобальной миссии вуза, трансляцию ценностных компонентов, через работу с таким компонентом как открытость новому опыту, целеполаганием и временной перспективой. Развитие самотрансценденции поможет по-новому решать сложные задачи в профессиональных условиях и поспособствует оптимизации стратегий совладания в жизни человека.



1. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. - СПб., 2006.
2. Исследование трансформации корпоративной культуры университета (опыт национального исследовательского томского государственного университета) / Д. О.Афанасьева, Н. С. Гулиус, В. В. Кашпур, А. Г. Кузнецов, Г. И. Петрова, Е. А. Юрина // Университетское управление: практика и анализ. - 2016. - № 1. - С. 53-64.
3. Бабинцев В.П. Корпоративные отношения в российских вузах: разрыв традиции / В. П. Бабинцев // Высшее образование в России. - 2017. - № 7. - С. 26-35.
4. Балтес П.Б. Всевозрастной подход в психологии развития: исследование
динамики подъемов и спадов на протяжении жизни / П.Б. Балтес // Психологический журнал. - 1994. - Т.15. - №1. - С. 436-459.
5. Басаев Б. Б. Корпоративная культура и ее развитие в аспекте согласования
организационных и индивидуальных ценностей / Б. Б. Басаев, А. Б. Фиапшев, А. А. Фиапшева // Известия Горского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 52. - № 3. - С. 217-224.
6. Баскакова С. А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами [Текст] / С. А. Баскакова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2010. - № 2. - С. 88-96.
7. Богдан Н. Н. Организационная культура вуза в условиях реформ / Н. Н. Богдан // Университетское управление: практика и анализ. - 2009. - № 6. - С. 23-30.
8. Богомаз С. А. Опросниковые методы исследования личностного потенциала: методическое руководство. [Текст] / С.А. Богомаз, В.В. Мацута - Томск: ТГУ, 2012. - 39 с.
9. Бохан Т. Г. Методологические основания разработки теоретической модели стресса с позиции идей самоорганизации / Т. Г. Бохан // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2007. - № 2. - С. 13-18.
10. Бохан Т. Г. Стресс и стрессоустойчивость с методологических позиций постнеклассической психологии / Т. Г. Бохан // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. - 2006. - № 2. - С. 16-22.
11. Братченко С. Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: Уроки Джеймса Бюджентала / С.Л. Братченко. - М.: Смысл, 2011. - 197 с.
12. Будницкий А. А. Копинг-стратегии как проблема современной психологии /
А. А. Будницкий, Е. А. Левкова // Научные труды SWORLD. - 2014. - № 1. - С. 10-17.
13. Бурлачук Л. Ф. Психотерапия: Психологические модели: учеб. Для вузов / Л. Ф. Бурлачук, А. С. Кочарян, М. Е. Жидко; под общ. ред. Л. Ф. Бурлачука. - СПб.: Питер: Питер-принт, 2003. - 471 с.
14. Василевская Е. А. Преодолевающее поведение как успешность переживания критических ситуаций педагогами [Электронный ресурс] / Е. А. Василевская // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие: сетевой журн. - № 4 (15). - 2016. Режим доступа: http://humjournal.rzgmu.ru/art&id=233 (дата обращения: 20.03.2019).
15. Василенко С. В. Корпоративная культура как инструмент эффективного управления персоналом. М.: Дашков и К, 2009. - 136 с.
..111

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ