МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ СПАСТИЧЕСКОЙ ФОРМЫ
|
Аннотация
Введение 3
1 Обзор литературы 7
1.1 Понятие физической реабилитации инвалидов 7
1.2 Характеристика детского церебрального паралича и его формы 9
1.3 Средства и методы физической реабилитации при ДЦП 18
2 Объект и методы исследования 28
2.1 Объект исследования 28
2.2 Организация исследования 28
2.3 Методы исследования 29
2.3.1 Анализ научно-методической литературы, изучение медицинских
документов 29
2.3.2 Анкетный опрос и беседа 30
2.3.3 Педагогический эксперимент 30
2.3.4 Методы исследования физических способностей 31
2.3.5 Методы математической статистики 35
3 Результаты исследования 37
3.1 Формирование эксперимента (подбор методик) 37
3.2 Методы исследования физических способностей и результаты
диагностических заданий 41
3.3 Эффективность использования разработанной методики физической
реабилитации по оптимизации двигательных способностей 50
Заключение 68
Список используемых источников и литературы 70
Введение 3
1 Обзор литературы 7
1.1 Понятие физической реабилитации инвалидов 7
1.2 Характеристика детского церебрального паралича и его формы 9
1.3 Средства и методы физической реабилитации при ДЦП 18
2 Объект и методы исследования 28
2.1 Объект исследования 28
2.2 Организация исследования 28
2.3 Методы исследования 29
2.3.1 Анализ научно-методической литературы, изучение медицинских
документов 29
2.3.2 Анкетный опрос и беседа 30
2.3.3 Педагогический эксперимент 30
2.3.4 Методы исследования физических способностей 31
2.3.5 Методы математической статистики 35
3 Результаты исследования 37
3.1 Формирование эксперимента (подбор методик) 37
3.2 Методы исследования физических способностей и результаты
диагностических заданий 41
3.3 Эффективность использования разработанной методики физической
реабилитации по оптимизации двигательных способностей 50
Заключение 68
Список используемых источников и литературы 70
Как показывает медицинская статистика, год за годом количество детей с диагнозом детский церебральный паралич (ДЦП) увеличивается. При этом необходимо знать и оценивать важность, что при грамотном применении физической реабилитации у ребенка есть возможность развить свои двигательные способности. Наиболее важно акцентировать внимание на реабилитации детей-инвалидов с диагнозом ДЦП на постоянной основе и в домашних условиях, поскольку только малая доля родителей проводит упражнения со своими детьми дома. Причинами ДЦП в основном являются поражения головного и спинного мозга, наступившие в период беременности, родов или в послеродовой период [5, 19, 55]. Двигательные расстройства наблюдаются у всех детей с ДЦП. В настоящее время на 1000 новорожденных приходится от 2 до 4 случаев детей, рожденных с диагнозом церебрального паралича. В связи с сильными двигательными нарушениями в 25%-30% случаев, дети не могут себя обслуживать, перемещаться и самостоятельно есть. Данная проблема актуальна для специалистов по лечебной физической культуре и восстановительной медицины, реабилитологов, неврологов, физиотерапевтов [8, 10, 16]. Проводятся исследования детей с ДЦП, разрабатываются методики и комплексы коррекции [11]. Ребенок-инвалид может появиться в любой семье, независимо от здоровья родителей. По статистике в Томске более 1000 детей- инвалидов с диагнозом ДЦП. Детям требуется постоянная и качественная реабилитация. Следовательно, работа по влиянию физической реабилитации на детей с диагнозом церебрального паралича является актуальной на сегодняшний день.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что специально-разработанную методику регулярных занятий необходимо использовать, как в реабилитационном центре, так и в домашних условиях для детей с диагнозом ДЦП на постоянной основе. Она направлена на оптимизацию двигательных способностей детей.
Достоверность и валидность полученного количественного материала в процессе педагогического исследования подтвердилась с использованием многомерного математического анализа. Была обоснована методика исследования с пациентами с использованием специально разработанной методики физической реабилитации. Количественные показатели, полученные в ходе педагогического эксперимента, обрабатывались с использованием компьютерной технологии статистико-математическим методом.
Объект исследования: процесс оптимизации двигательных
способностей подростков в возрасте 6-12 лет с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Предмет исследования: методика физической реабилитации
подростков с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Цель исследования: исследование влияния методики физической реабилитации на оптимизацию двигательных способностей подростков с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень развития двигательных способностей подростков в возрасте 6 - 12 лет с диагнозом ДЦП спастической формы.
2. Разработать методику физической реабилитации, направленную на оптимизацию двигательных способностей детей-инвалидов с диагнозом детского церебрального паралича спастической формы.
3. Оценить эффективность разработанной методики физической реабилитации двигательных способностей детей-инвалидов с диагнозом детского церебрального паралича спастической формы на практике.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия по специально разработанной методике физической реабилитации, проводимые индивидуально с каждым ребенком в реабилитационном центре и в домашних условиях, будут способствовать оптимизации двигательных
способностей подростков в возрасте 6 - 12 лет с диагнозом ДЦП
спастической формы.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные труды отечественных и иностранных ученых по современным проблемам физической реабилитации детей с диагнозом церебральных параличей. В них рассмотрены проблемы коррекции двигательной активности детей с ДЦП. Так же были использованы справочные материалы, данные научных журналов: - исследование нормативно-правовых документов по физической реабилитации и спорту инвалидов (А.В.Царик); - исследования об особенностях физического развития детей с разными формами ДЦП (Л.О. Бадалян, В.И. Козявкин, К.А. Семёнова); - исследование о влиянии
физических нагрузок на жизнедеятельность и здоровье человека (М.Н. Гончарова, Е.В. Зеленина, С.П. Евсеев); - теоретические постулаты частных методик адаптивной физической культуры (Л.В. Шапкова); - теоретические основы системы лечения и профилактики сколиоза с помощью лечебной физической культуры (В.И. Дубровский); - теории формирования новых двигательных навыков посредством лечебной физической культуры (Бобат- концепция, С.А. Бортфельд); - теория кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями (В.А. Исанова); - теории развития двигательной активности с использованием вспомогательных тренажеров (К. Акош, М. Акош, Ю.Н. Верхало); - теории развития физических качеств посредством лечебной гимнастики.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы был проведен анализ научно-методической литературы и документальных материалов, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование двигательных способностей, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.
Проблема исследования заключалась в необходимости активного и эффективного использования метода физической реабилитации для детей с диагнозом церебрального паралича, чему в свою очередь мешает отсутствие комплексного подхода в лечении пациентов, меняющиеся специалисты, нерегулярность проведения занятий, назначение лечения ограниченными курсами, отсутствие мотивации к упражнениям в домашних условиях.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексов упражнений с применением Бобат-терапии по оптимизации двигательных способностей детей с ДЦП, с уточнением наиболее результативной периодичности и регулярности проведения занятий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширения понятия физической реабилитации пациентов с диагнозом детский церебральный паралич.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики физической реабилитации при ДЦП спастической формы, которая будет внедрена в программу реабилитационного центра и сможет применяться тандемом «специалист - родитель» для того, чтобы юные пациенты могли оптимизировать свои двигательные способности и применять их в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Структура ВКР состоит из введения, трех глав и заключения. Список использованной литературы включает в себя 55 источников. В работе содержится 16 таблиц, 6 рисунков.
Научно-практическая значимость исследования заключается в том, что специально-разработанную методику регулярных занятий необходимо использовать, как в реабилитационном центре, так и в домашних условиях для детей с диагнозом ДЦП на постоянной основе. Она направлена на оптимизацию двигательных способностей детей.
Достоверность и валидность полученного количественного материала в процессе педагогического исследования подтвердилась с использованием многомерного математического анализа. Была обоснована методика исследования с пациентами с использованием специально разработанной методики физической реабилитации. Количественные показатели, полученные в ходе педагогического эксперимента, обрабатывались с использованием компьютерной технологии статистико-математическим методом.
Объект исследования: процесс оптимизации двигательных
способностей подростков в возрасте 6-12 лет с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Предмет исследования: методика физической реабилитации
подростков с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Цель исследования: исследование влияния методики физической реабилитации на оптимизацию двигательных способностей подростков с диагнозом детский церебральный паралич спастической формы.
Задачи исследования:
1. Изучить уровень развития двигательных способностей подростков в возрасте 6 - 12 лет с диагнозом ДЦП спастической формы.
2. Разработать методику физической реабилитации, направленную на оптимизацию двигательных способностей детей-инвалидов с диагнозом детского церебрального паралича спастической формы.
3. Оценить эффективность разработанной методики физической реабилитации двигательных способностей детей-инвалидов с диагнозом детского церебрального паралича спастической формы на практике.
Гипотеза исследования: предполагается, что занятия по специально разработанной методике физической реабилитации, проводимые индивидуально с каждым ребенком в реабилитационном центре и в домашних условиях, будут способствовать оптимизации двигательных
способностей подростков в возрасте 6 - 12 лет с диагнозом ДЦП
спастической формы.
Теоретико-методологической основой исследования стали научные труды отечественных и иностранных ученых по современным проблемам физической реабилитации детей с диагнозом церебральных параличей. В них рассмотрены проблемы коррекции двигательной активности детей с ДЦП. Так же были использованы справочные материалы, данные научных журналов: - исследование нормативно-правовых документов по физической реабилитации и спорту инвалидов (А.В.Царик); - исследования об особенностях физического развития детей с разными формами ДЦП (Л.О. Бадалян, В.И. Козявкин, К.А. Семёнова); - исследование о влиянии
физических нагрузок на жизнедеятельность и здоровье человека (М.Н. Гончарова, Е.В. Зеленина, С.П. Евсеев); - теоретические постулаты частных методик адаптивной физической культуры (Л.В. Шапкова); - теоретические основы системы лечения и профилактики сколиоза с помощью лечебной физической культуры (В.И. Дубровский); - теории формирования новых двигательных навыков посредством лечебной физической культуры (Бобат- концепция, С.А. Бортфельд); - теория кинезотерапии в медико-кондуктивной реабилитации неврологических больных с двигательными нарушениями (В.А. Исанова); - теории развития двигательной активности с использованием вспомогательных тренажеров (К. Акош, М. Акош, Ю.Н. Верхало); - теории развития физических качеств посредством лечебной гимнастики.
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами работы был проведен анализ научно-методической литературы и документальных материалов, педагогическое наблюдение, опрос, анкетирование, тестирование двигательных способностей, педагогический эксперимент, методы математической обработки результатов.
Проблема исследования заключалась в необходимости активного и эффективного использования метода физической реабилитации для детей с диагнозом церебрального паралича, чему в свою очередь мешает отсутствие комплексного подхода в лечении пациентов, меняющиеся специалисты, нерегулярность проведения занятий, назначение лечения ограниченными курсами, отсутствие мотивации к упражнениям в домашних условиях.
Научная новизна исследования заключается в разработке комплексов упражнений с применением Бобат-терапии по оптимизации двигательных способностей детей с ДЦП, с уточнением наиболее результативной периодичности и регулярности проведения занятий.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в расширения понятия физической реабилитации пациентов с диагнозом детский церебральный паралич.
Практическая значимость исследования заключается в разработке эффективной методики физической реабилитации при ДЦП спастической формы, которая будет внедрена в программу реабилитационного центра и сможет применяться тандемом «специалист - родитель» для того, чтобы юные пациенты могли оптимизировать свои двигательные способности и применять их в своей дальнейшей жизнедеятельности.
Структура ВКР состоит из введения, трех глав и заключения. Список использованной литературы включает в себя 55 источников. В работе содержится 16 таблиц, 6 рисунков.
В работе сравнивались контрольная и экспериментальная группы, в которых проводился педагогический эксперимент. Выяснялись различия в подходе к реабилитации и разрабатывалась Методика физической реабилитации ДЦП с наиболее эффективным и продолжительным результатом. Для определения уровня двигательных способностей детей со спастической формой ДЦП и динамики развития двигательных способностей в ходе эксперимента использовались следующие методы исследования физических способностей:
- определение уровня способности сидеть;
- определение уровня способности стоять;
- определение уровня способности ходить;
- определение уровня способности подниматься/спускаться по лестнице;
- определение уровня способности бросать мяч.
Анализ результатов проведенной экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу, где предполагалось, что занятия по специально разработанной методике физической реабилитации, проводимые индивидуально с каждым ребенком в реабилитационном центре и в домашних условиях, способствуют оптимизации двигательных способностей детей в возрасте 6-12 лет с диагнозом ДЦП. В заключении отметим основные выводы:
1. Уровень развития двигательных способностей детей с диагнозом ДЦП спастической формы, исследованный с помощью специальных методик, показал, что на начальном этапе эксперимента уровень был средний и ниже среднего.
2. В основе разработанной методики физической реабилитации по оптимизации двигательных способностей лежат физиологические механизмы нервно-мышечного контроля, повышающие реакции паретических мышц на их активное сокращение при волевом участии пациента посредством специальных диагонально-спиральных моделей движения, исполняемых в определенной последовательности в зависимости от тяжести заболевания.
3. Проведенное исследование доказывает, что целенаправленные, постоянные и регулярные индивидуальные занятия по разработанной и предложенной методике физической реабилитации ДЦП дают положительную динамику развития двигательных способностей детей с диагнозом ДЦП.
- определение уровня способности сидеть;
- определение уровня способности стоять;
- определение уровня способности ходить;
- определение уровня способности подниматься/спускаться по лестнице;
- определение уровня способности бросать мяч.
Анализ результатов проведенной экспериментальной работы подтвердил выдвинутую гипотезу, где предполагалось, что занятия по специально разработанной методике физической реабилитации, проводимые индивидуально с каждым ребенком в реабилитационном центре и в домашних условиях, способствуют оптимизации двигательных способностей детей в возрасте 6-12 лет с диагнозом ДЦП. В заключении отметим основные выводы:
1. Уровень развития двигательных способностей детей с диагнозом ДЦП спастической формы, исследованный с помощью специальных методик, показал, что на начальном этапе эксперимента уровень был средний и ниже среднего.
2. В основе разработанной методики физической реабилитации по оптимизации двигательных способностей лежат физиологические механизмы нервно-мышечного контроля, повышающие реакции паретических мышц на их активное сокращение при волевом участии пациента посредством специальных диагонально-спиральных моделей движения, исполняемых в определенной последовательности в зависимости от тяжести заболевания.
3. Проведенное исследование доказывает, что целенаправленные, постоянные и регулярные индивидуальные занятия по разработанной и предложенной методике физической реабилитации ДЦП дают положительную динамику развития двигательных способностей детей с диагнозом ДЦП.
Подобные работы
- Исследование влияния методики физической реабилитации на двигательные способности юношей с диагнозом «Детский церебральный паралич» спастической формы
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Исследование влияния методики физической реабилитации на двигательные способности подростков с детским церебральным параличом спастической формы (Томский Государственный Университет)
Магистерская диссертация, медицина . Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Применение тренажерных устройств в физической реабилитации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2021 - Предупреждение вторичных нарушений у детей с церебральным параличом игровыми технологиями
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2021 - Взаимодействие логопеда и родителей старших дошкольников с церебральным параличом в процессе коррекции нарушений речи
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ ПОДВИЖНОСТИ СУСТАВОВ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ ПРИ ДЦП СРЕДСТВАМИ МЕХАНОТЕРАПИИ
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - КОРРЕКЦИЯ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2019 - Лечебно-физическая культура при ДЦП
Рефераты, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2019 - ИППОТЕРАПИЯ КАК СРЕДСТВО РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Бакалаврская работа, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018





