АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основания изучения фриланса в издательском деле 14
1.1 Теоретизация понятия «фриланс», выявление его особенностей в отечественных и зарубежных исследованиях 14
1.2 Специфика фриланса в традиционном и цифровом издательском деле 24
1.2.1 Печатное книгоиздание 26
1.2.2 Цифровое книгоиздание 35
1.3 Влияние цифровизации на смену профессионализации специалистов и
востребованность фриланса 38
1.4 Современное состояние российского рынка цифровых издательских фриланс-услуг и
его перспективы 45
2 Фриланс как развивающаяся форма занятости в условиях цифровизации, имеющая
экономические и юридическое особенности 56
2.1 Метакомпетенции фрилансера в цифровом издательском деле 56
2.2 Правовой статус и экономические отношения фрилансера в цифровом издательском
деле 62
2.3 Технологии трудоустройства фрилансера-издателя в сфере цифрового издательского
бизнеса 73
3 Технология создания подкаста о фрилансе в цифровом издательском деле 90
3.1 Подкаст - формат цифрового контента 90
3.2 Поисково-аналитический этап проектной деятельности 98
3.3 Практический этап 107
3.4 Внешняя оценка проекта 123
3.5. Анализ проектной деятельности 129
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 132
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 135
ПРИЛОЖЕНИЕ А Пост для Филологического факультета 149
ПРИЛОЖЕНИЕ В Характеристика работы студента
Актуальность исследования. Процессы технологизации и цифровизации в современном мире привели к появлению новых форм коммуникации, организации трудового процесса и профессионализации молодого поколения сотрудников, которые преимущественно уходят в сферу фриланса, как наиболее независимую, где не характерна привязанность к офису, то есть, к рабочему месту. Фриланс сосредоточен в сети- Интернет, что расширяет возможности специалиста вести сразу несколько проектов в разных компаниях. Также, он может вступать в группу других фрилансеров и выполнять общие задачи. Для этих целей существуют специальные онлайн-биржи для фрилансеров, ищущих новые проекты и заказы.
Таким образом, фриланс характеризует новую модель экономических отношений между работодателем и сотрудником. Она отличается от модели XX в., когда стабильная занятость на одном месте являлась гарантом социально-экономического блага в обществе. В эпоху «текучей реальности» происходит смешение существующих форм занятости и появляются гибридные виды профессионализации человека . Это происходит по ряду причин, отмеченных ещё в конце XX в. и активно осмысляющихся в XXI в.
Цифровизация и компьютеризация способствовали переходу от традиционной печати книг на станках, которая нуждалась в контроле и руках специалиста, так как машине необходимо было обслуживание из-за её больших размеров, но, при этом, на то время она выдавала 25 000 оттисков в час , к цифровому регулированию производственных процессов. Трудозатратое производство промышленного характера сменилось цифровой средой, где активно разрабатываются технологии создания электронной книги и её форматов. Сама вёрстка перешла в электронный вид благодаря редакционно-графическим программам. Например, ведущее место в отрасли макетирования и вёрстки многостраничных изданий занимает программа «InDesign», созданная компанией «Adobe Systems». Совершенствование подобных редакторов и технические новшества способствовали улучшению графической обработки цвета и света в изображении, улучшили оптимизацию производительности и скорости работы с данными за счёт расширения памяти и, таким образом, обеспечили более качественную проработку цифровых изданий. Это показывает модернизацию и рост спроса в области графики, а также демонстрирует интерес к созданию электронного продукта с его многогранным функционалом.
При этом самозанятость, фриланс и внештатная работа исследуются в большинстве своём с точки зрения экономической теории, где рассматривается их кривая спроса и предложения, а также влияние на рынок. В данном исследовании акцент сделан на анализе фриланса в цифровом издательском деле. Специфика явления изучается не только с позиции экономики, но также рассматриваются юридические аспекты и правовой статус фрилансера. Осмысливается социокультурный контекст фриланса, то есть, его популяризация, мифологизация в СМИ. Фриланс можно изучать на конкретных примерах, удачных или неудачных кейсах, чтобы провести сравнительный анализ его востребованности и эффективности.
Изучение фриланса в цифровом издательском деле дополнит исследования, посвящённые выявлению характера трансформаций социально-структурного пространства наёмных специалистов в России. В данном случае обозначается определённый сегмент профессиональной социальной группы - фрилансер-издатель, деятельность которого связана либо с цифровым изданием книги, либо с отдельными процессами издательско-редакционной деятельности. Это узкая стратификационная прослойка специалистов в обществе, появление которых вызывает, в том числе, и научный интерес. Например, один из аспектов фриланса - конкурентоспособность такого специалиста в отличие от традиционного штатного специалиста в издательстве, другой - трудовая мотивация фрилансера и его правовая защищённость в сфере издательского дела. Данное направление исследования преумножит наши знания о фрилансе благодаря комплексному подходу и конкретизации явления, а также его осмыслению в одной сфере производства.
Развитие сети-Интернет и необратимая информатизация общества способствовали тому, что цифровые технологии сегодня представляют собой многогранный и сегментированный рынок, где центральное место занимают реклама, корпорации, агентства и потребители, выражающие определённые желания по товарам и услугам. Как отмечал К. Раттан, издательства, согласно исторической миссии, всегда являлись проводниками информации между автором и читателем. Данная функция сохраняется в условиях цифровизации XXI в., при этом, становясь шире, чем границы печатного слова . Среди исследований фриланса с позиции глобализации и сетевой экономики, методик и стратегий функционирования издательств необходимо подчеркнуть, что потребность в анализе опыта российских и зарубежных практик фриланса в традиционном и цифровом издательском деле становится очевидной, так как сетевое общество оказывает влияние на трансформацию издательского дела. Это связано с модернизаций технических устройств, развитием глобальной сети-Интернет. Востребованными становятся медиа-навыки и фрилансеры, в данном ключе, являются мобильной прослойкой общества, которая ориентирована на постоянное саморазвитие и самообучение для достижения эффективной и продуктивной реализации своих услуг на рынке труда. Такие специалисты умеют быстро переключаться с одного вида деятельности на другую, что больше всего пользуется спросом на рынке.
В цифровом издательском деле происходит трансформация редакционноиздательского процесса и самих профессий. Профессии «на местах» перешли в виртуальный, дистанционный трудовой процесс, выражающийся в новых видах деятельности - принять заказ, сдать заказ в режиме онлайн. Редакторы, дизайнеры, верстальщики, корректоры, журналисты, фоторедакторы, художники-иллюстраторы и даже сам издатель, как руководитель и составитель технических задач, могут выполнять работу, участвуя сразу в нескольких проектах и предлагая свои услуги на разных онлайн- биржах фриланса. Существует достаточно социологических, экономических и юридических исследований фриланса в разных профессиональных областях, но публикаций на тему фриланса в традиционном и цифровом издательском деле значительно меньше.
Например, популярная компания «Bookmate», чей главный офис расположен в Москве, осуществляет свою деятельность как мобильный сервис-библиотека и предоставляет обширный перечь книг для пользования по подписке. Это показатель качественной модификации повседневного чтения в цифровое потребление контента посредством разработанных технологий для чтения онлайн электронных форматов книг - это яркий пример проявления цифровизации. Стоит отметить, что изначально «Bookmate» был проектом, представляющим собой «читалку», но впоследствии, найдя свою нишу на рынке, сервис трансформировался под новые рыночные условия и принял форму мобильного приложения с мультикультурной целью распространения книжной онлайн продукции в Швеции, России, Великобритании, Сингапуре и других странах, подписавших партнёрские договоры с «Bookmate», что позволило расширить границы мультикультурного обмена, сотрудничества и коммуникации. Это удачный кейс сотрудничества компании с издательствами.
Возникает новый тип экономических отношений и категорий бизнес-структур (системные интеграторы - IT-организации, занимающиеся технической поддержкой и обслуживанием онлайн-платформ, площадок, приложений), основанных на современных механизмах управления сетевым сервисным обменом. Цифровые платформы позволяют интегрировать социальные, технические и хозяйственные процессы в виртуальное пространство, что сокращает затраты времени на рабочий процесс в традиционных условиях офиса. Цифровая экспансия генерирует новые формы профессионализации и утверждает полисемантику компетенций и навыков, необходимых в условиях плюралистичности, мозаичности и фрагментарности медиапространства.
Например, книжные магазины «Подписные издания», «Все свободны», «Буквоед» имеют свои веб-сайты и используют Интернет-среду как наиболее эффективный механизм для ведения бизнеса. Отметим, что их активность существенно возросла в период пандемии COVID 19.
Таким образом, можно указать следующие причины, определяющие актуальность исследования:
1. Индивидуализация и стремление к профессиональной независимости становится образом и проектом жизни человека, что проявляется во всех сферах его деятельности. Как отмечает З. Бауман, индивидуализация в современном обществе показывает склад личности постиндустриального общества, а также раскрывает особенности современных реалий.
2. Процессы цифровизации и компьютеризации трансформировали социальноэкономические системы: комьюнити-менеджмент, биржи труда, производственные процессы, коммуникацию и рабочее пространство - в соответствии с научнотехническими вызовами современности. Модификация экономических отношений приводит к появлению новых форм самозанятости, свободной профессионализации, проекта трудовой биографии и независимости специалиста от традиционных форм работы «на месте», что отражает социальные и культурные перспективы и тенденции общества. Активно меняются требования к навыкам и компетенциям специалистов. Среди работодателей высоко ценятся междисциплинарность и полипрофессионализм специалиста, его способности к оперативной адаптации и быстрой переквалификации, направленные на самопланирование, самоорганизацию эффективной и продуктивной профессиональной деятельности.
Проблема исследования заключается в том, что актуализация форм внештатной трудовой деятельности фриланса в издательском деле, традиционном и цифровом, до сих 6
пор не являлись объектом исследования, к ним не применялся системный, комплексный подход изучения. В целом, фриланс не рассматривался как механизм, эффективно поддерживающий книгоиздательскую, редакционную деятельность российских издательств в переходные и кризисные периоды истории. Данная проблема затрагивает следующие аспекты теоретического и практического уровня:
1. Очевидна нехватка актуальных теоретических работ по данной теме. Отсутствуют понятийный аппарат, определяющий фриланс в издательском деле, понимание специфики явления, отличительных черт, преимуществ и недостатков такого типа трудовой деятельности, как эффективного инструмента делегирования издательско- редакционных процессов.
2. Практический уровень разработки проблемы связан с тем, что, исходя из
«Атласов будущих профессий» , во многих сферах труда акцентируется
полипрофессионализм. Существует потребность в обновлении трудовых структур во многих сферах профессиональной деятельности, в том числе в издательской сфере.
Главной особенностью нашего исследования является проецирование результатов изучения фриланса, во-первых, в конкретную область производства (издательское дело) и, во-вторых, из сферы экономики в область социологии, права, компетентностного подхода к фрилансеру.
Степень изученности проблемы. Исследование включает в себя как отечественные, так и зарубежные источники. Были проанализированы фундаментальные и новейшие работы. Основными критериями отбора материала можно назвать следующие:
1. Информативность - концептуальное содержание, описывающее первопричины и предпосылки, способствующие появлению и развитию фриланса как явления современной культуры (смена мышления на клиповое, глобальная цифровизация и переход экономических процессов и профессиональной деятельности в цифровую, электронную среду).
2. Наличие эмпирического материала по проблеме - опросы, анкетирование, фокус-группы, интервьюирование, тестирование на тему фриланса в связи с ситуацией на российском и зарубежном книгоиздательском рынке. Рассматриваются источники за последние 5-7 лет.
3. Авторитетность научных исследований, изданий и авторов.
Первая группа источников представляет собой фундаментальные исследования, посвященные историческому анализу занятости, проблемы труда, развитию фриланса и его коннотациям. Сюда необходимо отнести и работы, связанные с понятием «цифровизация», его теоретической составляющей и общей характеристикой современного информационного общества, его ориентиров в смене профессионализации. Среди методологических исследований, посвящённых базовым основаниям проблемы труда и занятости в социально-экономической парадигме можно выделить таких классических теоретиков, как М. Грановетгера, американского социолога и разработчика модели распространения информации с помощью социальных сетей; Д. Минсера, американского экономиста и основателя теории человеческого капитала, в которой акцент делается на особенностях распределения личного дохода на основе различий между людьми с позиции полученного ими профессионального обучения .
Благодаря постмодернистским идеям интеллектуальных движений 60-70 гг. XX в. стал образовываться новый контекст исследований, в том числе теоретически осмысливалось явление фриланса в связи с сетевым модусом глобализирующегося общества XX-XXI вв. Труды таких зарубежных исследователей, как П.О. Бетанкур, Х.Г. Карамело, М. Кастельс, А. Мониш, Т.У. Маллоун, Э. Тофлер, П. Урзе, являются фундаментальными в изучении данного явления, его специфики и последствий.
Также, теоретическую базу для изучения фриланса представляют американские исследователи Д. Ниллес и Ф. Скифф. Оба исследователя проводили первые эксперименты, связанные с фрилансом. В ряд с этими исследователями встают Д. Гордон и Д. Флеминг, которые активно популяризировали в массах идею работы вне традиционного офиса.
Характеризуя современность, культуру и постиндустриальное общество, многие исследователи, такие, как П. Бурдье, З. Бауман, Э. Гидденс, Дж. Голдторп, П. Друкер и М. Кастельс, рассматривали трансформацию трудовых отношений и содержание труда через выявление специфики информационного общества, которая меняет классификацию наёмных рабочих. Стоит отметить фундаментальную теорию «когнитивного капитализма», в которой акцент делается на аккумуляцию полученных знаний специалистом в различных естественно-научных и социально-гуманитарных областях. Знание в современном обществе объявляется капиталом и главным источником стоимости, что прямо противоположно промышленному мышлению XX в. Концепцию «когнитивного капитализма» разрабатывали А. Горц, Э. Руллани и Э. Кьяпелло.
Рассматривая понятие «фриланс» в цифровом издательском деле, необходимо отметить работы, связанные с «цифровизацией». Прогресс технологий, как отмечает М. Кастельс, привёл к формированию новых профессиональных стандартов и компетенций в появляющихся видах трудовой деятельности, независимо от возрастной, гендерной категорий. Электронная экономика требует от специалиста гибкости и умения «перепрограммироваться» при резких скачках трансформирующейся деловой среды. Отмечается специфика цифровой среды, задающая такие условия, как обучение на протяжении всей профессиональной деятельности и тренировка самого навыка обучения, выработка критического мышления, умение преобразовывать информацию в профессиональное знание .
С позиции развития информационного общества М. Кастельс выдвинул утверждение, что цифровизация определяет картину будущего и представляет собой совокупность технологий, которые обеспечивают и улучшают обработку информации, что является для понимания фриланса главным основанием, благодаря которому фриланс становится востребованным и проникает в разные профессиональные области. С точки зрения цифрового издательского дела цифровизацию исследовал Дж. Меркоски в работе «Книга 2.0. Прошлое, настоящее и будущее электронных книг глазами создателя Kindle». Изучение цифровизации и цифровой экономики посвящена работа Д. Тапскотты «Цифровая экономика: плюсы и минусы эпохи сетевого интеллекта», в которой представлены признаки цифрового общества, ориентированного на междисциплинарные знания, цифровое взаимодействие, виртуализацию производства. Среди работ отечественных исследователей можно выделить исследования Л.П. Гончаренко, Е.Н. Ведуты, М.В. Кудиной. Также, влияние цифровизации на адаптацию издательско- полиграфического бизнеса к цифровым технологиям рассматривали Е.В. Гречанова, И.М. Ефимова, А.К. Ершова, В.К. Кондрашова, В.Б. Лукина, В.Г. Фомченкова.
Вторая группа источников включает в себя исследования, которые раскрывают понятия «полипрофессиональные компетенции», «полизанятость», «мультинавыки» и обозначают их проблематизацию и теоретизацию. По данной теме существует большое количество научно-исследовательских работ по социологии, психологии и экономике. Так, Н. Чаплашкин рассматривает развитие информационных технологий, появление новых профессий и, соответственно, рост квалификации. Он анализирует последствия глобального финансового кризиса на основе социальных опросов и мониторинга занятости, отмечая, что рынок труда становится гибким и трудовая деятельность начинает тяготеть к свободным формам, к фрилансу.
H. Е. Казакова, А.Я., Петров, Т.В. Никулина, И.В. Вирина изучают междисциплинарность, многофункциональность и полипрофессионализм в условиях цифровизации в разных аспектах науки и с применением разных методологических подходов.
Изучение фриланса, как социального феномена, представлено в работах С.К. Кучигина, А.Н. Сорокина, Ю.В. Хасанова, В.С. Харченко, Д.О. Стребкова и А.В. Шевчука. Например, Д.О. Стребков и А.В. Шевчук рассматривают роль фриланса и фрилансеров на российском рынке, опираясь на собственные социологические исследования и результаты, полученные в ходе последних. Исследователи отмечают главную тенденцию, влияющую на российскую экономику - появление виртуальных пространств для хозяйственной деятельности, то есть, формирование интернет- экономики, вследствие которой возрос интерес к фрилансу .
Третья группа источников представляет собой совокупность работ, описывающих фриланс с позиций индивидуализации фриланс-специалистов, организации их рабочего времени и стремления развивать полипрофессиональные компетенции. Вопрос трудовой мотивации, а также гаранты социальной защищённости фрилансеров в разных отраслях анализировали С.А. Заиченко, В.С. Харченко, Н.В. Чаплашкин, Д.О. Стребков и А.В. Шевчук.
Цель работы: выявить специфику и современное состояние фриланса в отечественном цифровом издательском деле как современной формы трудовой деятельности.
Задачи:
I. Изучить теоретические основания понятия «фриланс», выявить его практические аспекты, отличительные характеристики, по сравнению с другими типами внештатной работы.
2. Обозначить специфику фриланса в традиционном и цифровом издательском
деле при рассмотрении влияния цифровизации на российский и зарубежный рынок труда.
3. Рассмотреть понятие «метакомпетенции», выявить «soft-skills» и «hard- skills», проект трудовой биографии фрилансера.
4. Определить правовой статус фрилансера в издательском деле и
смоделировать технологию его трудоустройства в сфере цифрового издательского дела.
5. На основе проведенного исследования создать подкаст для актуализации фриланса в традиционном и цифровом издательском деле, а также апробировать результаты проекта в аспекте его эффективности.
Объект исследования: фриланс в цифровом издательском деле
Предмет исследования: специфика и современное состояние фриланса в российском цифровом издательском деле.
Методология исследования. В работе используется сравнительнотипологический, историко-культурный, социо-экономический, правовой анализ, метод обобщения. Кроме того, используется онлайн-анкетирование для сбора эмпирических данных, которые впоследствии анализировались посредством математических методов работы с полученными результатами в программе «Excel». Применялся проектный метод для реализации проектной деятельности в рамках магистерской работы.
Научная новизна магистерской диссертации заключается в том, что:
• впервые исследование фриланса проводилось в отношении сферы издательского бизнеса,
• впервые сравнительному анализу и типологизации подверглись характеристики, особенности, преимущества и недостатки фриланса и других типов дистанционной работы,
• выявлена эффективность фриланса в издательском деле как одного из современных вариантов ведения бизнеса, делегирования издательско-редакционных процессов.
Новизна исследования заключается также в создании подкаста как инструмента эффективного продвижения издательских фриланс-услуг.
Теоретическая значимость заключается в том, что в данной работе использовался междисциплинарной подход к анализу явления фриланса и его аспектов, характеристик и специфики (с учётом психологических, социологических, культурных, экономических и правовых особенностей такого типа занятости). Благодаря такому подходу осуществлено проецирование и моделирование многих процессов, связей, структур, логических цепочек
и гипотез изучения фриланса на сферу издательского дела. Таким образом, полученные результаты дополняют комплексный подход изучения фриланса и расширяют теоретическое представление о фрилансе в традиционном и цифровом издательском деле.
Практическая значимость определяется тем, что результаты диссертации можно применять при планировании издательской стратегии, положений, которые касаются дополнительной возможности привлечения внештатных специалистов. Практическая польза заключается и в том, что в комплексе с проектной частью, посвященной созданию и реализации подкаста, издательствам, компаниям, издающим какой-либо цифровой контент, можно предложить такой эффективный и многофункциональный инструмент, как подкаст.
Апробация работы. Теоретические и практические результаты исследования были представлены на 5-м и 6-м Международных молодёжных конвентах УрФУ: «Трансформация реальности: стратегии и практики» (2021 г.), «Глобальные вызовы в меняющемся мире: тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного знания» (2022 г.) и на Международной научно-практической конференции молодых учёных «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (2021 г.). Кроме того,
диссертация прошла апробацию на научных презентациях, в дискуссиях в рамках семинаров, предусмотренных магистерской программой. Апробацию прошел и созданный нами подкаст.
Публикации. По теме магистерской работы опубликованы три статьи: «Фриланс как явление современного цифрового книгоиздания» в сборнике материалов VIII (XXII) Международной конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения», с. 574-577, НИ ТГУ, г. Томск, 2021 г.; «Специфика фриланса в цифровом издательском деле» в сборнике материалов 5-го Молодежного конвента УрФУ «Трансформация реальности: стратегии и практики», с. 49-51, УрФУ, г. Екатеринбург, 2021 г.; «Современное состояние российского рынка фриланс услуг в издательском деле» в сборнике материалов 6-го Молодежного конвента УрФУ «Глобальные вызовы в меняющемся мире: тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного знания», УрФУ, г. Екатеринбург, 2022 г.
Структура работы обусловлена логической последовательностью раскрытия заданной проблематики и включает в себя введение, три главы: две теоретических и одну проектную, заключение, список литературы и приложения.
Первая глава посвящена генезису фриланса как новой формы взаимоотношений работодателя и работника в трудовой деятельности и теоретизации понятия «фриланс» в 12
отечественных и зарубежных исследованиях. Проводится сравнительный анализ понятий «самозанятость», «е-ланс», «аутстаффинг», «аутсорсинг», «коворкинг», «фриланс». Анализируются современные практики фриланса, фриланс-услуг в традиционном и цифровом издательском деле, а также современное состояние российского рынка издательских фриланс-услуг. Определяется понятийный аппарат исследования. Рассматриваются примеры отечественных и зарубежных онлайн-бирж, их внутреннее устройство и особенности. Приводятся и анализируются кейсы с онлайн-бирж по фрилансу в качестве демонстрации социального «портрета» фрилансера на российском рынке.
Вторая глава представляет собой анализ понятия «метакомпетенции», выявляются «soft-skills» и «hard-skills» фрилансера-издателя. Рассматриваются конструирование жизненного проекта, трансформация идентичности и определяются профессиональные компетенции фрилансера. Анализируются нормативно-правовые акты, юридические документы (различные виды и типы договоров, которые заключаются с фрилансерами) для выявления правового статуса, прав и обязанностей фрилансера. Также, анализируются управленческое поведение, экономическая эффективность, налоговые и финансовые аспекты фриланса в издательском деле. Заключительным этапом являются рассмотрение технологии трудоустройства и котировки трудовой деятельности фрилансера. Приводятся результаты проведенного социологического исследования. Рассматриваются договорные отношения между работодателем и потенциальным фрилансером.
Третья глава посвящена проектной части исследования, реализованной на основании изученного теоретического и практического материала и представляет собой описание концепции создания подкаста, этапы реализации и внешнюю оценку результатов проекта. Глава включает раздел, посвящённый
Развитие информационно-коммуникационных и компьютерных технологий, цифровизация образования и развитие дистанционных методов ведения рабочих процессов, электронного бизнеса приводит к тому, что работа «вне офиса» становится эффективным и практичным способом организации этапов работы. Внештатная, удалённая работа - примета нового времени и способ функционирования многих компаний, в том числе, издательств. Фриланс имеет свои преимущества и недостатки. Однако, многие, кто давно работает на фрилансе, отмечают, что внештатная трудовая деятельность, фриланс - это независимость и свобода самостоятельного планирования своей трудовой деятельности, определения собственных рабочих ритмов. Для специалистов, которые длительное время работают в своей профессии, например, для верстальщиков, корректоров, литературных редакторов и художников, фриланс является полезным опытом работы с разными издательствами.
Изучение истории вопроса показало, что фриланс исследуется в большинстве работ отечественных и зарубежных авторов с точки зрения экономики. В нашем исследовании, в соответствии с его целью, мы сосредоточились на осмыслении фриланса в цифровом издательском деле, его специфики и современном состоянии в аспекте юридических и правовых проблем, социокультурного контекста. Явление рассматривается под углом зрения его востребованности и эффективности в цифровую эпоху, а также, в аспекте специфики фриланса в традиционном и цифровом издательском деле и влияния цифровизации на смену профессионализации специалистов.
Изучение теоретических оснований понятия «фриланс» позволило осмыслить его как новую во многих аспектах форму взаимоотношений работодателя и работника в трудовой деятельности. Сравнительный анализ понятий «самозанятость», «е-ланс», «аутстаффинг», «аутсорсинг», «коворкинг», «фриланс» показал общие и отличительные черты последнего, благодаря чему удалось уточнить понятийный аппарат диссертации. Современные практики фриланса, фриланс-услуг в традиционном и цифровом издательском деле анализировались на фоне современного состояния российского рынка издательских фриланс-услуг и на конкретном материале отечественных и зарубежных онлайн-бирж, кейсов, что позволило смоделировать социальный «портрет» фрилансера и выявить наиболее востребованные на российском рынке фриланс-услуги. Важнейшими характеристиками фрилансера выступают дестандартизация занятости, индивидуализация профессиональной биографии и полипрофессионализм. При этом, мы далеки от мифологизации фриланса и фрилансера, в которых исследователи нередко видят панацею от экономического кризиса, в нашем понимании, это, скорее, способ его контроля, сдерживания или противостояния ему.
Ключевой проблемой во второй главе, логично продолжающей первую, стала интерпретация понятия «метакомпетенции» и выявление «soft-skills» и «hard-skills» фрилансера издательского дела, в первую очередь, цифрового. Комплексный анализ предполагал также осмысление трудовой мотивации фрилансера-издателя и изучение его профессиональных компетенций, применяемых в традиционном и цифровом издательском деле. В данной главе были проанализированы нормативно-правовые документы (ГК, ТК, НГ РФ и другие), позволившие определить правовой статус, социальные гарантии, права и обязанности фрилансера и смоделировать ситуацию трудоустройства такого специалиста, способы заключения с ним гражданско-правовых отношений, договоров.
Отдельно отметим, что в решении задач второй главы эффективным и полезным действием стало проведение социологического исследования фриланса путём онлайн- анкетирования. В ходе анкетирования были получены уникальные эмпирические данные, которые анализировались с помощью математических методов работы с результатами опросов в программе «Excel». Благодаря данной программе были подсчитаны и выведены в процентном соотношении и визуализированы в виде диаграмм данные о востребованных фриланс-услугах, необходимых компетенциях, «soft-skills» и «hard-skills» фрилансеров. Результаты исследования были представлены на Молодёжном конвенте, посвящённом теме «Глобальные вызовы в меняющемся мире: тенденции и перспективы развития социально-гуманитарного знания», который прошел в УРФУ весной 2022 г. и получили высокую оценку экспертов.
В рамках нашего исследования был реализован проект, посвящённый созданию подкаста «You are free» на тему фриланса, фриланс-услуг в издательском деле. Для реализации проекта была составлена концепция, на основании которой, благодаря таким методам как «SMART» и «SWOT»-анализ, был составлен график работ, сформулированы критерии оценки качества выполняемых работ и проанализированы риски и способы их предотвращения. Для визуализации этапов и фаз работы над проектом была составлена ИСР (иерархическая структура проекта).
Созданный подкаст «You are free», размещённый в социальной сети «ВКонтакте» в группах Национального исследовательского Томского государственного университета, Филологического факультета и в группе кафедры общего литературоведения, издательского дела и редактирования, а также на специальных аудиохостингах «Яндекс.Музыка», «Soundcloud» и «Podster.fm», был высоко оценен внешними экспертами, сотрудниками ряда российских издательств и пользователями. В дополнение, он был подвергнут и нашей саморефлексии.
Таким образом, в рамках выпускной квалификационной работы были решены все поставленные задачи. Цель диссертации можно считать достигнутой, хотя, разумеется, наша работа, будучи посвящённой актуальнейшей теме, имеет широкие дальнейшие перспективы. К ним мы относим, например, осмысление фрилансера издательского дела в аспекте проблемы профессиональной самоидентификации, особенностей восприятия труда, работы; проецирование рассмотренной нами проблемы в область профессиональной подготовки и переподготовки специалистов издательского дела, способного работать в условиях самозанятости, многих её разновидностях. Актуальной представляется постановка вопроса о самопродвижении издателя-фрилансера и его услуг, о совмещении фриланса с другой деятельностью (фриланс как подработка и как основной источник дохода). Безусловно, интересными могут быть исследования высокой адаптивности и стрессоустойчивости фрилансеров, в том числе, издателей, которые всегда живут в ситуации цейтнота - жестких сроков выполнения своей работы, опасной для специалиста так называемым выгоранием. Внимания заслуживает и вопрос о работе свободного фрилансера в команде, о его лидерских и исполнительских качествах, а также проблема фриланса и экономического кризиса.
1. ГК РФ Статья 1005. Агентский договор [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/16b93ff7ea7de7dab0724c646 d4654ce75554780/ (Дата обращения: 29.12. 2021 г.).
2. ГК РФ Статья 1234. Договор об отчуждении исключительного права [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/26479f35ea4ceb422ecc82a4a eb1aab94d70e92f/ (Дата обращения: 13.01. 2022 г.)
3. ГК РФ Статья 1285. Договор об отчуждении исключительного права на произведение [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. -
[Москва, 2022]. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/771a0e1b598920efb6e5387e 0df8a4386f5771fc/ (Дата обращения: 13.01. 2022 г.).
4. ГК РФ Статья 1288. Договор авторского заказа [Электронный ресурс] //
КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/8729a73d82e444f858aa833f74191f d5de2f508d/ (Дата обращения: 27.12. 2021 г.).
5. ГК РФ Статья 1477. Товарный знак и знак обслуживания [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/9489e6b560df698055655d14 f93f770f826b9b8b/ (Дата обращения: 15.01. 2022 г.).
6. ГК РФ Статья 1478. Обладатель исключительного права на товарный знак [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/aa14a7a5e034073c7ddd6de4 1df8278bf77de759/ (Дата обращения: 15.01. 2022 г.).
7. ГК РФ Статья 2. Отношения, регулируемые гражданским законодательством [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/8d8cd335130f04a7036c1eb50 fff606c93fc643a/ (Дата обращения: 29.12. 2021 г.).
8. ГК РФ. Статья 702. Договор подряда [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. -
URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/416441e14a600610e2ba0765f 72cb72c290cdc3c/ (Дата обращения: 27.12. 2021 г.).
9. ГОСТ Р 7.0.60-2020 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения.
10. Как выбрать систему налогообложения для ООО [Электронный ресурс] // СБЕР Бизнес. Регистрация ИП или ООО без госпошлины. - Электрон. дан. - [Б.м, б.д.]. -
URL: https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/shemyi-nalogooblozheniya-dlya- ooo/ (Дата обращения: 10. 01. 2022 г.).
11. Конвенция 177. [Электронный ресурс] // International Labour Organization.
Электрон. дан. [Switzerland, 2022]. - URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—
ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_c177_ru.htm (Дата обращения: 25.12. 2021).
12. НК РФ Статья 120. Грубое нарушение правил учёта доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) [Электронный ресур с] // КонсультантПлюс. - Электрон. дан. - [Москва, 2022]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/0800d22c58c5f1413b74c0086f556a e84bfd4528/ (Дата обращения: 29.12. 2021 г.).
13. Пользовательское соглашение [Электронный ресурс] // Freelance Job. - Электрон. дан. - [б. м., б. д.]. - URL: https://www.freelancejob.ru/agreement.php (Дата обращения: 29.04. 2021 г.).
14. Правовой статус фрилансера [Электронный ресурс] // CPO GROUP. Статья и практика. - Электрон. дан. - [Москва, 2019]. - URL: https://pravorf.ru/blog/pravovoy-status- frilansera (Дата обращения: 10.01. 2022 г.).
15. Программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочный период (2021 - 2030). - №3684-р. - М., от 31.12. 2020 года.
..129