Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: жители Москвы и Московской области и учащиеся Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы школы №1231 им. В.Д. Поленова.
Выборка: 582 человек.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы связи психологических особенностей и кинопредпочтений кинозрителей 11
1.1 Обзор современных исследований связи психологических особенностей и кинопредпочтений кинозрителей 11
1.2 Роль кинематографа в поддержании личностного потенциала зрителя. Связь личностных ресурсов с кинопредпочтениями 19
1.3. Значение кинематографа для современного зрителя: межпоколенческий анализ 31
1.4 Общие выводы по Главе 1 40
Глава 2. Эмпирическое исследование 42
2.1 Организация и методы исследования 42
2.2 Анализ данных по кинопредпочтениям и мотивации выбора кинофильмов 46
2.3 Анализ различий в кинопредпочтениях у представителей разных поколений 49
2.4 Анализ различий в кинопредпочтениях у мужчин и женщин 52
2.5 Анализ связи личностных характеристик респондентов с их кинопредпочтениями у женщин и мужчин 55
2.6 Обсуждение результатов 89
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 95
Список используемой литературы 99
Приложения 105
Кинематограф сегодня – самый массовый и доступный вид искусства, а также неотъемлемая составляющая информационного и культурного поля каждого человека. Кинематограф зародился в XIX веке, как оптический театр и в течение всего времени развивался и трансформировался. Сегодня существует много видов и жанров кинематографа, которые способны удовлетворить кинопредпочтения зрителя с самыми разными интересами и запросами; множество киностудий, занимающихся производством кино; десятки кинофестивалей; сетей кинотеатров; специализированных периодических изданий. Всё это является подтверждением того, что кино сегодня — это востребованный медиапродукт для потребителей.
Тем не менее, несмотря на множество современных исследований, не существует окончательного эмпирически подтвержденного взгляда на связь сформировавшихся у человека кинопредпочтений и его личностных особенностей. Однако не возникает сомнений наличия связи такого характера. В этом ключе попытка рассмотреть кинематографические предпочтения в соотношении с личностными особенностями, а также рассмотреть степень связи определённых возрастных границ в этом процессе, представляется весьма интересной.
Актуальность исследования определяется особой ролью, который кинематограф, как часть социального капитала человека играет в ситуации новых вызовов, с которыми человечество столкнулось сегодня. На сегодняшний день одним из наиболее мощных потрясений современного глобализированного общества является текущая глобальная пандемия короновирусной инфекции COVID - 19, которая была объявлена Всемирной организацией здравоохранения 11 марта 2020 года. В результате этого, во всех смыслах, кризиса – экономического, политического, социального, личностного, экзистенциального поднялось много разнообразных проблем. Уже самые первые исследования, проведенные в марте 2020 года, когда в России еще не начал действовать режим самоизоляции, опрос, проведенный сайтом стопкоронавирус.рф в официальных каналах Telegram и Viber показал, что около 20% россиян испытывают сильную тревогу из-за ситуации с коронавирусом и дальнейшими перспективами, а 2–6% находятся в панике. Исследование Школы общественного здравоохранения Бостонского университета показало, что уже в середине апреля симптомы депрессии имели 27,8% взрослых американцев по сравнению с 8,5% до пандемии. По словам авторов аналогичный рост наблюдался после террористических атак 11 сентября 2001 года. Исследования ряда стран продемонстрировали, что пандемия коронавирусной инфекции, и связанные с ней ограничительные карантинные меры, повлекли значимые отклонения в поведении и эмоциональной сфере людей находящихся на самоизоляции: возникновение депрессивных симптомов, тревоги, страха, повышенного беспокойства, чувства одиночества, рост употребления алкоголя и наркотиков, нарушение сна, суицидальное поведение, эмоциональное выгорание. Обобщая, мы можем утверждать, что пандемия COVID – 19 стала мощной стрессовой ситуацией актуализирующей и требующей повышенной активности различных личностных ресурсов направленных на совладание с этими трудностями. Наличие возможности человека обратиться не только к внутренним ресурсам, например таким, как оптимизм, оптимальные копинг-стратегии, надежда или базисные убеждения, но и внешним, повышает вероятность более благоприятного прохождения стрессового периода жизни. К такому роду ресурсов мы можем отнести кинематограф, особенно востребованному на современном этапе.
Просмотр фильма может рассматриваться как специфическая стратегия совладания, так как именно это пространство предоставляет возможность зрителю через идентификацию себя с героями и проживание экранной истории в метафорическом плане преодолевать собственные трудности и выстраивать собственную идентичность. Переживание и понимание своих собственных эмоций в процессе просмотра кинопроизведения, обретение новых ресурсов для проживания сложных жизненных ситуаций и трудностей, в том числе и ситуации социальной транзитивности, помогает осознанности и повышает компетентность в собственной жизни. Просмотр фильма или сериала позволяют человеку в повседневной активности выйти за пределы наличной ситуации и увидеть, прочувствовать и прожить то, чего в его реальной обыденной жизни нет и быть не может [15]. Подтверждением повышенной востребованности кинематографа во всем мире в период пандемии являются показатели темпа роста лидеров мультимедиа таких, как Netflix и Amazone Prime Video. Показатели первого квартала 2020 года, у Netflix стали рекордными, у компании прибавилось 15, 8 миллионов новых платежеспособных пользователей, во втором квартале компания приросла на 10,9 миллионов подписчиков.
Аудитория онлайн-кинотеатров в России также заметно увеличилась на фоне пандемии и связанных с ней ограничениями. Во втором квартале зафиксирован значительный рост подписчиков. По оценке агентства TelecomDaily, выручка видеосервисов в России выросла на 56% и составила 18 миллиардов рублей. Лидерами по этому показателю стали ivi (23%), Okko (17%), YouTube (9%), Megogo (7%), Ростелеком (6%), Амедиатека (4%). Представители онлайн-кинотеатров отметили, что с марта увеличился не только объем пользователей, но и глубина смотрения. Дневное время сравнялось с показателями выходного дня, а итоги смотрения выходных дней превысили показатели новогоднего смотрения. Также вынужденный режим самоизоляции привел к росту просмотра кинопродукта у всех возрастных категорий.
Отдельно отмечено, что с началом пандемии и объявлением самоизоляции россияне чаще всего смотрели картины «28 дней спустя» и «Эпидемия». По выводам экспертов ivi и Megogo лидером просмотра стал фильм «Заражение». По данным компании Warner Brothers «Заражение» поднялся с 270-ой на вторую строчку в рейтинге популярности. Таким образом, становится очевидным, что с началом самоизоляции зрители стали активно смотреть фильмы-катастрофы, но с увеличением срока изоляции был отмечено смещение кинопредпочтений: люди стали выбирать для просмотра комедии и фильмы про реальную жизнь. В свою очередь исследователи из США выявили, что респонденты, предпочитающие фильмы ужасов, меньше испытывали психологический стресс и показывали большую «готовность» к эпидемии коронавируса, что объясняется исследователями как возможность заранее прожить свой страх посредством просмотра кинофильма и преодолеть его, чтобы легче перенести переживания и стрессовую ситуацию в реальном мире пандемии коронавируса [8].
Таким образом целью нашего исследования является выявление особенностей связи личностных ресурсов у мужчин и женщин и зрителей разных поколений с их кинематографическими предпочтениями.
Объектом исследования являются психологические особенности людей с разными кинопредпочтениями.
Предметом исследования выступают особенности связи личностных ресурсов (таких как базисные убеждения, психологические защиты и копинг-стратегии) у мужчин и женщин и зрителей разных поколений с их кинематографическими предпочтениями.
В соответствии с целью работы были поставлены следующие задачи:
1. Провести обзор современных исследований связи психологических особенностей и кинопредпочтений.
2. Рассмотреть роль кинематографа в поддержании личностного потенциала зрителя.
3. Рассмотреть значение кинематографа для людей разных поколений.
4. Провести эмпирическое исследование личностных особенностей респондентов, предпочитающих различные киножанры.
5. Выявить межполовые и межпоколенческие различия в кинопредпочтениях.
6. Анализ связи между личностными особенностями и кинопредпочтениями и их специфику у мужчин и женщин.
Теоретическая гипотеза: обращение к кинематографическому контенту является значимым внешним аспектом поддержания личностного адаптационного потенциала современных зрителей, соотносимым с их разнообразными личностными ресурсами. Это проявляется в связи между кинопредпочтениями зрителей и такими их личностными ресурсами как копинг-стратегии, психологические защиты и базовые убеждения.
Кроме того, существуют значительные межпоколенческие и межполовые различия в кинопредпочтениях и связанных с ними личностных ресурсах.
Эмпирические гипотезы:
1. Представители более молодых поколений (Z и Y) отдают предпочтение более современным жанрам (хоррор и фантастика), а также стремятся при просмотре кино к идентификации с персонажами и переживанию эмоций.
2. Женщины отдают предпочтение таким жанрам как мелодрама и драма, а мужчины – боевикам и фантастике. При этом женщины в большей степени ориентированы на эмоциональные переживания при просмотре, а мужчины на идентификацию с героем и отвлечение от обыденности.
3. Для респондентов мужчин характерна связь между стремлением к эмоциональной разрядки и жанрами кино с высоким уровнем напряженности, такими как триллер или боевик, а также между стремлением идентифицировать себя с главным героем и стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями.
4. Для респондентов женщин характерна связь между эмоциональной разрядкой при просмотре кино и эмоционально-насыщенными жанрами драмы, мелодрамы, триллера, а также между стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями и просмотром кино под воздействием внутриличностных переживаний и чувства одиночества.
5. Для всех респондентов, независимо от пола, существуют следующие связи между кинопредпочтениями и личностными характеристиками:
- высокие значения таких ценностей как справедливость контролируемость мира связаны с высокими показателями предпочтения фильмов с реалистичной историей и счастливым финалом.
- высокие показатели таких защит, как компенсация и проекция
связаны выраженной потребностью в идентификации с главным
героем и подтверждением личностно-значимых ценностей, а высокие
показатели склонности к регресии сочетаются с выраженной потребностью
в эмоциональных переживаниях при просмотре фильмов.
Теоретико-методологическими основами исследования являются:
- положения зарубежных и российских психологов о формировании копинг-стратегий личности, защитных механизмов и личностного потенциала (Д. А. Леонтьев, Т. Л. Крюкова, Р. Лазарус, С. Фолкман, У. Шрамм и др.);
- исследования в области психологических аспектов медиа: общие проблемы медиапсихологии (П. Винтерхофф-Шпурк, Н.Б. Кириллова, М.В. Жижина), проблемы восприятия кинематографа (М.И. Яновский, Л.Я. Дорфман, М.В. Зубакин), эмоциональные предпосылки выбора определённых жанров фильмов (Н.Г. Воскресенская, М.В. Зубакин, Т.А. Кубрак, В.Р. Орестова, Д.П. Ткаченко, Т. С. Салахиева -Талал).
Теоретическая значимость: заключается в обобщении и систематизации теоретических и эмпирических данных по теме исследования. В ходе исследования была выявлена специфика связей личностных ресурсов у мужчин и женщин и зрителей разных поколений с их кинопредпочтениями. Также отображена роль кинематографа, как внешнего ресурса – специфической копинг стратегии – на который человек может опереться в сложных жизненных ситуациях.
Практическая значимость: развитие психологических практик привело к созданию кинотерапии зарекомендовавшей себя перспективным методом оценки и трансформации личности. Метод используют для работы с такими состояниями пациентов, как депрессия, фобии, зависимости, суицидальные намерения. Однако распространению метода кинотерапии препятствует недостаточная изученность механизмов её воздействия [5]. Из чего вытекает, что данное исследование может способствовать продвижению формирования проективного метода диагностики и трансформации личности посредством художественной кинемотографии, а также разработке технологий обучающего типа, например, среди подростков.
Также вопрос выбора конкретных фильмов для просмотра сегодня интересует ряд компаний, занимающихся производством и прокатом кино, телеканалы, являющиеся покупателями или заказчиками тех или иных фильмов. Студии на основе данных IMBd пытаются выявить факторы успеха кино и спрогнозировать перспективность будущих проектов. Для создания успешного фильма уже недостаточно задействовать звездный состав актёров и нужного режиссера. При прогнозе успешности еще не существующего фильма обрабатывается большое количество данных: учитывается популярность жанра, сезонность с коррекцией на внешние события, коэффициент популярности и восприятия актеров, популярность режиссера. Жанр фильма – это первое, что проверяют. Например, у фэнтази своя, как правило, не такая большая аудитория. В отдельные периоды времени выделялись лидирующие по популярности жанры. Так в начале 1990-х на пике популярности были комедии, на смену им заступили триллеры и драмы. Таким образом можно ли, учитывая повороты в предпочтениях публики во времени, совместить выход на экран того или иного фильма, сделав его культовым? Совпадение киножанра создаваемого фильма с запросом конкретной аудитории открывают кинопроизводителям дополнительные финансовые возможности. Среди киностудий существует ряд зарекомендовавших себя киносервисов, где зритель может выбрать фильм для просмотра не только из категории «новинки» или «топ», но задав параметры по режиссеру, стране, схожести с другим фильмом и даже по принадлежности к субкультуре «я – хипстер», по своему настроению и времени году, музыке или тестированию: сервис просит оценить несколько фильмов из списка, а после на основе предпочтений формирует подборку с рекомендациями. Однако психологический анализ предпочтений в сфере кино продолжает развиваться и ряд вопросов остаются открытыми. И данное исследование также может способствовать изучению механизмов, привлекающих зрителя к тому или иному жанру, дать необходимую информацию для работы маркетинговых компаний, занимающихся рекламой кинопродуктов, работы сценаристов и продюсеров. Например, в обучении и работе сценаристов уделяется много времени изучению психологических основ создания героя, сюжета, но не ставится акцент на скрытых сторонах человеческой личности зрителя. Таким образом данные представленные в моем исследовании могут стать дополнительным подспорьем, позволяющим увидеть неочевидные взаимосвязи, механизмы индивидуальных психических процессов у людей разных возрастов и пола, выбирающих разные киножанры и создавать живых киногероев для живых, а не абстрактных, зрителей.
Кинопредпочтения представляют собой еще одно измерение психологической реальности, которое существует как самостоятельный психологический феномен. Формирование кинопредпочтений происходит не стихийно, под действием случайных факторов и переменных, но в зависимости от иных как личностных, так и социальных детерминант, связанных с убеждениями и ценностями личности, ее адаптивными механизмами, гендерной идентичностью и даже принадлежностью к определенному поколению.
Кинопредпочтения зрителей оказывают значительное влияние как на коммерческую успешность кино, так и на психотерапевтическую ценность кинопроизведения, его способность донести до зрителя определенные идеи, ценности и идеалы, эмоциональные переживания. Знание взаимосвязей между личностными и социальными характеристиками зрителя является ценным как для коммерческой киноиндустрии, так и для психологической практики, в рамках использования кинотерапии.
Поставленная в соответствии с обозначенной проблемой цель нашего исследования по выявлению особенностей связи личностных ресурсов у мужчин и женщин, и зрителей разных поколений с их кинематографическими предпочтениями, была достигнута.
Поставленные задачи были выполнены: осуществлен теоретический обзор современных исследований связи психологических особенностей и кинопредпочтений, а также рассмотрена роль кинематографа для зрителей разных поколений и в поддержании личностного потенциала зрителя. Эмпирические цели по исследованию личностных особенностей кинозрителей и их взаимосвязей с кинопредпочтениями также были достигнуты.
Гипотеза о том, что обращение к кинематографическому контенту является значимым внешним аспектом поддержания личностного адаптационного потенциала современных зрителей, соотносимым с их разнообразными личностными ресурсами. Это проявляется в связи между кинопредпочтениями зрителей и такими их личностными ресурсами как копинг-стратегии, психологические защиты и базовые убеждения. Кроме того, существуют значительные межпоколенческие и межполовые различия в кинопредпочтениях и связанных с ними личностных ресурсах, подтвердилась.
Эмпирические гипотезы о том, что:
1. Представители более молодых поколений (Z и Y) отдают предпочтение более современным жанрам (хоррор и фантастика), а также стремятся при просмотре кино к идентификации с персонажами и переживанию эмоций.
2. Женщины отдают предпочтение таким жанрам как мелодрама и драма, а мужчины – боевикам и фантастике. При этом женщины в большей степени ориентированы на эмоциональные переживания при просмотре, а мужчины на идентификацию с героем и отвлечение от обыденности.
3. Для респондентов мужчин характерна связь между стремлением к эмоциональной разрядки и жанрами кино с высоким уровнем напряженности, такими как триллер или боевик, а также между стремлением идентифицировать себя с главным героем и стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями.
4. Для респондентов женщин характерна связь между эмоциональной разрядкой при просмотре кино и эмоционально-насыщенными жанрами драмы, мелодрамы, триллера, а также между стратегиями совладания со стрессовыми ситуациями и просмотром кино под воздействием внутриличностных переживаний и чувства одиночества.
5. Для всех респондентов, независимо от пола, существуют следующие связи между кинопредпочтениями и личностными характеристиками:
- высокие значения таких ценностей как справедливость контролируемость мира связаны с высокими показателями предпочтения фильмов с реалистичной историей и счастливым финалом.
- высокие показатели таких защит, как компенсация и проекция
связаны выраженной потребностью в идентификации с главным
героем и подтверждением личностно-значимых ценностей, а высокие
показатели склонности к регресии сочетаются с выраженной потребностью
в эмоциональных переживаниях при просмотре фильмов также
получили свое полное или частичное подтверждение.
По итогам проведенного эмпирического исследования были получены следующие результаты:
Были выявлены многочисленные корреляционные взаимосвязи между кинопредпочтениями и личностными особенностями респондентов, причем данные связи носят как специфический межполовой, так и общий характер. В частности, для мужчин выявлены взаимосвязи между копинг-стратегиями и эмоционально-напряженными жанрами кино, такими как боевик, а также стремлением к идентификации с главным героем, его характером и образом жизни, способом решения проблем. Для женщин характерны взаимосвязи между копингами поиска эмоциональной и инструментальной поддержки и такими жанрами кино как мелодрама, драма, триллер, а также концентрацией на внутриличностных переживаниях и чувстве одиночества, что позволяет сделать вывод о том, что женщины и мужчины предпочитают различные жанры и аспекты кино для достижения эмоциональной разрядки и отвлечения от жизненных трудностей.
Вне зависимости от пола были выявлены взаимосвязи между психологической защитой по типу компенсация и идентификацией с главным героем, что позволяет респондентам присваивать себе сильные и желательные качества образа персонажа, для компенсации не принимаемых сторон собственного образа Я. В целом в рамках исследования было выявлено более 150 корреляций и подробный анализ каждой из них не входил в формат нашей работы.
Также были выявлены статистические различия в кинопредпочтения как между респондентами из разных возрастных поколений, так и мужчинами, и женщинами. Различия между поколениями касаются как предпочтений по жанрам, так и ожиданий от просмотра кино. Представители более молодых поколений (Z и Y) в большей степени предпочитают такие жанры как фантастика, ужасы, триллер, в сравнении с респондентами более старших поколений (В и Х), которые в свою очередь в большей степени предпочитают жанр драмы. Данные различия могут быть связаны с тем что более молодые поколения уделяют больше внимания эмоциональным переживаниям, как собственным, так и чужим и стремятся к переживанию ярких и необычных впечатлений, а старшие больше ориентированы на реалистичность и глубину истории в кино. Также респонденты младших поколений больше склонны идентифицировать себя с героями кино.
Мужчины в большей степени предпочитают динамичные жанры кино, такие как боевик, фантастика, ужасы, комедия, в которых присутствуют сильные герои, обладающие выдающимися личностными качествами, с которыми мужчины склонны себя идентифицировать. Для женщин более характерно предпочтение эмоционально насыщенных жанров, таких как драма и мелодрама, с глубокой атмосферой и счастливым финалом.
Выявленные различия и взаимосвязи могут использоваться как в теоретической, так и практической работе психологов и психотерапевтов, а также учитываться при профессиональной подготовке сценаристов и кинорежиссеров, в маркетинге кинопроизводства. Однако они не позволяют составить полной картины связей личностных особенностей зрителей и их предпочтений в кино. Данная тема нуждается в дальнейших исследованиях, в качестве направления, которое мы может обозначить как изучение связей между кинопредпочтениями и личностными особенностями зрителей из разных возрастных поколений.
1. Воскресенская Н.Г. Влияние на выбор кинофильмов уровня эмоционального напряжения зрителей // Социальная психология и общество. – 2016. – Том 7. - № 3. – С. 121–134.
2. Даниленко О. И., Янкелевич М. С. Отношение к искусству как проявление ценностных ориентаций личности //Вестник Санкт-Петербургского университета. Социология. – 2011. – №. 2.
3. Дорфман Л. Я., Зубакин М. В. Личностные особенности восприятия художественных кинофильмов со сценами насилия //Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. – 2013. – Т. 6. – №. 2.
4. Жижина М.В. Психологическое исследование медиакультуры: проблемы и перспективы // Известия Саратовского университета. – 2008. – Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 2
5. Захарова Е. И., Карабанова О. А. Кинотерапия: современный взгляд на возможности применения //Национальный психологический журнал. – 2018. – №. 2 (30).
6. Зубакин М. В. Депрессия зрителей после восприятия художественных кинофильмов с насилием в связи с чертами личности //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2013. – №. 4 (16).
7. Иванова Т. Ю. и др. Современные проблемы изучения личностных ресурсов в профессиональной деятельности //Организационная психология. – 2018. – Т. 8. – №. 1.
8. Иванова Е.В.// Пандемия и жизнестойкость личности: Обзор психологических исследований, [Электронный ресурс] Психологическая газета. URL: https://psy.su/feed/8681/ (дата обращения 01.11.2020)
9. Кино: что и как смотрят россияне // Фонд «Общественное мнение», 2013 [Электронный ресурс] URL: https://fom.ru/interaktiv/11192 (дата обращения 01.11.2020)
10. Комедии, драмы, триллеры: о зрительских предпочтениях россиян // ВЦИОМ, 2018 [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/Rnw9g (дата обращения 01.11.2020)
11. Криворучко М. В., Алексеева И. В. Социально-психологические особенности и типы молодежной аудитории с различной степенью увлеченности фильмами и сериалами в жанре фэнтези //Вестник Омского университета. Серия «Психология». – 2017. – №. 2.
12. Кубрак Т. А., Гребенщикова Т. А., Павлова Н. Д. Психологический портрет современного кинозрителя: структура и связи кинопредпочтений //Экспериментальная психология. – 2017. – Т. 10. – №. 4. – С. 5-19.
13. Латынов В. В. Влияние личностных особенностей человека на массмедийные предпочтения //Аллея науки. – 2018. – Т. 1. – №. 1. – С. 252-258.
14. Мишкевич А. М. Об использовании русскоязычной версии «Вопросника Большой Пятерки» (Big Five Inventory) при изучении подростков //Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. – 2016. – №. 1 (25).
15. Орестова В. Р., Ткаченко Д. П. Кинопредпочтения и представления о супергероях как отражение потребностей современного молодого человека в условиях транзитивности //Психологические исследования. – 2018. – Т. 11. – №. 61. – С. 11-11.
16. Островский Д. И. и др. Влияние новой коронавирусной инфекции COVID-19 на психическое здоровье человека (Обзор литературы) //Омский психиатрический журнал. – 2020. – №.2-1 (24).
17. Салахиева -Талал Т. Психология кино.– М., Альпина-Диджитал, 2019. – 171 с.
18. Сыченко Ю. В. Копинг-стратегии и личностные особенности студентов, предпочитающих различный медиаконтент : дис. – 2019.
19. Федосенко Е. В. Жизнь после карантина: психология смыслов и коронавирус COVID-19 //Психологические проблемы смысла жизни и акме. – 2020. – №. XXV.
20. Bartsch A., Viehoff R. The use of media entertainment and emotional gratification //Procedia-Social and Behavioral Sciences. – 2010. – Т. 5. – С. 2247-2255.
21. Biggs A., Brough P., Drummond S. Lazarus and Folkman’s psychological stress and coping theory //The handbook of stress and health: A guide to research and practice. – 2017. – С. 351-364.
22. Clasen M., Kjeldgaard-Christiansen J., Johnson J. A. Horror, personality, and threat simulation: A survey on the psychology of scary media //Evolutionary Behavioral Sciences. – 2018.
23. Digman J. M. Personality structure: Emergence of the five-factor model //Annual review of psychology. – 1990. – Т. 41. – №. 1. – С. 417-440.
24. Dunahoo C. L. et al. There's more than rugged individualism in coping. Part 1: Even the Lone Ranger had Tonto //Anxiety, Stress and Coping. – 1998. – Т. 11. – №. 2. – С. 137-165.
25. Endler N. S., Parker J. D. A. State and trait anxiety, depression and coping styles //Australian Journal of Psychology. – 1990. – Т. 42. – №. 2. – С. 207-220.
26. Faber M. A., Mayer J. D. Resonance to archetypes in media: There’s some accounting for taste //Journal of research in personality. – 2009. – Т. 43. – №. 3. – С. 307-322.
27. Fischoff S. et al. Favorite movie monsters and their psychological appeal //Imagination, Cognition and Personality. – 2003. – Т. 22. – №. 4. – С. 401-426.
28. Gauntlett D., Hill A. TV living. – London : Routledge, 1999. – С. 165.
29. Global box office revenue from 2005 to 2019 // Statista, 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/271856/global-box-office-revenue/ (дата обращения 01.11.2020)
30. Hoffner C., Cantor J. Perceiving and responding to mass media characters //Responding to the screen: Reception and reaction processes. – 1991. – С. 63-101.
31. Hu R., Pu P. A study on user perception of personality-based recommender systems //International conference on user modeling, adaptation, and personalization. – Springer, Berlin, Heidelberg, 2010. – С. 291-302.
32. Hutchinson B. D. Gender differences in film preference/ PhD thesis. – Kansas, 1999.
33. Khan E. M. et al. Predicting Users’ Movie Preference and Rating Behavior from Personality and Values //ACM Transactions on Interactive Intelligent Systems (TiiS). – 2020. – Т. 10. – №. 3. – С. 1-25.
34. Kosinski M. et al. Manifestations of user personality in website choice and behaviour on online social networks //Machine learning. – 2014. – Т. 95. – №. 3. – С. 357-380.
35. Mares M. L., Oliver M. B., Cantor J. Age differences in adults' emotional motivations for exposure to films //Media Psychology. – 2008. – Т. 11. – №. 4. – С. 488-511.
36. Most popular movie genres among adults in the United States as of December 2018, by age group //Statista, 2018. [Электронный ресурс] URL: https://www.statista.com/statistics/949810/favorite-movie-genres-in-the-us-by-age/ (дата обращения 05.11.2020)
37. Niederkrotenthaler T. et al. Copycat effects after media reports on suicide: A population-based ecologic study //Social science & medicine. – 2009. – Т. 69. – №. 7. – С. 1085-1090.
38. Rentfrow P. J., Gosling S. D. Message in a ballad: The role of music preferences in interpersonal perception //Psychological science. – 2006. – Т. 17. – №. 3. – С. 236-242.
39. Riediger M. et al. Seeking pleasure and seeking pain: Differences in prohedonic and contra-hedonic motivation from adolescence to old age //Psychological Science. – 2009. – Т. 20. – №. 12. – С. 1529-1535.
40. Romans A. We Are What We Watch: Film Preferences and Personality Correlates. – Stillwater, 2015.
41. Roshchina A., Cardiff J., Rosso P. A comparative evaluation of personality estimation algorithms for the twin recommender system //Proceedings of the 3rd international workshop on Search and mining user-generated contents. – 2011. – С. 11-18.
42. Schmitt D. P. et al. Why can't a man be more like a woman? Sex differences in Big Five personality traits across 55 cultures //Journal of personality and social psychology. – 2008. – Т. 94. – №. 1. – С. 168.
43. Schramm H., Cohen E. L. Emotion Regulation and Coping via Media Use //The International Encyclopedia of Media Effects. – 2017. – С. 1-9.
44. Scrivner C., John A. Johnson, Jens Kjeldgaard-Christiansen, Mathias Clasen et al. Pandemic practice: Horror fans and morbidly curious individuals are more psychologically resilient during the COVID-19 pandemic //Personality and individual differences. [Электронный ресурс] A free preprint service for the psychological sciences PsyArXiv URL: https://psyarxiv.com/4c7af/ (дата обращения 01.11.2020)
45. Tamborini R., Stiff J., Heidel C. Reacting to graphic horror: A model of empathy and emotional behavior //Communication Research. – 1990. – Т. 17. – №. 5. – С. 616-640.
46. Till B. et al. Coping and film reception //Journal of Media Psychology. – 2011.
47. Weaver III J. B. Exploring the links between personality and media preferences //Personality and individual differences. – 1991. – Т. 12. – №. 12. – С. 1293-1299.
48. Weaver III J. B. Individual differences in television viewing motives //Personality and individual differences. – 2003. – Т. 35. – №. 6. – С. 1427-1437.
49. Wirth W. et al. A process model of the formation of spatial presence experiences //Media psychology. – 2007. – Т. 9. – №. 3. – С. 493-525.
50. Wober J. M. The lens of television and the prism of personality //Perspectives on media effects. – 1986. – С. 205-231.
51. Wühr P., Lange B. P., Schwarz S. Tears or fears? Comparing gender stereotypes about movie preferences to actual preferences //Frontiers in psychology. – 2017. – Т. 8. – С. 428.