🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

КОГНИТИВНЫЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «ЦИФРОВАЯ АМНЕЗИЯ»

Работа №191592

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2024
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Проблема определения когнитивных и психологических факторов «цифровой амнезии» 7
1.1 Особенности когнитивного процесса памяти 7
1.2 Феномен «цифровая амнезия» в контексте памяти 11
1.3. Когнитивные и психологические аспекты цифровой амнезии 16
1.4. Факторы, влияющие на развитие цифровой амнезии 19
Глава 2. Эмпирическое исследование когнитивных и психологических аспектов «цифровой амнезии» 22
2.1 Программа эмпирического исследования 22
2.2. Эмпирическое исследование и анализ когнитивных и психологических
аспектов «цифровой амнезии» 28
2.3. Практические рекомендации для снижения негативных последствий
феномена цифровая амнезия 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46ЦИЯ 3

На сегодняшний день современное общество находится в постоянном развитии. Используя различные цифровые технологии человек, постепенно сливается с ними в единое целое и уже не может представить свою жизнь без них, что в конечном счете приводит к тому, что могут возникать еще малоизученные явления и процессы и термины для их обоснования. Одним из таких явлений является феномен цифровой амнезия, которая представляет собой утрату способности запоминать и сохранять информацию в памяти из- за зависимости от цифровых устройств и онлайн-ресурсов. Актуальность проблемы заключается в том, что цифровая амнезия становится все более распространенной среди населения, особенно среди молодежи, и вызывает обеспокоенность среди психологов и специалистов по когнитивной науке. Ухудшение навыков памяти и способности критического мышления могут привести к серьезным последствиям для качества жизни и успеху в обучении и работе.
Проблема исследования заключается в нехватке понимания и осознания людьми того, как цифровые технологии влияют на нашу способность запоминать и сохранять информацию. Это приводит к утрате важных данных, ценных воспоминаний и знаний. Исследование этого явления поможет выявить его причины и последствия, а также разобрать когнитивные и психологические аспекты феномена цифровая амнезия.
На сегодняшний день, изучением процессов памяти занимаются Лев Семенович Выготский, Алексей Николаевич Леонтьев, Алексей Романович Лурия, Елена Александровна Соколова. Изучение непосредственно феномена «цифровая амнезия» отражено в работе Смирновой М.С., Федотовой Е.И. Это лишь некоторые работы, которые изучают влияние интернета и цифровых технологий на процессы памяти и когнитивные функции. Российские ученые и психологи продолжают исследовать эти вопросы и вносить свой вклад в понимание взаимосвязи между человеком и технологиями.
Цифровая амнезия представляет собой серьезную проблему современного общества, требующую внимания и дальнейших исследований. Изучение когнитивных и психологических аспектов данного феномена позволит не только разобрать что он из себя представляет, каковы его причины, но и разработать эффективные стратегии по преодолению цифровой амнезии и сохранению когнитивной функции человека в условиях стремительной цифровизации населения. Исследование когнитивных и психологических аспектов цифровой амнезии даст возможность углубленно изучить механизмы работы памяти и восприятия в условиях цифровой среды. Благодаря этому появится возможность более углубленно изучить и понять, как влияют цифровые технологии на когнитивные процессы человека. Также данное исследование будет полезным источником информации для создания новых образовательных программ, которые могут помочь в развитии критического мышления, памяти, а также цифровизации населения без негативных последствий. Таким образом, данное исследование является актуальной темой, имеющей важное значение для психологии, когнитивной науки и общества в целом.
Целью исследования: выявление и описание когнитивных и психологических аспектов цифровой амнезии.
Объект исследования: цифровая амнезия
Предмет исследования: когнитивные и психологические аспекты феномена «цифровая амнезия»
Задачи:
1. Изучить основные концепции и подходы к пониманию процесса памяти и понятия цифровой амнезии в современной науке.
2. Выявить когнитивные процессы и механизмы, лежащие в основе цифровой амнезии.
3. Проанализировать психологические аспекты взаимосвязи цифровой амнезии.
Гипотеза: существуют когнитивные и психологические характеристики феномена «цифровой амнезии», проявляющиеся при использовании цифровых технологий
Методы исследования: шкала Интернет-зависимости Чена (CIAS) в адаптации В.Л. Малыгиной, К.А. Феклисова, Тест Струпа, экспериментальная процедура с использованием задач, Шкала тревоги Спилбергера-Ханина, Опросник когнитивных ошибок.
Выборка исследования: 50 человек средний возраст - 21 год, средин них 25 - женского пола, 25 - мужского пола.
Методологические основания исследования:
1. Хорошавин А.Ю. Цифровые технологии и память человека: взаимосвязь и влияние. - М., 2015. В работе рассматривается влияние использования цифровых технологий на память и когнитивные процессы человека.
2. Гаранина Е.А. Цифровая амнезия: особенности проявления и психологические механизмы. - СПб., 2018. В этой статье исследуется, как цифровая амнезия влияет на когнитивные функции и память человека.
3. Чернышов И.А. Эффекты использования цифровых устройств на
психическое здоровье человека. - М., 2017. В работе рассматриваются
психологические последствия чрезмерного использования цифровых устройств и их влияние на когнитивные функции.
Практическая значимость исследования: заключается в
необходимости понимания и осознание проблемы, а также последствий зависимости от цифровых устройств и технологий. Это может привести к более ответственному использованию интернета и уменьшению риска потери важной информации. Полученные результаты и выводы исследования могут иметь практическое применение в различных областях, таких как образование, психология, цифровая грамотность, информационные технологии, а также повседневная жизнь человека. Таким образом, изучение и понимание феномена цифровой амнезии имеет большое значение для общества и может привести к улучшению качества жизни, положительному развитию и безопасности людей в цифровой эпохе.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цифровая амнезия - это явление, которое стремительно распространяется на каждого из нас, поэтому оно все чаще привлекает внимание исследователей. В рамках данного исследования были рассмотрены основные аспекты феномена цифровая амнезия, были выделены основные концепции и подходы к пониманию процесса памяти и понятия цифровой амнезии в современной науке, а также сделаны следующие выводы:
1) Цифровая амнезия - это состояние, когда человек зависит от цифровых устройств и технологий для сохранения и доступа к информации, в результате чего теряет способность к запоминанию и сохранению информации. На сегодняшний день люди отдают предпочтение электронным устройствам для хранения информации, вместо того чтобы использовать свою память.
2) Важным аспектом цифровой амнезии является ухудшение когнитивных способностей, таких как память, внимание и критическое мышление. Постоянная зависимость от цифровых устройств для хранения информации может приводить к ухудшению способности к запоминанию и воспроизведению данных. Использование цифровых устройств для доступа к информации обычно требует меньшего усилия, чем активное запоминание, что может привести к снижению навыков самостоятельного запоминания и критического мышления. Цифровая амнезия может также влиять на способность человека к развитию эмоционального интеллекта и социальной адаптации, поскольку перенос ответственности за запоминание информации на цифровые устройства уменьшает возможность общения и взаимодействия с окружающим миром.
3) Для борьбы с когнитивными искажениями и ложными суждениями важно развивать критическое мышление для того, чтобы уметь анализировать и проверять информацию, а также развивать свои когнитивные способности, чтобы цифровые устройства не заменяли нашу память.
4) У большинства испытуемых сильная выраженность интернет зависимого поведения, следовательно они подвержены развитию цифровой амнезии. Интернет для них имеет большую ценность. Они испытывают тревогу и беспокойство, боятся упустить что-то ценное и важное, когда не могут войти в сеть
5) Человек, не использующий интернет для поиска необходимой информации в стрессовой ситуации испытывает тревожность больше, чем тот, у кого под рукой будет доступ в интернет, потому что они не располагают необходимыми знаниями или не помнят некоторых фактов.
6) Рекомендации по снижению негативных последствий феномена цифровая амнезия позволят глубже разобрать каждый аспект этого феномена, чтобы увидеть их взаимосвязь и научится регулировать сове состояние, а также могут выступить вектором для дальнейшей самостоятельной работы над полноценной программой по данной теме или в качестве подспорья для совместной работы со специалистом- психологом.



1. Книга "Память. Книга 1. Строение и механизмы памяти" Дж. К. Ноуфиелд, Л. Иттелл
2. Луговая В.Ф., Пискунова Е.В., Проект Ю.Л. Анализ характеристик памяти как элемента когнитивной сферы старшеклассников в контексте их субъективной зависимости от цифровых технологий // Письма в Эмиссия. Оффлайн. 2020. No 10. No статьи 2876.
3. Клацки Р. Память человека: структура и процессы. М., 1998.-320с.
4. Линдсей П., Норманн Д. Переработка информации у человека. М., 1994. - с. 276.
5. Черемошкина Л.В. Психология памяти. - М.: Академия, 2002. - 368 с.
6. Войскунский А.Е. Актуальные проблемы психологии от Интернета // Психологический журнал. - 2005. - №5. - С. 90-100.
7. Смолл Г., Ворган Г. Мозг онлайн. Человек в эпоху Интернета / пер. С англ. Б. Козловского. М.: Колибри: Азбука-Аттикус, 2011. 352 с. 3. Боброва Л. А. Компьютер, интернет и мышление: изменение мышления под влиянием современных технологий // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3, Философия: Реферативный журнал. 2019. С. 72-80
8. Greenfield P.M. Technology and Informal Education: What Is Taught, What Is Learned // Science. 2009. Vol. 323, no. 5910.
9. Баяндина Н. Дети в Интернете: взвесим вред и пользу [Электронный
ресурс]. URL: http://вечернийекатеринбург.рф/ourcity/children/19155-
deti-v-internete-vzvesim-vred-i-polzu/
10. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России [Электронный ресурс] / Г. Солдатова, Е. Рассказова и др. М., 2012. URL: http://psypublic.com/assets/files/EU-Kids-Online-II-in- Russia.pdf
11. Глузман Л. Цифровое общество и цифровая амнезия // КомпьютерПресс. 2017. № 6.
12. Семеновских Т.В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде [Электронный ресурс] // Науковедение: интернет- журнал. 2014. Вып. 5 (24). URL:
https: //naukovedenie. ru/PDF /105PVN514 .pdf
13.. Хабенский Л. Основные формы цифровой амнезии. URL: https://informaticio.ru/tsifrovayaamneziya/
14. Степанов А. И. Влияние технологий на когнитивные способности человека // Молодой ученый. 2017. № 23.
15. Шехтер В. Д. Цифровая амнезия в контексте информационных технологий // Вестник университета. 2019. № 2.
..32


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ