Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУРСИВНОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ ИДЕОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДОКУМЕНТАЛИСТИКЕ

Работа №191820

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
3
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Медиа-дискурс и идеологическое воспроизводство:
теоретические аспекты 9
1.1. Документальное кино как медиа-текст и медиа-нарратив 15
1.2. Особенности репрезентации дискурсивных стратегий и
дискурсивных тактик в медиа-текстах 17
Глава 2. Дискурсивное конструирование идеологии в документальном цикле «Исторические хроники с Николаем Сванидзе»
19
2.1. Стратегии борьбы с инакомыслием в Советском Союзе в
фильме «1926. Мария Спиридонова» 20
2.2. Методы и результаты деятельности Генриха Ягоды в фильме
«1933. Генрих Ягода» 26
2.3. Советская политика в отношении детей в фильме «1937. Дети террора». 32
Глава 3. Идеологический контекст документального сериала
«История России. XX век» 39
3.1. Формирование лагерной системы в фильме «Соловки. ГУЛАГ.» 40
3.2. Судебные процессы над врагами народа в фильме «Репрессии.
Чистки. Возмездие. Сталинские процессы» 45
3.3. События «большого террора» в фильме «Репрессии. Чистки.
Возмездие. 37-й год. Мифы и реальность» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность. Современный мир отличает крайне высокое воздействие информации на происходящие социальные процессы. Однако, обилие информации, которая непрерывно обрушивается на человека в безостановочном режиме, несёт с собой дополнительные издержки: разнообразные искажения фактов, неверные интерпретации, неполнота данных и пропагандистское воздействие - вот лишь неполный перечень свойств и качеств, применимых к информационным потокам, которые могут изменить до неузнаваемости даже уже раскрытые и утверждённые факты. Потому, получая новости и другие информационные сообщения из любого источника, существует определённая необходимость в умении отличать пропаганду и идеологическое воздействие от грамотной аналитики и правдивой интерпретации деталей дискурса.
В настоящее время прослеживается тенденция популяризации науки, с целью донесения ее фундаментальных основ до простых обывателей. Данный процесс не обошел стороной и историческую науку. Один из способов получения исторической информации - просмотр документальных фильмов. Документалистика является довольно перспективной отраслью в современном медиапространстве. Поэтому все больше авторов старается использовать документальное кино, как площадку для массовизации своих политических взглядов. Чтобы достичь своей цели с наибольшей эффективностью, режиссеры прибегают к использованию определенных дискурсивных практик в своих видеонарративах. Актуальность данной работы заключается в целостном осмыслении такого феномена, как медиа­дискурс, его коммуникативно-прагматических, функциональных
особенностей и манипулятивного воздействия в жанре исторической документалистики. А также в понимании и своевременном обнаружении используемых стратегий и тактик идеологического воспроизводства.
Проблема исследования заключается в том, что одним из самых спорных дискурсов в российских медиа стали документальные фильмы, посвящённые анализу истории России в XX веке. Выстраивание идеологического дискурса в некоторых работах имеет ряд особенностей, не только поднимающих дискуссию о событиях того времени на новый уровень, но и доносящих определённую, чётко сформированную точку зрения автора в рамках обсуждаемых проблем. Именно спорность утверждений и явная идеалогизированность подачи исторических событий в документальных фильмах становятся основной проблематикой моей работы.
Объектом данного исследования является современное российское документальное историческое кино, посвященное отечественной истории 20 века, в котором рассматриваются события «сталинской эпохи» - определенный исторический период (вторая половина 1920-х - начало 1950-х гг.)
Предмет исследования: документальные исторические циклы
«Исторические хроники с Николаем Сванидзе» и «История России. XX век» как медиа-тексты.
Целью работы является выявление дискурсивных стратегий и тактик, вербальных и визуальных форм, способов и приемов идеологического конструирования в современном российском документальном историческом кино.
Задачи, решаемые для достижения поставленной цели:
1. определить основные стратегии и тактики идеологического воспроизводства, применяемые в современных медиа-текстах;
2. выявить особенности дискурсивного конструирования идеологии в документальном цикле «Исторические хроники с Николаем Сванидзе»;
3. охарактеризовать наиболее типичные приемы репрезентации идеологического контекста в документальном сериале «История России. XX век».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Один из самых дискуссионных периодов отечественной истории - это 30-е годы XX века. Данное исследование было посвящено анализу документально-исторических циклов «Исторические хроники» Николая Сванидзе и «История России. XX век» Николая Смирнова, как наиболее ярких публицистических медиа-текстов, повествующих о событиях. В данной работе были применен метод дискурс-анализа.
В ходе анализа фильмов вышеназванных циклов, в каждом были выделены основные тезисы, выдвигаемые авторами. Данные тезисы, а также факты и доказательства, приводимые в фильмах, были подробно разобраны с точки зрения использования дискурсионных тактик, а также невербальных способов влияния. Было выявлено, что авторы использовали для построения дискурса классические приемы, применяя все имеющиеся в распоряжении средства воздействия на зрителя. В числе используемых тактик были рассмотрены:
• Тактика умаления образа противника;
• Тактика создания образа убийцы;
• Тактика выхватывания фактов;
• Тактика утрирования;
• Сопоставительная тактика;
• Т актика дискредитации;
• Ирония в публицистическом дискурсе.
Таким образом, можно сказать, что совокупность речевых действий, главной целью которых является дискредитация, механизмы которых были рассмотрены в ходе работы, направлена на подчеркивание разницы между мнениями о событии у автора и у зрителей. Преувеличение этой разницы искусственно усиливает напряженность между зрителем и дискредитируемым в фильме явлением, для большего эмоционального вовлечения адресатов кинонарратива.
Рассмотренный цикл «Исторические хроники» направлен на дискредитацию чуждой автору коммунистической идеологии, с целью закрепления превосходства своей точки зрения над мнениями оппонентов. Однако, необходимо заметить, что нельзя назвать анализ исторических событий в фильмах Сванидзе объективным. Скорее это манифестация собственной либеральной точки зрения на тот, вне сомнения, катастрофический период в истории России.
У Николая Сванидзе в цикле «Исторические хроники» присутствует свой стиль в изображении истории СССР, независимо от официальной оценки данных событий, и он выражается в обосновании критики конкретных институциональных проявлений режима с широким использованием источников, подлинность и объективность которых не может никаким образом быть доказана сегодня, в частности воспоминания участников событий, пострадавших от режима. При этом цитаты подобраны в определённой пропорции, призванной работать иллюстрацией к постулатам автора.
Дискурс Николая Смирнова, с точки зрения концепции Ван Дейка, на которую было ориентировано моё исследование, призван ограничить способность противников выдвигать опровержение его аргументации. Данная цель достигается благодаря использованию техник манипулирования фактами и выстраивания некого «уклона правды» в сторону противников монархической точки зрения. Судя по результатам общественной дискуссии, периодически возникающей в обществе по вопросам политики репрессий в 1930-е, дискурс Смирнова значительно повлиял на аудиторию, хотя общественный консенсус далёк от его радикальной точки зрения на проблему.
В ходе работы был сделан вывод, что публицистический медиа­нарратив является познавательно-прагматическим материалом для зрителя, в котором реализуются когнитивная программа автора. Документальное кино является транслятором нарративного дискурса в экранной форме, в которой автор коммуницирует со зрителем. Все рассмотренные фильмы были продемонстрированы по телевидению, которое является значимым агрегатором потока актуальной информации, обеспечивающим фильтрацию контента в соответствии с диктуемой властью идеологией, и удовлетворяющим претензии авторов и потребности массовой аудитории.
Подводя итог исследования, хотелось бы также сказать, что выявленная проблематика выстраивания различных идеологических дискурсов в современной исторической российской документалистике дала автору необходимые дополнительные знания и методологические принципы, которые я бы могла использовать в дальнейших исследованиях.


1. Бозрикова С.А. Нарративная публицистика в США и в России: учеб. методич. пособие для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Филология» / С. А. Бозрикова, Л. В. Комуцци. - Балашов: Николаев, 2014. - 122 с.
2. Ван Дейк Т. Дискурс и власть. Репрезентация доминирования в языке и коммуникации. Пер. с англ. - М.: Либриком, 2013. - 344 с.
3. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ: современная английская медиаречь: учеб. пособие. - М.: Флинта: Наука, 2008. - 264 с.
4. Дунаева Ю.В. Платтнер Марк. От либерализма к либеральной демократии // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 4: Государство и право. Реферативный журнал (ИНИОН РАН), 2000, №4 - С. 48-52.
5. Жижек С. Киногид извращенца. Кино. Философия. Идеология. - Екатеринбург: Гонзо, 2014. - 472 с.
6. Жижек С. Щекотливый субъект: отсутствующий центр
политической онтологии. - М.: Изд. Дом «Дело» РАНХиГС, 2014. - 528 с.
7. Засурский Я.Н. Медиатекст в контексте конвергенции // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика, 2005. - № 2. - С. 3-4. - Электрон. версия печат. публ. Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
8. Кожемякин Е. А. Массовая коммуникация и медиадискурс: к методологии исследования // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. - №2 (73). - 2010. - Вып.11. - С. 13-21. - Электрон. версия печат. публ. - Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
9. Кожемякин Е.А. Дискурс в современной массовой
коммуникации: статус и функции // Журналистика и
медиаобразование-2007: сб. трудов II Между-нар. науч.-практ. конф. (Белгород, 1-3 октября 2007 г.): в 2 т. Т. II / под ред. проф. М.Ю. Казак. - Белгород: БелГУ, 2007. - 140 с. - С. 44-46.
10. Кожемякин Е.А. Медиадискурс [электронный ресурс] //
Совеременный дискурс-анализ, 2010. - Вып. 2. Т. 1. - 80 с. - С. 73. URL:http://discourseanalysis.org/ada2_1.pdf. (Дата обращения:
24.06.2013)
11. Макаров М. Л. Основы теории дискурса.- М.: ИТДГК «Гнозис», 2003.- 280 с.
12. Мусихин Г. И. Очерки теории идеологий. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. - 288 с.
13. Пронин А.А. Документальный фильм как нарратив: пределы интерпретации // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. Филология. Журналистика. -2016. - №2. - С.1-14. Электрон. версия печат. публ. Доступ из науч. электрон. б-ки «eLIBRARY.RU».
14. Руженцева Н. Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе: Монография / Урал. гос. пед. ун­т. -Екатеринбург, 2004. - 294 с.
15. Серио П. (Ред). Квадратура смысла: французская школа анализа дискурса. М.: Прогресс, 2002. - 415 с.
... всего 20 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ