Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа с углубленным изучением отдельных предметов №183 имени Р. Алексеева (г. Нижний Новгород).
Выборка: 30 детей с дизорфографией.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ
1.1. Современные представления о процессе формирования орфографического навыка письма у обучающихся начальных классов 6
1.2. Характеристика дизорфографии 18
1.3. Анализ опыта коррекции дизорфографии у обучающихся начальных классов 26
ГЛАВА 2. ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ
2.1. Организация и проведение констатирующего исследования 35
2.2. Анализ и оценка специфических нарушений письма у обучающихся начальных классов с дизорфографией 37
ГЛАВА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ СТОЙКИХ СПЕЦИФИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ С ДИЗОРФОГРАФИЕЙ
3.1. Организация и проведение программы формирующего эксперимента 67
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 88
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 100
ПРИЛОЖЕНИЯ 106
Актуальность исследования. Изучение и коррекция стойких специфических нарушений письма у обучающихся начальной школы является актуальной проблемой современной логопедии. На этапе обучения в начальных классах у многих обучающихся наблюдается дизорфография. Согласно последним данным, количество младших школьников, имеющих данное нарушение, неуклонно растет и достигает одной трети всех обучающихся начальных классов общеобразовательной школы. У данной категории детей выявляются трудности в изучении и усвоении орфограмм русского языка. Они допускают значительное количество стойких ошибок при написании письменных работ. В дальнейшем это приводит к невозможности освоить школьную программу и успешно закончить процесс основного общего образования.
Вопросами изучения специфических нарушений письма при дизорфографии занимались такие ученые исследователи, как О.А. Азова, О.В. Елецкая, Р.И. Лалаева и другие. Они внесли свой вклад в теоретический и практический анализ устранения данного феномена нарушения письменной речи. По мнению педагогов исследователей, полноценное овладение орфографическими навыками основывается на морфологическом и традиционном принципах правописания. Нарушения применения этих правил на письме приводит к дизорфографии.
Обучающийся с дизорфографией не способен овладеть программой обучения по русскому языку из-за отсутствия возможности обнаружить нужную орфограмму на письме. Нарушение качества орфографической зоркости и морфологических обобщений приводят к невозможности решить поставленную орфографическую задачу. Необходимо отметить, что проблема анализа коррекции нарушений орфографических компетенций в педагогических исследованиях последних лет позволяет обосновать высокий интерес педагогов к дизорфографии. Именно поэтому в практике логопеда важно знать и понимать причины, механизмы возникновения, а также методики диагностики и коррекции нарушения.
Научные труды данных авторов представляют собой фундаментальное изучение дизорфографии, позволяют оценить нарушение с точки зрения педагогических и психологических концепций, что обеспечивает комплексный подход в коррекции специфических нарушений письма. Именно совместная работа логопеда и учителя начальных классов позволит эффективно преодолеть выявленное нарушение.
Наряду с этим вопрос коррекции дизорфографии освещен недостаточно. В современной логопедии отсутствуют стандартизированные методики выявления и коррекции специфических нарушений письма у младших школьников. В связи с этим остро стоит вопрос изучения достоверных диагностических методик обследования и проведения комплекса приемов по коррекции дизорфографии с применением графической технологии. Именно графические средства коррекции позволят визуализировать морфологические структуры слова и верно решить орфографическую задачу.
Цель исследования: теоретически и практически изучить специфические нарушения письма у обучающихся начальных классов с дизорфографией, разработать и применить графическую технологию в коррекции выявленных нарушений.
Объект исследования: письмо обучающихся начальных классов.
Предмет исследования: графическая технология в коррекции стойких орфографических ошибок у обучающихся начальных классов.
Гипотеза исследования
Мы предполагаем, что применение графической технологии «Дерево» в коррекции дизорфографии позволит отразить алгоритм применения орфографического правила, освоить в правильном порядке поэтапные операции и визуализировать морфологические структуры слова, что в дальнейшем повысит у обучающихся начальных классов орфографические компетенции.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ современных подходов к изучению и коррекции специфических нарушений письма у обучающихся начальных классов с дизорфографией.
2. Провести экспериментальное исследование и раскрыть специфические нарушения письма у обучающихся начальных классов с дизорфографией.
3. Разработать и провести графическую технологию по преодолению дизорфографии у младших школьников.
4. Провести контрольный эксперимент и определить эффективность применения графической технологии в коррекции дизорфографии у обучающихся начальной школы.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, включающего 60 источников и 5 приложений. Работа иллюстрирована 15 рисунками.
На сегодняшний день проблема дизорфографии у обучающихся начальной школы занимает одно из первых мест в современной школьной логопедии. Вопрос о методах коррекции данного нарушения является одним из актуальных, поскольку грамотно проведенная коррекционная работа обеспечивает успешный процесс школьного обучения.
Нарушения орфографических компетенций у обучающихся начальной школы с дизорфографией является серьезной проблемой, которая проявляется в виде несвоевременного обнаружения опознавательных признаков орфограмм, трудностей определения морфемного состава слова, недоразвития орфографической зоркости, стойких орфографических ошибок, а также невозможности применить изученное теоретическое правило в практической деятельности. Данные нарушения значительно затрудняют процесс школьного обучения и делают невозможным успешно завершить процесс основного общего образования. Таким образом становится понятно, что коррекция орфографических ошибок, которые носят стойкий и повторяющийся характер у обучающихся с дизорфографией, должна быть предпринята своевременно.
Именно поэтому в настоящее время необходимо разрабатывать эффективные пути коррекции дизорфографии у данной категории обучающихся для того, чтобы они были качественно и своевременно подготовлены к итоговой аттестации. Визуальные и графические средства коррекции доказали свое положительное применение. В связи с этим возникла необходимость создания графической технологии «Дерево», где орфографическое правило представлено для изучения в виде структурированных и последовательных операций, позволяющих отразить алгоритм применения орфографического правила.
Цель исследования достигнута: теоретически и практически изучены специфические нарушения письма у обучающихся начальных классов с дизорфографией, разработана и применена графическая технология в коррекции выявленных нарушений.
Задачи исследования последовательно решены:
1. Проведен теоретический анализ современных подходов к изучению и коррекции специфических нарушений письма у обучающихся начальных классов с дизорфографией
Была проанализирована научно-методическая литература по вопросу дизорфографии. Выяснено, что именно несформированность качества орфографической зоркости не позволяет обучающимся с дизорфографией осуществлять грамотное письмо, применять изученные правила на практике. Решение орфографической задачи подразумевает опору на познавательную деятельность, которая будет способствовать запоминанию правила, его осознанию, умению соотносить содержание правила с практическим применением и контролю, позволяющему оценить успешность изучения орфографического правила. Именно поэтому необходимо применять в коррекционной работе графические средства коррекции, в целях развития сукцессивных и симультанных процессов, обнаружении опознавательных признаков орфограмм.
2. Проведено экспериментальное исследование и раскрыты специфические нарушения письма у обучающихся начальных классов с дизорфографией.
Для проведения экспериментального исследования был проведен анализ письменных работ обучающихся второго и третьего класса на предмет обнаружения основных стойких орфографических ошибок, также использовалась модифицированная методика О.И. Азовой. Модификация была произведена за счет разработки отдельных заданий и критериев оценки результатов анализа нарушений орфографического навыка письма. Анализ результатов диагностического обследования позволил сделать вывод о том, что у обучающихся начальных классов отсутствует возможность проведение морфемного анализа слов и обнаружение опознавательных признаков орфограмм. Характерно поверхностное знание орфографических правил, заучивание которых достигается механическим способом. Наиболее часто нарушения диагностируются в словах, правописание которых подчинено морфологическому принципу. Наибольшее количество ошибок совершают при написании безударной гласной в корне слова, парных звонких и глухих согласных, непроизносимой согласной, мягкого знака после шипящих, словарных словах, устойчивых сочетаниях, удвоенной согласной.
3. Разработана и проведена графическая технология по преодолению дизорфографии у младших школьников.
Ввиду отсутствия проработанных и апробированных графических средств для коррекции стойких орфографических ошибок у обучающихся третьего класса с дизорфографией, была разработана графическая технология «Дерево». Она представляет собой визуальный макет, имеющий схематичное изображение дерева. Она отражает этапы последовательных операций для усвоения орфографического правила, которое представляет для обучающихся трудности. Проектировочный макет включает в себя ствол и ветви, позволяющие отразить алгоритмы применения орфографического правила на письме, а также создать визуальный образ восприятия морфологической структуры слова. Реализация графической технологии предполагает разделение орфографического правила на теоретический и практический блок. Теоретический блок отражает алгоритм применения правила с объяснением последовательных операций. Практический блок актуализирует знания на письме у обучающихся, позволяет развить навык словообразовательного анализа. Формирующий эксперимент был проведен среди обучающихся третьего класса на материале правила «Безударная гласная в корне слова», так как именно в этой орфограмме обучающиеся допускают наибольшее количество ошибок.
4. Проведен контрольный эксперимент и определена эффективность применения графической технологии в коррекции дизорфографии у обучающихся начальной школы.
По результатам проведённого контрольного эксперимента можно сделать вывод, что логопедическая работа по коррекции стойких орфографических ошибок с применением графической технологии «Дерево» прошла успешно. Процент выполнения заданий детьми экспериментальной группы по разработанной методике исследования увеличился на 17%. Уровневые показатели обучающихся, с которыми шла коррекционная работа с использованием графической технологии «Дерево» имеют более высокие результаты, нежели обучающиеся, с которыми велась традиционная логопедическая работа.
Гипотеза исследования о том, что применение графической технологии «Дерево» в коррекции дизорфографии позволит отразить алгоритм применения орфографического правила, освоить в правильном порядке поэтапные операции и визуализировать морфологические структуры слова, что в дальнейшем повысит у обучающихся начальных классов орфографические компетенции, нашла своё подтверждение.
Таким образом, было изучено влияние графической технологии «Дерево» в логопедической работе по коррекции стойких орфографических ошибок обучающихся начальных классов с дизорфографией. Благодаря графическому средству коррекции и структурированному освоению операций правила «Безударная гласная в корне слова, обучающиеся смогли значительно повысить свои орфографические компетенции. Проведение цикла логопедических занятий с обучающимися третьего класса показало, что использование графической технологии «Дерево» оказывает положительное влияние на коррекцию дизорфографии, а значит представленное средство коррекции можно считать эффективным.
1. Азова О.И. Логопедия. Дизорфография. Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2021.
2. Азова, О.И. Дизорфография: монография / О.И. Азова. – М.: ТЦ «Сфера», 2015. – 368 с.
3. Аксенова, А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А.К. Аксенова. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 316 с.
4. Алгазина, Н.Н. Формирование орфографических навыков / Н.Н. Алгазина. – М.: Просвещение, 1987. – 160 с.
5. Ананьев Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом // Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 70. С. 105-149.
6. Аскульская Л.В. Предупреждение и коррекция дизорфографии у детей 2–5 классов общеобразовательной школы : конспекты занятий с CD-диском : пособие для логопеда : 16+ / Л.В. Аскульская. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015. — 127 с. + СD-ROM. — (Библиотека логопеда).
7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Упражнения для занятий с детьми, имеющими трудности при обучении письму - М.: Новая школа, 1994
8. Бизюк А. П., Кац Е. Э., Колосова Т. А., Сорокин В. М. К вопросу о нейропсихологических предпосылках дизорфографии у младших школьниках// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук// -2017.
9. Величенкова О.А., Русецкая М. Н. В27 Логопедическая работа по преодолению нарушений чтения и письма у младших школьников. — М.: Национальный книжный центр, 2015 — 320 с. + CD-диск. (Логопедия в школе.)
10. Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста: учеб.-метод пособие. - М.: Издательство «Астрель», 2005. - 127 с.
11. Визель Т.Г., Дмитрова Е.Д. Дизорфография у учащихся средней и старшей школы // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы: материалы I Междунар. конф. Российской ассоциации дислексии. – М.: Изд-во МСГИ, - 2004. – 296 с
12. Доркина, Н.А. Развитие орфографической зоркости учащихся вспомогательной школы на уроках русского языка / Н.А. Доркина // Вестник КАСУ. – 2010. – № 2. – С. 199–203.
13. Елецкая О.В. Состояние познавательных процессов у учащихся с дизорфографией // Специальная педагогика. – 2012. – 10 с.
14. Елецкая, О.В. Методика диагностики дизорфографии у школьников: учебнометодическое пособие / О.В. Елецкая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. – 208 с.
15. Елецкая, О.В. Методика коррекции дизорфографии у школьников: учебнометодическое пособие / О.В. Елецкая. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. – 176 с.
16. Елецкая, О.В. Особенности когнитивных компонентов формирования орфографического навыка письма у школьников с дизорфографией / О.В. Елецкая // Практический психолог и логопед в школе и ДОУ. – 2011. – № 3. – С. 47–54.
17. Иншакова О.Б, Назарова А.А.: Методика выявления дизорфографии у младших школьников. М.: Секачев. 2016.
18. Канакина В.П., Горецкий В.Г.//Русский язык: учебник для 3 класса В 2-х ч - АО “Издательство “Просвещение” – 2013. – 159 с.
19. Канакина В.П., Горецкий В.Г.//Русский язык: учебник для 4 класса В 2-х ч - АО “Издательство “Просвещение”: 2-е изд. – 2019. – 159 с.
20. Князев, С.В. Современный русский литературный язык. Фонетика, орфоэпия, графика, орфография / С.В. Князев, С.К. Пожарицкая. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академический проект: Гаудеамус, 2011. – 430 с.
21. Коваленко О.М. Коррекция нарушений письменной речи у учащихся младших классов общеобразовательной школы: учебно-метод. пособие. - М.: Изд-во «Астрель», 2006. - 158 с.
22. Колповская, И.К. Влияние недоразвития речи на усвоение письма / И.К. Колповская // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М. : издво академии пед. наук РСФСР, 1961. С.72 – 89.
23. Комарова, В.В. Соотношение дисграфических и орфографических ошибок у младших школьников с нарушениями речи / В.В. Комарова, Л.Г. Милостивенко, Г.М. Сумченко // Патология речи: история изучения, диагностика, преодоление: межвузовский сборник научных трудов / РГПУ им. Л.И. Герцена. – СПб., 1992. – С. 98–102.
24. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей: учебно-методическое пособие. – СПб.: ИД «МиМ», 1997. – 286 с
25. Кузьмина, С.М. Теория русской орфографии [Текст] / С. М. Кузьмина. – М.: Наука, 1981. – 265 с.
26. Ладошина М.Н., Растокина Л.В. Современные представления о дизорфографии у школьников с общим недоразвитием речи/ Специальное образование/ - 2014.
27. Лалаева Р.И., Прищепова И.В. Выявление дизорфографии у младших школьников. - СПб.: СПбГУПМ, 1999.
28. Лалаева, Р.И. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: учебно-методическое пособие / Р.И. Лалаева, Л.В. Венедиктова. – СПб.: СОЮЗ, 2003. – 224 с.
29. Лалаева, Р.И. Дисграфия и дизорфография как расстройство формирования языковой способности у детей / Р.И. Лалаева // Изучение нарушений письма и чтения. Итоги и перспективы. – М., 2004. – 296 с.
30. Лалаева, Р.И. Общефункциональные и специфические механизмы нарушений письма у детей / Р.И. Лалаева // Ребенок с нарушениями письма и чтения: образовательные траектории и возможности сопровождения: материалы III Международной конференции Российской ассоциации дислексии; под ред. Г.В. Чиркиной, М.Н. Русецкой. – М., 2007. – С. 88–96.
31. Левина Р. Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей и его влияние на овладение письмом//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: в 2 т. Т. II / под ред. Л.С. Волковой и В И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 1997. – 656 с.
32. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: Просвещение, 2015. – 105 с.
33. Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи: Учебно-метод. пособие / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: РУДН, 2007. – 83 с
34. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680 с.
35. Лурия А. Р. Психологическое содержание процесса письма// Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты): Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой и В.И. Селиверстов
36. Лурия А. Р. Язык и сознание./ Под редакцией Е. Д. Хомской. –– М: Изд-во Моск. ун-та, 1979 - 320 с.
37. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования [Текст] : учебное пособие для студ. психол. фак. вузов / А.Р. Лурия. - Совет по психологии УМО по классическому университетскому образованию. - М.: Академия, 2002. - 352 с.
38. Лысюк О.Л. Игровые способы формирования предпосылок овладения навыком письма // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2007. - №3. С. - 77 – 79
39. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. – М.: Флинта, 1998.
40. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах [Текст] / В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. – М.: Академия, 2007. – 462с.
41. Мисаренко Г.Г. Безударные гласные в корне слова: Учебн. пособие. – М.: «ОНИКС 21 век», 2005.
42. Мисаренко, Г. Г. Методика преподавания русского языка с коррекционно-развивающими технологиями: учебник и практикум для вузов - Москва : Юрайт, 2022.
43. Назарова А.А. Вопрос о взаимосвязи дисграфии и дизорфографии у учащихся с нарушением письма// Вестник ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина// - 2015.
44. Назарова А.А. Диагностика и коррекция дизорфографии у учащихся начальных классов: диссертация - Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» - Москва – 2017 – 157 с.
45. Обследование младших школьников с дизорфографией: Учебно-метод. пособие. Ч. 1 / Авт.-сост. О.И. Азова. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2007. – 53 с.
46. Овчинникова, И.Г. Характеристика принципов русской орфографии с позиций речевой деятельности [Электронный ресурс] / И.Г. Овчинниква // Филолог. – 2004. – Вып. 4. – Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_4_79.
47. Орлова, О.С. Дизорфография и фактор развития метаязыковой способности / О.С Орлова, Г.В. Бабина, Н.Ю. Шарипова // Межотраслевые подходы в организации обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: монография. – М.: Спутник+, 2014 – С. 145–156.
48. Парамонова Л.Г. Дисграфия: теория, диагностика, коррекция. – СПб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 128 с.
49. Прищепова И.В. Дизорфография младших школьников. – М.: Каро, 2019.
50. Прищепова И.В. Об умении обучающихся с дизорфографией и их сверстников с нормальным речевым статусом находить в словах ударные слоги // Теория и практика общественного развития // - 2014. - №13. – с. 94-96
51. Прищепова, И.В. Логопедическая работа по формированию предпосылок усвоения орфографических навыков у младших школьников с общим недоразвитием речи: дис. … канд. пед. наук: 13.00.03. / Прищепова Ирина Владимировна. – СПб., 1993. – 297 с
52. Русский язык в школе для детей с тяжелыми нарушениями речи : учеб. пособие для студентов сред. спец. и высш. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Логопедия» / под ред. А.А. Алмазовой, В.И. Селиверстова. — М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010. — 374 с.
53. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников: Издательство: ВЛАДОС, 1997. – 256 с.
54. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики обучения русскому языку детей с нарушениями речи. - М., 1962.
55. Учебник Просвещение 2 класс, ФГОС, Школа России, Канакина В. П, Горецкий В. Г. Русский язык, 2 часть, 13-е издание, стр. 143 – 2019.
56. Федеральная рабочая программа начального общего образования по русскому языку (1-4 класс): М.: Просвещение, Москва - 2021. – 98 с.
57. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);
58. Филичева, Т.Б. Логопедия: Теория и практика / под ред, д.п.н. профессора Т.Б. Филичевой. – Изд.2-е, испр. и доп. – М: Эксмо, 2019. – 608 с.
59. Шарипова, Н.Ю. Словообразовательный анализ как отражение метаязыкового потенциала школьников с дизорфографией / Н.Ю. Шарипова, О.С. Орлова // Специальное образование. – 2014. – № 3. – С. 130–138
60. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи //Под ред Р.Е.Левиной. М., 1961.