АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
Глава 1. Социокультурный контекст Викторианской эпохи 17
1.1. Исторические и культурные особенности викторианской Англии .... 17
1.2. Превращение смерти в общественный ритуал 23
1.3. Социальный статус умерших и его влияние на ритуализацию траура 27
Глава 2. Ритуалы и материальная культура смерти 35
2.1. Траур как социальный институт 35
2.2. Погребальные и поминальные практики 47
Глава 3. Дискурсы о смерти в викторианской культуре 55
3.1. Религиозный и медицинский нарративы 55
3.2. Смерть в литературе викторианской Англии 60
3.3. Визуальная символика 64
Заключение 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
Викторианская эпоха в истории Великобритании - это время правления королевы Виктории, которое длилось с 1837 по 1901 год. Основными характеристиками этого периода историки называют стремительные темпы экономического роста, индустриализацию, урбанизацию, развитие науки и искусства, а также укрепление роли Великобритании как великой державы. Часто в литературе можно встретить мнение о том, что это был «золотой век» Британии. Но помимо яркого запоминающегося образа экономического гиганта не стоит забывать про сложившееся в викторианском обществе социальное расслоение, которое ставило на грань существования группу бедняков, а также рабочий класс. Сложившаяся капиталистическая система, все стремительнее набиравшая обороты, не щадила ни детей, ни женщин, ни стариков, ни инвалидов. Кроме того, в процветающей Великобритании был высок уровень смертности и низок уровень здравоохранения. Своеобразным символом эпохи наряду с масштабными индустриальными достижениями становятся работные дома, которые во всех красках описывает, например, Чарльз Диккенс. Общественные порядки викторианской Англии регламентировались строгими моральными нормами, поддерживаемыми Англиканской церковью. Культ семьи, благопристойность и религиозность считались незыблемыми ценностями. Женщина должна была быть «ангелом дома», а мужчина - образцовым джентльменом и главой семейства. Однако за фасадом добродетели скрывались двойные стандарты: наряду с кодексом жизни джентльмена соседствовали преступность, грубость и бедность.
Нельзя не вспомнить в контексте Викторианской эпохи особенный культ смерти. Нередко можно встретить запоминающиеся образы покойных, запечатленные на посмертных фотографиях этого времени, также стоит упомянуть об особенных украшениях и траурных нарядах, которые стали символом Викторианской эпохи. Изменение восприятия смерти становится важным индикатором изменения викторианской идентичности в контексте эпохи. Траур становится обыденностью для многих семей, смерть становится «твоей», как пишет французский историк Ф.Арьес . И действительно, викторианцы становятся носителем культуры траура, который был заложен примером королевы Виктории, скорбевшей по умершему супругу, наряду с мерами правительства Великобритании, решившего реформировать систему здравоохранения и гигиенического воспитания. Нельзя считать культ смерти явлением, сформировавшимся «сверху», в первую очередь носителем уникального взгляда на умирание и процесс скорби был народ.
Актуальность данного исследования обусловлена повышенным интересом в исторической науке к истории повседневности и истории ментальности. Особое отношение викторианцев к теме смерти составляло их быт и, в некоторых случаях, досуг, так похороны значимых личностей, таких как герцог Веллингтон, например, превращались в целые «траурные фестивали». С течением времени похоронные и траурные процессии становятся пышными и очень яркими, приобретают собственный регламент и распорядок. Кроме того, трансформировавшееся отношение к смерти изменило и некоторые другие стороны жизни общества: напрямую это повлияло на санитарное состояние общества, на моду, на формирование викторианской морали. Все это стало важным элементом повседневной жизни викторианского общества. Например, часто в контексте тем, связанных с викторианской Англией, упоминают особый культ смерти, прослеживаемый через посмертные фотографии, моду, ювелирное искусство. Это заметно в научно-популярных работах, которых на тему викторианской истории написано немало. Так, если обращаться к популярному ресурсу «Википедии», то отдельно можно найти статью про Викторианскую эпоху, а в ней ссылку на статью о викторианском культе смерти . В обзорах эпохи таких научнопопулярных проектов, как «Арзамас» или «Дилетант» также присутствует раздел об этой теме. Также можно вспомнить, что именно на Викторианскую эпоху приходится время действий большинства произведений о Шерлоке Холмсе Артура Конан Дойля. Без преувеличения можно сказать, что интерес к истории повседневности Викторианской эпохи также связан и с любовью читателей к данным литературным произведениям, которые стали мировым феноменом. Викторианский культ смерти является интересным предметом изучения для истории ментальности. Одна из черт викторианской морали - особое отношение к теме смерти и похорон. Это сопровождалось сложным процессом трансформации взглядов на человеческое тело, на процесс умирания, на понимание того, что является «хорошей» смертью. Кроме того, изменилось также и отношение викторианцев к смерти как к событию: если ранее это воспринималось конечным, окончательным, то ко второй половине XIX века это переживалось людьми как нечто переходное, как освобождение от страданий в некоторых случаях и как недолгая разлука с близкими. Викторианский культ смерти, таким образом, сложный социокультурный феномен, изучение которого отражает тенденции исторического познания в области истории повседневности и истории ментальности, а также в исторической антропологии.
Объектом исследования является культура викторианской Англии, а предметом - специфика отношения к смерти в викторианской Англии.
Цель данного исследования - выявить содержание викторианского культа смерти, а также специфику его эволюции и характер влияния на жизнь британского общества.
Задачи исследования:
1. Определить религиозные и философские основы восприятия смерти в викторианскую эпоху, включая влияние христианских доктрин, спиритизма и научного прогресса.
2. Охарактеризовать погребальные и траурные практики, их ритуализацию, гендерные аспекты и роль социального статуса в их формировании.
3. Проследить отражение темы смерти в викторианской литературе, искусстве, выявив ключевые нарративы и символы.
4. Определить влияние медицинских и санитарных норм на изменение отношения к смерти и похоронным традициям.
Хронологические рамки настоящего исследования охватывают период с 1837 по 1901 год - время правление королевы Виктории, в честь которой названа эпоха в истории Соединенного королевства Великобритании и Ирландии.
Источниковая база исследуемой проблематики представлена несколькими группами источников. Во-первых, законы, регламентирующие похороны в черте города, законы о бедных, здравоохранении и детском труде. Особенно ценными документами являются Акты о погребении 1854 и 1880 годов. В них отражались следующие вопросы: регистрации смерти и получения разрешений на погребение, что является иллюстрацией государственного контроля над процессом похорон, а также начавшейся реформы здравоохранения. Также тексты описывали санитарные нормы на кладбищах, создание новых мест для захоронений и непосредственно регулировали похоронные практики. Законодательные акты один из немногих видов источников, которые описывают траурную регламентацию независимо от социального статуса умершего.
Во-вторых, одним из важнейших источников по теме развития системы здравоохранения в Великобритании является доклад Эдвина Чедвика «О санитарных условиях жизни промышленных рабочих» 1842 года. В нем подробно излагаются не только санитарные условия жизни рабочих, но также огромное количество вопросов, связанных с темой смерти человека рабочего 6
класса и бедняков: процесс умирания, отношение к телу умершего, похоронные обряды, поминальные службы, стоимость похоронных услуг и многое другое.
В-третьих, художественная литература Викторианской эпохи часто содержит сложные и многогранные репрезентации образа смерти. Авторы, такие как Чарльз Диккенс, Шарлотта и Эмили Бронте, Томас Гарди, Элизабет Гаскелл и другие, затрагивали тему смерти в своих работах. Важно обратить внимание на символику, использованную авторами. Художественная литература эпохи дает ценный материал для изучения отношения к смерти через субъективный взгляд авторов. Писатели того времени часто рассматривали умирание сквозь призму личных переживаний, общественных настроений и религиозных убеждений. Данные тексты помогают понять, каким образом переживание смерти трансформировалось во взглядах викторианцев.
К основным методам исторической науки, использованным в работе, относится историко-генетический метод. Для того, чтобы определить, в чем заключается специфика дискурса о смерти в Викторианской Англии необходимо рассмотреть предшествующие традиции, а также те социокультурные особенности эпохи, которые сформировали особое отношение общества к похоронным обрядам. Это возможно сделать, проследив связи тех или иных практик с предшествующей традицией.
Использование сравнительно-исторического метода позволит раскрыть ту самую специфику отношения к смерти в Викторианской Англии через сопоставление ее с другими эпохами. Для этого необходимо прибегнуть к изучению предшествующих традиций, выделив общее и уникальное для викторианского траура. Это позволит выявить изменения в ритуалах, представлениях о загробной жизни, и общественном восприятии смерти. Также сравнение с последующей эпохой поможет проследить эволюцию викторианских тенденций и определить их долгосрочное влияние.
Для исследования произведений как исторического источника был выбран культурно-исторический метод. Каждое литературное явление связано с определенной исторической обстановкой, за счет чего возникает культурноисторический контекст. Для исследования художественно-литературных произведений необходимо использование методов, смежных с литературоведением, то есть рассматривать не только текст, но и особенности среды, в котором он формируется. Для данного исследования важным достоинством культурно-исторического метода является связь литературных фактов и контекста эпохи.
Использование термина «социокультурные практики» подразумевает обращение к антропологическому подходу в истории. Исследование ритуалов, обычаев, суеверий и обрядов, которые предполагаются в данной работе, не представляется возможным без привлечения соответствующей методологии. «В научной среде под социокультурными практиками принято понимать образ действий, общественные нормы, ценности, обычаи, которые присущи определенной социокультурной группе или общности. Такие практики включают в себя широкий арсенал разнообразных средств, начиная от языка, традиций, религиозных обрядов и заканчивая образом жизни и характером поведения индивида» - такое определение дается одним из последних в научных работах по исследованию социокультурных практик. В данной работе в контексте викторианской Англии это термин понимается через привлечение взглядов французского историка Пьера Бурдье: «[они] имеют двойственную структуру: с одной стороны, они детерминируются социальной средой, а с другой - воздействуют на эту среду, изменяя ее структуру». Здесь речь идет об основной проблеме в изучении викторианского культе смерти - является ли он продуктом эпохи или сам является образующим элементом формирования особой викторианской идентичности?
Историография Викторианской эпохи довольно обширна. Темы, связанные ней, являются популярной темой в научно-популярном пространстве. Конечно, такому вниманию предшествовала довольно глубокая и подробная освещенность в научных трудах, преимущественно англоязычных. Помимо этого, стоит учесть, что в данную работу включены не только изучение аспектов специфического викторианского мировоззрения, но и исследования более широких предметных областей - смерти, бедности, медицины и т.п.
Так, тема смерти очень важна для психологов, которые первыми обратили внимание на смерть и траур как на часть жизни человека, непосредственно влияющие на мировоззрение, религиозность и характер. Уже в конце XIX и начале XX веков наблюдался постепенный рост интереса к теме смерти, о чем свидетельствуют работы З. Фрейда, который хоть и не занимался темой напрямую, но уделял время изучению скорби и траура. Первой новаторской работой является монография «О смерти и умирании» Элизабет Кюблер-Росс , написанная в 1969 году. Ее исследование пяти стадий горя (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие) популяризировало дискуссию о смерти и умирании, умирающих и скорбящих, что предвосхитило дальнейшие исследования этого направления. Данная работа оказала глубокое влияние на формирование будущей исследовательской перспективы, путем обращения к дискурсу о смерти и умирающем. Хотя работа Э. Кюблер-Росс и не была строго исторической, она создала тренд, в который вписались дальнейшие исторические исследования социальной истории и истории повседневности.
Исторические исследования на тему смерти появляются во второй половине XX века, что было обусловлено рядом факторов. Медикализация смерти перенесла умирающего от семьи в больничную палату, поэтому смерть стала менее обыденной вещью для человека. Факт развития новых направления исторических исследования, таких как новая социальная история, история повседневности, микроистория, определил вектор изучаемых тем с уклоном на человека и его обыденность. В это время появляется работа «историка выходного дня» Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти» (1977)7, где подробно описана эволюцию отношения к смерти в западном обществе, подчеркнув переход от «приручения смерти» в Средние века к «отрицанию смерти» в современную эпоху. Монография стала прорывным исследованием за счет темы и некоторых спорных суждений, которые позднее будут неоднократно подвергаться критике. Также в контексте истории смерти нельзя не упомянуть работы французского социолога Роберта Герца, чьи антропологические исследования похоронных ритуалов оказали большое влияние на развитие не только социологии, но и культурной антропологии. Р. Герц полагал, что смерть не является индивидуальным актом, но включает в себя других субъектов, кроме того, похороны являются полноценным социальным ритуалом, где умерший не всегда играет важнейшую роль.
В это же время работали и психологи, такие как Роберт Кастенбаум и Джеффри Горера. Они внесли значительный вклад в его обширные исследования в области просвещения по вопросам смерти и реакции общества на смерть и умирание. Об этом пишет Р. Кастенбаум в своей работе 1977 года «Смерть, общество и человеческий опыт» . В работе Дж. Горера «Смерть, ритуал и вера: риторика погребальных обрядов» , посвященной траурным ритуалам, изучались социальные и культурные различия в практиках скорби.
В 1980 году появляется работа под названием «Празднование смерти» Дж. Кёрла , в которой историк рассуждает об универсализации смерти как явления, но выделяет при этом специфические для каждой культуры проявления в отношении общества. О смерти пишет и М.С. Керл в 1989 году, поднимая вопрос о траурном обычае, сроках и ритуалах скорби. Данная работа имеет культурологический характер, что позволяет не только рассмотреть специфику переживаний траура и смерти, но также и увидеть внешнюю формализированную сторону вопроса - обряды, ритуалы регламент и т.д.
Ранние исследования XX века о викторианском трауре часто отражали преобладающие восхищенные настроения, склоняясь к романтизированному изображению траура как глубоко прочувствованного и тщательно исполняемого социального ритуала. Это подход, примером которого являются работы, посвященные визуальной культуре траура. Исследователи подчеркивают эстетические и символические аспекты скорби, делая акцент на сложных традициях скорби, черной одежде и поминальных практиках. Однако в этой перспективе часто отсутствовало критическое отношение к социальному неравенству и жизненному опыту различных социальных групп.
Исследования смерти в викторианской Англии весьма обширны, но более системные и критические работы появляются к середине XX века, после популяризации темы антропологами и историками повседневности. Историки начали бросать вызов романтизированному взгляду, сосредоточившись на материальных реалиях смерти. В своей работе они подчеркивали суровые реалии высокой младенческой смертности, влияние бедности на смертность и переживание тяжелой утраты, а также неравный доступ к ресурсам для надлежащего погребения и траура. Эта точка зрения раскрыла существенные различия в том, как переживали смерть представители разных социальных классов, выйдя за рамки идеализированного представления о траурных обрядах богатой викторианской эпохи.
Одной из важнейших монографий можно считать работу Р. Ричардсона «Смерть, расчленение и обездоленность» , в которой не просто обозначен вопрос смерти и траура, но и раскрыта разница их социальных измерений - мир дворян и мир бедняков. О роли траура в жизни викторианцев пишет также Эстер Шор , прослеживая трансформацию обычаев от Просвещения до Викторианской эры: также стоит обратить внимание на работы социальных историков М. Хотц, Дж. Клосс и М. Рисо , которые рассматривают специфику отношения к смерти через призму законодательства, доли смертности среди детского населения, преступности, бедности и англиканской церкви. Как исследователи социальной истории они подходят к проблеме комплексно, избегая обрывочного повествования только о викторианском трауре. Наоборот, используя огромный потенциал источников личного происхождения, газет, художественной литературы, делопроизводственных документов, авторы раскрывают не просто специфику, но и причины, повлиявшие на формирование своеобразного культа, а также на общий социальноэкономический фон эпохи. Особое внимание следует уделить работам Джудит Фландерс , которая подводит итог рассуждениям о трансформации траурного обряда в Англии на фоне изменений в обществе, более того, она проводит связь между некоторыми современными обрядовыми составляющими с викторианским трауром. Самым знаменитым тезисом ее работ, против которого часто выступают критики, является утверждение о том, что культ смерти заканчивается с наступлением XX века после смерти королевы Виктории.
Дальнейшие исследования привели к появлению междисциплинарных подходов, например, работа уже упоминаемой Джужит Фландерс «Обряды перехода» позволила глубже понять ритуалы и символическое значение, связанные со смертью, в то время как история медицины осветила влияние болезней, медицинской практики и инициатив в области общественного здравоохранения на уровень смертности и отношение к смерти. Гендерная история отразила совершенно разные переживания мужчин и женщин в период траура, бросив вызов предположениям об универсальной реакции викторианцев на утрату.
Более поздние исследования продолжили эту тенденцию к детальному анализу, выйдя за рамки дихотомии сентиментальных и материалистических взглядов. В настоящее время историки исследуют сложности викторианского отношения к смерти, влияние религиозных и светских верований, меняющуюся роль медицинских работников и эволюционирующие отношения между смертью, семьей и государством. Влияние индустриализации, урбанизации и демографических изменений на смертность и тяжелые утраты также стало важной областью исследований, раскрывающей гораздо более сложную картину.
Если рассматривать повседневность Великобритании в викторианскую эпоху, то можно выделить труд Лайзы Пикард «Викторианский Лондон» , в котором автор освещает все аспекты жизни лондонского населения: от еды, денег, моды, запахов, развлечений до описания жизни различных классов общества, образования и Всемирной выставки. Книга Е. Коути «Недобрая старая Англия» дает весьма неприглядную картину викторианского Лондона. Автор рассуждает о жизни простых рабочих и нищих, об их быте, а также об отсутствии каких-либо прав у женщин и детей. Труд Е. Коути и Н. Харса «Суеверия викторианской Англии» представляет собой сборник многочисленных ритуалов, знаков, традиций и обрядов викторианской Англии, начиная от семейной жизни и заканчивая природой и животными. Работа дает представление о повседневности: устройстве быта, профессиях, праздниках и традициях. О жизни англичанок XIX века рассказывает книга Е. Коути. и К. Гринберг «Женщины викторианской Англии: от идеала до порока» . Авторы постарались охватить как можно больше моментов, относящихся к жизни викторианской женщины - семейная жизнь и домашнее хозяйство, здоровье и красота, образование и профессии, мода, хобби и развлечения.
Отдельно стоит отметить работы, посвященные самой королеве Виктории. В английской истории ее имя приобрело характер своеобразного символа, олицетворяющего стабильность Великобритании. Ее личность важна как основополагающий фактор формирования совершенно особенного траурного обряда, даже культа смерти. Жизнь королевы и ее любовь к рано умершему мужу легли в основу многих сюжетов о ее биографии, личной жизни, взаимоотношениях с семьей, что раскрывается в работах К. Хибберта, Е. Коути, Л. Стрэчи .
Также стоит обратиться к отечественной историографии вопроса. История «туманного Альбиона» в целом всегда волновала историков сначала Российской империи, позднее СССР, а затем современной России. В начале XX века появляется рад работ о политической истории Англии, где появляется ряд рассуждений о ее социальном устройстве и дифференциации. Данные работы исследуют зарождение социализма и развитие различных общественных движений, в том числе и в викторианскую эпоху: «Очерки и характеристики из истории европейского общественного движения в XIX веке» Е.В. Тарле (1903 г.) ; «Рабочее движение в Англии тридцатых и сороковых годов: чартизм, его про исхождение, рост и падение» Ф.А. Ротштейна (1906 г.) . Среди работ, опубликованных до Октябрьской революции, особенно важными для исследования викторианской Англии, являются исследования М.М. Ковалевского, В.Ф. Дерюжинского, М.Я. Острогорского, Н.И. Кареева . Спецификой данных исследований является относительная хронологическая близость к Викторианской эпохе, поэтому некоторые аспекты социальной жизни викторианцев не изучены, например, викторианский культ смерти, данные работы - ценный исследовательский материал для изучения контекста эпохи.
История смерти в отечественной исторической науке представлена работами таких исследователей как Ю. Л. Бессмертный, А. Я. Гуревич, В. А. Исупов . Авторы отслеживают, как в различные эпохи менялось восприятие смерти и связанные с ней практики. У данных исследований есть ограничения, они не затрагивают период, который описывается в данной работе, но они дают представление о развитии истории смерти в русскоязычной историографии.
В отечественной историографии интерес к моральным установками в викторианской Англии возникает в конце XX века, но эти исследования пока остаются разрозненными и не дают комплексного представления о Викторианском культе смерти. Такие авторы, как Л.А. Фадеева, Г.Ф. Горбашова, Е.В. Зброжек исследовали социально-культурную систему и образ жизни англичан Викторианской эпохи, но эти исследования остаются не монографическими . Также, например, Л.В. Гришакова и Н.М. Мячина посвятили свои труды становлению новых норм морали и нравов викторианцев в эпоху правления королевы Виктории .
Отдельно выделим работы, в которых авторы обращаются к викторианской религиозности, так как церковь сыграла важную роль в трансформации взглядов на смерть. Работы позднего имперского и советского периодов, например, за авторством А.И. Булгакова, В. Кожевникова, П. Мансурова , Я.Я. Вейша, рассматривали различные аспекты формирования морали в обществе Великобритании через церковь. Например, Я. Я. Вейш в монографии «Религия и церковь в Англии» рассматривает кризисы Англиканской церкви, а также описывает практическую и идеологическую работу церкви на протяжении нескольких веков.
В последние годы наблюдается повышенный интерес к теме викторианской Англии, но работы С. Чернова, Е.Г. Хайченко, К. Кобрина, Т.В. Диттрич носят скорее научно-популярный характер, нежели научный. И все- таки эти работы привлекают внимание читателей темами, связанными с вопросами повседневности, нравов, ритуалов, суеверий, этикета, религии и брака.
Отношения общества со смертью и трауром всегда было предметом дискуссий и споров, но, бесспорно, оно остается важным маркером развития цивилизации. Через отношение к умершим можно проследить зарождение религии и мораль в некоторых обществах, в то же время, оно указывает и на формирующиеся у людей страхи. Изначально смерть порождает страх, из-за чего формируется огромное количество обрядов, ритуалов, а также примет и суеверий. С течением времени язык приобретает защитные функции, в нем поваляются специальные семантические конструкции, которые накладывают табу на тему смерти. Долгое время говорить об умирании не считалось чем-то допустимым, эта тема табуировалась в большинстве обществ. С развитием европейской философии начинается осмысление экзистенциального страха смерти как одной из черт человеческого бытия. Христианство, господствовавшее в европейской культуре к XIX веку, наводило на больше размышления о жизни после смерти, чем о самой смерти, о переживании родных. Эта табуированная, запретная и не совсем приличная тема долгое время не представлялась значимой для общества, возможно поэтому викторианский культ смерти приобрел такое значение для общества Великобритании - развивающаяся технологически и экономически политика правительства, расширявшая свои границы с помощью колоний, порождала в людях большие страхи неизвестности, по сравнению со страхом смерти.
Викторианский культ смерти - феномен викторианской культуры, отличающийся повышенным вниманием к теме смерти, что подразумевает появление особой систему ритуалов, обычаев, суеверий, а также большое влияние на литературу, живопись, архитектуру, фотографию, моду, ювелирное дело и т.п. изменившееся отношение викторианцев к смерти складывалось под влиянием религии, развивающейся медицины, урбанизации и индустриализации. Умирание представлялось обществу не как конечная точка бытия, но как переходный этап. Можно сказать, что взгляд на конечность жизни трансформировался из пессимистического страха к более оптимистичной надежде на скорую встречу с Богом, избавление от страданий или встречу с ушедшими любимыми людьми.
На формирование основных черт Викторианского культа смерти оказывали влияние несколько важных факторов. Во-первых, индустриализация и урбанизация два важнейших фактора, способствовавших увеличению количества горожан. Растущая численность населения приводила к уменьшению пространства для жизни и смерти - перенаселение районов того же Лондона провоцировала перенасыщение кладбищ, а особенно резкий всплеск смертности после эпидемий обнажил недостаток мест для захоронений, что привело к увеличению вандализма в отношении могил. Эта проблема привлекла внимание властей, которые расширили место для захоронений, например построили масштабное Бруквудское кладбище в 1852 году.
Во-вторых, англиканство представлялось той силой, которая формировала нормы викторианский морали, включая представления о «хорошей» и «плохой» смерти. Англиканская церковь и Евангелические движения подчеркивали важно благочестивой жизни, в результате которой человек мог рассчитывать на «хорошую» смерть - смерть в кружении близких, после причастия, с уверенностью, что тело будет предано земле и будут проведены поминальные и траурные церемонии. В противовес надеждам на «хорошую» смерть, страх перед «плохой» смертью, то есть перед смертью от болезни или насильственного действия. Также «плохим» считалось невозможность похоронить человека должным образом, но это не представлялось возможным с растущим и ценами мест на кладбищах, а также других погребальных и поминальных обрядов. Более всего от этого страдали рабочие и бедняки. Церковь подчеркивала значимость «хорошей» смерти, поэтому часто представители низших классов объединялись в клубы, чтобы закрыть материальные вопросы после смерти близких людей. Важной часть расцвета Евангелического движения в XIX веке являлось то, что духовенство Низкой церкви акцентировало внимание на личном религиозном опыте человека и его обращению к Евангелию, что ставило вопрос переживания о своей смерти или о смерти ближнего в контекст рассуждения о приобщении к Богу и избавлении от страданий умирания.
В-третьих, смертоносные волны эпидемий прошли в первой половине XIX века в Англии. Это обострило проблему недостаточной медицинской осведомлённости и гигиенического просвещения населения, а также поставило вопрос об ответственности правительства в принятии мер по урегулированию последствий эпидемий. Эдвин Чедвик, выпустивший в 1842 году «Доклад о санитарном состоянии...», становится важнейшим актором в привлечении государства к проблеме общественного здравоохранения. Его работа служит ценнейшим источников информации и о похоронных обрядах, и о санитарном состоянии беднейших, а значит, самых незащищенных от эпидемий районов. С расширением системы здравоохранения изменяется отношение к восприятию смерти: умирание тела вследствие болезни - это опасность для общества, собственно, необходим установленный срок похорон, независимо от того, кем был человек, его тело предавали земле в течение 48 часов после смерти от быстро распространяющегося заболевания.
Викторианский культ смерти представляется не просто набором ритуалов и обрядов, а скорее упорядоченным сводом правил и практик, благодаря которым можно проследить каким образом объективные факторы среды влияют на субъективное восприятие умирания. Многие социокультурные практики романтизированного культа смерти «имеют двойственную структуру: с одной стороны, они детерминируются социальной средой, а с другой - воздействуют на эту среду, изменяя ее структуру» .
Несколько примеров социокультурных практик викторианской
Англии
Детерминируются средой Воздействуют на среду
Негативное отношение к кремации в викторианской Англии является
следствием христианских доктрин о сохранении тела для божьего суда. Негативное отношение к кремации в обществе привело к перенасыщению кладбищ в чертах крупных городов, что способствовало появлению
новых кладбищ.
Низкий уровень гигиенического и медицинского просвещения является причиной распространения
эпидемий в крупных городах Англии. Эпидемии в крупных городах стали причиной повышения уровня
смертности, что в свою очередь
становится одним из моментов в трансформации взглядов на тело покойного - вместо долгой
процедуры прощания к 1890 году умершего от болезни
предписывалось хоронить в течении 48 часов.
Регламентированный и четко
выстроенный в систему
викторианский траур появляется под воздействием строгой пуританской морали викторианцев,
предписывавшей благочестие,
дисциплину, приличие и
благопристойность. Несоблюдение
выверенных сроков траура или норм в одежде и поведении особенно порицался обществом. Регламентация траура предписывала особые украшения и одежду, что привело к появлению целой
индустрии в викторианской моде. Кроме того, часто состоятельной вдове, державшей траур в течение двух лет, единственным досугом оставалось посещать
специализированные бутики.
Траур для вдовы и для вдовца определялся сроками в два года и три (иногда один) месяца
соответственно. Здесь речь ведется не только о гендерном неравенстве в проявлении горя, но социальных ролях мужа и жены. Так как часто муж являлся кормильцем, он не мог позволить себе удалиться от
общества на столь долгий срок. Траур для вдов стал способом получения материальной
независимости - в случаях, когда по закону жена получала в
распоряжение активы мужа, она могла позволить себе при желании не выходить замуж снова, при этом была свободна от семьи отца. Социальный статус вдовы давал таким женщинам самостоятельность.
Возрождение Евангелического
движения в англиканской церкви поставило вопрос о переживании смерти с более сентиментальных и личных позиций. «Смерть твоя» — это уход из жизни близкого человека, что способствовало более открытому, пусть и в особых выражениях, диалогу о смерти. Постепенно эта тема перестает быть табуированной и внушать страх. Сентиментальность и чувство
привязанности к покойному
порождает новые формы сохранения памяти о нем. Родные и близкие стараются сохранить что-то,
связанное с ушедшим. Так
появляется культура реликвий - многочисленных украшений из волос покойных, миниатюрных портретов, а позднее и фотографий.
Данная таблица иллюстрирует лишь несколько примеров проявления викторианского культа смерти через социокультурные практики. Исходя из этого можно сделать вывод, что уникальное явление культа смерти в викторианский Англии это одновременно и продукт эпохи, и формирующая ее составляющая. Смерть в Викторианской Англии становится общественным ритуалом, где траурные практики демонстрировали социальный статус семьи, материальный достаток, религиозность, а также соблюдение норм морали. Пышные похороны и дорогие надгробия стали способом подчеркнуть благосостояние умершего и его семьи, также как и траурная одежда. Кладбища стали не только местами захоронения, но и одним из показателей социального статуса, так как расслоение сохранялось даже после смерти: богатые могли позволить себе дорогие участки, в то время как бедняки хоронили близких в общих могилах.
Важным элементом викторианского культа смерти стала культура реликвий. Памятные вещи, такие как медальоны, кольца, браслеты, часы с локонами умерших, посмертные фотографии и ювелирные украшения, стали важной частью культуры траура. Реликвии символизировали связь с ушедшими и помогали сохранить память о них, а потому семья или близкие стремились сохранить как можно большее количество памятных вещей, в том случае, позднее, если после смерти человека ничего не оставалось использовали посмертные фотографии, особенно детей, которые не могли оставить чего-то материального и памятного.
Переживание смерти в обществе отражается в контексте художественной культуры. Особенно популярна эта тема была в викторианской литературе. Всем известны имена Чарльза Диккенса, Эмили и Шарлотты Бронте, Элизабет Гаскелл, Томаса Гарди и других. Произведения этих авторов, в отличие от предшествующей эпохи, не стеснялись в демонстрации сцен смерти, более того, считается, что именно викторианский роман «изобрел» сцены у смертного одра. Так назывались сцены прощания с умирающим персонажем, в котором часто можно было услышать голос автора. Например, Ч. Диккенс часто критиковал общество, которое становится причиной столь широкой детской смертности. Также важно отметить, что смерть в литературе «смертью» не называлась, литераторы использовали эвфемизмы, потому как викторианская мораль жестко ограничивала языковые конструкции для описания частей тела, которые напрямую не назывались. И так как смерть в медицинском смысле это прекращение процессов жизнедеятельности тела, то и на нее распространялось табу. Процесс умирания и траура описывался в литературе многогранно, поскольку эта тема была относительно новаторской. Авторы используют ее для обнажения социальных проблем, таких как детская смертность, незаконнорожденные дети, чистота женщины до брака, здравоохранение, а также для иллюстрации норм протестантской морали, в которую входили понятия добродетельной жизни, стремление к безгрешности и искупление. Викторианский роман - одна из составляющих культа смерти, но также и элемент, оказывающий большое влияние на закрепление в массовом сознании образов «хорошей» и «плохой» смерти. Несмотря на эвфемизацию образов смерти, художественная литература в некоторой степени способствовала преодолению страха перед смертью путем ее изображения в жизни героев, можно сказать, что через романы тема смерти становится видимой, а не игнорируемой, частью жизни человека.
Таким образом, викторианский культ смерти, с одной стороны, представляется продуктом своего времени. Викторианская эпоха, в которую общество Великобритании переживало важные культурные, экономические и социальные изменения, имеет разные оценки историков. Некоторые считают, что правление королевы Виктории - золотой век Британской империи, расцвет ее мощи и культуры. Другие видят в этом периоде огромные проблемы социального и имущественного неравенства, которое пропастью отделяло одни классы от других, а также сильнее капиталистическое влияние, способствовавшее укреплению коммерциализации почти всех сфер общества, даже горя и траура. Это подтверждается высказыванием известного писателя Чарльза Диккенса, чьи произведения часто обнажали викторианскую действительность: «Это было лучшее из всех времен, это было худшее из всех времен...» . Конечно, Викторианская эпоха в ее неоднозначности не может быть оценена в рамках одного исследования, посвященного культу смерти, но она оказала непосредственное влияние на формирование совершенно особого образа мысли в отношении умирания. В то же время культ смерти сам становится важным элементом, воздействующим на среду. Укрепившийся после смерти принца Альберта, траурный церемониал, например, завал рамку для проявления человеческого горя, которое рационализировалось - регламентировались сроки, формы скорби, специализированная атрибутика, а также допустимость проявления некоторых эмоций даже посредством языка. Викторианский культ смерти трансформировал язык, внеся в него большое количество эвфемизмов; также изменилось и восприятие смерти в литературе, что выражается в ее видимости и переживаниях; материальная культура одежды, украшений, аксессуаров, надгробий, архитектуры подверглось такому же влиянию, как и литература - являясь одним из элементов траура, все это претерпевало изменения с развитием общества и укреплением культа смерти. Викторианский культ смерти, таким образом, один из важнейших социокультурных феноменов своего времени. Став визитной карточкой эпохи, это явление обнаруживает гораздо более глубокий характер нежели простой этикетный кодекс.
1. Акт о народном представительстве 1867 года / Книга 1: Внутриполитическое развитие. Часть 2: XIX в. // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки. - Благовещенск : Издательство БГУ, 2010. - С.121.
2. Анатомическш актъ, или билль // Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. - СПб. : Тип. И. И. Глазунова и К., 1862. - 576 с.
3. An Act to Regulate the Labour of Children and Young Persons in Mills and Factories // The Acts 3, 4 Will. Relating to Labour in Factories. - London, 1844.- P 35-36.
4. The Burial Act 1854 // The law of burial. - 1902. - P 193-200. - URL: https://archive.org/details/lawburialinclud00offigoog/page/192/mode/2up (дата обращения: 10.03.2025).
5. The Burial Laws Amendment Act 1880 // The law of burial. - 1902. - P
266 - 277. - URL: https://www.legislation.gov.uk/ukpga/Vict/20-
21/81/resources (дата обращения: 10.03.2025).
6. Holdsworth W. A. The Elementary Education Act, 1870, popularly explained, together with the various orders in council issued by the Education Department / W. A. Holdsworth. - London : Routledge, 1870. - 185 p.
7. The Poor Law Amendment Act 1834. - URL:
http://www. workhouses.org.uk/poorlaws/1834intro. shtml (дата обращения: 22.05.2025).
8. Chadwick E. Report on the sanitary condition of the labouring
population of Great Britain: Sanitary condition of the laboring population of Great Britain. - London, 1843. - URL:
https://archive.org/details/reportonsanitary00chadrich (дата обращения:
22.05.2025).
9. The Law and Working of the Constitution // Documents 1660-1914. - V. II. -London, 1961. - P 126-127.
10. Дарвин Ч. Полное собрание сочинений в 4-х т. / Ч. Дарвин ; под ред. проф. М. А. Мензбира. М.-Л. : Госиздат, 1925-1929. - Т 1- 2.
11. Диккенс Ч. Домби и сын / Ч. Диккенс. - М.: Гос. изд-во худож. лит., 1959. - 535 с.
12. Диккенс Ч. Приключения Оливера Твиста / Ч. Диккенс. - М. : ХудЛит, 1958. - 512 с.
13. Диккенс Ч. Повесть о двух городах. М. : АСТ, 2019. - 419 с.
14. Диккенс Ч. Холодный дом / Ч. Диккенс. - М. : Эксмо, 2010.
- 992 с.
15. Бронте Ш. Джейн Эйр / Ш. Бронте. - М. : Эксмо, 2011. - 702 с.
..119