Введение 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ
ТОВАРНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ 8
1.1. Товарная политика предприятия: этапы формирования
и сущность реализации 8
1.2. Процесс формирования товарного ассортимента
и управления им 19
1.3. Формирование товарной стратегии предприятия 27
Заключение 85
Библиографический список литературы 88
Предпринимательская деятельность является эффективной, когда производимый фирмой товар находит спрос на рынке, а удовлетворение определенных потребностей покупателя благодаря приобретению определенного товара приносят прибыль.
Для того, чтобы производимые товары были конкурентоспособными и имели спрос, необходима выработка и реализация множества управленческих, в том числе маркетинговых решений. В маркетинговой деятельности такие решения касаются, как правило, четырех направлений: товарной политики, ценовой политики, распределительной и сбытовой политики, коммуникационной политики.
Актуальность выбранной темы заключается в том, товарная политика является ядром маркетинговых вопросов, вокруг которого формируются решения, связанные с условием приобретения товара и методами его продвижения от производителя к конечному потребителю.
Целью бакалаврской работы является формирование товарной стратегии предприятия ООО «Астрон», спецификой которого является реализация непродовольственных товаров.
В соответствии с целью исследования в работе поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотрена сравнительная характеристика понятия «товарная политика»;
- выделены основные этапы формирования товарной политики предприятия;
- определены товарные стратегии предприятия;
- проанализирована деятельность предприятия на рынке;
- проанализирована структуру ассортимента;
- рассмотрена ассортиментная концепция;
- определены и проанализированы основные потребители на рынке;
- выявлен целевой сегмент рынка для предприятия;
- разработана товарная стратегия предприятия и дана оценка эффективности выбранной стратегии.
Объектом исследования выступает Общество с ограниченной ответственностью «Астрон».
Предметом исследований являются процессы планирования, формирования и оптимизации товарного ассортимента предприятия, за счет разработки товарной стратегии.
При написании бакалаврской работы большую помощь оказали теоретические источники ведущих зарубежных и отечественных авторов в области маркетинга. В качестве учебных пособий использовались издания, особое внимание которых уделено маркетинговым направлениям в формировании товарной политикой предприятия, а также специализированная литература. В периодической печати изучались используемые в торговле современные подходы к разработке товарной стратегии предприятия розничной торговли. Были рассмотрены журналы: «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России за рубежом», «Менеджмент в России и за рубежом», «Практический маркетинг», «Маркетолог», «Менеджмент: теория и практика», «Консультант директора».
В теоретической части уделяется внимание определению понятий товарной политики, управлению ей, разработке товарной политики. Были изучены учебные пособия С.С.Фирсенко и Е.В.Щербенко, А.Н.Романова, В.А. Алексухина, А.П. Градова, Е.П. Голубкова и многих других авторов. Для раскрытия методологических аспектов использовалось учебное пособие Беляевского И. К. «Маркетинговое исследование», в котором подробно описывается один из методов изучения ассортимента, АВС - анализ.
В ходе исследований применялись следующие методы и приемы: монографический; системный анализ; экономико-статистический; метод коньюктурных тестов.
Нормативно - информационную основу бакалаврской работы составили: Законы Российской Федерации, материалы периодической печати, справочные материалы по теме исследования, результаты собственных исследований.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений.
Во введении обоснована актуальность темы, определены цели и сформулированы задачи, обозначены объекты и методы исследования.
В первой главе работы описываются теоретические аспекты разработки и реализации товарной стратегии предприятия. Раскрывается понятие, сущность товарной политики, рассматривается процесс формирования товарного ассортимента и управление им, а также рассматриваются товарные стратегии предприятия.
Во второй главе исследуется деятельность ООО «Астрон» в формировании и реализации товарной политики. Дается организационно¬экономическая характеристика предприятия, анализируется структура ассортимента ООО «Астрон», рассматриваются направления реализации товарной политики.
В третьей главе дается оценка спроса и потребительских предпочтений, разрабатывается товарная стратегия ООО «Астрон».
В заключении, на основе обобщения результатов проведенного исследования сформулированы основные выводы и положения выносимые на защиту.
Бакалаврская работа представлена на 90 страницах, имеет 31 таблиц, иллюстрирована 22 рисунками, при написании работы использовано 52 источника литературы.
Политика работы с товаром для каждого конкретного предприятия будет специфична своими решениями в области конкурентоспособности продукции, структуры ассортимента, вариантов упаковки и т.д. Все эти особенности будут определять как вид деятельности предприятия (производственной, торговой, сферы услуг), характеристики предприятия (мощность, финансовая устойчивость, показатели сбыта и другое), так и особенности рынков предприятия в совокупности с другими факторами.
Все это подтверждает важность изучения вопросов формирования и реализации товарной политики предприятия. Именно политика работы с товаром, определяющая параметры его качества, структуру ассортимента его видов и наименований, будет основой для дальнейших решений предприятия в области ценообразования, выбора метода сбыта, продвижения продукции.
Тщательное ознакомление с теоретическими и методическими аспектами разработки товарной стратегии предприятия в первой части работы дало возможность точно проанализировать этапы формирования товарной политики предприятия, структуру ассортимента и управление им на предприятии и разработать управленческие решения по оптимизации товарной политики.
В магазинах ООО «Астрон» представлены все виды мобильных телефонов, однако их распределение по салонам не одинаково. В салонах, находящихся в торговых центрах и тех, вблизи которых нет конкурентов линейка имиджевых моделей, моделей - флагманов в имиджевом сегменте представлена в расширенном варианте, это выражено в разнообразии данных моделей, а также в предложении различных цветовых решений. И наоборот, в данных салонах предлагаемый модельный ряд бюджетных решений не так велик.
Проведенный анализ показателей динамики продаж торгового предприятия ООО «Астрон» позволяет сделать следующие выводы. Продажи увеличились по группам - мобильные телефоны / смартфоны (на 23,83%), МР3 - плеера - на 28,19 %, планшеты на 65,24%, и аксессуары на 16,9%.
Ассортимент салонов ООО «Астрон» можно разделить на основной и сопутствующий. Основной ассортимент представлен одной крупной ассортиментной группой - мобильные телефоны. В качестве сопутствующего ассортимента выступают аксессуары для телефонов, MP3 плеера и планшеты.
Анализ номенклатуры реализованной продукции ООО «Астрон» за позволяет сделать следующие выводы, что ассортиментная группа «мобильные телефоны, смартфоны» занимает наибольшую часть в товарообороте организации, ассортиментная группа «Аксессуары» реализуется гораздо в больших количествах, по сравнению с мобильными телефонами, однако их удельный вес в товарообороте организации не значителен, что связано с невысокой ценой на данные изделия.
После проведения сегментации рынка был определен целевой сегмент - молодые люди, в возрасте до 24 лет и от 25 до 35 лет, меняющих телефоны чаще чем раз в год, в виду заинтересованности новейшими технологиями, которые, как правило, присутствуют в исполнении новых моделей. Поэтому важно удерживать долю новинок в ассортименте предприятия как минимум на прежнем уровне, стараясь увеличить данный показатель.
Анализ товарной политики ООО «Астрон» позволил определить оптимальную для организации стратегию - стратегия инновации товара. Данная стратегия определяет программу внедрения новых товаров. А именно за счет диверсификации товара, в данном случае можно рассмотреть горизонтальную диверсификацию. При которой, реализация новых товаров, настолько близка по производственно-техническим, снабженческим и сбытовым условиям к существующим товарам, что возможно использование того же сырья и материалов, того же персонала и тех же каналов связей на рынке. В нашем случае инновация связана с обновлением, расширением имеющейся гаммы товаров.
За счет внедрения новой товарной группы «Гаджеты» ежедневный оборот розничной торговли увеличиться на 199,2 тыс.руб. За счет расширения товарной группы «Аксессуары» ежедневный оборот розничной торговли увеличиться на 9,7 тыс. руб., что за год составит приблизительно 3492,00 тыс. руб.
Также, прежде чем ввести новую товарную группу в ассортимент предприятия, необходимо установить связи с центрами обслуживания данных товаров, сервисными центрами, для того, чтобы при возникновении проблемы покупатели оставались лояльными к компании.
Таким образом, предложенные мероприятия позволят магазину получить дополнительную прибыль, увеличить товарооборот. Социальный эффект будет выражаться прежде всего в более полном удовлетворении спроса населения.
1. Акулич И. Л. Маркетинг : учеб. пособие / И. Л. Акулич, И. З. Гречинов. - М. : Интерпрессервис ; Мисанта, 2003. - 397 с.
2. Александров Ю. Л. Исследование рынка потребительских товаров: методологические основы, практика использования / Ю. Л. Александров, Н. Н. Терещенко. - Красноярск : КГУ, 2000. - 320 с.
3. Алексеев А. А. Маркетинговые принципы оптимизации глубины продукции / А. А. Алексеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2011. - №6. - С. 4-12.
4. Арефьева Е. Н. Ассортиментная политика : слабое звено в формировании прибыли / Е. Н. Арефьева // www. marketing. spb. ru/.
5. Аристархова М. Маркетинговое исследование поведения потребителей / М. Аристархова, А. Крахмалева // Маркетинг. - 2011. - №6. - С. 21-25.
6. Ассортиментная политика // www/ Retail.ru/.
7. Багиев Г. Л. Маркетинг - статистика / Г. Л. Багиев, Е. Л. Богданова // www. marketing. spb. ru/.
8. Воскун М. Д. Требования к системам управления качеством : зарубежный и российский опыт / М. Д. Воскун // www. subcontract. ru.
9. Градов А. П. Экономическая стратегия фирмы : учеб.пособие / А. П. Градов. - СПб. : Специальная лит., 1995.
10. Жуковец М.В. Товарная политика / М. В. Жуковец // Современная торговля. - 2015. - №9. - С. 17-18.
11. Звягинцев В. Б. Разработка маркетинговой стратегии предприятия и контроль над ее реализацией / В. Б. Звягинцев // Маркетинг и маркетинговые исследования . - 2015. - №1. - С. 72-81.
12. Зотов В. В. Ассортиментная политика фирмы : учеб. -практ. Пособие / В. В. Зотов. - М. : Эксмо, 2006. - 240 с.
13. Зуев О. ИСО 9000:2000 Выбор и применение стандартов / О. Зуев // Технология управления. - 2004. - №5. - С. 47-51.
14. Ким, С. А. Маркетинг [Электронный ресурс]: Учебник / С. А. Ким. — М.: «Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2015. — 260 с.
15. Кисилев В. Формирование товарного ассортимента в сфере торговли / В. Киселев // Маркетинг. - 2013. - №2 (69). - С. 107 - 112.
16. Козленко, Н.Н. Маркетинг: Учебное пособие (в схемах) [Электронный ресурс] / Н. Н. Козленко, Г. В. Ларионов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 106 с.
17. Котлер Ф. Маркетинг, менеджмент: анализ, планирование, внедрение, контроль / Ф. Котлер. - СПб. : Питер, 2001. - 785 с.
18. Котлер Ф. Основы маркетинга : пер. с англ. / Ф. Котлер, Г. Армстронг. - 9-е изд. - М. : Вильямс, 2003. - 1200 с.
19. Кузин Б. Методы и модели управления фирмой / Б. Кузин, В. Юрьев, Г. Шахдинаров. - СПб.: Питер, 2001. - 432 с.
20. Маркетинговый анализ: Учебное пособие / Н.А. Казакова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 240 с.:
21. Маркетинг: Учебник / Наумов В.Н. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 320 с.:
22. Маркетинг товаров и услуг: Учебное пособие / А.В. Лукина. - 2-e изд., доп. - М.: Форум: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 240 с.:
23. Маркетинг : учеб. пособие / под. ред. А. М. Немчина, Д. В. Минаева. - СПб.: Бизнес-пресса, 2011. - 512 с.
24. Маркетинг: учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили, к. Ховард, Ю. А. Ципкин и др. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 631 с.
25. Маркетинговые исследования рынка: учебник / О. А. Лебедева, Н. И. Лыгина. - Москва: ИД Форум; Москва: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
26. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: учебное пособие: [по специальности "Маркетинг"]: соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту 3-го поколения / И. К. Беляевский. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Москва: КУРС: ИНФРА-М, 2013.
- 394 с.
27. Мешалкина Ю. В. Поставщики маркетинговой информации / Ю. В. Мешалкина // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - №1. - С.58-64.
28. Мешков А. А. Модели маркетинговых решений / А. А. Мешков, Б. А. Соловьев. - М. : АМИР, 1995.
29. Николайчук В. Е. Промышленный маркетинг / В. Е. Николайчук, М. И. Белявцев. - Донецк : ООО ПКФ «БАО», 2004. - 384 с.
30. Матанцев А. Н. 600 способов продвижения торговой марки / А. Н. Матанцев. - М. : Дело и Сервис, 2003. - 352 с.
31. Морозов, Ю. В. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Электронный ресурс] : Учебник / Ю. В. Морозов; Под ред. проф. Ю. В. Морозова, доц. В. Т. Гришиной. - 8-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2012. - 448 с.
32.Основы предпринимательской деятельности: Учебник / В.Н. Наумов. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 313 с.:
33. Панкрухин А. П. Маркетинг : учебник / А. П. Панкрухин. - М. : Омега-Л, 2003. - 656 с.
34. Пешкова Е. П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы / Е. П. Пешкова. - М. : Ось-89, 1999. - 80 с.
35. Пигунова О. Ассортиментная концепция предприятия торговли / О. Пигунова // Маркетинг. - 2003. - №1. - С. 68-74.
36. Писарев В. В. Современные системы управления качеством на предапиятии / В. В. Писарев //www.qmp.ru.
37. Питер Р. Управление маркетингом / Р. Питер. - М. : БИНОМ, 1998. - 541 с.
38. Попов Е. В. Разработка нового товара / Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2015. - №3. - С. 12-15.
39. Попов Е. В. Сегментация рынка / Е. В. Попов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2012. - №2. - С. 10-14.
40. Портер М. Конкуренция : учеб. пособие / М. Портер. - М. : Вильямс, 2000. - 495 с.
41. Проблемы, связанные с разработкой новых товаров // www.referats.spb.ru/.
42. Прыкин Б. В. Экономический анализ предприятия / Б. В. Прыкин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 360 с.
43. Рекитова О. Анализ конкурентоспособности товаров народного потребления / О. Рекитова, Ф. Николаев // Практический маркетинг. - 2002. - №10. - С. 15-21.
44. Реализация стратегии маркетинга //www.management.com/.
45. Ребрин Ю. И. Основы экономики и управления производством / Ю. И. Ребрин // www.aup.ru/.
46. Рычкова Н. В. Особенности маркетинговых инноваций : учеб. пособие / Н. В. Рычкова. - М.: КНОРУС, 2005. - 240 с.
47. Синяева, И. М. Маркетинг услуг [Электронный ресурс] : Учебник / И. М. Синяева, О. Н. Романенкова, В. В. Синяев; под ред. д. э. н., проф. Л. П. Дашкова. - М.: Дашков и К, 2014. - 252 с.
48. Фаихутдинов Р. А. Организация производства: учебник / Р. А. Фатхутдинов. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 672 с.
49. Фирсенко С. С. Товарная политика предприятия : учеб. пособие / С. С. Фирсенко, Е. В. Щербенко ; Краснояр. Гос. Торг.-экон. Ин-т. - Красноярск, 2008. - 278 с.
50. Цахаев, Р. К. Маркетинг [Электронный ресурс] : Учебник / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - 2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. - 552 с.
51. Экономическая стратегия фирмы : учеб.пособие / под ред. А. П. Градова. - 3-е изд., испр. - СПб. : Спец-Лист, 2000. - 589 с.
52. Юрашев В. Количественные показатели контроля конкурентоспособности торговой марки / В. Юрашев // Маркетинг. - 2002. - №6. - С. 55-58.