АННОТАЦИЯ 3
Введение 7
Глава 1. Теоретические основы организационно-методического сопровождения актива студенческого самоуправления в системе среднего профессионального образования 13
1.1 Студенческое самоуправление как предмет междисциплинарного исследования:
сущность, структура, формы, функции и принципы 13
1.2 Лидерский актив как значимый фактор эффективности студенческого
самоуправления 24
1.3 Удовлетворенность жизнью как стимул лидерской активности 34
Глава 2. Психологические особенности проявления социальной активности студентов техникума 45
2.1 Описание программы исследования и исследовательской выборки 45
2.2 Особенности общего уровня удовлетворенности жизнью, удовлетворенности
основными жизненными потребностями, степени выраженности лидерских способностей, уровня жизнестойкости у студентов, имеющих разный опыт вовлеченности в студенческое самоуправление 51
2.3 Особенности вовлеченности в различные формы социальной активности лидеров и активистов студенческого самоуправления 56
2.4 Взаимосвязи степени вовлеченности в деятельность студенческого самоуправления и удовлетворенности жизнью в целом, удовлетворенностью основных жизненных потребностей, жизнестойкостью, лидерскими способностями 66
Глава 3. Предложения по организации и методическому сопровождению деятельности студенческого самоуправления в учреждениях среднего профессионального образования 76
3.1 Программа организационно-методического сопровождения актива студенческого
самоуправления 76
3.2 Технологические приемы организации деятельности студенческого самоуправления 97
Заключение 107
Список использованных источников и литературы 112
Приложение А. Инструментарий исследования 120
Приложение Б. Статистические результаты тестирования и анкетирования 134
В современном Российском обществе из года в год значительно повышаются требования к выпускникам учреждений системы среднего профессионального образования (СПО). Сейчас больший упор делается на развитие надпрофессиональных компетенций, то есть на развитие не только профессиональных навыков, но и личностных качеств студентов, необходимых для успешной самореализации в обществе и повышения конкурентоспособности на рынке труда.
Актуальность темы исследования доказывают следующие нормативные документы. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" для государства особую роль играет не только обучение, но и воспитание. В данный закон 31 июля 2020 года были внесены поправки, и было конкретизировано понятие воспитание. Воспитание - «это деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде». Исходя из этого определения, становятся понятны направления деятельности воспитательной работы, что подчеркивает особую ее значимость в системе образования, а также то, что одной из важных задач профессиональной образовательной организацией является формирование личностных качеств и духовных ценностей студента [2].
Во многом федеральный закон «Об образовании» переплетается с молодежной политикой Российской Федерации. В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (пункты 3 и 4) обществу на современном этапе развития необходимы социально активные специалисты, обладающие творческим мышлением, лидерскими качествами, а именно умеющие самостоятельно решать задачи, готовые брать на себя ответственность, преодолевать трудности, уметь грамотно строить взаимоотношения с другими людьми в социуме, осуществлять работу в команде [3].
Одним из механизмов реализации молодежной политики, способствующие воспитанию социально активных студентов является студенческое самоуправление. С федеральным законом «Об образовании в Российской федерации» (ст. 26) студенческое самоуправление представлено в виде такой структуры, как совет обучающихся или Студенческий совет. Он создан в целях учета мнения обучающихся, родителей и педагогических работников по вопросам управления образовательной организацией и при принятии образовательной организацией локальных нормативных актов, затрагивающих права и законные интересы студентов [1].
Однако, на сегодняшний день складывается ситуация, что студенты системы среднего профессионального образования во многом ограничены в своих возможностях по сравнению со студентами системы высшего профессионального образования. Этому свидетельствует факт подписания соглашения о сотрудничестве между Томским губернатором Сергеем Жвачкиным и главой Российского союза молодежи Павлом Красноруцким. По словам Павла Красноруцкого, необходимо усилить внимание к запросам и потребностям молодых. Они поставили перед собой задачу минимизировать разрыв в возможностях для молодежи в крупных городах и малых населенных пунктах, а также предложить системе СПО такой же широкий и по-настоящему интересный перечень мероприятий, который уже действует на площадках вузов». В рамках соглашения его участники намерены оказывать поддержку развитию молодежного творчества, волонтерских инициатив и проектной деятельности в интересах социальноэкономического развития региона [30].
Общественная деятельность в техникуме или социальная активность, которая проявляется в деятельности студенческого самоуправления - это один из видов проведения студентами своего досуга. В июне 2019 года Левада-центром было проведено социологическое исследование на тему «Досуг молодежи», целью которого было выяснить, как молодежь в возрасте от 14 до 29 лет проводит свободное время. Выборка составила 1500 респондентов городского и сельского населения России. В результате этого опроса было выявлено, что общественной и волонтерской деятельностью каждый день занимается 2% опрошенных, а раз в месяц 15%, никогда не занимаются 73%. Таким образом, на основании данных результатов, можно сделать вывод о низкой вовлеченности молодежи в активную социальную жизнь [33].
Студенческое самоуправление является одним из лучших способов для формирования личностных качеств и навыков студента, таких как уверенность в себе, жизнестойкость, оптимизм, дисциплинированность, коммуникабельность, креативность. Все это способно улучшить качество жизни студентов, повысить конкурентоспособность на рынке труда и впоследствии удовлетворенность собственной жизнью. Соответственно важно понимать, что будет способствовать эффективной деятельности студенческого самоуправления. Во-первых, это повышение степени вовлеченности в студенческое самоуправления и увеличение количества вовлеченных. Во-вторых, это формирование лидерских качеств, навыков и лидерского мышления руководителей студенческого самоуправления, которые способны будут эффективно управлять работой своей команды.
Краткий анализ степени изученности темы показывает, что развитие студенческого самоуправления как социального института в настоящее время является одним из приоритетных направлений молодежной политики. Многие авторы дают определения, описывают функции и дают рекомендации по улучшению качества его деятельности. Например, Павлова М.С. описывает сущность и социальные функции [57], организационные и правовые основы Студенческого совета раскрываются в методическом пособии Фатова И.С., Матвиенко Е.В. [72], изучением педагогических условий развития и нормального функционирования студенческого самоуправления в техникумах занимается Филимонюк Л.А., Ткаченко В.В. [73].
Студенческое самоуправление играет значительную роль в формировании и воспитании личности студентов СПО. Об этом утверждает Ковалева Ю. А. [39], Фатов И.С. [71], Павлова С.М. [57], Кудряшова Е. В. и Ю. Б. Переродина [43], а особый акцент на лидерских качествах делают Чернышева А. С., Чернышова О.В., Форопонова А.А., Трунова И.А. [77] , Снегова И.С. [69], Зайцева Е.В. Снегирева Ю.А. [36].
Кроме того, анализ литературы позволил определить, что в настоящее время актуальным является изучение удовлетворенности жизнью студентами техникумов. Впервые темой удовлетворенности жизнью занимался основоположник позитивной психологии Эд. Диннер [83]. В последние годы ее изучением занимаются такие исследователи, как Галиахметова Л. И. [26], Л. А. Головей М. В. Данилова М.В. [28], Савченко, Т. Н. [65], Мельникова Н. Н. [49]. Исследований удовлетворенности жизнью студентов в системе среднего профессионального образования гораздо меньше, чем в системе высшего образования. Так, например, выявлением взаимосвязи удовлетворенности жизнью и активности индивидуальности студентов вуза занималась Митрофанова Е.Н. [50], психологические особенности удовлетворенности жизнью в юном возрасте Вавилкина Н.Г. [23], взаимосвязью социальной активности и удовлетворенности качеством жизни Кузнецова Л.Б, Чуев А.С. [44].
Несмотря на большое количество источников по данной теме, остаются малоизученными вопросы:
1. о взаимосвязи удовлетворенности жизнью студентами системы
студенческого самоуправления и проявления социальной и лидерской активности посредством студенческого самоуправления;
2. какие использовать форматы работы по организации и методическому
сопровождению студенческого самоуправления для повышения степени вовлеченности и в деятельность студенческого самоуправления и выравнивание возможностей студентов системы СПО и системы ВПО.
Таким образом, изучение данной темы очень актуально в настоящее время и требует детального рассмотрения, а именно анализа существующей системы организационно-методического сопровождения студенческого актива студентов СПО и исследование психологических особенностей вовлеченности в студенческое самоуправление.
Проблема исследования: новые эффективные методы вовлечения студентов среднего профессионального образования в студенческое самоуправление.
Объект: студенческое самоуправление в системе среднего профессионального образования как проявление социальной активности.
Предмет: организационно-методическое сопровождение актива студенческого самоуправления (на примере ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий).
Цель: разработать программу организационно-методического сопровождения
актива студенческого самоуправления (на примере ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий).
Задачи:
6. Проанализировать существующие подходы к изучению студенческого самоуправления как социального института.
7. Рассмотреть феномен лидерства, как фактор, способствующий эффективной деятельности студенческого самоуправления в техникуме.
8. Рассмотреть удовлетворенность жизнью, как стимул проявления лидерской активности студентов техникума.
9. Выявить психологические особенности вовлеченности в студенческое самоуправление студентов ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий».
10. Разработать программу организационно-методического сопровождения актива студенческого самоуправления в условиях ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий».
Гипотеза исследования: необходимым условием эффективного организационнообразовательного сопровождения актива студенческого самоуправления является специальная работа с педагогами-тьютерами, направленная на расширение профессиональных компетенций по актуализации ресурса вовлеченности в студенческое самоуправление.
Методы исследования:
• Анализ
• Синтез
• Обобщение
• Индукция
• Социологическое анкетирование
• Психологическое тестирование:
- Шкала удовлетворенности жизнью в целом О.С. Копиной
- Шкала удовлетворенности основных жизненных потребностей О.С. Копиной
- Тест «Диагностика лидерских способностей» Е. Жариков, Е.Крушельницкий
-Тест жизнестойкости (адаптация опросника С. Мадди, Д.А.Леонтьев, Е.И. Рассказова, 2006).
Метод обработки данных - корреляционный анализ по критерию Спирмена, сравнительный анализ, социологический анализ. Статистическая Статистическая обработка данных проводилась при помощи программы IBM SPSS Statistics.
Теоретическая значимость работы: проанализирован российский и зарубежный опыт практик реализации студенческого самоуправления в системе СПО, сформулированы понятия студенческого самоуправления, лидеров студенческого самоуправления и удовлетворенности жизнью студентами, сформирована модель и предложена рекомендуемая структура студенческого самоуправления, систематизированы знания о качествах, навыках лидера студенческого самоуправления, обобщены знания о способах повышения удовлетворенности жизнью студентов и лидерских способностей в системе СПО.
Практическая значимость работы: разработаны рекомендации по организации и методическому сопровождению актива студенческого самоуправления в учреждениях системы СПО в форме программы, которую можно использовать для как курсов повышения квалификации для педагогов-тьюторов региональной флагманской программы «Студенческое самоуправление», и в результате данные знания адаптировать под любое учреждение СПО Томской области.
Опытно-экспериментальная база: ОГБПОУ «Томский техникум
информационных технологий».
Структура работы. Магистерская диссертация включает в себя введение, три главы, заключение, список использованной литературы и приложения. Во введении
обосновывается актуальность, определяются проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования. В первой главе рассмотрены теоретические основы организационнометодического сопровождения актива студенческого самоуправления в системе среднего профессионального образования: студенческое самоуправление как предмет
междисциплинарного исследования: сущность, структура, формы, функции и принципы; лидерский актив как значимый фактор эффективности студенческого самоуправления; удовлетворенность жизнью как стимул лидерской активности. Во второй главе представлены результаты проведенного автором исследования: психологические особенности проявления социальной активности студентов техникума, а именно описание программы исследования и исследовательской выборки; особенности общего уровня удовлетворенности жизнью, удовлетворенности основными жизненными потребностями, степени выраженности лидерских способностей, уровня жизнестойкости у студентов, имеющих разный опыт вовлеченности в студенческое самоуправление; особенности вовлеченности в различные формы социальной активности лидеров и активистов студенческого самоуправления. В третьей главе изложены предложения по организации и методическому сопровождению деятельности студенческого самоуправления в учреждениях среднего профессионального образования: программа организационнометодического сопровождения актива студенческого самоуправления и технологические приемы организации деятельности студенческого самоуправления . В заключении изложены общие результаты исследования, сформулированы основные выводы, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, и представлены перспективы и дальнейшие планы. Список использованной литературы включает 88 наименований. В приложении представлен инструментарий исследования и статистические результаты тестирования и анкетирования.
Положения, выносимые на защиту
1. Вовлеченность в студенческое самоуправление можно рассматривать как дополнительную возможность, способствующую повышению уровня удовлетворенности жизнью и самореализации в процессе обучения в учреждениях среднего профессионального образования.
2. Расширение профессиональных компетенций педагогов-тьютеров по организационно-методическому сопровождению актива студенческого самоуправления предполагает владение технологическими приемами по актуализации ресурса вовлеченности в студенческое самоуправление.
Студенческое самоуправление в системе среднего профессионального образования является одним из механизмов реализации молодежной политики и одним из лучших средств для проявления социальной активности, что способствует развитию личностных качеств студента, надпрофессиональных компетенций, которые повышают конкурентоспособность выпускников на рынке труда.
В результате анализа литературы было выявлено, что на сегодняшний день социальной активностью занимается малочисленная доля студентов техникумов, и что студенты системы среднего профессионального образования во многом ограничены в своих возможностях по сравнению со студентами системы высшего профессионального образования. В связи с этим существует необходимость в поиске и разработке новых эффективных методов вовлечения студентов СПО в студенческое самоуправление и специальная работа с педагогами-тьютерами, направленная на расширение профессиональных компетенций по актуализации ресурса вовлеченности в студенческое самоуправление.
Для решения данной проблемы автором магистерской диссертации был проведен анализ подходов к изучению студенческого самоуправления, феномена лидерства, как фактора эффективной деятельности студенческого самоуправления, удовлетворенности жизнью, как стимула проявления лидерской активности. Проведено исследование в форме психологического тестирования и социологического анкетирования, направленное на выявление психологических особенностей проявления социальной активности студентов ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий» и разработана программа организационно-методического сопровождения актива студенческого самоуправления.
1. В результате реализации первой задачи, были выявлены следующие
противоречия и недостатки:
- отсутствие единого понимания сущности студенческого самоуправления (существуют разные подходы к определению - юридический, политический, педагогический, психологический, социологический);
- отсутствие четко сформулированных функций и принципов студенческого самоуправления;
- в структуре студенческого самоуправления в Томской области представлена лишь одна форма ССУ (студенческий совет) и нет такого важного направления, как «наставничество», а в структуре Томского техникума информационных технологий такая форма студенческого самоуправления, как студенческие клубы находятся в составе студенческого совета и никак не представлена их деятельность.
Было сформулировано определение понятия «студенческое самоуправление» в широком и узком смысле и сформирована модель студенческого самоуправления, которая содержит в себе определение данного понятия, формы, функции, принципы студенческого самоуправления и рекомендуемую организационную структуру. Данная модель в дальнейшем была включена в программу организационно-методического сопровождения актива студенческого самоуправления.
2. В результате реализации второй задачи исследования было определено, что отсутствует определение «лидер студенческого самоуправления», а также четких рекомендаций по поводу того, как способствовать совершенствованию лидерских навыков у лидеров студенческого самоуправления.
Было сформулировано определение лидеров студенческого самоуправления - это студенты, обладающие лидерскими качествами, навыками и мышлением на высоком уровне.
На основе обобщения теорий лидерства и подходов к определению данного понятия были выделены основные составляющие лидерства:
- лидерские качества: дисциплинированность, ответственность, стойкость,
коммуникабельность, стрессоустойчивость, гибкость, харизматичность, энергичность;
- лидерские навыки: открыто выражать свои мысли, агрументированно
представлять свою точку зрения, убеждать и вести за собой, работать с командой, делегировать;
- лидерское мышление: творческое, инновационное, проактивное.
Определены основные методы, с помощью которых можно способствовать формированию лидерских способностей:
- совершенствование практик наставничества в форме студент-студент и педагог- студент;
- создание условий для выполнения основной функции студенческого самоуправления - участие в соуправлении техникума и решение реальных вопросов жизнедеятельности студентов, касающихся их прав и законных интересов;
- способствование формированию жизнестойкости и увеличению степени вовлеченности с помощью специальных методик и программ.
3. В результате реализации третьей задачи исследования было выявлено, что во многих современных исследованиях анализируется взаимосвязь удовлетворенности жизнью студентов с различными средовыми и социально-психологическими факторами, однако недостаточно исследована взаимосвязь с таким феноменом как социальная и лидерская активность студентов системы СПО.
Были сделаны следующие выводы:
- удовлетворенность жизненных потребностей связана с мотивами осуществления деятельности в студенческом самоуправлении;
- удовлетворенность жизнью состоит из трех компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого;
- многие из факторов удовлетворенности жизнью связаны с проявлением социальной и лидерской активности и с жизнестойкостью, такие как оптимизм, уверенность в себе, психологическая устойчивость, эффективные социальные контакты, плодотворный досуг, творческая самореализация, уверенность в будущем, достижение поставленных целей.
Определены некоторые способы повышения удовлетворенности жизнью студентами:
- совершенствование навыков эмоционального интеллекта (навыков управления собственными эмоциями);
- корректировка копинг-стратегий (поведения в стрессовых ситуациях);
- формирование лидерских навыков и способностей.
4. В результате реализации четвертой задачи исследования были выявлены
следующие проблемы в системе студенческого самоуправления:
- постоянная смена состава студенческого самоуправления (малое количество тех, кто проявляет социальную активность на регулярной основе);
- не все лидеры студенческого самоуправления обладают высокими лидерскими способностями и высокой жизнестойкостью;
- нагрузка между лидерами и активистами студенческого самоуправления распределена не равномерно, больше всего задач выполняют лидеры.
Обнаружены следующие особенности вовлеченности лидеров и активистов в студенческое самоуправление:
- активисты и лидеры ССУ более удовлетворены своей жизнью, чем студенты, не вовлеченные в студенческое самоуправление, а это значит, что студенческое самоуправление способно повышению удовлетворенности жизнью студентов;
- существует взаимосвязь вовлеченности в студенческое самоуправление и удовлетворенности таких жизненных потребностей как учеба, внешкольные мероприятия, хобби, взаимоотношения с друзьями;
- главные мотивы участия в деятельности студенческого самоуправления: общение, саморазвитие и положительные эмоции, реализация потенциала, личностный рост, желание быть в центре интересных событий и желание быть частью студенческого коллектива;
- главные причины отсутствия мотивации к проявлению социальной активности у студентов, не вовлеченных в ССУ: отсутствие времени, интереса к данной деятельности и понимания, для чего это вообще нужно ;
- больше всего на социальную активность затрачиваются такие ресурсы, как время, силы и энергии, эмоции; преобладающие негативные эмоции: это усталость и робость, позитивные эмоции: удовольствие, радость;
- существует значимая взаимосвязь между вовлеченностью в студенческое самоуправление и лидерскими способностями;
- мотивация создавать что-то новое, проявлять инициативу есть и у активистов, и у лидеров студенческого самоуправления, а это относится к инновационному творческому мышлению;
- формирование лидерских способностей лидеров и активистов ССУ способствует повышению жизнестойкости и удовлетворенности жизненных потребностей студентов, таких как семейные отношения, внешкольные мероприятия, бытовая сфера, досуг, материальное благополучие, друзья, социальная сфера, жизненные перспективы.
5. В результате реализации последней пятой задачи исследования была
разработана программа организационно-методического сопровождения актива студенческого самоуправления.
Цель программы: повышение количественных и качественных показателей эффективности системы студенческого самоуправления в ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий» с помощью внедрения новых форматов работы по организации деятельности студенческого самоуправления и определения компетенций педагога-тьютора студенческого самоуправления.
Срок реализации: сентябрь 2022г. - май 2023 г. (в течении всего учебного года).
Целевая аудитория: студенты ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий», 3 категории: лидеры студенческого самоуправления, активисты
студенческого самоуправления, студенты, не вовлеченные в студенческое самоуправление. Количество студентов в техникуме: 1260 человек.
Структура программы:
1. предложения по определению компетенций педагога-тьютера;
2. предложения по организации работы с лидерами и активистами студенческого самоуправления;
3. предложения по организации работы со студентами, не вовлеченными в деятельность студенческого самоуправления;
4. рекомендуемый план работы на один учебный год по организационнометодической работе с активом студенческого самоуправления;
5. критерии и методы оценки эффективности и результативности программы.
Предложены следующие технологические приемы организации деятельности студенческого самоуправления:
1. технологии формирования лидерского мышления (технология формирования образа будущего «РОСТ», технология «Источники суперсилы»);
2. методы развития эмоционального интеллекта (методики «Дневник
благодарностей», «Дневник успеха», «Журналирование»);
3. технологии управления собственным временем - тайм менеджмент;
4. методики, направленные на поддержку ресурсного состояния (методики «Сканирование тела», «Коридор ресурсов», «Рука помощи», способы формирования полезных привычек);
5. упражнения на знакомство и на сплочение (упражнения «Великолепная
Валерия», «Покрывало», «Линия жизни», «Найди пару»).
В результате реализации программы ожидаются следующие результаты:
Количественные показатели Качественные показатели
В течение года не будет происходить смены лидеров ССУ и 90% из них оставят свои позиции на следующий год. У лидеров ССУ будут сформированы лидерские навыки, качества и мышление.
Регулярно действующих активистов станет больше на 20%. Лидеры и активисты ССУ станут более уверенными в себе.
Вовлечено в деятельность ССУ на 20% больше студентов техникума по сравнению с предыдущим годом Лидеры и активисты ССУ станут более удовлетворенными жизнью
Станет разработано и реализовано на 20% больше студенческих проектов. Лидеры и активисты станут более
жизнестойкими к жизненным трудностям
У лидеров и активистов будет сформирован эмоциональный интеллект
В дальнейшем планируется апробация данной программы в ОГБПОУ «Томский техникум информационных технологий». При подтверждении эффективности программы, ее можно использовать в качестве материала для курса повышения квалификации для педагогов-тьюторов студенческого самоуправления системы среднего профессионального образования Томской области.
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный закон от 31.07.2020 N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся".
3. Распоряжение Правительства РФ от 29.11.2014 N 2403-р «Об утверждении Основ государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».
4. Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ"О молодежной политике в Российской Федерации".
5. Федеральный закон от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
6. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".
7. Национальный проект "Образование" (Федеральный проект "Социальная активность").
8. Устав ОГБПОУ «Томский техникум и информационных технологий».
9. Авдеев П.С. Эволюция и современные тенденции теории лидерства:
[Электронный ресурс] // 2017. - URL: https://sci-article.ru/stat.php?i=1496056150 (Дата
обращения 04.03.2021).
10. Алабугина Ю. В. Толковый словарь русского языка/карманная библиотечка словарей: изд.-во АСТ. - 2015. - 322 с.
11. Алексеев А. Я. Студенческое самоуправление как фактор успешной адаптации студентов // Инновационное развитие профессионального образования. — 2020. — № 3 (27). — С. 84-87.
12. Ангеловская С. К. К проблеме формирования социальной активности обучающихся в условиях образовательного процесса в ПОО СПО // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 3 (23).— С. 79-84.
13. Астаева С.С. Студенческое самоуправление как способ подготовки студентов СПО к конкурсам профессионального мастерства// Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук . - 2017. - С 1-3.
14. Баженова Н. Г. Особенности социальной активности студентов, вовлеченных в общественную деятельность // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2015. - С. 146-154.
15. Базаров Т.Ю. Формула лидерства: взгляд сквозь десятилетия //
Организационная психология: изд: М., 2019. - С. 226-237.
..88