Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Онлайн-ресурсы в обучении аудированию на русском языке как иностранном

Работа №191838

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы77
Год сдачи2024
Стоимость5770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 3
Введение 4
1 Аудирование как вид речевой деятельности в обучении иностранным языкам 8
1.1 Понятие аудирования и его роль в изучении иностранных языков 8
1.2 Развитие навыков аудирования: традиционный подход 14
1.3 Роль онлайн-ресурсов в современном обучении 20
2 Использование онлайн-ресурсов в практике РКИ 26
2.1 Онлайн-ресурсы для развития навыков аудирования 28
2.2 Онлайн-ресурсы в аудировании: опыт методистов и исследователей 49
2.3 Эффективность онлайн-ресурсов на практике 54
2.4 Разработка занятий с использованием онлайн-ресурсов в аудитории русского языка как
иностранного 58
Заключение 68
Список использованных источников 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Список онлайн-ресурсов, упоминаемых в диссертации 75

Данные работа посвящена изучению проблемы использования онлайн-ресурсов в обучении аудированию на русском языке как иностранном.
Актуальность данного исследования заключается в том, что с непрерывным развитием Интернета и ежегодным увеличением количества людей, интересующихся русским языком, сетевые ресурсы для изучения русского языка становятся все более многочисленными и разнообразными. В процессе обучения русскому языку как иностранному (РКИ) использование сетевых ресурсов для развития навыков слушания стало неизбежной тенденцией. Это связано с тем, что аудирование играет чрезвычайно важную и сложную роль в изучении иностранного языка. С развитием технологий и популярностью Интернета учащиеся и преподаватели получили легкий доступ к большому количеству онлайн-ресурсов, что обеспечивает беспрецедентное удобство при обучении иностранным языкам.
Однако вопрос о том, как эффективно использовать это разнообразие ресурсов для развития аудиальных навыков у учащихся при обучении языкам, вызывает серьезную озабоченность. Преподавателям необходимо глубоко задуматься о том, как сочетать аудиторные занятия с онлайн-ресурсами, чтобы разработать более интересные и эффективные упражнения по обучению слушанию, стимулирующие интерес учащихся к обучению и улучшающие их навыки аудирования. В то же время учителям и преподавателям иностранных языков необходимо изучать и пробовать новые методы и стратегии обучения, чтобы лучше использовать эти онлайн-ресурсы и помочь учащимся преодолеть трудности с аудированием.
Очевидно, что вопрос о том, могут ли учителя лучше использовать это разнообразие онлайн-ресурсов для развития навыков слушания у инофонов, является чрезвычайно важным и реалистичным. Мы считаем, что благодаря постоянным исследованиям и практической работе мы сможем найти более эффективные методы и подходы для повышения эффективности развития навыков аудирования в процессе обучения русскому языку, чтобы лучше удовлетворять потребностям и задачам учащихся и преподавателей в процессе изучения русского языка.
Объектом исследования являются онлайн-ресурсы (языковые платформы, мобильные приложения, порталы, радио, фильмы и т.д.), позволяющие развивать аудиальные навыки на русском языке как иностранном.
Предмет исследования - методический потенциал онлайн-ресурсов в обучении аудированию на РКИ.
Цель данной работы - выявить возможности (методический потенциал) использования онлайн-ресурсов для развития навыков слушания у студентов при обучении РКИ. Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи :
1) Рассмотреть механизмы формирования навыков аудирования на иностранном (изучаемом) языке;
2) Проанализировать традиционные методы обучения аудированию;
3) Описать и классифицировать существующие онлайн-ресурсы по обучению иностранным языкам;
4) Изучить методические возможности современных онлайн-ресурсов в развитии навыков аудирования (в т.ч. на РКИ);
5) Представить методику использования онлайн-ресурсов для обучения слушанию в практике РКИ;
6) Провести эксперимент по проверке эффективности двух выбранных онлайн-ресурсов для студентов, изучающих РКИ;
7) Разработать уроки обучения аудированию на русском языке с использованием онлайн-ресурсов.
Методами работы являются описательный метод (анализ и обобщение результатов научных исследований); обсервационный метод (наблюдение за процессом обучения испытуемых в процессе использования онлайн-платформ); формально-моделирующий метод (проектирование и разработка курса русского языка с использованием онлайн-платформ); экспериментальный метод (проведены эксперименты по эффективности использования онлайн-ресурсов выборкой студентов, изучающих русский язык).
Материалом исследования являются онлайн-ресурсы, которые могут быть использованы в процессе преподавания РКИ.
Научная новизна исследования заключается в анализе и классификации существующих онлайн-ресурсов по обучению русскому и иностранным языкам, сравнение различий между традиционными приемами обучения аудированию и приемами с использованием онлайн-ресурсов для обучения слушанию, проведении эксперимента по выявлению эффективности онлайн-ресурсов, а также использовании онлайн-ресурсов для разработки курса аудирования на русском языке.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании трудностей обучения аудированию на русском языке, сравнении преимуществ и недостатков онлайн-ресурсов, выявлении возможностей использования онлайн-ресурсов в обучении слушанию на русском языке. Полученные результаты помогут обогатить методику обучения русскому аудированию.
Практическая значимость заключается в использовании материалов и результатов исследования в практике преподавания РКИ.
Магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. Во введении описывается актуальность исследования, его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, определяются цели, задачи, объект, материалы и методы исследования.
В первой главе подробно рассматривается важность аудирования как вида речевой деятельности, обсуждается механизм формирования аудиальных навыков, подробно анализируются трудности, с которыми сталкиваются обучающиеся в процессе аудирования на иностранном языке, и основные способы преодоления этих трудностей. Кроме того, проводится всестороннее сравнение и сопоставление использования онлайн-ресурсов для развития аудиальных навыков и традиционного обучения слушанию. Изучение этих аспектов помогает лучше понять место и роль данного вида речевой деятельности в изучении языка, а также позволяет дать рекомендации и советы по совершенствованию навыков аудирования у студентов.
Сравнение и сопоставление онлайн-ресурсов с традиционными методами обучения позволяет более четко понять преимущества и недостатки тех и других, что дает преподавателям ориентиры для выбора подходящих методов обучения в своей педагогической практике. Такое исследование не только способствует инновациям и развитию методов обучения аудированию на иностранном языке, но и служит полезным источником вдохновения и ориентиром для образовательной практики.
Во второй главе дается систематическая классификация онлайн-ресурсов, проведен эксперимент с двумя онлайн-платформами и описан мой собственный опыт использования онлайн-ресурсов на занятиях со студентами, проанализирована эффективность использования онлайн-ресурсов на занятиях по русскому языку как иностранному.
В заключении делается вывод о преимуществах и недостатках онлайн-ресурсов в обучении аудированию (в т.ч. на русском языке), и о том, как они могут быть максимально эффективно использованы в обучении.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Онлайн-ресурсы для обучения иностранным языкам предоставляют учащимся широкий спектр учебных материалов, включающих учебники, аудио- и видеоматериалы, материалы для сдачи экзаменов и соответствующие задания. Кроме того, платформы предоставляют пользователям онлайн-чаты, форумы и видеоконференции, позволяющие им эффективно общаться с носителями языка и учащимися по всему миру в подходящем им режиме и темпе, что делает их обучение более устойчивым. Онлайн-ресурсы могут быть бесплатными или платными, с широким диапазоном уровней сложности и доступных языковых версий. С помощью онлайн-ресурсов пользователи могут выбирать цели обучения и изучать язык в удобное время, а также получать отзывы и советы от опытных преподавателей и носителей языка. С помощью онлайн-ресурсов пользователи могут самостоятельно изучать языковые материалы. Кроме того, у них есть возможность стать частью онлайн-группы и изучать языки из разных мест в сотрудничестве с другими преподавателями и студентами. Однако онлайн-материалы не могут полностью заменить реального учителя, преподаватели все же обеспечивают обратную связь один на один, чтобы помочь студентам преодолеть барьер в изучении языка. Кроме того, использование онлайн-ресурсов может не подойти тем, кто хочет напрямую общаться с преподавателями или другими студентами и получать от них поддержку. Онлайн-ресурсы для изучения языка могут эффективно дополнить традиционные методы обучения и помочь студентам усовершенствовать свои языковые навыки.
В этой работе мы перечислили множество онлайн-ресурсов, выбрали несколько онлайн-платформ, с которыми можно поэкспериментировать, резюмируем сильные и слабые стороны онлайн-инструментов, когда речь идет об изучении языков.
Преимущества:
1) Очень просты в использовании и не имеют никаких ограничений. Нет большего преимущества использования онлайн-платформы для изучения языка, чем простота ее использования. Вы можете выбрать любой аспект языка (например, грамматику, лексику, произношение и т д.) и работать над теми навыками, которых вам не хватает (например, над навыками аудирования и устного общения).
2) Ресурсы в изобилии и легко доступны. Помимо разнообразных учебников и упражнений, здесь также есть множество мультимедийных материалов, включая, в частности, видео, аудио и фотографии. Эти предлагаемые инструменты могут помочь учащимся глубже понять язык и стать более опытными в его использовании.
3) Автономность в обучении. Использование онлайн-инструментов для освоения языка позволяет учащимся больше работать самостоятельно. Учащиеся могут выбирать, что им изучать, в зависимости от времени и интересов, и не привязаны к фиксированному учебному плану У них также есть возможность построить свой собственный уникальный путь обучения.
4) Возможности для самооценки и анализа. Помимо возможности заниматься ежедневным обучением, учащиеся имеют возможность самооценки своих знаний с помощью онлайн-ресурсов, чтобы получить точное представление об уровне владения языком, а также о своих достижениях и прогрессе.
Аудиовизуальные ресурсы часто рассматриваются как важный ресурс для повышения эффективности обучения, поскольку они обладают четкими и графическими аудиовизуальными образами, сильной выразительностью и большим количеством информации, а также способны реалистично воссоздать коммуникативные сценарии и продемонстрировать страну изучаемого языка.
Недостатки:
1) Сложно обеспечить результаты обучения. Когда мы используем онлайн-ресурсы для изучения языка, зачастую отсутствие профессионального руководства и контроля приводит к нестабильным результатам обучения. Отсутствие механизмов обратной связи и коррекции может привести к формированию у учащихся неправильных привычек языкового поведения, что может негативно сказаться на последующем обучении.
2) Качество контента неравномерно и иногда вызывает сомнения. Качество ресурсов для изучения языка в Интернете варьируется, демонстрируя феномен неравномерности и переменного качества. Статус авторских прав некоторых неоплачиваемых ресурсов может быть сомнительным или некачественным, а цены на некоторые платные ресурсы могут быть слишком высокими или не соответствовать ожиданиям.
3) Трудность в развитии продуктивных ВРД (говорение и письмо). Прогресс в развитии навыков говорения может негативно сказаться, если в онлайн-ресурсах отсутствуют прямые диалоги. Из-за отсутствия реального языкового опыта учащиеся могут не усвоить з нания о произношении и интонации так хорошо, как им следовало бы. Кроме того, если учащиеся выполняют письменные задания в одиночку в среде, не контролируемой извне, их навыки письма могут не получить должного развития. Косвенно это влияет и на другие виды речевой деятельности, в особенности, на аудирование.
4) Отсутствие социального взаимодействия. Онлайн-образовательным ресурсам также не хватает человеческого взаимодействия при изучении языка. Учащиеся могут не иметь практического опыта взаимодействия с людьми из-за длительного пребывания в виртуальном учебном контексте, что может негативно сказаться на их будущей социальной активности.
5) Отсутствие мотивации к непрерывному обучению. Изучение языка в онлайн-ресурсах требует не только самоконтроля учащегося, но и самомотивации. Если у учащихся нет позитивного настроя или они не обладают упорством, это может негативно сказаться на результатах обучения.
В конечном итоге, использование онлайн-ресурсов для изучения языка имеет как преимущества, так и недостатки. Для тех, кто обладает сильными навыками самообучения, высокой степенью учебной активности и глубоким знанием языка, этот вариант вполне подходит. Для тех же, кто нуждается в дополнительном руководстве, контроле или более частом личном общении, возможно, стоит подумать о других вариантах. В настоящее время использование онлайн-ресурсов в качестве средств обучения и воспитания стало одним из основных направлений в обучении иностранным языкам. В связи с этим преподавателям необходимо помогать студентам выбирать более качественные учебные онлайн-ресурсы под их руководством и контролем. Только так мы сможем эффективно компенсировать недостатки и отсутствие онлайн-ресурсов.



1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М .: Икар, 2010. С.448.
2. Амелина И.О. Система обучения аудированию и говорению в курсе русского языка как иностранного (предвузовский этап) // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Филология. Теория языка. Языковое образование. 2022. № 4 (48). С. 155-170.
3. Андреева А.А. Введение в Интернет-образование. М.: Логос, 2003. 76 с.
4. Анипкина Л.Н. Аудиолингвальный метод преподавания русского языка как иностранного // Педагогический журнал. 2018. Т. 8. № 1А. С. 174-181.
5. Архарова Т.А. Использование онлайн-ресурсов Learningapps для обучения студентов неязыковых направлений подготовки аудированию // Вопросы педагогики. 2020. № 4 -2. С.40-45.
6. Быч Е. И. Использование интернет-ресурсов в обучении аудированию Juvenis scientia. 2018. № 3. С. 25-26.
7. Вердеш А.А. Роль аудирования в речевой деятельности и процессе обучения иностранному языку // Молодой ученый. 2015. № 10 (90). С. 1110-1113.
8. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранными языкам. М.: Издательский центр “Академия”, 2006. 336 с.
9. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: пособие для учителя. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: АРКТИ, 2003. 192 с.
10. Генишер Э. З. Обучение аудированию // Вестник Оренбургского государственного университета. 2001. № 1. С. 57-60.
11. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: учеб. пособие. М.: Лабиринт, 2010. 320 с.
12. Девтерова З. Р Использование звуковых ресурсов Интернета как средство формирования навыков аудирования при обучении иностранному языку в системе дистанционного образования // Молодой ученый. 2012. № 1 (36). Т. 2. С. 81-83.
13. Дубровская Е.В. Методика преподавания иностранных языков. Учебно-методическое пособие. М.: 2000. 142 с.
14. Зайцева С.Е. Методика обучения аудированию // Инновационная наука, 2017. № 01-1. С. 172-176.
15. Ким А.Ю., Житкова Е.В. TikTok как средство обучения иностранному язык // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. 2020. 47 с.
..39

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ