Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты разработки стратегии малого предприятия и осуществления стратегического управления 5
1.1 Стратегия, как основа эффективной деятельности предприятия. Понятие
и назначение 5
1.2 Классификация
стратегий 8
1.3 Этапы стратегического планирования и общий вид структуры
стратегического плана 20
Глава 2 Комплексный анализ деятельности ООО «Твой стиль». Разработка стратегии предприятия 26
2.1 Организационно-экономическая характеристика и общая оценка
финансового состояния предприятия 26
2.2 Оценка эффективности стратегии предприятия ООО «Твой Стиль».
Анализ внешней и внутренней среды 30
2.3 Разработка стратегии развития предприятия ООО «Твой Стиль» 39
Заключение 52
Список используемых источников 55
Приложения 58
В современных условиях эффективность принимаемых бизнес-решений определяется уровнем разработки стратегии, направленных на безусловное повышение эффективности производства (реализации, услуг, работ), выпуск конкурентоспособной продукции (товаров, услуг), долгосрочного развития предприятия (выявление новых конкурентных преимуществ и поддержание старых, когда этого требует внешняя ситуация). В первую очередь такую задачу необходимо реализовать через механизм разработки и реализации стратегии управления предприятия. В связи с этим использование данного механизма является одним из неотъемлемых компонентов в рыночной экономике.
В планировании нуждается любая организация, как всё в целом народное хозяйство, так и в частности отдельная экономическая отрасль. Спланировать развитие предпринимательской инициативы - это, прежде всего, суметь правильно оценить риски и возможности, учитывая не только внутреннее состояние предприятия, но и внешнюю среду, выявить и развивать долгосрочные конкурентные преимущества предприятия.
Быстрое развитие старых технологических цепочек производств, а так же появление новых; новые неожиданные возможности, появившиеся благодаря развитию социальных сетей, позволяют моментально распространять и получать любую информацию, современные технологии теперь доступны всем, человеческий ресурс поменял свою роль в развитие и ведении бизнеса, все больше профессий можно заменить компьютерами. Так же появились новые запросы потребителей и возросла конкуренция за ресурсы. Рост предлагаемых видов товаров и услуг - все это способствует возникновению конкурентоспособной среды из новых производств, промышленных компаний и так далее.
Сегодня предприятия испытывают очень жестокую конкуренцию, и в ближайшие несколько лет ситуация еще более усугубится, и в тех целях, чтобы добиться успеха в нынешних условиях, предприятиям необходимо отказаться от такого принципа, как «товар и продажа» и осуществить переход к применению такого принципа, как «клиент и маркетинг». Стоит сказать, что это, в свою очередь, требует тщательного изучения того, как предприятия могут победить в конкурентной борьбе. В данном случае ответ находится в понимании стратегии развития предприятия.
Актуальность данного исследования обуславливается эффективностью принимаемых бизнес-решений, определяемых уровнем разработки стратегией управления предприятия, направленную на безусловное повышение эффективности производства (реализации, услуг, работ) и выпуск конкурентоспособной продукции (товаров, услуг), долгосрочного развития предприятия (выявление новых конкурентных преимуществ и поддержание старых, когда этого требует настоящая внешняя ситуация). В первую очередь такую задачу необходимо реализовать через механизм разработки и реализации стратегического управления. В связи с этим использование данного механизма является одним из неотъемлемых компонентов в рыночной экономике. Это и обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка стратегии управления малого предприятия на примере ООО «Твой Стиль».
Для достижения данной цели в рамках работы необходимо решить следующие задачи:
- изложить теоретические основы разработки стратегии управления малого предприятия;
- дать организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести финансовый анализ и анализ внешней и внутренней среды предприятия.
- разработать стратегию управления малого предприятия ООО «Твой стиль»
- провести анализ показателей эффективности внедрения разработанных стратегий развития.
Объектом исследования, проводимого в рамках работы, является ООО «Твой Стиль». Предмет исследования - разработка стратегии управления малого предприятия.
В исследования использовались различные общенаучные методы: анализ, абстрактно-логический метод; экономико-статистические методы: относительные и абсолютные величины, сравнение, ряды динамики, графический метод, монографический и расчетно-конструктивный метод.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов, посвященные организационным, правовым и экономическим проблемам темы исследования, а также работы методического и практического характера, связанные с различными аспектами исследуемой проблемы.
Работа состоит из введения, в котором обоснована актуальность темы исследования, их двух глав, а также заключения, в котором представлены основные выводы по проделанной работе.
В соответствии с целями и задачами сформулированными в ведении к работе были сделаны следующие выводы:
При выборе и разработке стратегии развития малого предприятия обязательно учитывается уровень управления, территориальная маневренность, мобильность, гибкость, соответственно, из всего разнообразия существующих стратегий развития нужно выбрать ту, которая соответствует всем указанным критериям.
Экономические показатели предприятия за анализируемый период с 2016 г. по 2018 г. выглядят таким образом: выручка ООО «Твой Стиль» увеличилась на 8,6% в результате роста спроса на услуги компании за счет расширения рынков сбыта, себестоимость увеличилась на 109,4%, прибыль от продаж снизилась на 1,5%. Так же за исследуемый период снижаются показатели рентабельности на 0,74 процентных пункта, что говорит о снижении эффективности продаж услуг компании. Объем товарооборота увеличился на 27,7 %, имея при этом увеличение расходов.
Исходя из проведенных анализов внутренней и внешней среды предприятия можно сделать следующие выводы: увеличение доли рынка и рост объемов продаж может быть достигнут расширением ассортимента товаров и обслуживанием новых групп покупателей, чего можно достигнуть благодаря открытию новых торговых точек.
Результаты SWOT-анализа показали, что стратегия ООО «Твой Стиль» должна быть построена так, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся слабости и удовлетворить поставленные цели на 2019-2020 г. Таким образом, стратегия развития должна учитывать возможность снижения издержек обращения и/или повышение прибыльности, а также изменения в структуре покупательского спроса: замедление темпов роста самого крупного и зрелого сегмента «женская одежда» и увеличение темпов роста сегмента «мужская одежда».
Анализ конкурентных сил дает возможность увидеть, что основные силы, которые оказывают влияние на компании этой отрасли - покупатели вес фактора влияния 3,8 п, так же большое влияние оказывает угроза появления новы конкурентов в отрасли 3,4 п. Вместе с тем, значительно влияют поставщики 2,8 п., внутриотраслевая конкуренция тоже оказывает влияние на поведение субъектов исследуемого рынка, вес фактора влияния которой составляет 2,89 п., так как на этом рынке действует много конкурентов, также большое число компаний являются крупными, финансово устойчивыми и мощными.
Анализ внешней и внутренней среды показал, что компании ООО «Твой Стиль» целесообразно расширять сеть фирменных магазинов в других регионах. Такая стратегия развития принесет ряд положительных последствий: увеличение прибыли на 13%, увеличение рентабельности продаж на 0,3%, увеличение выручки на 9,1% за первый год работы франчайзинговых магазинов в регионе. Помимо этого планируется значительное расширение ассортимента в фирменных региональных магазинах по сравнению с розничными магазинами города Томска, более широкие возможности по проведению маркетинговых исследований,
Таким образом, с использованием франчайзинга ООО «Твой Стиль» имеет возможность расширения и укрепления розничного бизнеса, но при этом он избавлен от необходимости вложения значительных финансовых средств в открытие собственных магазинов и привлечения дополнительных трудовых ресурсов.
После проведения предварительных переговоров были выявлены две розничные точки, готовые работать по франчайзингу с ООО «Твой Стиль»: это магазин «Твой Стиль» в г. Новосибирске и магазин «Твой Стиль» в г. Барнауле.
Стоимость приобретения торгового оборудования обойдется ООО «Твой Стиль» в сумму 1 млн. 180 тыс. рублей. В рамках анализа была спланирована величина расходов на продажу.
В рамках работы представлен финансовый план ООО «Твой Стиль», который включает план продаж и план доходов и расходов при открытии двух региональных магазинов на условиях франчайзинга.
Так на каждый затраченный 1 рубль ООО «Твой Стиль» получит 1 рубль 97 копеек дохода. Срок окупаемости инвестиций составляет 1 год 2 месяца.
Таким образом, исходя из расчета чистого дисконтированного дохода и срока окупаемости проекта: чистый дисконтированный доход> 0, индекс доходности> 1, что и свидетельствует об эффективности предложенных мероприятий.
1. Алексеев, А. Река, впадающая в песок, или несколько мыслей об управлении Целым / А. Алексеев, А. Матвеев. // Управление компанией. -
2013. - № 11. - С. 73.
2. Алексеевский, В.С. Социокультурная концепция общей теории менеджмента. / В.С. Алексеевский. // Менеджмент в России и за рубежом. -
2014. - № 2. - С. 11-19.
3. Альшулер, И. Стратегическое управление на основе маркетингового анализа. Инструменты, проблемы, ситуации. / И. Альтшуллер. - М.: Вершина, - 2006, - 232 с.
4. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия.СПб.: Питер, 2006. С. 420;
5. Басовский, Л. Е. Менеджмент: Учеб. пособие./ Л. Е. Басовский. - М.: ИНРФА-М, 2018. - 216 с.
6. Беляцкий, Н.П. Квантовая природа менеджмента. / Н.П. Беляцкий. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 4. - С. 9-15.
7. Беляцкий, Н.П. Управление персоналом. / Н.П. Беляцкий. - Мн.: МИНИИПУ, 2017. - 196 с.
8. Вгат, 2002; Аакер, 2002
9. Веснин, В.Р. Основы менеджмента. / В.Р. Веснин. - М.: Т.Д. «Элит-2017»,
2007. - 440 с.
10. Веснин, В.Р. Менеджмент: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / В.Р. Веснин. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2016. - 504 с.
11. Винокуров, В.А. Качество менеджмента - основа современной управленческой парадигмы. / В.А. Винокуров. // Менеджмент в России и за рубежом. - 2017. - №6. - С. 23-28.
12. Винокуров В. А. Организация стратегического управления на предприятии: Монографиям.: Центр экономики и маркетинга. 1996. С. 160;
13. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учебное пособие. / Е.Е. Вершигора. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 364 с.
14. Глухов, В.В. Менеджмент. Учебник для вузов. 3-е изд. / В.В. Глухов. - СПб.: Питер, 2018. - 608 с.
15. Гурков, И.Б. Стратегия и структура корпорации: учеб. пособие. 2 изд., перераб. / И.Б. Гурков - М: Изд-во «Дело», АНХ, - 2008. - 288 с.
..33