Особенности подготовки научно-популярного подкаста по издательскому делу
|
Введение 6
1. Подкаст как разновидность медиаконтента 13
1.1. Особенности подкаста как вида аудиоконтента 13
1.2. Этапы создания подкаста 31
2. Модель научно-популярного подкаста 47
2.1. Моделирующие принципы научно-популярного подкаста 47
2.2. Модель научно-популярного подкаста по издательскому делу 70
3. Разработка подкаста по издательскому делу 89
3.1. Разработка концепции подкаста по издательскому делу «Учусь на
издательском» 89
3.2. Создание контента подкаста по издательскому делу «Учусь на
издательском» 104
3.3. Продвижение и запуск подкаста по издательскому делу «Учусь на
издательском» 117
Заключение 122
Список использованных источников и литературы 125
Приложения 137
1. Подкаст как разновидность медиаконтента 13
1.1. Особенности подкаста как вида аудиоконтента 13
1.2. Этапы создания подкаста 31
2. Модель научно-популярного подкаста 47
2.1. Моделирующие принципы научно-популярного подкаста 47
2.2. Модель научно-популярного подкаста по издательскому делу 70
3. Разработка подкаста по издательскому делу 89
3.1. Разработка концепции подкаста по издательскому делу «Учусь на
издательском» 89
3.2. Создание контента подкаста по издательскому делу «Учусь на
издательском» 104
3.3. Продвижение и запуск подкаста по издательскому делу «Учусь на
издательском» 117
Заключение 122
Список использованных источников и литературы 125
Приложения 137
За последнее десятилетие среди россиян значительно повысился интерес к науке. В 2023 году количество заинтересованных достигло 70%, что стало лучшим результатом за все время измерений. Все более вовлекается в науку молодежь. На это нацелена государственная и общественная политика, в которой активное участие принимают ученые. Они стремятся привлечь к науке широкие массы через различные, формы, способы и средства популяризации научных знаний.
Одно из таких средств - подкастинг, зародившийся в США в начале 2000-х годов как технология для прослушивания аудиоблогов и развившийся в самостоятельную крупную индустрию, с каждым годом набирающую обороты. От привычного радиовещания новый вид аудиоконтента отличается гибкостью прослушивания, отсутствием формального и редакционного контроля и сокращенной дистанцией с аудиторией.
В трудах ученых описана история возникновения и развития подкастинга, обозначены его основные цели и этапы подготовки, отражены особенности восприятия подкаста слушателями, рассмотрены некоторые характерные для него речевые приемы. Однако вопрос об особенностях подкаста, направленного на популяризацию научного знания, остается открытым.
Актуальность работы определяется высокой степенью востребованности и популярности подкастов. Возрастают и требования к контенту: от развлекательного и информационного к интеллектуальному, фактически достоверному, что обеспечивает научно-популярный подкаст. Также актуальность продиктована востребованностью специалистов, умеющих профессионально работать с контентом, владеющих электронными технологиями, обладающих широким спектром гибких навыков, что обеспечивает область издательского дела.
Проблемой настоящего исследования является отсутствие модели научно-популярного подкаста, а также размывание тематических границ. Так подкасты по издательскому делу сливаются с подкастами по журналистике, литературному творчеству, медиаиндустрии. Вследствие этого слушателю подкаста все труднее определиться в выборе и из массы похожих подкастов найти подкаст в соответствии со своими предпочтениями по целевому назначению и тематике.
Объектом исследования выступают научно-популярные подкасты; предметом - особенности их подготовки в аспекте медиаформата, типологии, тематики.
Таким образом, цель работы - выявить особенности подготовки научно-популярного подкаста по издательскому делу с учетом формата медиаконтента, типологической модели и тематической области.
Задачи:
1. Выделить общие особенности подкаста как вида медиаконтента.
2. Описать модель научно-популярного подкаста на основе типологических признаков.
3. Методом сравнительного анализа научно-популярных подкастов по издательскому делу и русскому языку выявить своеобразие первых, обоснованное тематикой.
4. На основе описанной модели научно-популярного подкаста и особенностей тематической области создать концепцию подкаста по издательскому делу для абитуриентов.
5. Подготовить три выпуска профориентационного подкаста по издательскому делу.
6. Протестировать готовые выпуски подкаста на его целевой аудитории с точки зрения популяризации специальности издательское дело.
Материалом исследования послужил отчет по итогам ТЛЬКовой конференции подкаст-индустрии 2023 г., результаты анализа подкастов по издательскому делу «Паб книжных баб», «На допе поправим» и о русском языке «Розенталь и Гильденстерн», «Заметки на полях», результаты социологического опроса старшеклассников и студентов, а также результаты интервьюирования создателей подкастов «Качай нейрон» и «ФОН: филологи о насущном».
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые определяются характеристики и особенности научно -популярного подкаста, обоснованные его медиаформатом, типологическими признаками и тематикой; описывается модель научно-популярного подкаста по издательскому делу (на примере подкастов «Паб книжных баб» и «На допе поправим» и в сравнении с подкастами о русском языке «Заметки на полях», «Розенталь и Гильденстерн»,); анализируются приемы популяризации знаний в подкастах; впервые проектируется профориентационный подкаст по издательскому делу.
Методологической базой в области постановки и рассмотрения научной проблемы, сбора информации о подкасте как виде медиаконтента, истории его становления и развития послужили методы изучения и анализа литературы, научного описания; в области анализа приемов популяризации, характерных для подкастов, а также контента подкастов о русском языке и издательском деле - методы сравнения, анализа данных; в области разработки модели научно-популярного подкаста - метод моделирования; в области проектирования подкаста - проектный и маркетинговый.
История вопроса. Тема контента научно-популярного подкаста и подкаста в целом представлена незначительным количеством публикаций в общей массе работ о подкастинге. Однако количество таких публикаций растет, что связано с возрастающей актуальностью темы.
Диссертации и монографии на тему подкастинга представлены небольшим количеством преимущественно англоязычных работ, в которых рассматриваются не научно-популярные подкасты, а подкасты в целом.
Так, в монографии Ш. МагХью The Power of Podcasting: Telling Stories Through Sound представлена история подкастинга, а также описан процесс создания подкаста. В докторской диссертации Э. Шенбергер Storying History: A Narrative Study on the Use of Podcasts and Podcasting in Secondary Social Studies Classrooms1и диссертации А. Г. Соломатиной «Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов: английский язык, базовый уровень» подкаст рассматривается как один из инструментов учебной деятельности.
Большее значительная часть материала изложена в виде выпускных квалификационных работ преимущественно из области медиажурналистики. Это работы Е. А. Войтко «Продвижение подкастов в социальных сетях (на примере студии „Терменвок“)», К. Ю. Прошкина «Характеристика российской аудитории подкастов» 5, в которых подкасты рассматриваются преимущественно с маркетинговой стороны.
Поскольку тема подкастинга нова, интерес к ней не прекращается, в следствие чего в отечественной науке появляется большое количество статей.
В некоторых из них подкаст рассматривается с точки зрения устройства и специфика коммуникативного акта. Например, Е. В. Кушнаревич в статье «Особенности речевой коммуникации в аудиоформатах новых медиа» анализирует подкасты научно-популярного, аналитического и развлекательного типа, заключает, что речевая коммуникация в них демократична, интерактивна, ориентируется на стратегии и тактики привлечения и удержания внимания слушателя, отличается индивидуальным авторским стилем и языковой и оценочной свободой. Подобным вопросом в статье «Подкасты как новая дискурсивная практика русскоязычных масс - медиа» занимается Г. В. Ануфриева, рассматривая специфику дискурсообразующих параметров подкастов.
Подкасты характеризуются и с лингвистической стороны. Исследовательницы Т. В. Романова и Д. А. Маликова в работе «Научно-популярный подкаст как отражение современных речевых поведенческих моделей» выявляют коммуникативные стратегии и тактики презентации научных знаний с указанием функций и приемов их реализации на примере научно-популярных подкастов .
Также подкаст рассматривается как средство популяризации. А. Н. Могильниковой «Подкаст как средство реализации научно-популярного подстиля» рассматривается научная популяризация как современная тенденция, идентифицируется статус научно-популярного текста, перечисляются самые известные в России научно-популярные подкасты, выявлены некоторые их содержательные особенности, проведен анализ научно-популярного подкаста «Розенталь и Гильденстерн».
Среди ученых, занимавшихся смежными вопросам, можно выделить Е. М. Пак, представившую статью «Блоги в системе творческой деятельности журналиста», где отражены особенности авторского «Я» в медиаконтенте.
Исследованию подкаста как нового формата публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды посвящена работа Е. А. Воиновой и Е. В. Сивяковой .
Затрагивается и тема применения подкаста в учебной деятельности. Так, Н. Г. Протазанова, автор статьи «Критерии оценки учебных подкастов», изучает подкасты в системе учебного процесса, выявляя их специфические характеристики.
Однако несмотря на интерес к научно-популярному подкасту, в научных работах не изучены и не отражены его модели.
Теоретической базой стали работы отечественных ученых: С. С. Распоповой и Т. А. Саблиной, А. Ю. Багиян, Н. М. Кожиной, Е. В. Кушнаревич, С. Г. Антоновой.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении контента научно-популярных подкастов, что способствует расширению научных знаний о специфики подготовки контент-наполнения подкастов.
Практическая значимость связана с тем, что результаты данного исследования будут полезны для создателей подкастов, а также для дальнейшего изучения специфики подготовки их контента. Кроме того, работа была представлена и апробирована на XI (XXV) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, НИ ТГУ, 2024) и на пленарной сессии ежегодной XII (XXVI) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, НИ ТГУ, 2025). По итогам конференции изданы две научные статьи (РИНЦ).
Данная работа состоит из трех глав.
Цель первой главы - привести общие характеристики подкастинга: описать историю его возникновения и развития, жанрово-видовые системы подкастов, принципы их производства, лидеров индустрии и основные проблемы, существующие в отечественной индустрии, а также понять, чем подкаст отличается от других видов аудиоконтента и чем обоснованы его особенности.
Во второй главе выявляются типологические особенности формата, которые отличают научно-популярный подкаст от научно-популярного текста создается модель научно-популярного подкаста как оригинального явления.
Третья глава посвящена созданию научно-популярного подкаста по издательскому делу. В ней рассматривается целевая аудитория такого подкаста, разрабатывается его концепция, сценарии, описываются основные этапы проектирования и продвижения.
Помимо данных частей работа содержит введение и заключение, а также 32 приложения, в которых приведены результаты социологического опроса, примеры выпусков спроектированного подкаста, данные статистики по результатам его прослушиваний. Список литературы насчитывает 115 источников.
Одно из таких средств - подкастинг, зародившийся в США в начале 2000-х годов как технология для прослушивания аудиоблогов и развившийся в самостоятельную крупную индустрию, с каждым годом набирающую обороты. От привычного радиовещания новый вид аудиоконтента отличается гибкостью прослушивания, отсутствием формального и редакционного контроля и сокращенной дистанцией с аудиторией.
В трудах ученых описана история возникновения и развития подкастинга, обозначены его основные цели и этапы подготовки, отражены особенности восприятия подкаста слушателями, рассмотрены некоторые характерные для него речевые приемы. Однако вопрос об особенностях подкаста, направленного на популяризацию научного знания, остается открытым.
Актуальность работы определяется высокой степенью востребованности и популярности подкастов. Возрастают и требования к контенту: от развлекательного и информационного к интеллектуальному, фактически достоверному, что обеспечивает научно-популярный подкаст. Также актуальность продиктована востребованностью специалистов, умеющих профессионально работать с контентом, владеющих электронными технологиями, обладающих широким спектром гибких навыков, что обеспечивает область издательского дела.
Проблемой настоящего исследования является отсутствие модели научно-популярного подкаста, а также размывание тематических границ. Так подкасты по издательскому делу сливаются с подкастами по журналистике, литературному творчеству, медиаиндустрии. Вследствие этого слушателю подкаста все труднее определиться в выборе и из массы похожих подкастов найти подкаст в соответствии со своими предпочтениями по целевому назначению и тематике.
Объектом исследования выступают научно-популярные подкасты; предметом - особенности их подготовки в аспекте медиаформата, типологии, тематики.
Таким образом, цель работы - выявить особенности подготовки научно-популярного подкаста по издательскому делу с учетом формата медиаконтента, типологической модели и тематической области.
Задачи:
1. Выделить общие особенности подкаста как вида медиаконтента.
2. Описать модель научно-популярного подкаста на основе типологических признаков.
3. Методом сравнительного анализа научно-популярных подкастов по издательскому делу и русскому языку выявить своеобразие первых, обоснованное тематикой.
4. На основе описанной модели научно-популярного подкаста и особенностей тематической области создать концепцию подкаста по издательскому делу для абитуриентов.
5. Подготовить три выпуска профориентационного подкаста по издательскому делу.
6. Протестировать готовые выпуски подкаста на его целевой аудитории с точки зрения популяризации специальности издательское дело.
Материалом исследования послужил отчет по итогам ТЛЬКовой конференции подкаст-индустрии 2023 г., результаты анализа подкастов по издательскому делу «Паб книжных баб», «На допе поправим» и о русском языке «Розенталь и Гильденстерн», «Заметки на полях», результаты социологического опроса старшеклассников и студентов, а также результаты интервьюирования создателей подкастов «Качай нейрон» и «ФОН: филологи о насущном».
Научная новизна заключается в том, что в работе впервые определяются характеристики и особенности научно -популярного подкаста, обоснованные его медиаформатом, типологическими признаками и тематикой; описывается модель научно-популярного подкаста по издательскому делу (на примере подкастов «Паб книжных баб» и «На допе поправим» и в сравнении с подкастами о русском языке «Заметки на полях», «Розенталь и Гильденстерн»,); анализируются приемы популяризации знаний в подкастах; впервые проектируется профориентационный подкаст по издательскому делу.
Методологической базой в области постановки и рассмотрения научной проблемы, сбора информации о подкасте как виде медиаконтента, истории его становления и развития послужили методы изучения и анализа литературы, научного описания; в области анализа приемов популяризации, характерных для подкастов, а также контента подкастов о русском языке и издательском деле - методы сравнения, анализа данных; в области разработки модели научно-популярного подкаста - метод моделирования; в области проектирования подкаста - проектный и маркетинговый.
История вопроса. Тема контента научно-популярного подкаста и подкаста в целом представлена незначительным количеством публикаций в общей массе работ о подкастинге. Однако количество таких публикаций растет, что связано с возрастающей актуальностью темы.
Диссертации и монографии на тему подкастинга представлены небольшим количеством преимущественно англоязычных работ, в которых рассматриваются не научно-популярные подкасты, а подкасты в целом.
Так, в монографии Ш. МагХью The Power of Podcasting: Telling Stories Through Sound представлена история подкастинга, а также описан процесс создания подкаста. В докторской диссертации Э. Шенбергер Storying History: A Narrative Study on the Use of Podcasts and Podcasting in Secondary Social Studies Classrooms1и диссертации А. Г. Соломатиной «Методика развития умений говорения и аудирования учащихся посредством учебных подкастов: английский язык, базовый уровень» подкаст рассматривается как один из инструментов учебной деятельности.
Большее значительная часть материала изложена в виде выпускных квалификационных работ преимущественно из области медиажурналистики. Это работы Е. А. Войтко «Продвижение подкастов в социальных сетях (на примере студии „Терменвок“)», К. Ю. Прошкина «Характеристика российской аудитории подкастов» 5, в которых подкасты рассматриваются преимущественно с маркетинговой стороны.
Поскольку тема подкастинга нова, интерес к ней не прекращается, в следствие чего в отечественной науке появляется большое количество статей.
В некоторых из них подкаст рассматривается с точки зрения устройства и специфика коммуникативного акта. Например, Е. В. Кушнаревич в статье «Особенности речевой коммуникации в аудиоформатах новых медиа» анализирует подкасты научно-популярного, аналитического и развлекательного типа, заключает, что речевая коммуникация в них демократична, интерактивна, ориентируется на стратегии и тактики привлечения и удержания внимания слушателя, отличается индивидуальным авторским стилем и языковой и оценочной свободой. Подобным вопросом в статье «Подкасты как новая дискурсивная практика русскоязычных масс - медиа» занимается Г. В. Ануфриева, рассматривая специфику дискурсообразующих параметров подкастов.
Подкасты характеризуются и с лингвистической стороны. Исследовательницы Т. В. Романова и Д. А. Маликова в работе «Научно-популярный подкаст как отражение современных речевых поведенческих моделей» выявляют коммуникативные стратегии и тактики презентации научных знаний с указанием функций и приемов их реализации на примере научно-популярных подкастов .
Также подкаст рассматривается как средство популяризации. А. Н. Могильниковой «Подкаст как средство реализации научно-популярного подстиля» рассматривается научная популяризация как современная тенденция, идентифицируется статус научно-популярного текста, перечисляются самые известные в России научно-популярные подкасты, выявлены некоторые их содержательные особенности, проведен анализ научно-популярного подкаста «Розенталь и Гильденстерн».
Среди ученых, занимавшихся смежными вопросам, можно выделить Е. М. Пак, представившую статью «Блоги в системе творческой деятельности журналиста», где отражены особенности авторского «Я» в медиаконтенте.
Исследованию подкаста как нового формата публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды посвящена работа Е. А. Воиновой и Е. В. Сивяковой .
Затрагивается и тема применения подкаста в учебной деятельности. Так, Н. Г. Протазанова, автор статьи «Критерии оценки учебных подкастов», изучает подкасты в системе учебного процесса, выявляя их специфические характеристики.
Однако несмотря на интерес к научно-популярному подкасту, в научных работах не изучены и не отражены его модели.
Теоретической базой стали работы отечественных ученых: С. С. Распоповой и Т. А. Саблиной, А. Ю. Багиян, Н. М. Кожиной, Е. В. Кушнаревич, С. Г. Антоновой.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении контента научно-популярных подкастов, что способствует расширению научных знаний о специфики подготовки контент-наполнения подкастов.
Практическая значимость связана с тем, что результаты данного исследования будут полезны для создателей подкастов, а также для дальнейшего изучения специфики подготовки их контента. Кроме того, работа была представлена и апробирована на XI (XXV) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, НИ ТГУ, 2024) и на пленарной сессии ежегодной XII (XXVI) Международной научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы лингвистики и литературоведения» (Томск, НИ ТГУ, 2025). По итогам конференции изданы две научные статьи (РИНЦ).
Данная работа состоит из трех глав.
Цель первой главы - привести общие характеристики подкастинга: описать историю его возникновения и развития, жанрово-видовые системы подкастов, принципы их производства, лидеров индустрии и основные проблемы, существующие в отечественной индустрии, а также понять, чем подкаст отличается от других видов аудиоконтента и чем обоснованы его особенности.
Во второй главе выявляются типологические особенности формата, которые отличают научно-популярный подкаст от научно-популярного текста создается модель научно-популярного подкаста как оригинального явления.
Третья глава посвящена созданию научно-популярного подкаста по издательскому делу. В ней рассматривается целевая аудитория такого подкаста, разрабатывается его концепция, сценарии, описываются основные этапы проектирования и продвижения.
Помимо данных частей работа содержит введение и заключение, а также 32 приложения, в которых приведены результаты социологического опроса, примеры выпусков спроектированного подкаста, данные статистики по результатам его прослушиваний. Список литературы насчитывает 115 источников.
С момента своего появления на отечественном рынке подкасты с каждым годом набирают обороты и становятся все более популярными. Об этом свидетельствуют статистические данные и результаты опросов, приведенные в текущей работе.
На сегодняшний день подкасты используются для различных целей и выполняют множество функций, также рассмотренных в основной части работы. В связи с этим подкасты разделяются по формату, тематике, типу ведущей коммуникации, длительности и т. д. и распространяются на специализированных площадках, которые представлены значительным разнообразием платформ-агрегаторов, сервисов, соцсетей.
Большое значение подкаст имеет как инструмент для популяризации знаний. Поэтому его научно-популярная разновидность является одной из самых востребованных.
Для научно-популярного подкаста принципиальна его качественная сторона (как с точки зрения содержания, так и воплощения), поскольку именно качество рождает доверие слушателя и делает изложенную информацию реально полезной и привлекательной.
В следствие этого для научно-популярного подкаста становятся важными его моделирующие принципы, позволяющие создать качественный продукт и обозначить его место среди других подкастов.
Таким образом, в данной работе основное внимание было сосредоточено на их поиске, описании, систематизации и анализе.
Цель, заключающаяся в выявлении особенностей подготовки научно-популярного подкаста по издательскому делу с учетом формата медиаконтента, типологической модели и тематической области, была достигнута.
Для ее реализации были выполнены все поставленные задачи.
В первой главе по материалам работ исследователей, занимавшихся данными и смежными вопросами, изучены и обозначены особенности подкаста как вида медиаконтента. Среди них установка на субъективность, важность мнения автора по вопросам формы, содержания и адресности, технические и интеллектуальные возможности слушателя, направленность на узкую целевую аудиторию, субъективность в контенте, преобладание устной речи. Были представлены и классификации, позволяющие систематизировать подкасты по разным основаниям: по типу ведущей коммуникации, цели, числу говорящих и способу их взаимодействия, типу представления информации, длительности. Также обозначены лидеры в сфере производства и размещения подкастов, основные этапы их создания: поисково-аналитический, этап работы с контентом, производственный и контрольный.
Во второй главе были выявлены типологические особенности формата научно-популярного подкаста. Среди них главным образом обозначились особые приемы популяризации, воплощенные в стратегиях самопрезентации, информирующей и стратегии занимательности; отсутствие специфического аппарата навигации; полисубъектность и совмещение роли автора и ведущего; реализация функций через устной речи, требующий от говорящих харизматичности, интересности, ясности изложения, доступности и понятности речи, уважительное отношение к аудитории и собеседнику; необратимость речи.
Было отмечено, что в подкасте, как в устном формате, допускается больше вольности с точки зрения стилей речи, ее качества, чаще происходит взаимодействие со слушателями. Характерно и значительное внимание к личностям говорящих (ведущих и гостей), которые не только выступают как авторитетные источники информации, профессионалы, но и раскрываются как интересные люди или персонажи. Каждый из субъектов речи в течение передачи преследует свои цели, которые влияют на контент говорящего.
Методом сравнительного анализа научно-популярных подкастов по издательскому делу и русскому языку были выявлено своеобразие первых, обоснованное тематикой. В результате выяснилось, что подкасты по издательскому делу и русскому языку имеют немало схожестей, что объясняется гуманитарной тематикой и научно-популярной принадлежностью. Особенностью издательских подкастов стала узость темы, что влечет за собой ее меньшую популярность, а, следовательно, и снижение качества контента и сложности с продвижением подкаста на широкую аудиторию.
В третей главе на основе описанной модели научно-популярного подкаста и особенностей его тематической области была создана концепция подкаста по издательскому делу для абитуриентов, а также подготовлены пять выпусков профориентационного подкаста по издательскому делу, что свидетельствует о перевыполнении плана (изначально было заявлено три выпуска).
Готовые эпизоды были протестированы на его целевой аудитории. Подкаст «Учусь на издательском» собрал около 48 прослушиваний и стабильный прирост аудитории в тематическом VK-сообществе (на данный момент насчитывается 52 подписчиков). Его контент собрал положительные отзывы слушателей.
Стоит отметить, что несмотря на достижение цели работы, выход подкаста продолжается, поскольку данный проект представляется востребованным и актуальным.
Тема научно-популярных подкастов также считается перспективной. В данной работе создана модель научно-популярного подкаста по издательскому делу. Оказалось, что тематика отличается своей узостью и специфичностью, что влечет трудности с распространением таких подкастов на широкую аудиторию. В связи с этим важно изучить маркетинговую сторону вопроса, исследовав продуктивные стратегии продвижения научно¬популярных подкастов на нишевые тематики.
На сегодняшний день подкасты используются для различных целей и выполняют множество функций, также рассмотренных в основной части работы. В связи с этим подкасты разделяются по формату, тематике, типу ведущей коммуникации, длительности и т. д. и распространяются на специализированных площадках, которые представлены значительным разнообразием платформ-агрегаторов, сервисов, соцсетей.
Большое значение подкаст имеет как инструмент для популяризации знаний. Поэтому его научно-популярная разновидность является одной из самых востребованных.
Для научно-популярного подкаста принципиальна его качественная сторона (как с точки зрения содержания, так и воплощения), поскольку именно качество рождает доверие слушателя и делает изложенную информацию реально полезной и привлекательной.
В следствие этого для научно-популярного подкаста становятся важными его моделирующие принципы, позволяющие создать качественный продукт и обозначить его место среди других подкастов.
Таким образом, в данной работе основное внимание было сосредоточено на их поиске, описании, систематизации и анализе.
Цель, заключающаяся в выявлении особенностей подготовки научно-популярного подкаста по издательскому делу с учетом формата медиаконтента, типологической модели и тематической области, была достигнута.
Для ее реализации были выполнены все поставленные задачи.
В первой главе по материалам работ исследователей, занимавшихся данными и смежными вопросами, изучены и обозначены особенности подкаста как вида медиаконтента. Среди них установка на субъективность, важность мнения автора по вопросам формы, содержания и адресности, технические и интеллектуальные возможности слушателя, направленность на узкую целевую аудиторию, субъективность в контенте, преобладание устной речи. Были представлены и классификации, позволяющие систематизировать подкасты по разным основаниям: по типу ведущей коммуникации, цели, числу говорящих и способу их взаимодействия, типу представления информации, длительности. Также обозначены лидеры в сфере производства и размещения подкастов, основные этапы их создания: поисково-аналитический, этап работы с контентом, производственный и контрольный.
Во второй главе были выявлены типологические особенности формата научно-популярного подкаста. Среди них главным образом обозначились особые приемы популяризации, воплощенные в стратегиях самопрезентации, информирующей и стратегии занимательности; отсутствие специфического аппарата навигации; полисубъектность и совмещение роли автора и ведущего; реализация функций через устной речи, требующий от говорящих харизматичности, интересности, ясности изложения, доступности и понятности речи, уважительное отношение к аудитории и собеседнику; необратимость речи.
Было отмечено, что в подкасте, как в устном формате, допускается больше вольности с точки зрения стилей речи, ее качества, чаще происходит взаимодействие со слушателями. Характерно и значительное внимание к личностям говорящих (ведущих и гостей), которые не только выступают как авторитетные источники информации, профессионалы, но и раскрываются как интересные люди или персонажи. Каждый из субъектов речи в течение передачи преследует свои цели, которые влияют на контент говорящего.
Методом сравнительного анализа научно-популярных подкастов по издательскому делу и русскому языку были выявлено своеобразие первых, обоснованное тематикой. В результате выяснилось, что подкасты по издательскому делу и русскому языку имеют немало схожестей, что объясняется гуманитарной тематикой и научно-популярной принадлежностью. Особенностью издательских подкастов стала узость темы, что влечет за собой ее меньшую популярность, а, следовательно, и снижение качества контента и сложности с продвижением подкаста на широкую аудиторию.
В третей главе на основе описанной модели научно-популярного подкаста и особенностей его тематической области была создана концепция подкаста по издательскому делу для абитуриентов, а также подготовлены пять выпусков профориентационного подкаста по издательскому делу, что свидетельствует о перевыполнении плана (изначально было заявлено три выпуска).
Готовые эпизоды были протестированы на его целевой аудитории. Подкаст «Учусь на издательском» собрал около 48 прослушиваний и стабильный прирост аудитории в тематическом VK-сообществе (на данный момент насчитывается 52 подписчиков). Его контент собрал положительные отзывы слушателей.
Стоит отметить, что несмотря на достижение цели работы, выход подкаста продолжается, поскольку данный проект представляется востребованным и актуальным.
Тема научно-популярных подкастов также считается перспективной. В данной работе создана модель научно-популярного подкаста по издательскому делу. Оказалось, что тематика отличается своей узостью и специфичностью, что влечет трудности с распространением таких подкастов на широкую аудиторию. В связи с этим важно изучить маркетинговую сторону вопроса, исследовав продуктивные стратегии продвижения научно¬популярных подкастов на нишевые тематики.
Подобные работы
- ФРИЛАНС В ЦИФРОВОМ ИЗДАТЕЛЬСКОМ ДЕЛЕ: СПЕЦИФИКА И
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Магистерская диссертация, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2022 - EDUTAINMENT-ПОДКАСТИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ ДИАЛОГОВОЙ КОММУНИКАЦИИ УНИВЕРСИТЕТОВ С АБИТУРИЕНТАМИ
Бакалаврская работа, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2021 - Продвижение современных медиаформатов (на примере подкастов студии «ТОЛК», Санкт-Петербург)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2022 - Производство и продвижение подкаста в России как отдельного формата медиаконтента (на примере подкаста «Ну мы»)
Магистерская диссертация, книжное дело. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2025 - ОСОБЕННОСТИ СОЗДАНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ВИЗУАЛЬНЫХ ТЕКСТОВ (НАПРИМЕРЕ СЕРИЙНЫХ КОМИКСОВ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ И МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ)
Дипломные работы, ВКР, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2025 - СПЕЦИФИКА ПОДКАСТА КАК РАЗНОВИДНОСТИ
МЕДИАПРОЕКТА
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2023 - Современный лонгрид: тематика, структура, гибридные формы (на материалах портала «Такие дела»)
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2022 - Использование информационных технологий в процессе письменного перевода с английского языка на русский (на примере текстов журнала «Форбс»)
Бакалаврская работа, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4255 р. Год сдачи: 2020 - ОСОБЕННОСТИ ПРОДВИЖЕНИЯ СПОРТИВНЫХ КЛУБОВ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕЙМИФИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНОГО КЛУБА «POWER CLUB PROTON»)
Магистерская диссертация, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2019



