АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Малое и среднее предпринимательство в России и его взаимосвязь с развитием студенческого предпринимательства 7
1.1 Малое и среднее предпринимательство в устойчивом социально-экономическом
развитии страны 7
1.2 Особенности развития малого и среднего предпринимательства в России и за
рубежом 13
1.3 Роль студенческого предпринимательства в развитии сектора малого и среднего
предпринимательства 26
2. Развитие экосистемы студенческого предпринимательства в России и за рубежом ....31
2.1 Формирование экосистемы студенческого предпринимательства в России -
структура, вызовы и возможности 31
2.2 Анализ опыта развития студенческого предпринимательства в России и за
рубежом 42
2.3 Существующие концепции построения университетской предпринимательской
экосистемы 51
3. Формирование экосистемы студенческого предпринимательства на примере Томской
области 63
3.1 Региональные особенности инновационной инфраструктуры 63
3.2 Основные механизмы функционирования экосистемы студенческого
предпринимательства 74
3.3 Предложения по совершенствованию существующей экосистемы студенческого
предпринимательства Томской области 84
Заключение 89
Список использованных источников и литературы 92
Приложении А Топ-30 стран с лучшими экосистемами для стартапов 101
Приложении Б Результаты проведённого опроса 102
Приложение В Этапы алгоритма взаимодействия участников экосистемы студенческого предпринимательства 108
Устойчивое развитие экономики страны и регионов является приоритетной задачей государства. Одним из важных факторов устойчивого экономического развития страны является сектор малого и среднего предпринимательства. Как показывает мировая практика МСП является одной из составных частей экономики наиболее развитых стран. К примеру, в таких странах как Германия, Америка, Великобритания, вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны составляет более 50%.
Малый бизнес является одной из основных движущих сил устойчивого экономического развития стран, важность его роли обуславливается тем, что МСП:
• Способствует созданию новых рабочих мест для населения и тем самым снижению уровня безработиц.
• МСП наиболее активно внедряют в работу инновации и новые технологии по сравнению с экономическими гигантами, что способствует технологическому развитию страны.
• За счёт свой гибкости малые и средние предприятия в основной своей массе создают инновационные продукты.
• Создаёт конкурентную экономику и не позволяет производственным гигантам создавать монополию.
Как самостоятельный и незаменимый элемент рыночной экономики малое и среднее предпринимательство способствует структурной перестройке экономики, укреплению экономической базы регионов, увеличивает общие объемы производства и розничного товарооборота, создает благоприятную среду для развития конкуренции, обеспечивает занятость значительной части населения, стимулирует внедрение достижений научнотехнического прогресса. За счет мобильности, гибкости, инновационного подхода малые предприятия способны быстро приспособиться к изменениям потребительского спроса, найти свою рыночную нишу, оперативно осуществлять производство новой продукции малыми партиями
На сегодняшний можно отметить, что в России роль малого и среднего предпринимательства в экономике страны достаточно невысокая по сравнению с другими странами, так в период с 2014 по 2020 г. доля малого и среднего предпринимательства в ВВР страны колеблется от 19% до 22%. По данным глобального мониторинга предпринимательства (GEM) в 2021 году национальный индекс контекста предпринимательства (National Entrepreneurship Context Index, NECI), который оценивает условия для развития предпринимательства в экономике, у России равен 4,1, и она находится на 41 месте среди всех стран участниц.
Драйвером развития МСП в средне- и долгосрочной перспективе может стать молодёжное предпринимательство. Стоит отметить, что на сегодняшний день четверть от общего числа всех сатрапов в разных странах мира создаются студентами. В России же этот показатель составляет порядка 3%, это создает большой потенциал для развития данной сферы.
Последние годы в России растёт количество молодых предпринимателей, по данным «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) Высшей школы менеджмента СПбГУ и «Сбера» - показатель молодых людей с 18 до 24 лет в предпринимательстве в последние годы увеличился, если в 2014 году процент молодых предпринимателей составлял 4,4% от общего количества предпринимателей, то в 2020 году процент молодых предпринимателей ста 15,1%.
Молодые предприниматели способствуют переходу бизнесов в онлайн, проявляют большой энтузиазм в бизнесе, больше погружены новейшие технологии, инновации и тенденции. По данным центра молодежных инициатив АСИ, 88% школьников старших классов и студентов хотят развивать бизнес, однако более 50% опрошенных молодых людей боятся начинать свой бизнес так как им не хватает знаний или ресурсов.
Вуз может содействовать студентам в восполнении нехватки знаний в сфере предпринимательства и необходимых ресурсов. Университет - идеальная площадка для старта бизнеса: наукоемкая среда, человеческий капитал, доступ к лабораторнотехнической инфраструктуре. Период студенчества - время проб, поиска, генерации смелых идей. Однако для вовлечения и акселерации студенческого предпринимательства в университетах необходимо развивать университетскую предпринимательскую экосистему, в которой будут отлажены механизмы взаимодействия, направленные на поддержку студенческого предпринимательства и формирования комфортной предпринимательской среды в университетах, трех основных участников этой экосистемы: университета, бизнеса и государства.
Реализация современной стратегии России через экономический рост студенческого предпринимательства способствует возникновению синергетического эффекта, при котором синергии перетока знаний, использования ресурсов рождают новые компетенции, активы, и новых субъектов предпринимательства.
О важности развития экосистемы студенческого предпринимательства и рассмотрении её как источника предпринимательских возможностей отмечают в своих научных трудах следующие авторы: Ерошенко Е.П., Трабская Ю., Тэнис М., Лазарева Н.В., Казитова Э.И., Васильев В.Н., Сухорукова М.В. О важности развития студенческого предпринимательства в своих работах пишут авторы: Шадова З.Х, Кошиев З.Р, Филиппова Н.В., Иноземцева А.В., Амбарова П.А., Коростелина И.А., Воронкова Н.В., Резник Г.А. Модели формирования взаимодействия участников предпринимательской экосистемы представлены в работах: Иванов П.М., Карпов А.О, Шуклина Е.А., Шершева М.Ю., Юрченко Н.А., Полома М.А., Фабиано А., Синтия Б., Дэниел С., Батракова Л.Г.
Вопросы, касающиеся феномена предпринимательства, его характеристик и предпринимательского климата России и других стран раскрыты в:
• Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021» (GEM).
• Глобальное исследование предпринимательского духа студентов (GUESS).
Имея достаточный круг исследований, на сегодня так и не решена задача формирования
эффективной университетской экосистемы студенческого предпринимательства, которая будет способствовать вовлечению студентов в бизнес-деятельность, и взаимодействия между её участниками.
Объект исследования - экосистема студенческого предпринимательства.
Предмет исследования - процесс взаимодействия участников предпринимательской экосистемы.
Цель исследования - разработка концептуального подхода формирования студенческой предпринимательской экосистемы университета, способствующей стимулированию предпринимательской активности студентов.
Задачи:
1. Проанализировать роль сектора малого и среднего предпринимательства в устойчивом экономическом развитии страны и определить вклад студенческого предпринимательства в его развитие.
2. Проанализировать потенциал студенческого предпринимательства в России и влияние предпринимательской экосистемы на его развитие.
3. Провести сравнительный анализ построения предпринимательских экосистем в России и за рубежом.
4. Сформировать модель функционирования экосистемы студенческого предпринимательства региона, способствующей развитию малого и среднего предпринимательства.
5. Сформулировать предложения по улучшению механизмов взаимодействия между участниками студенческой предпринимательской экосистемы.
Гипотеза базируется на предположении о том, что формирование экосистемы студенческого предпринимательства, будет способствовать вовлечению студентов в предпринимательскую деятельность и, как следствие, развитию сектора малого и среднего предпринимательства.
Методы исследования: анализ, синтез, обобщения и систематизации, анализ лучших практик, а также количественные (опрос) методы исследований, которые позволили получить новые знания по исследуемой проблеме.
Элементы научного вклада.
1. Проведена Систематизация Российского и зарубежного опыта функционирования студенческих предпринимательских экосистем и определены концептуальные особенности их развития. Определены основные элементы функционирования экосистемы студенческого предпринимательства в России.
2. Предложена модель функционирования экосистемы студенческого предпринимательства на примере Томской области.
3. Разработаны предложения по совершенствованию взаимодействия участников существующей университетской предпринимательской экосистемы, которые будут способствовать вовлечению большего количества студентов в предпринимательскую деятельность.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяются актуальностью вопроса усиления сектора малого и среднего предпринимательства, а также предложениями по совершенствованию взаимодействовали участников университетской предпринимательской экосистемы.
Усиление сектора малого и среднего предпринимательства одно из приоритетных направлений при формировании устойчивой экономике страны. Малый и средний бизнес имеет большой ряд преимуществ, он адаптивный, быстрее реагирует на изменения динамичной внешней среды, активно способствует развитию инновационного потенциала экономики, осуществлению коммерциализации научных исследований и внедрению инновационных технологий. Сектор МСП является очень важной частью современной экономики, это самая привлекательная и потрясающая инновационная система. Малые предприятия - это главный катализатор экономического развития. Именно они вносят большой вклад в достижение фундаментальных целей для любой экономической системы, превращаясь в основу социально-экономического прогресса. Во многих развитых зарубежных странах, таких как Германия, США, Китай, Австралия, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП страны превышает 50%.
Как показало проведённое исследование, в России роль сектора малого и среднего предпринимательства в экономике пока не так велика, доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России на 2020 год составляет 19,8%. К основным причинам, тормозящим развитие сектора МСП, можно отнести: нестабильность экономической ситуации, высокие налоги, высокие затраты на оплату труда персонала, непрозрачность гос./муниципальных закупок, нарушение прав предпринимателей, многочисленные административные барьеры. Однако по мнению экспертов, драйвером развития малого и среднего предпринимательства в России в средне- и долгосрочной перспективе может стать молодежное предпринимательство. Особая роль отводится развитию молодежной предпринимательской активности, так как молодые люди, будучи активными, мобильными, готовыми к изменениям, рассматриваются в качестве носителя инновационного потенциала общества, стратегического ресурса, пополняющего производительные силы страны. Их предпринимательская деятельность решает задачу вывода на рынок труда наиболее активной группы населения и вовлечения ее в деятельность, обладающую высоким потенциалом с точки зрения развития экономики и общества в целом. Развитие студенческого предпринимательства на базе университета способствует устойчивому экономическому развитию региона, где расположен университет.
На сегодняшний день четверть от общего числа всех стартапов в разных странах мира создаются студентами и профессорами университетов. В России же этот показатель составляет порядка 3%, это создает большой потенциал для развития данной сферы.
Важно отметить и готовность студентов к предпринимательской деятельности, по данным «Глобального мониторинга предпринимательства» (GEM) Высшей школы менеджмента СПбГУ и «Сбера» - в последние годы в России растет количество именно молодых предпринимателей - так с 2014 по 2019 год предпринимательская активность молодых людей в возрасте от 18 до 24 лет увеличилась с 4,4 до 14,5%, а возрасте от 25 до 34 лет с 9,8% до 19%, а по данным Глобального исследования предпринимательского духа студентов (GUESSS): Около 50% студентов хотят стать предпринимателями через 5 лет после получения диплома, что более чем на 15% превышает аналогичный показатель по международной выборке. Во время выполнения диссертации также был проведён опрос среди студентов Томских вузов, который показал, что 48% респондентов - хотят начать заниматься бизнесом, 25% - хотят заниматься предпринимательством, но есть сомнения и страхи, 5% - уже развивают свой проект. Молодые предприниматели способны вывести сектор малого и среднего предпринимательства на качественно новый уровень, который в дальнейшем будет способствовать росту экономики страны, создавать инновационные технологии и внедрять их в повседневную жизнь населения и бизнеса. Но молодым предпринимателям необходима поддержка, в том числе государственная и университетская. Университет, как центр притяжения большого количества умных и инициативных молодых людей, имеет все ресурсы для развития предпринимательства среди студентов.
Для успешного развития студенческого предпринимательство, необходимо развитие университетской предпринимательской экосистемы, которая является источником новых бизнес-возможностей для студентов. Формирование комфортной предпринимательской среды для студентов, является важным элементом перехода университета на новый уровень развития и концепцию Университета 3.0, которая представляет собой неразрывную связь сфер образования, науки и предпринимательства. Так в процессе исследовательской работы встал вопрос о поиске универсальных концепций построения модели взаимодействия университетов и региона, отвечающих под последние запросы рынка. В ходе анализа была выбрана модель «Тройной спирали», которая наиболее эффективна с точки зрения формирования взаимодействия университетов с государством и бизнесом в регионах России, в том числе в Томском регионе, который выделяется своими показателями в сфере науки, образования и инноваций, а также реализует уникальный проект - «Большой университет» Томска и стремится к развитию города-университета. Как отмечают зарубежные эксперты Томску присущи определенные условия, которые схожи с тем, которые способствовали развитию университетов в США.
В процессе формирования основных элементов моделей были выявлены ключевые ресурсы, направления деятельности, элементы инновационной инфраструктуры проведена оценки эффективности модели региона, а также положение сектора малого и среднего предпринимательства в регионе. На данный момент рассмотренные показатели отражают реальное состояние области. Стоит отметить, что для Томской области сфера студенческого предпринимательства не нова, многие университеты по отдельности активно развивают предпринимательский треке, однако реализация на территории региона проекта «Большого университета» ставит перед регионом новые задачи по формированию университетской предпринимательской экосистемы. В рамках данной магистерской работы, на основе собранных данных, была сформирована экосистема студенческого предпринимательства «Большого университета» на основе модели «Тройной спирали», определена важность студенческого сообщества во взаимодействии между государством, бизнесом и университетом, а также выделены наиболее важные аспекты для формирования и развития предпринимательской экосистемы и разработаны рекомендации по их улучшению.
В ходе выполнения работы были выполнены следующие задачи, поставленные перед автором в начале магистерского исследования:
1. Проанализирована роль сектора малого и среднего предпринимательства в устойчивом экономическом развитии страны и определить вклад студенческого предпринимательства в его развитие.
2. Проанализирован потенциал студенческого предпринимательства в России и влияние предпринимательской экосистемы на его развитие.
3. Проведён сравнительный анализ построения предпринимательских экосистем в России и за рубежом.
4. Сформирована модель функционирования экосистемы студенческого предпринимательства региона, способствующей развитию малого и среднего предпринимательства.
5. Сформулированы предложения по улучшению механизмов взаимодействия между участниками студенческой предпринимательской экосистемы.
Научная новизна подтверждена предложенной моделью функционирования экосистемы студенческого предпринимательства Томской области, систематизирован Российский и зарубежный опыт функционирования студенческих предпринимательских экосистем, разработаны предложения по совершенствованию взаимодействия участников существующей университетской предпринимательской экосистемы, которые будут способствовать вовлечению большего количества студентов в предпринимательскую деятельность.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51- ФЗ (ред. от 25.02.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2022) // http://www.consultant.ru.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.06.2016 № 1083-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» (вместе с «Планом мероприятий («дорожной картой») по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года») // СПС «КонсультантПлю с».
3. Агеев, А.И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры [Текст] / А.И. Агеев. - Москва: Наука, 1991. - 112 с.
4. Асаул А.Н., Войнаренко М.П., Ерофеев П.Ю. Организация предпринимательской деятельности: Учебник/ Под ред. д.э.н., проф. А.Н. Асаула. СПб.: «Гуманистика», 2004. 448 с.
5. Батракова, Л. Г. Инновационное развитие регионов России по модели "тройной спирали" / Л. Г. Батракова // Социально-политические исследования. - 2020. - № 3(8). - С. 67-80.
6. Безруков, Н. О. Государственная поддержка предпринимательства в зарубежных странах и в России в контексте цифровой трансформации экономики / Н. О. Безруков, В. И. Абрамов // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2022. - Т. 10. - № 1(56). - С. 153-170.
7. Бесценный, Д. С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран / Д. С. Бесценный // Вестник Омского университета. Серия: Экономика. - 2009. - № 4. - С. 56-58.
8. Бизнес живёт три года // РБК. - [Б. м.], 2014. - URL:
https://www.rbc.ru/newspaper/2014/01/22/56bf9dee9a7947299f72d6d1 (дата обращения:
19.06.2022).
9. Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.
10. Виссема Й. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. М.: Сбербанк; 2016.
11. Влияние экосистемы МСП на мировую экономику // ТАСС. - [Б. м.], 2017. - URL: https://tass.ru/pmef-2017/4278934 (дата обращения: 27.05.2022).
12. Вузы поддержать курс на предпринимательство //РБК+. - [Б. м.], 2020. - URL: Вузы поддержат курс на предпринимательство | Решения на РБК+ (rbc.ru) (дата обращения: 15.05.2022).
13. Высшая школа экономики годовой отчёт 2020/2021 // Высшая школа экономики.
- [Б.м.], 2021. - URL: https://www.hse.ru/mirror/pubs/share/523112547.pdf (дата обращения: 05.10.2021).
14. В России будет сформирована единая экосистема студенческого технологического предпринимательства // Министерство науки и высшего образования Российской Федерации. - [Б.м.], 2022. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/press- center/news/novosti-ministerstva/36400/ (дата обращения: 15.08.2021).
15. Генри Ицковиц. Модель тройной спирали / Генри Ицковиц // Инновации. - 2011.
- № 4(150). - С. 5-10.
..100