Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Основные направления психодиагностики, используемые в профотборе (Азовский Государственный Педагогический Университет)

Работа №191807

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психодиагностика

Объем работы36
Год сдачи2025
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Азовский Государственный Педагогический Университет.Выборка: 7 учащихся группы магистров – психологов.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ПРОФОТБОРА В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6
1.1.Профотбор как психологическая проблема6
1.2.Обзор методик психодиагностики профотбора 18
Вывод к главе 1 23
ГЛАВА 2. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОФОТБОРА 26
2.1. Организация и методика психодиагностического исследования 26
2.2. Результаты психодиагностического исследования 27
2.3. Практические рекомендации 29
Вывод ко главе 2 30
ВЫВОДЫ 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 34


Актуальность исследования. Актуальность исследования, вопроса про основные направления психодиагностики, которые используются в профессиональной диагностике, актуальны в нашем время. Так как современный рынок труда предъявляет высокие требования к профессиональной подготовке и личностным качествам специалистов, нужны рабочие с подходящими данными и с помощью определённых направлений в психологии и методик, можно определить нужные качества, у будущего работника. Психодиагностика как ключевой инструмент профотбора позволяет обеспечить соответствие между личностными характеристиками кандидатов и требованиями должности. Разнообразие методик, применяемых в данной области, включает тестирование, интервьюирование и наблюдение, что позволяет формировать комплексный профиль кандидата.
Степень изученности. О профессиональном отборе и психодиагностике можно сказать, что это давняя наука. Предыстория профессионального отбора с элементами психологии уходит в глубину века. Но становление и развитие современного профотбора, были тесно связаны проблемами психологического изучения различных отраслей проф. деятельности. При формировании идей профотбора, за рубежом, чтобы исследовать преобладающие способности человека, подтолкнуло к идее первых тестов. Эта идея сразу получила много сторонников Г. Мюнстерберг, С. Крепелин, В. Онри, А. Бине, Дж. Гилберт и другие.
Все тесты, были созданы в 10-х г. 20в., они были индивидуальными и позволяли проводить тестировании с одним испытуемым. Только использовать их могли люди, имевшие высокую психологическую квалификацию. В следующие годы, свой вклад в развитие профессионального психологического отбора внесли такие исследователи как Г. Айзенк, А. Анастази, Д. Векслер, Р. Кэттелл, Дж. Равен, С. Розенцвейг, Л. Сонди, Ж. Тейлор и другие.
Также при формировании уже отечественных идей профотбора значительный вклад сделали советские ученные (М. С. Бернштейн, М. Я. Басов, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, С. Г. Гелерштейн, Н. Д. Левитов, А. М. Мандрыко, Г. И. Россолимо, М. Ю. Сыркин, И. Н. Шпильрейн, А. М. Шуберт и другие), которые в 30-е годы 20в. выдвинули ряд прогрессивных идей в сфере психодиагностики, профотбора и профориентации.
Проводя анализ современных исследования в данной области, необходимо отметить вклад в становление и развитие прикладной психодиагностики Богданова Е.Н., Бодалева А.А., Борисовой Е.М., Бурлачука Л.Ф., Готтсданкера Р., Гуревича К.М., Деркача А.А., Журавлева А.Л., Люшера М., Кудряшовой Л.Д., Кулагина Б.В., Личко А.Е., Логиновой Н.А., Марищука В.Л., Морозова С.М., Романовой Е.С., Собчик Л.Н., Столина В.В., Ханина Ю.А., Шадрикова В.Д., Шмелева А.Г. и многих других, которые в своих трудах осуществили попытку ввести диагностику в лоно психологии труда.
Акцентируя внимание на профессиологических изысканиях, следует подчеркнуть наличие многочисленных исследований, связанных с психологической проблематикой профориентации (Атутов П.Р., Бажутин Г.Г., Бубнова С.С., Гаврилов В.Е., Галкина О.И., Голомшток А.Е., Егоров А.С., Климов Е.А., Кудрявцев Т.В., Михайлов И.В., Петров В.П., Платонов К.К., Ростунов А.Т., Сухарев А.В., Чебышева В.В., Чугунова Э.С., Шавир П.А., Шегурова В.Ю. и др.), привлечением, подбором, отбором, расстановкой и аттестацией персонала, в том числе управленческих кадров (Агеев В.С., Аунапу Ф.Ф., Блэк С., Бляхман Л.С., Лаптев Л.Г., Левитов Н.Д., Меньшиков А.И., Никифоров Г.С., Съедин С.И., Тарасов В.К., Уэллс У., Бернет Дж., Мориати С., Филиппов А.В., Шадриков В.Д. и др.).
Несмотря на то, что было проведено множество исследований и разработано большое количество направлений для профессионального психологического отбора, в будущем это тема будет развиваться, и количество методики увеличиваться. Но анализ уже сделанных исследований позволили сформировать тему исследования: «Основные направления психодиагностики, используемые в профотборе»
Объект исследования – использование диагностики в профотборе.
Предмет исследования – основные направления психодиагностики, используемые в профотборе.
Целью курсовой работы является: теоретически определить и исследовать в психодиагностическом эксперименте основные направления психодиагностики, применяемые в процессе профессионального отбора.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический анализ особенностей профотбора и ознакомится с основными методами его диагностики.
2. Осуществить поиск диагностических методов при профотборе и осуществить диагностику в группе
3. Разработать практические рекомендации по оптимизации процесса профотбора с использованием психодиагностических инструментов.
В процессе исследования использовались следующие методы:
Теоретические: анализ и обобщение литературных источников по теме исследования;
Эмпирические: Определитель темперамента Кейрси (Keirsey Temperament Sorter), Психогеометрический тест.
База исследования: исследовательская работа выполнялась на базе Азовского Государственного Педагогического Университета г. Бердянская. В исследовании принимали участие студенты магистранты, общим количеством 7 человек.
Структура и объем курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы (19 источников). Общий объем работы 37 страницы. Основной текст работы включает таблицу и диаграмму.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Психодиагностика, как важный инструмент в профессиональном отборе, включает в себя несколько основных направлений, каждое из которых играет ключевую роль в выявлении необходимых для успешной деятельности личностных и профессиональных качеств кандидатов.
Одним из главных направлений является оценка психометрических характеристик, которая позволяет получить объективные данные о когнитивных способностях и индивидуальных особенностях. Это направление включает в себя использование тестов на интеллект, креативность и эмоциональный интеллект, которые помогают определить, насколько кандидат соответствует требованиям должности.
Другим направлением является изучение личностных черт, таких как экстраверсия, ответственность и стрессоустойчивость. Используя методики, такие как анкетирование и проективные тесты, специалисты могут составить полное представление о потенциале работника в условиях стресса и командной работы.
Также важно учитывать мотивационные аспекты, которые отражают внутренние побуждения кандидата, его амбиции и стремление к развитию в конкретной сфере. Таким образом, применение многообразия методов психодиагностики в процессе профотбора обеспечивает более точное соответствие между кандидатом и требованиями на рабочем месте, что в конечном итоге способствует повышению эффективности и успеха организации.
В дополнение к уже упомянутым направлениям, важным аспектом психодиагностики является анализ профессиональных компетенций, который помогает оценить реальный опыт и навыки кандидата. Это может включать в себя оценку ситуационных задач и симуляций, где кандидаты показывают, как они могут применять свои знания и умения в реальной рабочей среде. Такой подход позволяет увидеть не только теоретические знания, но и практическое применение навыков в условиях, приближенных к реальности.
Кроме того, стоит отметить значение группы, в которой осуществляется отбор. Психодиагностика может учитывать взаимодействие кандидата с будущими коллегами, что позволяет выявить его социальные и коммуникативные способности. Оценка этих характеристик способствует формированию эффективной команды и снижению конфликтности в рабочем процессе.
Наконец, не менее важным является тот факт, что использование психодиагностических методов поддерживает развитие организации в целом. Системный подход к отбору сотрудников через психологическую оценку позволяет выявлять не только сильные стороны, но и области для роста, что открывает путь к созданию программ развития и мотивации персонала.
Таким образом, интеграция психодиагностики в процессы подбора кадров способствует более глубокому пониманию индивидуальных особенностей кандидатов. Это позволяет работодателям не только находить специалистов с необходимыми знаниями, но и идентифицировать тех, кто впишется в корпоративную культуру и разделит ценности компании. Важно отметить, что такие методы помогают также предсказывать вероятность успешной адаптации нового сотрудника в коллективе.
Кроме того, оценка эмоционального интеллекта и способности к обучению имеет решающее значение для долгосрочного успеха. Кандидаты, обладающие высоким уровнем этих качеств, обычно лучше справляются с вызовами, возникающими в процессе работы, и стремятся к постоянному развитию. Поэтому использование психодиагностических инструментов может существенно повысить результативность набора персонала.
В заключение, современный подход к психодиагностике в кадровом отборе позволяет создавать более гармоничные и продуктивные рабочие коллективы. Это, в свою очередь, способствует достижению стратегических целей организации и повышению её конкурентоспособности на рынке.



1. Абрамкина М.О. HR-менежджмент: профессиональный отбор, методики и проблемы. CyberLeninka, 2015 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/hr-menedzhment-professionalnyy-otbor-metodiki-i-problemy?ysclid=m4e4jsh6gf378011348 (дата обращения: 07.12.2024).
2. Ассанович М. А., Дерман Е. В. Разработка шкал специфических расстройств личности на основе MMPI. CyberLeninka, 2014 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-shkal-spetsificheskih-rasstroystv-lichnosti-na-osnove-mmpi?ysclid=m4xy1vmh6v704148490 (дата обращения: 21.12.2024).
3. Батаршев А.В., Алексеева И.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. – СПб.: Питер, 2007. – 183c.
4. Беломестнов А. А. Что такое профессиональный отбор? b17.ru – Полольск, 2013 / Беломестов А. А. – Режим доступа:https://www.b17.ru/article/profotbor_personala/?ysclid=m27hrgv9n3687757864 (дата обращения: 22.11.2024).
5. Бельская Н. А. Возможности применения личностной типологии Д. Кейрси в идентификации одаренных подростков. CyberLeninka, 2018 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/vozmozhnosti-primeneniya-lichnostnoy-tipologii-d-keyrsi-v-identifikatsii-odarennyh-podrostkov?ysclid=m4xy9yp15x953138553 (дата обращения: 21.12.2024).
6. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности / В. А. Бодров – 2016. – 630с. – Режим доступа:https://iknigi.net/avtor-vyacheslav-bodrov/101428-psihologiya-professionalnoy-prigodnosti-vyacheslav-bodrov/read/page-2.html (дата обращения: 14.12.2024).
7. Колосова И.Г. Влияние ценностных ориентаций на профессиональную социализацию студентов 19.00.07 – педагогическая психология автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Колосова Ирина Геннадьевна; Елецкий Государственный Университет имени И. А. Бунина. – Курск, 2006 – 15с.
8. Мадалиева С.Х., Ерназарова С.Т., Сулейменова Ш.В., Белявская В.И., Белявская Д.И. ПРОФОТБОР: ВЫЯВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ // Успехи современного естествознания. – 2015. – № 4. – С. 157-162;
URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=35085 (дата обращения: 22.11.2024).
9. Маклаков А.Г. Профессиональный психологический отбор персонала. Теория и практика: учебник для вузов / А. Г. Маклаков – Питер, 2008. - 9-11с.– Режим доступа:https://thelib.ru/books/anatoliy_gennadevich_maklakov/professionalnyy_psihologicheskiy_otbor_personala_teoriya_i_praktika_uchebnik_dlya_vuzov-read-9.html (дата обращения: 14.12.2024).
10. Мамедов Л. В. Расстройства типов личности, определенных по методике Олдхэма-Морриса, и их диагностика. CyberLeninka, 2019 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystva-tipov-lichnosti-opredelennyh-po-metodike-oldhema-morrisa-i-ih-diagnostika?ysclid=m4xxzkajya842208287 (дата обращения: 21.12.2024).
11. Мильруд Радислав Петрович Психогеометрический тест индивидуальных личностных акцентуаций. CyberLeninka, 1996 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/psihogeometricheskiy-test-individualnyh-lichnostnyh-aktsentuatsiy?ysclid=m4xybrjrhi919485470 (дата обращения: 21.12.2024).
12. Основы профессионального психофизиологического отбора военных специалистов / [Бинкис В. И., Елейник В. С., Коновалова И. В., и другие. Под общей редакцией доктора медицинских наук, профессора В. А. Пухова.]. Москва: Министерство обороны СССР. 1981 г. - 428 страниц
13. Прохоров А. М. Большой Энциклопедический словарь. / А. М. Прохоров Москва, Санкт-Петербург. «Большая российская энциклопедия», «Норинт», - 2000. – 1434с. – Режим доступа:https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/246186?ysclid=m4nyevbg6r274728276 (дата обращения: 14.12.2024).
14. Психологический отбор лиц экстремальных профессий / Рыжов Б.Н., Кожинова О.В., Ксенофонтова К.М., Карпова О.И. - Москва, 2015 – Режим доступа:https://systempsychology.ru/2015/09/15/ryzhov-bn-kozhinova-ov-ksenofontova-km-karpova-oi-psihologicheskiy-otbor-lic-ekstremalnyh-professiy.html (дата обращения: 14.12.2024).
15. Смирнов Д. В., Сорокоумова С. Н. Профессиональный психологический отбор как цель, процесс и результат. CyberLeninka, 2022 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-psihologicheskiy-otbor-kak-tsel-protsess-i-rezultat?ysclid=m4e4tpcc58455187551 (дата обращения: 07.12.2024).
16. Соловьев И. В. Использование 16-факторного личностного опросника Кэттелла для оценки и прогнозирования адаптационных возможностей военнослужащих при выполнении служебно-боевых задач в экстремальных условиях. CyberLeninka, 1998 - Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-16-faktornogo-lichnostnogo-oprosnika-kettella-dlya-otsenki-i-prognozirovaniya-adaptatsionnyh-vozmozhnostey?ysclid=m4xxnh2m6j441921227 (дата обращения: 21.12.2024).
17. Спицын А. А. Физиологические особенности женщин, проявляющих Педантический тип акцентуации характера согласно тесту Леонгарда-Шмишека. CyberLeninka, 2016 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/fiziologicheskie-osobennosti-zhenschin-proyavlyayuschih-pedanticheskiy-tip-aktsentuatsii-haraktera-soglasno-testu-leongarda?ysclid=m4xy4h583f431283627 (дата обращения: 21.12.2024).
18. Черных О.П. Психодиагностика в профориентационной работе с обучающимися: методики и практика их применения. CyberLeninka, 2023 – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostika-v-proforientatsionnoy-rabote-s-obuchayuschimisya-metodiki-i-praktika-ih-primeneniya?ysclid=m4e44nnvzv292245780 (дата обращения: 07.12.2024).
19. Щербатых Ю. В. Профессиональный отбор. b17.ru – Воронеж, 2021 / Щербатых Ю.В. – Режим доступа:https://www.b17.ru/article/profotbor/ (дата обращения: 22.11.2024).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ