ЛИЧНОСТНЫЕ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИГРИРУЮЩЕЙ МОЛОДЕЖИ: МИГРИРУЮЩИХ КАЗАХСТАНЦЕВ, РОССИЯН, ОСУЩЕСТВИВШИХ ПЕРЕЕЗД ИЗ МАЛЫХ НАСЕЛЕННЫЙ ПУНКТОВ, И ЖИТЕЛЕЙ НОВОСИБИРСКА
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы исследования 7
1.1 Возрастные особенности молодежи 23-30 лет 7
1.1.1 Кризис молодости и формирование эго-идентичности 7
1.1.2 Значимость осмысленности жизни в молодости 12
1.1.3 Совладающее поведение как способ выхода из кризиса в период молодости 14
1.2 Эмоционально-личностные особенности мигрирующей молодежи 18
1.2.1 Образование как ключевой фактор миграции казахстанцев 18
1.2.2 Психологические ресурсы адаптации к новым социальным условиям миграции в
период молодости 20
Выводы по первой главе 23
2 Эмпирическое исследование личностных и эмоциональных особенностей казахстанцев, переехавших россиян и местных жителей 25
2.1 Описание выборки и методов эмпирического исследования 26
2.1.1 Описание выборки 26
2.1.2 Описание использованных методик 28
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования 34
2.2.1 Описание эмоциональной сферы и личностных черт казахстанцев, в сравнении с
переехавшими россиянами и местными жителями 34
2.2.2 Различия между группами 38
Выводы по второй главе 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 46
ПРИЛОЖЕНИЯ 52
Приложение А. Шкала психологического стресса 52
Приложение Б. Опросник проактивного совладающего поведения 55
Приложение В. Шкала дифференциальных эмоций 57
Приложение Г. Тест смысложизненных ориентаций 59
Приложение Д Опросник измерения статуса эго-идентичности 62
Приложение Е. Социально-демографическая анкета 64
Актуальность исследования. Современное общество характеризуется глобальными процессами миграции, которые затрагивают различные возрастные группы, в том числе и молодежь. Молодые люди, в силу возрастных особенностей и этапов жизненного развития, особенно подвержены влиянию новых социальных и культурных условий, что актуализирует изучение их личностных и эмоциональных особенностей. Молодость представляет собой время активного решения жизненно важных задач: выбор профессии, создание семьи, формирование устойчивой системы ценностей и обязательств, а также осознание своей роли в обществе, которые сопровождаются процессом кризиса молодости.
Миграция усиливает кризисные проявления, с которыми сталкивается молодежь, так как переезд сопряжен с необходимостью адаптации к новым условиям, социальной среде и культурным нормам. В данном исследовании рассматриваются три группы молодежи: казахстанцы, мигрирующие в Новосибирск, россияне из малых населенных пунктов, перебравшиеся в крупный город, а также местные жители. Все они сталкиваются не только с образовательными вызовами, но и с личностными и эмоциональными трудностями, связанными с самоидентификацией и осмыслением своего жизненного пути.
Актуальность данного исследования подчёркивает значимость изучения личностных и эмоциональных особенностей молодых мигрантов ввиду того, что эти особенности играют ключевую роль не только в адаптации молодежи, но и в прохождении кризиса молодости, возникающего как естественная реакция на происходящие изменения. Психологические ресурсы, такие как совладающее поведение, осмысленность жизни и сформированная эго-идентичность, играют ключевую роль в преодолении трудностей, связанных с миграцией и периодом кризиса молодости.
Таким образом, актуальность работы определяется ростом масштабов молодежной миграции, необходимостью анализа её влияния на личностное и эмоциональное развитие, а также потребностью в поиске эффективных стратегий помощи молодежи в преодолении кризиса молодости.
Цель исследования — изучение личностных и эмоциональных особенностей мигрирующей молодежи: мигрирующих казахстанцев, россиян, переехавших из малых населенных пунктов, и жителей г. Новосибирск.
Степень разработанности проблемы. Исследования подчеркивают значимость возрастных кризисов в период ранней взрослости, однако специфическое влияние миграции на эти процессы остается недостаточно изученным . Существует богатая эмпирическая база по отдельным аспектам, таким как кризис молодости, совладающее поведение, осмысленность жизни и эго-идентичность. Однако интегративные исследования, объединяющие кризис молодости, миграцию и их влияние на личностное развитие, остаются редкостью. Эмпирические данные о молодежи из Казахстана, переезжающей в Россию, практически отсутствуют. Большая часть существующих исследований сосредоточена либо на внутренних миграциях, либо на глобальных миграционных процессах, что создаёт необходимость изучения данной проблемы в межкультурном контексте.
Объект исследования: личностные и эмоциональные особенности мигрирующей молодежи.
Предмет исследования: уровень стресса, совладающее поведение, текущее эмоциональное состояние, эго-идентичность и осмысленность жизни мигрирующей молодежи (на примере мигрирующих казахстанцев, россиян, переехавших из малых населенных пунктов, и жителей Новосибирска).
Основная гипотеза состоит в том, что проживание кризиса молодости у переехавших в Россию (г. Новосибирск) казахстанцев будет отличаться от переехавших из других регионов России и от жителей города.
Дополнительная гипотеза: мы предполагаем, что будут достоверные различия в особенностях совладающего поведения, эмоциональной сферы, осмысленности жизни и эго-идентичности.
Выделим следующие задачи исследования:
1. Проанализировать современные источники научной литературы по проблеме изучения личностных и эмоциональных особенностей молодежи, дать определение основным понятиям: «кризис молодости», «эго-идентичность», «осмысленность жизни», «совладающее поведение».
2. Подобрать психолого-диагностический инструментарий, соответствующий цели исследования.
3. Провести эмпирическое исследование личностных и эмоциональных особенностей трех групп: казахстанцев, россиян, переехавших в г. Новосибирск, а также местных жителей.
4. Изучить и описать личностные и эмоциональные особенности трех групп.
5. Установить и описать различия в личностных и эмоциональных особенностях испытуемых трех групп.
Теоретические методы исследования: анализ научных трудов, монографий, статей, материалов конференций и учебно-методической литературы. С помощью дедуктивного метода была построена логика исследования, начиная с общего теоретического осмысления темы и заканчивая детальным рассмотрением конкретных аспектов. Также применялись методы синтеза и обобщения полученных результатов для обоснования и подтверждения ключевых положений работы.
Психодиагностические методики исследования:
1. Шкала психологического стресса Р8М-25 Л. Лемура, Р. Тесье, Л. Филлиона, адаптация Н.Е. Водопьяновой.
2. Опросник проактивного совладающего поведения PCI Л. Аспинвалл, Р. Шварцера и Э. Грингласс, адаптация Е.П. Белинская, А.В. Вечерин.
3. Шкала дифференциальных эмоций DES К. Изард, адаптация А.Б. Леоновой, М.С. Капица.
4. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьев.
5. Опросник объективного измерения статуса эго-идентичности OMEIS-R Дж.Р. Адамс, адаптация Т.А. Гавриловой, Е.В. Глушак.
Статистический анализ: все данные, полученные в ходе психологического исследования, были внесены в компьютерные базы и обработаны с использованием стандартных методов анализа, представленных в пакете статистических программ «SPSS Statistics 23».
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении и углублении существующих концепций о кризисе молодости, совладающем поведении, осмысленности жизни и эго-идентичности в контексте психоэмоциональных процессов у молодых мигрантов.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения его результатов для разработки эффективных методов поддержки молодежи, улучшения адаптационных процессов и повышения качества жизни мигрантов в условиях кризиса молодости. Результаты исследования могут быть использованы в психологической практике при работе с мигрантами как в индивидуальном, так и в групповом формате.
Теоретико-методологические основания работы. В качестве теоретической основы кризиса молодости взяты исследования Л.С. Выготского, Э. Эриксона, Е.Л. Солдатовой, И.А. Шляпниковой, Е.Е. Сапоговой и др. Вопросы формирования эго - идентичности и осмысленности жизни рассматривались в трудах Д.А. Леонтьева, В.Е. Клочко и О.М. Краснорядцевой, а также в зарубежных работах Э. Эриксона и Дж. Марсиа. Изучение совладающего поведения отражено в исследованиях Е.С. Старченковой, К. Муздыбаева и в трудах зарубежных авторов Р. Лазаруса и С. Фолкман.
Выпускная квалификационная работа включает введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы, а также шесть приложений, содержащих интерпретации методик и анкету. В первой главе проводится теоретический анализ феноменов эго-идентичности, осмысленности жизни и совладающего поведения в контексте молодости, также рассматриваются эмоционально-личностные характеристики мигрирующих молодых людей. Вторая глава посвящена описанию методик, характеристике исследуемой выборки и анализу полученных данных, включая результаты описательной статистики и различий между группами.
В рамках теоретического анализа были изучены и проанализированы современные источники научной литературы по проблеме изучения личностных и эмоциональных особенностей молодежи. В числе основных авторов, на работы которых мы опирались, можно выделить Л.С. Выготского, Е.Л. Солдатову, И.А. Шляпникову, Е.Е. Сапогову и Э. Эриксона. При рассмотрении миграции молодежи необходимо учитывать возрастные особенности и специфику кризиса молодости, который является важным психологическим этапом. Этот период связан с поиском себя, переосмыслением жизненных целей и адаптацией к взрослой жизни, а также характеризуется переоценкой ценностей, определением направления жизненного пути, стремлением к самореализации и выбором между социальными ожиданиями и личными желаниями. Кризис молодости нередко становится значимым этапом личностного развития, который, преодолевая трудности, помогает формированию зрелой идентичности и психологической устойчивости.
В связи с этим появляется необходимость изучения таких феноменов, как эго - идентичность, осмысленность жизни и совладающее поведение, которые играют ключевую роль в преодолении кризиса. Формирование эго-идентичности и осмысленности жизни рассматривалось в трудах Д.А. Леонтьева, В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцевой, а также зарубежных авторов, таких как Э. Эриксон и Дж. Марсиа. Вопросы совладающего поведения отражены в работах Е.С. Старченковой, К. Муздыбаева и зарубежных исследователей, включая Р. Лазаруса и С. Фолкман.
Цель исследования достигнута: были проанализированы личностные и эмоциональные особенности мигрирующей молодежи, а именно мигрирующих казахстанцев, россиян, переехавших из малых населенных пунктов, и жителей г. Новосибирск. Для реализации этой цели были решены задачи, распределенные по этапам исследования.
На первом этапе исследования осуществлён анализ научной литературы, посвящённой основным феноменам, изучаемым в данной работе. После этого был подобран психолого-диагностический инструментарий, соответствующий поставленной цели. Третий этап включал проведение эмпирического исследования личностных и эмоциональных особенностей мигрирующей молодежи (на примере трех групп: мигрирующие казахстанцы, переехавшие россияне и жители г. Новосибирск). На завершающих этапах был проведен анализ данных на предмет нормальности распределения, далее были описаны эмоционально-личностные характеристики групп. На пятом этапе исследования были более подробно изучены различия между группами .
Согласно описательной статистике, первой группе присущи следующие особенности: низкий уровень психической напряженности, высокий уровень проактивного совладающего поведения (по всем шкалам), умеренные значения по шкалам дифференциальных эмоций и осмысленности жизни, а также средние показатели по шкалам эго-идентичности. Исключением стал низкий уровень принятой эго-идентичности, который свидетельствует о незавершенности формирования системы ценностей, связанной с влиянием ценностей других людей. Этот результат, в сочетании с умеренным уровнем диффузной эго-идентичности, указывает на то, что группа казахстанцев находится в процессе кризиса идентичности, являющегося кризисом молодости.
Показатели шкал осмысленности жизни демонстрируют активный процесс переосмысления целей и ценностей, характерный для данного возрастного периода. Полученные данные свидетельствуют, что, несмотря на кризис, молодые казахстанцы обладают значительными ресурсами для его преодоления. Высокий уровень проактивного совладающего поведения способствует эффективному преодолению трудностей, что подтверждается устойчивыми эмоциональными и смысловыми ориентирами.
Сравнительный анализ между группами показал, что группа казахстанцев и группа молодых людей, переехавших из малых населенных пунктов, испытывают схожие эмоционально-личностные изменения, связанные с кризисом молодости. В то же время у жителей г. Новосибирска выявлены существенные отличия. Установлены достоверные различия в совладающем поведении (между второй и третьей группами), эмоциональной сфере (между первой и третьей группами), осмысленности жизни (между второй и третьей группами), а также эго-идентичности (между первой и третьей, второй и третьей группами). Исключение составил показатель психической напряженности, который оказался одинаково низким во всех трех группах и рассматривался исключительно для общей оценки.
Результаты эмпирического исследования личностных и эмоциональных особенностей мигрирующей молодежи подчеркивают ключевую роль совладающего поведения и осмысленности жизни в успешном преодолении кризиса молодости и формировании зрелой эго-идентичности. Эти факторы становятся особенно важными в условиях переезда, когда личность одновременно сталкивается с переосмыслением жизненных целей, адаптацией к взрослой жизни и необходимостью приспособления к новой среде.
Таким образом, основная гипотеза исследования частично подтверждена: молодые люди, переехавшие из Казахстана и малых населенных пунктов России в г. Новосибирск, демонстрируют схожие личностные и эмоциональные изменения, характерные для периода молодости, тогда как у местных жителей г. Новосибирск выявлены отличия. Дополнительная гипотеза о наличии достоверных различий между группами также нашла частичное подтверждение.
Несмотря на ограниченность интегративных исследований, объединяющих темы кризиса молодости, миграции и их влияния на личностное развитие, а также нехватку эмпирических данных о молодежи из Казахстана, переезжающей в Россию, результаты данного исследования открывают перспективы для дальнейшего изучения этих вопросов. Особое внимание может быть уделено исследованию кризиса молодости у мигрантов.
Практическая значимость исследования заключается в возможности применения его выводов для разработки эффективных методов поддержки молодежи, улучшения адаптационных процессов и повышения качества жизни молодых мигрантов в условиях кризиса молодости. Результаты могут быть использованы в психологической практике как в индивидуальной, так и в групповой работе с лицами молодого возраста.
1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики.терапии. / Абабков В. А. - 2004. - М.: Перре М. - 166 с.
2. Абжаппарова А. А. Проблема студенческой миграции в Республике Казахстан // Вестник КазНУ. Серия философии, культурологии и политологии. - 2019. - № 3. - С. 100-109. - URL: https://bulletin-philospolit.kaznu.kz/index.php/1-pol/article/view/1091/1049(дата обращения: 13.11.2024).
3. Абрамов К. В. Особенности социальнопсихологической адаптации молодежи
в трансформирующемся обществе // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и Психология. - 2010. - № 2. - C. 92-102. - URL: https://journal.tversu.ru/index.php/psychology/article/view/3288 (дата обращения: 11.11.2024) .
4. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. / Г. С. Абрамова. - 4-е изд., стереотип. М. : Издательский центр, 1999. - 672 с.
5. Баксанский О. Е., Скоробогатова А. В. Психологические особенности развития личности в период молодости // Образовательные технологии. - 2020. - № 2. - С. 77-86.
- URL: https://www.iedtech.rU/files/journal/2020/2/2_2020_77-86.pdf(дата обращения:
14.11.2024) .
6. Белинская Е.П., Вечерин А.В. Адаптация диагностического инструментария: опросник «Проактивный копинг» // Социальная психология и общество. - 2018. - Т.9, № 3. - С. 137-145.
7. Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В. А. Бодров.
- 3-е изд. — М.: Изд-во ПЕР СЭ, Ай Пи Ар Медиа, 2024. -528 c.
8. Боковиков А. М. Энциклопедия глубинной психологии. Т. III. Последователи Фрейда / А. М. Боковиков. Пер. с нем. - Москва : Когито-Центр, 2002. - 410 с. URL : https://www.studentlibrary.ru/book/ISBN5893530713.html(дата обращения: 10.11.2024).
9. Бюро национальной статистики Республики Казахстан / Агентства по
стратегическому планированию и реформам РК. - [Б. м.], 2019-2024.- URL:
https://stat.gov.kz/ru/(дата обращения: 20.11.2024).
10. Водопьянова Н. Психодиагностика стресса / Н. Водопьянова. - СПб. : Питер, 2009. - 329 с.
11. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Почему
молодежь переезжает - и хорошо ли это для страны. - [Б. м.], 2024. - URL: https://wciom.ru/expertise/pochemu-molodezh-pereezzhaet-i-khorosho-li-ehto-dlja-strany(дата обращения: 07.11.2024).
12. Выготский Л. С. Психология. / Л. С. Выготский. - М.: Апрель-Пресс, 2000. - 1008 с.
13. Гаврилова Т.А., Глушак Е.В. Психометрическое исследование шкалы интерперсональной идентичности методики объективного измерения статуса эгоидентичности Дж. Адамса // Психологическая диагностика. - 2011. - № 3. - С. 3-18.
14. Георгиевский А. Б. Философские проблемы теории адаптации / Георгиевский А. Б., Петленко В. П., Сахно А. В., Царегородцев Г. И. // под ред. Г. И. Царегородцева.
- Москва : Мысль, 1975. - 276 с.
15. Горфинкель Э. И., Клейников И. К. Ранняя диагностика психической дезадаптации малых групп // Вопросы психической адаптации: сб. науч. трудов. Новосибирск, 1974. - С. 125-139.
16. Дерманова И. Б., Манукян В. Р. Личностная зрелость: к определению психологического содержания // Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. - 2010. - № 4. - С. 68-73. - URL: https://pureportal.spbu.ru/en/publications(дата обращения: 12.11.2024).
17. Дмитриев Ю. Н. Адаптация молодежи сел и малых городов юга Прибайкалья к среде крупного города (социально-географический аспект) // Вестник Иркутского государственного технического университета - 2014. - № 2. - C. 52-62.
18. Долгова В.И. Исследование смысложизненных ориентаций студентов факультета психологии // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.
- С. 283-289.
19. Журавлева А. Л. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте / Журавлева А. Л., Сергиенко Е. А. - М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2011. - 512 с.
20. Зубко Е. Ю. Смысложизненные ориентации у студентов разных направлений подготовки // Мир науки. Педагогика и психология. - 2018. - № 2. - 200 с.
21. Иванова А. И. Социально-психологическая адаптация: классификация и
механизмы // Вестник университета. - 2014. - № 3. - C. 255-259. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-klassifikatsiya-i- mehanizmy(дата обращения: 20.11.2024).
22. Калюжный А. А. Образование молодежи и развитие современного общества (Казахстан) // Адаптация личности в современном мире: сб. науч. тр. - Вып. 4 - Саратов, 2011. - 320 с.
23. Константинов В. В. К вопросу о понятии «адаптация» // Проблемы
социальной психологии личности : межвузовский сборник научных трудов / ред. Р. М. Шамионов. - 2005. - № 2. - C. 52-62. - URL:
http://www.lib.mgppu.ru/OpacUnicode/app/webroot/index.php7urU/notices/index/IdNotice: 478853/Source:default (дата обращения: 19.11.2024).
24. Кривова Ю. Ю. Биографические кризисы и их преодоление в молодости // Мир науки. Педагогика и психология. - 2024. — Т.12, № 2. - URL: https://mir- nauki.com/PDF/25PSMN224.pdf(дата обращения: 17.11.2024).
25. Крысько В. Г. Социальная психология: курс лекций / В. Г. Крысько. - 3-е изд. - М.: Омега-JI, 2006. - 352 с.
26. Крюкова Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг- шкалы. / Крюкова Т. Л. - Кострома: Авантитул, 2007. - 64 с.
27. Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения: монография. - Кострома: Авантитул, 2004. - 274 с.
28. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние, проблемы и перспективы: дис. ... дра психол. наук / Т. Л. Крюкова. - Москва, 2005. - 473 с.
29. Леонова А.Б., Блинникова И.В., Капица М.С. Трансформация системы когнитивных ресурсов при возрастании эмоциональной напряженности. // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2019. - №1. - С. 69-90.
30. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. / А. Н. Леонтьев- М.: Политиздат, 1975. - 304 с.
31. Леонтьев В. Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования / В. Г. Леонтьев. - Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. - 264 с.
32. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Леонтьев Д. А. - М.: Смысл, 2009. - 511 с.
33. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Леонтьев Д. А. - 2-е изд. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
34. Лесникова Е.А. Процесс становления идентичности в период ранней зрелости личности / Е. А. Лесникова, Е. Н. Скрипачева, Н. Ф. Ефремова // Вестник Московского информационно-технологического университета - Московского архитектурно¬строительного института. - 2021. - № 4. - С. 85-92.
35. Махмутова Р. К. Взаимосвязь осмысленности жизни и личностных
особенностей студентов // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2009. - № 2. - С. 68-73. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n7vzaimosvyaz-osmyslennosti-zhizni-i-lichnostnyh- osobennostey-studentov(дата обращения: 12.11.2024).
36. Мещеряков Б. Г. Большой психологический словарь / Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. - 3-е издание. М., 2002. - 630 с.
37. Митин Д. Н. Образовательная (учебная) миграция: понятие, проблемы и пути
решения // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2013. - Т. 15, № 4. - С. 123-133. - URL: https://journals.rudn.ru/political-
science/article/view/8976/8427/ru_RU (дата обращения: 14.11.2024).
38. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.
39. Муздыбаев К. Стратегия совладания с жизненными трудностями.
Теоретический анализ // Журнал социологии и социальной антропологии. - 1998. - Т. 1, № 2. - C. 102-112. - URL: https://cyberleninka.ru/article/nZstrategiya-sovladaniya-s-
zhiznennymi-trudnostyami-teoreticheskiy-analiz/viewer (дата обращения: 13.11.2024).
40. Мухаметзянова Л.К., Хизбуллина Р.Р. Миграция сельской молодежи в
современных условиях // Социология молодежи - 2018. — № 4. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/migratsiya-selskoy-molodezhi-v-sovremennyh-usloviyah(дата обращения: 19.11.2024).
41. Мухина B. C. Феноменология развития и бытия личности: Избранные психологические труды / Мухина B. C. // Акад. пед. и соц. наук, Моск. психол. - соц. ин¬т. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1999. - 640 с.
42. Налчаджян А. А. Социально-психологическая адаптация личности (формы, механизмы и стратегия). - М.: Ереван, 1988. - 237 с.
43. Образовательная политика Казахстана в условиях миграции молодёжи /
Леденева В. Ю., Ломакина О. В., Джунусов А. М., Бегасилов Б. Т. // Высшее образование в России. - 2021. - Т. 30, № 6. - С. 156-168. - URL:
https://www.fnisc.ru/publ.html?id=9611&type=publ(дата обращения: 14.11.2024).
44. Овчинников А. А., Султанова А. Н. Особенности психологической адаптации студентов-мигрантов // Медицина и образование в Сибири. - 2014. - № 3. - C. 15. - URL: https://library.ngmu.ru/search/view?mfn=8881&irbisBase=SOTR(дата обращения:
23.11.2024) .
45. Одинцова М. А. Психология жизнестойкости / М. А. Одинцова. - 2-е изд., стереотип. М. : Флинта, 2015. - 201 с.
46. Пергаменщик Л.А. Кризисная психология : учеб. пособие. Мн. : Высш. шк., 2004. - 288 с.
47. Психодиагностика толерантности личности / Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Прокофьева Т.Ю. и [др.]: под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. - М.: Смысл, 2008. - 172 с.
48. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
49. Рыжков Д. Л. Миграция как форма социальной мобильности в глобальной социальной структуре // Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2013. - №5. - С. 135-140.
50. Сергиенко Е. А. Контроль поведения как субъектная регуляция / Е. А. Сергиенко, Г. А. Виленская, Ю. В. Ковалёва // РАН, Институт психологии. - Москва : Институт психологии РАН, 2010. - 350 с.
51. Скиртач И. А., Пахомова В. А. Особенности проявления смысложизненного кризиса у лиц молодого возраста // Национальный психологический журнал. Возрастная психология. - 2020. - Т. 19, № 2. - С. 11-21. - URL: https://npsyj.ru/articles/article/11013/(дата обращения: 14.11.2024).
52. Солдатова Е. Л., Шляпникова И. А. Эго-идентичность как
системообразующий фактор формирования личностной зрелости // Психология, психофизиология. - 2010. - № 27. - С. 66-74. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ego- identichnost-kak-sistemoobrazuyuschiy-faktor-formirovaniya-lichnostnoy-zrelosti (дата
обращения: 17.11.2024).
53. Старченкова Е. С. Программа обучения конструктивному совладающему
поведению в профессионально трудных ситуациях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. - 2016. - Т. 6, № 2. - С. 122-134. - URL:
https://psyjournals.ru/journals/vspu_psychology/archive/2016_n2/Starchenkova (дата
обращения: 13.11.2024).
54. Султанова А. Н. Психологические детерминанты успешной адаптации студентов-мигрантов / Султанова А. Н., Тагильцева Е. В., Станкевич А. С. // Вестник Московского университета. - 2021. - № 3. - С. 129-147.
55. Султанова А. Н., Тагильцева Е. В., Станкевич А. С. Психологические детерминанты успешной адаптации студентов-мигрантов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2021. - № 3. - C. 129-147. - URL: https://msupsyj.ru/articles/article/9196/(дата обращения: 10.11.2024).
56. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник: Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева; вст. ст. Д. А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368с.
57. Чередниченко Г. А. Молодёжь после получения среднего образования:
образовательные и профессиональные траектории // Вестник Института социологии. - 2011. - Т.2, № 1. - C. 67-86. - URL: https://www.vestnik-isras.ru/article/110(дата
обращения: 10.11.2024).
58. Шаповаленко И. В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И. В. Шаповаленко. - М.: Смысл, 2005. - 511 с.
59. Шихи Г. Возрастные кризисы / Г. Шихи. - СПб. : Ювента, 1999. - 223 с.
60. Щербатых Ю. В. Психология стресса. - М.: Эксмо, 2008. - 304 с.
61. Ярушкин Н. Н., Сатонина Н. Н. Ценности и социально-психологическая адаптация сельской и городской студенческой молодежи // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: психология. - 2007. - № 2. - C. 147-152. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennosti-i-sotsialno-psihologicheskaya-adaptatsiya-selskoy- i-gorodskoy-studencheskoy-molodezhi/viewer(дата обращения: 14.11.2024).
62. Ярыгина Н. Ю., Балыкова М. В. Исследование процесса формирования взрослеющей идентичности в ходе кризиса четверти жизни (на отечественной выборке) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2023. - № 8. - С. 77-88.
63. Lazarus R. S. Stress, Appraisal and Coping / R. S. Lazarus, S. Folkman. - New York : Springer Publishing House, 1984. - 456 p.
64. Lazarus R. S. Psychological stress and the coping process / R. S. Lazarus. - New York : McGraw-Hill, 1966. - 466 p.
65. Marcia J. E. Development and validation of ego-identity status / J. E. Marcia // Journal of Personality and Social Psychology. - 1966. - Vol. 3, no. 5. - P. 551-558.
66. Moss R. H. Life transitions and crises / R. H. Moss, J. A. Schaefer // Coping with life crises: An integrative approach. - New York : Plenum Press, 1986. - P. 3-28.
67. Robinson O. C. Investigating the form and dynamics of crisis episodes in early adulthood: The application of a composite qualitative method / O. C. Robinson, J. A. Smith // Qualitative Research in Psychology. - 2010. - Vol. 7. - P. 170-191.