ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ФИГУРНОМ
КАТАНИИ 5
1.1. Техническая подготовка: понятие, виды и задачи 5
1.2. Средства и методы технической подготовки 8
1.3. Требования к технической подготовке спортсменов и способы её
совершенствования 9
1.4. Этапы технической подготовки 12
1.5. Контроль технической подготовленности в одиночном фигурном катании 13
1.6. Психологические основы соревновательной подготовки фигуристов 17
2 МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1. Методы исследования 19
2.2. Организация исследования 21
3 МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФИГУРСИТОВ- ОДИНОЧНИКОВ 9-10 ЛЕТ НА ЭТАПЕ СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ....22
3.1. Предварительные результаты оценки технической подготовленности фигуристов -
одиночников 9-10 на этапе спортивного совершенствования 22
3.2. Определение методических особенностей совершенствования технической подготовки фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования 23
3.3. Оценка психоэмоционального состояния фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе
спортивного совершенствования в соревновательный период 26
3.4. Оценка эффективности внедрения методических особенностей совершенствования технической подготовки в тренировочный процесс фигуристов-одиночников 9-10 лет на
этапе спортивного совершенствования 27
ВЫВОДЫ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 33
ПРИЛОЖЕНИЕ А 37
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 38
ПРИЛОЖЕНИЕ В 39
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 41
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 43
ПРИЛОЖЕНИЕ И 45
Актуальность. На сегодняшний день существует немало различных видов спорта, каждому из которых присущи свои актуальные проблемы. Один из них - фигурное катание [10, 13].
Фигурное катание - это конькобежный вид спорта, который относится к сложнокоординационным видам спорта [20], основной составляющей которого является техническая подготовленность. Она играет ведущую роль, так как от её уровня будет зависеть дальнейший спортивный результат. Техническая подготовленность в фигурном катании представляет собой объёмный комплексный результат технической подготовки спортсменов, в частности, сюда относят полное овладение всеми элементами скольжения, вращений, спиралей и прыжков. На каждом этапе подготовки существует определённый набор элементов, которые должен выполнять фигурист в том или ином возрасте.
С каждым годом всё больше и больше усложняются требования и возрастной регламент соревнований. Соответственно, чтобы правильно оценить уровень технической подготовленности, тренеры и другие технические специалисты в области фигурного катания создают необходимые методы и различные виды контроля. Контроль направлен на сбор, оценивание и анализ необходимой информации о состояния спортсмена и о его реальном ходе тренировочного процесса. Он позволяет целенаправленно управлять им и охватывает все стороны подготовки (техническая, физическая, тактическая, психологическая и другие) [3].
Следовательно, поиск новых методов, средств и способов определения уровня технической подготовленности играет важную роль в тренировочном процессе фигуристов-одиночников.
Цель исследования: выявить методические особенности совершенствования технической подготовки фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования и оценить их эффективность.
Задачи:
1. Изучить теоретические основы технической подготовки в одиночном фигурном катании.
2. Определить методические особенности совершенствования технической подготовки фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования.
3. Оценить эффективность внедрения методических особенностей с использованием средств и методов совершенствования технической подготовки в тренировочный процесс фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования.
Объект исследования: тренировочный процесс фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования.
Предмет исследования: методические особенности технической подготовки фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования.
Гипотеза исследования: предполагалось, что применение методических
особенностей с использованием специальных средств технической и психологической подготовки и повторного метода, разработанных на основе анализа научно-методической литературы и педагогических наблюдений, повысит уровень технической подготовленности фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования.
1. На основании обзора научно-методической литературы было уставлено, что техническая подготовка, которую подразделяют на общую и специальную, представляет собой процесс обучения спортсмена технике движений. Её основными задачами являются создание двигательных представления об изучаемой технике, овладение элементами, переходящими в навыки, и их усовершенствование. В процессе технической подготовки используются две группы комплекса средств и методов спортивной тренировки: словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия. Изучены требования к технической подготовке (результативности, эффективность, стабильность, вариативность, экономичность, минимализм тактической информации для соперника) и способы её совершенствования (адаптация, моделирование), а также определены 3 этапа технической подготовки.
2. В ходе исследования были выявлены методические особенности совершенствования технической подготовки фигуристов-одиночников 9-10 лет на этапе спортивного совершенствования. Средствами развития технической подготовки фигуристов-одиночников являлись специальные группы упражнений, соответствующие группам элементов в фигурном катании: прыжки, вращения, шаги и спирали. Помимо комплекса специальных средств, в разминке и тренировке по общей физической подготовленности дополнительно были определены средства, направленные на развитие гибкости, прыгучести, выносливости, а также дополнительные средства такие, как тренажёр Мишина, спиннер, лонжа для фигурного катания. Основным методом повышения уровня технической подготовленности стал повторный метод. Дополнительно оказавшими влияние на техническую подготовку фигуристов определены средства психологической подготовки: способы и приёмы саморегуляции уровня эмоционального возбуждения. В экспериментальную группу в течение пяти месяцев был внедрен комплекс выявленных методических особенностей технической подготовки фигуристов- одиночников 9-10 лет.
3. На заключительном этапе экспериментальной работы была доказана эффективность применения методических особенностей повышения уровня технической подготовленности фигуристов-одиночников 9-10 лет. Сравнительный анализ технических показателей фигуристов-одиночников 9-10 лет ЭГ и КГ позволил выявить межгрупповые различия в тестах: «Обязательный прыжковый элемент», «Комбинированное вращение», «Дорожка шагов». В тесте «Обязательный прыжковый элемент» прирост показателей составил в ЭГ - 0,13б., а в КГ - 0,04б. В тесте «Комбинированное вращение» прирост
показателей составил в ЭГ - 0,21б, а в КГ - 0,07б. В тесте «Дорожка шагов» прирост показателей составил в ЭГ - 0,08б, а в КГ - 0,03б.
1. Studbooks.net. Техническая подготовка [Электронный ресурс] // Оценки компонентов программы фигуристов. - Электрон. дан. - URL: https:// studbooks.net/ (дата обращения: 14.09.2018).
2. Studbooks.net. Техническая подготовка [Электронный ресурс] // Понятие, виды, задачи, методы. - Электрон. дан. - URL: https://studbooks.net/ (дата обращения: 14.09.2018).
3. StudFiles. Файловый архив студентов [Электронный ресурс] // Контроль в подготовке фигуристов. - Электрон. дан. - URL: https://studfiles.net/ (дата обращения: 13.09.2018).
4. Tulup.ru. Клуб любителей фигурного катания [Электронный ресурс] // Управление подготовкой фигуристов. - Электрон. дан. - URL: https://www.tulup.ru/ (дата обращения: 14.09.2018).
5. Tulup.ru. Фигурное катание. [Электронный ресурс] // Новая система в фигурном катании. - Электрон. дан. - URL: https://www.tulup.ru/ (дата обращения: 02.10.2018).
6. Абсалямова И.В., Жгун Е.В., Хачатуров Л.С. Фигурное катание. Программа. // И.В. Абсалямова, Е.В. Жгун - М.: 2006. - 251 с.
7. Абсалямова, И. В. Столетняя история чемпионатов мира по фигурному катанию на коньках (одиночное катание): учеб. пособие // И. В. Абсалямова. - М.: ФОН, 1997. - 122 с.
8. Библиотека. Теория физической культуры и спорта [Электронный ресурс] //Техническая подготовка. - Электрон. дан. - URL: https://www.magma-team.ru/ (дата обращения: 14.09.2018).
9. Вайцеховская, Е. С. Фигурное катание. Только звезды // Е. С. Вайцеховская.
- М.: Эксмо, 2009. - 256 с.
10. Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс] // Фигурное катание. - Электрон. дан. - URL: https://ru.m.wikipedia.org/ (дата обращения: 05.05.2018).
11. Глязер С.В. Азбука начинающего фигуриста // С.В. Глязер - М.: ФиС, 1969.
- 103 с.
12. Загревская А.И., Сосуновский В.С. Исследование различий психофизиологических качеств у учащихся с напряженными и сложными условиями учебной деятельности // Молодежь и государство: научно-методологические, социальнопедагогические и психологические аспекты развития современного образования.
Международный и российский опыт. Ответственный редактор М.А. Крылова. 2014. С. 28 - 32.
13. Заяшников, С. И. Фигурное катание: учеб.-метод. пособие // С. И. Заяшников. - М.: Терра-Спорт, 2008. - 272 с.
14. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: (общие основы теории и методики физ. воспитания; теорет.-метод. аспекты спорта и проф.-прикл. форм физ. культуры). учеб. для ин-тов физ. Культуры / Л.П. Матвеев. - М.: 1991. - с. 77.
15. Мишин А.Н. Прыжки в фигурном катании. // А.Н. Мишин, Физкультура и спорт - М.: 1976. - 103 с.
..40