Аннотация на английском языке 3
Введение 4
Глава 1 Арт-терапии в системе методов психологической работы с синдромом эмоционального выгорания 8
1.1 Арт-терапия: история становления и опыт современной психологической
теории и практики 8
1.2 Феномен эмоционального выгорания как предмет психологического
исследования 18
1.3 Организация психологической профилактики синдрома эмоционального
выгорания с привлечением арт-терапевтических техник 36
Глава 2 Пилотажное исследование феномена эмоционального выгорания сотрудников МВД с разным стажем работы 52
2.1 Описание методов исследования эмоционального выгорания 52
2.2 Особенности эмоционального выгорания у сотрудников МВД с разным
стажем работы 58
Глава 3 Разработка и апробация программы арт-терапевтического сопровождения профилактики эмоционального выгорания в условиях консультативной практики с сотрудниками органов МВД 67
3.1 Программа арт-терапевтического сопровождения консультативной
практики, направленной на профилактику эмоционального выгорания 67
3.2 Апробация программы и профессиональная рефлексия ее результатов 73
3.3 Динамика выраженности симптомов эмоционального выгорания у
сотрудников МВД после апробации программы 78
Выводы 83
Заключение 84
Список использованной литературы 85
Приложение 1
Актуальность исследования. В современном обществе возникает необходимость профилактики профессионального выгорания, что обусловлено ритмом жизни современного человека, постоянным стрессом, связанным не только с профессиональной деятельностью индивида, но и другими сферами жизни человека, Высокий темп жизни предъявляет высокие требования к современному работнику. Нужно постоянно совершенствоваться, повышать квалификацию, овладевать новыми знаниями и умениями, и порой это достигает таких масштабов, что человек под гнетом к тому же и других проблем личного характера, не может выдержать такого натиска. Современное развитие общества требует распространения новых возможностей сопровождения психопрофилактики профессионального выгорания, которые бы способствовали личностному и профессиональному росту специалиста, т.к. именно в профессиональной деятельности человек стремится реализовать свои лучшие качества. В связи с такой тенденцией исследователи и практики все чаще начинают прибегать к идеям и методам искусства. В этой связи значительный интерес представляет такая относительно новая для отечественной науки отрасль психологического знания и психологической практики, как арт-терапия.
Первоначально она применялась в практике лечения неврозов, и главной целью занятий было стимулирование и облегчение выражения пациентом той проблематики, которая трудна для вербализации, или выявление содержания тех эмоциональных переживаний, которые не осознаны пациентом. Теперь арт- терапия активно используется в образовательном процессе, в консультировании, при оказании помощи лицам, испытывающим личностные кризисы, а также в программах поддержки и повышения психологического здоровья, основанных на принципах гуманистической психологии. В связи с таким широким спектром распространением арт-терапии, она может использоваться и для психопрофилактики профессионального выгорания у сотрудников МВД, работа которых связана с постоянным стрессом и рядом факторов, которые провоцируют возникновение такого состояния.
Актуальность данной проблематики позволила определить цель исследования: выявить, описать и апробировать возможности арт-терапевтического сопровождения психопрофилактики эмоционального выгорания у сотрудников МВД.
Объектом исследования является арт-терапевтического сопровождение профессиональной деятельности.
Предметом исследования выступили возможности арт-терапевтического сопровождения психопрофилактики эмоционального выгорания у сотрудников МВД.
Теоретический анализ проблемы позволил сформулировать основную гипотезу исследования о том, что включение арт-терапевтических техник в систему психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников МВД способствует снижению проявлений эмоционального выгорания.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы было необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к изучению феномена эмоционального выгорания в отечественной и зарубежной психологии.
2. Обозначить проблемы профилактики возникновения и коррекции состояния.
3. Описать возможности арт-терапии как актуального направления современной практики оказания психологической помощи.
4. Определить место арт-терапии в системе методов психологической профилактики и профессиональной коррекции.
5. Провести пилотажное исследование феномена эмоционального выгорания сотрудников МВД с разным стажем работы.
6. Разработать и апробировать программу арт-терапевтического сопровождения профилактики эмоционального выгорания в условиях консультативной практики с сотрудниками органов МВД.
Теоретическими и методологическими основами исследования явились работы зарубежных авторов (Дж.Фрейденбер, К.Маслач, С.Джексон, Э. Moppoy, Р. Шваб, К. Кондо, Г. Селье, Э. Пайнс, Э. Аронсон, Г. Фишер, Д. Дирендонк, В. Шауфели, Дж. Гринберг, М. Буриш, А. Хилл, М. Наумберг и др.) и отечественных исследователей (В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Т.С. Яценко, Т.В. Форманюк, Г. С. Абрамова, Ю. А. Китаев- Смык, Л.Д. Демина, А.А. Реан, А.А. Баранов, М.Ю.Алексеева, Т.А. Добровольская, А.И. Копытин, Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.).
Исследование проводилось в период с 2013 по 2017 гг. и состояло из следующих этапов: предварительный (2013) - определение объекта и предмета исследования, формулирование первичной гипотезы исследования, постановка целей и задач, выбор методов и методик исследования; первый (2014) - определение и обоснование теоретических предпосылок и методологических оснований для изучения заявленной проблематики; второй (2015) - проведение пилотажного исследования феномена эмоционального выгорания сотрудников МВД с разным стажем работы; описание и интерпретация полученных результатов; третий (2016) - разработка и апробация программы арт-
терапевтического сопровождения профилактики профессионального выгорания в условиях консультативной практики с сотрудниками органов МВД; четвертый (2017) - анализ всех полученных данных, обобщение исследовательских результатов, формулировка выводов, завершение и оформление текста работы.
В качестве респондентов в процессе исследования, на разных его этапах, привлекались сотрудники МВД г. Барнаула. Общий объем выборки испытуемых составил 20 человек.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы; диагностические методики.
В качестве конкретных методик исследования были использованы: методика диагностики эмоционального выгорания В.В. Бойко; Методика определения психического выгорания А. А. Рукавишникова.
Положения, выносимые на защиту:
1. Включение арт-терапевтических техник в систему психологического сопровождения профессиональной деятельности расширяет возможности психопрофилактической работы.
2. Арт-терапевтическая практика является эффективным средством психологической профилактики эмоционального выгорания сотрудников МВД.
Научная новизна исследования заключается в том, что показаны психопрофилактические возможности использования арт-терапевтических техник при работе с синдромом эмоционального выгорания у сотрудников МВД.
Практическая значимость заключается в использовании результатов исследования (в том числе разработанных тренинговой программы) в конкретной практике психологического сопровождения профессиональной деятельности сотрудников МВД. Предложенная программа тренинга может быть использована в качестве основы при разработке вариативных программ, направленных на предотвращение возникновения эмоционального выгорания и помощь специалистам с высоким уровнем выгорания.
Структура диссертации отражает логику исследования и включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы, одно приложение и содержит 3 таблицы и 14 рисунков. Общий объем диссертации составляет 98 страниц.
Феномен эмоционального выгорания исследуется авторами широко и разнонаправленно, что говорит о высокой актуальности и значимости рассмотрения данного вопроса. Авторы, изучающие феномен выгорания (В.В. Бойко, В.Е. Орел, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова, Д.Н. Орлов, А.А. Рукавишников, Т.В. Форманюк, Л.Д. Демина и др.) преимущественно сходятся во мнении, что эмоциональное выгорание является синдромом, развитие которого происходит в соответствии с закономерной динамикой, а также который характеризуется набором внешне наблюдаемых, объективно существующих проявлений, симптомов, основными из которых являются постоянное чувство озабоченности по поводу работы; чувство усталости и пустоты; раздражение, направленное на партнеров по общению; отношение к совершаемой работе как к тяжкой обязанности, а не как к той сфере человеческой жизни, в которой становится доступной возможность самовыражения и самореализации. В структуре эмоционального выгорания на данный момент развития психологической науки принято выделять вслед за К. Маслач и С. Джексон три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личностных достижений. Также многими авторами подробно описаны внешне наблюдаемые факторы эмоционального выгорания.
В результате появления и распространения синдрома эмоционального выгорания появляется необходимость в профилактике и коррекции данного состояния.
Для этого применяется арт-терапия, которая служит инструментом прогрессивной психологической помощи, оказывающая помощь в поддержании здоровой и творческой личности, и выполняющая адаптационную, коррекционную, мобилизующую, регулятивную, реабилитационную и профилактическую функции.
1. Абрамова Г. С. Психология в медицине : учеб. пособие / Г. С. Абрамова, Ю. А. Юдчиц. - М. : ЛПА «Кафедра - М», 1988. - 512 с.
2. Adamsom E. Art is healing / A. Adamson. - London: Jessie, 1993. - 71 p.
3. Алексеева М.Ю. Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя : учебно-методическое пособие для учителя иностранного языка / М. Ю. Алексеева. - М. : АПК и ПРО, 2003. - 88 с.
4. Аметова Л.А. Формирование арт-терапевтической культуры младших школьников. Сам себе арт-терапевт / Л. А. Аметова. - М. : Московский государственный открытый педагогический университет, 2003. - 36 с.
5. Бабаян Э.Я. Изобразительный язык больных шизофренией: в 3 т. / Э. Я. Бабаян, Г. В. Морозова, В. М. Морковкин [и др.]. - Базель : Sandoz. 1982-1984.
6. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / М. Бетенски. - М. : Эксмо-Пресс, 2002. - 256 е.
7. Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении / В. В. Бойко. - СПб. : Питер, 1999. - 105 с.
8. Бойко В. В. «Психоэнергетика» краткий справочник / В. В. Бойко. - СПб. : Питер. 2008. - 250 с.
9. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В. Бойко. - М. : Информационное издательство дом Филин, 1996. - 256 с.
10. British Association of Art-therapists [Электронный ресурс] URL: http://www.baat.org/ (дата обращения: 05.07.2016)
11. Бурменская Г. В., Захарова Е. И., Карабанова О.А. и др. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г. В. Бурменская, Е. И. Захарова, О. А. Карабанова и др. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
12. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением / М. Е. Бурно. - М. : Медицина, 1989. - 304 с.
13. Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burn-out. In Professional Burn-out: Recent Developments in Theory and Research / ed. W. B. Schaufeli, C. Maslach and T. Marek. - Washington, DC: Taylor and Francis, 1993. P. 75-93.
14. Buunk В. P., Schaufeli W. В. Burnout a perspective from Social Comparison theory/ ed. W. B. Schaufeli, C. Maslach. - Philadelphia, PA: Taylor and Francis, 1993. P. 53-69.
15. Бухтояров О.В Эмоциональное выгорание у сотрудников уголовно-исполнительной системы России / О. В. Бухтояров, Д. М. Самарин, Ю. О. Чванова // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 92-101.
16. Василюк Ф.М. Психология переживаний / Ф. М. Василюк. - М. : МГУ, 1984. - 200 с.
17. Ваулина Т. А. Арт-терапия: опыт современной зарубежной
психологической теории и практики : учеб. пособие / Т. А. Ваулина. - Томск : Изд-во Том.ун-та, 2010. - 90 с.
18. Вид В. Д. Синдром перегорания в психиатрии и его зависимость от терапевтической идеологии / В. Д. Вид, В. И. Лозинская // Российский психиатрический журнал. - 1998. - № 1. - С. 19-21.
19. Водопьянова Н. Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы
«человек—человек» / Н. Е. Водопьянова // Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности под ред. Г. С.
Никифорова и др. СПб. : Питер-Пресс, 2001. - 328.
20. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова - 2-е изд. СПб. : Питер, 2008. - 336 с.
21. Водопьянова Н. Е. Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова; под ред. Г.С.Никифорова. СПб. : Питер, 2000. - 315 с.
22. Волкова Т. И. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике) / Т. И. Волкова, М. В. Бородкина : сб. науч. ст.; под ред. В. В. Лукьянова, С. А. Подсадного. - Курск: КГ, 2007. - 168 с.
23. Габрелян Э. Ю. Представление о синдроме эмоционального выгорания в педагогической деятельности / Э. Ю. Габрелян // Профессиональные представления. - 2014. - №1(6). - С. 238-242.
24. Ганичева И. В. Телесно-ориентированные подходы в
психокоррекционной и развивающей работе с детьми (5-7 лет) / И. В. Ганичева. - М. : Книголюб, 2004. - 144 с.
25. Golembiewski R. Т., Munzenrieder R. F. Phases of Burnout: Developments in Concepts and Applications / R. T. Golembiewski, R. F. Munzenrieder. - New York: Praeger, 1988. P. 113-151.
26. Гринберг Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. 7-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 496 с.
27. Гришина, А. В. Развитие творческой индивидуальности подростков средствами арт-терапии в учреждениях дополнительного образования : дис. ... канд. пед. наук / А. В. Гришина. - Волгоград, 2004. - 186 c.
28. Демина Л. Д. Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности / Л. Д. Демина, И. А. Ральникова. - Барнаул: АГУ,
2000. - 385 с.
29. Dierendonck D. V. Burnout among general practitioners: a perspective from equity theory / D. V. Dierendonck, W. B. Schaufeli, H. J. Sixma // Journal of Social and Clinical Psychology. - 1994. - Vol. 13(1). - P. 86-100.
30. Жолудева С. В. Взаимосвязь профессиональных представлений и особенностей эмоционального выгорания у медицинских работников разных категорий / С. В. Жолудева, И. И. Алексеенко // Профессиональные представления. - 2013. - №1(5) - С. 89-97.
31. Iwanicki E.F., Schwab R.L. Across-validation of the Maslach Burnout Inventory // Educational and Psychological Measurement. - 1981. - Vol. 41. - P. 1167-1174.
32. Касицына М. А. Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР / М. А. Касицына, И. Г. Бородина. - М. : Издательство ГНОМ и Д, 2005. - 216 с.
33. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе / М. В. Киселева. - СПб. : Речь, 2007. - 336 с.
34. Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми / М. В. Киселева. - СПб. : Речь, 2006. - 160 с.
35. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса / Л. А Китаев-Смык. - М. : Наука, 1983. - 368 с.
36. Кодлубовская Т. Б. Особенности проявления признаков эмоционального выгорания у врачей / Т. Б. Кодлубовская // Вопросы психологии. - 2014. - №2. - С. 75-80.
37. Кожохина С. К. Растем и развиваемся с помощью искусства / С. К. Кожжохина. - СПб. : Речь, 2006. - 216 с.
38. Козина Н.В. Исследование эмпатии и её влияние на формирование «синдрома эмоционального выгорания» у медицинских работников : дис. ... канд. психол. наук / Н. В. Козина. - СПб, 1998. - 159 с.
39. Комолкина О. И. Особенности эмоционального выгорания личности медицинских сестер разного профиля / О. И. Комолкина // Известия иркутского государственного университета. Серия: Психология. - 2016. - № 16. - С. 14-22.
40. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине / Р. Конечный, М. Боухал. - Прага : Авиценум, 2006. - 458 с.
41. Копытин А. И. Арт-терапия в эпоху постмодерна / А. И. Копытин. - СПб. : Семантика-С. Речь, 2002. - 320с.
42. Копытин А. И. Арт-терапия — новые горизонты / А. И. Копытин. - М. : Когито-Центр, 2006. - 336 с.
43. Копытин А. И. Арт-терапия. Хрестоматия / сост. и общая редакция А. И. Копытин. - СПб: Питер, 2001. - 320 с.
44. Копытин А. И. Практическая арт-терапия: Лечение, реабилитация, тренинг / А. И. Копытин. - М. : «Когито-Центр», 2008. - 288 с.
45. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии / А. И. Копытин. - СПб. : Питер, 2002. - 368 с.
46. Копытин А. И. Исходные арт-терапевтические понятия. Практикум по арт-терапии; под ред. А.И. Копытина. / А. И. Копытин. - СПб. : Питер,
2000. - С. 20-65.
47. Копытин А. И. Системная арт-терапия / А. И. Корпытин. - СПб. : Питер,
2001. - 224 с.
48. Копытин А. И. Арт-терапия детей и подростков / А. И. Копытин, Е. Е. Свистовская. - М. : Когито-Центр, 2007. - 197 с.
49. Кораблина Е.П. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи / Е. П. Кораблина, И. А. Акиндинова, А. А. Баканова, А. М. Родина. - СПб. : Союз, 2001. - 320 с.
50. Kondo, Dorinne K. Crafting selves: power, gender, and discourses of identity in a Japanese workplace / Dorinne K. Kondo. Chicago : University of Chicago Press, 1990. - 346 p.
51. Kramer E., Schehr J. An Art Therapy Evaluation Session for Children / E. Kramer, J. Schehr // The American Journal of Art Therapy. - Vol. 23. - P. 3¬10.
52. Кряжева Е. В. Деформация професиональных представлений в виде профессионального выгорания / Е. В. Кряжева, М. Ю. Виноградская // Профессиональные представления. - 2014. - №1(6). - С. 156-166.
53. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2003. - 256 с.
54. Лешукова Е.Г. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики / Е. Г. Лешукова // Вестник РАТЭПП. - 1995. - №1. - С. 36-47.
55. Lobban J. The invisible wound: Veterans' art therapy / J. Lobban // International Journal of Art Therapy. - 2014. - 19 (1). - P. 3-18.
56. Lobban J. Factors that influence engagement in an inpatient art therapy group for veterans with Post Traumatic Stress Disorder / J. Lobban // International Journal of Art Therapy. - 2016. - 21 (1). - P. 15-22.
57. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г. Л. Лэндрет. -
M. : Международная педагогическая академия, 1994. - 368 с.
58. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб. : Речь, 2003. - 400 с.
59. Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются
[Электронный ресурс] / К. Маслач - URL:
www.hrland.com/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayutsy a.ht/ (дата обращения: 12.12. 2015)
60. Maslach, C. Burnout, the cost of caring / C. Maslach. - Englewood Cliffs,
N. J. : Prentice-Hall, 1982. - 192 p.
61. Медведева Е. А. Артпедагогика и арт-терапия в специальном образовании / Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н. Комиссарова, Т. А. Добровольская. - М. : Академия, 2001. - 248 с.
62. Mims A., Frith G. H. Burnout among special education paraprofessionals / A. Mims, G. Frith // Teaching Exceptional Children. - 1985. - Vol. 1 (3). - P. 225-227.
63. Нефедова Д. И. Психологическое сопровождение становления профессиональной идентичности сотрудников полиции на начальном этапе службы / Д. И. Нефедова, О. М. Краснорядцева // Сибирский психологический журнал. - 2017. - №63. - С. 6-18.
64. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В. Е. Орел // Психологический журнал. - 2001. - Т.22. - № 1. - С. 90 - 101.
65. Осипова А. А. Общая психокоррекция / А. А. Осипова. - М. : Сфера, 2000. - 512 с.
66. Parker-Bell B. Art therapy with children and adolescents: Inspiring creativity and growth / B. Parker-Bell in C. Norton, Re-inventing the wheel: Innovations in child and adolescent mental health. - New York. NY : Routledge, 2011. - P. 18-35.
67. Parker-Bell B. Hiring and retaining quality professional caregivers in the long-term care environment: A case study of Geisinger Mountain View Care Center, Scranton, Pennsylvania / B. Parker-Bell [Электронный ресурс] // The International Online Journal of Case Analysis. - 2013. URL: ojica.fiu.edu(дата обращения: 28.01.2016).
68. Perlman B.Burnout: summary and future research / B. Perlman, E. Hartman // Human relations. - 1982. - Vol. 35(4). - P. 283-305.
69. Pines A. Burnout: From tedium to personal growth / A. Pines, E. Aron. - New York: Free Press, 1981. - 238 p.
70. Полякова Т. А. Проявление синдрома эмоционального выгорания в деятельности тренера / Т. А. Полякова, Р. Н. Юдина // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Психологические и педагогические науки. - 2014. - №1. - С. 220-226.
71. Пряжников Н. С. Эмоциональное выгорание и личностные деформации в психолого-педагогической деятельности / Н. С. Пряжников, Е. Г. Ожогова // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2014. - №4. - С. 33-44.
72. Радина Н.К. Истории и сказки в психологической практике / Н. К. Радина. - СПб. : Речь, 2006. - 208 с.
73. Реан А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей / А. А. Реан, А. А. Баранов // Вопросы психологии. - 1997. - № 1. - С.45-55.
74. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях / Т. И. Ронгинская // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - №3. - С. 85 - 95.
75. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования / М. М. Семаго, Н. Я. Семаго. - М.: Аркти, 2005. - 336 с.
76. Smith A. A literature review of the therapeutic mechanisms of art therapy for veterans with post-traumatic stress disorder / A. A. Smith // International Journal of Art Therapy. - 2016. - 21 (2). - P.66-74.
77. Суховершин А. В. Избыточная профессиональная идентификация как один из факторов эмоционального выгорания (к постановке проблемы) / А. В. Суховершин // Сибирский психологический журнал. - 2012. - № 43. - C. 6-9.
78. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога, логопеда / А. Ю. Татаринцева. - СПб. : Речь, 2006. - 102 с.
79. Терапия - история - [Электронный ресурс] - URL: http://36n6.ru/terapiya/terapiya-istoriya(дата обращения: 15.01.2016)
80. Фетискин Н. П. Диагностика эмоционального выгорания личности (В. В. Бойко) / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 394-399.
81. Фетискин Н. П. Определение психического выгорания (А.А.Рукавишников)/ Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Института Психотерапии, 2002. - C. 357-360.
82. Fischer H. A psychoanalytic view on burnout / H. A. Fischer // Stress and burnout in the human service professions; eds. B. A. Farber. - New York: Pergamon, 1983. P. 1-20.
83. Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т. В. Форманюк // Вопросы психологии. - 1994. - № 6. - С. 12-16.
84. Freudenberger H. J. Staff burn-out / H. J. Freudenberger // Journal of Social Issues. - 1974. - 30 (1). - P. 159-165.
85. Хайкин Р. Б. Художественное творчество глазами врача / Р. Б. Хайкин. - М. : Наука, 1992. - 232 c.
86. Хачанян З. Т. Арт-терапия как метод психологического воздействия: история возникновения и перспективы развития [Электронный ресурс] / З. Т. Хачанян // Прикладная психология и психоанализ: электрон. науч. журн. - 2013. - №3. URL: http://ppip.idnk.ru(дата обращения: 01.02.2017)
87. Hill A. Art versus illness [Электронный ресурс] / A. Hill. - London: Allen and Unwin, 1945. URL: http://www.mental.ru(дата обращения: 05.08.2016)
88. Huet V. Literature review of art therapy-based interventions for work-related stress / V. Huet // International Journal of Art Therapy. - 2015. - 20 (2). - P. 66-76.
89. Чистякова М. И. Психогимнастика. / М. И. Чистякова; под ред. М.И. Буянова. 2-е изд. М.: Просвещение Владос, 1995. - 160 c.
90. Ше А. Эстетический анализ арт-терапии [Электронный ресурс] / А. Ше.
- URL: http://selfstudio.ru/?p=1140(дата обращения: 05.06.2016)
91. Яценко, Т. С. Психологические основы активной подготовки будущего педагога к общению с учащимися : автореф. дис. ... докт. пед.наук / Т. С. Яценко. - Киев, 1989. - 22 с.