АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1 Южная пресса в начале Гражданской войны в США 21
1.1 Общая характеристика журналистики Юга 21
1.2 Цели и методы пропаганды Юга перед началом и во время Гражданской войны в
США 27
Глава 2 Основные способы формирования боевого духа 35
2.1 Коллективная память 39
2.2 Радость побед и замалчивание поражений 43
2.3 Критика администрации Севера 48
2.4 Анти-линкольнская традиция 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Актуальность данной работы можно выразить в следующей цитате: «Именно война превращает народ в нацию» - заявлял Генрих фон Трейчке . Самюэль Хантингтон утверждал, что в Америке так и произошло. Революция создала американский народ, а Гражданская война - американскую нацию. Эту же мысль подтвердил и американский историк Шелби Фут: «Любое понимание этой нации должно основываться, я имею в виду, по-настоящему основываться, на изучении гражданской войны. Я совершенно в этом уверен. Она определила нас. ... Гражданская война сделала нас такими, какие мы есть, определила наши хорошие и плохие стороны, и, если вы собираетесь постичь американский характер 20-го века, вам совершенно необходимо изучить великую катастрофу века 19-го. Это был перекресток нашего бытия, и этот перекресток был адским» .
Кроме того, в сегодняшнем информационном противостоянии можно часто слышать о пропаганде в американских СМИ как значительном политическом инструменте как внутри Соединенных Штатов, так и в контексте международных процессов. В этой связи важно отметить, что Гражданская война в США 1861-1865 гг. - еще и важный момент в истории развития прессы. Рос спрос на газеты - как на Севере, так и на Юге, люди требовали новостей о войне. Этот спрос на информацию продолжался и после войны, подталкивая газеты к расширению круга читателей. Можно утверждать, что именно во время Гражданской войны США окончательно сформировались как «нация читателей газет».
В XIX веке в США газеты и журналы стали основными агентами отражения и формирования общественного мнения. Широкая свобода слова и печати, децентрализованность прессы, постоянно растущие тиражи, делали периодическую печать выразителем мнений самых широких слоев населения .
Историография
Первое широкое обращение к этому вопросу произошло в работе под названием «Проблема общественного боевого духа в Южной Конфедерации», автором которой является Чарльз Рамсделл. В этой работе он выражает мнение, что успех для Юга был невозможен без всеобщей поддержки войны народными массами. Он утверждает, что падение единства, окончательно ставшее ясным в 1863 году, стало следствием значительного распада общественного морального духа, вызванного множеством причин, которые не были ни предвидены, ни предотвращены руководством Конфедерации . При самых различных обстоятельствах случившейся череды военных поражений в течение первых шести месяцев 1862 года, пресса Конфедерации в то же время занижала значение побед янки.
Отечественными американистами общественное мнение и его состояние на Севере Юге во время Гражданской войны на основе периодической печати еще не подвергалось анализу .
Одной из самых заметных отечественных исследовательниц общественного мнения в целом в период, предшествовавший Гражданской войне, является Алентьева Т.В. .
Выводы, которые можно сделать на основании множества ее работ, сводятся к следующим положениям:
- Периодические издания, в особенности доступная широкому кругу читателей дешевая пресса, которые возникли в США в 1820-1830-ых гг., совместно с публицистическими и литературными произведениями, стали важнейшими факторами в процессе формировании общественного мнения американцев в XIX в., оказывая воздействие на массовое сознание .
- В XIX в. в США получили распространение множество различных способов и средств формирования общественного мнения, носившие манипулятивный характер. Осуществлялось это посредством целенаправленного и дозированного отбора информации, сокрытия фактов, намеренное искажение, подменялись понятия, настойчиво повторялись определенные лозунги, также наблюдалось активное использование мифологем. Все это работало не только с целью формирования общественных настроений, но и для создания эффективного «образа врага». Однако, эту манипулятивность нельзя ставить во главу угла, утверждать, что она насаждалась «сверху». Все же в США существовала свобода печати, которая была гарантирована Конституцией, провозглашался и плюрализм мнений в СМИ. Но по мере приближения к Гражданской войне появлялись элементы самоцензуры, политического и общественного контроля, что вело к определенной однородности формирующегося общественного мнения, в особенности на Юге .
- Пресса, как локальная, так и официальная и партийно-политическая, не только формировала общественное мнение, но и служила своего рода зеркалом
настроений в обществе, так как становилась местом концентрации
многочисленных корреспонденций из других штатов, писем читателей .
Среди работ по журналистике в период Гражданской войны в США можно
отметить следующих авторов, работы которых на русский язык не переведены: это Эндрю Кутлер и его книга «Южные рапорты времен Гражданской войны», изданная в 1970 издательством Принстонского университета, а также статья "Конфедеративная пресса и общественный боевой дух" опубликованная в Журнале Южной истории, №32 (Ноябрь 1966). Указанные авторы приводят достаточно понятную картину состояния журналистики на Юге во время войны: что были сложности с получением информации, что было сложно и порой нерентабельно быть владельцем какого-либо издания, и необходимость «чувствования» общественного мнения - чтобы содержание твоей газеты отвечало тому, что хотят читать люди, и что они думают. Образованные жители Юга, ответственные за содержание газет, понимали важность общественного мнения и как его формировать, например, используя определенные наборы слов, таких, как «боевой дух» и др. Также автор статьи «Конфедеративная пресса и общественный боевой дух» отмечает: успех Юга на первых порах войны был бы невозможен без поддержки народных масс, а так же выражает мнение, что именно в начале войны общественный боевой дух достиг своего максимального значения. Кроме того, эти работы в целом стали важным источником возникновения самого «образа» описываемых и рассматриваемых в данной работе процессов.
Самое фундаментальное исследование «технической» стороны журналистики в этот период провел профессор Форд Ризли, и изложил результаты своего труда в книге «Журналистика в Гражданской войне». Он замечает и обращает внимание на то, что Гражданская война стала первой в истории США, события которой полностью освещались прессой. Кроме того, в отличие от прочих авторов, которые отмечали только одностороннее влияние прессы на войну посредством общественного мнения, он добавляет и важную мысль о том, что и война в огромной степени повлияла на развитие периодической печати: многие сопутствующие технические моменты были отлажены во время этого события, что позволило американской прессе после Гражданской войны выйти на качественно новый уровень по количеству тиражей, читателей и способов получения и отражения информации.
В последние годы (с 2015 по 2019), отечественные американисты все чаще обращаются к проблеме Гражданской войны США в различных аспектах сохранения исторической памяти об этом узловом событии американской истории.
Например, Алентьева Т.В. опубликовала среди прочих своих работ по истории Гражданской войны в США, статью с названием, достаточно отражающим сущность работы - «Память о Гражданской войне в США (1861-1865) в монументах и мемориалах американской столицы» , которая в очередной раз актуализировала тематику Гражданской войны в США в современном исследовательском поле.
Общую картину пропагандистской политики Юга позволила увидеть работа Кодиной В. С., опубликованная в 2015 году . Результатом ее исследования стала общая информация по целям, способам пропаганды, которые использовались Конфедератами, но упор был сделан на наглядные материалы, такие как банкноты, монеты, политические карикатуры. Однако, с точки зрения прослеживания характерных тенденций, эта статья стала важным звеном в процессе подготовки к написанию данной работы.
За исключением вышеупомянутых изданий, можно говорить, что проблема южной журналистики изучена крайне слабо - в отличие от северной. И в тех работах, которые все же затрагивают проблему общественного мнения на Юге в период Гражданской войны в США, акцент делается в большей степени на технических подробностях: например, трудности использования телеграфной связи, сообщения между штатами и населенными пунктами, технические особенности типографской работы и пр.
Цель настоящей работы - проиллюстрировать основные способы и цели формирования пропагандистских сообщений, которые использовались прессой Южных штатов в начальный период Гражданской войны в США.
Для достижения обозначенной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Выявить особенности, характерные для южной печати в период
Гражданской войны в США 1861-1865 гг. в целом, для того, чтобы отличать явления локальные и уникальные от общих тенденций
2. Определить ключевые цели, стоявшие перед южными печатными изданиями в период Гражданской войны, так как именно вокруг целей и будет формироваться система пропагандистских сообщений, направленных на их осуществление.
3. Определить основные способы формирования общественного боевого духа, используемые изданиями и привести ряд показательных примеров, иллюстрирующих тот или иной метод формулировки пропагандистских сообщений.
Главным средством распространения взглядов и идей - иными словами, пропаганды, - в рассматриваемый промежуток времени на территории США являлась газета . Особенно остро вопрос формирования общественного мнения и сознания стоит в годы переломов и кризисов.
Объектом исследования является Гражданская война в США 1861-1865 гг.
Предмет - особенности формирования общественного боевого духа Конфедерации в начале Гражданской войны в США 1861-1865 гг.
Хронологические рамки определяются весной-летом 1861 года. Выбор такого временного отрезка объясняется тем, что именно в этот промежуток времени проходили первые заметные военные столкновения в Гражданской войне в США 1861 -1865 гг - 12 апреля - сражение за Форт Самтер, считающееся фактически началом Гражданской войны, 1 июня - Сражение при Фэирфакс-Кортхауз; 3 июня - Сражение при Филиппи; 10 июня - Сражение при Биг-Бетель; 17 июня - Сражение при Вьенне. Было необходимо формировать «боевой дух», чувство патриотизма и долга, формировать общественное мнение, сплачивать общество.
Также автор обращается к более раннему периоду, начинающемуся с середины октября 1860 года, так как в ноябре проходили президентские выборы в США, на которых победил Авраам Линкольн. Именно с этого времени, по мнению автора, начинает зарождаться так называемая анти-линкольнская традиция, ставшая неким «скелетом» для пропагандистских кампаний периода назревания конфликта и первых актов военных действий.
Периодические издания в годы переломов и кризисов являются одним из важнейших исторических источников, изучаемых для понимания настроений общественности и социальной обстановки в целом, так как они напрямую зависят от породившей их социальной действительности, и выявления факторов, их
детерминирующих. Безусловно, для подобного подхода к изучению исторических событий было важно не только изучать материал по газетам, издаваемым в столице или же отличающимся своей ориентацией на мнение, желания и наставления администрирующей верхушки. Представляется необходимым обращать должное внимание на региональные периодические издания, которые и были выбраны в качестве источников. Именно на основании материалов газет выделяются особенности формирования общественного боевого духа Конфедерации в начале Гражданской войны в США 1861-1865 гг.
Основу источниковой базы составляют издания: «Мемфис Дэйли Эпиэл», «Дэйли Нашвилл Пэтриот», «Уилмингтон Джоурнал», «Ричмонд Энквайэр» и «Йорквилл Энквайэр».
- «Мемфис Дэйли Эпиэл» (Мемфис, Теннесси)
В 1841 году, Генри Ван Пелт напечатал первый выпуск еженедельной газеты «Мемфис Эпиэл». По мере развития и роста города, все более развивалась и сама газета и вскоре оказалась в руках нового хозяина, став, с началом Гражданской войны, «голосом Конфедерации» - и, в большей степени, поэтому, оно представляет такой интерес к изучению.
Географический охват издания весь широкий и выходит за пределы штата, в котором оно печаталось: Сельма, Даллас (Алабама), Монтгомери, Монтгомери, (Алабама), Макон, Бибб (Джорджия), Атланта, Фултон (Джорджия), Гриффин, Спалдинг (Джорджия), Эрнандо, Де Сото (Миссисипи), Гренада, Гренада (Миссисипи), Джексон, Хиндс (Миссисипи), Виксбург, Уоррен (Миссисипи), Мемфис, Шелби (Теннесси) .
Этот факт также важен в контексте общей картины степени развития коммуникаций на Юге в это период времени - получение информации, передача готовых выпусков - процесс комплексный, требующий больших трудовых и денежных затрат. Таким образом, обозначенная область распространения издания может свидетельствовать сразу о нескольких важных факторах:
> У владельцев издания было достаточно средств к осуществлению поставок газет в другие штаты;
> Средства поступали в большей степени за счет «^окупаемости» газет. А если газеты покупают, то люди в них находят отражение своих взглядов, так как чем больший тираж имело то или иное издание, тем большее влияние оно оказывало на общественное мнение, и, одновременно, его выражало. Важнейшим показателем того, насколько адекватно отражалось уже сформировавшееся общественное мнение, служит востребованность газеты читателями, степень ее распространенности ;
> География «покрытия» выражает также и масштабы влияния содержания издания, распространения ее взглядов и восприятия новостей в представляемом им виде.
Война, как ни одно другое событие, подчеркнула важность газеты как конвейера информации, что повлекло за собой резкий скачок в тиражах: с меньше чем 2000 в 1860 до 10000 в июле 1861 года. К февралю 1862 года, редакторы посчитали необходимым печатать по два выпуска в день - утром и вечером - для того, чтобы отвечать все более нарастающим потребностям в информации. Сами редакторы отмечали, что читателей не столько интересовали заметки, сколько сухие факты - статистика по сражениям, жертвам и короткие политические новости .
«Мемфис Эпиэл» в период предвыборной гонки 1860 года поддерживал Стивена Дугласа (демократ, был соперником Авраама Линкольна на выборах в Сенат США 1858 года, во время которых одержал победу). Издание выражает в целом нейтральное отношение к Бэллу и Брекинриджу (демократ) - упоминало их только вскользь при приведении каких-либо статистических данных по выборам. В целом менее проводило не агрессивную пропаганду по отношению к противникам.
Тираж издания приводится в выпуске от 23 мая 1861 года (стр. 2):
- Средний тираж ежедневного выпуска - 6488 экземпляров
- Средний тираж воскресного выпуска - 8000 экземпляров
Численность населения города Мемфис в этот период - около 23000 человек. Таким образом, даже с учетом географической распространенности данного издания как внутри штата Теннеси, так и за его пределами, можно утверждать, что тираж газеты был достаточно большим для данного периода времени.
- «Дэйли Нашвилл Пэтриот» (Нашвилл, Теннесси)
В ходе Гражданской войны, “Патриот” был одной из первых газет Нашвилла, которая предприняла попытку рассказывать новости , облачая их в более художественные формы повествования - в том числе, обогащать иллюстрациями, а не приводить исключительно сухие факты.
В городе, где много газет, конкуренция за рекламодателей и подписчиков была жесткой, хотя численность населения города в 1860 году составляла 16988 человек. Такой вывод может быть основан на заявлении «Патриота» от 28 февраля 1860 года:
«Подпишись на «Патриот» и посвяти всю оставшуюся жизнь патриотичному делу по спасению страны путем расширения тиража нашей газеты".
Важно отметить, что «Нашвилл Патриот» - издание с гораздо большим количеством рекламы, чем в «Мемфис Дэйли Эпиэл», и, соответственно, меньшей содержательной долей текста. Однако, несмотря на это, Нашвилл был столицей штата , а также значимым транспортным узлом на территории Юга, соответственно, при наличии достаточных средств с продажи рекламы в выпусках, можно предположить, что издание имело больший доступ к достоверной и быстрой информации, чем газета из Мемфиса, ввиду того, что телеграфная связь в рассматриваемый период являлась очень дорогим удовольствием.
«Патриот» - самый ревностный, активный и неутомимый сторонник Партии конституционного союза . В 1860 году, когда многие бывшие виги поддержали партию Конституционного союза, “Патриот” последовал их примеру, поддержав кандидата в президенты от Теннеси Джона Белла. Когда Белл проиграл Линкольну, «Патриот» (вместе со многими бывшими сторонниками Конституционного Союза) поддержал Конфедерацию.
- «Уилмингтон Джоурнал» (Уилмингтон, Северная Каролина)
«Уилмингтон» был запущен Дэвидом Фултоном и Альфредом Л. Прайсом в 1844 году в Северной Каролине. Фултон и Прайс были убежденными демократами и основали газету как «бескомпромиссный противник» политики и повестки дня вигов. Хотя в первую очередь это была политическая газета, редакторы также освещали новости, касающиеся сельского хозяйства, промышленности, торговли и рынков. Под их руководством журнал быстро стал одним из самых политически влиятельных изданий в государстве. Как сторонник Конфедерации во время Гражданской войны, Джеймс Фултон часто скрывал информацию о положении в Уилмингтоне и других темах, которые считались вредными для боевого духа Южной армии .
Газета выходила один раз в неделю, по четвергам. Верстка «Уилмингтон Джоурнал» значительно отличается от той, что можно встретить в «Мемфис Дэйли Эпиэл» и «Дэйли Нашвилл Патриот», так как рекламы во много раз меньше - ее, практически, нет. Таким образом, практически все 4 страницы занимает текст - лишь немного разбавленный коммерческими колонками о текущих ценах, информацией для налогоплательщиков и т.п.
- «Ричмонд Энквайэр» (Ричмонд, Вирджиния)
Издание «Ричмонд-энквайэр», известное до 1815 года как «Энквайр», играло значительную роль в американской политике, как в Вирджинии, так и за ее пределами. Объявив «Verite sans peur» или «Правда без страха» как своё кредо, «Ричмонд Энквайрер» гордился тем, что являлся поддержкой для джефферсоновского республиканизма, а затем стал ярым сторонником Демократической партии.
«Ричмонд Энквайэр», как и большинство других газет своего времени, был в значительной степени определен политической полярностью. Используя свою прессу в качестве политической платформы, Томас Ритчи - редактор издания, стал видной и влиятельной фигурой в политике Вирджинии, выступая в составе группы влиятельных демократических республиканцев. После него редакторами становились его сын и внук, после которых газета находилась в ведении группы бизнесменов из Ричмонда во главе с капитаном пехотного полка Дженнингсом Уайзом до его смерти в бою в 1862 году.
«Ричмонд Энквайэр» оставался сильно демократически ориентированным и во время Гражданской войны, горячо поддерживая Конфедерацию и администрацию Джефферсона Дэвиса . Некоторые исследователи считают «Энквайэр» лучшим ежедневным изданием Юга в военный период - самым честным и патриотичным .
- «Йорквилл Энквайэр» (Йорквилл, Южная Каролина)
Местная, небольшая газета, географическое покрытие которой ограничивалось только городом Йорквилл (современный Йорк) . Примечателен этот город тем, что в сравнении с четырьмя предыдущими - он имел меньшую численность населения (накануне Гражданской войны население округа выросло примерно до 21 500 человек ), и рабовладение там было развито в гораздо меньше степени. Несмотря на то, что его показатели значительно возросло в период между 1800 и 1860 годами, хотя большинство рабов работали на небольших и средних фермах, а не на больших плантациях, как это было в Мемфисе, Нашвилле, Ричмонде и Уилмингтоне. Цифры 1860 года показывают, что рабовладельческие угодья в округе Йорк были относительно небольшими: примерно 70% всех ферм содержали менее 10 рабов и менее 3% ферм с 50 и более . Округ Йорк был сильно привязан к сельскому хозяйству: в 1850 году 93% рабочей силы занимались выращиванием сельскохозяйственных культур, в то время как в остальных штатах США средняя численность сельскохозяйственной рабочей силы составляла 78%.
В 1823 году была создана первая в округе газета «Йорквильский пионер» (она работала чуть больше года) и последовало несколько других попыток, пока «Йорквилл
Энкваэйр» не был впервые опубликован в 1855 году. Таким образом, это, хотя и достаточно мелкое издание, оставалось своего рода «монополистом» на формирование общественного мнение в округе Йорквилл к моменту начала Гражданской война.
На протяжении большей части своего существования «Йорквилл Энквайэр» находился под управлением одной семьи - Грист, так что семья и газета были почти синонимами в умах жителей Йорквилля. 4 января 1855 года Льюис Грист - сын основателя - выпустил совершенно новую газету «Йокрвилл Энквайэр» , «независимый журнал для продвижения политических, социальных, сельскохозяйственных и коммерческих интересов Юга» - как пишут в заглавии каждого выпуска сами редакторы. В начале гражданской войны Льюис Грист передал управление «Энквайэром» своему отцу Джону Гристу и поступил на службу в армию Конфедеративных Штатов. Во время войны «Энквайэр» только дважды приостанавливал публикацию, несмотря на нехватку бумаги .
В качестве дополнительных источников также используются выступления Джефферсона Дэвиса - первого и последнего президента Конфедеративных Штатов Америки:
- Инаугурационная речь в качестве временного президента, произнесенная им 18 февраля 1861 года
- Инаугурационная речь в качестве избранного президента (22 февраля 1862 года).
Два этих выступления представляют интерес по той причине, что затронутые в них тезисы впоследствии использовались в вышеупомянутых изданиях, стали своего рода пропагандистской «линией». Проведение сравнений содержания публичных выступлений лидера Юга и заметок в газетах, позволит выделить то, что входило в более общую картину формирования общественного мнения, а что было «инициативой» редакторов изданий и не может быть с уверенностью оценено как характерное явление для южной пропаганды в целом.
- Роберт Барнвелл Ретт - «Разговор, состоявшийся во время войны»
Роберт Барнвелл Смит был родом из Южной Каролины. По образованию - юрист, по убеждениям - демократ, служил в Законодательном собрании Южной Каролины и даже был назначен на должность генерального прокурора штата в 1862 году. Спустя 5 лет его карьера пошла в гору, и он оказался в Палате представителей, где провел шесть сроков. В 1852 году, после поражения демократов на выборах в Конгресс, Ретт отошел от политики. Вернулся к общественной деятельность он лишь в возрасте 60 лет, на пороге Гражданской войны - в 1860 году, и стал одной из ведущих сил южнокаролинской сецессии и написал «Обращение граждан Южной Каролины к гражданам рабовладельческих штатов», впоследствии став членом Конгресса Конфедеративных Штатов Америки. Ретт также являлся владельцем газеты «Меркьюри», став, таким образом, своеобразным лидером мнений, по крайней мере, в границах своего штата - Южной Каролины.
Ретт, который, вероятно, желал стать госсекретарем, если не президентом в новообразовавшемся правительстве, написал ряд позиций, которым Юг должен был следовать в отношениями с иностранными державами. Он написал вымышленный диалог между англичанином и южанином, которого он уже называл Конфедератом, В нем он сформулировал каждый вопрос так, чтобы заложить в него бесспорный ответ, и все это предназначалось для того, чтобы показать Конфедеративные штаты в лучшем свете в глазах Англии и других иностранных держав. Впервые этот «Разговор» был опубликован в книге американского историка Уильяма Ч. Дэвиса «Look Away! A History of the Confederate States of America» в 2002 году .
Также в работе используются источники личного происхождения, позволяющие понять, как риторика, используемая в газетах и публичных выступлениях лидера Конфедерации, находила отражение в сознании главных участников Гражданской войны со стороны Юга - его солдат.
- Мемуары Сэма Уоткинса - «Co. Aytch».
Сэм Уоткинс был солдатом роты H (или Ко. «Айтч», как он ее называл), 1-го пехотного полка Теннеси. Он стал одним из семи человек, которые остались в роте, первоначальная численность которой составляла 120 человек, когда армия Теннесси генерала Джозефа И. Джонстона сдалась генералу Уильяму Т. Шерману. в Северной Каролине в апреле 1865 года.
Название подразумевает, что книга является историей роты, или, более того, своего рода полковой летописью. На самом деле, это не так: это лишь захватывающая история Сэма Уоткинса. Уоткинсу был двадцать один год, когда началась война весной 1861 года. На протяжении своего повествования, автор не делает вид, что он пишет что-либо, кроме рассказа о том, что сам видел и испытал .
Факт того, что Уоткинс писал свои мемуары почти полностью по памяти и примерно двадцать лет спустя после описываемых им событий, неизбежно означал, что в его истории были ошибки в деталях; но большинство из этих ошибок были незначительными. Вероятно, потому что он был гораздо лучше образован, чем рядовой Конфедерат, его повествование иногда можно назвать проявлением подлинного литературного таланта. Его работу называют одним из лучших источников об опыте Гражданской войны глазами рядового солдата.
- Личная переписка семей Г онсалес и Элиотт
Семья Элиотт владели плантациями хлопка и риса, а также имели недвижимость во многих городах Южной и Северной Каролины. Их коллекция - это, главным образом, переписка, а также финансовые и юридические документы, бухгалтерские книги, карты и листы, несколько работ Уильяма Эллиота. Большая часть материала до гражданской войны - это переписка Уильяма Эллиота о политике Южной Каролины; его путешествиях в Саратога-Спрингс и другие курорты, северные штаты и Европу; управление плантациями; обсуждения рисовых и хлопковых культуры, жизни рабов, вопросы воспитания детей и различные семейные дела. Лишь несколько писем документируют карьеру Уильяма Эллиота как писателя. Переписка в годы Гражданской войны рассказывает о жизни гражданских лиц и солдат в Южной Каролине и в западной части Северной Каролины. Переписка после Гражданской войны раскрывает финансовые трудности Эллиотта, их борьбу за возможность образование для своих детей и их усилия по восстановлению своих плантаций.
Методологическая база исследования - теория установления повестки дня и рамочный анализ медиа-текстов, как инструменты изучения механизмов влияния СМИ на общество.
Теоретики первого механизма утверждают, что главное воздействие СМИ на аудиторию состоит не во внушении тех или иных взглядов и идей, а в «строительстве
повестки дня» («agenda-building»). В тот момент, когда СМИ освещают те или иные события или проблемы, они начинают восприниматься аудиторией как наиболее важные и заслуживающие внимание. Соответствующая проблемная зона активизируется за счет остальных зон, и таким образом происходит формирование «повестки дня», то есть представления о том, что в текущий момент времени является важным, что требует особого внимания . В графической форме данные механизмы могут быть изображены в соответствии с рисунком 1:
‘Один из возможных вариантов
Рисунок 1 - Схема функционирования установления повестки дня и фрейминга
политического медиа-текста .
В политической коммуникативистике фрейминг понимается как процесс, в ходе которого происходит отбор определенных аспектов той реальности, которую отображают журналисты. В ходе этого процесса осуществляется усиление характера представленности тех или иных аспектов, с целью сформулировать определенные причинно-следственные связи, морально-нравственные интерпретации и рекомендации по тому, как стоит относиться к той или иной ситуации и как в ней себя вести .
Наиболее полное определение именно этой трактовке фрейминга дали в 1989 года Гэмсон и Модильяни. В их понимании фрейм - это стержневая идея коммуникационного текста, раскрывающая суть и содержание основного сюжета информационного сообщения . Таким образом, под фреймом можно также понять и тот вид социальной ситуации, каким оно предстало в прессе или иных СМИ, та сторона ее, которая была избрана как наиболее существенная.
Интересна также и теоретическая модель Шойфеля . Согласно этой модели, формируются медийные фреймы, которые адресуются аудитории. В результате у потребителей транслируемой прессой информации формируются индивидуальные фреймы. Они, в свою очередь, во многом предопределяют политическое поведение и отношение аудитории к происходящему, которое воздействует на журналистов, на то, какие фреймы они создают - ведь они сами есть непосредственные члены того общества, для которого создают свои материалы. Это замыкает так называемый «жизненный цикл» фрейминга - масс-медиа, создавшие определенный фрейм, в конце концов и сами становятся его «заложниками» . Наглядно этот процесс можно изобразить в соответствии с рисунком 2:
Рисунок 2 - «Жизненный цикл» фрейминга масс-медиа35.
В данной работе информация воспринимается как источник принятия решения, источник конструирования будущей ситуации . Информация - инструментарий . Однако содержание сообщения претерпевает такие трансформации, что его оригинальный, аутентичный смысл уже не поддается восстановлению. Сообщения не проходят в вакууме - социальный контекст передачи сообщения усиливает их значения . И именно это уточнение является одним из ключевых оснований для интерпретаций содержания рассматриваемых изданий.
В тексте политического сообщения мы встречаем наложение смысловых полей . Они смешиваются, какие-то их части нивелируются за счет других, или же оказываются просто сокрытыми. Результатом этого становится то, что адресат воспринимает информацию двойного смыслового объема - то, что выражено напрямую, и скрытый дискурс, в который и заложены цели и стремления автора сообщения или его «заказчика». Почти весь набор относимых ему задач можно трактовать как переведение проблемы в более широкие рамки, выгодные для коммуникатора . Мы также можем рассматривать информацию в аспекте конструирования будущего, поскольку именно она задает развитие ситуации .
Далее информация поступает в человеческий мозг и в дело вступает память. Память принято делить на кратковременную и долговременную. Таким образом, вновь полученная информация, анализируется, понимается в кратковременной памяти, но с использованием данных, хранящихся в долговременной. Эти данные состоят из знания, полученного из личного жизненного опыта и внутренних убеждений. В итоге мы получаем два уровня прохождения “двухслойной” информации через сознание человека.
На прохождении двух уровней памяти процесс восприятия информации не заканчивается. Далее полученное сообщение проходит через эпизодическую и семантическую памяти, являющиеся составными частями долговременной.
Что мы понимаем под двумя этими типами?
Эпизодическая память отвечает за жизненный опыт человека, и хранит в себе результаты его переработки, в то время как семантическая состоит из обобщенной информации, полученной из различных сфер социальной составляющей жизни человека. Исходя из этого, получаем два подтипа памяти - личную и социальную, мышление в рамках которых происходит различным образом .
Проанализировав процессы обработки информации и их результаты, а также обозначив сообщения, рассматриваемые как поле для интерпретаций как политические нарративы, можно отметить, что в рамках данной работы главенствующим становится допущение о том, что рассматриваемые сообщения воспринимаются как пропагандистские.
Во избежание возможности двояких трактовок и недопонимания, приведем определение пропагандистских сообщений, которое является рабочим для настоящего исследования.
Пропагандистское сообщение предполагается трактовать как информационнопсихологический объект, который одновременно находится в двух плоскостях: в информационной плоскости - как носитель информации и как исходная причина; и в психологической плоскости - как конечная точка процесса и как точка зрения, с которой происходит выбор той или иной когнитивной опоры.
Пропагандистское сообщение способно активировать определенные когнитивные структуры, ведущие к когнитивным изменениями. Оно действует как на уровне открытых замыслов, так и на уровне скрытых замыслов, либо на уровне следствия из открытых смыслов .
Основная часть работы состоит из двух глав. В первой главе автор выявляет особенности, характерные для южной печати в период Гражданской войны в США 1861 - 1865 гг. в целом, для того, чтобы отличать явления локальные и уникальные от общих тенденций. А также определяются основные цели пропаганды Конфедеративных штатов, а также методы, которые использовались для их достижения.
Во второй главе приводятся основные способы формирования общественного боевого духа, используемые рассматриваемыми изданиями, а также приводится ряд показательных примеров.
В заключении автор суммирует все тезисы, которые были затронуты в главах I и II, обосновывает выполнение цели, а также приводит размышления о потенциальном развитии данной темы.
Делая вывод по результатам проведенного исследования, отметим, что цель работы может считаться выполненной: определены основные цели, которые преследовали редакторы южных газет, а также те способы формирования пропагандистских сообщений, которые они использовали.
Основными целями южной пропаганды были:
- Привлечение добровольцев в ряды защитников конфедеративных штатов
- Пропаганда использования рабского труда на территории южных штатов
- Превознести военные цели Юга и саму идею войны как высшую ценность в текущий период времени
- Обоснование идеи проведения независимой экономической политики вне союза
- Максимизировать степень соответствия новостей действительности и минимизировать возможности оказаться пойманными на информационной лжи
- Борьба с военной цензурой.
Выявление основных способов формирования пропагандистских сообщений позволило структурировать эмпирический материал, что, в свою очередь, является удобным инструментом для проведения дальнейшего анализа источников, так как существование классификации упрощает процесс выявления уникальных форм сообщений, для ее последующего расширения и дополнения, или опровержения.
- Словоупотребление - анализ изданий позволил увидеть ряд слов, которые
используются в разы чаще, чем другие, имеющие столь же сильную
эмоциональную окраску. Такими словами-маркерами стали «morale» и «spirit», которые на русский язык переводятся буквально как «боевой дух» - используемые для выражения и формирования определенного отношения (групп или личности), которое бы благоприятствовало успеху военных кампаний. А также «invasion» - буквально «вторжение» - как характеристика действий северной администрации, что служит определенной оценкой всего происходящего, наделения Гражданской войны смысла «освобождения» своих земель от вторгнувшегося противника
- Коллективная память - постоянное обращение к подвигам «отцов-основателей», вершителей войны за свободу, права - то, за что, согласно мнению редакторов газет, необходимо сражаться вновь.
- Умалчивание одних аспектов событий, с целью акцентирования внимания на других - не рассказывается о военных провалах, об уже свершившихся поражениях напрямую - приводится, например, высказывание Джефферсона о том, что наши границы укреплены. Но не говорится о том, что стало причиной необходимости в дополнительных укреплениях - что на днях один из участков был прорван противником, что привело к ощутимым людским потерям.
- Подача информации только с выгодной для себя стороны - например, при описании неудачного сражения, в котором Юг потерпел поражения, события описываются однобоко - сколько солдат Севера погибли, каким образом подстрелили одну из жертв. Однако, ни слова о потерях Юга и исходе битвы.
- Критика Администрации Севера, сопровождающаяся противопоставлением с Конфедеративной в контексте отрицательных/положительных действий
- Радость побед и замалчивание поражений - отражение этого пункта частично находится в двух предыдущих - порой незначительные победы, их подробности могут быть упомянуты из номера в номер, в то время как поражения, даже достаточно крупные, часто вовсе игнорируются, либо не приводится итог сражения, о котором идет речь в новостной сводке
- Статистика - любого характера: от показателей здоровья населения и объемов сбора урожая до количества рабов, желающих вступить в ряды Конфедеративной армии.
- Воспевание войны как явления в целом, ставя военные цели Конфедерации на высшие позиции - военная линия романтизируется, призывы вступить в армию преподносят этот поступок как величайшую службу, достижение человека в его жизни. А можно ли было преподносить это иначе, фактически взывая к народу идти навстречу собственной смерти, оставляя дом и семьи?
- Расчет на пропагандистскую помощь со стороны Англии Франции - связан этот расчет был в большей степени с внешнеэкономическими аспектами их сотрудничества с Югом. Собственно, когда торговля с этими странами оказалась заблокирована - и к поддержке со стороны печатных изданий Западных держав стали обращаться реже.
- «Антилинкольнская» традиция как линия пропаганды
В результате анализа особенностей южной прессы в период Гражданской войны в США 1861-1865 гг., удалось выяснить, что те особенности, выявленные по результатам работы с источниками, не являются в общем смысле исключительными или в значительной степени отличающимися от картины в целом. Все те проблемы, характерные для подавляющего большинства издательств Юга, такие как нехватка достоверных источников информации и неготовность отражать события в истинном вид е, не являются чуждыми ни для одного из рассмотренных в данной работе изданий.
Определены и основные формы информационных сообщений. Формы, которые наделяли текст дополнительным смыслом, придавали ему определенное настроение и задавали тенденции общественного мышления и отношения к происходящему - как выглядела пространственная ориентация текста на страницах издания, как учитывалась «читаемость» страниц для размещения нужной информации в наиболее подходящих местах.
Можно сделать и такой вывод: в Конфедерации в самом начале войны был высокий уровень общественного боевого духа. Далее наблюдается постепенное снижение, незаметное в 1861-1862, но уже разрушительное к лету 1863 года, когда начался стремительный спад, продолжавшийся с короткими перерывами до весны 1865 года. Пресса была целиком ответственна за создание ложных надежд на военный успех.
В попытках объяснить причины упадка духа Конфедерации, историки подчеркивают значительную роль так называемой «потери нервов» (loss of nerve) которая стала очевидна после середины войны и постепенно ухудшалась вслед за углублением военных поражений.
Усиливать боевой дух читателей было относительно легко в 1861 году, когда волонтеры стекались со всех уголков Конфедерации, и никакие серьезные неудачи не затемняли путь на пути к победе Юга.
Ирвинг Гофман, один из выдающихся теоретиков фрейм-анализа, утверждал - мы создаем нереальный мир, чтобы понимать мир реальный. Пресса же создает мир нереальный, чтобы возыметь желаемый, но едва возможный успех в реальном.
1. Мемфис Дэйли Эпиэл. - Мемфис (Теннеси), 1860-1861.
2. Дэйли Нашвилл Патриот. - Нашвилл (Теннеси), 1860-1861.
3. Уилмингтон Джоурнал. - Уилмингтон (Северная Каролина), 1861.
4. Ричмонд Энквайэр. - Ричмонд (Вирджиния), 1861.
5. Йорквилл Энквайэр. - Йорквилл (Южная Каролина), 1861.
Публичные выступления политиков
6. Джефферсон Дэвис - Инаугурационная речь в качестве временного президента, Монтгомери, Алабама, 18 февраля 1861 года // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие / сост. Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - Ч. 2: XIX в. - 290 с.
7. Джефферсон Дэвис - Инаугурационная речь в качестве избранного президента, Ричмонд, Виргиния, 22 февраля 1862 года // Хрестоматия по истории Нового времени стран Европы и Америки: В 2 кн. Кн.1. Внутриполитическое развитие / сост. Д.В. Кузнецов. - Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2010. - Ч. 2: XIX в. - 290 с.
Источники личного происхождения
8. Watkins S. Company Aytch. Penguin, 1999 г. - 304 р.
9. Elliott and Gonzales Family Papers, personal Correspondence, 1861-1862 [Electronic resource] // Southern History Collection. - Electronic data. - Chapel Hill,
2000. - URL: https://docsouth.unc.edu/imls/gonzales/gonzales.html (access date: 17.05.2019).
Художественные произведения
10. Ретт Р. Разговор, состоявшийся во время войны. 1862-1866 // Davis W. C. Look Away! A History of the Confederate States of America. - Simon and Schuster, 2002. - 496 p.
Литература
11. Алентьева Т. В. Роль общественного мнения в канун гражданской войны в США (1850-1861). - Курск: Изд-во Курского гос. Ун-та, 2008. - 237 с.
12. Алентьева Т.В. Роль общественного мнения в эпоху революций и гражданских войн: методологический аспект (на примере Гражданской войны в США) [Электронный ресурс] // Репозиторий ВГУ. - Воронеж, [Б. г.] - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://lib.vsu.by/xmlui/bitstream/handle/123456789/10829/295- 298.pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения 21.05.2018).
13. Алентьева Т. В. Американская журналистика в первой половине и середине XIX века. - Курск : Изд-во Курск, гос. ун-та, 2008. - 130 с.
14. Алентьева Т. В. Революция в американской прессе в 1830-1840-х гг. // Мифы и реалии американской истории в периодике XVIII-XIX вв. В 3 т. Т. 1. / отв. ред. В. А. Коленеко. - М., 2008. С. 109-135.
15. Алентьева Т.В. Общественное мнение в США в период назревания Гражданской войны: 1828-1861 : дис. ... д-ра историч. наук / Т. В. Алентьева. - Курск, 2006.
..52