НОВОМЕДИЙНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОГО ИМИДЖА ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА ПРИ НЕПРЯМЫХ МНОГОСТУПЕНЧАТЫХ ВЫБОРАХ
ГЛАВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДВЫБОРНОЙ ИНТЕРНЕТ-КАМПАНИИ А.О. САЯПИНА. КАНДИДАТА НА ДОЛЖНОСТЬ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «КРИВОШЕИНСКИЙ РАЙОН», 2020 Г.)
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
ЧАСТЬ 1. Концепция проекта «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020»
1.1. Имидж политического лидера: структура, свойства, стратегия формирования;
1.2. Роль имиджа политического лидера в формировании общественного мнения в период предвыборных кампаний;
1.3. Новомедийные технологии формирования цифрового имиджа политического лидера в рамках предвыборных интернет-кампаний;
1.4. Аудит цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020.
1.5. Концепция проекта «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020»: идея, цель, задачи, продукт и результат.
ЧАСТЬ 2. Механизмы реализации проекта «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020»
2.1. Способы и этапы реализации проекта
2.2. Риски проекта и способы их устранения
ЧАСТЬ 3. Отчет о реализации проекта «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020»
3.1. Промежуточные результаты проекта
3.2. Оценка эффективности реализации проекта
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Для организации законного волеизъявления граждан на выборах в России применяются различные избирательные системы. В широком смысле избирательная система это совокупность принципов, норм и законов, затрагивающих выборный процесс, а также гарантирующих и управляющих законным избранием граждан в государственные органы. Исходя из этого, избирательная система определяет: правила подсчета голосов, форму избирательных округов, вид выборов и т.д. В современной России на выборах различных уровней применяются следующие избирательные системы: мажоритарная, смешанная, и пропорциональная.
Одной из важнейших характеристик выборов, от которой напрямую зависит их демократичность, является вид: прямые или непрямые. Так, в интервью информационному агентству «ПРЕСС-ЛАЙН», российский политтехнолог Сергей Толмачев высказал свое мнение о демократичности непрямых выборов: «Люди должны посмотреть на кандидата и понять, что он из себя представляет, какое у него прошлое, какая у него программа. Интересы элитных группировок не всегда совпадают с интересами граждан. Если бы решения принимались непрямыми выборами, то кандидатам было бы все равно, они могли бы игнорировать мнение народа. Так они мнение народа проигнорировать не могут, поскольку им всем надо избираться».
В рамках настоящей магистерской диссертации рассматриваются именно непрямые выборы как наиболее сложные для проведения предвыборных интернет-кампаний. Непрямые выборы делятся на два вида: косвенные и многоступенчатые. При косвенных выборах создается специальная группа доверенных лиц, которые избирают должностные лицо от имени избирателей. При проведении многоступенчатых выборах интересы избирателей представляет постоянно действующий орган: местный совет, представительный орган и т.д.
На основании доклада 2019 года «Особенности ротации корпуса мэров в современной России» проекта КГИ «Муниципальная карта России: точки роста», в 2019 году по сравнению с 2014 годом, количество прямых выборов для избрания глав муниципальных образований сократилось на 38% и составляет только 12% против 88% непрямых многоступенчатых выборов.
Следовательно, при проведении непрямых многоступенчатых выборов, воля избирателей опосредуется уполномоченными на это лицами, депутатами. Так, статьей 36 федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации, предусмотрено три способа избрания главы муниципального образования: на сходе граждан (прямые выборы), представительным органом муниципального образования из своего состава (многоступенчатые выборы), либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса (косвенные выборы).
Таким образом, непрямые многоступенчатые выборы глав муниципальных образований представляют особый интерес для специалистов в области разработки и проведения предвыборных кампаний. Во-первых, количество таких выборов с каждым годом увеличивается. Во-вторых, при непрямых многоступенчатых выборах, объектом формирования общественного мнения с помощью имиджа кандидата является не электорат, а его представители, депутаты законодательных органов власти.
Учитывая ежегодное смещение основной массы электората России к поколениям Y и Z, право голоса получает все больше молодых людей, для которых основным источником получения информации является интернет: «Власть больше не может воспринимать социум как объект наблюдения, программирования и контроля. Для того чтобы преуспеть в цифровых реалиях, власть должна отказаться от фактически уже утраченной монополии на информацию и смыслы, и их вертикальную трансляцию, учитывать выявляемые в цифровой среде настроения и планы многочисленных авторов сообщений вместо попыток имитировать их через подконтрольные масс-медиа».
Формирование цифрового имиджа политического лидера в рамках предвыборных интернет-кампаний происходит посредством двух новомедийных технологий: интернет- рекламы и контент-менеджмента. Основываясь на том, что политик, представленный в рамках данного исследования, имеет районный уровень, для эффективного формирования цифрового имиджа необходимо использовать такую новомедийную технологию как контент-менеджмент, т.к. именно благодаря данной технологии возможно управлять (планировать, проектировать, размещать материалы), а также добиться отсутствия «распыления» сил и средств на транзитные коммуникационные каналы в рамках интернет-рекламы, в использовании которых при работе с региональным политиком нет необходимости. В свою очередь, контент-менеджмент включает в себя следующие инструменты новых медиа: графический дизайн, копирайтинг и рерайтинг, архитектуру интернет-ресурса.
Таким образом, исследуемая в настоящей магистерской диссертации проблема - неполнота знаний у специалистов политического PR об актуальных новомедийных технологиях формирования цифрового имиджа политического лидера в рамках предвыборных интернет-кампаний при непрямых многоступенчатых выборах глав муниципальных образований. Это приводит к таким нежелательным последствиям для кандидата как отсутствие поддержки, прежде всего, со стороны депутатов данного муниципального образования на непрямых выборах главы муниципального образования, и впоследствии - сложность в осуществлении своих управленческих функций, в связи с отсутствием устойчивого положительного имиджа, а также доверия населения и депутатов.
Данная проблема исследуется на примере предвыборной интернет-кампании А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район» на выборах 2020 года.
Имидж и политический имидж рассмотрены в работах А.Н. Чумикова, А.И. Соловьева, В.П. Пугачева. Цифровой имидж рассмотрен в трудах В.В. Мацько и В.Ю. Мамаевой. Особенности выборов в современной России описаны в работах В. Бианки и А. Серавиной, А.Б. Белоусава, Д.В. Ольшанского. Теории поколений посвящены исследования Е. Шамис и Е. Никонова13 14 . Проведение предвыборных кампаний рассмотрены в работах Е.Б. Шестопала и Е.В. Забурдаевой. Новомедийные технологии формирования имиджа в рамках предвыборных кампаний рассматривает С.В. Володенков.
Объектом настоящего магистерского исследования являются новомедийные технологии как средство формирования цифрового имиджа политического лидера, предметом - новомедийные технологии как средство формирования цифрового имиджа политического лидера в рамках предвыборных интернет-кампаний при непрямых многоступенчатых выборах глав муниципальных образований (на примере предвыборной интернет-кампании А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020).
В качестве гипотезы настоящей магистерской диссертации выдвинуто следующее предположение: используя при непрямых многоступенчатых выборах глав муниципальных образований контент-менеджмент как новомедийную технологию (включающую в себя инструменты новых медиа: графический дизайн, копирайтинг и рерайтинг, архитектуру интернет-ресурса), возможно сформировать устойчивый, узнаваемый, идентифицируемый и положительный цифровой имидж политического лидера в представлении как жителей муниципальных образований, так и его депутатов.
Целью данного исследования является разработка интернет-кампании по формированию цифрового имиджа политического лидера с использованием такой новомедийной технологии как контент-менеджмент при непрямых многоступенчатых выборах глав муниципальных образований (на примере предвыборной интернет-кампании А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020).
Для решения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1. Проанализировать определение «имидж политического лидера»: его структуру, свойства, и стратегию формирования;
Выявить роль имиджа политического лидера в формировании общественного мнения в период предвыборных кампаний;
3. Обозначить новомедийные технологии формирования цифрового имиджа политического лидера в рамках предвыборных интернет-кампаний;
4. Провести аудит цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020;
5. Разработать концепцию проекта «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020»: идея, цель, задачи, ресурсы, бюджет, продукт, основанную на обязательном использовании контент-менеджмента;
6. Сформировать поэтапный план реализации проекта «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020»;
7. Спрогнозировать риски проекта и описать способы их устранения;
8. Определить критерии оценки эффективности реализации проекта «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020».
Методология настоящего диссертационного исследования представлена тремя методологическими уровнями.
Общенаучный уровень составляют работы описывающие характеристики, особенности, и структуру общественного мнения У. Липпмана, а также работы Д.П. Гавры, в которых представлено взаимодействие общественного мнения и власти.
В основу специально-научного уровня легли работы Г.М. Брума., А.Х. Сентера., и С.М. Катлипа, М.А. Шишкиной, в которых рассмотрена теория и практика связей с общественностью.
Прикладной уровень состоит из работ: Д.П. Гавры и его учебно-методического пособия «Основы теории коммуникации», в котором дается определение социальнокоммуникативным технологиям; К. Жукова и А. Карнышева «Азбука избирательной кампании», Г.Г. Почепцова «Пропаганда и контрпропаганда». Важными для разработки интернет-кампании оказались работа Т.Э. Гринберг «Политические технологии. ПР и реклама». Д. Халилов и его лекции про новомедийные технологии. М.Н. Бычкова «Организация и проведение PR-кампаний». Исследование цифрового имиджа в работе «Цифровой имидж (ON- и OFF-LINE)» Д.И. Спичевой. Для понимания факторов, привлекающих молодежь к коммуникативному пространству интернет исследование М.Н. Бычковой и Г.А Окушовой «Интернет как среда реализации общественных инициатив российской молодежи». Необходимым для понимания формирования общественного мнения как конечной цели предвыборной кампании является исследование смысловых кодов PR И.П. Кужелевой-Саган.
Источниками самой актуальной информации являются следующие электронные ресурсы: Всероссийский центр изучения общественного мнения (ЦВИОМ): https://wciom.ru/; Политический технолог А. Ситников: http://www.sitnikov.com/; Центр политических технологий: http://www.cpt.ru/; Российское агентство
сопровождения предвыборных интернет-кампаний ELECT-ASSIST: http://elect-assist.ru/; Центральная избирательная комиссия РФ: http://www.cikrf.ru/; Избирательной комиссия Томской области: http://elect70.tomsk.ru/; Администрация Кривошеинского района: http://kradm.tomsk.ru/; Администрация Новокривошеинского сельского поселения http://novokriv.ru/.
Цель проекта — разработка и реализация интернет-кампании по формированию цифрового имиджа политического лидера А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район» на выборах 2020 года.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
1. Разработка контент-плана «подготовительной» фазы проекта для группы поселения ВКонтакте, беседы WhatsApp, и официального сайта Новокривошеино;
2. Написание текстов для «подготовительной фазы проекта»: пресс-релизы, поздравления, темы для обсуждения, подведение итогов, реакции;
3. Разработка графических материалов для «подготовительной» фазы проекта: фотографии с жителями, инфографика, иллюстрации;
4. Разработка контент-плана «предвыборной» фазы проекта для группы поселения ВКонтакте, беседы WhatsApp, и официального сайта Новокривошеино
5. Написание текстов для «предвыборной фазы проекта»: пресс-релизы, поздравления, обсуждения, подведение итогов, реакции;
6. Разработка графических и видео материалов для «предвыборной» фазы проекта: предвыборная программа, видеообращение главы;
7. Оценка эффективности разработанной предвыборной интернет-кампании по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район» на выборах 2020 года.
Для реализации проекта использованы следующие ресурсы: информационные (страницы ВКонтакте, беседа WhatsApp, интернет-сайты), финансовые, кадровые, технологические (компьютер, камера), программно-сервисные (Coral Draw, Photoshop CC).
Продукт проекта представлен разработанной и реализованной предвыборной интернет-кампанией по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район» на выборах 2020 года.
Результатом реализации проекта является: появление одобрительных комментариев жителей о деятельности А.О. Саяпина в WhatsApp; Появление упоминаний А. О. Саяпин как главы Новокривошеино в региональных СМИ; Увеличение количества участников беседы WhatsApp; Повышение показателя вовлеченности участников беседы WhatsApp.
Для эффективной реализации проект разделен на две фазы - «подготовительная» (01.12.2020 - 01.04.2020) и «предвыборная» (01.04.2020 - 30.08.2020). В связи с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19, сроки начала реализации «предвыборной» фазы проекта перенесены на 01.07.2020.
Так как беседа в WhatsApp является основным коммуникационным каналом для жителей поселения, а также обращая внимание на обстоятельства реализации проекта во время пандемии и особенности электоральных групп, для оценки эффективности были сформулированы качественные критерии: появление положительных комментариев, одобряющих деятельность А.О. Саяпина и появление положительных упоминаний в региональных СМИ о деятельности А.О. Саяпина. Количественными критериями были выделены: рост количества участников беседы в WhatsApp и увеличение количества сообщений от жителей Новокривошеино в беседе в WhatsApp.
Рисками невозможной реализации проекта или частичной реализации цели проекта являются: перенос даты выборов в связи с эпидемиологической ситуации в стране и регионе; смещение внимания жителей поселения и района, а также депутатов с контента к эпидемиологической ситуации в стране и регионе; негативные комментарии в социальных сетях о деятельности А.О. Саяпина.
Для достижения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научной литературы, сравнение, обобщение, оценка эффективности проведенной работы, типологизация, целеполагание, аудит, качественное интервьюирование, проектный метод.
Основываясь на том, что количество предвыборных интернет-кампаний в России увеличивается, а непрямых многоступенчатых выборов глав муниципальных образований, на которых избирателями является такая специфическая электоральная группа как «депутаты» становится с каждым годом больше, разбор актуальных новомедийных технологий формирования имиджа политического лидера а также проект в рамках исследования будут полезны для специалистов в области социальных коммуникаций, занимающихся организацией и проведением предвыборных интернет-кампаний при непрямых-многоступенчатых выборах для формирования цифрового имиджа политического лидера. Выявленные характеристики такой электоральной группы как «депутаты» также помогут для эффективного использования контент-менеджмента как новомедийной технологии.
Непосредственно для кандидата на должность главы Кривошеинского района - А.О. Саяпина, данная работа представляет собой инструмент формирования цифрового имиджа с учетом: особенностей электоральных групп при непрямых многоступенчатых выборов (жители поселения и районные депутаты) и коммуникационных каналов новых медиа, в рамках первой, «подготовительной» фазы предвыборной-кампании, а также в рамках «предвыборной» фазы в ближайшем будущем, результатом которой будет получение поддержки электората на выборах.
На сегодняшний день, демократия, как политическая система формирует условия для конкуренции между политическими субъектами различных уровней, например федеральных (партии, президент), так и местных (губернатор, глава, мэр). Такая конкуренция между политическими субъектами существует благодаря выборному процессу, в котором избиратель, как носитель права голоса, выбирает того или иного: политика, партию и т.д., тем самым принимая непосредственное участие в политической жизни своей страны. Самым многочисленным политическим субъектом являются отдельные кандидаты.
Политик представляет собой в первую очередь лидера, ведущего за собой определенную группу людей, связанных с политиком общей: территорией, интересами, проблемами и т.д. Как правило, политиками являются наиболее влиятельные люди, концентрирующие в своих руках тот или иной капитал или ресурсы.
Одной из определяющих характеристик выборов является электорат и его особенности, на основе которых в дальнейшем и будет выстроена вся предвыборная деятельность политического субъекта. Однако, особенности электората напрямую зависят от вида выборов. Выборы могут быть прямыми или непрямыми.
При прямых выборах избиратели голосуют непосредственно, не опосредуя свой голос никем. Примером таких выборов в Российской Федерации являются выборы президента. При непрямых выборах воля избирателя опосредуется либо специальной группой доверенных лиц (косвенные выборы), либо постоянно действующим представительным органом: советом, думой и т.д. (многоступенчатые выборы). Так как количество непрямых многоступенчатых выборов глав муниципальных образований с каждым годом увеличивается, они привлекают большое внимание специалистов в сфере публичных коммуникаций.
Одной из форм реализации выборного процесса является предвыборная кампания. Предвыборная кампания представляет собой деятельность политических субъектов, направленную на завоевание голосов избирателей на предстоящих выборах. Такое «завоевание» осуществляется благодаря трансляции политическим субъектом определенных характеристик, благодаря которым формируется определенное общественное мнение о кандидате, и за которое в дальнейшем избиратель и будет голосовать.
Общественное мнение представляет собой одну из форм проявления общественного сознания и заключает в себе высказанную оценку определенной группой людей, связанных друг с другом общими интересами о: событиях, явлениях, и фактах. Общественное мнение влияет на выбор, интересы и поведение людей.
Трансляция желаемых для избирателей характеристик политического субъекта для формирования общественного мнения осуществляется благодаря определенному имиджу политического лидера.
Имидж политического лидера - специально сконструированный образ политика, основанный на ожиданиях и особенностях электората. Имидж возможно формировать как посредством традиционных медиа (ТВ, печатная реклама, радио и т.д.), так и благодаря коммуникационным каналам новых медиа, т.е. интернете во всем его многообразии (мессенджеры, интернет-сайты, социальные сети, и т.д.). Формирование имиджа осуществляется через трансляцию характеристик политического лидера, за которые потом и будут голосовать избиратели. Имидж, сконструированный посредствам новых медиа, является цифровым имиджем политического лидера.
На сегодняшний день существует две актуальных новомедийных технологии формирования цифрового имиджа политического лидера: контент-менеджмент и интернет-реклама. Интернет-реклама является новомедийной технологией, представляющая собой форму неличного представления в сети интернет информации о: персоне, товаре, услуге. Интернет-реклама включает в себя следующие инструменты и методы новых медиа: баннерная реклама, графический дизайн, копирайтинг и рерайтинг, контекстная реклама, SEO-оптимизация, e-mail рассылка, юзабилити интернет-ресурса.
Контент-менеджмент - новомедийная технология, направленная на: создание, распространение, а также планирование и контроль размещения информации (контента) в рамках коммуникационных каналов, которые прямо или косвенно относятся к объекту информирования. Состоит из следующих инструментов новых медиа: копирайтинг и рерайтинг, архитектура интернет-ресурса, и графический дизайн.
За счет комплексного воздействия инструментов в рамках контент-менеджмента возможно без «распыления» средств и усилий на «транзитные» интернет-ресурсы в рамках интернет-рекламы, а также за счет комплексного воздействия инструментов достигается максимальная эффективность формирования цифрового имиджа политического лидера.
На основе изучения существующего общественного мнения об имидже А.О. Саяпина среди жителей Новокривошеино, представляющих в рамках проекта предвыборной-интернет кампании одну из электоральных групп, а также на основе аудита существующего цифрового имиджа А.О. Саяпина можно сделать вывод, что коммуникационные каналы новых медиа используются не эффективно, а жители хотят видеть в лице главы Кривошеинского района: «хозяйственника, решающего все вопросы жителей, работающего для людей а не для себя, а также посещающего все мероприятия поселения».
Изучая характеристики второй электоральной группы - районных депутатов были выделены следующие качественные характеристики: групповая коммуникация, возможность принятия политических решений, ориентация на более статусное мнение.
На основе выделенных характеристиках двух электоральных групп был разработан проект: «Интернет-кампания по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район», выборы-2020», включающий в себя две фазы: подготовительную и предвыборную, в рамках которых реализуются следующие этапы: для достижения цели проект - завоевание больше 1/3 голосов районных депутатов, 1 из которых будет по рекомендации от жителей поселения.
В связи с пандемией коронавирусной инфекции, на данный момент реализована только одна фаза проекта - подготовительная. В рамках подготовительной фазы проекта получен следующий продукт:
1. Разработан и реализован контент-план «подготовительной фазы проекта» для предвыборной интернет-кампании на основе особенностей электоральных групп: жители района и районные депутаты;
2. Подготовлены и размещены 14 постов, включающие в себя графические и текстовые материалы для реализации контент-плана «подготовительной» фазы проекта предвыборной интернет-кампании по формированию цифрового имиджа политического лидера А.О. Саяпина.
Результатами реализации продукта является:
1. Появление одобрительные комментарии от жителей о деятельности А.О. Саяпина;
2. Упоминание А. О. Саяпин как главы Новокривошеино в региональных СМИ «Томские Новости» и «Комсомольская Правда»;
3. Увеличение количества участников беседы WhatsApp на 74%;
4. Повышение показателя вовлеченности участников беседы WhatsApp с 27% до 71%.
Таким образом, цель настоящего диссертационного исследования - разработка предвыборной интернет-кампании по формированию цифрового имиджа А.О. Саяпина, кандидата на должность главы муниципального образования «Кривошеинский район» на выборах 2020 года, на данный момент достигнута частично, т.к. Реализация второй, «предвыборной» фазы проекта на данный является невозможной вследствие пандемии коронавирусной инфекции как проявления натурального риска. Подготовительная фаза проекта на основе промежуточных результатов проекта реализована успешно.
1. Голосов Г.В. Демократия в России. Инструкция по сборке. СПб.: БХВ- Петербург, 2012. — 208 с.
2. А. Е. Любарев. Избирательные системы: российский и мировой опыт. — «НЛО», 2016.
3. Ст. 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме. Центральная избирательная комиссия РФ [Электронный ресурс] URL: http://cikrf.ru/law/federal_law/comment/st6.php (дата обращения 24.09.2019)
4. Выборы: c народом или без? [Электронный ресурс] URL: https://www.press- line.ru/articles/vybory-c-narodom-ili-bez (дата обращения 24.09.2019)
5. Ст. 6. Прямое избирательное право и право на прямое волеизъявление на референдуме. Центральная избирательная комиссия РФ [Электронный ресурс] URL: http://cikrf.ru/law/federal_law/comment/st6.php (дата обращения 24.09.2019)
6. Куда уходят мэры? Комитет гражданских инициатив [Электронный ресурс] URL: https://komitetgi.ru/analytics/4102/ (дата обращения 24.09.2019)
7. Ст. 36. Федеральный закон общих принципах организации местного самоуправления в российской федерации [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 23.09.2019)
8. Подопригора А. В. Левиафан и сеть: философия власти в цифровом обществе //Социум и власть. 2018. № 2 (70). С. 7-17.
9. А. Н. Чумиков. «Реклама и связи с общественностью. Имидж, репутация, бренд». Аспект Пресс 2012.
10. А.И. Соловьев, В.П. Пугачев. «Введение в политологию». Аспект Пресс 2006.
11. В.В. Мацько В.Ю. Мамаева. «Маркетинговый подход к понятию имидж». [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/marketingovyy-podhod-k- ponyatiyu-imidzh (дата обращения 23.09.2019)
12. В. Бианки, А. Серавина. «Убрать конкурента. PR-атака». Питер 2007.
13. А.Б. Белоусов. «101. Книга выбормэна». Праксис 2011. 378 стр.
14. Д.В. Ольшанский. «Политический PR». СПб: "Питер", 2003. - 544 с.
15. Е. Шамис, Е. Никонов. «Теория поколений. Необыкновенный Х». Синергия 2016....87