Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Документационное обеспечение управления образовательным процессом в Национальном исследовательском Томском государственном университете

Работа №191677

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

документоведение

Объем работы71
Год сдачи2023
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Анотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1 Основные характеристики и особенности образовательного процесса в современном
российском вузе 12
1.1 Основные тенденции в развитии образовательной деятельности современного
ВУЗа 12
1.2 Нормативные основы организации образовательного процесса в
Национальном исследовательском Томском государственном университете 20
2 Документационный анализ управления образовательными программами факультета
исторических и политических наук Национального исследовательского Томского государственного университета 35
2.1 Проектирование системы управления документами в организации:
методология и основные этапы 35
2.2 Состав документов, обеспечивающих реализацию образовательных программ 42
2.3 Технологии документационного обеспечения учебного процесса 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 65


В настоящее время система высшего образования находится в процессе трансформации. Присутствует конкуренция вузов за ряд ресурсов: позиции в рейтингах, государственную поддержку, интерес среди абитуриентов, контакты с сетевыми партнерами и работодателями. Помимо этого, большое влияние оказывают процессы цифровизации, происходящие повсеместно. Появляется необходимость выстраивать новую систему высшего образования - более гибкую к внешним и внутренним изменениям, способную быстро адаптировать образование к текущему состоянию экономики и рынка труда.
Ключевым направлением для решения данной задачи является внедрение принципов процессного подхода в систему высшего образования. Это предполагает изменение системы управления в университете, в основу ложатся не функции отдельно взятых подразделений, а связанные между собой процессы, и каждое подразделение участвует в них для достижения конечного результата - подготовка специалистов, обладающих актуальными знаниями и компетенциями. Переход к процессному подходу позволяет гибко реагировать на изменения, поскольку предполагает акцент на качество получаемых результатов, а это требует регулярной оценки процессов в университете с позиции их эффективности и ценности для потребителя. Это также ускорит процесс внедрения в образовательную среду информационных технологий. Данные меры способствуют повышению конкурентоспособности вузов, так как позволят подготовить выпускников, востребованных на рынке труда, что является одной из основных целей работы университетов.
Для того, чтобы продолжать повышать качество администрирования образовательных процессов в университете, необходимо оценить его текущее состояние и принципы работы. Это позволит выявить новые возможности для дальнейшего совершенствования существующей системы образования.
Проблемы организации системы высшего образования вызывают значительный интерес у исследователей. Одним из аспектов являются нормативно-правовые основы высшего образования. Так, в своих работах С.А. Цыплакова и Н.В. Быстрова затрагивают вопросы повышения качества образования и эффективности образовательных процессов при настоящей системе нормативного регулирования. О.А. Плоцкая исследует вопросы правового регулирования образования в условиях цифровой трансформации и нормативно-правовые основы последней. Проблемы электронного обучения и его правовое регулирование изучаются В.Р. Якуповым2 и его коллегами, которые отмечают, что, несмотря на то, что термин «дистанционное образование» был законодательно введен еще в 2003 году, из-за неоднозначной трактовки правовых норм возникают разногласия, что негативно отражается на реализации образовательных программ в электронной форме.
Отдельно можно выделить авторов, сфера научных интересов которых затрагивает перспективные тенденции в развитии высшего образования. Например, И.В. Абакумова3 с коллегами работала над вопросом трансформации высшего образования в условиях глобализации. Одним из актуальных форматов образовательного процесса является «гринфилд», особенности и опыт применения которого описаны Д. Конанчук4. Тему цифровой трансформации российских вузов затрагивает ряд авторов - В.А. Косьянов , Н.В. Ломоносова и Н.В. Куркина .
К числу тенденций в высшем образовании можно отнести применение процессного подхода. Так, Т.Ю. Гавриленко, О.В. Григоренко и Е.К. Ткаченко рассматривают возможность внедрения процессного подхода в вузы и оценивают такую возможность как вариант повышения качества администрирования процессов в университете. Большой
вклад в изучение данного вопроса сделала Н.В. Кошкарева , которая в своих работах затрагивает не только преимущества процессного подхода, его специфику и этапы внедрения, но и делает это применительно к системе управления документами. Особый интерес представляет ее работа в сотрудничестве с Я.А. Демиденко , посвященная построению процессной модели кафедры вуза. В данной работе выделяются процессы, происходящие на кафедре, их содержание и документы, которыми эти процессы сопровождаются. Е.Е. Демидов в своей работе освещает другой аспект реализации процессного подхода - состав локальных нормативных актов, регулирующих деятельность сотрудников.
Отдельно следует выделить авторов, чьей сферой научных интересов является управление документами. Одним из актуальных вопросов современного документоведения является разделение понятий документационного обеспечения управления и управления документами. Данному вопросу посвящены работы Т.А. Селезневой , которая считает, что эти понятия разделены по качественному признаку и управление документами является более совершенной формой работы с документами. Большой вклад в изучение проблематики управления документами внесли также М.В. Ларин , Г.А. Двоеносова , Н.Г. Суровцева и другие.
Тема управления документами в ходе реализации образовательных программ не вызывает в настоящее время большого внимания исследователей, однако стоит отметить
магистерскую диссертацию А.М. Писаревой 1 , посвященную вопросам управления документами в ходе реализации автономных магистерских программ в НИ ТГУ. Также слабо представлена тема регламентации должностных обязанностей сотрудников университета, задействованных в процессах разработки, реализации и методического обеспечения образовательных программ.
Объектом исследования является образовательный процесс в современном
российском ВУЗе.
Предмет: документационное сопровождение управленческой деятельности по планированию и реализации основных образовательных программ в Национальном исследовательском Томском государственном университете (НИ ТГУ).
Цель работы: определить возможности, проблемы и перспективы процессного подхода в управлении документами при реализации образовательных программ НИ ТГУ.
Задачи:
1. Представить основные тенденции в развитии образовательного процесса в современном ВУЗе.
2. Охарактеризовать нормативные основы образовательного процесса в НИ ТГУ.
3. Определить уровень организации документационных процессов при реализации образовательных программ на факультете исторических и политических наук ТГУ.
4. Подготовить рекомендации по совершенствованию документационных процессов при администрировании образовательной деятельности на факультете исторических и политических наук ТГУ.
При написании работы использовался системный подход. Он был направлен на выявление связей между подразделениями и между их сотрудниками и установление, каким образом между собой взаимодействуют элементы административной системы университета в ходе работы с основными образовательными программами. Помимо этого применялся процессный подход, который предполагает рассмотрение деятельности сотрудников и подразделений с точки зрения их участия в процессах университета, а не как самостоятельных субъектов с определенным функционалом.
Для решения поставленных задач был применен ряд методов научного исследования:
1. Анализ. Применялся при выделении требований к реализации основных образовательных программ и обязанностей конкретных должностей из общего массива требований нормативных документов.
2. Синтез. Данный метод использован при разработке рекомендаций по повышению качества реализации образовательных программ, исходя из нормативных требований к ним и текущей ситуации.
3. Метод классификации. Использовался при разделении нормативных актов на группы, согласно их уровню и тематике.
4. Метод включенного наблюдения. Применялся в ходе взаимодействия с сотрудниками деканата по вопросам работы с расписанием и электронными ведомостями.
5. Интервью. Применялось нестандартизированное интервью. Данный метод активно использовался при получении информации от сотрудников деканата ФИНН. Респондентами являлись декан факультета, его заместители по учебной работе и специалисты по учебно-методической работе.
Что касается специальных методов документоведческого исследования, были применены:
1. Формулярный анализ. Применялся при определении требований к содержанию и структуре основной образовательной программы.
2. Структурно-функциональный анализ. Был использован для определения функций руководителя ООП и заместителей декана по учебной работе при обеспечении жизненного цикла основной образовательной программами. Работа этих двух должностей обеспечивает содержательное и документное наполнение программы.
Источниковую базу исследования можно разделить на несколько групп.
Нормативные акты федерального уровня, определяющие работу с основными образовательными программами высшего образования. Базовым здесь является Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 1 . Он определяет терминологию, составляющие образовательного процесса, требования к сторонам, предоставляющим и получающим образование. Также именно этот закон определяет роль образовательных программ как инструмента, поддерживающего единую образовательную среду на территории Российской Федерации.
Нормативный документ, регламентирующий реализацию образовательных программ высшего образования это Приказ Минобрнауки России «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования» . Приказ закрепляет, в каких формах должна происходить образовательная деятельность, продолжительность программы и этапов внутри нее, соотношение основных и факультативных дисциплин и ряд других вопросов.
Содержательное наполнение образовательных программ, образовательные результаты, а также необходимое кадровое, административное и материально-техническое обеспечение определяются Федеральными государственными образовательными стандартами . Универсальные и общепрофессиональные компетенции выпускников устанавливаются образовательным стандартом, а профессиональные компетенции определяет университет. При их определении вуз может руководствоваться профессиональным стандартом в соответствующей сфере . Данный вид документов содержит информацию о необходимых навыках и умениях, а также трудовых функциях определенной специальности.
Вопрос размещения в общем доступе образовательных программ и сопровождающих их методических документов также регламентирован на федеральном уровне Приказом «Об утверждении Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационой сети «Интернет» и формату предоставления информации» . Данный нормативный акт определяет порядок размещения документов по образовательной деятельности на сайте университета.
Сфера управления документами на федеральном уровне регулируется преимущественно ГОСТами. Понятийный аппарат, цели и положения для внедрения системы управления документами и ключевые параметры документов закреплены в
ГОСТе Р ИСО 30300 . Требования к системе управления документами, принципы политики управления документами, а также функции и полномочия сотрудников регулируются ГОСТом Р 7.0.101-20182.
Следующая группа нормативных документов - локальные нормативные акты Томского государственного университета, регламентирующие образовательный процесс. Прежде всего, здесь нужно выделить Устав как основополагающий документ, который закрепляет основные функции университета: научная деятельность, организация и проведение общественно значимых мероприятий в сфере науки и образования, военная подготовка студентов и, наиболее обширный блок работы - образовательная деятельность, основанная на образовательных программах. Право ТГУ на реализацию образовательных программ бакалавриата, специалитета и магистратуры, самостоятельную разработку образовательных стандартов и программ закреплено в Положении об организации образовательной деятельности .
Положение об основной образовательной программе содержит основные аспекты реализации программ: продолжительность программы, ее структурных элементов, виды взаимодействия студентов и преподавателей, методические документы, сопровождающие реализацию программы. К последним относятся учебные планы и учебные календарные графики, работа с которыми закреплена в соответствующем Регламенте . Помимо перечисленных документов в своей работе сотрудники деканата опираются на Положение о факультете (институте) и Положение о кафедре . Содержание конкретных дисциплин отражено в рабочих программах , которые составляются на основе шаблона.
Использованные источники и литература позволяют решить поставленные в работе задачи и являются достаточным основанием для проведения анализа качества администрирования основных образовательных программ ФИНН.
Структура выпускной квалификационной работы содержит введение, две главы, заключение, список источников и литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время система высшего образования в России находится в процессе трансформации. Необходимость конкурировать за ресурсы для деятельности, появление новых профессий на рынке труда и повсеместная цифровизация требует от университетов умения гибко реагировать на внешние изменения. Для того, чтобы это стало возможно, необходимо совершенствовать систему управления университетом. Обеспечить результативность и эффективность может применение процессного подхода - смещение внимание с функций на процессы и конечный результат позволит обеспечить непрерывность процессов управления и повысить гибкость в принятии управленческих решений.
Процесс трансформации в системе высшего образования требует регламентации. В настоящее время нормативные акты федерального и локального уровня регулируют практически все компоненты образовательного процесса. Сложной задачей становится закрепление порядка работы с цифровыми сервисами, так как это динамичная сфера, которая требует регулярного обновления нормативной базы.
Нормативная база высшего образования содержит большое количество аспектов - определение образовательных программ, их содержательное наполнение, порядок реализации и планируемые результаты. Также определяется перечень необходимых для выпускников компетенций и состав документов, сопровождающих и обеспечивающих образовательный процесс. Часть содержания образовательной программы определяется университетом самостоятельно. В скором времени нормативные документы, касающиеся высшего образования, могут потребовать пересмотра - они были разработаны согласно требованиям Болонской системы и включают уровни бакалавриата и магистратуры, однако в настоящее время это разделение утрачивает актуальность.
Выход из Болонской системы и запуск новых образовательных программ является серьезной задачей для административного аппарата университета, так как Томский государственный университет стал одним из шести вузов, принимающих участие в пилотном проекте, направленном на совершенствование системы высшего образования. Это является подходящим для внедрения системы управления документами и расширения применения процессного подхода для реализации образовательных программ. Ряд условий для внедрения системы управления документами уже выполнен:
1. Разработаны нормативные документы, регламентирующие работу
подразделений и процесс документирования управленческих процессов.
Разработаны требования к этапам жизненного цикла основной образовательной программы и ее компонентов.
3. Присутствует достаточный объем ресурсов для внедрения: технические
средства, квалифицированные сотрудники, электронная документная система.
Некоторые аспекты работы с образовательными программами нуждаются в совершенствовании. Так, процесс актуализации ООП и получения рекомендаций по содержанию учебных курсов в процессе работы учебно-методического совета факультета носят нерегламентированный характер, основываясь на общей практике. Ключевые для жизненного цикла ООП должностные позиции руководителя ООП и специалиста по учебно-методической работе не имеют должностных инструкций. При этом в университете преимущественно используются унифицированные должностные инструкции, а это делает их неспособными регулировать работу сотрудников с учетом специфики их подразделения. Таким образом, в ближайшей перспективе для подготовки к внедрению СУД нужно предпринять следующие шаги:
1. Выявить участки работы с ООП, не имеющие регламентации.
2. Определить должностные обязанности сотрудников для реализации каждого этапа жизненного цикла основной образовательной программы.
Часть задач по внедрению СУД невозможно решить в рамках одного факультета. К числу стратегических целей для университета в целом следует отнести разработку регламента о внутреннем информировании о процессах СУД, критерии оценки ее эффективности, Политики и целей в области управления документами.
Таким образом, в настоящее время в Томском государственном университете документационные процессы, обеспечивающие образовательный процесс находятся на достаточно высоком уровне. Для того, чтобы сохранять конкурентоспособность университета, может потребоваться совершенствование административных и документационных процессов, что позволит повысить качество образовательной деятельности.


1. О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки : Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129346/ (дата обращения: 15.05.2023).
2. О некоторых вопросах совершенствования системы высшего образования : Указ Президента РФ от 12.05.2023 № 343 // НПП «ГАРАНТ_СЕРВИС». - М.,2023. - URL: https://www.garant.ru/hotlaw/federal/1623647/ (дата обращения: 15.05.2023).
3. О мерах по реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» Постановление Правительства РФ от 13.05.2021 № 729 // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_384628/ (дата обращения: 15.05.2023).
4. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи
11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_178864/ (дата обращения: 15.05.2023).
5. Об образовании в Российской Федерации : Федеральный закон № 273-ФЗ :
(принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:
20.02.2023).
6. Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки
высшего образования : Приказ Минобрнауки России от 12.09.2013 № 1061 :
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.10.2013 № 30163) // КонсультантПлюс :
надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153430/ (дата обращения: 15.05.2023).
7. Об утверждении федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (уровень бакалавриата): Приказ Минобрнауки России от 06.03.2015 № 176 : (Зарегистрировано в Минюсте России 27 марта 2015 г. № 36613) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_177398/ (дата обращения: 15.03.2023).
8. Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации
по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры : Приказ Минобрнауки России от 29.06.2015 № 636 : (Зарегистрировано в Минюсте России 22.07.2015 № 38132) //
КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_183511/ (дата обращения: 15.05.2023).
9. Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по управлению
документацией организации» : Приказ Минтруда России от 10.05.2017 № 416н :
(Зарегистрировано в Минюсте России 31 мая 2017 г. № 46898) // КонсультантПлюс :
надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_217707/ (дата обращения: 15.03.2023).
10. Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими
образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ : Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 : (Зарегистрировано в Минюсте России 18.09.2017 № 48226) //
КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_278297/ (дата обращения: 15.05.2023).
11. Об утверждении Устава федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» : Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 28.12.2018 № 1378 - Томск, 2023. - URL:
https://www.tsu.ru/upload/medialibrary/01a/Ustav%202018.12.28.pdf (дата обращения: 22.02.2023).
12. О практической подготовке обучающихся (вместе с «Положением о
практической подготовке обучающихся») Приказ Минобрнауки России № 885,
Минпросвещения России № 390 от 05.08.2020 : (Зарегистрировано в Минюсте России 11.09.2020 № 59778) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_362126/a78c419683fbc499bba20bd d8ca036f6a5a44cca/ (дата обращения: 15.05.2023).
13. Федеральные государственные образовательные стандарты : (офиц. сайт). - 2016-2021. - URL: https://fgos.ru/ (дата обращения: 25.04.2023).
14. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение : Приказ Минобрнауки России от 29.10.2020 № 1343 : (Зарегистрировано в Минюсте России 2 декабря 2020 г. № 61207) // КонсультантПлюс :
надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://www.consultant.ru/
document/cons_doc_LAW_369885/2ff7a8c72de3994f30496a0ccbb1ddafdaddf518/ (дата
обращения: 20.02.2023).
15. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратур : Приказ Минобрнауки России от 06.04.2021 № 245 : (Зарегистрировано в Минюсте России 13.08.2021 № 64644) // КонсультантПлюс : надежная правовая поддержка. - М., 2023. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_393023/ (дата обращения: 15.04.2023)... 64

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ